Проверяемые гласные и согласные примеры слов. Гласные и согласные в корне слова

Однажды поэт А. Шибаев написал такое стихотворение:

Пришло письмишко мне. Гляжу -

из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК ИЯ ЛИЖУ», -

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить…

Давайте подумаем вместе, разбирая Мишкино письмо, какие правила ему необходимо выучить. Вот он пишет: «Здесь чудный лук и я лижу…» Тут в одном предложении допущены сразу две ошибки.

Сильные и слабые. Во-первых, не «луК», а «луГ». Тут произошла путаница с глухой и звонкой согласными в корне слова. А произошла она вот из- за чего.

И глухие, и звонкие согласные бывают сильными и слабыми. Сильные - это те, которые звучат ясно и определенно. Слабые - те, которые звучат неяс­но и неопределенно. Их даже называют сомнитель­ными. Еще бы - как тут не засомневаться!

В словах «луг» и «лук» слабый гласный стоит в конце слова. А в других случаях может оказаться и где-нибудь в середине. Например, в словах «кош­ка» и «ложка». Но в каком бы месте слабый звук ни находился, его могут обозначать разные буквы. Например, слышится [Ш], а пишется то Ш, то Ж! Как тут разобраться?

Разбираться нужно так. Запомните: слабому зву­ку доверять нельзя. Доверять можно только звуку сильному. Превратить же слабый звук в сильный в большинстве случаев довольно легко. Гораздо про­ще, чем из слабого человека сделать сильного. Надо только запомнить:

Слабым согласный звук бывает в конце слов и перед большинством согласных;

Сильным согласный звук становится перед гласными и перед четырьмя согласными: л, м, н, р.

Для того чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно так из­менить слово или подобрать к нему такое однокоренное, чтобы после сомнитель­ной согласной встала гласная или буквы л, м, н, р.

Сомнительное слово

Как писать?

Проверочное слово

Так писать!

сказание

плодовый

вкуснятина

Теперь пришла пора вернуться к Мишкиному письму. Чтобы избежать путаницы, автору послания зсего лишь нужно было найти подходящее провероч­ное слово к слову «луг» - например, «луговой». И он бы тогда безо всяких осложнений написал бы правильно: «Здесь чудный луг».

Но он ведь написал еще: «… и я лижу»! С этим-то как быть?

Безударные и ударные. Мы уже знаем, что глас­ные бывают ударными и безударными. Ударные зву­чат ясно, сильно. А безударные гласные любят играть в игры - да так, что не сразу догадаешься, какими буквами их следует обозначать. Но у этой игры есть правила. И если мы будем их соблюдать, то, конечно, победим!

Чтобы не ошибиться в написании безудар­ной гласной в корне слова, нужно так изме­нить это слово или подобрать такое однокоренное, чтобы проверяемая гласная стала ударной.

Взять хоть слово, которое было в Мишкином письме. Он наверняка хотел сказать, что лежит на лугу. Но гласная-то безударная! А мы возьмем и под­ведем ее под ударение:

Таким образом мы не только выясним пра­вильное написание слова, но и узнаем еще одно пра­вило нашей интересной игры.

Если, видоизменяя слово, безударную глас­ную можно превратить в Ё, то следует пи­сать Е.

Вот еще одно правило игры:

Проверяя безударные гласные в корне сло­ва, надо думать не только об ударении, но и о смысле фразы. Проверять нужно не похо­жими словами, а именно однокоренными. Помните: однокоренные слова непременно связаны друг с другом по смыслу.

Например, в стишке

Деревенский старожил

сад колхозный сторожил…

слово «старожил» надо проверить словом «старый», а слово «сторожил» - словом «сторож». А не наобо­рот. Иначе получится бессмыслица. Или какая-то шутка.

Попробуйте самостоятельно разобраться со смеш­ными фразами, которые получились из-за того, что тот, кто их писал и проверял в них слова, совсем не думал о смысле:

Мальчик полОскал собаку.

Огромные вОлы швыряли лодку из стороны в сто­рону.

Мама отвАрила мне дверь.

Теперь пора довести работу над Мишкиным письмом до конца.

Он пишет: «Здесь лИса». По смыслу совершенно ясно, что говорит он о лЕсах. Проверочные слова - «лес», «перелесок».

Он пишет: «красивый длинный пруТ». А ведь речь идет про пруД! Проверочные слова - «пруды», «прудовой».

Он пишет: «В лесу нашел я груСТь». А имеет в виду гриб груЗДь. Но это уже совсем другое дело. И правило здесь совсем другое.

Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется г о лова, м о л о дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора горы, река реки, стена стены, часы час;

б) падеж существительного: вода воду, полей поле, весна весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла взял, вела вел;

г) время глагола: боролся борется, показал покажет, несет нес.

