Жанна д’Арк: история мифа.

А царевич Иван ходит – ищет тебя по провинциям.
Молодой, холостой, он не знает отбоя от баб.
Но, поверив однажды волхвам,
Колдунам и провидцам,
Он целует лягушек, но они превращаются в жаб.

А целует девиц – и краснеют они, и смущаются,
Но в лягушек тотчас превращаются все до одной.
Он стреляет из лука,
Но стрелы назад возвращаются,
Словно с юга на север голодные птицы весной.


Пилигримы

Посвящается
А. МАЛИНИНУ


Акробаты, клоуны и мимы,
Дети горькой правды и отваги,
Кто мы в этой жизни? – пилигримы,
Вечные скитальцы и бродяги.

Женщин заменяют нам дороги,
И, питаясь ветром и туманом,
Бродим мы – печальные, как боги,
По убогим и богатым странам.

Секут нас, как плети,
Ветра и дожди,
Мы вечные дети
На Млечном Пути.
Звезда наших странствий,
Гори – не сгорай.
Мы ищем, мы ищем
Потерянный рай.

Звездочеты, плясуны, поэты,
Внуки синеокой ностальгии,
Не для нас фонтаны и кареты –
Мы не продаемся, как другие.

Сколько раз мы, словно на расстреле,
Глядя в дуло времени, стояли!
Кто мы в этой жизни? – менестрели,
Чьим гитарам чужды пасторали.

Секут нас, как плети,
Ветра и дожди,
Мы вечные дети
На Млечном Пути.
Звезда наших странствий,
Гори – не сгорай.
Мы ищем, мы ищем
Потерянный рай…

Темнота, ненастье, стужа,
Женщина ушла от мужа,
Женщина ушла от мужа
Прочь.

Женщина ушла из дома,
Женщина ушла к другому,
Женщина ушла к другому
В ночь.

А над ней, над головою,
Неба зеркало кривое,
И холодный ветер воет
Вслед.

А она идет сквозь ливень,
В мире нет ее счастливей,
В мире нет ее счастливей,
Нет.

Предназначенный судьбою,
Ей любимый дверь откроет,
И волнения не скроет
Он.

Он звонком ее разбужен,
Ослеплен, обезоружен,
И ему уже не нужен
Сон.

Погибавший от разлуки,
Он возьмет ее на руки,
Он возьмет ее на руки
Вдруг.

К небесам ее поднимет,
И печаль, как платье, снимет,
И прошепчет ее имя
Вслух.

И исчезнет все на свете:
Ночь, побег, осенний ветер,
Слухов молнии и сплетен
Дождь.

Будут только эти двое,
Небеса над головою,
Слезы счастья и объятий
Дрожь.

Гости на поминках

– Он не имел ни любовниц, ни жен,
Жил, как бирюк, один.
От слабых нервов скончался он
И от крепких вин.

– Да что вы! Он был хладнокровный атлет,
На грудь никогда не брал.

– Так отчего же в расцвете лет
Он взял и в ящик сыграл?

– Самоубийство!

– Не может быть!

– Клянусь вам!

– Какой резон?

– Всю жизнь не мог сам себе простить,
Что он – не Ален Делон.

– С рожденья был он… покойник… слаб.

– Кто? Он? Да вовсе нет.
Умер он от дешевых баб
И дорогих сигарет.

– Прошу вас учесть один момент,
Мне брат его говорил:
Покойник при жизни был импотент
И никогда не курил.

– Глупости! Знал он и в бабах толк,
И выпить был не дурак.
Но у него был карточный долг,
Страшнее, чем СПИД или рак.

– И что же?

– Убили! ЧЕЧЕНЦЫ!

– Ну этот! Ну, генерал.
Он каждый вечер с ним тысяч на сто
В очко и в буру играл.

– Бредни! Усопший был шахматист.
А карты терпеть не мог.

– Да нет, он любил преферанс и вист
И в покер играл, как бог.

– Верно. Я в покер с ним сам играл
Три года назад в Баку.

– В Баку? Он там никогда не бывал.
Вам налить коньяку?..


Виват, Король!

(Многие слышали эту песню Т. Гвердцители... Но мало кто знает, кому же она все-таки посвящена?..)

Посвящается
ОЛЕГУ БЛОХИНУ

«Жизнь – игра! – Шекспир сказал. –
И все мы в ней – актеры».
Ты игрой сердца пронзал,
Рождал восторг и споры,
За то, что ты с душой играл,
Народ тебя короновал,
И даже враг твердил порой,
Скрывая страх, что ты – Король!


Покоя ты не знал.
Без пушек, без солдат своей игрой
Ты страны покорял.
Меня же покорил, что верным был,
Что был самим собой,
И не была игрой, пустой игрой
Твоя любовь.
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Ты был, ты был самим собой!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват, Король! Виват! Виват, Король!
Виват! Виват, моя любовь!

