Связи в живой природе. Взаимосвязь неживой и живой природы

Могут быть выделены следующие общие признаки живой и неживой природы. Во-первых, как неживая, так и живая природа являются материальными системами и существуют объективно. Во-вторых, они подчинены общим законам движения и развития объективной реальности. Это и общие законы диалектики, это и законы механического, физического, химического движения материи, которые в опосредованном виде проявляются и в живой природе. В-третьих, и для живой, и для неживой природы характерно свойство отражения, которое проявляется по-разному в различных природных системах.

Вместе с тем для живой и неживой природы свойственны существенные различия . Казалось бы, такие различия достаточны очевидны. Вместе с тем вопрос о различении живого и неживого - это и постоянно волнующий человека мировоззренческий вопрос. В разные времена различие живого и неживого проводилось по-разному. Так, для первобытных народов был характерен анимизм – взгляд, согласно которому нет ни одного предмета, который не имел бы своей души, будь это даже дерево или камень. Все живо до той поры, пока душа такого предмета не покинет соответствующее тело.

С точки зрения гилозоизма – гораздо более поздней теории – все, что существует, является живым, иными словами, любое бытие является жизнью. С точки зрения Библии, живое создано Богом после сотворения неодушевленной материи.

Интерес к различению живого и неживого диктуется прежде всего практическими потребностями человека. Ведь человек может питаться только живым, оно выступает как объект охоты, рыболовства, затем – культивирования. Живое может выступать и в роли опасного врага, если это крупный хищник. Человек осознавал и свое родство по отношению к живому. Так, первобытные племена почитали какое-либо животное в качестве тотема – прародителя рода. Одним из первых запретов (табу), которые формировались в начале человеческой культуры, был запрет на умерщвление и поедание мяса конкретных животных.

Таким образом, в разное время существовали различные подходы к выявлению различий между живым и неживым. Современное понимание исходит из того, чтонеживая природа реализуется в добиологических формах движения материи (механическая, физическая, химическая). Живая природа обладает свойствами, которые не характерны для природы неживой, а именно: обмен веществ, приспособляемость, самовоспроизведение, саморегуляция и другие признаки, свойственные биологической форме движения материи. Для живой и неживой природы характерны разные ряды законов существования и развития. Так, в неживой природе действует закон движения планет соответствующих звездных систем, в живой природе существует, к примеру, закон естественного отбора. Различные законы определяют и различную логику развития этих форм материи.



Для живой природы характерно чрезвычайное разнообразие видов, форм и проявлений жизни и наряду с этим – тесная взаимосвязь всех этих видов и проявлений, когда уничтожение одного может привести к совершенно непредвиденным последствиям для других. Так, после истребления бегемотов в ряде африканских озер стало невозможным рыболовство: пропала рыба. Оказалось, что бегемоты, поедая растения, удобряли своим пометом водоемы, в них развивалось большое количество фито- и зоопланктона, который служил хорошей кормовой базой рыбам. Принцип незаменимости живых видов подтверждается широким распространением аллергий, которые появляются и распространяются параллельно с насыщением нашей пищи искусственными добавками, а нашего быта – продуктами, к которым человеческих организм эволюционно не приспособлен (синтетические ткани, пленки и т.д.)

Чем богаче видовой состав живого населения, чем сложнее структура биоценоза , тем устойчивее его структура в целом. Если в таком сложном ансамбле выйдут из строя какие-либо элементы, то он будет подстрахован другими организмами, которые возьмут на себя функции выбывшего звена. Высокое разнообразие означает более длинные пищевые цепи, что создает возможности для действия отрицательной обратной связи, уменьшает размах колебаний в системе и обеспечивает ее поддержание в равновесном состоянии.

Взаимосвязь живой и неживой природы как раз и определяется чертами их сходства и различия. Так, и в живой, и в неживой природе действуют физические и химические законы. Однако их роль в той или другой разновидности природы проявляется по-разному. К примеру, химический состав воды: два атома водорода и один атом кислорода – в неживой природе отделяет воду от иных химических веществ. В живой природе этот химический состав приобретает новое качество как характеристика среды обитания и средства к жизни для многих живых организмов, как вещества, необходимого для обмена веществ в организме и существования самого органического мира, по крайней мере на достаточно высоком уровне его развития.

Диалектика живой и неживой природы включает и моменты их взаимоперехода и взаимопроникновения. Флора и фауна возникла из неживой природы на определенном этапе ее развития. Некоторые вирусы в одних условиях могут рассматриваться как неживые частицы, в других – как живые тела. В качестве «строительного материала» живых тел выступают атомы и молекулы неживых веществ, а после завершения жизненного цикла живые существа вновь переходят в неживую материю.

Природа и общество.

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явлениесоциальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно-социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

29 марта 2017

Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на . Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.


Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.


Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, . В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.



Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.


Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

краткое содержание других презентаций

«Какие птицы не улетают зимой» - Голодная пора. Мы рисуем зимующих птиц. Экологическое образование. Толстый сук. Клёст. Кормушек. Покормите птиц. Сорока. Наблюдения. Свиристели. Не орел, а всё же птица. Зимующие птицы. Дощатый домик. Синичка. Сова. Зимние гости. Конкурс стихов. Акция. Активное участие. Здравствуй, зимушка. Конкурс сочинений. Идем кормить птиц. Снегирь. Черненькая шапочка. Поползень.

«Достопримечательности Санкт-Петербурга» - Музей блокады. Смольный собор. Медный всадник. Александро-Невская Лавра. Невский проспект. Санкт-Петербург. Исаакиевский собор. Спасибо за просмотр. Летний сад. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

««Домашние животные» 2 класс» - Не дразните собак. Ноги тонки, голос звонкий, а хвост закорючкой. Чьё жилище. про кошек и собак. Кошки и собаки. Семейство кошачьих. Работа с книгой. Отгадай загадку. Исследовательская работа. Как кормятся. Как вы поступите. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. Расскажи о своём питомце по плану. Распредели по группам. Реши кроссворд. 400 пород собак. Помни: человек в ответе за здоровье и жизнь своего четвероного друга.

«Как построить дом» - Дома стоили из дерева, камня и кирпича. Строительство – одна из частей экономики. Работа в паре. Какие материалы нужны для строительства городского дома. Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Кто работает на стройке. Как построить новый дом. Самосвал. Что надо для строительства дома. Работа по учебнику. Землеройные машины. Машины-грузчики. Человек всегда строил дом. Прочитай старинную пословицу.

«Снег» - Что такое снег. Скрип (хруст) снега. Снег не похож на лёд. Результаты анкетирования. Кому и зачем нужен снег. Испарение воды в мороз. Растения под снегом. Цель. Свойства снега. Выводы из исследования. Снег рыхлый и холодный. Задачи исследования. Я набрал снег в стакан и поставил в класс. Почему идёт снег. За 4 дня выпало 9 см снега. Предложения. Свойства. На открытом пространстве снега больше, чем на закрытом.

«Жизнь змей» - Как змея впрыскивает свой яд. Слышат ли змеи. Чем питаются змеи. Кости. Материалы о жизни змей. Серпентология. Зачем змее чешуя. Живые организмы. Пресмыкающиеся. Как рождаются змеи. Как змея может двигаться без ног. Польза. Человек. Сапоги. Змеи. Как размножаются змеи. Неотделимая часть нашей природы. Все змеи делятся на 6 семейств. На Земле 2800 видов змей. Откуда у змей берется яд. Почему змея показывает язык.