Краткое содержание неизвестный солдат рыбаков брифли. Анатолий рыбаков - неизвестный солдат

Первый мемориал в честь неизвестного солдата был сооружен в самом начале 1920-х годов во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, со всеми надлежащими воинскими почестями были захоронены останки одного из бесчисленного множества французских пехотинцев, оставшихся лежать на полях Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжен Вечный огонь. Вскоре после этого подобные захоронения появились в Великобритании, возле Вестминстерского аббатства, и в США, на Арлингтонском кладбище. На первом из них стояли слова: «Солдат Великой войны, чье имя ведомо Богу». На втором мемориал появился лишь одиннадцать лет спустя, в 1932 году. На нем также значилось: «Здесь покоится в почетной славе американский солдат, имя которого известно лишь Богу».

Традиция ставить памятник безымянному герою могла возникнуть только в эпоху мировых войн ХХ века. В предыдущем столетии с его культом Наполеона и представлениями о войне как о возможности проявить личную доблесть, никто не мог себе вообразить, что бьющая «по площади» дальнобойная артиллерия, плотный пулеметный огонь, применение отравляющих газов и другие современные средства ведения войны лишат смысла саму идею индивидуального героизма. Новые военные доктрины оперируют человеческими массами, а значит, и героизм новой войны может быть только массовый. Как и неразрывно связанная с идеей героизма смерть - тоже массовая.

Кстати, в СССР в межвоенные десятилетия этого еще не понимали и на Вечный огонь в Париже взирали с недоумением, как на буржуазную прихоть. В самой Стране Советов мифология Гражданской войны складывалась вокруг героев с громкими именами и биографиями - всенародных любимцев, легендарных командармов и «народных маршалов». Те из них, кто пережил период репрессий в Красной армии середины 30-х годов, так никогда и не научились воевать по-новому: Семен Буденный и Климент Ворошилов еще могли лично возглавить атаку на врага (что Ворошилов, кстати, и сделал в период боев за Ленинград, получив ранение от немцев и заслужив презрительный упрек от Сталина), но отказаться от лихих кавалерийских наскоков в пользу стратегического маневрирования массами войск им было не по плечу.

С высоко поднятыми руками

С первых дней войны советская пропагандистская машина заговорила о героизме частей Красной армии, доблестно сдерживающих наступающего врага. Версию о том, почему немецкое вторжение за считанные недели достигло столь поразительных успехов, сформулировал лично товарищ Сталин в своем знаменитом обращении к советским гражданам от 3 июля 1941 года: «Несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы». В советской историографии поражения и отступления Красной армии 1941-1942 годов объяснялись чем угодно: неожиданностью нанесенного удара, превосходством противника в количестве и качестве войск, большей его подготовленностью к войне, даже недостатками военного планирования со стороны СССР, - но только не тем, что на самом деле имело место, а именно моральной неподготовленностью красноармейцев и командиров к войне с Германией, к войне нового типа.
У нас стесняются писать о неустойчивости наших войск в начальный период войны. А войска… не только отступали, но и бежали, и впадали в панику.

Г.К. Жуков


Между тем нежелание советских граждан воевать объяснялось целым комплексом причин, как идеологического, так и психологического порядка. Части вермахта, перешедшие государственную границу СССР, обрушили на советские города и деревни не только тысячи бомб и снарядов, но и мощный информационный заряд с целью дискредитировать существующую в стране политическую систему, вбить клин между государственными и партийными органами власти и простыми гражданами. Усилия гитлеровских пропагандистов были отнюдь не вовсе бесполезны - значительная часть жителей нашей страны, особенно из числа крестьян, представителей национальных областей, лишь недавно присоединенных к СССР, вообще людей, так или иначе пострадавших от репрессий 20-30-х годов, не видели смысла в том, чтобы биться до последнего «за власть большевиков». Не секрет, что на немцев, особенно в западных областях страны, зачастую и впрямь смотрели как на освободителей.
Мы производили анализ потерь за время отступления. Большая часть падала на пропавших без вести, меньшая часть - на раненых и убитых (главным образом командиров, коммунистов и комсомольцев). Исходя из анализа потерь, мы строили партийно-политическую работу, чтобы повысить устойчивость дивизии в обороне. Если в дни первой недели мы выделяли 6 часов на работы по обороне и 2 часа на учебу, то в последующие недели соотношение было обратное.

Из мемуаров генерала А.В.Горбатова о событиях октября-ноября 1941 года


Важную роль сыграли причины и собственно военного характера, только связанные, опять же, не с вооружениями, а с психологией. В предвоенные годы красноармейцев готовили к войне на старый, линейный манер - наступать цепью, оборону держать всей линией фронта. Такая тактика привязывала солдата к его месту в общем строю, заставляла равняться на соседей справа и слева, лишала оперативного видения поля боя и даже намека на инициативу. В результате не просто отдельные красноармейцы и младшие командиры, но и командующие дивизиями и армиями оказывались совершенно беспомощны перед новой тактикой немцев, исповедовавших маневренную войну, умевших собирать в кулак подвижные механизированные части, чтобы относительно малыми силами рассекать, окружать и побеждать вытянутые в линию массы войск противника.
Русская тактика наступления: трехминутный огневой налет, потом - пауза, после чего - атака пехоты с криком «ура» глубоко эшелонированными боевыми порядками (до 12 волн) без поддержки огнем тяжелого оружия, даже в тех случаях, когда атаки производятся с дальних дистанций. Отсюда невероятно большие потери русских.

