Знак беды краткое. Знак беды, в сокращении

Василь Быков - советский писатель, посвятивший многие свои произведения трагической истории СССР в годы Великой Отечественной войны. В его повести «Знак беды», краткое содержание которой вы сможете сейчас прочитать, также рассказывается о судьбах людей, которым пришлось пережить ужасы этих лет. О героизме советского народа, о сильном характере простой белорусской женщины поведал писатель в своем знаменитом произведении.

Степанида и Янка

В 1982 г. написал книгу «Знак беды». Краткое содержание произведения познакомит читателя с главными героями, сюжетом, поможет проанализировать повесть, сделать выводы.

В первой главе книги мы знакомимся со Степанидой, которая пасет свою корову по кличке Бобовка. Возвращаясь назад, она увидела деревенский парень, сирота. Он глухонемой, о его трагедии писатель рассказывает чуть позже.

Юноша пас стадо коров. Увидев, что он слишком легко одет и может замерзнуть, сердобольная женщина объяснила ему знаками, чтобы тот пошел домой за теплыми вещами.

Через некоторое время Янка прибежал назад, по его выражению лица, жестам женщина поняла - что-то случилось. Но сколько ни пытался объяснить ей парень, у него это не получалось. Тогда Степанида оставила свое животное под присмотром Янка и пошла в ту сторону, куда он показывал.

Немцы пришли

Сама Степанида и ее муж Петрок Богатька жили на хуторе, носившем название Яхимовщина. В то время уже шла Великая Отечественная война. Но пока жители вели себя, как в мирное время. Они убирали зерно с колхозных полей, копали картошку, делали запасы на зиму, ухаживали за скотом.

Немцев в деревне не было, поэтому жизнь была довольно размеренной, без особых происшествий. Но в тот день всё изменилось. Об этом мы узнаём из рассказа «Знак беды». Краткое содержание книги поведает о следующем моменте.

Когда женщина дошла до моста, то увидела, что около него копошатся люди. Это были немцы, которые восстанавливали разрушенную партизанами переправу через речку.

Придя домой, она рассказала мужу, что немцы в деревне. Они стали вместе думать, как теперь быть. Первым делом муж с женой спрятали поросенка, ведь вражеские солдаты не стали бы с ним церемониться, а зарубили и съели бы. Потом подумали, куда спрятать корову, но выхода не нашли.

Степанида хотела убрать подальше и вещи дочки Фени, которая до войны училась в Минске, и нашла среди них грамоту, которую женщине вручили в колхозе за ударную Петрок сказал, чтобы она сожгла эту награду, на которой была печать, но смелая женщина отказалась.

Незваные постояльцы

Вскоре в дом пожаловали полицаи - Колонденок и Гуж. Они сообщили, что скоро приедет важный немецкий начальник и вместе с охранниками поселится в доме у Богатька. Этим заканчивается третья глава.

Передавая «Знак беды» в сокращении, краткое содержание не может не включать описания крестьянского быта, повседневных дел простых людей. Степанида постоянно была чем-то занята: пасла, доила корову, кормила кур, поросенка. Быков описывает, как женщина рубила в корыте траву сечкой - готовила мешанку для кур.

Эти моменты свидетельствуют о том, что она была хорошей хозяйкой. За этим занятием Степанида размышляла, что ее муж не смог дать отпор полицаям, так как у него нет мужской твердости и самостоятельности.

Женщина же не боялась полицаев, так как презирала их. Не испугалась она и фашистов, которые облюбовали их дом для жилья. Когда они приказали Степаниде надоить для них молока, она принесла его, но очень мало, сказав, что больше нет. Тогда немцы сами пошли доить корову и раскрыли обман женщины. Но она не испугалась. Степанида сначала даже не поняла, что за это немец хотел убить ее, но не смог отстегнуть кобуру. Тогда фашист стал хлестать непокорную женщину цепочкой от кобуры, но она стойко пережила это.

Вот о такой простой, но мужественной и несгибаемой женщине рассказал в своей повести «Знак беды» Василь Быков. Краткое содержание переходит к восьмой главе.

Фашисты бесчинствуют

Из этой главы мы узнаем о переживаниях Петрука. Его и жену враги прогнали из дома и обосновались там сами с полным комфортом. Семейная пара была вынуждена жить в сарае. Однажды Петрок, встав с твердой лежанки, вышел в сад и увидел, как солдаты бесцеремонно трясут его яблоню. Один даже залез на нее. Сначала мужчина хотел пожаловаться на них фельдфебелю, но затем понял, что это ни к чему не приведет.

Непрошеные гости обтрясли вторую яблоню, принялись сновать по огороду, нещадно вытаптывая овощи, которые хозяева еще не успели убрать. После этого варвары захотели молока. Хозяин пошел искать Бобовку, которую ушла пасти жена.

Услышав от мужа, что фашисты хотят молока, женщина начала доить корову прямо на улице. Она решила, что пусть лучше молоко уйдет в землю, чем достанется захватчикам. Те убили корову, когда не смогли получить от нее то, что хотели. Вот такой печальный момент описан в книге «Знак беды». Краткое содержание произведения переходит к следующей, девятой главе.

9-11 главы

Корову спасти не удалось, тогда Степанида захотела уберечь хотя бы поросенка. Вместе с Янком они спрятали животное в барсучьей норе. Из этой же главы мы узнаем, что отважная женщина ночью пробралась туда, где висела винтовка немецкого повара и утопила ее в колодце.

После этого захватчики стали лютовать еще больше. Они заставили Петрока копать им яму под туалет, но приехавшие полицаи сказали пожилому мужчине, чтобы он с женой шел копать картошку. Петрок ослушался приказа, и офицер сильно ударил его.

