Омографы примеры слов для детей. Омографы

Что такое омографы? Для чего нужны омографы?

    В переводе дословно омографы это одинаково пишу

    В этих словах написание одинаково, а вот ударение и порою смысл слова разный

    например: берегу (глагол) я тебя берегу

    и сидишь на берегу (существительное)

    ты мне дорог и много дорог

    паром плавательное судно и обжечься паром

    Я плачу за все, и я плачу, когда больно(плакать)

    В русском языке есть слова омонимы, а есть слова омографы. Что это такое и почему важно их не путать?

    Если омонимы одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение, то омографы - пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

    Слова-омографы в русском языке, примеры:

    атлАс (ткань) и Атлас (географический).

    селО (существительное, деревня) и сЕло (глагол, например: солнце село). Они пишутся одинаково, но звучат по-разному, и смысл тоже имеют разный.

    Для сравнения, слова-омонимы: завод (в значении предприятие) и завод (например, завод будильника). Они звучат одинаково, но имеют разный смысл.

    Омографы, как и другие слова, нужны для того, чтобы русский язык был богаче и выразительнее.

    Омографы - это слова, которые пишутся одинаково, но звучать они могут по разному (ударение, к примеру, на другой слог), а также значения они имеют различные. Например, такое слово, как большая. если поставить ударение на первый слог, то значение будет часть, которая больше, а если на второй слог, то просто в значении что-то, чего много

    Омографы - это слова, имеющие одно и тоже написание, но различное друг от друга произношение. Как правило, в этих словах ударение может падать на разные слоги.

    Например, МукА и МУка.

    Также есть случаи с буквой quot; - так как при письме вместо не можно писать букву Е, то могут возникнуть совпадения с абсолютно другими по смыслу словами.

    Например, Вс (значение - хватит, конец) -> (на письме) Все, но есть также слово Все (которое изначально пишется и произносится всегда с Е и имеет значение полный, абсолютный, всеохватывающий).

    Что такое ?

    Омографами в русском языке называют слова (в том числе, различные словоформы), которые графически неразличимы, но имеющие разницу во время произношения. Например, за счт разности ударений. Смысл каждого отдельного омографа в омографической паре отличается от смысла другого. Часто бывает так, что между ними невозможно найти ни одной лексической точки соприкосновения.

    Зачем нужны ?

    Омографы никто не создат специально, целенаправленно. Поэтому нельзя сказать: А давайте отменим омографию, ничего не изменится. Это порождение постоянных языковых процессов, которые невозможно проконтролировать. Таким образом, омографы нужны языку по той причине, что они существуют и демонстрируют его возможности.

    Примеры :

    (ударения помечены заглавными буквами)

    Персонаж этот был не безОбразным, а безобрАзным.

    Все зАмки были замкнуты на замкИ.

    омографы (от греческого одинаково пишу) - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по разному обычно из-за ударений в разных слогах или некоторых букв, которые пишутся одинаково, но могут читаться по - разному..

    В русском языка существуют омографы - это связано в основном с тем, что в русском языке обычно не принято при написании слов ставить знаки ударения..

    Примеры омографов (самые известные):

    Духи (если поставить ударение на первый слог, то получится слово, производное от дух - мистическое существо или моральное состояние человека, если на последний,то получится ароматическое средство)..

    Замок (при ударении на первый слог - это средневековое сооружение, на последний - устройство для блокирования чего - либо)..

В 1974 г. описанию омографов было посвящено небольшое Приложение в «Словаре омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1974г. - С. 436 - 448).

Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий инвентаризация омографов не проводилась.

Лишь в начале XXI в. лингвисты вновь обратились к этой малоисследованной теме.

В результате было создано несколько словарей омографов.

