Выставка византия сквозь века в эрмитаже. Выставка «Византия сквозь века» открылась в Эрмитаже

В рамках перекрестного Года России и Греции в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Византия сквозь века» , самая масштабная с момента основания музея экспозиция сокровищ великой империи.

К предметами искусства, хранившимся в Эрмитаже, добавились памятники музеев, библиотек и монастырей Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Столь представительной коллекции византийского «изящного искусства» Греция в Россию еще не посылала.

— О такой выставке мечтали поколения сотрудников Эрмитажа, — отметил, открывая экспозицию, директор музея Михаил Пиотровский. — Здесь есть диалог разных коллекций и прекрасная история. Мы видим, как из античности рождалось византийское искусство, а дальше русская культура, которая показана у нас в других залах.

Экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры — с первых веков нашей эры и вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Представлены все художественные форматы — скульптуры, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик; бронзовые литургические сосуды; ювелирные золотые изделия; перегородчатые — с использованием тончайших металлических пластинок — эмали; иллюминированные — украшенные красочными миниатюрами и орнаментами — рукописи.

Кроме того, в экспозиции — двухметровая, шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник и, конечно, живописные иконы XII - середины XV веков.

Византийская иконопись неизменно привлекает посетителей Эрмитажа. Музей обладает одним из лучших ее собраний VII-XV веков, в том числе и иконой «Преображение». Этот шедевр был частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной доске, а затем распиленного на отдельные сцены. Одна из них — «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах — привезена в Петербург, и зрители имеют возможность увидеть ее вместе с «Преображением» — как и предполагал безымянный мастер.

Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис», 1300 г. Византийский и Христианский музей в Афинах . Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Много любопытствующих привлекает мозаичная «Богоматерь Эпискепсис». Икона происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии, откуда ее перевезли в Грецию. Термин «эпискепсис», или «встреча», был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского храма. Изысканный колорит — красные, зеленоватые, оливковые и золотые тона — выделяет икону среди памятников Палеологовского ренессанса, пережитого империей перед гибелью.

А во времена своего расцвета Византия наследовала памятники античности. На берега Босфора свозились мраморные и бронзовые скульптуры, бюсты, колонны, обелиски. В провинции с языческим наследием поступали просто: вырезали крест на лбу мраморного идола, тем самым лишая неугодного бога власти.

На выставке можно увидеть образцы подобной «христианизации» — афинские скульптуры мальчика и Афродиты, причем лицо богини любви значительно искажено. Детскому саркофагу из коллекции Эрмитажа повезло больше — стенка с цирковыми сценами не пострадала, но оборот ее освящен крупным четырехконечным крестом.

Фото Hellenic Ministry of Culture and Sports

Византийцы «христианизировали» не только идолов и мраморные плиты, но и произведения прикладного искусства, как например, бронзовую фигурку Гарпократа из собрания Эрмитажа и в особенности миниатюрные драгоценные камеи — искусный резчик легко превращал римскую матрону в Христа-младенца.

Витрины с ювелирными изделиями традиционно пользуются любовью дам, и эта выставка не исключение. Счастливицы, которым удастся надолго задержаться у экспонатов, по достоинству оценят золотые изделия со вставками драгоценных камней и жемчуга. Обращает на себя внимание естественная, природная форма камней и разнообразные технические приемы работы с металлом — от литья и чеканки до ажурной проволоки и филиграни.

Препендулия (длинная височная серьга). X в. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports

Художественно преобразованный быт византийцев также представлен. Ценители красоты и комфорта отметят фрагменты мозаичных полов с изображением времен года, небесных светил, цирковых и охотничьих сцен. Нередко подобные полы украшали христианские храмы.

Одна из таких напольных мозаик VI века, найденная в Херсонесе, была в 1853 году перевезена в Санкт-Петербург. Увидеть ее можно зале № 112. Другой большой фрагмент, датированный IV столетием, изображает Осень — танцующая женщина держит покрывало, наполненное фруктами.