Но когда мужчина построил туалет, его похвалили. На радостях он решил попросить солдат отдать свою скрипку, которую они забрали. Сначала они приказали ему долго играть для них, затем отдали инструмент.

В конце 11 главы Степанида узнает, что убили Янка…

12-13 главы

В двенадцатой главе героиня повести вспоминает довоенное время. Когда устанавливалась Советская власть, было решено ускорить темпы коллективизации. На одном из собраний было решено раскулачить Ивана Гужова, чей сын стал впоследствии полицейским у немцев. Степанида колебалась, но проголосовала против этого. Однако большинством голосов было принято решение раскулачить Гужова.

Но этим не ограничились. На одном из следующих собраний было решено раскулачить даже тех, кто когда-то использовал наемную силу. Милиционеру Василию Гончарику было приказано раскулачить семью своей невесты Анны. После этого он застрелился. Милиционер был старшим братом Янка, который стал в трехлетнем возрасте глухонемым.

В то время много семей пострадало безвинно. У них забирали практически всё и высылали вместе с маленькими детьми в Сибирь или другие отдаленные регионы страны. Выживали после такого не все. Об этой бесславной части истории страны знал и рассказал Быков В. В.

«Знак беды», краткое содержание по главам - вторая половина повести

В 14 главе мы узнаем, как поженились Степанида и Петрок. Они работали на хуторе Адольфа Яхимовского. Женщина ждала ребенка, вскоре родила мальчика Федю.

После революции у богатых стали отнимать землю и отдавать ее бедным. Таким образом молодой паре достался хутор.

Степанида сначала обрадовалась, что теперь у них будет своя земля, хозяйство, но ей стало стыдно, что получают они это через чужую беду. Хотя Адольф Яхимовский продолжал жить в своем доме, а Степанида старалась помогать и заботиться о нем, но старик не пережил раскулачивания и повесился.

Перед этим Богатьки нашли замерзшего жаворонка и подумали, что это, как сказал Быков, «знак беды». Краткое содержание книги скоро закончится, но еще осталось поведать о самом важном и печальном моменте.

Подвиг женщины

Много горя пережили Богатьки во время войны. Пожилого мужчину заставили идти строить мост. С этих работ он пришел домой еле живой. Затем приезжие полицаи избивают пожилую пару, так как пытались найти в их доме самогон и подумали, что те не отдают его.

У Петрока была спрятана в лесу бутыль. Он тайком забрал ее, чтобы промыть раны жены, но Гуж отнял самогон. Тогда Петрок не смог уже больше молчать. Услышав проклятья в свой адрес, немцы избивают его и увозят.

После того как женщина пришла в себя, она решила мстить фашистам. Крестьянка слышала, что у кого-то из местечковых есть неразорвавшаяся бомба. Она обменивает ее на поросенка и зарывает. Полицаи узнали об этом и попытались проникнуть в закрытый дом к Степаниде. Та, видя, что спасения нет, поджигает истопку, в которой находилась, и погибает. Этим заканчивается книга и краткое содержание.

«Знак беды», Быков В. В: анализ произведения

Не стало Степаниды, она погибла, но сломить ее дух, унизить, победить врагам не удалось. Закопанная бомба будет вызывать у них страх, так как она может взорваться в любое время.

Быков рассказал о тяжелой судьбе немолодой семейной пары. Читателям становится очень жалко их. Но они смогли прожить достойно. Чудеса отваги проявила простая белорусская женщина. Она олицетворяет собой образ героинь-крестьянок, которые внесли большой вклад в победу над захватчиками! Вечная память.

Созданная в 1982 году. По повести В. Быкова, белорусскую деревню Выселки, где живет Степанида и ее муж Петрок, заняли гитлеровцы. Не выдержав издевательств фашистов, Петрок идет на открытый протест и погибает. Поняв, что надежды на спасение уже нет, Степанида запирается и поджигает хату...

