Защитники земли русской былинные герои. Открытое занятие "Былинные богатыри — защитники земли русской"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Музыка»

музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

Тема: Богатыри - защитники земли Русской.

Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.

Задачи:

· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

· Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.

· Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. ;

разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;

разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".

Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.

Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.

Виды детской музыкальной деятельности на занятии:

Пение.

Музыкально-ритмическое движение.

Игра в оркестре.

Ожидаемые результаты:

Проявление эмоциональной отзывчивости;

Развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Критерии оценки:

Активность.

Эмоциональность.

Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.

Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

Дети: Богатыри.

Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, борцы.

Музыкальный руководитель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные

Ребёнок: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите(обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".

Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок.

Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Игра «Собери богатыря в дорогу»

На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
М в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.

Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.

Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За правое дело стой смело!

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет - а тот герой, кто за народ идет!

Один в поле не воин.

Тяжело в учении - легко в бою.
Где смелость, там и победа.

Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.

Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.

Музыкальный руководитель: Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!

Богатыри земли русской Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.

За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Константин Васильев «Русский витязь»

Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Андрей Рябушкин «Микула Селянинович», 1895г. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью. Былина о нём так говорит: Он одной рукой камень вывернет, А двумя – то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович. Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?» Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор. Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»

Андрей Рябушкин «Волга Всеславьевич или Волх Всеславич », 1895 г. Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем. Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей. ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

Константин Васильев «Вольга Святославович»

Самые известные былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В.М.Васнецова «Богатыри».

Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Н.Каразин Иллюстрация к былине «Илья Муромец» Илья просит благословение у родителей на службу князю Владимирую.

Памятник Илье Муромцу в Муроме.

Андрей Рябушкин «Алёша Попович», 1895 г. Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. АЛЁША ПОПОВИЧ

Виктор Васнецов « Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1913-1918 г. - он стрелец и боец отличный, на речах разумен, в жизни был тихий и спокойный. Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Виктор Васнецов «Богатырь» 1878. – Защищать свою Родину, беречь её. - - Защищать слабых, бедных, стариков и детей. - Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. - Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Завет богатырей к нам, своим потомкам:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!

Конспект по духовно – нравственному воспитанию

ТЕМА: "Богатыри – защитники земли Русской".

Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

Закрепить название древнего оружия богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

Познакомить с Ильёй Муромцем, как святым (приставлен к лику святых)

Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

Оборудование: презентация, вырезанные из бумаги листья дуба, музыка

А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Предшествующая работа: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Рисование на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине, её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине.

ХОД:

Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают) (СЛАЙД)

Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.

Как называлась наша страна раньше?

Святая Русь (СЛАЙД)

А почему её так называли?

Люди славили Бога и жили по его заповедям.

Как называли себя наши предки? (СЛАЙД)

Дети: Славяне

Кто защищал Землю русскую?

Богатыри (СЛАЙД)

Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…(СЛАЙД)

Ученик: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей! (СЛАЙД)

А почему люди защищали свою Родину?

Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

Ребята, я предлагаю вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дорогу.

Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня. (СЛАЙД)

(РЕБ ЧИТ): Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

И так, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дорогу, которая идёт прямо

ВОСП-ЛЬ: Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине) (СЛАЙД)

1.Тот герой, кто за Родину горой.

2.Сам погибай, а товарища выручай

3.Жить – Родине служить

4.Счастье Родины – дороже жизни

5.Если дружба велика, будет Родина крепка

ВОСП-ЛЬ: Все преграды покорились

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри) (СЛАЙД)

Предлагаю отгадать загадки

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Какое оружие богатырей вы еще можете назвать?..

Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили: (СЛАЙД)

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

Посмотрите, кого вы видите? (СЛАЙД «Три Богатыря»)

Богатырей

Вот они богатыри Земли Русской. Кто стоит в центре?

Илья Муромец! (СЛАЙД)

Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

Алёша Попович и Добрыня Никитич

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери благословение:

Мать : Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

Разговор с Богом.

Богатырь: Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур слову конец, делу венец. (РЕБ ЧИТАЕТ)

А теперь у нас игра со зрителями. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения.

Что случилось с поговорками? Они стали просто смешными! А какими должны быть на самом деле? Помогите, люди добрые, нашим богатырям. Ваша задача - прослушать поговорку, найти ошибку и дать правильный вариант.

1. Аппетит проходит во время еды. (Аппетит приходит во время еды).

2. Город не тетка. (Голод не тетка).

3. Готовь сени летом, а телегу зимой. (Готовь сани летом, а телегу зимой).

4. Ронять лодыря. (Валять лодыря).

5. Всяк жулик свое болото хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит).

7. Машу маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

8. Икра стоит свеч. (Игра стоит свеч).

9. Блин блином вышибают. (Клин клином вышибают).