Машинные с ловари омографов:

    HomoForm.txt
    Словарь омонимичных словоформ содержит омоформы-омографы, т.е. формы разных (хотя часто близких по смыслу) слов, имеющие одинаковое написание. Ударение не учитывается, буква ё не используется - как это обычно бывает в письменном тексте. Например, бегу (бег, бежать), берете (брать, берет (головной убор)). Их мы и назвали омонимичными словоформами. Словарь организован таким образом, что слева стоят словоформы, а справа - лексемы (словарные слова), к которым эти словоформы относятся. В скобках указаны пометы частей речи.

    Полный список омонимичных словоформ получен при порождении всех словоформ из компьютерной версии Грамматического словаря А.А.Зализняка в отделе Машинного фонда русского языка Института русского языка Российской Академии наук.

    YOhmg.dic

    YOhmg.rex
    Словарь замен для разрешения ё-омографов все/всё - словарь с поддержкой расширенного формата DIC-словарей, допускающего звездочки внутри правил, а не только в начале/конце правила а также отдельно стоящие звездочки в правилах а также применение правила многократным проходом по DIC-словарю, выполняя замены до тех пор, пока это возможно.)

Фрагмент Словарь омографов русского языка Ю.Н. Гребневой (Примеры словарных статей):

ГРА ФЕ / ГРАФЕ
Группа I [сущ. и сущ.]

ГРА ФЕ , сущ., м., н. ф. граф; пр., ед.
Лицо, имеющее дворянский титул выше баронского.

Ографе Александре Сергеевиче Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств .
Е. Карнович

ГРАФЕ , сущ., ж., н. ф. графа ; пр., ед. Или: дат., ед.
Полоса на бумажном листе, ограниченная двумя вертикальными линиями.

Учитель развернул тетрадь и, бережно обмакнув перо, красивым почерком написал Володе пять вграфе успехов и поведения .
Л. Толстой

ДРО ЖИ / ДРОЖИ
Группа II [сущ. и гл.]

ДРО ЖИ , сущ., ж., н. ф. дрожь; род., ед. Или: пр., ед. // дат., ед.
Частое судорожное сокращение мышц.

Мне стало стыдно своего волнения, своейдрожи .
А. Чехов
Голос Абогина дрожал от волнения; в этойдрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах .
А. Чехов

ДРОЖИ , гл., невозвр., несов., II спр., н. ф. дрожа ть; повел., ед., 2 го л.
Бояться; испытывать дрожь, трястись.

Медичка [перед уколом] намазала йодом под правой лопаткой Вани.
- Тише, недрожи ! - сказала она и оттянула пальцами кожу .
В. Белов

СТРУ НЫ / СТРУНЫ
Группа III [сущ.]

СТРУ НЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; вин., мн. Или: им., мн.
Упругая нить, натягиваемая в музыкальных инструментах и издающая при колебании звук.

На кровати сидел Илья и задумчиво перебиралструны гитары .
В. Шишков

СТРУНЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; род., ед. См. СТРУ НЫ.

Любви дни краткие даны,
Но мне не зреть её остылой;
Я с ней умру, как звук унылый
Внезапно порваннойструны .
А. Дельвиг

Русский язык - явление сложное, яркое, чрезвычайно многообразное. Это касается всех его уровней. Особенно интересные явления в нём можно наблюдать на уровне фонетики, лексики и грамматики. Эти пласты в первую очередь в наиболее полной форме расскажут нам о тех изменениях, что происходят в устной и с течением времени, под воздействием событий, протекающих в обществе. Если археологи добывают сведения о «делах давно минувших дней», разбираясь с артефактами, то лингвисты проделывают ту же работу, изучая жизнь слова.

Лексические перевёртыши

Лексика, пожалуй, наиболее подвижный языковой пласт. Она более других разделов филологии связана непосредственно с говорящими, с живым общением. Поэтому лексический состав русского языка столь богат, многопланов, разнообразен. Помимо традиционных синонимических и антонимических групп, вступающих между собой в сложные коррелятивные отношения, лингвисты выделили ещё одну обширную общность слов, называемую омонимами. Она крайне неоднородна, её лексические единицы сами по себе образуют несколько обособленных ответвлений. Это, помимо собственно омонимов, омофоны и омографы, примеры которых нам предстоит разобрать.