Степа­нида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимов­щина, в трех кило­метрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начи­на­ется война. Быстро прока­ты­ва­ется на восток фронт, приходят немцы. Насту­пает страшная в непред­ска­зу­е­мости новых бед жизнь.
Пона­чалу немцы хозяй­ни­чают лишь в местечке и на хутор не наве­ды­ва­ются. Первыми явля­ются «свои» - полицаи Гуж и Колон­денок. Колон­денок когда-то, в пору коллек­ти­ви­зации, был при сель­со­вете маль­чиком на побе­гушках. Хотя Гуж прихо­дится Петроку дальним родствен­ником, он грубо унижает хозяев, требуя беспре­ко­слов­ного подчи­нения. Петрок терпит оскорб­ления и угрозы, Степа­нида держит себя гордо и вызы­вающе. Гуж припо­ми­нает, что она была колхозной акти­висткой, и угро­жает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив прине­сенную с собой само­гонку. Степа­нида ругает мужа за его заис­ки­ва­ющее пове­дение. Приход поли­цаев был не случайным - Гуж присмотрел хутор для постоя немец­кого офицера с командой. Через несколько дней приез­жают на тяжелом грузо­вике и немцы. Они прика­зы­вают хозя­евам вымыть хату для офицера, самих же Степа­ниду и Петрока выго­няют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяй­стве. Хозяева со страхом наблю­дают все это и ждут еще больших бед. Когда Степа­нида пыта­ется пока­зать, что корова дает мало молока, немцы сами доят корову и за «сопро­тив­ление» изби­вают хозяйку. В следу­ющий раз Степа­нида тайком выда­и­вает все молоко в траву. Не получив молока, фельд­фе­бель пристре­ли­вает корову. Пока немцы возятся с коро­вьей тушей, Степа­нида успе­вает спря­тать за хутором, в барсу­чьей норе, уцелев­шего поро­сенка. Помо­гает ей в этом глухо­немой пастушок Янка. Ночью Степа­нида выкра­ды­вает винтовку повара и бросает её в колодец. Наутро немцы пере­тря­хи­вают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днем его застав­ляют копать клозет для офицера. Обод­ренный тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок реша­ется вечером идти просить скрипку. Он долго играет немцам. Скрипку возвра­щают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притас­ки­вают во двор застре­лен­ного Янку, неиз­вестно по какой причине подо­шед­шего к хутору. Назавтра, после приезда посыль­ного на мото­цикле, немцы соби­ра­ются и поки­дают хутор. Степа­ниде кажется, что она пере­стает ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обру­ши­лась на нее, на людей? И память пере­носит её на десять лет назад...
Тогда в Выселках орга­ни­зо­вы­вали колхоз. На очередном собрании выступал упол­но­мо­ченный из района, ругал всех за несо­зна­тель­ность - кроме членов комбеда, никто в колхоз не запи­сы­вался. Восьмое собрание закон­чи­лось так же. Через день пред­ста­ви­тель окруж­кома Новик применил новый метод орга­ни­зации колхоза: на комбеде ставился вопрос о раску­ла­чи­вании тех, кто не хотел запи­сы­ваться. Запу­гивая членов комбеда часто повто­ря­ю­щи­мися словами «саботаж», «укло­низм», Новик доби­вался, чтобы перевес в голо­со­вании был за раску­ла­чи­вание. На этих засе­да­ниях присут­ствовал мальчик на побе­гушках при сель­со­вете - пере­ро­сток Потапка Колон­денок, который все услы­шанное исполь­зовал в своих заметках в районную газету. С ужасом читали потом члены комбеда эти заметки, подпи­санные псев­до­нимом Грамотей. В них упоми­на­лись многие местеч­ковцы, совсем не кулаки. Но так как они исполь­зо­вали наемную силу, их раску­ла­чи­вали. Степа­нида вспо­ми­нает горе семей, выбро­шенных из домов на снег, увозимых вместе с малыми детьми в неиз­вест­ность. Мили­ци­онер Вася Гончарик, из местных, после того как раску­лачил семью своей любимой девушки, застре­лился. Он был старшим братом Янки, кото­рому тогда было три года и кото­рого, став­шего на всю жизнь глухо­немым, застрелят немцы на хуторе Яхимов­щина.
Вспо­ми­нает Степа­нида и то, как достался им с Петроком этот хутор. Он принад­лежал пану Яхимов­скому, обед­нев­шему шлях­тичу, одино­кому старику. Степа­нида с Петроком, поже­нив­шись, рабо­тали у старика и жили у него на хуторе. После рево­люции начали отби­рать у панов имуще­ство и землю и делить среди бедняков. Хутор достался Богатькам; из обширных земельных владений, которые Яхимов­ский сдавал в аренду, Степа­ниде с Петроком наре­зали две деся­тины на горе. Чтобы отвести от земли беды, Петрок поставил на горе крест, и народ прозвал эту гору Голгофой. Когда Степа­нида пришла к Яхимов­скому просить прощения - её мучила совесть, что она владеет чужим имуще­ством, - старик ответил: «Пан Езус простит». Степа­нида оправ­ды­ва­лась, - мол, не им, так все равно другим бы отдали, а старик произнес выстра­данно: «Но вы же не отка­за­лись... Грех зариться на чужое». Они кормили старика, ухажи­вали за ним, но он ничего не ел и в один страшный день пове­сился в амбаре. В этот день, перед тем как обна­ру­жить в амбаре старика, Степа­нида с Петроком нашли на поле замерз­шего жаво­ронка, который обма­нулся первым теплом. И Степа­нида решила, что это пред­зна­ме­но­вание беды, её знак. Так оно и случи­лось. Пала лошадь, глини­стая земля не родила, и вся трудная жизнь не прино­сила Богатькам ни счастья, ни радости. Потом - коллек­ти­ви­зация с её людским горем, беспро­светный колхозный труд, и вот - война...
За убитым Янкой приез­жают Гуж с Колон­денком на подводе. Гуж прика­зы­вает Петроку идти на работу достра­и­вать разбомб­ленный мост. С работы Петрок приходит еле живой. Он решает выгнать само­гона, чтобы отку­питься от поли­цаев. За змеевик для аппа­рата он обме­ни­вает свою скрипку. Но самогон не помо­гает - полицаи требуют его все больше и больше, ввали­ва­ются однажды и полицаи из дальней деревни. Не найдя само­гона, который уже забрал Гуж, «чужие» полицаи до полу­смерти изби­вают хозяев. Петрок решает покон­чить с само­гоном - разби­вает аппарат, отка­пы­вает спря­танную в лесу бутылку первача, несет её домой, чтобы поле­чить избитую Степа­ниду. Его уже поджи­дает Гуж. Отча­яние застав­ляет Петрока выкри­ки­вать в адрес поли­цаев и немцев все проклятия, что нако­пи­лись у него на душе. Полицаи изби­вают его, тащат, полу­жи­вого, в местечко - и навсегда пропа­дает Петрок... Пропа­дает человек, за всю жизнь не сделавший никому зла, безвольный, но все-таки однажды прикос­нув­шийся к безжа­лостным жерновам истории. Когда-то снежной зимой застряли какие-то машины на боль­шаке возле хутора. Люди из машин зашли в хату погреться. Главный из них, пригля­дев­шись к тяжелой жизни хозяев, дал им червонец - на лекар­ство для боле­ющей дочери. Этот человек был пред­се­да­тель ЦИКа Бело­руссии Червяков. И когда аресто­вали пред­се­да­теля колхоза Левона, Степа­нида собрала подписи с колхоз­ников под письмом о неви­нов­ности пред­се­да­теля и послала Петрока в Минск - отдать письмо Червя­кову и заодно вернуть долг - червонец. Петрок опоздал на день - Червя­кова уже похо­ро­нили...
Степа­нида, придя в себя после побоев, после того как слышала расправу Гужа над Петроком, решает мстить поли­цаям, немцам - всем, кто разрушил и без того горе­мычную жизнь. Она знает, что у моста кто-то из местных забрал неразо­рвав­шуюся бомбу. Степа­нида уверена, что это мог сделать только Корнила. Она идет в местечко, чтобы попы­таться пере­дать что-нибудь поесть Петроку в тюрьму и попро­сить у Корнилы бомбу. От тюрьмы её гонят, забрав пере­дачу. Хитрый Корнила согла­ша­ется привезти к ней бомбу на подводе - в обмен на уцелев­шего поро­сенка. Степа­нида решает бомбой взорвать мост, который уже построен заново. Степа­нида до поры зака­пы­вает бомбу в землю. В местечке она встре­чает конвой, ведущий куда-то Корнилу, и в страхе возвра­ща­ется домой, чтобы спря­тать бомбу получше. Обес­си­ленная, Степа­нида ложится отдох­нуть в истопке. В дверь ломятся полицаи, они требуют, чтобы она пока­зала, где бомба. Степа­нида не откры­вает. Дверь начи­нают ломать, стре­ляют сквозь нее. Степа­нида обли­вает истопку изнутри керо­сином и поджи­гает. Думая, что бомба внутри, полицаи разбе­га­ются. Никто не тушит полы­ха­ющее пламя, опасаясь мощного взрыва бомбы. «Но бомба дожи­да­лась своего часа».

