Задания 8 14 егэ русский язык тесты. Безударные гласные в корнях с чередованием

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК Кудрявцевой. Русский язык (10-11)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий 1–14

ЕГЭ состоит из заданий разных по составу и по уровню сложности. Получить высокий балл ученику помогают не только накопленные знания, но и хитрые алгоритмы работы с тестом, подсказанные опытным педагогом. Своими наработками поделилась учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.

База для успеха

Подготовка к ЕГЭ начинается уже в тот момент, когда школьник только знакомится с орфограммами, учится определять части речи и части слова. В 10-11 классах, конечно, важно уделить время тренинговым упражнениям, но их выполнение должно быть осмысленно, основано на знаниях и умениях. Есть учебники, которые хорошо зарекомендовали себя в среде преподавателей по русскому языку старших классов. Так, курс Татьяны Пахновой отлично готовит к практике, к написанию сочинений, а подходящие упражнения для отработки правил можно найти в учебнике Ирины Гусаровой.

Советы ученикам по выполнению заданий 1–14

Задание 1: определение главной информации текста. Вначале изучите не сам текст, а варианты ответов. Выберете варианты, похожие по содержанию. После – прочитайте текст уже с целью проверки.

Задание 2: средства связи предложений в тексте. Чтобы избежать досадных ошибок, помните: для связи причины и следствия используются слова «поэтому» и «так что», при противопоставлении – союзы «а», «но», «однако»; связь уступка создается с помощью союзов «несмотря на что», «и хотя», условие обозначается союзом «если».

Задание 3: определение лексического значения слова. В представленном тексте обратите внимание не просто на указанное слово, а на все словосочетание, и сопоставить его со словосочетаниями в вариантах ответов.

Задание 4: постановка ударения. Попробуйте использовать ассоциативный прием запоминания. Например, можно выучить привычные сочетания слов с одинаковыми ударениями («чЕрпать вОду») или словосочетания с противопоставлением («бАрмен не супермЕн»).

Задание 5: употребление паронимов. При подготовке разбирайте варианты ответов со словарем паронимов, пробуйте подставлять альтернативные слова.

Задание 6: морфологические нормы. Если кажется, что ответ найден, но подобрать правильный вариант слова не получается – то вы, возможно, вы ошибаетесь. Переключитесь на другие слова.

Задание 7: синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления. Сначала прочитайте представленные предложения, обращая внимание на опасные зоны: причастный и деепричастный обороты, однородные члены предложения, приложение, падежные окончания существительных, согласование подлежащего и сказуемого. На основе этого исключите грамотные предложения, а после сопоставьте оставшиеся варианты со списком ошибок.

Задание 8: правописание корней. Чтобы уметь правильно определять корни с чередованием, с проверяемой гласной и с непроверяемой, нужно регулярно разбирать словообразование и морфемы.

Задание 9: правописание приставок. Попробуйте метод исключения. Для начала найдите слова с приставками ПРЕ- или ПРИ-, а уже после рассмотрите другие варианты ответов.

Задание 10: правописание суффиксов (кроме -Н- / -НН-). Определите, к каким частям речи относятся представленные слова, и вспомните правила словообразования.

Задание 11: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Запомните закономерность: букве «е» в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы «у» и «ю» во множественном числе (скачЕт – скачУт). Букве «и» соответствуют буквы «а» и «я» (обидИт – обидЯт). Справедливо и обратное.

Задание 12: правописание «не» и «ни». Для выполнения этого задания вспомните правила правописания «не» с разными частями речи.

Задание 13: слитное, дефисное, раздельное написание слов. Для начала найдите среди вариантов ответов слова, которые пишутся через дефис. Если вам встретились слова «от того»/«оттого», «от чего»/«отчего» помните, что в этом случае слитное написание соответствует причинному значению фразы («Отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста»)


Валеева Фидания РашитовнаЧелябинская область,
Г. Миасс, МАОУ «МСОШ№16»
2015 год
Орфографический блок (8-14 задания ЕГЭ)
ВАРИАНТ 1


выр..стающий
предст..вительныйк..сатьсяк..мпаньонл..ловый9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..старелый, пр..дел (желаний)
и..подтишка, ра..жалобитьо..гадать, по..битьоб..скать, дез..нфекциян..лево, д..гадываться10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.удушл..выйраскорч..ватьзапуг..ватьдостра..ватьпривередл..вый
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
догон...шьомыва…мыйподстрел…нныйшепч…шьсяобурева…мый12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.
Комната Павла была (НЕ)ОСВЕЩЕНА поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Случилось, Петрович, так, что мне (НЕ)КОМУ было рассказать о своих сомнениях.
Из-за густого тумана (НЕ)БЫЛО видно сигнальных огней.
Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (НЕ)ЗАРОСШИЙ густым камышом берег.