Лишь со мной одной деля
Все горести и беды,
Ты другим дарил всегда
Золото победы,
Ты так играл! Ты был артист!
И вот настал твой бенефис!
Ты так играл! Ты был Король!
И вот теперь – вакантна роль.

«» –
Тебе поют кругом.
Как жаль, не вечен май, не вечен гром –
Аплодисментов гром.
Печаль, в глазах печаль. А в сердце – боль.
И каждый грустным стал.
Прощай, Король! Прощай! Сегодня твой
Последний бал!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Навек прощаешься с игрой.
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Теперь, теперь ты только мой!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Не плачь, мой милый, не горюй!
Прощай, Король! Прощай! Прощай, Король!
Лишь я «прощай» не говорю.
1986

Сіла птаха білокрила на тополю,
Сіло сонце понад вечір за поля.
Покохала, покохала я до болю
Молодого, молодого скрипаля.

Покохала, зачарована струною,
Заблукала та мелодія в гаю.
В гай зелений журавлиною весною
Я понесла своє серце скрипалю.

Йшла до нього, наче місячна царівна,
Йшла до нього, як до березня весна.
І не знала, що та музика чарівна
Не для мене, а для іншої луна.

Белая ворона

Белая ворона - это мое самое любимое произведение Рыбчинского и один из моих самых любимых русскоязычных мюзиклов, который, к сожалению, не нашел своего логического продолжения быть поставленным на сцене. Да и в оцифрованном виде его не найти- поэтому привезла с собой в Америку пластинку с этой записью и ради нее купила проигрыватель.

Замечательные умные стихи, прекрасная музыка и отличное исполнение этой рок-оперы звездами советской эстрады! Не устаю слушать ее уже более 25 лет!

Приведу несколько отрывков из либретто:

Благословенны средние века.
Нам по сердцу их заповедь простая:
Чтоб не носить колпак еретика,
Будь средним – будь всегда таким, как стая.

Будь средней, Жанна! Будь такой, как все!
Торгуй, как мы, своей душой и телом!
Не то ты прослывешь вороной белой
И жизнь свою закончишь на костре!

Легенду о Деве, как песнь соловья,
Не похоронишь заживо!
Многих девчонок, таких же, как я,
Она по ночам будоражила.
Многие слышали голос мечты,
Как строки святого припева:
«Может быть, может быть, может быть, ты
И есть та самая Дева?»

Многих, признайтесь, не раз и не два
Совести голос тревожил
И повторял, как заклятье, слова:
«Если не ты, то кто же?»
Но отвечали вы все в тот же миг,
Голосу страха внемля:
«Я? Почему? Чем я лучше других?
Мне ли спасти свою землю?»

И годы летели, как ворох листвы,
Без вдохновенья, без цели.
Легенду о Деве я так же, как вы,
Знала давно – с колыбели!
И так же, как вас, дерзкий голос мечты,
Когда я на звезды глядела,
Однажды спросил меня: «Может быть, ты
И есть та самая Дева?»

Я помню, как я испугалась в тот миг,
И сердце забилось голубкою,
И страх прошептал: «Чем ты лучше других –
Нежная, слабая, хрупкая?»
И вдруг закружилась моя голова,
Мороз пробежал по коже,
И я повторила заклятья слова:
«Если не я, то кто же!»

Ливни лето отпели-отплакали.
И однажды в студеную ночь
В стае черных ворон одинаковых
Родилась непокорная дочь.

Непокорная, гордая, смелая.
Но уродиной звали ее,
Потому что была она белая –
Не такая, как все воронье.

И решили тогда братья-вороны
Суд над белой сестрой учинить.
Семь ночей они думали-спорили
И решили ее очернить.

Непокорную, смелую, гордую
Искупали в болотной грязи.
– Ты теперь это платьице черное
До последнего вздоха носи!

Если мы черны,
Будь и ты черна! –

А она от обиды забилася,
Зарыдала, душою чиста,
И от грязи слезами отмылася –
Стала снова такой, как была:

Непокорная, гордая, смелая,
Беззащитна, как сердце мое;
Как туманы осенние, белая,
Не такая, как все воронье.

Стая черных ворон оголтелая,
Мои перья не втаптывай в грязь!
Разве я виновата, что белая?
Я такою на свет родилась.

В славном городе Руане собирались горожане…
Давка, ругань, перебранка,
Шарк подошв, вороний карк…
В славном городе Руане собирались горожане
Посмотреть смертельный номер
В исполненье некой Жанны,
Пресловутой Девы-Жанны,
Еретички Жанны д’Арк.

В славном городе Руане
Собирались в жаркий день
Все жантильные дворяне,
Все престижные мещане,
Все елейные монахи,
Ну и все кому не лень:
Жуиры, потаскухи,
Фонарщики, слепцы,
Бесполые старухи,
Двуполые юнцы.

На площади в Руане –
И шум, и гам, и гуд.
И вдруг толпа отпрянула:
– Глядите-ка! Ведут!

