Востоковедение и африканистика какие предметы сдавать. Востоковедение и африканистика

Программа обучения

Студенты, поступившие в институт, имеют возможность специализации по одному из трех основных отделений - историческому, филологическому и социально-экономическому. Действующие учебные планы предусматривают обучение в течение четырех лет и получение диплома бакалавра по

Развернуть описание

Свернуть

260 баллов

за 3 экзамена

бюджетных мест

платное место

человек на место

Стоимость / год

Программа обучения

Востоковедение и африканистика

Студенты, поступившие в институт, имеют возможность специализации по одному из трех основных отделений - историческому, филологическому и социально-экономическому. Действующие учебные планы предусматривают обучение в течение четырех лет и получение диплома бакалавра по направлению "Востоковедение, африканистика". Предусматривается возможность последующей двухгодичной учебы в магистратуре. Для тех, кто проявляет интерес к обучению на послевузовском уровне, институт обеспечивает целый ряд дополнительных образовательных программ. Вне зависимости от специализации студенты изучают в одинаковом объеме один или два восточных языка и один из западноевропейских языков. В настоящее время в институте осуществляется обучение более чем 40 языкам народов Азии и Африки; введено обучение ряду языков региона Центральной Азии и Кавказа. В структуру института входит 18 кафедр: истории стран Ближнего и Среднего Востока, истории стран Южной Азии, истории Китая, истории стран дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, истории и культуры Японии, африканистики, иудаики, арабской филологии, иранской филологии, тюркской филологии, индийской филологии, китайской филологии, японской филологии, филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии, западноевропейских языков, международных экономических отношений, экономики и экономической географии стран Азии и Африки, политологии Востока; имеются следующие лаборатории: экспериментальной фонетики, экологии культуры Востока, технических средств обучения. В институте работают 205 преподавателей и сотрудников, из которых 40 - профессоров, 75 - доцентов. Для чтения ряда курсов приглашаются ведущие специалисты из других академических и практических организаций и учреждений Москвы. Институт интенсивно развивает связи и кооперацию с ведущими зарубежными университетами и научными центрами для реализации исследовательских проектов и подготовки высококвалифицированных кадров. В рамках этих проектов, а также сотрудничества с авторитетными российскими организациями созданы и успешно действуют: Международный центр корееведения МГУ, Центр арабистики и исламоведения, Центр индологических и буддологических исследований, Центр сравнительных социально-экономических исследований, Религиоведческий центр, Межвузовский факультет китайского языка, Вьетнамоведческий центр, Общество "Нусантара" (изучение Индонезии, Малайзии, Филиппин), Центр по преподаванию восточных языков в школе, Общество Доброй Надежды(африканистика), Научно-учебный центр "Кавказ и Центральная Азия". Студенты, специализирующиеся по истории, изучают следующие дисциплины: история стран Азии и Африки, всеобщая история, история Отечества, история религий, археология и этнология. По конкретной стране изучения читается фундаментальный курс истории, кроме этого предусмотрены страноведческие курсы по экономике, политической системе, культуре, источниковедению и историографии.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Русский язык - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
  • География - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

Большинство вузов предлагает студентам три экзамена при поступлении, один из которых профильный — это всегда история, затем один экзамен на выбор вуза — русский, иностранный язык, география или обществознание. Также по своему усмотрению вуз может предложить дополнительный экзамен — обычно иностранный язык или обществознание, а зависимости от того, какой экзамен был установлен по выбору.

Специалист-бакалавр в данной области — это квалифицированный эксперт, который разбирается в конкретном аспекте жизни государств изучаемого региона. Специальность интересна возможностью полного погружения в язык, культуру, литературу, историю, политическую систему и экономику африканских стран и государств Востока, что предполагает увлекательный процесс изучения с использованием современных технологий и методик, а также посещение изучаемого региона в рамках практики.

Краткое описание специальности

Специальность предусматривает несколько направлений обучения, когда уклон может быть сделан в пользу истории, языков и литературы, экономики или политики восточных и африканских государств. Однако в большинстве случаев бакалавр должен комплексно владеть знаниями и применять их в разных сферах. К спектру знаний относятся социальные, этноконфессиональные, политические, экономические, культурные, лингвистические и другие особенности развития восточных государств и народов. Применение накопленных знаний возможно в международных структурах, предприятиях экономической направленности, дипломатических организациях, транспортных компаниях, органах госуправления разного уровня, образовательных учреждениях, различных культурных организациях и т.д.

Крупные вузы

Ввиду специфики изучения азиатского и африканского регионов, многие вузы, которые предлагают усвоение знаний по данной программе, расположены не в столице, а в той части России, которая наиболее близка к Азии, включая Дальневосточный регион, о. Сахалин и расположенные поблизости субъекты РФ.