1) После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.
ВАРИАНТ 2
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..мантичныйорг..низоватьр..формаукр..тительразг..раться9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
нед..верчивый, пр…бабушка
под..тожить, не..скусный пр..воз, пр…думать
бе..ценный, и..мерить в..ются, видеос..ёмка10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.успока..вающееотрасл..войзапасл..выйуспока..ватьсянасла..вать11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
забот…вшийсявыпячива…мыйзавис..мыйсмотр….шьгон…шься12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
Ещё (НЕ)ЗАЖИВШАЯ от когтей медведя рана давала о себе знать.
Отец велел нам, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.
Нашему коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (НЕ)ЖАЛЬ
.
1) В солнечный день на опушке леса собрались осинки, КАК(БУДТО) им стало холодно и они вышли погреться, как в деревнях из дома, и В(МЕСТЕ) сидят на завалинках.
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
Утром шёл дождь, день ТО(ЖЕ) не радовал, так как и днем было темно от туч, (ПО)ЭТОМУ у меня окончательно испортилось настроение.
(ОТ)ТОГО, как пройдет эта встреча, зависит многое, (ПО)ЭТОМУ я так волнуюсь.
(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
2) В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.
ВАРИАНТ 3

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
отр..слевойогл..влениер..стовщикпредпол..жить
т..ропливый9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..брать, не..гибаемый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.выздоравл..ватьмолод..нькийуспока..ватьсязастра..ватьразглаж..вающий11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
помож…шьувлека…мыйверт…шьвымуч…нныйзаслуж…нный 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Нас поливал ни на минуту (НЕ)ПРЕКРАЩАЮШИЙСЯ дождь.
Засыпаны опавшей листвой (НЕ)ПОДМЕТЕННЫЕ дорожки сада.
Характер дневниковых записей (НЕ)ВПОЛНЕ обычный.
Лёшка почему-то (НЕ)ПОНИМАЛ смысл её слов.
Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (НЕ)СМОТРЯ в тетрадь.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ТО усердие, с каким Серёжа играл на скрипке, а ТАК(ЖЕ) за длину волос его называли Башметом.
Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнить все мои мечты, (ЗА)ТО у меня всегда есть надежда на лучшее.
Внутренне мы ТАК(ЖЕ) молоды, как и лет тридцать назад, и ПО(ЭТОМУ) в праздник веселимся от души.
Баржа двигалась вниз (ПО)ТЕЧЕНИЮ, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно терпелив и вынослив.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
3) Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.ВАРИАНТ 4
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заг..релыйр..птатьподп..рать
д..рижерскийз..ря9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..челюстной, и..пугпр..творить (в жизнь) , пр…морскийбез..нициативный, до..гратьи..кажённый, бе..жалостный
и..брать, не..гибаемый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.солом..нкаподчёрк..ватьтюлен..выйудва..ватьнемилост..вый
леч…шьсяуправля…мыйпар…шься
вид…мый
провер…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (НЕ)ОГОРОЖЕННЫЙ
Хозяева встретили долгожданных гостей с (НЕ)ОБЫКНОВЕННЫМ радушием.
Но страх (НЕ)СЖАЛ души моей.
Он вскочил на лошадь, (НЕ)ВЗГЛЯНУВ на стоящего рядом отца.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (НЕ)СТАЛЬНОЙ, а бамбуковый.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ОТ)ТОГО поворота дорога шла (В)ВЕРХ среди столетних сосен.
Я заметил, что сестра ТАК(ЖЕ), как и я, волнуется, (ПО)ЭТОМУ поспешил её успокоить.
По карте можно странствовать ТАК(ЖЕ) , как по земле, но когда попадаешь на эту настоящую землю, (ТОТ)ЧАС сказывается знание карты.
(В)ПЕРВЫЕ эксперимент прошёл удачно, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.
ВАРИАНТ 5
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оз..рениеп..ссимистическийпост..ратьсяпок..рать
предл..жить9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
меж..языковой, об..ёми..коверкать, бе..жизненный
пр..лестная, пр..митивныйбез..дейный, супер..грапр..рекание, пр..ближённый10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.усидч..выйзатм..ватьзапуг..вающий.въедл..выйпередёрг..вать11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
слыш..мая
задерж…шься
выгон…шьлеле…мыйзатоп…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ(СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи от сундука деда до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
Я терпеть Ваши шутки (НЕ)НАМЕРЕН.
У Насти были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым – (ЗА)ТО её и любили в деревне.
Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы: один (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.
(С)НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперед, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.
КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на лес по ту сторону реки.
В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
5) В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.
ВАРИАНТ 6
8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зач..рстветьвыт..ратьоп..раясьпол..жениеэкспер..ментальный
пр..образовать, пр..способитьсяна..пись, пре..логра..ползаться, и..дательствопод..грать, пост..ндустриальныйбе..дарно, бе..пристрастный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.миндал..выйзапот..ватьпреодол..ватьлокт..войюрод..вый11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстел…шь
продолж…шь,
очист…вшийслыш…мыйскрюч…шься
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Компьютер (не) подключён к сети.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ)ОШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.
Этот деревянный домик (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.
(НЕ)УКОГО было спросить, как проехать к концертному залу.
Ученик (НЕ)СПОСОБЕН запомнить это правило.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
5) Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.
А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В)СЛЕДСТВИЕ наводнения.
В 1896 году Врубель, (НЕ)ВЗИРАЯ ни на какие трудности и удары судьбы, был вполне счастлив: (В)НАЧАЛЕ года он познакомился, а позже обвенчался с певицей Надеждой Забелой.
Хозяйка быстро пошла (В)ГЛУБЬ квартиры – (ОТ)ТУДА послышался детский плач.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
6) На картине Ф.Васильева изображе(1)о взволнова(2)ое, бушующее море, исполне(3)ое силы и величия.
ВАРИАНТ 7
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
насл..ждаться
обн..мать
т..лантун..верситетскийд..агнозОтвет__________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..увеличивать, пр..лепитьбе..думный, ра..шифровать
о..далённый, на..треснутыйиз..мать, дез..нформацияпр..встать, пр..дирки10.. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.буш..ватьбяз..выйкорч..ватьникел..выйуспока..вать11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
сдерж..нныйохраня…мыйнеж…шьсяизуч...нныйкудахч…шь 12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (НЕ)ВЕРНЫЕ выводы.
(НЕ)РАЗ мы вспоминали этот забавный случай.
(НЕ)УБРАННОЕ осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.
(НЕ)ЯРКОЕ пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
В этом (НЕ)ДОСТРОЕННОМ дачниками доме часто собирались бродяги.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Витька ТО(ЖЕ) пошёл в кондитерскую, ПОТОМУ(ЧТО) очень любил пирожные.
Боттичелли жил во Флоренции – в городе, который (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких столетий (ПО)ПРАВУ считался центром итальянской культуры Возрождения.
«Что вы имеете (В)ВИДУ?» - директор посмотрел (ПО)ОЧЕРЕДНО на своих собеседников.
(НЕ)СМОТРЯ на плачевную судьбу первой постановки, «Лебединое озеро» Чайковского перевернуло представления о балетной музыке и стало (В)ПОСЛЕДСТВИИ визитной карточки русской балетной школы.
Она ВСЕ(РАВНО) осталась за дверью, ЧТО(БЫ) подслушивать.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
7) На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьется волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.
ВАРИАНТ 8
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевшийэв..люционныйл..цензиянеук..снительнопл..вец9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..амурский, пр..толстыйпод..грать, из..матьни..вернуться, ни..послатьо..дача, пре..течар..звлечение, п..догреть10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.фасол..выймагнии..выйпреодол..вающийизменч..выйцел..вой11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
заброш…нныйнакорм…шьпотревож…нныйсыпл..шьподмеч…нный

В этот вечер вам со мной (НЕ)БЫЛО скучно?
Петр быстро ушел, (НЕ)ВЗГЛЯНУВ на стоявших соседей..
(НЕ)ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.
Мост через нашу реку до сих пор (НЕ)ПОСТРОЕН.
Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (НЕ)ПРИНИМАТЬ волевых решений
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
7) Акула часто нападает (С)НИЗУ, загибая рыло, ТАК(КАК) оно мешает ей захватывать добычу.
Антон Степанович ТУТ(ЖЕ) показал нам старинный медальон (В)ВИДЕ сердечка.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы, большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
За (ПОЛ)ЧАСА он собрался в город, ПРИ(ЧЕМ) забрал все деньги.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера княгиня (ОТ)ТОГО была невесела, что давно не виделась с братом.
Укажите все цифры (цифру), на месте которых пишется Н.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пыщный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
ВАРИАНТ 9
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выр..слиг..рьковатыйс..мпатияэт..кеткавыч..тать
9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..кладка, о..бойныйпр..колотить, пр..восходныйна..граться, из..матьбар..ерный, с..язвитьи..пуг, не..терпимый10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.затм..вать, молод..нькийрасстра..ватьсякремни..выйплаточ..к