Фото Hellenic Ministry of Culture and Sports

Есть в экспозиции и хронологический диссонанс, который устроители называют сознательным. Среди византийских икон, мозаик и фресок размещено живописное полотно «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Последний византийский гуманист, по замыслу организаторов, объединяет искусство через века.

Для желающих углубить знания о Византии в информационной зоне экспозиции подготовлены печатные издания, экспликации, фильмы и иллюстрированный научный том «Искусство дивной красоты и духовности», написанный куратором выставки Юрием Пятницким.

ВИЗАНТИЯ СКВОЗЬ ВЕКА Выставка из музеев Греции и Государственного Эрмитажа 24 июня – 2 октября 2016 года В изантия, византийское искусство – эти понятия в первую очередь ассоци- ируются с прекрасными древними иконами, завораживающими таинст- венной красотой и высокой духовностью. Действительно, иконопись – одно из высших достижений византийской цивилизации. Недаром средневековый арабский автор отметил в сочинении «Мухтасар ал-аджаиб»: у византийцев «искусство изображения совершенно до такой степени, что у образов, кото- рые рисуются ими, видны на лице радость и ликование»1. Византийские иконы ценились и почитались и в Средневековой Европе, и на Ближнем Востоке, и в Месопотамии, и в Египте, и в Эфиопии, но особенно – на Руси, которая имен- но из Византии получила Православие и органично вошла в «Византийское содружество наций», став частью великой мировой цивилизации. Византий- ская икона XII века «Богоматерь Владимирская» – небесная покровительница Российского государства, один из символов России. В Православной культуре икона прошла сложный и мучительный путь; путь, наполненный исканиями, ересями, взлетами и падениями. Период иконо- борчества (726–842) лишил нас многих древних икон, мозаик и фресок; лишил возможности реконструировать полнокровную историю развития иконы как священного образа. Но сколь ни трудна была стезя, византийские художники выработали иконографические и художественные каноны, наполнив их теологи- ческой основой. На базе одной и той же иконографической схемы мастера создавали произведения с разным уровнем эстетического воздействия. Сюжетная ясность византийской иконы сочетается с удивительно сложной многоплановой и тонко нюансированной художественной системой. Памятникам византийской живописи свойственен чрезвычайно утонченный, часто даже непонятный язык. Это нередко затрудняет восприятие иконописи, но одновременно делает ее еще более волнующей, таинственной и притягательной. Константинополь, столица Византийской империи, конечно, был самым крупным и удивительным художественный центром. Столичным мастерам заслу- женно приписывают самые прекрасные и выдающиеся иконы. Образцы этого столичного искусства XI – начала XV в. можно видеть в зале № 382 на постоян- ной экспозиции Византийского искусства Эрмитажа. На временной выставке в Николаевском зале представлены в основном произведения локальных центров. Наиболее крупным из них были Фессалоники, второй по значимости город Импе- рии; во второй половине XIV – первой половине XV в. сюда нередко перемещал- ся императорский двор, и город становился официальным центром государства. Произведения, которые относят к Фессалоникам, отмечены особой напряженной 1 Крюков В. Г. Сообщения анонимного автора «Ахбар аз-заман» («Мухтасар ал-аджаиб») о народах Европы // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981 год /отв. ред. В. Т. Пашуто. М., 1983. С. 208. энергетикой и несколько нервным колоритом. Он – то глубокий в тонах, как, например, на иконе «Христос Пантократор» позднего XIV в., некогда находив- шейся в Святой Софии в Фессалониках, то сверкающий чистотой красок, как на портативной иконе «Шесть Праздников» 1370-х гг. из монастыря Влатадон, то вспыхивающий переливчатыми цветными разделками, как на образе «Бого- матерь с Младенцем» первой половины XIV столетия. Сильное влияние художе- ственная культура Фессалоник оказала на монастыри Афона, откуда происходят несколько великолепных произведений: миниатюрного письма «Святые Петр Афонский и Онуфрий» рубежа XIV–XV вв., «Рождество Богоматери» нача- ла XV в., «Уверение Фомы» раннего XIV в. (все из собрания Эрмитажа). Славная своими храмами Кастория представлена исключительными памятниками XII столетия – «Святой Илья Пророк» и двусторонняя «Бого- матерь Одигитрия/ Христос во гробе», а также рубежа XIV–XV вв. «Святой Афанасий» и два Праздника – «Преображение» и «Въезд в Иерусалим». Можно увидеть на выставке и произведения из Верии, Каппадокии, Киклад- ских островов, Родоса, Фессалии, а также те, которые связывают с зарождением знаменитой Критской школы. Особое внимание следует обратить на мозаичную икону «Богоматерь Эпискепис», скорее всего выполненную Константинопольскими мастера- ми около 1300 г. К столичной школе следует отнести монументальную икону с изображением трех святителей – Григория, Василия и Иоанна Златоуста. Прямые удлиненные фигуры на золотом мерцающем фоне напоминают церков- ные свечи, декорированные прихотливо изогнутыми цветными тканями; красочный колорит тонко сбалансирован, цвета мягко перетекают, то усили- ваются в тенях, то становятся почти полупрозрачными; фигуры святителей словно на мгновение застыли, выйдя из ирреального пространства золотого фона, их лики сосредоточены и невозмутимы, взгляд пристальный, пронзаю- щий, перед которым невозможно слукавить. Удивительное произведение первой половины XIV столетия наполнено тем высоким гуманизмом и духовностью, которые отличают лучшие памятники так называемого Палеологовского искус- ства – периода правления династии Палеологов. Исключительно выдающейся по своим художественным особенностям является двусторонняя икона «Христос Пантократор / Иоанн Богослов» из Церковного и Византийского музея Метрополии Митилен. Во время реставра- ции она была распилена и сейчас это два отдельных образа. Они исполнены необыкновенным мастером, который работал в 1360–1380 гг.; его руке принадле- жат знаменитый «Христос Пантократор» 1363 г. из Эрмитажа – мировой шедевр, и икона «Снятие с Креста» в монастыре Ватопед на Афоне. В живописи, словно пронизанной молниями Божественных энергий, словно освещенной Божест- венной волей, отражаются принципы исихазма, религиозного течения, получив- шего широкое распространение в культуре Византии этого времени. Пристально вглядываясь в иконы, представленные на выставке и в экспозиции Эрмитажа, начинаешь понимать, что византийские художники дошли до совершенства в своем стремлении отобразить неотобразимое – Божественную Душу. Куратор выставки: Ю. А. Пятницкий

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова .

На минувшей неделе в Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка "Византия сквозь века" - главная художественная выставка перекрестного года России и Греции. Эрмитаж не впервые обращается к теме византийского искусства. Масштабные выставки были в 1975 и 2000 годах. Но всё же нынешняя, подготовка которой проходила в непростой политической ситуации в Европе, представляет памятники из 23 собраний музеев, монастырей и библиотек Греции. Это скульптура с I по XV века, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик, живописные иконы, иллюминированные рукописи, ювелирные драгоценности, бронзовые литургические сосуды, шитьё.

Куратор выставки - старший научный сотрудник отдела Востока, хранитель коллекции византийской живописи и византийского серебра в Эрмитаже Юрий Александрович Пятницкий .

Ю. Пятницкий: Вообще мы впервые из музеев Греции получили такую амбициозную и очень ценную выставку с уникальными вещами, многие из которых просто хрестоматийны. Большая часть вещей - из Византийского и христианского музея в Афинах . Посетители этого музея не увидят этим летом основных памятников, которые фигурируют во всех буклетах, на открытках, во всех книгах, потому что они приехали к нам, в Эрмитаж.

Каким образом вы, как куратор, придумывали сочетание эрмитажного собрания, а оно тоже имеет свои шедевры, и того, что прибыло из Греции?

Ю. Пятницкий: Мы не трогаем нашу экспозицию. Взяли одну краснофонную икону XII века "Преображение" из нашей коллекции только потому, что в афинском музее хранится ещё одна часть от этого длинного эпистилия. То есть, это как бы второй фрагмент этой же самой большой длинной иконы "С праздниками" . И упускать такой случай: соединить две части одной иконы, когда афинская вещь приехала в Эрмитаж, конечно, было нельзя. И второй экспонат, который покинул залы, это серебряное блюдо с вознесением Александра Македонского . Это уже была просьба греческой стороны, потому что в состав выставки входит мраморный рельеф из Халкиды с изображением вознесения Александра Македонского.