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трёх километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. Первыми являются «свои» - полицаи Гуж и Колонденок. Колонденок когда-то, в пору коллективизации, был при сельсовете мальчиком на побегушках. Хотя Гуж приходится Петроку дальним родственником, он грубо унижает хозяев, требуя беспрекословного подчинения. Петрок терпит оскорбления и угрозы, Степанида держит себя гордо и вызывающе. Гуж припоминает, что она была колхозной активисткой, и угрожает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив принесённую с собой самогонку. Степанида ругает мужа за его заискивающее поведение. Приход полицаев был не случайным - Гуж присмотрел хутор для постоя немецкого офицера с командой. Через несколько дней приезжают на тяжёлом грузовике и немцы. Они приказывают хозяевам вымыть хату для офицера, самих же Степаниду и Петрока выгоняют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяйстве. Хозяева со страхом наблюдают все это и ждут ещё больших бед. Когда Степанида пытается показать, что корова даёт мало молока, немцы сами доят корову и за «сопротивление» избивают хозяйку. В следующий раз Степанида тайком выдаивает все молоко в траву. Не получив молока, фельдфебель пристреливает корову. Пока немцы возятся с коровьей тушей, Степанида успевает спрятать за хутором, в барсучьей норе, уцелевшего поросёнка. Помогает ей в этом глухонемой пастушок Янка. Ночью Степанида выкрадывает винтовку повара и бросает её в колодец. Наутро немцы перетряхивают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днём его заставляют копать клозет для офицера. Ободрённый тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок решается вечером идти просить скрипку. Он долго играет немцам. Скрипку возвращают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притаскивают во двор застреленного Янку, неизвестно по какой причине подошедшего к хутору. Назавтра, после приезда посыльного на мотоцикле, немцы собираются и покидают хутор. Степаниде кажется, что она перестаёт ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обрушилась на неё, на людей? И память переносит её на десять лет назад...

Тогда в Выселках организовывали колхоз. На очередном собрании выступал уполномоченный из района, ругал всех за несознательность - кроме членов комбеда, никто в колхоз не записывался. Восьмое собрание закончилось так же. Через день представитель окружкома Новик применил новый метод организации колхоза: на комбеде ставился вопрос о раскулачивании тех, кто не хотел записываться. Запугивая членов комбеда часто повторяющимися словами «саботаж», «уклонизм», Новик добивался, чтобы перевес в голосовании был за раскулачивание. На этих заседаниях присутствовал мальчик на побегушках при сельсовете - переросток Потапка Колонденок, который все услышанное использовал в своих заметках в районную газету. С ужасом читали потом члены комбеда эти заметки, подписанные псевдонимом Грамотей. В них упоминались многие местечковцы, совсем не кулаки. Но так как они использовали наёмную силу, их раскулачивали. Степанида вспоминает горе семей, выброшенных из домов на снег, увозимых вместе с малыми детьми в неизвестность. Милиционер Вася Гончарик, из местных, после того как раскулачил семью своей любимой девушки, застрелился. Он был старшим братом Янки, которому тогда было три года и которого, ставшего на всю жизнь глухонемым, застрелят немцы на хуторе Яхимовщина.

Вспоминает Степанида и то, как достался им с Петроком этот хутор. Он принадлежал пану Яхимовскому, обедневшему шляхтичу, одинокому старику. Степанида с Петроком, поженившись, работали у старика и жили у него на хуторе. После революции начали отбирать у панов имущество и землю и делить среди бедняков. Хутор достался Богатькам; из обширных земельных владений, которые Яхимовский сдавал в аренду, Степаниде с Петроком нарезали две десятины на горе. Чтобы отвести от земли беды, Петрок поставил на горе крест, и народ прозвал эту гору Голгофой. Когда Степанида пришла к Яхимовскому просить прощения - её мучила совесть, что она владеет чужим имуществом, - старик ответил: «Пан Езус простит». Степанида оправдывалась, - мол, не им, так все равно другим бы отдали, а старик произнёс выстраданно: «Но вы же не отказались... Грех зариться на чужое». Они кормили старика, ухаживали за ним, но он ничего не ел и в один страшный день повесился в амбаре. В этот день, перед тем как обнаружить в амбаре старика, Степанида с Петроком нашли на поле замёрзшего жаворонка, который обманулся первым теплом. И Степанида решила, что это предзнаменование беды, её знак. Так оно и случилось. Пала лошадь, глинистая земля не родила, и вся трудная жизнь не приносила Богатькам ни счастья, ни радости. Потом - коллективизация с её людским горем, беспросветный колхозный труд, и вот - война...