Из дневника немецкого генерала Франца Гальдера, июль 1941 года


Поэтому серьезное сопротивление в первые месяцы войны части Красной армии смогли оказать только там, где позиционная - линейная - тактика диктовалась самой обстановкой, прежде всего при обороне крупных населенных и других опорных пунктов - Брестской крепости, Таллина, Ленинграда, Киева, Одессы, Смоленска, Севастополя. Во всех остальных случаях, где было пространство для маневра, гитлеровцы постоянно «переигрывали» советских командиров. Оставшись во вражеском тылу, без связи со штабом, без поддержки со стороны соседей, красноармейцы быстро теряли волю к сопротивлению, бежали или сразу сдавались в плен - поодиночке, группами и целыми воинскими соединениями, с оружием, знаменами и командирами… Так осенью 1941 года, через три-четыре месяца боев, немецкие армии оказались у стен Москвы и Ленинграда. Над СССР нависла реальная угроза полного военного поражения.

Восстание масс

В этой критической ситуации решающую роль сыграли три обстоятельства, тесно связанные друг с другом. Во-первых, немецкое командование, разрабатывавшее план восточной кампании, недооценило масштабы стоящей перед ним задачи. За плечами у гитлеровцев уже был опыт опыт покорения западноевропейских стран за считанные недели, но сто километров по дорогам Франции и те же сто километров по российскому бездорожью - совсем не одно и то же, а от тогдашней границы СССР до Москвы, например, было 900 километров только по прямой, не говоря о том, что постоянно маневрирующим армиям пришлось преодолевать значительно большие расстояния. Все это самым плачевным образом сказалось на боеготовности немецких танковых и моторизованных частей, когда они в конце концов вышли на дальние подступы к Москве. А если учесть, что план Барбаросса предусматривал нанесение полномасштабных ударов сразу в трех стратегических направлениях, то нет ничего удивительного в том, что немцам осенью 1941 года просто не хватило сил для последнего решающего рывка на Москву. Да и пройдены были эти сотни километров отнюдь не под фанфары - несмотря на катастрофическое положение советских войск, на окружения, «котлы», гибель целых дивизий и даже армий, Ставке всякий раз удавалось смыкать перед немцами наскоро восстановленную линию фронта и вводить в бой все новых и новых людей, включая совсем уже небоеспособное народное ополчение. Собственно, массовый героизм красноармейцев этого периода заключался именно в том, что они принимали бой в потрясающе неравных, невыгодных для себя условиях. И гибли тысячами, десятками тысяч, но помогали выиграть время, необходимое стране, чтобы прийти в себя.
Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских. Знание русского характера может послужить ключом к пониманию боевых качеств русского солдата, его преимуществ и методов его борьбы на поле боя… Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую. Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен и тем не менее временами проявляет трусость. Бывали случаи, когда русские части, самоотверженно отразившие все атаки немцев, неожиданно бежали перед небольшими штурмовыми группами. Иногда пехотные батальоны русских приходили в замешательство после первых же выстрелов, а на другой день те же подразделения дрались с фанатичной стойкостью.

Во-вторых, пропагандистская кампания гитлеровцев на Востоке провалилась, потому что вступила в противоречие с ими же разработанной доктриной полного уничтожения «славянской государственности». Населению Украины, Белоруссии, западных районов России и других республик, входивших в СССР, не понадобилось много времени, чтобы понять, что за «новый порядок» несут им захватчики. Хотя сотрудничество с немцами на оккупированной территории имело место, по-настоящему широким оно не стало. А самое главное - своей неоправданной жестокостью по отношению к военнопленным и мирному населению, своими варварскими методами ведения войны фашисты спровоцировали массовую ответную реакцию советских людей, в которой преобладали гнев и лютая ненависть. То, чего не мог на первых порах сделать Сталин, сделал Гитлер - заставил граждан СССР осознать происходящее не как противостояние двух политических систем, а как священную борьбу за право своего отечества на жизнь, заставил бойцов Красной армии воевать не за страх, а за совесть. Массовое чувство страха, массовые паника и растерянность, помогавшие гитлеровцам в первые месяцы войны, уже к зиме 1941 года обернулись готовностью к массовому героизму и самопожертвованию.
До некоторой степени высокие боевые качества русских снижаются их несообразительностью и природной леностью. Однако в ходе войны русские постоянно совершенствовались, а их высшие командиры и штабы получали много полезного, изучая опыт боевых действий своих войск и немецкой армии… Командиры младшего и нередко среднего звена все еще страдали нерасторопностью и неспособностью принимать самостоятельные решения - из-за суровых дисциплинарных взысканий они боялись брать на себя ответственность… Стадный инстинкт у солдат настолько велик, что отдельный боец всегда стремится слиться с «толпой». Русские солдаты и младшие командиры инстинктивно сознавали, что, если они будут предоставлены самим себе, они погибнут. В этом инстинкте можно видеть корни как паники, так и величайшего героизма и самопожертвования.

Фридрих Вильгельм фон Меллентин, «Танковые сражения 1939-1945 гг.»