10. Не в свои бани не садись. (Не в свои сани не садись).

11. Нет козы без шипов. (Нет розы без шипов).

12. Первый блин колом. (Первый блин комом).

13. Проще жареной репы. (Проще пареной репы).

14. Своя ноша не тонет. (Своя ноша не тянет).

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь.

Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам: (СЛАЙД)

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

(Реб читает ):

Сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую

Слава русской старине!

Слава русской стороне! (СЛАЙД)

Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

(звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

Информационные ресурсы.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    КУ «СРЦН «Гармония»

    «Богатыри – защитники земли русской»

    Воспитаель: Чебаненко. О. А.

    Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.

    Ход мероприятия.

    Организованная деятельность детей проводится в музыкальном зале, окна - занавешены, зал украшен в духе Древней Руси, стены - «деревянные», иконы в Красном углу, прялка, вышитые рушники, и т. д… На стенах развешены изображения - символы богатырской эпохи - меч, щит, лук и стрелы в колчане, булава, палица, элементы одежды и снаряжения богатырей.

    В группу входит воспитатель в русском национальном костюме.

    Воспитатель: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!

    Дети здороваются.

    Воспитатель: Сейчас вы послушаете песню и попробуете сформулировать тему нашего занятия.

    Воспитатель исполняет песню на мотив Три белых коня «Богатыри»

    На мотив три белых коня

    Стоят машины и сигналят громко,

    И не добраться никуда

    это в городе сегодня пробка

    в каждом городе сегодня пробка

    ой беда, беда, беда, беда, беда.

    Но подпругой звеня

    И по встречке гоня

    Домчатся в любые края 2 раза

    Три сильных коня,

    нет три стрильных коня

    Добрыня, Алеша, Илья.

    А что за транспорт наша птица тройка

    Всем светофорам вопреки

    Мчится тройка ты попробуй тронька

    Мчится весело и ей несколько

    Не дороги нестрашны не дураки

    И средь ночи и дня горячее огня

    Летят над огромной страной

    Три резвых коня, 2 раза

    Эх три стрильных коня

    Гнедой, вороной, племенной.

    И нам любой конец большого света

    Добраться братцы не вопрос

    Конкурентов нам на рынке нету

    Не зависимы от цен на нефть мы

    А лишь только на овес, овес, овес.

    И уносит тебя, и уносит тебя,

    Развеет тоску и печаль,

    Такая судьба, эх такая судьба,

    Копыта отбрасывать вдаль

    И звеня и коня сказки верность храня

    Несутся голопом друзья

    Три славных коня, 2 раза

    три самых главных коня

    Добрыня, Алеша, Илья.

    Сейчас мы совершим путешествие в прошлое, когда на русские земли нападали захватчики иноземные, а защитниками становились наши смелые, отважные богатыри.

    Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…

    Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

    Воспитатель:

    Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:

    Свист соловьиный

    Взор орлиный

    Не зверь, не охотник

    А (соловей разбойник )

    Из-за сопок и полей

    Показался некий зверь

    В ноздри он дышал огнем

    Ночью стало словно днем

    Он украл забаву

    Потащил в дубраву

    (Змей Горыныч )

    Воспитатель:

    Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?

    Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение) .

    Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…

    В зале появляются богатыри, нечистая сила уходит, а богатыри вместе с детьми исполняют песню «Богатырская наша сила»

    «Богатырская наша сила»

    То не грозное небо хмурится,

    Не сверкают в степи клинки, -

    Это батюшки Ильи Муромца

    Вышли биться ученики!

    За победу их ветры молятся,

    Ждут их тернии и венцы.

    Разгулялися добры молодцы,

    Распотешились молодцы!..

    Припев:

    Эх, да надобно жить красиво,

    Эх, да надо нам жить раздольно!

    Богатырская наша сила -

    Сила духа и сила воли.

    Богатырское наше правило -

    Надо другу в беде помочь,

    Отстоять в борьбе дело правое,

    Силой силушку превозмочь.

    Припев.

    Расцвела душа от безбрежности

    И полей моих, и любви…

    Силой мужества, силой нежности

    Воспоём красоту земли!

    Припев.

    Воспитатель:

    А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

    Дети: богатыри…

    Воспитатель:

    А кто такие богатыри?

    Дети:

    Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.

    Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:

    Илья Муромец: – Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь

    Добрыня Никитич: - А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .

    Алеша Попович: - Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…

    Воспитатель:

    Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?

    Дети:

    - «Тугарин Змей», «Никита Кожемяка», «Соловей-разбойник»…

    Воспитатель:

    А каких еще богатырей Вы знаете?

    Дети:

    Михайло Потык, Ставр Годинович, Пересвет, Микула Селянович, Вольга Всеславович….

