Задания 8 14 егэ русский язык.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой
ЕГЭ Новый формат. Орфография. Задания 8-14. Вариант 1.

8. Определите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) уд?вляться, к?саясь,возг?рание, ?рнамент, уд?литься, Б) разр?дить (обстановку) , прор?дить (морковку), д?фицит, зам?раешь, зан?веска; В) прик?сновение, к?са, зан?мать, к?согор; приг?рок; Г) насл?ждение, пом?риться, в?кансия, обм?кнуть (в краску).

9. Определите ряды, в которых в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) контр?гра, пред?стория; Б) ни?вергаться, ра?гибать; В) беспр?кословно, пр?стол; Г) рыс?ю, гил?отина.

10. Выпишите слова , в которых на месте пропуска пишется буква Е. А) письм?цо, бессонн?ца, замоч?к, колокольч?к, солом?нка; Б)виш?нка, царап?нка, француж?нка, горош?нка, завал?нка; В) рассматр?вал, корч?вал, прослуш?вал, танц?вали, жертв?нство, сил?ща; Г)сирен?вый, вдумч?вый, дожд?вой, неповоротл?вая, заботл?вый.

11. Впишите слова, на месте пропуска которых пишется буква И: А) завис?мый от доходов, исследу?мый объект, ненавид?мый всеми, расходу?мые средства возвраща?мый долг; Б) развес? ли, обессил?ли врагов, выздоров?л окончательно, разве?ли сомнения, сильно закашл?лся; В) (вы) хорошо пиш?те, бор?тся с волнами, улыба?тесь ребенку, ненавид?те предательств, быстрее напиш?те мне!

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и напишите это слово. А) Нужная книга (не) прочитана. Б) Клементьев ушел, (не) ответив на наши вопросы. В) Нам (не)доставало терпения и опыта. Г) Егор приехал к месту назначения (не) вовремя.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. А) (В)следствие высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (при)чем размер песчинок, их составляющих, очень мал. Б) Студентка выбрала эту тему реферата, (что)бы лучше узнать историю знаменитого собора, и (в)течение месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы. В) (При)чем здесь Сережа? Как будто не (у) кого , кроме него, взять книгу. Г) Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына, в (то) же время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (по)тому называется Эрмитажной картиной.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. А) На безукоризне(1)о отглаже(2)ой тка(3)ой скатерти, сотка(4)ой из белоснежного льна торжестве(5)о стояли деревя(6)ые блюда, стекля(7)ые фужеры, лежали костя(8)ые вилки. Б) Сейчас все вылиза(1)о, вычище(2)о, и даже остатки взорва(3)ого собора внутри превраще(4)ы в ровную чистую площадку в обрамлении остатков коло(5)ады. В) Восторже(1)ые дамы с цветами и покло(2)иками разъезжали в золочё(3)ых каретах по моще(4)ым дорожкам, вымоще(5)ым отшлифова(6)ыми камнями. Г) Дикови(1)ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбеше(2)ые львы бегали по расчище(3)ым дорожкам, оставляя невида(4)ые следы.

ЕГЭ Новый формат. Орфография. Задания 8-14. Вариант 2.

8. Определите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А) Ум?лять (о помощи), пос?деть с другом, разр?внять дорожки, к?скад прыжков; Б) к?стюм, иск?са, зам?рла, прим?рять (ботинки), выч?тать; В)скр?петь стулом, предл?гать, выр?сли, осв?щение (храма); Г)пок?рать за измену, пок?рить город, заб?рается, пл?вчиха, бл?стательный.

9. Определите ряды, в которых в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. А)в?лелеять, обе?доленный; Б)пр?зидент, пр?вилегия, В)без?мянный, вз?мать; Г) лос?он, в?юга.

10. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И: А) оцен?вать, потч?вать, рассматр?вал, ноч?вал, сверт?вал; Б) отрасл?вые, податл?вая, услужл?вый, ситц?вый, бол?вой; В) кормил?ц, советч?к, владел?ц, сыноч?к, горош?к, рож?ца; Г) бел?зна, бас?нка, монаш?нка, ссад?нка, став?нка; Д)ящич?к, скандальч?к, ореш?к, овраж?к, кирпич?к, бараш?к.