Если греческая сторона ориентируется на 121 памятник, то 31 памятник добавил Эрмитаж. Например, мы полностью сделали витрину раннего византийского серебра . Из фондов археологического отдела выставили уникальные вещи из Керчи и Концешты . Также мы добавили, например, два глиняных блюда с псевдокуфической надписью , которые были найдены в Херсонесе , потому что греческая сторона включила в состав выставки маленькую чашечку из Коринфа с аналогичной псевдокуфической надписью . И получился уже некий комплекс. И плюс добавили довольно большое количество икон из фондов. В первую очередь, те, которые связаны с искусством Афона или происходят с Афона.

Византия , некогда великая мировая империя, более десяти столетий играла одну из главных ролей в средневековой истории. Примечательно, что Византией её стали называть после её исчезновения в 1453 году . А жители византийцы называли своё государство Империя ромеев , подчёркивая свою нераздельную связь с Великой Римской империей .

Раздираемая борьбой за власть Римская империя в 395 году была разделена умирающим императором Феодосием Великим на Западную и Восточную . Западная просуществовала меньше века, а Восточная со столицей в Константинополе просуществовала до мая 1453 года , пока Константинополь не захватили турки, и началась история Османской империи , а Константинополь был переименован в Стамбул .

Император Константин в 330 году основал новую столицу в одном из некогда процветающих городов греческой колонии на берегу Босфора . Город так и назывался Византий . Константин оценил все геополитические и экономические выгоды места на стыке Азии и Европы, но создал свой Царственный град , в который собирал отовсюду сокровища древних мастеров и даже из Рима. Красота и богатство Царьграда были надёжно защищены с моря и суши. Но всё же молва путешественников неизменно подогревала интерес соседей. Из "Повести временных лет" широко известна фраза: "Олег прибил щит на вратах Царьграда". Так вот, записей о сражении в 907 году нет в византийских источниках. Но был заключён договор (и это никем не оспаривается), регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. С тех пор и живы взаимный интерес и проникновение культур. И сегодня можно представить себя древним русичем . Ведь мы видим то, что поражало их.

Продолжает рассказ об экспозиции Юрий Пятницкий .

Ю. Пятницкий: Мне, как специалисту, было интересно сравнить, как видоизменялось отношение к пластике. И от скульптурных портретов, от ранних скульптурных рельефов через мозаичные полы это всё перешло к настенным мозаикам, фрескам и иконам. Именно поэтому мы взяли целую группу рельефов X-XII веков, которые обычно никогда не показываются, особенно на выездах. Это тяжёлые вещи, сложные для крепежа.

Вот такая комбинация рельефной резьбы. А ведь всё время говорят: скульптура, резьба, рельеф не характерны для Византии, потому что это идолопоклонничество, этого не было, а мы показываем: да это было и очень сильно влияло на художественный язык иконы.

Во-первых, конечно, это поражает красками.

Ю. Пятницкий: Рядом очень эффектная голова, замковый камень в виде улыбающегося лика , такой головы в листьях. Это нечто такое языческое и романское из цистерцианского монастыря в Греции. Рядом иконы, которые приписывают кипрским мастерам или мастерам крестовых походов. И резная двусторонняя икона "Святой Георгий Каппадоки́йский" , а на обороте - святые их жёны. Это один из шедевров Византийского музея. И на стенде в середине зала - единственная во всей экспозиции живописная работа на холсте , которая хронологически выпадает из состава выставки. Это "Апостол Пётр" работы Эль Греко (Доме́никоса Теотоко́пулоса) . Мы включаем эту вещь как последний этап окончания византийского гуманизма, потому что, конечно, Эль Греко был представителем византийских традиций. И это оправдывает название выставки "Византия сквозь века". То есть, даже в конце XVI - начале XVII веков все равно идут вот эти отзвуки и блеск византийского искусства.

