Василий львович пушкин. Пушкин василий львович

Василий Львович Пушкин

Фигура родного дяди А. С. Пушкина, довольно известного в свое время поэта, входившего в круг Карамзина, человека образованного и не лишенного разнообразных дарований, столь колоритна, и воздействие его, личное и литературное, на поэта-племянника столь несомненно, что обойти Василия Львовича в списке друзей Пушкина было бы несправедливо.

Так случилось, что в раннем детстве, которое в душе каждого человека оставляет самые дорогие воспоминания на всю жизнь, Александр Сергеевич Пушкин был обделен материнской и отцовской лаской. Знаменитые иронические строки «Евгения Онегина» были как раз той самой шуткой, в которой всегда есть доля правды:

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И, по обычаю народа,

О Рождестве их навещать

Или по почте поздравлять,

Чтоб остальное время года

Не думали о нас они…

Итак, дай бог им долги дни!

Из этих шутливых правил Пушкин всю жизнь делал два исключения: он любил сестру и брата – и отнюдь не по большим праздникам, но изо дня в день тревожился, заботился о них, а в последнее десятилетие неустанно помогал им. С Василием Львовичем было несколько по-иному: литературные взаимоотношения подчас заслоняли родственные связи, и Пушкин во многом разделял те симпатии и одновременно ту иронию, которые проявляли к дядюшке-поэту их общие литературные друзья: Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, братья Н. И. и А. И. Тургеневы. Но при этом нельзя забывать, что первоначальное знакомство Пушкина со всеми названными и другими литераторами произошло через Василия Львовича. Пушкин не слишком преувеличивал, говоря, что дядюшка- поэт его «с музами сосватал», и называя Василия Львовича «парнасский мой отец».

Отец В. А. Пушкина – Лев Александрович П. в Москве жил «на широкую ногу».

Непреклонный нрав Л. А. Пушкина проявился в семейной жизни: первая жена его умерла после тяжёлых семейных раздоров; он женился вторично – на Ольге Васильевне Чичериной, от которой у него было четверо детей: сыновья Василий и Сергей и дочери Анна и Елизавета. Л. А. Пушкин из оппозиции ко всяким екатерининским учреждениям не отдал сыновей в Московский университет, зато дал им блестящее домашнее образование. Василий Львович знал не только французский язык и литературу, но и латынь, немецкий, итальянский. Вдобавок он был одарён чувством юмора, способностью импровизации и некоторыми артистическими задатками. Едва выйдя из отроческих лет, он стал желанным гостем в московских салонах, непременным участником домашних спектаклей и всех иных развлечений. По обычаям века Василий Львович был записан в гвардию, но прослужил всего недолго и в 1797г. уже числился поручиком в отставке, каковым оставался до конца дней.

Несомненное, хотя во времена Пушкина уже несколько старомодное остроумие, незлобивый нрав и добродушие – не в отца и не в пример младшему брату (отец поэта был истеричен и себялюбив) – сделали В. Л. Пушкина всеобщим добрым знакомым и даже своего рода достопримечательностью дворянской Москвы.

Женился В. Л. Пушкин на одной из первых московских красавиц, Капитолине Михайловне Вышеславцевой, но брак их оказался несчастливым, а бракоразводный процесс – скандальным. Обвинённый в «прелюбодейной связи с вольноотпущённою девкою», Аграфеной Ивановой, Василий Львович «с горя» уехал в Париж.

По случаю путешествия Василия Львовича в чужие края и была сочинена шутливая пародия И. И. Дмитриева, которую так любил А. С. Пушкин.

За два года В. Л. побывал во Франции, Германии, Англии. Но более всего понравился ему Париж, где он пополнял свою библиотеку великолепными редкими изданиями и брал уроки декламации у знаменитого актёра Тальма. В политических перипетиях Василий Л. не слишком стремился разобраться. Возвратился он из Франции одетым с парижской иголочки, надушенный французскими духами, в модных ажурных чулках и не слишком смущённый тем, что за время его отсутствия синод признал его виновным в нарушении святости брака и определил «подвергнуть семилетней церковной епитимии с отправлением одной в течение шести месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением его духовного отца». Наказанный за грехи свои «обетом безбрачия», Василий Львович впоследствии сожительствовал с А. Н. Ворожейкиной, остававшейся ему верной женой до самой смерти. У них было двое «незаконных» детей, кот. В. Л. Пушкин не мог дать фамилию, но оставил имущество.

Современные пушкиноведы считают, что, описывая наряд графа Нулина, Пушкин вспоминал о триумфальном возвращении из Парижа своего дядюшки:

Себя казать, как чудный зверь,

В Петрополь едет он теперь

С запасом фраков и жилетов,

Шляп, вееров, плащей, корсетов,

Булавок, запонок, лорнетов,

Цветных платков, чулков a jour*.

_____________________

* ажур, ажурные (фр.).

И хотя о прототипах пушкинских героев всегда приходится говорить лишь предположительно, приведённое описание к Василию Львовичу вполне подходит.