11. Впишите слова , на месте пропуска которых пишется буква Я: А) закле?л конверт, зала?ла на незнакомца, почу?в опасность, замет?л ошибку, леч?щий врач; Б) скач?щие кони, терп?щие бедствие, строяща?ся больница, бор?щиеся с невзгодами, та?щие сугробы. В) хорошо вид?щий, плохо слыш?щий, увенч?нный лаврами, стро?вший дом, раста?вший снег.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и напишите это слово. А) Передо мной открылась давно (не)паханная степь. Б) Книга так и осталась (не) прочитана. В) Движения начинающей гимнастки (не) лишены изящества. Г) Обратный путь показался мне (не)близким.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова. А) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, при(чем) некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и то(же ) понятие. Б) В то (же) время Ломоносов обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая так(же )существование длительных волнообразных движений земной поверхности. В) Вернер должен был настоять на том, (что)бы дело обошлось как можно секретнее, потому что я не был расположен испортить (на)всегда свою репутацию в здешнем мире. Г )(В)течение всей ночи шёл густой туман –(на) утро пришлось расчищать сугробы во дворе.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. А)На земля(1) ом полу стоял кожа(2)ый диван с деревя(3)ыми краше(4)ыми подлокотниками с побеле(5)ыми кова(6)ыми подсвечниками и зажже(7)ыми свечами. Б) Перед време(1)ой деревя(2)ой трибуной, увеша(3)ой ярко-красными лоскутами, у ветря(4)ых мельниц собрались седобородые старики в полотня(5)ых рубахах и в зеленых форме(6)ых шароварах, низко спуще(7)ых над кожа(8)ыми сапогами. В) Восторже(1)ые дамы с цветами и покло(2)иками разъезжали в золочё(3)ых каретах по моще(4)ым дорожкам, вымоще(5)ым отшлифова(6)ыми камнями. Г) Дикови(1)ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбеше(2)ые львы бегали по расчище(3)ым дорожкам, оставляя невида(4)ые следы.

Ответы.

Вариант 1

Вариант 2

А)удивляться, удалиться;

Б)разрядить, проредить;

В)коса, косогор, пригорок;

Г)наслаждение, помириться

А)умолять, посидеть;

Б)искоса, примерять;

В)скрипеть, освящение;

Г)покарать, покорить

Б)низвергаться, разгибать;

В)беспрекословно, престол;

Г)рысью, гильотина

А)взлелеять, обездоленный

Г)лосьон, вьюга

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК Кудрявцевой. Русский язык (10-11)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий 1–14

ЕГЭ состоит из заданий разных по составу и по уровню сложности. Получить высокий балл ученику помогают не только накопленные знания, но и хитрые алгоритмы работы с тестом, подсказанные опытным педагогом. Своими наработками поделилась учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

База для успеха

Подготовка к ЕГЭ начинается уже в тот момент, когда школьник только знакомится с орфограммами, учится определять части речи и части слова. В 10-11 классах, конечно, важно уделить время тренинговым упражнениям, но их выполнение должно быть осмысленно, основано на знаниях и умениях. Есть учебники, которые хорошо зарекомендовали себя в среде преподавателей по русскому языку старших классов. Так, курс Татьяны Пахновой отлично готовит к практике, к написанию сочинений, а подходящие упражнения для отработки правил можно найти в учебнике Ирины Гусаровой.

Советы ученикам по выполнению заданий 1–14

Задание 1: определение главной информации текста. Вначале изучите не сам текст, а варианты ответов. Выберете варианты, похожие по содержанию. После – прочитайте текст уже с целью проверки.

Задание 2: средства связи предложений в тексте. Чтобы избежать досадных ошибок, помните: для связи причины и следствия используются слова «поэтому» и «так что», при противопоставлении – союзы «а», «но», «однако»; связь уступка создается с помощью союзов «несмотря на что», «и хотя», условие обозначается союзом «если».

Задание 3: определение лексического значения слова. В представленном тексте обратите внимание не просто на указанное слово, а на все словосочетание, и сопоставить его со словосочетаниями в вариантах ответов.

Задание 4: постановка ударения. Попробуйте использовать ассоциативный прием запоминания. Например, можно выучить привычные сочетания слов с одинаковыми ударениями («чЕрпать вОду») или словосочетания с противопоставлением («бАрмен не супермЕн»).

Задание 5: употребление паронимов. При подготовке разбирайте варианты ответов со словарем паронимов, пробуйте подставлять альтернативные слова.

Задание 6: морфологические нормы. Если кажется, что ответ найден, но подобрать правильный вариант слова не получается – то вы, возможно, вы ошибаетесь. Переключитесь на другие слова.

Задание 7: синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления. Сначала прочитайте представленные предложения, обращая внимание на опасные зоны: причастный и деепричастный обороты, однородные члены предложения, приложение, падежные окончания существительных, согласование подлежащего и сказуемого. На основе этого исключите грамотные предложения, а после сопоставьте оставшиеся варианты со списком ошибок.

Задание 8: правописание корней. Чтобы уметь правильно определять корни с чередованием, с проверяемой гласной и с непроверяемой, нужно регулярно разбирать словообразование и морфемы.

Задание 9: правописание приставок. Попробуйте метод исключения. Для начала найдите слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, а уже после рассмотрите другие варианты ответов.

Задание 10: правописание суффиксов (кроме -Н- / -НН-). Определите, к каким частям речи относятся представленные слова, и вспомните правила словообразования.

Задание 11: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Запомните закономерность: букве «е» в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы «у» и «ю» во множественном числе (скачЕт – скачУт). Букве «и» соответствуют буквы «а» и «я» (обидИт – обидЯт). Справедливо и обратное.

Задание 12: правописание «не» и «ни». Для выполнения этого задания вспомните правила правописания «не» с разными частями речи.