И в-третьих, советские военачальники в этих невероятно тяжелых условиях нашли в себе силы противостоять всеобщей растерянности и панике, постоянному давлению из Ставки, и приступить к освоению азов военной науки, погребенных под ворохом политических лозунгов и партийных директив. Начинать надо было почти с нуля - с отказа от линейной тактики обороны, от неподготовленных контрударов и наступлений, от тактически неверного использования пехоты и танков для широких фронтальных ударов. Даже в самых тяжелых ситуациях находились генералы, такие как командарм 5-й армии М.И. Потапов, руководивший оборонительными боями на Украине, или командующий 19-й армией М.Ф. Лукин, сражавшийся под Смоленском и под Вязьмой, которым удавалось собирать вокруг себя всех, кто мог по-настоящему сражаться, организовывать узлы осмысленного противостояния врагу. Оба упомянутых генерала в том же 1941 году попали в плен к немцам, но были и другие - К.К. Рокоссовский, М.Е. Катуков, И.С. Конев, наконец, Г.К. Жуков, который провел первую успешную наступательную операцию под Ельней, а позже остановил немцев сначала под Ленинградом, а затем под Москвой. Именно они сумели перестроиться по ходу боев, внушить окружающим мысль о необходимости применять новую тактику, придать накопившемуся массовому гневу бойцов Красной армии форму продуманных, эффективных войсковых ударов.

Остальное было делом времени. Как только в дело вступил моральный фактор, как только Красная армия почувствовала вкус первых побед, судьба гитлеровской Германии была предрешена. Несомненно, советским войскам предстояло еще получить у врага немало горьких уроков, но преимущество в людских ресурсах, а также осмысленная готовность воевать придали массовому героизму красноармейцев и краснофлотцев иной характер по сравнению с первым этапом войны. Теперь ими двигало не отчаяние, а вера в будущую победу.

Герои с именем

На фоне массовой гибели сотен тысяч и даже миллионов человек, многие из которых остаются безымянными до сих пор, выделяются несколько фамилий, ставших по-настоящему легендарными. Речь идет о героях, чьи подвиги прославились на всю страну еще в годы войны и чья известность в послевоенное время была поистине общенародной. В их честь устанавливали памятники и мемориальные комплексы. Их именами называли улицы и скверы, шахты и пароходы, воинские части и пионерские дружины. О них складывали песни и снимали кинофильмы. За пятьдесят лет их образы успели приобрести настоящую монументальность, с которой ничего не смогли поделать даже «разоблачительные» публикации в прессе, целая волна которых хлынула в начале 1990-х годов.

Можно сомневаться в официальной советской версии событий истории Великой Отечественной войны. Можно считать уровень подготовки наших летчиков в 1941 году таким низким, что якобы ничего более путного, чем наземный таран скопления вражеских войск, получиться у них и не могло. Можно полагать, что советских диверсантов, действовавших в ближнем немецком тылу зимой 1941 года, ловили не солдаты вермахта, а сотрудничавшие с ними местные крестьяне. Можно до хрипоты спорить, что бывает с человеческим телом, когда оно наваливается на стреляющий крупнокалиберный пулемет. Но очевидно одно - имена Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других никогда не прижились бы в массовом сознании советских людей (особенно тех, которые сами прошли через войну), если бы не воплощали собой нечто очень важное - возможно, именно то, что помогло Красной армии выдержать натиск гитлеровцев в 1941 и 1942 годах и дойти до Берлина в 1945 году.

Капитан Николай Гастелло погиб на пятый день войны. Его подвиг стал олицетворением той критической ситуации, когда с врагом приходилось бороться любыми подручными средствами, в условиях его подавляющего технического превосходства. Гастелло служил в бомбардировочной авиации, участвовал в боях на Халхин-Голе и в советско-финской войне 1939-1940 годов. Свой первый вылет в ходе Великой Отечественной совершил 22 июня в 5 часов утра. Его полк в первые же часы понес очень тяжелые потери, и уже 24 июня оставшиеся самолеты и экипажи были сведены в две эскадрильи. Гастелло стал командиром второй из них. 26 июня его самолет в составе звена из трех машин вылетел для нанесения удара по скоплению немецких войск, наступавших на Минск. Отбомбившись по шоссе, самолеты повернули на восток. В этот момент Гастелло принял решение расстрелять колонну немецких войск, двигавшуюся по проселочной дороге. Во время атаки его самолет был подбит, и капитан принял решение таранить наземные цели. Вместе с ним погиб весь его экипаж: лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин.

Через месяц после своей гибели капитан Николай Францевич Гастелло, 1908 года рождения, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, посмертно был представлен к званию Герой Советского Союза и награжден Золотой Звездой и орденом Ленина. Члены его экипажа были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени. Считается, что за годы Великой Отечественной подвиг Гастелло повторили многие советские летчики.

О мученической смерти Зои Космодемьянской стало известно в январе 1942 года из публикации военного корреспондента газеты «Правда» Петра Лидова под названием «Таня». В самой статье имя Зои еще не называлось, оно было установлено позднее. Также позднее удалось выяснить, что в ноябре 1941 года Зоя Космодемьянская в составе группы была направлена в Верейский район Подмосковья, где стояли немецкие части. Зоя, вопреки распространенному мнению, не была партизанкой, а служила в войсковой части 9903, организовывавшей засылку диверсантов в тыл врага. В последних числах ноября Зоя была схвачена при попытке поджога строений в селе Петрищево. По одним данным, ее заметил часовой, по другим - выдал член ее группы Василий Клубков, незадолго до того также схваченный немцами. На допросе она назвалась Таней и до конца отрицала свою принадлежность к диверсионному отряду. Немцы избивали ее всю ночь, а наутро повесили на глазах у жителей деревни.

Подвиг Зои Космодемьянской стал выражением наивысшей стойкости советского духа. Восемнадцатилетняя девушка погибла не в горячке боя, не в окружении своих товарищей, и смерть ее не имела никакого тактического значения для успеха советских войск под Москвой. Зоя оказалась на территории, захваченной врагом, и умерла от рук палачей. Но, приняв мученическую смерть, она одержала над ними моральную победу. Зоя Анатольевна Космодемьянская, 1923 года рождения, была представлена к званию Героя Советского Союза 16 февраля 1942 года. Она стала первой женщиной, получившей Золотую Звезду в ходе Великой Отечественной.