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Московский городской педагогический университет;
  • Сахалинский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема.

Сроки и формы обучения

Обучение по данной специальности преимущественно предусматривает исключительно очную форму обучения продолжительностью 4 года, однако некоторые вузы могут предложить очно-заочную или заочную формы обучения. По окончании программы бакалавриата можно продолжить обучение в магистратуре по направлению «Востоковедение и африканистика», где освоение программы обычно изучается совместно с лидирующими европейскими и азиатскими университетами.

Предметы, изучаемые студентами

В рамках овладения специальностью студенты осваивают интересные учебные предметы, которые они изучают с пользой и удовольствием. Независимо от выбранного профиля обязательными к изучению признаны следующие предметы:

  • введение в востоковедение;
  • история изучаемой страны или региона;
  • физическая и экономическая география выбранной страны или региона;
  • история литературы выбранной страны или региона;
  • общественно-политическая мысль восточных стран;
  • история религий выбранной страны или региона;
  • английский язык или другой западно-европейский язык;
  • восточный язык;
  • теория и практика перевода.

Конкретный профиль обучения предусматривает дополнительные учебные предметы, к которым относятся следующие:

  • языкознание;
  • этнология изучаемой страны или региона;
  • историография и источниковедение;
  • религиозно-доктринальные системы стран Востока;
  • международные экономические отношения стран Азии и Африки и другие.

Возможно изучение второго восточного или африканского языка.

Получаемые знания и навыки

Выпускник бакалавриата обладает широким спектром знаний и навыков, благодаря которым он может выполнять высокопрофессиональные задачи, в том числе:

  • исследовать актуальные проблемы стран Востока;
  • принимать участие в изучении исторического, духовного и культурного наследия азиатских и африканских государств;
  • свободно владеть западным и восточным языком, как минимум одним;
  • осуществлять классификацию и разделение информации по конкретной стране (региону) на разных языках;
  • прогнозировать развитие обществ стран Востока в зависимости от их экономического, социального и политического развития;
  • осуществлять переводы текстов с русского на восточный язык и обратно;
  • развивать разные виды контактов с восточными и африканскими странами, налаживать и развивать имеющиеся связи в сфере культуры, науки и образования;
  • проводить консультации организациям и госструктурам нашей страны относительно сотрудничества с восточными странами;
  • проектировать и программировать траекторию развития отношений между РФ и странами изучаемого региона;
  • преподавать восточные языки и другие дисциплины.

Как правило, программы обучения отдают предпочтение одному из следующих восточных языков — арабскому, японскому, китайскому или корейскому. Однако в некоторых вузах могут предложить изучение и редких языков. Выбор профилей обычно предусмотрен по одному из трех направлений: историко-культурное, социально-экономическое или политическое развитие стран Востока.

Кем работать

Освоение политических, экономических, социальных, культурных, этноконфессиональных и лингвистических особенностей изучаемого региона позволяет найти работу в посольствах и дипломатических миссиях, а также разносторонних внешнеполитических и внешнеэкономических организациях. Самые распространенные профессии в данной области представлены следующими предложениями:

  • эксперт по определенному региону/стране/народу (эксперт-политолог, эксперт-культуролог и т.д.);
  • переводчик с одного из изучаемых языков;
  • востоковед;
  • культуролог;
  • лингвист;
  • искусствовед;
  • редактор/корректор;
  • референт;
  • языковед и т.д.

Вне зависимости от выбора специальности можно рассчитывать на заработную плату от 40 000 рублей после окончания обучения. Именно с такой суммы и более стартует оплата переводчика-референта. Вознаграждение эксперта-политолога начинается от 60 000 рублей и более. Оплата работы дипломатов с опытом работы может быть существенно выше.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Востоковед – есть в этом слове что-то экзотическое, необычное. В условиях постоянного цейтнота, непрерывной спешки так хочется прикоснуться к миру, где все размеренно, неспешно и всегда есть часок-другой для чайной церемонии или послеобеденного отдыха.

Но недостаточно быть фанатом аниме и суши, принимать глубокую философию Конфуция и мечтать работать где-нибудь на тайском острове, изучая культуру . Профессия востоковед таит в себе гораздо большее, требует огромных усилий, многих лет учебы, преданности своему призванию и огромной любви к Востоку.

Сегодняшняя статья расскажет обо всех тонкостях специальности: чем занимаются востоковеды, где их учат, что должны знать настоящие профессионалы и какими ключевыми качествами обладать, востребована ли вообще эта профессия, а главное – стоит ли ее освоить.

Студенты Восточного факультета СПбГУ

Эта статья будет полезна молодым людям, которые стоят перед сложным жизненным выбором – выбором профессии, взрослым людям, состоявшимся личностям, в хорошем смысле «болеющим» восточными странами, а также просто любопытным исследователям мира. Итак...

Чем занимается востоковед?

Востоковед – это человек, который знает о Востоке или отдельных его странах все. Это профессионал-универсал, который разбирается в целом комплексе научных дисциплин относительно азиатских и африканских стран.

Сюда включаются:

  • история;
  • культурология;
  • экономика;
  • правоведение;
  • география;
  • политика;
  • литература;
  • лингвистика;
  • искусство;
  • философия;
  • религия;
  • материальное и духовное наследие;
  • культурные явления;
  • праздники, обычаи и традиции;
  • литературные произведения;
  • фольклор;
  • предметы быта и т. д.

При всем широком спектре наук востоковед – узкий специалист. Обычно он изучает конкретную страну или регион, например, Китай, Японию, Вьетнам, страны Индокитая или Юго-восточную Азии. Африканистику иногда выделяют отдельно от востоковедения.


Николай Константинович Рерих (27.09.1874-13.12.1947). Русский художник, востоковед, пуиешественние, писатель, философ-мистик, общественный деятель, академик.

В связи с этим востоковеды, изучающие конкретные страны, народы или языки, могут называться более узкоспециализированно.

Вот всего лишь часть наук, которыми они занимаются:

  • вьетнамоведение;
  • буддология;
  • санскритология;
  • корееведение;
  • малаистика;
  • калмыковедение;
  • китаеведение, оно же синология;
  • тюркология.

Казалось бы, за столько лет изучения наукой культур других стран все уже открыто, рассказано и доказано. Но это отнюдь не так – каждый год ученые-востоковеды исследуют культурное наследие Азии и находят что-то новое, становясь первооткрывателями. Подтверждение тому – огромное количество свежих научных трудов, исследований, монографий, диссертаций, концепций, научных взглядов.

Специалисты занимаются не просто изучением теоретических основ, они погружаются в историю и традиции стран, знакомятся с их народом, проводят огромную практическую работу, не обходясь без посещения изучаемой страны. Чтобы понять до конца, что за профессия – востоковед, у них уходит на это не один год непрерывной практики.

Изучить Восток можно, только увидев его изнутри. Он сильно отличается от западного мира, такого глобализованного, настроенного на доходы, власть и прочие атрибуты успешной жизни.

Несмотря на то, что азиатские страны далеко продвинулись в плане современных технологий, техники, промышленности, а в некоторых отраслях и вовсе идут впереди планеты всей, здесь крепка остается связь с предками, традициями, культурой прошлого. И востоковеды, понимая это, изучают то, что так важно восточным народам.


Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи во время Манчжурской экспедиции, 1934 г.

При этом их работа не ограничивается научно-исследовательскими институтами, переводами, преподаванием. Хорошие специалисты нужны также в сфере торговли, бизнеса, когда дело касается международных отношений.

Казалось бы, как связаны бизнес и знание культуры? На Востоке очень даже связаны! Знание их традиций помогает налаживать отношения. Например, если китайским, корейским или японским партнерам мы подадим визитку одной рукой, они обидятся – у них на родине принято подавать важные документы и подарки двумя руками в знак уважения. Зная это, можно приобрести друзей в лице азиат.

Какими качествами он обладает?

Несмотря на узость специальности, востоковед должен быть разносторонней личностью и обладать широким кругозором.

В первую очередь он должен знать по крайней мере два иностранных языка: английский и язык той страны, которую он изучает. Причем знание не должно ограничиваться литературным языком, правилами грамматики, следует применять эти правила на практике, уметь понимать носителей и владеть разговорной речью. Это осложняется тем, что восточные языки имеют намного меньше общего с русским, чем европейские.

Специалист должен знать историю, право, культуру, религию, литературу, искусство, обычаи, особенности изучаемой страны, современную экономическую, социальную, политическую обстановку. Важно уметь эти сведения обобщать, работать с документами для архива, писать научные работы и статьи для периодики.

К необходимым личностным качествам можно отнести хорошую память, эмоциональную стабильность, терпение, готовность долго и упорно учиться. Выбирая профессию востоковеда, нужно понимать, что быстрых результатов ждать не придется – многое зависит от самого человека, его когнитивных способностей, желания и любви к Востоку.


Юрий Николаевич Рерих (16.08.1902-21.05.1960). Русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и . Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», зав. сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.

При этом способности, которыми должен обладать профессионал, зависят от специфики работы. Если это научный сотрудник, переводчик, редактор, то от него требуется аккуратность, усидчивость, внимательность. Если это работник торговой или предпринимательской сферы, то важными будут его коммуникативные навыки.