За убитым Янкой приезжают Гуж с Колонденком на подводе. Гуж приказывает Петроку идти на работу достраивать разбомблённый мост. С работы Петрок приходит еле живой. Он решает выгнать самогона, чтобы откупиться от полицаев. За змеевик для аппарата он обменивает свою скрипку. Но самогон не помогает - полицаи требуют его все больше и больше, вваливаются однажды и полицаи из дальней деревни. Не найдя самогона, который уже забрал Гуж, «чужие» полицаи до полусмерти избивают хозяев. Петрок решает покончить с самогоном - разбивает аппарат, откапывает спрятанную в лесу бутылку первача, несёт её домой, чтобы полечить избитую Степаниду. Его уже поджидает Гуж. Отчаяние заставляет Петрока выкрикивать в адрес полицаев и немцев все проклятия, что накопились у него на душе. Полицаи избивают его, тащат, полуживого, в местечко - и навсегда пропадает Петрок... Пропадает человек, за всю жизнь не сделавший никому зла, безвольный, но все-таки однажды прикоснувшийся к безжалостным жерновам истории. Когда-то снежной зимой застряли какие-то машины на большаке возле хутора. Люди из машин зашли в хату погреться. Главный из них, приглядевшись к тяжёлой жизни хозяев, дал им червонец - на лекарство для болеющей дочери. Этот человек был председатель ЦИКа Белоруссии Червяков. И когда арестовали председателя колхоза Левона, Степанида собрала подписи с колхозников под письмом о невиновности председателя и послала Петрока в Минск - отдать письмо Червякову и заодно вернуть долг - червонец. Петрок опоздал на день - Червякова уже похоронили...

Степанида, придя в себя после побоев, после того как слышала расправу Гужа над Петроком, решает мстить полицаям, немцам - всем, кто разрушил и без того горемычную жизнь. Она знает, что у моста кто-то из местных забрал неразорвавшуюся бомбу. Степанида уверена, что это мог сделать только Корнила. Она идёт в местечко, чтобы попытаться передать что-нибудь поесть Петроку в тюрьму и попросить у Корнилы бомбу. От тюрьмы её гонят, забрав передачу. Хитрый Корнила соглашается привезти к ней бомбу на подводе - в обмен на уцелевшего поросёнка. Степанида решает бомбой взорвать мост, который уже построен заново. Степанида до поры закапывает бомбу в землю. В местечке она встречает конвой, ведущий куда-то Корнилу, и в страхе возвращается домой, чтобы спрятать бомбу получше. Обессиленная, Степанида ложится отдохнуть в истопке. В дверь ломятся полицаи, они требуют, чтобы она показала, где бомба. Степанида не открывает. Дверь начинают ломать, стреляют сквозь неё. Степанида обливает истопку изнутри керосином и поджигает. Думая, что бомба внутри, полицаи разбегаются. Никто не тушит полыхающее пламя, опасаясь мощного взрыва бомбы. «Но бомба дожидалась своего часа».

Василий Владимирович Быков

«Знак беды»

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трёх километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. Первыми являются «свои» — полицаи Гуж и Колонденок. Колонденок когда-то, в пору коллективизации, был при сельсовете мальчиком на побегушках. Хотя Гуж приходится Петроку дальним родственником, он грубо унижает хозяев, требуя беспрекословного подчинения. Петрок терпит оскорбления и угрозы, Степанида держит себя гордо и вызывающе. Гуж припоминает, что она была колхозной активисткой, и угрожает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив принесённую с собой самогонку. Степанида ругает мужа за его заискивающее поведение. Приход полицаев был не случайным — Гуж присмотрел хутор для постоя немецкого офицера с командой. Через несколько дней приезжают на тяжёлом грузовике и немцы. Они приказывают хозяевам вымыть хату для офицера, самих же Степаниду и Петрока выгоняют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяйстве. Хозяева со страхом наблюдают все это и ждут ещё больших бед. Когда Степанида пытается показать, что корова даёт мало молока, немцы сами доят корову и за «сопротивление» избивают хозяйку. В следующий раз Степанида тайком выдаивает все молоко в траву. Не получив молока, фельдфебель пристреливает корову. Пока немцы возятся с коровьей тушей, Степанида успевает спрятать за хутором, в барсучьей норе, уцелевшего поросёнка. Помогает ей в этом глухонемой пастушок Янка. Ночью Степанида выкрадывает винтовку повара и бросает её в колодец. Наутро немцы перетряхивают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днём его заставляют копать клозет для офицера. Ободрённый тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок решается вечером идти просить скрипку. Он долго играет немцам. Скрипку возвращают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притаскивают во двор застреленного Янку, неизвестно по какой причине подошедшего к хутору. Назавтра, после приезда посыльного на мотоцикле, немцы собираются и покидают хутор. Степаниде кажется, что она перестаёт ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обрушилась на неё, на людей? И память переносит её на десять лет назад…