Подвиг Александра Матросова символизировал собой уже нечто иное - стремление ценой жизни помочь товарищам, приблизить победу, которая после разгрома гитлеровских войск под Сталинградом казалась уже неизбежной. Матросов воевал с ноября 1942 года в составе Калининского фронта, во 2-м отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии). 27 февраля 1943 года батальон Матросова вступил в бой в районе деревни Плетень в Псковской области. Подступы к деревне прикрывали три немецких дзота. Два из них бойцам удалось уничтожить, но пулемет, установленный в третьем, не позволял бойцам подняться в атаку. Матросов, подобравшись к дзоту, попытался уничтожить пулеметный расчет гранатами, а когда это не удалось, закрыл амбразуру собственным телом, дав возможность красноармейцам захватить деревню.

Александр Матвеевич Матросов, 1924 года рождения, был представлен к званию Героя Советского Союза 19 июня 1943 года. Его имя было присвоено 254-му гвардейскому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Подвиг Александра Матросова в пропагандистских целях был приурочен к 23 февраля 1943 года. Считается, что Матросов не был первым бойцом Красной армии, закрывшим своей грудью пулеметную амбразуру, и уже после его смерти такой же подвиг повторили еще около 300 солдат, чьи имена не получили столь широкой известности.

В декабрьские дни 1966 года, в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата, доставленный с 41-го километра Ленинградского шоссе, где в 1941 году шли особенно ожесточенные бои за столицу.


В канун празднования 22-й годовщины Победы, 8 мая 1967 года, на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Авторы проекта - архитекторы Д.И. Бурдин, В.А. Климов, Ю.А. Рабаев, скульптор - Н.В. Томский. Центром ансамбля является бронзовая звезда, размещенная в середине зеркально отполированного черного квадрата, обрамленного площадкой из красного гранита. Из звезды вырывается Вечный огонь славы, доставленный в Москву из Ленинграда, где он был зажжен от пламени, пылающего на Марсовом поле.

На гранитной стене выбита надпись «Павшим за Родину. 1941-1945». Справа вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки из темно-красного порфира, под ними в урнах хранится земля, доставленная из городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Смоленска, а также из Брестской крепости. На каждом блоке расположено название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». Надгробная плита памятника увенчана объемной бронзовой эмблемой, изображающей солдатскую каску, боевое знамя и лавровую ветвь.

На гранитной плите надгробья выбиты слова.

Цели урока:

  • познакомиться с личностью писателя,
  • попытаться разобраться в психологических, нравственных мотивах поведения людей разных поколений в далёкие военные годы,
  • поговорить о тех изменениях в характере главного героя, которые происходят в процессе поисков,
  • установить, какая действительность формирует в нём гражданственность мыслей и поступков.

Оформление:

  • выставка книг,
  • портрет писателя,
  • свечи,
  • плакат с характеристикой главного героя,
  • плакат с вопросами для диспута.

Эпиграф:

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они – кто старше, кто моложе остались там, и не о том же речь, что я не смог, их не сумел сберечь, речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Твардовский.

Ход урока

Вступительное слово учителя (На фоне музыки Моцарта “Реквием”. На партах горят свечи).

Война… Самое страшное - это война. Самое невозможное - это война. Самое немыслимое – это война.

Когда мы произносим это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей. Наша земля обильно полита кровью. Когда наступает вечер и над русскими деревнями сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мёртвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно бы говорят: “Люди, помните о нас!” Вечная память!

Вот этими словами призывом мне бы хотелось пригласить вас на замечательную встречу с умной, доброй, прекрасной книгой А. Рыбакова “Неизвестный солдат”.

(Сообщаю тему и цели урока).

Откройте тетради и запишите тему урока. Кто же он автор повести “Неизвестный солдат”?

Две ученицы рассказывают биографию А. Рыбакова.

Учитель: Повесть “Неизвестный солдат” является третьей книгой о Сергее Крашенинникове, которые составляют трилогию. Обратите внимание на выставку книг. Я рекомендую вам обратиться в библиотеку и прочитать другие, не менее интересные произведения А. Рыбакова.

Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, объединённых в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Ну, а теперь обратимся непосредственно к повести.

1) Понравилась ли вам повесть? Легко ли было её читать?

2) Как построена повесть? Какова её композиция? (В повести 2 сюжета: 1) обычные будни строительной бригады – этот сюжет ведётся от лица Кроша;

2) в мирную жизнь вторгается давно ушедшая война. Такая композиция помогает автору ярче показать связь между прошлым и настоящим.)

4) Как это событие помогает автору слить два сюжета в единое целое? (Оба сюжета развиваются самостоятельно и как будто независимо друг от друга, но всё же мы видим связь между этими сюжетами. Рабочие находят могилу и, разыскивая имя неизвестного солдата, Сергей Крашенинников, а вместе с ним и мы, узнаёт о пятёрке отважных солдат и о подвиге Дмитрия Бокарёва. Главное событие – нахождение могилы раскрывает связь прошлого и современного, помогает понять, как связаны поколения людей, показывает прямую связь прошедшей войны с современной мирной жизнью. Поиски имени неизвестного солдата сливают два повествования в одно целое.)

Учитель: Автору хотелось сказать, что поиски имён погибших необходимы, они необходимы не только родственникам, но и всем нам. Безымянных солдат не бывает, каждый из них имеет имя, и его надо найти. Так, как это сделал Сергей Крашенинников.

