У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
Ну что ж, сумела уронить - сумей и достать, - ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.
Пошла девочка по этому лугу и видит - стоит печка, полная хлебов.
Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! - закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! - закричали ей яблоки.
Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.
И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
Это хорошо, что ты соскучилась по дому:
значит, у тебя доброе сердце, - сказала Метелица. - А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.
Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
Это тебе за твою прилежную работу, - сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:
Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Наша девочка вся в золоте идёт! Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.
Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
Очень надо мне руки пачкать! - ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!
Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибете, - ответила ленивица и пошла дальше.
Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
Пойдём, я отведу тебя домой, - сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: “Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!”
Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
Вот, получай за свою работу! - сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Вот замарашка к нам идёт! Мылась, мылась ленивица - никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.
Сказка про метелицу
У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
— Ну что ж, сумела уронить — сумей и достать,- ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.
Пошла девочка по этому лугу и видит — стоит печка, полная хлебов.
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! — закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Пошла она дальше, видит — стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками.
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! — закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.
И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
— Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.
Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
— Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
— Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце,- сказала Метелица.- А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
— Это тебе за твою прилежную работу,- сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:
Наша девочка вся в золоте идёт!
Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.
Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.
Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
— Очень надо мне руки пачкать! — ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! — Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте,- ответила ленивица и пошла дальше.
Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.
В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
— Пойдём, я отведу тебя домой,- сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
— Вот, получай за свою работу! — сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
— Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Вот замарашка к нам идёт!
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка.
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, сказка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Ученики отгадывают и правильно называют произведение (автор и заголовок).) – Сравните произведения, которые вы отгадали. Что общего? Чем отличаются? (Авторские сказки, сказки зарубежных и русских сказочников.) |
2 | 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – Рассмотрите схему. Вспомните писателей–сказочников и заполните схему. (Ученики не только должны называть автора, но и его произведение.) – А сегодня познакомимся с новым произведением. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте. (Учитель читает сказку. Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 2 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Кто–то знает, как называется сказка? (Ответы учеников.) – Эту народную сказку обработали и пересказали немецкие сказочники… Вспомните, как их звали? (Братья Гримм: Вильгельм и Якоб.) (При ответе необходимо воспользоваться учебником, с. 94.) – Какая эта сказка? – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка? – Подумайте, почему у разных народов есть похожие сказки? – Вспомним сюжет сказки. (Если у учащихся есть хрестоматии, то сказка читается учениками по эпизодам.) – Рассмотрите иллюстрации. – Расскажите о героинях. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений | – Вспомните сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи–зимы». Сравним её со сказкой братьев Гримм. (Заполнение таблицы. Для работы ученики могут использовать обратную сторону листка для моделирования обложки.) |
6 | 6. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки | – А теперь подпишите свои работы. (Учитель собирает работы и скрепляет в книжку–самоделку.) – С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке? |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Учитель просит детей принести книги с понравившимися сказками на следующий урок, чтобы организовать выставку. |