Тогда в Выселках организовывали колхоз. На очередном собрании выступал уполномоченный из района, ругал всех за несознательность — кроме членов комбеда, никто в колхоз не записывался. Восьмое собрание закончилось так же. Через день представитель окружкома Новик применил новый метод организации колхоза: на комбеде ставился вопрос о раскулачивании тех, кто не хотел записываться. Запугивая членов комбеда часто повторяющимися словами «саботаж», «уклонизм», Новик добивался, чтобы перевес в голосовании был за раскулачивание. На этих заседаниях присутствовал мальчик на побегушках при сельсовете — переросток Потапка Колонденок, который все услышанное использовал в своих заметках в районную газету. С ужасом читали потом члены комбеда эти заметки, подписанные псевдонимом Грамотей. В них упоминались многие местечковцы, совсем не кулаки. Но так как они использовали наёмную силу, их раскулачивали. Степанида вспоминает горе семей, выброшенных из домов на снег, увозимых вместе с малыми детьми в неизвестность. Милиционер Вася Гончарик, из местных, после того как раскулачил семью своей любимой девушки, застрелился. Он был старшим братом Янки, которому тогда было три года и которого, ставшего на всю жизнь глухонемым, застрелят немцы на хуторе Яхимовщина.

Вспоминает Степанида и то, как достался им с Петроком этот хутор. Он принадлежал пану Яхимовскому, обедневшему шляхтичу, одинокому старику. Степанида с Петроком, поженившись, работали у старика и жили у него на хуторе. После революции начали отбирать у панов имущество и землю и делить среди бедняков. Хутор достался Богатькам; из обширных земельных владений, которые Яхимовский сдавал в аренду, Степаниде с Петроком нарезали две десятины на горе. Чтобы отвести от земли беды, Петрок поставил на горе крест, и народ прозвал эту гору Голгофой. Когда Степанида пришла к Яхимовскому просить прощения — её мучила совесть, что она владеет чужим имуществом, — старик ответил: «Пан Езус простит». Степанида оправдывалась, — мол, не им, так все равно другим бы отдали, а старик произнёс выстраданно: «Но вы же не отказались… Грех зариться на чужое». Они кормили старика, ухаживали за ним, но он ничего не ел и в один страшный день повесился в амбаре. В этот день, перед тем как обнаружить в амбаре старика, Степанида с Петроком нашли на поле замёрзшего жаворонка, который обманулся первым теплом. И Степанида решила, что это предзнаменование беды, её знак. Так оно и случилось. Пала лошадь, глинистая земля не родила, и вся трудная жизнь не приносила Богатькам ни счастья, ни радости. Потом — коллективизация с её людским горем, беспросветный колхозный труд, и вот — война…

За убитым Янкой приезжают Гуж с Колонденком на подводе. Гуж приказывает Петроку идти на работу достраивать разбомблённый мост. С работы Петрок приходит еле живой. Он решает выгнать самогона, чтобы откупиться от полицаев. За змеевик для аппарата он обменивает свою скрипку. Но самогон не помогает — полицаи требуют его все больше и больше, вваливаются однажды и полицаи из дальней деревни. Не найдя самогона, который уже забрал Гуж, «чужие» полицаи до полусмерти избивают хозяев. Петрок решает покончить с самогоном — разбивает аппарат, откапывает спрятанную в лесу бутылку первача, несёт её домой, чтобы полечить избитую Степаниду. Его уже поджидает Гуж. Отчаяние заставляет Петрока выкрикивать в адрес полицаев и немцев все проклятия, что накопились у него на душе. Полицаи избивают его, тащат, полуживого, в местечко — и навсегда пропадает Петрок… Пропадает человек, за всю жизнь не сделавший никому зла, безвольный, но все-таки однажды прикоснувшийся к безжалостным жерновам истории. Когда-то снежной зимой застряли какие-то машины на большаке возле хутора. Люди из машин зашли в хату погреться. Главный из них, приглядевшись к тяжёлой жизни хозяев, дал им червонец — на лекарство для болеющей дочери. Этот человек был председатель ЦИКа Белоруссии Червяков. И когда арестовали председателя колхоза Левона, Степанида собрала подписи с колхозников под письмом о невиновности председателя и послала Петрока в Минск — отдать письмо Червякову и заодно вернуть долг — червонец. Петрок опоздал на день — Червякова уже похоронили…

Степанида, придя в себя после побоев, после того как слышала расправу Гужа над Петроком, решает мстить полицаям, немцам — всем, кто разрушил и без того горемычную жизнь. Она знает, что у моста кто-то из местных забрал неразорвавшуюся бомбу. Степанида уверена, что это мог сделать только Корнила. Она идёт в местечко, чтобы попытаться передать что-нибудь поесть Петроку в тюрьму и попросить у Корнилы бомбу. От тюрьмы её гонят, забрав передачу. Хитрый Корнила соглашается привезти к ней бомбу на подводе — в обмен на уцелевшего поросёнка. Степанида решает бомбой взорвать мост, который уже построен заново. Степанида до поры закапывает бомбу в землю. В местечке она встречает конвой, ведущий куда-то Корнилу, и в страхе возвращается домой, чтобы спрятать бомбу получше. Обессиленная, Степанида ложится отдохнуть в истопке. В дверь ломятся полицаи, они требуют, чтобы она показала, где бомба. Степанида не открывает. Дверь начинают ломать, стреляют сквозь неё. Степанида обливает истопку изнутри керосином и поджигает. Думая, что бомба внутри, полицаи разбегаются. Никто не тушит полыхающее пламя, опасаясь мощного взрыва бомбы. «Но бомба дожидалась своего часа».

На хуторе Яхимовщина, расположенном рядом с местечком Выселки, живет семья Богатько.