5) Как попал Крош на строительство автомагистрали? Кто дал ему совет? (Не поступил в университет, дедушка.)

6) Как Крош отнёсся вначале к поручению узнать что-либо о неизвестном солдате? (Ему не понравилось)

7) Сравните мысли и чувства Кроша в главах 6, 10, 26. (Появляется желание узнать имя неизвестного солдата, Крош хочет довести дело до конца. И в этой же главе происходит спор между Крошем и его товарищами по работе о том, надо ли узнавать имя солдата. Крош впервые в жизни бьёт человека.)

8) Так почему же Крош решил довести до конца свои поиски, хотя никто от него этого не требовал?

9) Что рассказывает Крошу о могиле Смирнова Софья Павловна, женщина, которая ходила на могилу и ухаживала за ней?

10) Вспомните встречу Кроша с Наташей, которая показывает документы, оставшиеся от погибшего солдата. Что это за документы? Помогли ли они в установлении имени неизвестного солдата? (Фотографии, промокашка, кисет, с вышитой на нём буквой “К”, зажигалка из патрона, квадратик из детского лото с изображением утки.)

11) Какие ещё действия предпринимает Крош Для установления имени неизвестного солдата? (Запрос в военный архив).

12) С кем он встречается? (С Михеевым и Агаповыми, встречается с заместителем министра Стручковым, который раздобыл список всех пятерых солдат. Но прежде всего Крош заходит в Александровский сад и видит вечный огонь на могиле неизвестного солдата. И ещё больше захочет узнать имя солдата, могилу которого нашли строители).

- Зачитайте сцену разговора Кроша с Агаповыми по ролям.

Учитель: Крош длинным и сложным путём устанавливает, что в могиле похоронен солдат Краюшкин. Но матери старшины Бокарёва председатель сельсовета уже сообщает, что найдена могила её сына. И перед Крошем встала серьёзная задача – рассказать матери Бокарёва, что не её сын похоронен в могиле.

- Инсценируем сцену разговора Кроша с матерью Бокарёва.

- Задаю первый вопрос диспута. Для этого обращаюсь к плакату, на котором написаны вопросы для диспута. / Приложение 1/

13) Прав ли был Сергей Крашенинников, что не сказал правду матери Бокарёва? Как по- вашему? Как бы вы поступили в этой ситуации? Мне бы хотелось, чтобы вы подискутировали по этому вопросу.

Учитель: Я тоже думаю, что Сергей прав. Это ложь, конечно. Но, очевидно, та самая “святая” ложь, которая иногда очень нужна человеку. Антонина Васильевна Бокарёва видела смысл своей жизни в том, чтобы быть рядом с сыном – его могилой. И отнять у неё эту могилу – значит отнять жизнь. Слова Антонины Васильевны о своём сыне перекликаются со стихотворением Некрасова, которое читает дедушка Кроша.

Ученик читает стихотворение Некрасова:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я слёзы подсмотрел
Святые, искренние слёзы.
То слёзы бедных матерей,
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не понять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей. 14) Но только ли этот вопрос ставит А. Рыбаков в своей книге? И главный ли этот вопрос? Вспомните, о чём постоянно размышляет Крош? (Книга ставит вопрос, чего мы стоим, достойны ли мы тех, кто погиб. Автор хочет показать, каким выросло новое поколение людей. И мы видим, что Сергей Крашенинников достоин продолжать дело отцов. Краюшкин и его товарищи, если бы остались живы, гордились бы им.)

15) Вспомните, как сначала относились окружающие Сергея люди к его поискам? (Множество людей вовлечено в поиски. Это разные люди: старик Мехеев, журналист Агапов, дедушка Кроша, заместитель министра Стручков. И по-разному они отнеслись к поискам Кроша. Воронов считает, что это не их дело, пытается убедить прекратить поиски. Многие товарищи по работе также недоверчиво относятся к его затее. И только дедушка одобряет трудное дело, за которое взялся внук.)

16) Как постепенно меняется отношение окружающих людей к затее Кроша? (Постепенно, шаг за шагом, Сергей убеждает людей в необходимости поисков. Стена недоверия рушится, и вот уже сам Воронов предлагает Крошу взять отпуск для поездки в Красноярск к матери Бокарёва, а товарищи предлагают деньги на дорогу.)

Учитель: И в этом всеобщем одобрении поисков Сергея уходит в тень и злобный страх Мехеева, по существу предавшего смерти одного из солдат – Вакулина, и бахвальство Агапова, взявшегося за поиски из корыстных целей, и равнодушие сына погибшего солдата Краюшкина. Все эти люди и спорят, и мирятся, но открываются перед самими собой, едва речь заходит о солдатской могиле, и начинают уже мерить себя и других мерой высшей гражданской нравственности. Люди смотрят на себя как бы со стороны, взвешивают себя на весах чистоты и правды. Они становятся лучше, добрее, взрослее, как это произошло с Крошем и Зоей, внучкой Краюшкина.

17) Итак, каким мы видим Кроша, главного героя повести? Дайте ему характеристику. Затем открываю плакат на доске, и все убеждаются в правильности своих ответов. (Приложение 1.)

Учитель: Запишите характеристику Сергея Крашенинникова себе в тетрадь.

Второй вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

18) Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?

19) Так о чём же книга А. Рыбакова? (О нашем современнике, молодом человеке, только вступающим в жизнь, держащим экзамен на гражданскую зрелость.)

Учитель: Мы видим, что в сложном процессе поисков смысла жизни, Крош становится гражданином Сергеем Крашенинниковым и приходит к выводу, что надо быть человеком ищущим, активным и не забывать страшные годы далёкой войны.