2. Образуйте краткую форму прилагательного: седой сед, зеленый зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый перевод, удалиться даль, непримиримый мир, воссоединение единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря зорька ) и глагольные корни с о , которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить уговаривать, опоздать опаздывать.

2. В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абон е мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаж е мент, хотя ангаж и ровать; аккомпан е мент, хотя аккомпан и ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфиц и ровать, хотя дезинф е кция. Сохраняется та же гласная в словах про е кция про е цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посв е тить (фонарем), посв я тить (жизнь науке); прим е рять (платье)  прим и рять (рассорившихся друзей); разв е вается (флаг)  разв и вается (промышленность); расп е вать (песни)  расп и вать (чай); с е деть (становиться седым)  с и деть (на диване); ум а лять (уменьшать значение чего-либо)  ум о лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово д о лина имеет общий корень со словом д о л , а не д а ль, глагол благосл о вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а о, е и, например: заря зорька, умереть умирать.

Чередование а о

1. В корнях гар- гор- о (заг а р заг о релый).

2. В корне зар- зор- а (з а рево, з а рница, оз а рять з о рька).

3. В корне кас- кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (к о снуться к а саться).

4. В корне клан- клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения  о (скл о ниться кл а няться, покл о н накл о ниться).

5. В корне лаг- лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предл а гать предл о жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вым о кнуть под дождем, непром о каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пл о вец, пл о вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать подскочить).

11. В корне твар- твор- под ударением пишется а, без ударения  о (тварь творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида)  опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть укалывать, усвоить усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать обуславливать, сосредоточивать сосредотачивать, уполномочивать уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а  разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать устар., оспаривать общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца.  П.)

Чередование е и

В корнях бер- бир-, пер- пир-, дер- дир-, тер- тир-, мер- мир-, жег- жиг-, стел- стил-, блеет- блист-, чет -  чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу собирать, запереть запирать, удеру удирать, вытер вытирать, замер замирать, выжег выжигать, расстелю расстилать, недочет вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.

Чередование а(я) им, а(я) ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а (пожать пожимать, понять понимать, начать начинать, примять приминать). Пишем напоминать, внимательный. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а , например: подниму, сниму, подними, сними.

Гласные о е(ё) после шипящих согласных ж, ч, ш, щ

В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о е(ё) после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например: шептать шёпот), хотя слышится ш[о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например: хорошо, ножом, речонка).

I. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова.

После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (жёлтый желтеть, шёлк шелка). Поэтому пишем:

1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина);

2) крыжовник, мажор, шов, шок, шорох, чащоба, обжора.

Примечания. 1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку).

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.

3. В именах собственных написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Жолио-Кюри, Жорж, Печора, Печорин, Шолохов, Щорс, Джованни, Джонатан, Джордано, Шопен, Шопенгауэр, Шостакович, Шота.

II. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением, в следующих случаях:

1) в окончаниях имен существительных, например: мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем, престижем, плачем, овощем, баржей, тучей, ношей, пищей);

2) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

3) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, значок, ремешок), -онок (верблюжонок, галчонок, лягушонок);

4) в суффиксах имен прилагательных: -ов (моржовый, камышовый), -он (с беглым о; смешон);

5) на конце (в суффиксах) наречий, например: горячо, свежо, общо, голышом.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

1) в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;

2) в глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

3) в суффиксе отглагольных существительных: -ëвк : размежёвка;

4) в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, стажёр;

5) в суффиксе страдательных причастий -ённ, -ён (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);

6) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Гласные после буквы ц

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цявловский, Цюрих).

Однако по традиции после ц приято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].

В зависимости от ударения в слове гласные о е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о в неударяемом слоге  е. Например: танцевать танцовщик, цоколь, ружьецо, око нце.

В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника (герцог, меццо, скерцо).

На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных и ы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов.

Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках и слово цыган, a также образованные от них: цыганский, цыкнуть, цыплячий и т.п.

В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (ср.: Синицын, Ельцин).

Буквы и ы после приставок

1. После приставки, оканчивающейся на согласную, вместо и пишемся ы в соответствии с произношением: играть разыграть, сыграть; искать отыскать, подыскать.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь, в слове взимать пишется и согласно произношению.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы: межинститутский, сверхизысканный.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц контр-, суб-, транс-, пан- и др.: контригра, субинспектор, трансиорданский, панисламизм.

Тема; Безударные гласные и парные согласные в корне слова.

Задачи урока:

    Учить обнаруживать в корне слова изучаемые орфограммы.

    Учить определять, каким правилом регулируется написание буквы.

    Применять правильный способ проверки орфограммы и выбирать правильную букву.

    Уметь правильно подбирать проверочные слова.

    Развивать орфографическую зоркость, осуществлять орфографический самоконтроль.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Каллиграфическая минутка.

У. Пропишите сочетания: дл, гм, пя.