Где получить образование?

Перед тем как твердо решить получить профессию востоковеда, нужно изучить один из восточных языков на базовом уровне и подготовиться к тому, что учеба будет занимать много времени. Так как специальность довольно сложная, в основном предполагается очная форма обучения: 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, в ходе которой обычно планируется зарубежная стажировка.

На сегодняшний день больше 30 российских вузов дарят возможность стать востоковедом. К самым крупным из них относятся:

  • МГУ, Институт стран Азии и Африки;
  • МГИМО;
  • НИУ ВШЭ, отделение востоковедения;
  • РГГУ;
  • РУДН;
  • МГЛУ;
  • СПбГУ;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Сибирский федеральный университет.

Более подробное описание факультетов, специальностей, информацию о наличии бюджетных и платных мест, приемной комиссии можно найти на официальных сайтах учебных заведений.


Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова

Даже после получения образования специалисту нужно постоянно повышать квалификацию, посещать курсы, лекции, семинары, читать профессиональную литературу, отправляться на практику за рубеж.

Где найти работу?

Окружающие часто пугают «страшилками», что востоковеды нигде не востребованы, и это скорее занятие для души. Может быть, доля правды в этом есть – найти работу новоиспеченным выпускникам ибудущим профессионалам может быть сложно. Но это лишь потому, что молодым специалистам без опыта работы в любой сфере достаточно нелегко устроиться на хорошую должность.

В профессии востоковеда, как и во многих других специальностях, многое зависит от самого человека, его стремлений, желаний, опыта, амбиций. Но здесь есть явное преимущество перед другими выпускниками вузов на фоне все возрастающего сближения России с азиатскими государствами, глобализации, укрепления взаимовыгодных торговых, социальных и экономических отношений, развития туризма.


Встреча и российских ученых в Дхарамсале, Индия

Востоковеды могут реализовать себя в совершенно разных сферах:

  • НИИ, учебные заведения;
  • издательства, библиотеки, журналы, газеты и иные СМИ;
  • переводы, редактура;
  • отечественные, иностранные и международные организации – в качестве консультантов, переводчиков, специалистов по внешнеэкономической деятельности;
  • государственная служба.


Евгений Янович Сатановский (род. 15.06.1959). Российский ученый, востоковед, экономист, профессов

Стоит ли становиться востоковедом?

Если вы все еще задаетесь этим вопросом, то однозначно стоит. Причем неважно, сколько вам лет, какой уровень образования, пол, семейное положение, гражданская позиция. Если вы по уши влюблены в восточную культуру, то почему бы не попробовать?

Конечно, для начала нужно все взвесить – ведь даже восточные мудрецы всегда избегали скоропалительных решений. И как у любой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы.

Однозначными плюсами являются интерес, возможность путешествий, практики в зарубежных компаниях, овладение несколькими иностранными языками, общение с представителями другой культуры, довольно большое количество бюджетных мест в вузах при поступлении, оригинальность профессии.

К минусам можно отнести возможные проблемы с первоначальным трудоустройством и невысокие зарплаты на начальном этапе.


Если такие трудности вас не пугают, вы должны стать тем самым первооткрывателем, который изучает еще неизведанный мир Востока.

Заключение

История российского востоковедения насчитывает десятки и даже сотни известных ученых с мировым именем, которые в течение жизни занимались исследованием восточной культуры, написали множество трудов. В последующих статьях мы познакомим вас с некоторыми наиболее известными из них. Следите за новостями нашего блога — подписывайтесь на новые свежие статьи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть избранный вами жизненный путь дарит радость и новизну открытий. Поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

Бакалавриат отделения востоковедения ВШЭ оказался одним из самых популярных у абитуриентов 2011 года: на первый курс зачислено около ста студентов, из них 47 - на бюджетные места, вместо 40 запланированных, а средний бал составил 95 - самый высокий в ВШЭ и один из самых высоких в России. О том, как здесь будут обучать первокурсников, рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов .

Алексей Александрович, второй год подряд абитуриенты демонстрируют к отделению востоковедения НИУ ВШЭ заметный интерес. С чем вы связываете это? Какие перспективы, на ваш взгляд, являются для нынешних абитуриентов наиболее значимыми?

Действительно, мы уже второй год «бьем все рекорды». И прием студентов-востоковедов у нас больше, чем в подавляющем большинстве других российских и даже зарубежных вузов на аналогичные специальности. Если в прошлом году у нас был один из самых высоких конкурсов на востоковедение из расчета на одно место, причем не только в нынешней России, но и за всю историю Советского Союза, то сегодня у нас оказался еще и один из самых высоких проходных баллов по стране - в среднем 95 баллов. Признаюсь - мы гордимся нашими студентами, их упорством, увлеченностью и уровнем подготовки.