Задание 13: слитное, дефисное, раздельное написание слов. Для начала найдите среди вариантов ответов слова, которые пишутся через дефис. Если вам встретились слова «от того»/«оттого», «от чего»/«отчего» помните, что в этом случае слитное написание соответствует причинному значению фразы («Отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста»)

Задание 14 - ЕГЭ

Вариант 1.

1.

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

2. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

3. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гарнизо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

5. Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется НН.

На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.

7.Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.

На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.

8. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.

9. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.

10. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

11. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Некоторые картины Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

12. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина символом крестьянской России, замуче(1)ой эксплуататорами, является образ Коняги из одноимён(2)ой сказки - крестьянского труже(3)ика, источника благ и жизни для всех.

13. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Судьба художника, Мастера, представле(1)а в романе «Мастер и Маргарита» и как вечная общечеловеческая драма, и как индивидуальная трагедия совреме(2)ого человека, выстрада(3)ая самим М.Булгаковым.

14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.

15 . Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

Задание 14 - ЕГЭ

Н и НН в суффиксах различных частей речи

Вариант 2.

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении, требующая усилий.

2.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В комнате, обставле(1)ой стари(2)ой мебелью, блестели свежевыкраше(3)ые полы, на столах стояли золочё(4)ые подсвечники.

3.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особе(3)ости речи крестьян.

4.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.

5.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады снизу выбеле(3)ы извёсткой.

6.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

7.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.

8.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

По краю поля безразлич(1)о брела лиса, но увидев мыши(2)ую норку, она настороже(3)о подняла голову, остановилась, замерла, а потом увере(4)о прыгнула вперёд.

9.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

10.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции - интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

11.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

12.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

13.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

15.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам выстроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

Орфография. Задания 8 – 14 ЕГЭ

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ№8.

Пл..нительный , к..сательная , г..мназист, р..месленник, покл..нение

ЗАДАНИЕ№9.

пр…вратить, пр…ступить к занятиям

ра…чёт, ра…плескать

интер…ер, кинос..емка

без…мянный, дез..нформация

пр..способленный, пр..мудрый

заброш_нный, слыш_мый, спряч_шь, тревож_щий, выполня_мый

знач…мый, щипл…т траву, неопису...мая радость, непромока…мый плащ, расходу…мые

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (НЕ) ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Комната Павла была (НЕ) ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (НЕ) КОМУ было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (НЕ) БЫЛО видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (НЕ) ЗАРОСШИЙ густым камышом берег.

ЗАДАНИЕ №13.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину

ЗАДАНИЕ №14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

Вариант 2

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..сли, г..рьковатый, с..мпатия, эт..кетка, выч..тать

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…поведник, ..тдал

в..ходить, в..бираться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, сверх..нтересный

от..явленный, в..ются

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

засе_вший, рассекреч_нный, закле_шь, колыш_тся,та_щий

независ…мый, подозрева…мый, встрет…шь, постав…шь, потрат…м

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В глубине озера (НЕ) ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.

Ещё (НЕ) ЗАЖИВШАЯ от когтей медведя рана давала о себе знать.

Отец велел нам, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему коту Тимофею (НЕ) МЕНЬШЕ десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (НЕ) ЖАЛЬ.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Я люблю ТОТ(ЧАС) , когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

Вариант 3

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пот..плевший, эв..люционный, л..цензия, неук..снительно, пл..вец

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..кладка, о..бойный

пр..колотить, пр..восходный

на..граться, из..мать

бар..ерный, с..язвить

и..пуг, не..терпимый

ЗАДАНИЕ№10.

услыш_нный, приготов_шь, стел_щийся, колебл_мый, зала_ли (собаки).

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл…мый, точ…шь, налаж…нный, тревож…шься, завис…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (НЕ) ОБЫКНОВЕННЫМ радушием.

Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.

Он вскочил на лошадь, (НЕ) ВЗГЛЯНУВ на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (НЕ)СТАЛЬНОЙ, а бамбуковый

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой, (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.

Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки, а (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.

Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.

Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.

Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

Вариант 4

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

насл..ждаться, обн..мать, т..лант, ун..верситетский, д..агноз

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..амурский, пр..толстый

под..грать, из..мать

не..гибаемый, ни..послать

о..дача, пре..теча

р..звлечение, п..догреть

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

зате_вший, выскоч_шь, подыш_м, завещ_нный, укол_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

мел..шь, несмолка…мый, толка…шь, слыш…мый, обурева…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ) СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ) СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи от сундука деда до сих пор (НЕ) НАЙДЕНЫ.

Я терпеть Ваши шутки (НЕ) НАМЕРЕН.

У Насти были (НЕ) ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.

Павел Петрович (НЕ) РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

Вариант 5

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зач..рстветь, выт..рать, оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пове_вший, невид_мый, расстрел_нный, мурлыч_т, выгон_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

притерп…шься, откликн…шься, знач…вшийся, вылеч…шься, муч…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (НЕ) ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ) ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.

Этот деревянный домик (НЕ) БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

(НЕ) У КОГО было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (НЕ) СПОСОБЕН запомнить это правило.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В) ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике