Водить вилами по воде. Писать по воде (вилами)

- Как ты думаешь, он свое обещание выполнит?
- Нет, у него все всегда на воде вилами писано.

Расхожее выражение, не правда ли? И главное, все ясно без дополнительных объяснений. О ком так говорят? О ненадежном человеке, о том, кому веры нет. Или о деле, которое то ли будет, то ли нет, время покажет.

Откуда родом вилы на воде?

Лингвисты спорят по этому поводу уже не один десяток лет. Отмели несколько вариантов за недоказанностью и оставили два, посчитав их наиболее вероятными.

Первый вариант имеет недавнее происхождение. За основу взяты обычные вилы. Городским жителям напомню: вилы – это сельскохозяйственный инвентарь, совершенно необходимый, например, во время уборки сена. Вот только для чего водить ими по воде, тем более писать ими на ней, толком объяснить все-таки никто так и не сумел. Исследователи говорят о том, что если вилами просто провести по воде, то останутся отчетливо видные круги. Пройдет минут пять, и они начнут исчезать. Через полчаса, а то и раньше водная гладь вновь станет безмятежно-ровной. Все так, как говорится, ни добавить, ни убавить. Но вопрос «Зачем писать вилами на воде, заранее зная, что следа не будет?» остается без ответа.

Второй вариант кажется более убедительным. Он отправляет нас к языческим временам. О том, что это были за времена, читаем в статье «Язычество и язычники – кто это? » Главная героиня здесь – ритуальная палочка, отдаленно похожая на те самые сельскохозяйственные вилы. Называется она Триглав . Не каждый имел право на такую палочку. Только человеку, наделенному волшебной силой, дозволено было пойти в лес, найти там особое дерево.

Не все части священного дерева подходили для изготовления Триглава . Нужна была ветка, похожая на рогатку, причем, чем шире, тем лучше. Ни отрубить, ни отпилить ветку было нельзя. Следовало помолиться, попросить у духа дерева разрешения на эту ветку. И сразу же уйти, не оборачиваясь, чтобы не оказаться лицом к лицу с неведомой и страшной Могучей Силой, которая обитала в корнях священного дерева. Вернуться можно было только на седьмой день. И не с пустыми руками, а с подношением. Могучей Силе приносили черную курочку, пяток яиц, мед и обязательно небольшой каравай свежего хлеба. На черном камне возле священного дерева раскладывал колдун свои подношения и только после этого внимательно осматривал землю под деревом. Если дух был милостив к нему, то на земле лежала та самая ветка-рогатка, но уже видоизмененная – зубцов было не два, а, как и задумано, три. То есть Могучая Сила сама собирала Триглав и дарила часть своей мощи колдуну.

На что похож Триглав? В старину сказали бы, что ритуальная палочка один в один - древняя руна Аз. Современному человеку, не знакомому с таинственным миром рун, Триглав больше напомнил бы вилку с тремя зубцами, которую обычно подают для свежих или консервированных фруктов. По преданию, волшебную силу ритуальной палочки составляли три Ипостаси, владевшие всем миром. Это были Навь, Явь и Правь. На самом деле, они редко действовали вместе: уж слишком разными были их цели и задачи. Соединив свои силы, они утраивали могущество и одаривали им колдуна.

Что мог сделать колдун, обладавший Триглавом? Всё. Настолько была велика сила человека, владевшего Триглавом, что он мог убрать порчу, излечить от смертельной болезни, вернуть удачу, защитить воина в бою и одержать победу над огромным вражеским войском.

Как писали Триглавом по воде?

Колдуну не нужна была речная или морская гладь. Он пользовался деревянной ступой. Наливал туда студеную воду из родника и начинал священнодействовать – писал на ее поверхности неведомыми простым людям таинственными письменами. А еще толок ее, перемешивал, круги наворачивал на свой Триглав. И снова писал, бормоча себе под нос заклинания. Закончив ритуал, он позволял каждому человеку набрать себе этой водицы и отнести к себе домой. Там ее смешивали с обычной водой, и она тоже становилась заговоренной. А вот прочесть то, что на ней было написано, было невозможно: вилы, то есть Триглав следа на воде не оставляли.

Когда и как фразеологизм «вилами на воде писано» стали употреблять в негативном значении?

Исследователи полагают, что произошло это в период крещения Руси. Началась борьба с язычеством. Гонение на волхвов и тех жрецов, которых называли колдунами, было жестоким. Их убивали, изгоняли, капища разрушали, а все их действия высмеивали, сея семена сомнения в душах новообращенных христиан. Как можно верить тому, кто непонятно что пишет на воде? Да и пишет ли или просто делает вид, что пишет? Следов-то нет, а значит, и сделанного не будет. Ненадежный человек, и нет ему веры.