И дело не только в каком-то особом «ажиотажном спросе» на востоковедение (хотя и этот фактор присутствует), здесь сочетание сразу двух «интересов» у абитуриентов: к восточной тематике в целом и к обучению востоковедению именно в рамках ВШЭ. У нас на отделении востоковедения есть несколько уникальных особенностей, которые вы не встретите ни в одном другом вузе.

Во-первых, это свободный выбор восточного языка и специализации в целом. Студент сам при поступлении имеет право выбрать восточный язык, а в первые две недели еще и поменять его после консультации с преподавателем. Все другие университеты заранее определяют количество абитуриентов поступающих на тот или иной язык. И возникают коллизии: что делать, если ты хотел идти на китайский или японский, а мест на него больше нет и группа ограничена? Изволь идти на другой язык - менее популярный. И получается, что на менее популярные (хотя в действительности очень востребованные в реальной практике языки) студенты набираются по «остаточному принципу». ВШЭ - единственный вуз, который предоставляет полную свободу выбора. И это важно, поскольку абитуриент выбирает не просто один из восточных языков, тем самым он выбирает ту культуру, в которой он, скорее всего, будет жить и работать десятилетия.

Во-вторых, мы уникальны по методике преподавания восточных языков. У нас не только самая интенсивная нагрузка (от 16 до 24 часов в неделю восточного языка), но и инновационные методики, большое разнообразие специализированных курсов.

В-третьих, у нас множество дополнительных форм обучения: возможность изучать второй восточный язык, летние школы, стажировки, тренинги и прочее.

В-четвертых, это уникальный состав преподавателей - прекрасных знатоков Востока, отличных лингвистов и глубоких исследователей. Благодаря высокой марке Вышки у нас есть возможность отбирать на рынке труда действительно лучшие кадры. И, наконец, на отделении сложилась атмосфера творческого поиска и увлекательного обучения.

- Какие вузы по этому направлению являются для ВШЭ конкурентами?

Строго говоря, прямых конкурентов нет, но есть, безусловно, вузы со значительно более глубокими традициями преподавания востоковедения, прежде всего Московский государственный университет, Санкт-Петербургский, Дальневосточный Федеральный университет. Но нередко глубокие традиции могут сыграть и негативную роль, проявившись, например, в устаревших методиках и подходах, оторванности от современных реалий Востока, отсутствии импульса к инновациям или, например, в преподавании тех форм восточного языка, которые в связи с бурным развитием стран Азии уже ушли в прошлое. Мы, к счастью, свободны от всего этого. По многим параметрам мы конкурируем сами с собой, например, по популярности поступления, разработке новых курсов и методик, разнообразию программ. Российское университетское востоковедение - невелико по своим масштабам и не может создать конкуренцию друг другу. Да и направление подготовки «Востоковедение, африканистика», которые мы преподаем, достаточно редкое в России. Говорю это с сожалением, поскольку образовательная конкуренция есть основа для совершенствования методик подготовки, а профессиональные востоковеды очень востребованы сегодня. Мы не столько конкурируем, сколько совместно решаем множество вопросов подготовки востоковедов со специалистами из Института стран Азии и Африки МГУ, Московского государственного лингвистического университета, Российского государственного гуманитарного университета.

Если же брать научную, методологическую подготовку, глубину построения курсов, то здесь нам имеет смысл ориентироваться на крупнейшие мировые востоковедческие центры, например, в Беркли, Кембридже, Йеле, Гонконге, Сингапуре.

Впрочем, есть особый тип «конкуренции», который последние несколько лет процветает в России. Все что связано с Востоком - язык, культура, политика, экономика - популярно и притягиваеют абитуриентов. Поэтому некоторые вузы, не имея востоковедческих кадров, предлагают паллиативные решения, например, «экономика с китайским языком», «философия с арабским языком» или преподают некоторую восточную специализацию в рамках «Регионоведения», создавая у абитуриентов иллюзию, что те будут обучаться востоковедению. К сожалению, чаще всего это самообман: четыре часа в неделю восточного языка и пара курсов, скажем, по истории Азии без какой-либо дополнительной страноведческой и фундаментальной подготовки не дадут никакого эффекта. И в результате мы получаем немало экономистов, журналистов, политологов, крайне поверхностно знающих особенности Востока, которые дают откровенно ошибочные суждения. Поэтому наши конкуренты - не востоковедческие университетские центры с сильными традициями, а подобные учебные заведения. Просто ради сравнения приведу пример: уровень языковой подготовки студентов отделения востоковедения ВШЭ после первого курса выше, чем у выпускников бакалавриата других вузов с так называемыми «специализациями по Востоку», что показали студенческие межвузовские конкурсы этого года.

- Профессия востоковеда всегда была популярна?

Здесь не стоит путать «интерес к Востоку» с «популярностью профессии востоковеда». Интерес к странам и культурам Востока был всегда. Я назвал бы три фактора для этого. Во-первых, познавательный фактор: Восток увлекателен, буквально обворожителен по разнообразию своей культуры. И это всегда интересно. Во-вторых, фактор самопознания. Для нас, людей западной культуры, Восток все равно что зеркало, мы пытаемся «опознать» в нем свои культурные ценности, подтвердить или, наоборот, опровергнуть собственные культурные, религиозные, экономические взгляды. Восток - это вызов нашим стереотипам и расширение наших культурных горизонтов. В-третьих, это предельно прикладное значение «занятий Востоком» - именно на Востоке сегодня могут решаться крупнейшие мировые проблемы, именно оттуда исходит новый экономический и даже цивилизационный импульс к развитию.

Стоит учитывать, что мы не формируем «популярность» Востока, абитуриенты реагируют на некие импульсы, которые идут от СМИ, от некой «информационной ауры». Кто-то увлечен фэн-шуй, кто-то аниме, кто-то восточными боевыми искусствами, кто-то философией Востока, и в результате абитуриенты решают посвятить себя более глубокому изучению этого региона. И многое зависит от того, насколько «на слуху» тот или иной регион. Приведу известный парадокс - сегодня нам нужны хорошие профессионалы по странам Африки, но из-за низкой популярности этой специализации, мы вряд ли сможем обеспечить большой набор.

Зато сейчас в центре интереса Китай, и многие люди решили им заниматься. У нас около 75% первокурсников выбрали именно китаеведение. Устойчивый интерес наблюдается и к Японии на протяжении последних нескольких десятилетий. Я также считаю крайне перспективными направлениями арабистику и корееведение, учитывая нехватку профессионалов в этой области.

Но самый главный фактор - востребованность профессиональных востоковедов в любых областях - от фундаментальной науки и экспертно-аналитической работы до государственной службы и бизнеса.

В последнем своем интервью проректор ВШЭ Григорий Канторович, комментируя ситуацию с приемом в этом году, сказал, что на отделении востоковедения наблюдается «нормальный перебор» абитуриентов, не такой ажиотажный, как в прошлом году? Сказалось ли увеличение абитуриентов на процессе обучения? Что показал прошлый год?

Признаюсь, в прошлом году мы не ожидали такого наплыва абитуриентов - прием составил более 170 человек против 50 запланированных. Но Вышка выполнила все свои обязательства - приняты были все, кто проходил по критериям. Мы, пожалуй, впервые решали нетривиальную задачу: запустить одновременно 17 языковых групп вместо 5 запланированных с одинаково высоким качеством обучения. И мы не только это сделали, мы разработали уникальную методику «синхронизации» преподавания в разных языковых группах, добившись того, что, например, в 10 группах китайского языка студенты выдерживают равный темп обучения, а это важно для оценки их знаний на экзаменах.

В этом году прежде всего в связи с повышением оплаты за обучение число абитуриентов стало меньше - мы приняли около 100 человек. Но «качество» их стало выше: заметно вырос средний проходной бал. Более того, мы увеличили прием на бюджетные места с 25 до 40, при этом реальный прием составил на бюджетные места 47 человек.

Здесь можно выделить несколько тенденций. Во-первых, заметно возросла мотивация абитуриентов. В этом году люди шли к нам на отделение востоковедения, осознанно выбрав его из числа факультетов нескольких крупных вузов. Характерно, что подавляющее большинство победителей олимпиад, которые подавали документы к нам наряду с другими вузами, например, МГУ, остались в результате именно у нас - они отчетливо понимают, какой уровень подготовки они будут получать. Во-вторых, к нам начинает приходить новое поколение молодых людей, которые уже изучали восточные языки и более того, имеют даже публикации по странам Востока. Очень большую эффективность показала Школа юного востоковеда, созданная при отделении, в рамках которой бесплатно ведутся занятия для школьников старших классов: несколько ее слушателей пришли к нам на первый курс. Характерно, что в отличие от других подобных школ у нас занятия проводят не студенты или аспиранты, а ведущие преподаватели и профессора отделения. Есть еще одна тенденция - к нам приходят или даже «перепоступают» студенты из других вузов, которые там начинали изучать востоковедение, но оказались не удовлетворены качеством подготовки или внутренней атмосферой.