Своё художественное мастерство византийцы оттачивали, изучая шедевры древнегреческой пластики. Считалось, что, если перенести статуи греческих богов из храмов в другие места, это лишит их магической силы. И вот они уже декоративные элементы зданий и улиц. Но, увы, бывало в провинции поступали с античным наследием и так: вырезали крест на лбу у мраморной статуи, тем самым освящая её. На экспозиции представлена голова Афродиты , с которой поступили именно так: крест через всё лицо, сделанный зубилом. Но все равно видно, насколько прекрасна античная богиня.

Ю. Пятницкий: Так получилось, что у нас довольно много женских изображений , в частности, в напольных мозаиках . Здесь и персонификация Осени, и муза, и просто женский портрет. Также у нас большая витрина, наполненная золотыми ювелирными изделиями, только изделиями I - VII веков, с камнями иногда, но римской, ранневизантийской традиции. И поэтому мы добавили сюда ещё и несколько портретов, в частности, скульптуру сириянки . Она афинская, но по характеру и по причёске - всё это продолжение традиции. Показать, как совмещаются вдруг эпоха крестовых походов и древние традиции, а рядом это всё продолжается живописными мастерскими крестоносцев и рельефом из Родоса. То есть, тема западного влияния очень чётко здесь прослеживается.

Тогда как в другом конце зала, где выставлены рельефы и живопись X - XII веков, там больше чувствуется восточное влияние. Например, на рельефах есть псевдокуфические надписи. Там же рядом ювелирные изделия X - XII веков, в том числе и знаменитые перегородчатые эмали. И совершенно уникальный памятник - перегородчатый браслет из Салоник . Пара таких браслетов вообще существует, страну Грецию покидает только один, и они входят в список национального достояния Греции. Всё-таки нам посчастливилось, и у нас этот браслет будет находиться. Там же и серьги с куфическими надписями , где упоминается ещё имя владелицы. А с другой стороны, как я уже говорил, витрина с керамикой с теми же куфическими надписями. То есть, тема полиэтничности византийской культуры, разнообразных в ней течений, которые объединяются вместе и образуют то, что мы называем "магией византийского искусства".

Знатоки и ценители ювелирного искусства, наверняка, надолго задержатся у витрин с украшениями . Удивительное дело: провозглашение христианства официальной религией Ромейской империи не очень сильно отразилось на любви женщин к драгоценностям. В знаменитом руководстве по военному искусству "Стратегиконе" , составленном в XI веке, есть примечательная рекомендация: "входя в церковь, не глазей на женскую красоту, но взирай на алтарь, преклонив голову". Надо полагать, даже в церкви это было затруднительно, не говоря уже о том, что придворные церемонии и триумфы в Константинополе обставлялись с пышностью и роскошью.

Ю. Пятницкий: Хотя мы все привыкли: вот Константин Великий , вот основание Константинополя , и наступило христианство. Да ничего подобного. Постепенно, потихоньку весь IV и V века шло перерастание античности в христианство. Причём проходило это иногда в очень забавных формах. Например, в одной метрополии епископ брал взятки и за взятки, за коррупцию (его так и называли - коррупционером ), разрешал представителям язычества совершать свои культы.

И если спросить, о чём эта выставка, то я бы сказал, что это выставка о вечном. Образ мира, жизни, который был, человек, если согрешил и покаялся, он, как был, так и остался, несмотря на то, что со времени Византии, ранней античности прошло много-много столетий.

Традиции эллинизма в Византии сохранялись стойко. Например, мозаичные полы ранневизантийского времени выкладывались из разноцветной мозаики. Это и цирковые, и охотничьи сцены, времена года, музы и Аполлон, и даже портреты знаменитых поэтов. И не только полы. Меня вот заинтересовала воздушная мраморная скульптура на подиуме.

Ю. Пятницкий: Это сквозной рельеф, очень знаменитый памятник "Орфей, играющий на лире" в окружении различных животных и птиц, которые заворожённо слушают его. Прорезная мраморная скульптура, то есть, она вся ажурная, конечно, исключительной красоты. И трудно даже представить, что это не просто скульптура, а ножка стола. Это ещё период позднеримского времени. То есть, на эту выступающую верхнюю часть клалась мраморная крышка. Но в раннехристианское время образ Орфея тут же стал ассоциироваться с образом Христа, который своим словом привлекает истинные души. Это один, конечно, из потрясающих шедевров.