Давным-давно исчезли волхвы, в колдунов сегодня тоже мало кто верит, а фразеологизм «вилами на воде писано» не только помнят, но и активно используют.

В одном из изданий книги польской афористики Яна Жабчица (первая публикация — 1616 г.) есть тематическая рубрика «Не познаемо». В ней помещены четыре поговорки: Путь на воде после лодки. //Птичье летание на воздухе. //Змия ползуща по камени. // Дева чистоту потерявшая (Симони 1899, 44-45).


Как видно из их переносного смысла, под «непознаемым» собиратель имеет в виду не то, что непознаваемо, а то, что не оставляет после себя следа, то, что неузнаваемо после совершения каких-либо действий. И след на воде от проплывшей лодки не случайно в этом ряду занял первое место: ничто так быстро не расплывается и не разглаживается, как линия, прочерченная по водной поверхности.


Не случайно поэтому писание по воде издавна у многих народов считалось заведомо бесполезным и ненужным делом. Выражения kath" hýdatos grápheis (греч.) и in aqua scribis (лат.) "на воде пишешь" значили уже у древних греков и римлян — "ты выполняешь заведомо бесполезную работу, переливаешь из пустого в порожнее". Есть такие выражения и во многих современных славянских и неславянских языках: чеш. na vodé psát, пол. na wodzie pisać, иерхнелуж. na wodu napisać, с.-х. pisati po vodi, ит. scrivere su una pozza d"acqua (букв, "писать на колодце с водой"), англ. write in (on) water и т. п. Именно поэтому оборот писать наводе , встречающийся у Софокла, Платона, Лукиана, Катулла, считают интернационализмом, калькой с греческого или латыни (Снегирев 1831 1,85; Тимошенко 1897, 42-43; Попов 1976, 25).


Такая точка зрения вполне приемлема, хотя в разных языках встречаются варианты нашего выражения, свидетельствующие не только о книжном, но и о речевом распространении и обогащении древнего образа. Бессмысленность какого-либо дела может характеризоваться, например, и писанием на песке (фр. être écrit sur le sable), на ветре, льде или снеге (пол. pisać na wietrze, pisać na ledzie, pisać na śniegu) и другом непригодном для долговременного хранения информации материале.


Немало таких вариантов обусловлено и попытками экспрессивной конкретизации орудия писания. В одном лишь польском языке записаны такие варианты, как palcem na wodzie pisano "пальцем на воде писано", pisanymi gałązką na wodzie "веточками писано на воде", na wodzie patykiem pisane "палкой на воде писано" и даже prątkiem na piasku pisane "прутиком на песке написано" (NKPII, 940).


Известны подобные варианты и русскому языку. В стихотворном собрании пословиц середины прошлого века, например, встречаем вариант о писании пальцем по воде:



Иному твердить о душевном вреде,


Что пальцем писать на воде:


И ухом себе не ведет,


Пока его в крюк не согнет.


(НРП 2, ч. II, 75-76)



Записаны в народной речи и такие обороты, как сорока на воде хвостом писала (Михельсон 1912, 830), пишет, как черт шестом по Неглинной (улица и речка в Москве) (ДП, 420; Даль IV, 598) или писал Марка (Макарка) своим огарком (Даль II, 572).(Ср. «утешительное» обращение одной старушки к своему петуху в деревне Симоняты Псковской области: «Петенька, твая смерть ешіію мелом писана», т. е. неизвестно, когда настанет.)


Выражение вилами на воде написано — один из таких вариантов. Он, пожалуй, имеет наиболее широкое распространение и употребление, ибо известен не только русскому, но и белорусскому, украинскому и польскому языкам: вілами на вадзе пісана, вилами по воді написане, to jeszcze widłami pisano. Характерно, что в диалектах оно может употребляться и в форме сравнения—как в лем- ковских говорах украинского языка: як би вилами по воді написане було.


Если по поводу писания на воде у историков фразеологии практически нет разногласий, то вариант о писании вилами—предмет ожесточенной дискуссии.


Гидромантия—гадание по воде—действительно, была популярна и у восточных народов, и у славян. Свидетельством ее является, в частности, выражение как в воду глядел, связанное именно с предсказанием будущего по воде. Однако у славян, в отличие от персов, пока еще не зафиксировано такого гадания гидромантии, которое основано на бросании камней в воду и узнавании будущего по кругам. Более того, польские и русские варианты выражения писать на воде ясно показывают, что в творительном падеже в них стоит существительное, обозначающее отнюдь не форму начертания каких-либо знаков, а орудие письма: палец, веточку, палочку, шест, огарок и даже сорочий хвост. Это, следовательно,—то, чем «творят» написанное, а не то, что начертано на воде.