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
немысл…мыйточ…шьналаж…нныйтревож…шьсязавис…мый12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Нужная к уроку книга учениками (НЕ)ПРОЧИТАНА
Клементьев замолчал, (НЕ)ОТВЕЧАЯ на наши вопросы.
(НЕ)ВЫСКАЗАННЫЙ упрек светился в глазах Софьи Николаевны.
Нельзя было отредактировать рассказ, (НЕ)ИСПОРТИВ его.
Новая шинель адъютанта (НЕ)СШИТА.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.
(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
Мы вдыхали очище(1)ый после грозы воздух, густо пропита(2)ый пря(3)ыми запахами суше(4)ых на солнце яблок и коше(5)ых трав.
ВАРИАНТ 10
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пл..нительныйк..сательнаяг..мназистр..месленникпокл..нение9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…поведник, ..тдалв..ходить, в..биратьсяпр..вычка, пр..возмочьраз..скивать, сверх..нтересныйот..явленный, в..ются 10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.извил..стыйстрях..вать диков..нка оскуд..ватьизюм..нкаОтвет: __________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
постро…т
бор…щиеся
дремл…щие
полыха…щая заря
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Пришлось говорить (НЕ)ГРОМКО, а едва различимым шёпотом.
В ещё (НЕ)РАСКРЫТЫЕ окна заглядывает синичка.
Позвонить Тане Игорёк не смог по (НЕ)ЗАВИСЯЩИМ от него причинам.
(НЕ)НАДО думать о плохом: всё будет хорошо.
Но говорят, вы (НЕ)ЛЮДИМ: в глуши, в деревне всё вам скучно.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой, (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.
Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки, а (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.
Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.
Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.
Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.
14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.
10) Обращение А.Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

Орфография. Задания 8 – 14 ЕГЭ

Вариант 1.

ЗАДАНИЕ№8.

Пл..нительный , к..сательная , г..мназист, р..месленник, покл..нение

ЗАДАНИЕ№9.

пр…вратить, пр…ступить к занятиям

ра…чёт, ра…плескать

интер…ер, кинос..емка

без…мянный, дез..нформация

пр..способленный, пр..мудрый

заброш_нный, слыш_мый, спряч_шь, тревож_щий, выполня_мый

знач…мый, щипл…т траву, неопису...мая радость, непромока…мый плащ, расходу…мые

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой ничуть (НЕ) ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Комната Павла была (НЕ) ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Случилось, Петрович, так, что мне (НЕ) КОМУ было рассказать о своих сомнениях.

Из-за густого тумана (НЕ) БЫЛО видно сигнальных огней.

Для ночлега дикие гуси выбирают ровный, (НЕ) ЗАРОСШИЙ густым камышом берег.

ЗАДАНИЕ №13.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину

ЗАДАНИЕ №14.Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

Вариант 2

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..сли, г..рьковатый, с..мпатия, эт..кетка, выч..тать

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…поведник, ..тдал

в..ходить, в..бираться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, сверх..нтересный

от..явленный, в..ются

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

засе_вший, рассекреч_нный, закле_шь, колыш_тся,та_щий

независ…мый, подозрева…мый, встрет…шь, постав…шь, потрат…м

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В глубине озера (НЕ) ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.

Ещё (НЕ) ЗАЖИВШАЯ от когтей медведя рана давала о себе знать.

Отец велел нам, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань и ждать теплоход.

Нашему коту Тимофею (НЕ) МЕНЬШЕ десяти лет.

Я полон дум о юности печальной, но ничего в прошедшем мне (НЕ) ЖАЛЬ.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Я люблю ТОТ(ЧАС) , когда, черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплываешь на лодке (НА) ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.

В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии.

Вариант 3

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пот..плевший, эв..люционный, л..цензия, неук..снительно, пл..вец

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..кладка, о..бойный

пр..колотить, пр..восходный

на..граться, из..мать

бар..ерный, с..язвить

и..пуг, не..терпимый

ЗАДАНИЕ№10.

услыш_нный, приготов_шь, стел_щийся, колебл_мый, зала_ли (собаки).

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл…мый, точ…шь, налаж…нный, тревож…шься, завис…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дом одиноко стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.

Хозяева встретили долгожданных гостей с (НЕ) ОБЫКНОВЕННЫМ радушием.

Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.

Он вскочил на лошадь, (НЕ) ВЗГЛЯНУВ на стоящего рядом отца.