А по итогам первого года обучения, можно сказать, что реальность даже несколько превзошла наши предположения. Касается это прежде всего качества подготовки студентов. Здесь важно даже не то, как мы сами их оцениваем, а как их оценивают «со стороны». Всего лишь один пример. На летнюю школу наши японисты отправились в Японию и в Макао. И там они проходили заключительную аттестацию, где получили не ниже «4+» по пятибалльной системе, чем удивили даже традиционно сдержанных японцев.

- Какие новшества ждут студентов в этом году? Как будет построен образовательный процесс?

Мы не стоим на месте, новшеств очень много. Перечислю лишь самые основные. Во-первых, у нас начинаются курсы, которые читают ведущие зарубежные востоковеды на английском языке. Начинаем с курса лекций по Южной Азии индийского профессора, а дальше эстафету перехватят несколько лекторов из крупнейших европейских центров востоковедения. Во-вторых, мы впервые в России запускаем E-classes- регулярные лекции для кореистов совместно с Сеульским национальным университетом. В-третьих, мы активно переводим востоковедческое обучение на максимально широкое использование мультимедийной и лингафонной техники - студенты с первых же дней должны учиться жить в «формах» восточной культуры. В-четвертых, со второго курса мы вводим преподавание второго факультативного восточного языка, помимо тех, которые мы преподаем профильно (китайский, корейский, японский, арабский), к ним прибавится еще и иврит. В-пятых, мы не только продолжим, но и расширим традицию летних школ в странах Востока, которые в этом году целиком оправдали наши надежды, поскольку мы сами контролировали все этапы подготовки и проведения. Кстати, говоря о формах подготовки, я не исключаю того, что в течение нескольких лет востоковедение в ВШЭ станет привлекательным для студентов из США и Европы.

- Каким будет первое «важное» событие для первокурсников в новом учебном году?

И здесь у нас есть своеобразие. Всю первую неделю занятий мы будем читать «Введение в востоковедение» - уникальный по подаче материала курс, который призван сразу же погрузить студентов в специфику обучения, сориентировать в методах подхода к Востоку, перевести их постепенно с уровня любителей Востока на уровень грамотных, универсально образованных профессионалов. Через несколько лет они научатся мыслить как восточные люди, понимать их, при этом сохраняя свое целостное «я», свое культурное ядро. И первого сентября у сотни человек начнется увлекательнейший путь на Восток.

- Если кратко, каковы ваши пожелания, напутствия первокурсникам?

Будущим востоковедам я всегда желаю одного: терпения в обучении, максимальной требовательности к себе и уважения к культуре, которую они изучают.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

С 2012 г. в Институте международных отношений открыто направление «Востоковедение и африканистика» и ведется подготовка по профилю «Языки стран Азии и Африки» по очной форме обучения.

Обучение по направлению «Востоковедение и африканистика» предполагает сочетание классического востоковедного образования с углубленным изучением истории, религии, общественной мысли и политических процессов в странах Востока. Наши студенты проходят курс подготовки, включающий комплексное изучение истории, политики, экономики, литературы, религии, этнографии, культуры, географии Востока. Основа востоковедного образования - профессиональное овладение восточным языком . Основные языки: арабский, китайский, японский, корейский, персидский, вьетнамский, турецкий, хинди, суахили, индонезийский, урду, африкаанс.

Изучение обширного комплекса исторических, философских, религиоведческих, политологических, экономических и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской, переводческой и практической деятельности во всех сферах взаимодействия со странами и народами Азии и Африки.

Профиль подготовки «Языки стран Азии и Африки» направлен на комплексное изучение языка и литературы. В ходе обучения студенты осваивают сущность языковых явлений и лингвистической терминологии. В курсах профиля освещаются актуальные проблемы современного языкознания и его концепции, подробно изучаются особенности восточной филологии, методологии и методики анализа текстов на восточном языке специализации. Также студенты знакомятся с основами современного литературоведения, историей литературы стран Азии и Африки, а также современной литературой страны-специализации. Студенты не только получают первичные навыки перевода и работы с текстами, но и активно практикуются в переводческой деятельности (устный, письменный, последовательный, синхронныйидр.) в тройке языков русский - восточный - английский на протяжении всего курса обучения. В ходе обучения студентам также предлагается изучить основы педагогики, методики преподавания восточного языка, а также современные технологии и формы преподавания.

Студенты, успешно выполняющие учебную программу, проходят стажировку в зарубежных университетах , имеют возможность активного включения в научную жизнь Казанского федерального университета, прохождения практики в системе государственных и административных учреждений. Кроме того, глубокое понимание политических и экономических процессов в мире невозможно без систематического мониторинга международной политической ситуации: студенты данного профиля проходят обучение в Ситуационном центре нашего Института (созданном совместно с Институтом Востоковедения РАН), получая первичные навыки экспертно-аналитической деятельности, а также практикуют свои языковые и переводческие навыки. Практикоориентированность данного профиля - это тот элемент, благодаря которому выпускники отличаются нестандартным мышлением, высоким интеллектуальным уровнем и профессионализмом.