Откуда он происходит?

Ю. Пятницкий: Из Византийского музея в Афинах.

Выставка "Византия сквозь века" будет открыта до 2 октября 2016 года , поскольку рукописи с миниатюрами и шитьё имеют ограниченный срок экспонирования.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы "Магия византийского искусства".

Сходила в Эрмитаж после работы, благо по средам и пятницам музей работает до 21 часа. О выставке слышала только хорошие отзывы, но толком не видела практически ни одной иллюстрации. Так, что-то в телевизоре мелькнуло - и всё.
В общем, пошла абсолютно не подготовленной. И тем сильнее были впечатления от увиденного! :)

Итак, Эрмитаж сделал совместную выставку с музеями Греции. Работает выставка до 2 октября 2016 года.

Мы увидели иконы, скульптуру, мозаику, ювелирные изделия, книги, предметы утвари и... даже картину Эль Греко "Апостол Пётр".
"...на стенде в середине зала - единственная во всей экспозиции живописная работа на холсте , которая хронологически выпадает из состава выставки. Это "Апостол Пётр" работы Эль Греко (Доме́никоса Теотоко́пулоса) . Мы включаем эту вещь как последний этап окончания византийского гуманизма, потому что, конечно, Эль Греко был представителем византийских традиций. И это оправдывает название выставки "Византия сквозь века". То есть, даже в конце XVI - начале XVII веков все равно идут вот эти отзвуки и блеск византийского искусства" - цитата из интервью куратора выставки Ю.Пятницкого для Радио России.

Самое неожиданное - то, что эта выставка даёт представление о слиянии язычества и христианства. И слияние это было постепенным. Многие экспонаты кажутся неожиданно "неправильными", далёкими от канонов, к которым мы привыкли.

Вот ещё цитата из интервью Ю.Пятницкого: "Своё художественное мастерство византийцы оттачивали, изучая шедевры древнегреческой пластики. Считалось, что, если перенести статуи греческих богов из храмов в другие места, это лишит их магической силы. И вот они уже декоративные элементы зданий и улиц. Но, увы, бывало в провинции поступали с античным наследием и так: вырезали крест на лбу у мраморной статуи, тем самым освящая её. На экспозиции представлена голова Афродиты , с которой поступили именно так: крест через всё лицо, сделанный зубилом. Но все равно видно, насколько прекрасна античная богиня".

Статуя I века нашей эры. Вот она анфас:

А это её профиль:

(снимать на выставке нельзя, поэтому все фотографии взяты из интернета).

Боялись византийцы греческих богов! Иначе бы не стали "освящать" их изображения крестом.

Ещё одна цитата из интервью Ю.Пятницкого:

"И если спросить, о чём эта выставка, то я бы сказал, что это выставка о вечном. Образ мира, жизни, который был, человек, если согрешил и покаялся, он, как был, так и остался, несмотря на то, что со времени Византии, ранней античности прошло много-много столетий".

Лично на меня очень сильное впечатление произвела эта мозаика:

Какое живое лицо! И причёска вполне натуральная:)

А это - портрет старика:

Вполне реальный человек.

Сильное впечатление произвела и двусторонняя икона из Касториии (XII век) с изображением Богородицы с младенцем (абсолютно неканоническим) и Спасителя:

Эта икона тоже не похожа на каноническую. Я бы даже сказала, что она авангардная:

Ювелирные изделия тоже заслуживают пристального внимания. А какие чудесные книжные иллюстрации на этой выставке! И мозаики:)

В общем, нет ни одного неинтересного экспоната.

Обязательно сходите на эту выставку, если есть такая возможность!