    Воспитатель:

    А давайте вместе с богатырями сделаем разминку. (Дети повторяют движения за богатырями) Звучит музыка «Богатырская » (приложение 3)

    Богатырь он вот каков…

    Он силен, он здоров…

    Он из лука стрелял…

    Метко палицу бросал…

    На границе стоял …

    Зорко – зорко наблюдал …

    Подрастем мы и смотри

    Станем как богатыри!

    Воспитатель:

    Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Кто быстрее докатит машину»

    Подвижная игра «Кто быстрее докатит машину»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в быстроте и ловкости.

    Воспитатель:

    Ох, ребята, какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

    Воспитатель:

    Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.

    Богатырь Илья - Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение

    Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит.

    Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел

    Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора

    Это шлем – он бережет наши головы

    Воспитатель:

    Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?

    (Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.)

    Алеша Попович:

    Это меч – рубить врагов земли русской.

    Это щит – отражать удары неприятелей

    Это палица колючая – сносить головы басурманам

    Это кистень беспощадный – не уйти врагу невредимым…

    А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!

    Воспитатель:

    Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно!

    А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как Вы коней себе выбираете?

    Добрыня Никитич:

    А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?

    Воспитатель:

    Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.

    Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.

    Воспитатель:

    Вот спасибо Вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!

    Богатыри читают стихи:

    Три защитника, три брата, три богатыря

    Русь на воинов богата говорят не зря!

    С поля боя нет возврата, за спиною Русь

    Мать – земля, родные хаты

    Эй, смелее в бой ребята!

    Меч и лук, копье, булава,

    Щит и верный конь,

    Враг, не тронь родной державы!

    Охраняет Русь по праву

    Богатырской русской славы

    Боевой огонь!

    Тухнет свет, раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1, появляются Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей –Горыныч и татаро-монгольские всадники.

    Воспитатель:

    Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!

    Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .

    Воспитатель:

    Ой вы, гой-еси, Святорусичи –богатыри, оседлали вы коней верных, да стояли вы за веру и Отечество. Низкий Вам поклон от всей Руси!

    Богатыри кланяются и уходят.

    Воспитатель:

    Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?

    Дети:

    Виктор Михайлович Васнецов картине «Богатыри».

    Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»

    и другие ответы… (воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)

    Воспитатель:

    А теперь я приглашаю вас поиграть.

    Проводится игра «Скажи и объясни». Дети делятся на две команды: одна команда выбирает пословицу богатырскую и объясняет ее смысл, затем вторая команда объясняет ее смысл.

    Головою думай, а силой борись.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Сам погибай – а товарища выручай

    Жить - Родине служить.

    Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

    Если дружба велика, будет Родина крепка!

    Своя земля и в горсти мила.

    Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

    Воспитатель:

    Какие молодцы! Все они знают, все могут объяснить … Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.

    Вам нужно из пластилина слепить оружие богатырей, то которое вам больше нравится.

    Воспитатель:

    Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою. Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми.

    А в конце нашего занятия наши богатыри исполнят еще одну песню «Четыре богатыря»

    Текст песни «Четыре богатыря»

    Слова и музыка Сергея Ярушина

    Книжки по истории просто обожаю я -

    Времена далекие, Киевская Русь…

    На машине времени иногда летаю я,

    Там за землю русскую смело бьюсь.

    Печенеги, половцы вдоль границы рыскают,

    Жадные охотники за чужим добром,

    Но стоит на рубежах сила богатырская,

    Мы легко справляемся вчетвером:

    Припев. Добрыня Никитич, Муромец Илья

    Алеша Попович, а четвертый – я.

    Вслед за печенегами и хазары грозные

    Осаждают тучами наши города.

    Ах, ты, Русь былинная, времена серьезные,

    Не жила спокойно ты никогда.

    Кони бьют копытами, чуя битву лютую.

    Басурмане, где вы там? Ну, давай смелей!

    Живота не пощадим да за землю русскую

    Берегись, незваный гость, богатырей!

    Припев.

    Навсегда кочевникам этот бой запомнится,

    Как гуляла палица по худым телам.

    И встречал нас Киев-град звоном - перезвонницей,

    И сияли золотом купола.

    Соловьи-разбойники, пепел от пожарища…

    Мы на силу злобную добрую найдем,

    Ну, а будет лихо нам, кликнем сотоварища,

    Зарубина Саш ку позовем.

    Припев.

    Добрыня, Алеша, Муромец Илья

    И Зарубин Сашка. А Сашка – это я.

    Припев.

    И в заключении за хорошую работу я хочу сделать вам подарки –фотографии, где вы облачены в костюмы богатыря. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вам запомнится надолго. И я надеюсь, что вы в будущем будете поступать, как наши защитники - богатыри. Спасибо за внимание.