Внезапную, как молния, сквозь тучную толпу
Вели ее – крамольную – к позорному столбу.
И сопляки бесстрашно в нее плевали с крыш.
И патриот вчерашний показывал ей шиш.

Орали старушки преклонные
В агонии с пеной у рта:
– В костер эту девку! В огонь ее!
За то, что она – молода!

И карлик от счастья приплясывал
И щурил кощунственный глаз:
– В костер эту дылду проклятую!
За то, что она – выше нас!

Святоша гнусавил:
– Девица!
Ну что?! Походила в святых?
Святая – одна инквизиция!
Не надобно Богу двоих! –

А шлюха язык ей показывала:
– Не мы станем пеплом, а ты!
За то, что все кажутся грязными
На фоне твоей чистоты!

Лишь бабник вздыхал: «Боже праведный!
Да чтобы такую – дотла!
За что же? А впрочем, все правильно:
За то, что ни с кем не спала!»

И по проходу узкому,
По лезвию судьбы
Шла девушка, как музыка,
Средь мусора толпы…

С ума сойти! Уже цветет сирень!

С ума сойти, как солнце светит в очи!

Скажи, палач, какой сегодня день?

Как для кого! А для меня – рабочий!

Быть в этом мире палачом – не грех,
Раз между тьмой и светом стерты грани!
Не я один – все убивают всех,
Кто на дуэли, кто – на поле брани.

Так, видно, Богом создан человек.
Любой из нас – убийца по природе.
Чем не палач охотник на охоте?
Чем не палач в дубраве дровосек?

На каждом человеке есть тавро,
Есть Каина печать у всех на лицах.

Но есть Добро!

Прекрасно! А Добро,
Зло убивая, разве не убийца?

Ты болен!

Я?.. Что ж, может быть… Наверно,
К весне всегда, как жалкие гроши,
Кончаются запасники души.
Как зубы, расшатались мои нервы.
Бессонница замучила меня.
Когда ж усну – химера прилетает,
И снится, что я – дикая свинья,
Которая сама себя сжирает.
А то вдруг снится, что в гнездо змеи
Меня, птенца, подбросила кукушка…
Я просыпаюсь – вся в крови подушка…
И все лицо… и вся душа – в крови.
Я в зеркале не узнаю себя.
И сам себе порою рожи корчу…
Все ты!.. все ты!.. все ты!..

При чем здесь я?

Ты, ведьма, на меня послала порчу!
При чем здесь ты?! На эшафот, как тать,
Взойдешь ты только раз. А я обязан
Всю жизнь потом себя четвертовать,
За что, скажи, я так судьбой наказан?

Не плачь, палач!

Легко сказать – «не плачь!».
Я, может, убивать веду впервые…

Но кто тебя заставил красный плащ
Надеть, скажи?

Не может быть!

Палач сбрасывает с лица капюшон. И Жанна видит,
что перед ней – Жюльен.

О Боже!
Так это ты?

Если не я, то кто же?!

В преддверии 30 мая... Данный отрывок из сценария Глеба Панфилова Жизнь Жанны д"Арк. Жизнь Жанны д"Арк (сценарий)

"... На кладбище возле церкви Сент-Уэн, в присутствии палача, толпы горожан, многочисленной стражи, лорда Уорвика, кардинала Винчестерского и всех членов церковного суда Жанна подписывала отречение. Она стояла на специальном помосте в окружении членов церковного трибунала и была столь слаба, что двое стражников вынуждены были поддерживать ее.

— Еще немного, Жанна, и ты спасена, — сказал ей Масье, протягивая перо и лист с текстом отречения.

— Я ничего не вижу, — проговорила Жанна. — Помогите мне…

Масье взял ее руку в свою и вывел на листе слово «Жанна».

Потом нетвердой рукой Жанна сама поставила крестик.

— Ну вот, теперь ты спасена, — с облегчением сказал ей Масье, забирая отречение. — И слава Богу!

Он передал отречение епископу.

Взглянув на подпись, епископ торжественно возвестил:

— После наших многократных терпеливых наставлений ты, Жанна, наконец открыто признала свои заблуждения и публично от них отреклась. А потому Церковь принимает тебя в свое лоно. Но поскольку ты тяжело погрешила против Церкви, мы приговариваем тебя к пожизненному заточению в тюрьме, к хлебу горя и вину отчаяния. Но при этом мы не оставим тебя нашим милосердием. Таков окончательный приговор суда…

— Мошенник! — произнес лорд Уорвик. — Вместо того чтобы отдать девицу в руки палача, он снова отправляет ее в тюрьму! Плакали наши денежки, ваше преосвященство, — сказал он кардиналу Винчестерскому. — Нас одурачили…

— Не спешите, милорд, — произнес кардинал. — Епископ Кошон знает свое дело и вполне предан нам.

— Если это преданность, мессир, то как же назвать тогда предательство?!

— Терпение, милорд. Терпение, — ответил кардинал.