Известна и вторая гипотеза, объясняющая наше выражение на мифологической основе. Отталкиваясь от суеверного языческого оберега, заговора от хозяина водной стихии водяного, ее пытается отстоять Ю. А. Гвоздарев. Крестьяне предохранялись от «баловства» водяного тем, что чертили во время заговора крест ножом с косой, которые являются символами Перуна—верховного языческого божества. Писание вилами по воде, по предположению сторонника этой гипотезы, соотносится именно с этим суеверием и порожденным им обычаем. Значение же фразеологизма—"сомнительно, неясно", "неизвестно еще, когда и как что-либо произойдет"—развилось как результат скептической народной оценки таких заклинаний, не помогавших делу (Гвоздарев 1982,27).


Здесь, в отличие от первой версии, налицо известность суеверного ритуала именно в России. Достаточно рельефно проступают и детали писания ножом и косой по воде. Эти детали, однако, и помогают опровергнуть версию о связи заговора с историей нашего оборота. Ведь обращение к нему не имело целью узнать свое будущее. Наоборот, с помощью такой магической операции заговаривающие стремились запугать водяного, отпугнуть его святым крестом (ср. бояться как черт ладана и диалектное, известное также во многих языках, — бояться как черт креста или как черт святой (крещенной) воды). Так же как и очерчивание, осенение головы крестом (ср. очертя голову), эта магическай операция предохраняла от нечистой силы достаточно долго и устойчиво. Вот почему уже при такой гипотезе наше выражение никак не могло получить ассоциации с чем-либо весьма недолговечным, быстро исчезающим. Кроме того—еще один, чисто мифологический контраргумент: вилы, по мифотворческой символике, в какой-то степени противопоставлены ножу и косе, они—орудие дьявола, поскольку напоминают один из его атрибутов—рога. Использовать их как оберег от нечистой силы поэтому, с точки зрения народного суеверного сознания, было бы «противоязычно».


Наконец, существует и третье объяснение оборота о писании вилами по воде. Авторы его исходят из материалистической реальности первичного образа—не оставлять следов на воде, если пишешь по ней вилами (Фелицына, Прохоров 1979,107; 1988,115; Ивченко 1987). А. А. Ивченко весьма основательно доказывает истинность такого прочтения оборота, приводит много языковых аргументов и критически оценивает версии предшественников.


Пожалуй, третья гипотеза и является самой убедительной. Необходимо лишь отметить, что все-таки какой-то элемент мифологичности, интуитивно ощущаемый сторонниками первой и второй версий, в значении оборота присутствует. Это, правда, судя по употреблениям фразеологизма, не столько суеверие, сколько издевка над ним:



"Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость", — подшучивал Антопин. "Это еще на воде вилами писано, буду ли я знаменитостью"» (П. Невежин. Тихий приют); «"Какой вы части? Где стоите?",— "Партизанской части, известно. Стоим сейчас на разъезде, а где завтра будем, про то вилами на воде писано"» (К. Седых. Отчий край); «Это еще вилами на воде писано, спасем ли мы собор» (Н. Рыленков. На старой смоленской дороге); «Но даже это обещание, как говорится, вилами на воде писано» (Правда, 1982, 19 сент.).



Этот иронический оттенок весьма устойчив. Он характеризовал и исконный вариант нашего оборота уже в XVIII в.:



Смотри ж и ты, Светильник ясной! Не проведи нас на бобах; И ложной радостью напрасной Не тешь нас на пустых словах. Чтоб были все твои ответы И все Сивиллины советы Написаны не на воде.


(Н. П. Осипов.Вергилева Енейда, вывороченная на изнанку)



Приведенный отрывок весьма примечателен. От него тянутся нити и к античным греко-латинским параллелям о писании по воде как о бесцельном времяпрепровождении, и к собственно русскому, народному переосмыслению его как очень ненадежного прогноза на будущее. Мифологический элемент предреченности в тексте «Енейды...» Н. Осипова подчеркнут и русским фразеологизмом провести на бобах (первоначально связанным с гаданием), и упоминанием легендарной прорицательницы античности Сивиллы (Сибиллы).


Значит, все-таки наше выражение связано с гидромантией?