Начинается война. В первое время немцы хозяйничали только в Выселках, до хутора им не было дела. Первыми сюда приходят «свои» - полицаи Колоденок и Гуж. Первый при коллективизации был мальчиком на побегушках при сельсовете. Второй же является дальним родственником Петроку, но это ничуть не мешает ему унижать хозяев. Степанида держится гордо, а Петрок терпит все оскорбления, за что потом получает от жены нагоняй.

Полицаи приходили не просто так – Гуж выбрал хутор для проживания немецкого офицера со штабом. Через некоторое время появляются немцы. Они заставляют хозяев приготовить хату для офицера и выгоняют их ночевать в истопку.

В хозяйстве от немцев полный разгром. Они даже застрелили корову, когда Степанида показала, что она не дает молока. Правда своенравная хозяйка выдоила ее перед тем в траву. Потом она с помощью глухонемого пастушка Янки спрятала за хутором поросенка. А ночью украла у повара винтовку и бросила ее в колодец. В поисках пропавшего оружия немцы обыскивают всю истопку, а не найдя, забирают скрипку Петрока. Днем они заставляют его копать уборную для офицера. Получив похвалу за выполненную работу, хозяин просит скрипку обратно. Его заставляют долго играть, но инструмент возвращают. А ночью немецкие солдаты застрелили Янку. На следующий день приезжает посыльный, после чего немцы в спешке покидают Яхимовщину.

Степанида не понимает за что им такая беда, но память переносит ее на 10 лет назад…

Когда в Выселках учреждали колхоз и никто не хотел туда записываться, на комбеде решили раскулачивать несогласных. Степанида вспоминает, сколько семей тогда пережили большое горе, сколько людей увезли в неизвестность.

Припоминает она и то, как они с мужем получили свой хутор. Раньше он был собственностью пана Яхимовского, обедневшего шляхтича, одинокого старика. После свадьбы Степанида с Петроком пошли к нему работать. А после революции, когда начали отбирать землю и имущество у панов и делить между бедняками, хутор перешел к Богатькам. Степанида просила прощения у Яхимовского, ведь если не им, то другим отдали бы, но старик лишь ответил: «Но вы же не отказались… Грех зариться на чужое». Богатьки, чувствуя угрызения совести, ухаживали за ним до самой смерти. А в день, когда Яхимовский повесился, Степанида с Петроком в поле нашли замерзшего жаворонка. Тогда она решила, что это знак беды. Так и получилось – жизнь была тяжелой и безрадостной.

Когда Гуж и Колоденко приезжают за телом Янки, они приказывают Петроку достраивать мост, который пострадал от бомбардировки. После работы мужчина возвращается совсем без сил и думает откупиться от полицаев самогоном. Но это совсем не помогает. А однажды к нему за выпивкой приезжают «чужие» полицаи и, не найдя знаменитого самогона, жестоко избиваю хозяев. Петрок решает завязать. Но чтобы вылечить Степаниду он откапывает в лесу бутылку спрятанного первача и несет домой. А там его поджидает Гуж. Полный отчаянья, Петрок кричит, проклинает немцев и полицаев, за что его опять избивают и увозят в Выселки. Мужчина пропадает навсегда.

Мечтая отомстить за мужа, Степанида договаривается с Корнилой о неразорвавшейся бомбе, которую он нашел после бомбардировки. Она планирует взорвать восстановленный мост. Корнила обменивает бомбу на спрятанного поросенка. А женщина закапывает ее в землю, чтобы дождаться подходящего времени. Но в городе она видит, как конвой ведет испуганного Корнилу, и возвращается домой, чтобы спрятать бомбу получше.

В дверь истопки начинают ломиться полицаи, требуя показать, где бомба. Но Степанида не открывает. Она обливает изнутри все керосином и поджигает. Полицаи разбегаются, думая, что бомба там. «Но бомба дожидалась своего часа».

Сочинения

Тема Великой Отечественной войны в литературе Тема великой отечественной войны (по повести В.Быкова "Знак беды") Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны (по повести "Знак беды") Знаки войны (Сочинение по повести В. Быкова «Знак беды»)

В. В. Быков
Знак беды

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. Первыми являются «свои» - полицаи Гуж и Колонденок. Колонденок когда-то, в пору коллективизации, был при сельсовете мальчиком на побегушках. Хотя Гуж приходится Петроку дальним родственником, он грубо унижает хозяев, требуя беспрекословного подчинения. Петрок терпит оскорбления и угрозы, Степанида держит себя гордо и вызывающе. Гуж припоминает, что она была колхозной активисткой, и угрожает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив принесенную с собой самогонку. Степанида ругает мужа за его заискивающее поведение. Приход полицаев был не случайным - Гуж присмотрел хутор для постоя немецкого офицера с командой. Через несколько дней приезжают на тяжелом грузовике и немцы. Они приказывают хозяевам вымыть хату для офицера, самих же Степаниду и Петрока выгоняют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяйстве. Хозяева со страхом наблюдают все это и ждут еще больших бед. Когда Степанида пытается показать, что корова дает мало молока, немцы сами доят корову и за «сопротивление» избивают хозяйку. В следующий раз Степанида тайком выдаивает все молоко в траву. Не получив молока, фельдфебель пристреливает корову. Пока немцы возятся с коровьей тушей, Степанида успевает спрятать за хутором, в барсучьей норе, уцелевшего поросенка. Помогает ей в этом глухонемой пастушок Янка. Ночью Степанида выкрадывает винтовку повара и бросает её в колодец. Наутро немцы перетряхивают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днем его заставляют копать клозет для офицера. Ободренный тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок решается вечером идти просить скрипку. Он долго играет немцам. Скрипку возвращают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притаскивают во двор застреленного Янку, неизвестно по какой причине подошедшего к хутору. Назавтра, после приезда посыльного на мотоцикле, немцы собираются и покидают хутор. Степаниде кажется, что она перестает ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обрушилась на нее, на людей? И память переносит её на десять лет назад…