— Иди с миром, Жанна, — говорил епископ, — и помни, что теперь, когда ты подписала покаяние, пути назад нет! Любой отказ исполнить наши предписания будет повторной ересью, и тогда без суда тебя отправят на костер… Хорошенько запомни это, дочь моя! Хорошенько…

— Куда ее отвести, мессир? — спросил Масье.

— Туда, откуда привели, — ответил епископ.

— Но вы же обещали перевести меня в женскую тюрьму!- воскликнула Жанна.

— Спокойно, крошка, спокойно! — сказал стражник. — Пошли домой…

— Меня обманули! — крикнула Жанна.

— Пошли домой! — повторил стражник. — На тебе лица нет, ты еле держишься! Пошли!

Ее увели.

Победа над собой

В тюрьме монахини переодели Жанну в женское платье и остригли ей волосы.

Жанна была тихой, покорной и казалась равнодушной ко всему, что с ней теперь происходило.

Ее мужскую одежду монахини положили в мешок и понесли. В дверях один из стражников молча отнял у них мешок, а когда святые сестры удалились, он кинул мешок к ногам осужденной. Жанна сказала:

— Джек, отомкни цепь.

— Нельзя, — сказал стражник.

— Отомкни, будь другом…

— Ты знаешь, зачем.

Джек отомкнул цепь.

— Отвернись, — сказала Жанна.

Джек отвернулся.

— Ты скоро? — спросил он.

— Скоро, — ответила Жанна.

— Давай быстрей, — сказал Джек.

— Готово, — сказала Жанна.

Джек обернулся. Жанна снова была в мужской одежде.

— Ну вот и слава Богу! — сказал обрадованно Джек. — Теперь и мы отдохнем — недолго ждать! Джон, Том, Гарри!- позвал он остальных. — Обедать

Джек развязал узелок, достал хлеб, луковицу, нарезал вареное мясо, посолил. Протянул ломоть Жанне.

— Ешь, девочка, подкрепляйся! — сказал он.

Жанна взяла хлеб и начала есть.

Епископ обедал, когда к нему вошел Жан Масье.

— Ваше преосвященство, она снова надела мужской костюм!- сообщил пристав.

— Не может этого быть, — сказал епископ спокойно. — Не верю…

— Я видел собственными глазами, мессир!..

Епископ не ответил. Он молча доел рыбу, потом произнес:

Служка подал ему чашу с водой для омовения рук. Епископ умыл руки.

Святые дары

Утром рано 30 мая к Жанне вошли двое — брат Изамбар и брат Ладвеню. Жанна встретила их в мужской одежде.

— Жанна, сестра наша, — сказал брат Ладвеню, — мессир епископ прислал нас, чтобы приготовить тебя к смерти…

Жанна покачнулась, ее поддержали.

Когда она пришла в себя, брат Ладвеню спросил:

— Сестра, зачем ты снова надела мужское платье?

Жанна ответила:

— Потому что судьи обманули меня. Они не выполнили своих обещаний.

— Ты раскаиваешься? — спросил брат Ладвеню.

— Только в том, что отреклась, — ответила Жанна.

— Зачем же ты отреклась?

— От страха.

— Страшишься ли ты теперь?

— Да, очень, — ответила Жанна.

— Они сказали мне, что сегодня я буду спасена.

— Ты по-прежнему надеешься, что тебя освободят?!

— Но разве сегодня я не выйду из тюрьмы? — сказала Жанна. — И разве сегодня я не буду свободна?

Брат Ладвеню опустился перед Жанной на колени. Он плакал.

Снаружи послышалось пение — это несли святые дары.

За ночь на площади Старого рынка были возведены два помоста. Один — большой, он предназначался для знати и архиепископской кафедры, на нем стояло кресло кардинала Англии, окруженное сиденьями для прелатов. Второй помост был поменьше и предназначался для подсудимой, проповедника и членов церковного суда во главе с епископом. В сорока шагах от помостов был воздвигнут высокий оштукатуренный эшафот, хорошо видимый отовсюду, даже с самых удаленных мест.

Процедура казни началась с девяти утра выступлением проповедника в

присутствии горожан и всего английского гарнизона, который плотным кольцом охватил оба помоста и эшафот. К обеду и стража, и зрители заметно устали.

Но лишь теперь, когда было уже около двух часов дня, епископ Кошон приступил наконец к чтению приговора.

Жанна в эту минуту стояла в нескольких шагах от него, босая, в грубой до пят холщовой рубашке, с непокрытой головой. Она была бледна, но держалась спокойно, хотя руки и тело ее непрерывно дрожали.