Война 1812 года и пожар Москвы были для него ударом страшным и неожиданным. Добравшись с превеликими трудами до Нижнего Новгорода, он писал П.А.Вяземскому: «Я вижу, что ты грустишь о Москве, да как и не грустить о кормилице нашей. Другой Москвы не будет, а час от часу разорение столицы нам будет чувствительнее…Что делать? Я благодарю теперь бога, что он осенил щитом своим храбрые наши войска, поражающие бегущего злодея".

Возвратившись в Москву, он скоро зажил прежней беспечной жизнью, «вращаясь» в литературных кругах, толкуя о журнальных новинках, пытаясь, несмотря на мучившую его подагру, сохранить важный вид и светские манеры, подвергаясь бесконечным, как правило, беззлобным насмешкам своих сверстников и в особенности литераторов младшего поколения. При этом В. Л. Пушкин был одним из учредителей Общества любителей российской словесности при Московском университете, старостой и представителем в Москве петербургского литературного общества «Арзамас» и, наконец, радушным хозяином популярного в Москве литературного салона на Старой Басманной, где бывали И. И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А. А. Дельвиг, Адам Мицкевич и многие другие писатели.

Так продолжалось ещё двадцать лет – до того самого дня, когда был разослан его друзьями и знакомыми пригласительный билет с печальным текстом: «Александр Сергеевич и Лев Сергеевич Пушкины с душевным прискорбием извещают о кончине дяди своего Василия Львовича Пушкина, последовавшей сего августа 20 дня в два часа пополудни…»

Похоронили В. Л. Пушкина в Донском монастыре, там была вся литературная Москва. Единственным наследством, которое досталось Пушкину после смерти дяди, была печатка XVIIIв., когда-то полученная Василием от отца.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В. Л. ПУШКИНА

Поэтическое творчество В. Л. Пушкина было скромным по своему значению, не всегда глубоким по содержанию, но для своего времени довольно ярким и новаторским по форме. Недаром любимым его поэтом был автор искрометных песен французской революции П.-Ж. Беранже. Одну из песен Беранже Василий Львович перевёл на русский язык. Если верить мемуарам, Василий Львович, почувствовав приближение кончины, доплёлся до полок с книгами, вытащил томик Беранже и, прижимая его к сердцу, отошёл в иной мир. Дядюшка-поэт был талантливым версификатором, но, право, трудно теперь говорить о том, что из его творений сохранилось бы в памяти, если бы не «знатное родство» с величайшим поэтом России. Если до появления южных поэм Пушкина, принёсших ему огромную славу, в переписке современников мелькают слова «племянник Василия Львовича», то после 1822 – 1823 гг. Василия Львовича стали именовать: «дядя Пушкина». Впрочем, наиболее проницательные из друзей угадывали «поэтическое соотношение» дяди и племянника ещё раньше. В 1815 г. П. А. Вяземский писал Батюшкову: «Что скажешь о сыне Сергея Львовича? Чудо и всё тут. Его Воспоминания 1 вскружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность в выражении, какая твёрдая и мастерская кисть в картинках…».

Однако некоторые басни, послания, сатиры, переводы Василия Львовича, написанные в духе карамзинской реформы русского литературного языка, т. е. без славянизмов и архаизмов, живым понятным стихом, стали своего рода школой для юного Пушкина. Русским стихом В. Л. Пушкин владел отменно и не раз доказывал это, что было не так-то легко во времена Державина, Крылова, Жуковского. Приведём характерную для его творчества «Сказку»:

Шестидесяти лет Пульхерия старушка,

Которая в свой век была

Кокетка и вострушка,

Мечтала, что ещё пленять она могла,

И что амуры вкруг прелестницы резвились.

Но в зеркале себя увидев невзначай,

Сказала, прослезясь: «Веселие, прощай!

Как зеркала переменились!»

Или ещё короче:

Змея ужалила Маркела.

Он умер? – Нет, змея, напротив, околела. (1808)

1 Стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе».

Вдобавок Василий Львович был яростным полемистом, «не щадя живота своего» бросавшимся на литературных недругов и защищавшим друзей. Врагами В. Л. Пушкина были, прежде всего, основатели «Беседы любителей русского слова» – сановник и писатель А. С. Шишков. Именно в противовес «Беседе…» Жуковский и друзья его, среди которых почётное место занимал Василий Львович, создали литературное общество «Арзамас».

Василий Львович не без успеха пытался сформулировать своё литературное кредо в стихах:

Учёным быть не грех, но грех во тьме ходить:

Невежда может ли отечество любить?

Не тот к стране своей усердие питает,

Кто хвалит всё своё, чужое презирает,

Кто слёзы льёт о том, что мы не в бородах,

И, бедный мыслями, печётся о словах!

Но тот, кто следуя похвальному внушенью,

Чтит дарования, стремиться к просвещенью.