Определение понятия

Термин пришёл к нам из и буквально переводится как «одинаково пишущийся» или «пишу одинаково». Что это значит? А то, что омографы - примеры таких слов, которые имеют сходное графическое начертание, но при этом произносятся по-разному и не совпадают по своему лексическому значению. Разница в произношение, главным образом, обуславливается несовпадением ударных позиций или фонетическими и грамматическими законами. Наиболее известные омографы, примеры которых наглядно демонстрируют это различие - слова за"мок и замо"к, а"тлас и атла"с и другие.

Объясняем детям

Лексика подробно изучается в школе в 5 классе, и затем уже дети целенаправленно не возвращаются к пройденному материалу вплоть до выпускных экзаменов, когда нужно вспомнить и систематизировать весь багаж знаний. Чего не скажешь о других языковых разделах. Поэтому важно, чтобы школьники изначально хорошо усвоили и легко классифицировали различные Объясняя на уроке, что такое омографы, примеры их учитель должен подробно разобрать, следуя принципу «от простого к сложному». Т. е., вначале сам разъясняет, затем просит это же сделать учеников. Очень важно в процессе прохождения темы давать словам лексическое толкование. Только тогда усвоение материала будет прочным, а запоминание - осознанным.

Контекстное окружение

Следовательно, разбираясь с теорией, с методической точки зрения более правильным будет приводить не одиночные омографы - примеры словосочетаний с пояснительными словами окажутся куда более наглядными. Если учитель запишет на доске словосочетания «старинный замок, средневековый замок, каменный замок, замок с высокими башнями, королевский замок», детям будет совершенно ясно, что речь идёт об архитектурном сооружение, жилом здании, и т. д. Далее, можно им самим записать 1-2 подходящих предложения с омографами. Примеры: «На высоком холме возвышался грозный средневековый замок. Он был окружён неприступной каменной стеной». А теперь омограф: хитроумный замок, навесной замок, поломанный замок, замок на молнии. Дети сразу определят, что данные примеры имеют в виду механизм для закрытия чего-либо. И смогут сами продолжить ряд: «Папа врезал в дверь новый надёжный замок. Теперь мы можем не бояться за сохранность своей квартиры». Если учитель во время занятий в последующих классах будет время от времени возвращаться к этому материалу, это благотворно скажется на языковой практике школьников.

Близкие, но не тождественные

Естественно, что ребёнку сложно сохранить в памяти все сведения, полученные им за период ученичества и в первозданном виде донести их до экзаменов. Первое, с чем он начинает путаться, когда материал по лексикологии утрачивает актуальность - что такое омографы и омофоны (синонимы и антонимы, омонимы запоминаются более прочно, т. к. у них ярче выражены дифференцированные черты). Явление омофонии основано на звуковой близости («фон» - звук).

Да, эти слова часто тоже пишутся одинаково (далеко не всегда!) Но и ударение у них совпадает, а у омографов - нет. Омофоны - это: лук - растение и лук - оружие, коса - волосы и коса - сельхозинвентарь, грипп - болезнь и гриб (разная графическая оболочка при одинаковом фонетическом оформление!) - растение.

Систематизация омографов

Проблемой омографии русского языка лингвисты начали серьёзно заниматься уже в нашем, 21 веке. До этого времени данное языковое явление рассматривалось весьма поверхностно. В современной же филологии, помимо графических омографов (т. е., в чистом виде), выделяются:

  • слова, которые одинаково пишутся и относятся к одной и той же части речи, например, мука" и му"ка;
  • сопоставляемые слова с разной частеречной принадлежностью: зво"нок и звоно"к;
  • ситуативные омографы: у Ко"ли - коли".

Разнообразные задания с занимательным уклоном помогут школьникам глубже проникнуть в загадки русской лексики и разобраться с её особенностями. И обязательно нужно учить их пользоваться словарями, в том числе и словарём омографов!