— Мы, Пьер, Божьим милосердием епископ Бовеский, и брат Жан Леметр, викарий преславного доктора Жана Граверана, инквизитора по делам ереси, — внушительно читал епископ, — объявляем справедливый приговор, что ты, Жанна, в народе именуемая Девой, повинна во многих заблуждениях и преступлениях…

— Я, наверное, свалюсь, — виновато улыбнувшись, сказала Жанна брату Ладвеню. — Ноги что-то не держат. Устала…

— Мужайся, сестра, держись, — тихо отвечал ей брат Ладвеню, незаметно придвигаясь и подставляя свою руку. — Обопрись. Вот так… Уже недолго…

— Мы решаем и объявляем, — продолжал епископ, — что ты, Жанна, должна быть отторжена от единства Церкви и отсечена от ее тела, как вредный член, могущий заразить другие члены, и что ты должна быть передана королевской власти…

— Попы, дармоеды! — говорил один английский сержант другому. — В прошлый раз из-за них без обеда и сегодня тоже… Опять без обеда!

— Моя бы власть, — произнес второй, — я бы их туда же… куда и эту колдунью… В огонь!

— Ох, и натерпелись же мы из-за нее страху! Ох, и натерпелись! — произнес третий. — Стыдно сказать!

— А ты не говори, — сказал второй.

— Есть хочу, — сказал третий.

— И я хочу, — сказал четвертый.

— Хотите не хотите, а придется потерпеть, — заметил первый. — Она еще гореть часа четыре будет.

— Тогда я подкину, — вызвался третий. — Чтоб мне сдохнуть! Клянусь пресвятой Девой…

— Мы отлучаем тебя, Жанна, — заканчивал чтение приговора епископ, — отсекаем и покидаем, прося королевскую власть смягчить приговор, избавив тебя от смерти и повреждения членов…

Епископ умолк.

Притихли зрители на площади. Слышно было, как чирикали на крышах городские воробьи и плакал где-то ребенок.

Один за другим покидали помост священники. Последними сошли брат Изамбар и брат Ладвеню. Жанна осталась одна.

Трое сержантов взошли на помост и за руки стащили ее вниз.

И тотчас вздох толпы на площади сотряс воздух.

Жанну отдали палачу.

— Делай свое дело, — сказали ему.

Жанна шла, задыхаясь, едва поспевая за палачом, — ее узкая, очень узкая рубашка сковывала, затрудняла дыхание.

Палач помог Жанне подняться на эшафот.

— Не больно? — спросил он, привязывая Жанну к столбу.

— Чуть-чуть, сударь, — ответила Жанна.

Палач ослабил веревку.

— Теперь хорошо?

Жанна кивнула.

Закончив привязывать, палач сказал:

— Прошу прощения, сударыня, за то, что я не в силах уменьшить ваши страдания. Костер слишком высок, и я не сумею подняться…

— Зачем? — не поняла Жанна.

— Чтобы задушить вас, сударыня, и тем уменьшить страдания, — ответил палач. — Простите!..

Жанна содрогнулась.

— Прощаю, — ответила она, помолчав. — Только уж делай все побыстрее. Пожалуйста!..

— Уж я постараюсь, — воспрянув, заверил палач. — Для вас, сударыня, я все сделаю! Прощайте… Счастливый путь!.. — И он добавил вдруг, переходя на шепот: — Чего бы там о вас ни болтали эти попы, я-то уверен, сударыня, вы будете в раю! Через час, — добавил он, спускаясь, и уже снизу крикнул: — Только не смотрите на огонь, сударыня! Тогда не так страшно!..

Жанна огляделась. Отсюда, с высоты эшафота, была видна вся площадь и народ на площади — великое множество лиц, а вокруг — дома, церковь, крыши и окна, и снова лица, лица, множество лиц.

Это была ее Франция и ее народ, который она столь горячо любила, за который сражалась и пошла на костер.

— Смерть! Смерть! — закричали в толпе. — Смерть ведьме! В огонь! В огонь ее! В огонь!..

И вдруг Жанна улыбнулась. Улыбнулась неожиданно ясной улыбкой.

— Дайте мне крест! — сказала Жанна.

Палач разжигал костер.

— Дайте крест! — повторила Жанна.

Начальник караула подбежал к лорду Уорвику.

— Сэр, она просит крест.

— Никакого креста еретичке! — распорядился Уорвик.

Огонь занялся. Жанна начала задыхаться, кашлять, клубы дыма застилали ее.

— Дайте ей крест! — загудела толпа. — Крест!.. Дайте ей крест!..

Один из стражников кинул Жанне самодельный крест, связанный из прутиков. Жанна подхватила крест, прижала к груди.

Костер разгорался.

И вдруг Жанна увидела среди тысячи лиц на площади одно знакомое лицо. Это был святой Михаил — она почувствовала, узнала его взгляд.

— Кто это? — заметив незнакомца, спросил епископ у начальника караула.

— Святой Михаил, — ответил начальник караула.

Епископ вздрогнул.

— Кто тебе сказал, что он святой?..

— Все говорят, мессир…

— Арестуйте его! — приказал епископ.

— Слушаюсь, мессир! — сказал начальник караула.

Огонь приближался, гудел. Одежда на Жанне дымилась, как впрочем, и крест из прутиков, зажатый в руке.