Третий вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

20) Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга А. Рыбакова в наши дни? (Ведём разговор о войнах нашего времени, о том, что в наше время солдаты пропадают без вести.)

Звон колоколов.

Учитель читает эпиграф – слова А. Твардовского.

О чём говорит А. Твардовский? (О памяти.)

Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием”.

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
ечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,
Помните!

Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

Вопросы к диспуту:

  1. Прав ли был Крош, что не сказал правду матери старшины Бокарёва? Как бы вы поступили в этой ситуации?
  2. Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?
  3. Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга Анатолия Рыбакова в наши дни?

Сдав последний экзамен и окончив школу, Сергей Крашенинников приезжает в небольшой городок, к своему деду. Юноша начинает трудиться в строительной бригаде. Рабочие занимались проектировкой и возведением дорог. В процессе создания очередной дороги, строители обнаружили захоронение. В нем покоился солдат. Сергей решает узнать его имя.

После долгих поисков, Сергей узнает много интересного из истории города. Военное прошлое оставило неизгладимый след в жизни всей нашей страны. Крашенинников, или попросту Крош, серьезно подошел к розыску информации безымянного солдата. В конце – концов, его старания не прошли даром. Юноша установил личность военного, покоившегося в той могиле.

Произведение учит помнить имена героев той войны. Благодаря им, мы живем.

Картинка или рисунок Неизвестный солдат

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Коллеги Аксенов

    Три товарища только закончили медицинский институт в Ленинграде. Друзья были дружны, несмотря на разный темперамент и характер. Алексей Максимов – ироничный, резкий и ранимый

  • Краткое содержание Квартеронка Рид

    Эдвард был молодым и беззаботным англичанином. За шесть месяцев проживания в Орлеане он умудрился истратить все свое состояние. Денег у него осталось лишь, чтобы купить билет на пароход

  • Краткое содержание Карамзин Бедная Лиза

    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» начинается с рассказа автора о своих прогулках по Подмосковью. Он описывает красивую природу, любуется видами. Прогуливаясь в очередной раз, он приходит к развалинам монастыря.

  • Краткое содержание Ремарк Триумфальная арка

    Действие романа происходит во времена Второй мировой войны, во Франции. Главным героем выступает бежавший немецкий хирург Равик, который прошёл Первую мировую войну и тайно, без всяких документов и разрешения проживает во Франции

  • Краткое содержание Лермонтов Мцыри кратко и по главам

    В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил.

Бульдозер стоял перед маленьким холмиком, поросшим травой. Вокруг валялся низкий, полусгнивший штакетник.

Сидоров поднял из травы выцветшую деревянную звезду. Солдатская могила – видно, осталась еще с войны. Она была вырыта в стороне от прежней дороги. Но, прокладывая новую, мы спрямляли магистраль. И вот бульдозер Андрея наткнулся на могилу.

Андрей сел в кабину, включил рычаги, нож надвинулся на холмик.

– Ты что делаешь? – Сидоров встал на холмик.

– Чего, – ответил Андрей, – сровняю…

– Я тебе сровняю! – сказал Сидоров.

– Разница тебе, где он будет лежать: над дорогой, под дорогой? – спросил шофер Юра.

– Ты в земле не лежал, а я лежал, может, рядом с ним, – сказал Сидоров.

В это время подъехал еще один самосвал. Из него вышел Воронов, подошел к нам, нахмурился:

– Стоим?!

Взгляд его остановился на могиле, на штакетнике; кто-то уже собрал его в кучку и положил сверху выцветшую звезду. На лице Воронова отразилось неудовольствие, он не любил задержек, а могила на дороге – это задержка. И он недовольно смотрел на нас, будто мы виноваты в том, что именно здесь похоронен солдат.

Потом сказал Андрею:

– Обойди это место. Завтра пришлю землекопов – перенесут могилу.

Молчавший все время Сидоров заметил:

– По штакетнику и по звезде видать, кто-то ухаживал, надо бы хозяина найти.

– Не на Камчатку перенесем. Придет хозяин – найдет. Да и нет никакого хозяина – сгнило все, – ответил Воронов.

– При нем документы могут быть или какие вещественные доказательства, – настаивал Сидоров.

И Воронов уступил. За что, конечно, Сидорову придется потом расплатиться. Потом. А пока расплатился я.

– Крашенинников! Поезжай в город, поспрашивай, чья могила.

Я был поражен таким приказанием:

– У кого же я буду спрашивать?

– У кого – у местных жителей.

– А почему именно я?

– Потому что ты местный.

– Я не местный.

– Все равно, у тебя здесь дедушка, бабушка…

– Нет у меня бабушки, умерла, – мрачно ответил я.

– Тем более, старые люди, – со странной логикой продолжал Воронов. – Город весь вот, – он показал кончик ногтя, – три улицы… Найдешь хозяина, попроси: пусть забирают могилу, что надо, поможем, перевезем, а не найдешь хозяина, зайди с утра в военкомат: мол, наткнулись на могилу, пусть пришлют представителя для вскрытия и переноса. Понял? – Он повернулся к Юре: – Добрось его до карьера, а там дойдет.

– А кто за меня будет работать? – спросил я.

– На твою квалификацию найдем замену, – насмешливо ответил Воронов.

Такой хам!

– Ну, поехали! – сказал Юра.

…Вторым заходом самолет дал на бреющем полете пулеметную очередь и снова скрылся, оставив за собой длинную, медленно и косо сползающую к земле голубоватую полосу дыма.