Выпуск посвящен выставке «Византия сквозь века», открывшейся этим летом в Государственном Эрмитаже и знакомящей посетителей с богатейшей культурой великого государства, от которого приняла православие и Древняя Русь. Об экспозиции в целом и об отдельных представленных на ней уникальных памятниках - смотрите в нашей программе.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Мы находимся в Санкт-Петербурге. Рядом со мной - здание Государственного Эрмитажа, в котором сейчас проходит временная выставка «Византия сквозь века». О ней - в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Открывшаяся в Николаевском зале экспозиция во многом уникальна. Например, на ней впервые после долгой разлуки встретились две иконы XII века, написанные некогда на одной доске. Сейчас они принадлежат двум различным музеям: афинскому и петербургскому.

Организаторы выставки и почетные гости на церемонии открытия экспозиции подчеркивали как исключительность данного мероприятия, так и то, что оно демонстрирует духовную и культурную связь двух православных государств: России и Греции.

Пиотровский Михаил Борисович, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

У нас перекрестный год культуры России и Греции. Мы иногда забываем, что «перекрестный» значит «крест», и крест, разумеется, соединяет символически, духовно наши два народа. И вся выставка на самом деле рассказывает о том, что она из страны, откуда вышла византийская культура, приехала в страну, которая восприняла византийскую культуру и стала развивать ее дальше.

Мединский Владимир Ростиславович, министр культуры Российской Федерации:

Это крупнейшая выставка, уникальная. В таком масштабе ничего подобного раньше не было. Я еще раз напомню, выставка объединяет произведения, собранные примерно из тридцати музеев, библиотек, монастырей, поэтому увидеть их все вместе - это действительно уникальная возможность.

Синий цвет интерьеров открывшейся экспозиции - атрибут Пресвятой Богородицы. Здесь именно он характеризует Византию, а вовсе не ассоциируемый с ней пурпурный цвет одежд византийского императора. При этом на выставке хорошо показано, что византийское искусство не являлось искусством чисто религиозным. А в экспонировании здесь произведений византийского православия определяющее значение имеют их художественные особенности.

Пятницкий Юрий Александрович, куратор выставки «Византия сквозь века», старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа:

Есть такой стереотип (мы пишем о нем во вступительном тексте к выставке), что Византию и византийское искусство часто ассоциируют с религиозным искусством и иконописью, и этим все заканчивается. Это очень глубокое заблуждение. Византийское искусство было разнообразным, очень интересным, очень глубоким, и религиозная часть занимала только одну его составляющую.

Православие было очень крупным и серьезным элементом византийской культуры, но далеко не единственным. Поэтому в нашей выставке мы хотели «переломить» этот шаблон - сделали акцент на художественные особенности памятников. В этом плане византийская икона - настолько глубокое для понимания и очень тонкое по языку художественное произведение, что особенности византийской эстетики, иконной эстетики, византийской иконописи часто бывают просто недоступны нашему пониманию. Мы упрощаем, хотим видеть то, что очень понятно, легко читается, но это не та глубина византийских памятников, которая существовала. Вот поэтому перед нами и стояла задача представить православное искусство в его красоте.

И все-таки нужно понимать, что памятник надо рассматривать в контексте той культуры, в которой он существовал, а не в контексте той культуры и тех представлений, которые мы ему сегодня навязываем. Это как раз особенность экспозиции. Мы делали ее для всех категорий посетителей: как для сугубо православных, так и для менее верующих, интересующихся историей. Но в то же время мы не выстраивали экспозицию по каким-то шаблонным темам: вот история, вот Церковь, вот это символизирует то - мы показываем художественные памятники. Как они будут интерпретированы, как они будут восприняты? Наша задача - создать условия для восприятия. И у нас, например, целая стена Николаевского зала (67 метров) заполнена иконами палеологовского времени. Для человека, имеющего пиетет к иконам, это большое поле для любования, понимания и размышления.

Небольшая вольность, которую мы с дизайнером себе позволили, касается выстроенной здесь триумфальной арки. С одной стороны ее украшает тондо с двумя павлинами по сторонам канфара - это очень известный христианский символ, хотя само тондо является мозаичным полом и использовалось в бане, скажем так, в ванной комнате одной виллы. То есть мы немножко изменили его первоначальную функцию, но акцентировали внимание на сюжете, который потом стал символом понимания раннехристианского искусства.