КАК ДОЛГО Я БУДУ УЧИТЬСЯ?

Продолжительность обучения - 4 года, форма обучения - очная.

КАКИЕ ЯЗЫКИ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?

Наши студенты изучают два или три иностранных языка в течение четырех лет:

первый язык - основной восточный язык специализации (кроме общего курса, обучающиеся осваивают практический курс, изучают лексико-грамматические особенности, овладевают навыками общественно-политического перевода и реферирования). В 2018 г. мы предлагаем для изучения - КИТАЙСКИЙ, ТУРЕЦКИЙ, АРАБСКИЙ, КОРЕЙСКИЙ, ПЕРСИДСКИЙ и ЯПОНСКИЙ.

NEW - новый язык для этого профиля - ЯПОНСКИЙ!!!

второй язык - английский, который обязателен для изучения на протяжении всех 4 лет. За это время студенты достигают уровня владения английским языком С1 - С2 по европейской школе, что дает им возможность свободно говорить, читать, переводить.

Третий язык - второй восточный язык, изучается с третьего курса на некоторых профилях подготовки.

Также у наших студентов есть уникальная возможность дополнительно изучить до 20 иностранных языков, обучаясь в .

ГДЕ Я БУДУ РАБОТАТЬ?

Направление «Востоковедение и африканистика» является одним из наиболее престижных и востребованных в системе высшего образования России. Выпускники-востоковеды всегда могут рассчитывать на достойную карьеру не только в стране, но и за ее пределами.

Полученные знания умения и навыки выпускники смогут применить:

На дипломатической службе (в качестве дипломатических работников в системе МИД РФ);

В государственных органах Российской Федерации (ФСБ РФ, МВД РФ, Министерство экономического развития РФ; Министерство финансов РФ);

В государственных органах иностранных государств (для иностранных граждан);

В системе министерств и ведомств субъектов Российской Федерации; торговых представительств субъектов РФ за рубежом;

В неправительственных международных организациях и их представительствах в России;

В российских коммерческих структурах, осуществляющих деятельность в государствах Азии и Африки;

В представительствах иностранных коммерческих структур, осуществляющих деятельность в России;

В экспертных учреждениях, занимающихся анализом политической и экономической ситуации в изучаемом регионе;

В научно-исследовательских и образовательных учреждениях;

В СМИ, специализирующиеся на освещении событий в государствах Азии и Африки.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА

С первого семестра начинаются интенсивные языковые занятия по восточному и английскому языкам, позволяющие за 4 года обучения достичь высоких результатов. Лингафонные кабинеты, распределение по небольшим группам, спутниковое телевидение, система видео-конференц связи и наличие электронного образовательного портала делает процесс изучения иностранного языка личностно-ориентированным и интерактивным

ШИРОКИЙ СПЕКТР КОМПЕТЕНЦИЙ

в области организационно-управленческой, проектной, экспертно-аналитической, научно-исследовательской и информационно-коммуникативной деятельности.

Мы предлагаем пройти полугодовые языковые стажировки в любом вузе-партнере, а их количество с каждым годом растет.

Наш Институт является масштабной научно-исследовательской площадкой для проведения международных конкурсов, олимпиад, конференций как в традиционных, так и в современных онлайн форматах.

Всем иногородним первокурсникам предоставляется место в лучшем студенческом кампусе страны «Деревня Универсиады».

Студенческая жизнь в нашем Институте - это научные общества, конференции, зарубежные стажировки, клубы, творческие коллективы, спортивные соревнования и много новых друзей по всему миру!

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Выпускники направления востребованы в федеральных, региональных и муниципальных органах власти и самоуправления, дипломатических представительствах России и других стран, экспертно-аналитических центрах и информационных агентствах, СМИ, агентствах переводов, торгово-экономических организациях и компаниях, имеющих связи с иностранными партнерами и т.д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТИПЕНДИИ

Каждый семестр студенты, которые ведут активную спортивную, научную и творческую жизнь, имеют возможность увеличить свою стипендию до 10 000 рублей и выше.

ЕГЭ ПО КАКИМ ПРЕДМЕТАМ НУЖНО СДАТЬ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ?

Вступительные ЕГЭ: История, Иностранный язык, Русский язык.

ЕСТЬ ЛИ БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА?

Выделяется 47 бюджетных и 119 контрактных мест (для всех профилей направления "Востоковедение и африканистика" в совокупности).