Старшина Бокарев поднялся, стряхнул с себя землю, подтянул сзади гимнастерку, оправил широкий командирский ремень и портупею, перевернул на лицевую сторону медаль «За отвагу» и посмотрел на дорогу.

Машины – два «ЗИСа» и три полуторки «ГАЗ-АА» – стояли на прежнем месте, на проселке, одинокие среди неубранных полей.

Потом поднялся Вакулин, опасливо посмотрел на осеннее, но чистое небо, и его тонкое, юное, совсем еще мальчишеское лицо выразило недоумение: неужели только что над ними дважды пролетала смерть?

Встал и Краюшкин, отряхнулся, вытер винтовку – аккуратный, бывалый пожилой солдат.

Раздвигая высокую, осыпающуюся пшеницу, Бокарев пошел в глубь поля, хмуро осмотрелся и увидел наконец Лыкова и Огородникова. Они все еще лежали, прижавшись к земле.

– Долго будем лежать?!

Лыков повернул голову, скосился на старшину, потом посмотрел на небо, поднялся, держа винтовку в руках, – небольшой, кругленький, мордастенький солдатик, – философски проговорил:

– Согласно стратегии и тактике, не должон он сюда залететь.

– Стратегия… тактика… Оправьте гимнастерку, рядовой Лыков!

– Гимнастерку – это можно. – Лыков снял и перетянул ремень.

Поднялся и Огородников – степенный, представительный шофер с брюшком, снял пилотку, вытер платком лысеющую голову, сварливо заметил:

– На то и война, чтобы самолеты летали и стреляли. Тем более, едем без маскировки. Непорядок.

Упрек этот адресовался Бокареву. Но лицо старшины было непроницаемо.

– Много рассуждаете, рядовой Огородников! Где ваша винтовка?

– В кабине.

– Оружие бросил. Солдат называется! За такие дела – трибунал.

– Это известно, – огрызнулся Огородников.

– Идите к машинам! – приказал Бокарев.

Все вышли на пустую проселочную дорогу к своим старым, потрепанным машинам – двум «ЗИСам» и трем полуторкам.

Стоя на подножке, Лыков объявил:

– Кабину прошил, гад!

– Это он специально за тобой гонялся, Лыков, – добродушно заметил Краюшкин. – «Который, думает, тут Лыков?..» А Лыков эвон куда уполз…

– Не уполз, а рассредоточился, – отшутился Лыков.

Бокарев хмуро поглядывал, как Огородников прикрывает срубленным деревом кабину и кузов. Хочет доказать свое!

– По машинам! Интервал пятьдесят метров! Не отставать!

Километров через пять они свернули с проселка и, приминая мелкий кустарник, въехали в молодой березняк. Прибитая к дереву деревянная стрелка с надписью «Хозяйство Стручкова» указывала на низкие здания брошенной МТС, прижавшейся к косогору.

– Приготовить машины к сдаче! – приказал Бокарев.

Он вынул из-под сиденья сапожную щетку и бархатку и стал надраивать свои хромовые сапоги.

– Товарищ старшина! – обратился к нему Лыков.

– Чего тебе?

– Ну и что?

– В городе продпункт, говорю…

– Вам выдан сухой паек.

– А если бы не выдали?

Бокарев сообразил наконец, на что намекает Лыков, посмотрел на него.

Лыков поднял палец.

– Город все-таки… Корюков называется. Женский пол имеется. Цивилизация.

Бокарев завернул щетку и мазь в бархатку, положил под сиденье.

– Много берете на себя, рядовой Лыков!

– Обстановку докладываю, товарищ старшина.

Бокарев оправил гимнастерку, ремень, портупею, просунул палец под подворотничок, покрутил шеей.

– И без тебя есть кому принять решение!

Обычная, известная Бокареву картина ПРБ – походно-ремонтной базы, размещенной на этот раз в эвакуированной МТС. Рокочет мотор на стенде, шипит паяльная лампа, трещит электросварка; слесаря в замасленных комбинезонах, под которыми видны гимнастерки, ремонтируют машины. Движется по монорельсу двигатель; его придерживает слесарь; другой, видимо механик, направляет двигатель на шасси.

Мотор не садился на место, и механик приказал Бокареву:

– А ну-ка, старшина, попридержи!

– Еще не приступил к работе, – отрезал Бокарев. – Где командир?

– Какой тебе командир?

– Какой… Командир ПРБ.

– Капитан Стручков?

– Капитан Стручков.

– Я капитан Стручков.

Бокарев был опытный старшина. Он мог ошибиться, не распознав в механике командира части, но распознать, разыгрывают его или нет, – тут уж он не ошибется. Его не разыгрывали.

– Докладывает старшина Бокарев. Прибыл из отдельной автороты сто семьдесят второй стрелковой дивизии. Доставил пять машин в ремонт.

Он лихо приложил, потом отбросил руку от фуражки.

Стручков насмешливо осмотрел Бокарева с головы до ног, усмехнулся его надраенным сапогам, его франтоватому виду.

– Очистите машины от грязи, чтобы блестели, как ваши сапоги. Ставьте под навес и приступайте к разборке.

– Понятно, товарищ капитан, будет исполнено! Позвольте обратиться с просьбой, товарищ капитан!

– Какая просьба?

– Товарищ капитан! Люди с передовой, с первого дня. Позвольте в город сходить, в баньке помыться, письма послать, купить кое-чего по мелочи. Завтра вернемся, отработаем – очень просят люди.