Громадный кран так вздрагивал, будто он был (НЕ)СТАЛЬНОЙ, а бамбуковый

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой, (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.

Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки, а (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.

Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.

Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.

Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и стари(5)ых преданиях писатель нашел темы и сюжеты для своих произведений.

Вариант 4

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

насл..ждаться, обн..мать, т..лант, ун..верситетский, д..агноз

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..амурский, пр..толстый

под..грать, из..мать

не..гибаемый, ни..послать

о..дача, пре..теча

р..звлечение, п..догреть

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

зате_вший, выскоч_шь, подыш_м, завещ_нный, укол_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

мел..шь, несмолка…мый, толка…шь, слыш…мый, обурева…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ) СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ) СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи от сундука деда до сих пор (НЕ) НАЙДЕНЫ.

Я терпеть Ваши шутки (НЕ) НАМЕРЕН.

У Насти были (НЕ) ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ (ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.

Павел Петрович (НЕ) РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

4) Подпоручик Ромашов, главный герой повести, сомневается в осмысле(1)ости самого существования армии- с ее уставами, учениями, гаризо(2)ой и казарме(3)ой повседневностью.

Вариант 5

ЗАДАНИЕ№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зач..рстветь, выт..рать, оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный

ЗАДАНИЕ№9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

ЗАДАНИЕ№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

пове_вший, невид_мый, расстрел_нный, мурлыч_т, выгон_шь

ЗАДАНИЕ №11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

притерп…шься, откликн…шься, знач…вшийся, вылеч…шься, муч…мый

ЗАДАНИЕ №12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Компьютер (НЕ) ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ) ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.

Этот деревянный домик (НЕ) БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

(НЕ) У КОГО было спросить, как проехать к концертному залу.

Ученик (НЕ) СПОСОБЕН запомнить это правило.

ЗАДАНИЕ №13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В) ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству

ЗАДАНИЕ №14. Укажите все цифры(цифру), на месте которых пишется НН.

В ярко освеще(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

За правильное выполненное задание сможешь получить 5 баллов .

Теория к заданию 8 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Определите грамматическую основу каждого предложения.
  2. Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
  3. Если да, выберите нужную формулировку в левом столбце.
  4. Определите второстепенные члены предложения.
  5. Допущена ли ошибка в использовании второстепенных членов?
  6. Если да, выберете нужную формулировку в левом столбце.

Задачи для тренировки

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

    2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

    3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

    4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

    5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

    6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

    7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

    8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

    9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

    А Б В Г Д

    Решение
  2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Неправильное употребление имени числительного
    Б) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    В) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Д) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Участие тона в производстве согласных звуков определяется их разделение на глухие и звонкие.
    2) Анастасия любит различные фрукты, яблоки, апельсины, киви.
    3) Нарушая законы, люди не задумываются о последствиях их поступков.
    4) По приезду домой Григорий сразу же покормил кота.
    5) Двое девушек пришли на концерт.
    6) Мужчина подошел к кинотеатру «Родине».
    7) Автобус остановился на «Кольцовском сквере».

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Г) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
    Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    1) Оля обрадовалась возможности встретить свою подругу, прилетев Китай.
    2) Те, кто купили плащи, носили их на протяжении всего сентября.
    3) Она наслаждалась запахом апельсинов, купленным на рынке.
    4) Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
    5) Простакова заявила, что я холопам потакать не намерена.
    6) Бабушка вяжет шаль и продаст ее на рынке.
    7) Согласные звуки состоят из шума или из тона и шума

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Б) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    1) Ветер то просыпался, то утихал.
    2) Она как любила мармелад, так и конфеты.
    3) Забыв про время, провели весь день за просмотром сериалов.
    4) Благодаря хорошему расписанию пар я учусь пять дней в неделю.
    5) Мы узнали, что прибытие поезда будет согласно расписания.
    6) Все, кто побывали в Зимнем дворце, были поражены его красотой.
    7) Среди магазинов, расположенным недалеко от моего дома, нет ни одного круглосуточного.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    В) Неправильное построение предложения с косвенной речью
    Г) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения
    Д) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Я узнала, что смогу ли я сдать экзамены досрочно.
    2) Студент посмотрел сериал «Игру престолов».
    3) Простакова заявила, что нас ничему не учили.
    4) Каждый, кто посетил Санкт-Петербург, были поражены его атмосферой.
    5) Выдержка – момент произнесения звука.
    6) Олег любит наблюдать как за птицами, так и за животными.
    7) Среди экспонатов, показанным на данной выставке, мне ничего не понравилось.

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.