Тогда в Выселках организовывали колхоз. На очередном собрании выступал уполномоченный из района, ругал всех за несознательность - кроме членов комбеда, никто в колхоз не записывался. Восьмое собрание закончилось так же. Через день представитель окружкома Новик применил новый метод организации колхоза: на комбеде ставился вопрос о раскулачивании тех, кто не хотел записываться. Запугивая членов комбеда часто повторяющимися словами «саботаж», «уклонизм», Новик добивался, чтобы перевес в голосовании был за раскулачивание. На этих заседаниях присутствовал мальчик на побегушках при сельсовете - переросток Потапка Колонденок, который все услышанное использовал в своих заметках в районную газету. С ужасом читали потом члены комбеда эти заметки, подписанные псевдонимом Грамотей. В них упоминались многие местечковцы, совсем не кулаки. Но так как они использовали наемную силу, их раскулачивали. Степанида вспоминает горе семей, выброшенных из домов на снег, увозимых вместе с малыми детьми в неизвестность. Милиционер Вася Гончарик, из местных, после того как раскулачил семью своей любимой девушки, застрелился. Он был старшим братом Янки, которому тогда было три года и которого, ставшего на всю жизнь глухонемым, застрелят немцы на хуторе Яхимовщина.

Вспоминает Степанида и то, как достался им с Петроком этот хутор. Он принадлежал пану Яхимовскому, обедневшему шляхтичу, одинокому старику. Степанида с Петроком, поженившись, работали у старика и жили у него на хуторе. После революции начали отбирать у панов имущество и землю и делить среди бедняков. Хутор достался Богатькам; из обширных земельных владений, которые Яхимовский сдавал в аренду, Степаниде с Петроком нарезали две десятины на горе. Чтобы отвести от земли беды, Петрок поставил на горе крест, и народ прозвал эту гору Голгофой. Когда Степанида пришла к Яхимовскому просить прощения - её мучила совесть, что она владеет чужим имуществом, - старик ответил: «Пан Езус простит». Степанида оправдывалась, - мол, не им, так все равно другим бы отдали, а старик произнес выстраданно: «Но вы же не отказались… Грех зариться на чужое». Они кормили старика, ухаживали за ним, но он ничего не ел и в один страшный день повесился в амбаре. В этот день, перед тем как обнаружить в амбаре старика, Степанида с Петроком нашли на поле замерзшего жаворонка, который обманулся первым теплом. И Степанида решила, что это предзнаменование беды, её знак. Так оно и случилось. Пала лошадь, глинистая земля не родила, и вся трудная жизнь не приносила Богатькам ни счастья, ни радости. Потом - коллективизация с её людским горем, беспросветный колхозный труд, и вот - война…

За убитым Янкой приезжают Гуж с Колонденком на подводе. Гуж приказывает Петроку идти на работу достраивать разбомбленный мост. С работы Петрок приходит еле живой. Он решает выгнать самогона, чтобы откупиться от полицаев. За змеевик для аппарата он обменивает свою скрипку. Но самогон не помогает - полицаи требуют его все больше и больше, вваливаются однажды и полицаи из дальней деревни. Не найдя самогона, который уже забрал Гуж, «чужие» полицаи до полусмерти избивают хозяев. Петрок решает покончить с самогоном - разбивает аппарат, откапывает спрятанную в лесу бутылку первача, несет её домой, чтобы полечить избитую Степаниду. Его уже поджидает Гуж. Отчаяние заставляет Петрока выкрикивать в адрес полицаев и немцев все проклятия, что накопились у него на душе. Полицаи избивают его, тащат, полуживого, в местечко - и навсегда пропадает Петрок… Пропадает человек, за всю жизнь не сделавший никому зла, безвольный, но все-таки однажды прикоснувшийся к безжалостным жерновам истории. Когда-то снежной зимой застряли какие-то машины на большаке возле хутора. Люди из машин зашли в хату погреться. Главный из них, приглядевшись к тяжелой жизни хозяев, дал им червонец - на лекарство для болеющей дочери. Этот человек был председатель ЦИКа Белоруссии Червяков. И когда арестовали председателя колхоза Левона, Степанида собрала подписи с колхозников под письмом о невиновности председателя и послала Петрока в Минск - отдать письмо Червякову и заодно вернуть долг - червонец. Петрок опоздал на день - Червякова уже похоронили…

Степанида, придя в себя после побоев, после того как слышала расправу Гужа над Петроком, решает мстить полицаям, немцам - всем, кто разрушил и без того горемычную жизнь. Она знает, что у моста кто-то из местных забрал неразорвавшуюся бомбу. Степанида уверена, что это мог сделать только Корнила. Она идет в местечко, чтобы попытаться передать что-нибудь поесть Петроку в тюрьму и попросить у Корнилы бомбу. От тюрьмы её гонят, забрав передачу. Хитрый Корнила соглашается привезти к ней бомбу на подводе - в обмен на уцелевшего поросенка. Степанида решает бомбой взорвать мост, который уже построен заново. Степанида до поры закапывает бомбу в землю. В местечке она встречает конвой, ведущий куда-то Корнилу, и в страхе возвращается домой, чтобы спрятать бомбу получше. Обессиленная, Степанида ложится отдохнуть в истопке. В дверь ломятся полицаи, они требуют, чтобы она показала, где бомба. Степанида не открывает. Дверь начинают ломать, стреляют сквозь нее. Степанида обливает истопку изнутри керосином и поджигает. Думая, что бомба внутри, полицаи разбегаются. Никто не тушит полыхающее пламя, опасаясь мощного взрыва бомбы. «Но бомба дожидалась своего часа».