Герои Анатолия Рыбакова хорошо знакомы уже нескольким поколениям детей, любителей веселых и опасных приключений. Любознательный и честный Крош увлекается расследованием загадочных происшествий. Его волнует не только то, что произошло рядом с ним, но и то, что случилось за много лет до его рождения. Повесть "Неизвестный солдат" рассказывает об уже повзрослевшем Кроше, который, работая на строительстве новой дороги, обнаруживает могилу неизвестного солдата и задается целью установить его имя.

Анатолий Рыбаков
Неизвестный солдат

1

В детстве я каждое лето ездил в маленький городок Корюков, к дедушке. Мы ходили с ним купаться на Корюковку, неширокую, быструю и глубокую речку в трех километрах от города. Мы раздевались на пригорке, покрытом редкой, желтой, примятой травой. Из совхозной конюшни доносился терпкий, приятный запах лошадей. Слышалось перестукивание копыт по деревянному настилу. Дедушка загонял коня в воду и плыл рядом с ним, ухватившись за гриву. Его крупная голова, со слипшимися на лбу мокрыми волосами, с черной цыганской бородой, мелькала в белой пене маленького буруна, рядом с дико косящим конским глазом. Так, наверно, переправлялись через реки печенеги.

Я единственный внук, и дедушка меня любит. Я его тоже очень люблю. Он осенил мое детство добрыми воспоминаниями. Они до сих пор волнуют и трогают меня. Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. Опять получил четверку. Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

Дедушка ожидал меня на перроне. Такой, каким я оставил его пять дет назад, когда в последний раз был в Корюкове. Его короткая густая борода слегка поседела, но широкоскулое Лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза такие же живые, как и раньше. Все тот же вытертый темный костюм с брюками, заправленными в сапоги. В сапогах он ходил и зимой и летом. Когда-то он учил меня надевать портянки. Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. Патом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге.

С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. Дедушка перебрал в руках вожжи. Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

Мы ехали вдоль новой автомагистрали. При въезде в Корюков асфальт перешел в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. По словам дедушки, улицу должен заасфальтировать сам город, а у города нет средств.

– Какие наши доходы? Раньше тракт проходил, торговали, река была судоходной – обмелела. Остался один конезавод. Есть лошади! Мировые знаменитости есть. Но город от этого мало что имеет.

К моему провалу в университет дедушка отнесся философски:

– Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем – поступишь после армии. И все дела.

А я был огорчен неудачей. Не повезло! "Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина". Тема! Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. Продолжать мне было нечего. Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове-Щедрине. Экзаменатору они были не интересны.

Те же деревянные домики с садами и огородами, базарчик на площади, магазин райпотребсоюза, столовая "Байкал", школа, те же вековые дубы вдоль улицы.

Новой была лишь автомагистраль, на которую мы опять попали, выехав из города на конезавод. Здесь она еще только строилась. Дымился горячий асфальт; его укладывали загорелые ребята в брезентовых рукавицах. Девушки в майках, в надвинутых на лоб косынках разбрасывали гравий. Бульдозеры блестящими ножами срезали грунт. Ковши экскаваторов вгрызались в землю. Могучая техника, грохоча и лязгая, наступала на пространство. На обочине стояли жилые вагончики – свидетельство походной жизни.

Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. Я помню, как гордился, впервые переплыв ее. Теперь бы я ее пересек одним толчком от берега. И деревянный мостик, с которого я когда-то прыгал с замирающим от страха сердцем, висел над самой водой.

На тропинке, еще по-летнему твердой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. Желтели снопы в поле, трещал кузнечик, одинокий трактор подымал зябь.

Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

Я люблю отца и мать, уважаю их. Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи. Например, мамино обращение к знакомым женщинам в мужском роде: "милый" вместо "милая", "дорогой" вместо "дорогая". Что-то было в этом неестественное, претенциозное. Как и в том, что свои красивые, черные с проседью волосы она покрасила в рыже-бронзовый цвет. Для чего, для кого?

Утром я просыпался: отец, проходя через столовую, где я сплю, хлопал шлепанцами – туфлями без задников. Он и раньше ими хлопал, но тогда я но просыпался, а теперь просыпался от одного предчувствия этого хлопанья, а потом не мог заснуть.

У каждого человека свои привычки, не совсем, может быть, приятные; приходится с ними мириться, надо притираться друг к другу. А я не мог притираться. Неужели я стал психом?

Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. О людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. О каком-то негодяе Крептюкове – фамилия, ненавистная мне с детства; я готов был задушить этого Крептюкова. Потом оказалось, что Крептюкова душить не следует, наоборот, надо защищать, его место может занять гораздо худший Крептюков. Конфликты на работе неизбежны, глупо все время говорить о них. Я вставал из-за стола и уходил. Это обижало стариков. Но я ничего не мог поделать с собой.

Все это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьей. Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы – ничего этого у нас не было и быть не могло. Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. Это наивное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает современным методом воспитания. Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и родителями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. Так всегда и было в нашей семье. И вдруг мне захотелось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру. Может быть, я устал от экзаменов? Тяжело переживаю неудачу? Старики ни в чем меня не упрекали, но я подвел, обманул их ожидание. Восемнадцать лет, а все сижу на их шее. Мне стало стыдно просить даже на кино. Раньше была перспектива – университет. Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения.

2

Старые гнутые венские стулья в маленьком дедушкином доме. Скрипят под ногами ссохшиеся половицы, краска на них местами облупилась, и видны ее слои – от темно-коричневого до желтовато-белого. На стенах фотографии: дедушка в кавалерийской форме держит в поводу коня, дедушка – объездчик, рядом с ним два мальчика – жокеи, его сыновья, мои дяди, – тоже держат в поводу лошадей, знаменитых рысаков, объезженных дедушкой.