Все прошло потерял я бабку. Стихотворение "ах, как много на свете кошек" есенин сергей александрович

Сергей Александрович Есенин

Сестре Шуре

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты - любовь к детям и животным».

Сергей Есенин и Софья Толстая

Если дети - не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…». Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина - младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года.

Александра (Шура) Есенина, младшая из сестер поэта

Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике. Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру - считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила. На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста - просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок - мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт. Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа - грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл - ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку. Впрочем, и ее сейчас уже нет - головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году. Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

Война застигла Блока в Шахматове. Он встретил ее как новую нелепость и без того нелепой жизни. Он любил Германию, немецкие университеты, поэтов, музыкантов, философов; ему трудно понять, почему народы должны сражаться в угоду своим властителям. Самый тяжелый и позорный мир лучше, чем любая война. Любовь Дмитриевна сразу же выучилась на сестру милосердия и отправилась на фронт. Михаил Терещенко отказался от всякой литературной деятельности.

Всего двадцать лет прошло с того времени, как Александр Блок написал первые стихи, составившие цикл Ante Lucem, до поэмы «Двенадцать», венчающей его творческий путь. Но какие шедевры создал за эти два десятилетия великий поэт. Теперь мы можем проследить путь Блока, изучая его биографию, историю отдельных стихотворений, перелистывая страницы старых газет и журналов, читая воспоминания современников. И постепенно раскрывается перед нами прекрасная и загадочная душа одного из проникновеннейших певцов России.

Живет в Клепиках старая учительница О.И.Носович. Она уже давно на пенсии и, хотя уже разменивает вторую половину девятого десятка, по-прежнему бодра и неутомима. Ольга Ивановна не устает изучать родной край, его историю. Она не только читает книги, но и сама проводит раскопки, и во время встречи показала мне акт сдачи в Рязанской областной краеведческий музей нескольких старинных вещей.

«Ах, как много на свете кошек…» Сергей Есенин

Сестре Шуре

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…»

В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты – любовь к детям и животным». Если дети – не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…». Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина – младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года. Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике. Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру – считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила. На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста – просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок – мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт. Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа – грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл – ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку. Впрочем, и ее сейчас уже нет – головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году. Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Много слов говорил умудренных, много гладил тебя по плечу, а ты плакала, словно ребенок, что тебя полюбить не хочу. И рванулась ты к ливню и к ветру, как остаться тебя...
  2. Теперь, когда прошло уж много дней От роковой, нежданной нашей встречи, И в памяти минувшее — бледней, И нет уже о невозвратном речи; Теперь, когда я горе пережил, Когда ее...
  3. Мы никогда так много не молчали, Не думали так много никогда, Как той зимой потерь, тревог, печали, Где новый день, как новая беда… К чему ж упрек, что слишком поспешил...
  4. Какие думы в глубине Его души таились, зрели? Когда б они сказалися вполне, Кого б мы в нем, друзья, узрели? Но он, наш северный поэт, Как юный лебедь величавый, Средь...
  5. Ни в сумеречном свете рая, Где то, что ныне стало «я», Дремало, еле лоборая Соблазны полубытия; Ни в нежном долге левирата, Где, родолюбец-ибраим, Я обладал вдовою брата, Кровосмесительствуя с ним;...
  6. На свете ремесел, Что птиц — не счесть. И каждое ремесло Поет свою песнь. И каждому ремеслу Крылья даны, То малой они, То большой ширины. Но песнь ремесла Надо выбрать...
  7. Лжи на свете нет меры, То ж лукавство да то ж. Где ни ступишь, тут ложь; Скроюсь вечно в пещеры, В мир не помня дверей: Люди злее зверей. Я сокроюсь...
  8. Мы заблудились в этом свете. Мы в подземельях темных. Мы Один к другому, точно дети, Прижались робко в безднах тьмы. По мертвым рекам всплески весел; Орфей родную тень зовет. И...
  9. Нет на свете лучше физкультуры, Чем шагать сквозь сумерки и бури, Чем шагать сквозь летние дожди, Не пугаясь грома впереди. Я брожу по полю до заката. До чего ж земля...
  10. Дочери Руте С чем я только ни встречусь на свете, — Все понятным становится мне. А чему это малые дети Улыбаются часто во сне? Правда, что же им может присниться?...
  11. Бывает все на свете хорошо,- В чем дело, сразу не поймешь,- А просто летний дождь прошел, Нормальный летний дождь. Мелькнет в толпе знакомое лицо, Веселые глаза, А в них бежит...
  12. Ребенок мой осень, ты плачешь? То пляшет мой ткацкий станок. Я тку твое серое платье, И город свернулся у ног. Ребенок седой и горбатый, Твоя мне мерещится мощь – По...
Вы сейчас читаете стих Ах, как много на свете кошек, поэта Есенин Сергей Александрович