Пожалуй, все-таки — нет. Оно ассоциативно привязано к иному способу прогноза будущего—его предначертанием, написанием на чем-либо долговечном и надежном. Вот целая серия итальянских выражений, ведущих свое начало из глубокой античности: е scritto in cielo "написано в небе", е scritto nei fati "написано на судьбе", е scrito nel libro del destino "написано в книге судьбы". А вот и несколько французских: être écrit au ciel "быть написанным на небе", c"est écrit "это написано". Смысл их — тот же, что и у русского выражения на роду написано у кого-либо. На роду — это как бы на «родовой книге судьбы», на родовом «фатуме» или, говоря по-современному,—на нашем генетическом коде.


Написанное же на воде—в отличие от неумолимо надежной и долговечной «родовой» записи—зыбко, непостоянно и потому недостоверно, сомнительно. Уже сам материал для записи будущего дает повод для скепсиса. А если к тому же эта запись сделана столь громоздким и неприспособленным для писания орудием, как вилы, то веры такому прорицанию и предначертанию вообще нет.

Неточность, хрупкость, размытость какого-либо предприятия или планов можно выразить разными словами и способами. Зададимся вопросом о том, какое выражение может подойти в такой ситуации. Ответим же так: мы исследуем значение фразеологизма "вилами по воде писано". Вот оно-то нам и нужно.

Начнем же мы не со смысла и происхождения, а с двух образов, предваряющих всякий анализ и рассмотрение.

Неправильный образ - «человек с вилами»

Любой человек, кто не знаком с историей возникновения исследуемого фразеологизма, при упоминании вил на воде представит себе такую картину. Крестьянин в погожий, солнечный день отдыхает на берегу речки. Конечно, при нем его любимые вилы, т.е. аграрный инструмент.

Далее наш герой, внезапно проникнувшись неизъяснимой тоской по полноте бытия, в ответ на какие-то свои потаенные мысли, подошел к речке и начал усиленно писать, чертить вилами знаки на воде. Последние, в свою очередь, повинуясь инерции стихии, тут же исчезали с поверхности.

В принципе, если говорить о том, что значение фразеологизма «вилами по воде писано» сообщает, прежде всего, о хрупкости, зыбкости чего бы то ни было, то в таком случае этот образ подойдет. Но тогда мы грешим против истории и истины.

Правильный образ и происхождение фразеологизма. «Круги по воде»

Стоит ребенок у реки и кидает камешки в воду, а от них идут по воде вилы, т.е. круги. Вот такая простая разгадка. Оказывается, это выражение пришло к нам из глубокой древности. И «вилы» в значении «кругов» восходят к какому-то архаичному языку (диалекту). Впрочем, он, так или иначе, давно утрачен.

Таким образом, значение фразеологизма «вилами по воде писано» выяснено. Весьма неожиданным оказался не столько смысл выражения, сколько его происхождение. Перейдем к примерам.

«Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах»

Всем известна эта современная поговорка или присказка. А между тем у нее смысл примерно такой же, как и у рассматриваемого выражения.

Представьте, школьник, окрыленный тем, что сдал последние выпускные экзамены, приходит домой и делится планами, как он поступит в вуз, будет в нем блистать в качестве студента.

Возможно, отец, который, несмотря на праздничное настроение сына, находится не в лучшем расположении духа, скажет: «Подожди, все это пока вилами по воде писано».

Значение мы выяснили чуть раньше.

В принципе, не слишком ласковый родитель мог бы сказать: «Ну-ну, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах». Правда, и то, и другое все равно грубо по отношению к ребенку.

Допустим, большая часть нашей жизни есть писанная на воде книга, ну и что? Из этого совсем не следует, что человеку не стоит жить. А вот что ему стоит делать, мы разберем в следующем разделе.

Чему нас учит фразеологизм о хрупкости?

Значение фразеологизма «вилами по воде писано» указывает человеку на то, что многое в его жизни эфемерно. Наш собрат - существо, пребывающее, скорее, в будущем, чем в настоящем. Поэтому многие люди планируют и говорят о своих замыслах. И они как бы выписывают вензеля на воде. С этим мало что можно поделать, но есть выход: надо противопоставить вечному прожектерству (в данном случае это слово не наделяется никаким негативным смыслом) действием.

Мечтать - не преступление. Важно, чтобы определенный чаемый результат был не просто утопической грезой, а предполагал некоторый план действий. И тогда никто не сможет упрекнуть человека в том, что он строит воздушные замки.

Нужно не только желать, но и созидать. Нельзя давать повод сказать: «Да, это все вилами по воде писано», т.е. неточно, размыто, хрупко и вообще нереально. Действие прежде всего, только оно имеет смысл.

Надеемся, читатель понял, что значит «вилами по воде писано»? Важно также уяснить: аграрный инструмент, который есть почти у каждого на даче, никак не относится к сути фразеологизма.