3. Повторение.

У. Какие орфограммы мы изучаем?

Д. Мы изучаем орфограммы “Безударная гласная в корне слова”, “Парная согласная в корне слова”.

У. Что такое проверочное слово?

Д. Проверочное слово – это слово-подсказка, где для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими звуками.

У. А что ещё нам важно помнить при подборе проверочного слова?

Д. Нужно, чтобы у проверочного слова был тот же корень, что и у проверяемого.

У. Ребята, давайте вспомним с вами памятку, как нужно поступать при поиске проверочных слов.

Д. Чтобы подобрать проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово. Узнав букву в проверочном слове, нужно написать ту же букву в проверяемом слове.

4. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 1.

У. Ребята, давайте потренируемся подбирать проверочные слова. Мы выполним задание в печатной тетради.

В упражнении дан текст, в котором уже подчёркнуты безударные гласные в корне слова. Нужно устно подобрать к ним проверочные слова. Читаем по очереди по одному предложению, называем слово с орфограммой и подбираем проверочное слово. Если кто-то будет затрудняться в подборе проверочного слова – остальные ученики помогают.

5. Работа с доской.

У. На доске написаны слова. Давайте их прочтём:

ука.ка, в.сна, шу.ка, в.да, яго.ка, з.ма, ска.ка, р.ка, варе.ка, в.лна, кра.ка, гн.здо

У. В каких словах вы будете выбирать буквы гласных звуков, а в каких – согласных? Как будете действовать?

Д. Мы сначала найдём слова с безударными гласными в корне слова, и подберём проверочные слова, а затем найдём слова с парными согласными в корне слова и подберём к ним проверочные слова.

У. Давайте сначала выписывать слова с безударной гласной в корне слова, и подбирать проверочное слово, изменяя его так, чтобы оно стояло во множественном числе.

    вёсны - весна

    воды – вода

    зимы – зима

    реки – река

    волны – волна

    гнёзда - гнездо

У. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

(дети самостоятельно выполняют задание: ставят ударение, выделяют корень в словах, подчёркивают двумя чертами буквы, которые в проверочном слове показывают решение задачи, одной чертой – объясняемые буквы)

Физминутка

У. Теперь мы выпишем слова с парной согласной в корне и подберём проверочное слово так, чтобы оно звучало ласково. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.

    указочка – указка

    шуточка – шутка

    ягодочка – ягодка

    сказочка – сказка

    варежечка – варежка

    красочка – краска

У. Часто ли в речи мы пользуемся, например, словами варежечка, ягодочка? Удобно ли нам произносить эти слова? Может быть, есть другой способ проверить эти слова?

Д. Такими словами мы почти никогда не пользуемся. Нужно поискать другой способ проверить эти слова. (Ученики предлагают варианты ответов)

У. Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: много чего?

    Много (чего?) указок

    Много (чего?) шуток

    Много (чего?) ягодок

    Много (чего?) сказок

    Много (чего?) варежек

    Много (чего?) красок

У. Какой мы можем сделать вывод? Как можно проверить парные согласные в корне слова?

Д. Проверить парную согласную можно подбором однокоренного слова с ласковым значением или изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: много чего? много кого?

У. Давайте потренируемся находить “опасные” места в словах и подбирать проверочные слова.

6. Закрепление. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 6.

У. Прочитайте на доске рассказ “Наш друг мишка”.

Хорошо мишке зимой в берлоге! Никаких забот о еде. Сытый, довольный, развалился медведь в тепле, вспоминает о рыбе, ягодах и орешках прошлого года.

У. Нам нужно выписать слова, в корнях которых есть “опасные места”. Как мы с вами будем действовать?

Д. Нам нужно обнаружить орфограммы, определить, каким правилом регулируется написание букв, применить правило и выписать слова, подбирая проверочные.

Д. Выполняют работу самостоятельно:

    хороший – хорошо

    много мишек – мишке

    зимы – зима

    вдоволь – довольный

    развалится – развалился

    медведи – медведь

    помнить – вспоминает

    много орешек - орешках

У. Ребята, а теперь выполните проверку в своих тетрадях.

7. Самопроверка

У. Давайте вспомним памятку, как правильно выполнить самопроверку.

Если нашли описку или ошибку – нужно аккуратно исправить.

Д. Выполняют самопроверку.

8. Домашнее задание

Упражнение 2 в Печатной тетради “Пишем грамотно №1”, урок 43.

9. Итог урока

У. Ребята, какими способами проверки орфограмм в корнях слов мы с вами сегодня пользовались?

– изменяли слова по числам;

Подбирали однокоренные слова, в “ласковом” значении;

Ставили слова в форму, отвечающую на вопрос: много чего?

У. На следующем уроке мы с вами познакомимся ещё с одним способом проверки орфограмм в корне слова. Урок закончен. Молодцы.