Значение слова «лирика. Что такое лирика

Иногда слова «лирика» и «поэзия» употребляются в одинаковом контексте. Однако назвать их абсолютными синонимами нельзя. Чтобы применять понятия по назначению, необходимо выяснить, чем отличается лирика от поэзии.

Определение

Лирикой называют род литературы (один из трех), особенностью которого является чувственное выражение автором своего душевного состояния. При этом личное, субъективное становится общезначимым, интересным для множества людей, поскольку перекликается с их чувствами и переживаниями.

Поэзия – творчество, в котором используется отличный от обыденного язык. В общем смысле под поэтическими подразумеваются произведения стихотворного формата. Традиционными стихами, в свою очередь, являются строки с созвучными окончаниями – рифмами.

Сравнение

Если говорить про отличие лирики от поэзии в общих чертах, то лирика – это находящиеся в центре внимания отдельного произведения чувства и эмоции, а поэзия – это форма, в которую облечена речь автора.

Рассмотрим каждое из понятий более подробно. Обратимся сначала к лирике. Чтобы разобраться в ее особенностях, сравним лирику с двумя остальными родами литературы. Одним из них является эпос, предполагающий повествование о происходящих внешних событиях. При этом перед читателем ясно предстает временная и пространственная сфера, в которой совершаются некие действия.

Лирика противопоставляется эпосу. Если последний отражает факты объективной реальности, то лирика основана на обращении к внутреннему миру. В этом случае автор пытается показать переживания в их динамике, используя определенные художественные средства. В произведениях, относящихся к драме (третьему из родов), могут содержаться как лирические, так и эпические моменты.

Обратимся теперь к поэзии. Под ней часто понимаются именно стихи, то есть творчество, противоположное прозе, которой несвойственны рифмы. В то же время к поэзии относятся и некоторые переходные формы, например белый стих. Если рассматривать вопрос еще шире, то иногда поэтичным, в метафорическом смысле, называется любое изящное изложение, даже сугубо прозаическое.

Разбираясь, в чем разница между лирикой и поэзией, следует обязательно отметить, что лирику можно обнаружить и в поэтических, и в драматургических произведениях, и в прозе. Лирическими бывают музыка или настроение человека. Однако поэзию не всегда можно назвать лирической. Например, лирикой не является повествовательная поэма или стихотворный рекламный текст.

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

    Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

    Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

В большинстве случаев лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь речь идет о двух абсолютно разных родах литературы. Проанализируем каждый из них и выясним, чем отличается лирика от эпоса.

Общее понятие лирики и эпоса

Под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность.

Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. Тематика эпоса часто героическая, прославляющая отдельных персонажей или целую нацию.

Сравнение

Итак, главным в лирике является образ-переживание. Если и упоминаются какие-либо события, то в скупой форме, лишь для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно личные впечатления. Лирическим героем может быть любой, даже вымышленный персонаж.

Задача эпоса – познакомить читателя с определенными событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое произведение разворачивается некоторый сюжет. Если лирика, отражая мгновение жизни, часто выражена настоящим временем, то эпическое повествование ведется, как правило, в прошедшем времени.

Отличие лирики от эпоса состоит в том, что лирика предполагает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым. Такая беспристрастность помогает лучше понять смысл произошедшего и разобраться в причинах и следствиях.

Лирика своим названием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И недаром. Ведь она по своей сути сродни музыке, позволяющей выражать чувства без слов. И самой подходящей формой, в которую может облачаться лирика, является стихотворная, обладающая ритмичностью и напевностью. В эпосе же мощным инструментом является именно слово. Оно используется для детального изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.

Определенные выводы можно сделать, и сравнив объем произведений, соответствующих каждому из двух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто небольшие. Самыми ценными из них являются те, в которых автору удалось с помощью минимума слов наиболее полно выразить живое чувство. В свою очередь, особенностью эпоса считается неограниченный объем. Подобное произведение может представлять собой как небольшой рассказ или очерк, так и многотомный роман, рассчитанный на длительное чтение или слушание.

В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова – тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» – стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» – стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

TheDifference.ru определил, что отличие лирики Пушкина от лирики Лермонтова заключается в следующем:

  1. Лирической поэзии А.С. Пушкина свойственно разнообразие тем и мотивов, в которых отражается жизнеутверждающая позиция автора. В лирике Лермонтова главной темой является неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
  2. Назначение поэта в творчестве Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в стихах Лермонтова – сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
  3. Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важная роль отводится аллегорическим образам и символике, заимствованной из мифологии.