А с другой стороны арки представлены два замечательных мозаичных фрагмента тоже с полов:- портрет Алкивиада и персонификация солнца, то есть античного бога. Это мозаики из Спарты. И над ними мы повесили мозаичный образ «Голова Спаса». Это фрагмент мозаики из Равенны, который хранится у нас в музее, не экспонировался. Некогда он был подарен императору Николаю I и находился в алтаре Александрийской капеллы. Но вот мы его поставили. И есть какая-то параллель между Эдесским образом, который находился над вратами города. Но это некая легкая вольность, которую мы чуть-чуть акцентировали.

Я бы не стал говорить, что для православного человека все то, что без явно выраженного креста, уже не представляет интерес. Здесь можно найти широкое поле и для понимания, и для вдохновения.

В Византийском музее хранится мозаичная икона Богоматери «Эпискепсис» XIII века. Скорее всего, это константинопольская работа придворных мастерских, которые вообще исполняли большую часть мозаичных икон. Некогда она находилась в Малой Азии в Вифинии. В 1922 году, когда греческое население было выселено турками из Малой Азии, греческая община взяла икону с собой, перенесла в Грецию, и позднее икона оказалась в Византийском музее. Оно очень интересна по колориту, подбору мозаичных кубиков. Вообще византийские мозаичные иконы большого размера - их где-то двадцать пять, и столько же микромозаик. Поэтому такая икона и привлекает внимание. Это одна из тех вещей, которую мы всегда просили, нам ее не давали, но мы просили еще одну более важную для нас икону -- Архангела Михаила. Нам ее не дали, но в утешение мы получили Богоматерь «Эпискепсис».

Плащаница очень интересна по иконографии. Здесь две сцены: Евхаристия, и среднюю часть занимает Христос, лежащий на Гробе. Уникальная вышивка шелком, золотыми и серебряными нитями. От этого времени, начала XIV века или рубежа XIII - XIV веков, конечно, шитья сохранилось мало, тем более в хорошем состоянии. Но именно для Эрмитажа эта вещь имеет большое значение еще и потому, что некогда она находилась в церкви Богоматери Панагуды в Фессалониках, и там ее в 1900 году обнаружил первый хранитель-византинист Императорского Эрмитажа Никодим Павлович Кондаков во время своей поездки по Македонии. И тем, что он ее сфотографировал, опубликовал, ввел в научный оборот, привлек к ней внимание, он спас памятник от краж, и к нему просто стали по-другому относиться и беречь. Поэтому мы считаем, в том, что эта плащаница дошла до сегодняшнего дня, есть заслуга и русских ученых.

Рукописи отбирались по художественному принципу. Но поскольку рукописи очень хрупкие и всегда существует проблема их транспортировки, к тому же рукопись может быть открыта только на одном листе, и этот лист диктует библиотека, а не наши пожелания (это зависит от сохранности книги), мы наметили себе определенный уровень художественной рукописи и вели переговоры именно об отборе таких произведений, чтобы на выставку попали некие классические рукописи. Так получилось, что большая часть - это лекционарии и Четвероевангелия.

На выставке представлено более ста пятидесяти экспонатов, созданных в период с I по XV век. Это и многочисленные ювелирные изделия (такие как препендулия первой половины Х века и браслет перегородчатой эмали из Фессалоник примерно того же времени, свидетельствующие об удивительном мастерстве византийских ювелиров), и литургические сосуды, и резные алтарные преграды. А также многочисленные иконы, фрески и мозаики.

Фигура апостола Андрея является фрагментом мозаичной сцены «Евхаристия» из церкви святых Феодоров в Серрах. Движение фигуры подчеркнуто сложными ракурсами и угловатыми контурами, а пропорции рассчитаны на восприятие снизу вверх, так как в храме композиция располагалась высоко над молящимися.

Завершает экспозицию живописное полотно Эль Греко «Апостол Петр», которое, хотя и хронологически диссонирует со всеми остальными экспонатами, однако несет в себе свет великого наследия византийской культуры.