И вдруг крест вспыхнул. И в то же мгновение стена пламени закрыла Жанну. И оттуда, из-за завесы огня и дыма, взлетел над площадью пронзительный крик. Это был последний глас Жанны.

Ревел огонь.

Знакомый сержант, кинувший в пламя охапку хвороста, свалился без чувств. Когда его оттащили и привели в сознание, он поводил вокруг влажными глазами и все повторял:

— Я видел!.. Я видел, как у нее из уст вылетела голубка!.. Я видел!.. Мы сожгли святую!..

Толпа рухнула на колени. Люди плакали. Плакали судьи. Плакал епископ.

— Он скрылся, мессир! — сообщил епископу начальник караула.

— Иди прочь, болван! — сказал епископ.

Ревел огонь.

Так 30 мая 1431 года оборвалась жизнь Жанны д?Арк — дочери крестьянина Жака д?Арка и его супруги Изабеллы Роме. В тот год Жанне минуло девятнадцать."

Частично данный сценарий вошел в фильм "Начало" с Инной Чуриковой в главной роли...

6 января 1412 года в одной крестьянской семье, проживающей в деревне Домреми, родилась дочь Жанна и ее рождение сопровождалось долгими криками петуха. Почти сразу после появления на свет ее постоянно сопровождали различные мистические события.

  1. Жанна провела все детство возле того места, где росло волшебное дерево фей . Как можно узнать из летописи, маленькая Жанна очень любила гулять в местном лесу. Однажды вернувшись с прогулки, она рассказала родителям, что около любимого дерева она увидела открытую дверь, которая вела в волшебную страну. Когда она вошла туда, то ее встречала главная фея, которая и предсказала Жанне д’Арк великое известное будущее. Именно с данных пор юная девушка стала слышать постоянные голоса и наблюдать странные и необычные видения.
  2. Впервые Жанна услышала потусторонний голос, обращенный к ее персоне, в 12-летнем возрасте . Во сне он ее оповестил, что на девочку возложена особая миссия, и она должна защитить своего короля и спасти Францию.

  3. В 1429 году среди французского народа прошла весть, что их спасет «девственница, держащая в руке топор» , хотя уже не оставалось никакой надежды на то, что удастся избавиться от английских захватчиков. В мае данного года это пророчество полностью сбылось, когда Жанна Д’Арк со своим отрядом напала на английские войска.

  4. Когда Жанна родилась, Домреми был самостоятельным округом. Вплоть до 19 века д’Арк не была национальным героем Франции, так как о ней забыли спустя несколько лет после смерти . Когда к власти пришел Наполеон, он нуждался в «личном» герое, который пробуждал бы гордость французов. Для этих целей хорошо подходила именно Жанна д’Арк, которую Наполеон и выбрал в качестве такого героя.

  5. В деревне, где жила девушка, все звали ее Жанеттой . Родителями героини был небогатый крестьянин Жакад’Арк и Изабель Роме. В 1430 годах фамилия д’Арк писалась слитно, так как в то время еще не знали такого понятия, как апостроф и не выделяли при помощи письменности двухбуквенные частицы «де» и «дю». Поскольку в Средние века люди еще не были знакомы с бумажной бюрократией и не имели понятия об удостоверениях, выражающих личность, фамилию Жанны постоянно произносили и писали на холстах по-разному: Дэй, Тарк, Дарк Дар. Лишь к концу 16 века появилась привычная нынешнему поколению форма написания фамилии, когда один малоизвестный поэт, решил возвысить и прославить героиню и переделал ее инициалы на нынешний манер (дворянский).

  6. Во время судебного процесса д’Арк клялась, что в боях не пролила ни единой капли крови и все время выступала только как стратег и военачальник, кидая свое войско в труднодоступные места. Это было возможно благодаря дару гипноза, которым наверняка обладала Жанна.

  7. Еще одно секретное оружие девушки – ясновидение, в этом ей не было равных . Она постоянно сверялась со своими внутренними голосами и блестяще выигрывала одну битву за другой. Одна из побед французского войска, которая прошла под руководством Жанны, даже вошла в историю. Со стороны французов в ней принимало участие около полутора тысяч человек, а со стороны англичан – около 5 тысяч. Но, несмотря на явное преимущество, англичане с позором бежали, оставив на поле битвы около 2,5 тысяч убитых воинов, а многие из тех, что уцелели – попали в плен. Французские потери составили всего 10 человек.

  8. Во время казни Жанны, которую церковь назвала ведьмой и приговорила к смертной казне на костре, произошла мистическая история . После догорания костра, в кучке угля было найдено целое и не обгоревшее сердце дамы. Его осторожно отнесли на берег реки Сена, и выбросили в ледяную воду. А спустя несколько месяцев после этой кровавой казни по разным причинам умерли судьи и свидетели по обвинению.

  9. Благодаря своему видению, которое снизошло к девушке во время церковной службы, она заранее знала, что при участии в следующем бое ее возьмут в плен , о чем девушка и сообщила своим друзьям. Они отговаривали ее начинать атаку, однако она не послушалась и вскоре была захвачена бургундским лучником.

  10. Поскольку слухи о таинственном даре Жанны д’Арк попали к врагам, они не задумываясь обвинили ее в колдовстве и пытали, стараясь выведать, какие голоса оказывали ей постоянную поддержку. В результате допросов и пыток девушка заразилась лихорадкой, и пришедший к ее постели лекарь отказался от лечения, сказав, что медицина здесь бессильна. Но вскоре на Жанну вновь снизошли голоса, и спустя 2-3 дня она полностью вылечилась от смертельной лихорадки.

  11. В 1455 году мать Жанны подала прошение о ее реабилитации . На протяжении всего процесса были заслушаны показания 110 свидетелей и в июле 1456 года Жанна д’Арк была реабилитирована.

  12. Современники Жанны постоянно говорили о сверхвозможностях девушки . Когда один всадник выругался при виде Жанны в доспехах, она предрекла ему быструю смерть, что вскоре и произошло. В другом случае девушка предупредила друга, чтобы он отошел в сторону, иначе в него попадет снаряд. Когда рыцарь отошел, его место сразу же занял другой, которого сразу убило.

  13. Когда секретарь английского короля вернулся после казни, он плакал об увиденном, говоря: «Все мы погибли, ведь сожгли доброго и святого человека» .

  14. После казни д’Арк было инкриминировано ранее разрешенное ношение мужской одежды и доспехов . Для того чтобы выйти из этой ситуации, ее сторонники начали изображать девушку на картинах в платье, но так как она не могла появиться на поле битвы совсем без доспехов, они заковывали в латы ее руки и шею.

  15. Первая поэма, которая посвящалась Жанне, была написана через 5 лет после ее смерти . В нее входит более 20500 стихов. Также о Жанне часто писали Вольтер, Шиллер, Дж. Бернард Шоу, Шекспир, Твен и другие. Много музыкальных произведений ей посвятили Верди, Чайковский, Лист и др.


Письмо братьев де Лаваль носит глубоко личный характер. Это не литературная эпистола и не деловое послание, а обычное письмо, предназначавшееся для родных и друзей. В нем содержатся сведения, интересные только для авторов и адресатов: шурин Лавалей, де Шовиньи, по-прежнему любит их сестру; Ги де Лаваль выиграл партию в мяч у герцога Алансонского; братьев очень беспокоит здоровье их матушки и т. п. На таком интимном фоне упоминания о Жанне тоже звучат как-то по-домашнему: «Дева сказала мне, когда я был у нее в гостях, что три дня тому назад она послала вам, бабушка, золотое кольцо, но что это мелочь по сравнению с тем, что она хотела бы послать столь достойной женщине, как вы». Этот эпизод объясняется просто: бабушка Лавалей была вдовой прославленного Дюгесклена, «великого коннетабля», который полувеком раньше руководил операциями по изгнанию англичан.

Это письмо, впрочем, интересно не только сведениями о Жанне. Не менее ценно в нем и то, что пишет Ги де Лаваль о самом себе, о своих товарищах и об общем боевом духе французской армии накануне «недели побед». Никто, впрочем, еще не знал наверняка, какой она будет, эта неделя. «В сей понедельник прибыл в Селль монсеньор герцог Алансонский с очень большим отрядом… Говорят, что сюда прибывает монсеньор коннетабль с шестьюстами всадниками и четырьмястами пехотинцами и что Жан де Ла Рош также находится на подходе. У короля такое большое войско, которого давно уже не видели и не чаяли увидеть, потому что никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче. Моя рота также растет, но у двора сейчас так мало денег, что я не надеюсь тут ни на какую помощь и поддержку. Поэтому я прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли либо же найти другой способ [раздобыть деньги] ради спасения нашей чести, потому что если мы не выплатим жалования [нашим людям], то останемся совсем одни… Я думаю, что завтра к армии присоединится король; люди же приходят сюда каждый день со всех сторон. Как только что-то произойдет, я немедленно сообщу вам об этом. Полагают, что все дело не займет более десяти дней, так как ни одна из сторон не намерена медлить. Наши все имеют столь крепкую надежду на бога, что он, я верю, нам поможет».

Заканчивается письмо так: «Сегодня вечером сюда прибыли монсеньор де Вандом, монсеньор де Буссак и другие [капитаны], на подходе Ла Гир, и скоро мы начнем действовать. Да соблаговолит господь, чтобы все произошло по нашему желанию» (Q, V, 111).

Имя Ги де Лаваля вскоре начнут упоминать хроники в ряду имен сподвижников Жанны, а его письмо, обнаруженное в семейном архиве еще в середине XVII в. и тогда же опубликованное, сохранится в истории как яркое свидетельство патриотического подъема во Франции на переломном этапе Столетней войны.

«… Никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче». «… Прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли». «… Люди приходят сюда каждый день со всех сторон…». После этого письма уже как-то по-другому, с полным доверием и более глубоким пониманием, читаешь сообщение «Хроники Девы» о солдатах, согласившихся служить за мизерную плату, о сеньорах, капитанах и всадниках, приходивших во французскую армию со всех сторон, о бедных дворянах, которые, не имея средств на покупку боевого коня и доспехов, шли служить простыми лучниками и копейщиками. «Ибо каждый имел великую надежду на то, что благодаря сей Жанне причинится много блага королевству Французскому» (D, IV, 254).

Еще один отклик.

«Я, Кристина, та, что одиннадцать лет проливала слезы, заточив себя в монастырь, когда измена изгнала принца Карла из Парижа, - я теперь смеюсь в первый раз» (Q, V, 4).

Это пишет 31 июня 1429 г. знаменитая Кристина Пизанская. Уроженка Венеции, она почти всю жизнь прожила во Франции и приобрела там славу первой поэтессы королевства. Она ратовала за политическое единство страны и еще в 1417 г., когда Филипп Добрый заключил союз с англичанами, демонстративно покинула Париж и удалилась в монастырь.

И вот теперь, узнав о победе под Орлеаном, эта старая женщина (ей было около 70 лет) берется за перо и прославляет подвиг Жанны поэмой, полной юношеского энтузиазма. Эта поэма, отрывки из которой даются здесь в прозаическом переводе, - последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д"Арк.

Кристина воспринимает недавние бедствия Франции как национальную катастрофу и личное несчастье - в этом и заключается гражданский пафос ее поэмы. Франция была долгие годы погружена во мрак, но «в год четыреста двадцать девятый вновь воссиял солнечный свет в снова настало то доброе время, которого долго не видели наши глаза. Многие жили в печали, и я в том числе, а ныне нет больше печали и горя, и радуюсь я, потому что взираю на то, что желала увидеть».

Своим возрождением Франция обязана Жанне: «Ты, Жанна, в добрый час рожденная…». Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями - Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью.

Жанна в глазах Кристины Пизанской - существо необыкновенное. «Разве не против природы, что девочка шестнадцати лет не чувствует тяжести лат, но носит их так, словно приучена к этому с детства?» Никто не может ей сопротивляться: она обращает в бегство врагов, очищает от них Францию, освобождает крепости и города. «Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл» (Q, V, 7, 14).

Подобно другим своим соотечественникам, Кристина видит в этой «девочке шестнадцати лет» орудие бога, называет ее «божьим ангелом», а ее деяния объявляет чудом. В этом она неоригинальна. Но вот что интересно: деяния Девы не сводятся, по мысли Кристины Пизанской, к «конкретным» чудесам локально-событийного плана, даже таким важным и явным, как снятие осады с Орлеана. Дева сотворила чудо более высокого и общего порядка: она спасла Францию. «Вот невиданная вещь, достойная памяти в любом краю: Франция, о которой уже шла молва, будто она повержена и прах, вдруг так изменилась божественной волей к великому благу» (Q, V, 17).

Восставшая из праха страна, воскресший народ - в этих образах раскрывается основная мысль поэмы Кристины Пизанской о национальной катастрофе и о возрождении, а Жанна предстает в качестве национальной героини. Именно на такое осмысление роли Девы наводило читателя и сравнение с библейскими героинями.

В этом суждении о Жанне Кристина Ливанская не была одинока. Ей вторил здесь другой известный поэт и ученый-гуманист Ален Шартье. Поборник независимой Франции, он еще в 1422 г., в самую мрачную пору англобургундской оккупации, написал знаменитый «Обвинительный диалог», в котором воззвал к национальным чувствам французов. А спустя семь лет, в июле 1429 г., Ален Шартье, подобно Кристине Пизанской, славит в Жанне д"Арк спасительницу отечества и национальную героиню. В его латинском послании, адресованном кому-то из европейских государей (по всей вероятности, германскому императору или савойскому герцогу), но явно предназначенном для широкого распространения, мы читаем: «Подобно тому как Троя могла бы воснеть Гектора, Греция гордится Александром, Африка - Ганнибалом, Италия - Цезарем… так и Франции, хотя она и без того знает много великих имен, достало бы одного имени Девы, чтобы сравниться в славе с другими народами и даже превзойти их» (Q, V, 136).

И опять-таки здесь отнюдь не риторика и не просто образное историческое сравнение. Общественная мысль Средневековья и Ренессанса обращалась к библейским и античным образцам для осмысления современности: историческая аналогия была средством познания. Сравнивая Жанну с величайшими героями древности, которые характеризуются в данном случае с точки зрения их «национальной принадлежности», Ален Шартье определял как природу «феномена Девы», так и масштабы ее личности. И для него, так же как и для Кристины Пизанской, Жанна, будучи посланницей неба (он говорит об этом в другом месте своего послания), является вместе с тем и великой национальной героиней, спасшей и прославившей свое отечество.