К. Н. Батюшков был прав, говоря, что некоторые послания Василия Львовича «писаны слогом чистым и благородным». Но не ошибался и В. А. Жуковский, внося в эту оценку уточнение:

Послушай, Пушкин, друг, твой слог отменно чист,

Грамматика тебя угодником считает,

И никогда твой вкус не ковыляет,

Но, кажется, что ты подчас многоречист…

Однако истинную славу принесла В. Л. Пушкину ходившая по рукам в списках коротенькая поэма – в ней всего 154 строки – «Опасный сосед», написанная в 1811 г. В легкомысленном сюжете автор ухитрился не только нарисовать забавные бытовые сценки, но и заклеймить и осмеять своих литературных врагов.

После этого престарелому поэту оставалось только при жизни сочинить собственную эпитафию, что он и сделал:

Здесь Пушкин наш лежит; о нём скажу

два слова,

Он пел Буянова и не любил Шишкова.

В июле 1811 г. В. Л. Пушкин, отправляясь в Петербург в надежде издать некоторые свои сочинения, направленные против шишковистов, взял с собою племянника Александра, которого решено было определить в открывавшийся Царскосельский лицей. Друзьями Василия Львовича Пушкина в Петербурге были и многие будущие декабристы и все будущие «арзамасцы». А. С. Пушкин поступал в Лицей уже со сложившимися литературными вкусами и пристрастиями. Этим он, несомненно, обязан Василию Львовичу, с которым неразлучно провёл несколько месяцев в квартире на Мойке перед переездом на шесть лет в Царское Село. Определив племянника в Лицей, Василий Львович ещё заехал к нему в декабре 1811 г. перед возвращением в Москву, и они расстались на пять лет. В 1816 г. В. Л. Пушкин вновь посетил северную столицу для торжественного вступления в «Арзамас» и вместе с Жуковским и Вяземским побывал у племянника в Лицее. Трудно даже представить себе ту громадную перемену, которую он обнаружил: неуклюжий мальчишка, жадно слушавший литературные разговоры и стихи, превратился за 5 лет в Поэта, и не нужно было большого воображения, чтобы представить себе, сколь многое ждёт его в будущем. С тех пор Василий Львович всегда относился к племяннику с восхищением, удивлением и даже некоторым страхом перед непостижимой тайной гениальности.

Следующая разлука дяди и племянника была уже не на пять лет, а на десять. За это время акценты в их отношениях несколько переменились. Детское восхищение дядюшкой-поэтом постепенно сменилось у А. С. Пушкина иронией и шутливым тоном, характерным для многих его упоминаний о Василии Львовиче в письмах к друзьям. При этом Пушкин сохранил доброжелательство и даже профессиональное уважение: он интересовался, как идут дела с первым сборником стихотворений дядюшки (1822 г.), и торопил П. А. Плетнева, взявшего на себя хлопоты по этому изданию. Что касается Василия Львовича, то, узнав о царской немилости и ссылке, постигших племянника, он несколько струхнул: в переписку с Пушкиным долгое время не вступал и даже отговаривал И. И. Пущина от поездки к опальному поэту в Михайловское.

Тут ещё как на грех случилось происшествие, несколько поколебавшее сохранявшиеся родственные чувства Василия Львовича. В октябре 1824 г. в Москве скончалась любимая сестра его. Племянник-поэт относился к ней вполне по-родственному и помнил, как она баловала его в детстве.

Василий Львович вскоре и сам оплакал покойницу:

Где ты, мой друг, моя родная,

В какой теперь живешь стране?

Блаженство райское вкушая,

Несёшься ль мыслию ко мне?

Все эти стихотворные некрологи сообщил Пушкину А. А. Дельвиг, приехавший в Михайловское в 1825 г. Тогда на свет появилась шутливая «Элегия на смерть Анны Львовны» – плод коллективного творчества Пушкина и Дельвига:

Ох, тетенька! ох,Анна Львовна,

Василия Львовича сестра!

Была ты к маменьке любовна,

Была ты к папеньке добра,

Была ты Лизаветой Львовной

Любима больше серебра…

Елизавета Львовна – другая сестра Василия Львовича, в замужестве Сонцова. Матвей Михайлович – это Сонцов, муж сестры, свойственник Анны Львовны, относившийся к ней как кровный, т. е. как родной. Наконец, Красовский – цензор Петербургского цензурного комитета. Пушкин послал «Элегию» Вяземскому и получил такой ответ: «Если «Ах тётушка! ах Анна Львовна» попадётся на глаза Василию Львовичу, то заготовь другую песню, потому что он верно не перенесёт удара». Конечно, элегия попала к Василию Львовичу; он, хотя и перенёс удар, почувствовал себя оскорблённым. Пришлось Пушкину посылать Вяземского и брата Льва в качестве парламентёров. В стихотворных строчках, включённых в письмо Вяземскому, Пушкин подольстился к Василию Львовичу, назвав его «писателем нежным, тонким, острым». Письмо не было намеренно показано старику и, видимо, произвело должный эффект. Дельвиг писал Пушкину: «Вяземский сказал мне, что он уверил Василия Львовича, что Ах, тётушка! ах Анна Львовна написана мною, - и тем успокоил его родственную досаду». Но всё же Василий Львович не скоро остыл. Так оскорбить память тётушки!

Полное примирение между дядей и племянником произошло, по-видимому, только 8 сентября 1826 г., когда возвращённый из ссылки Пушкин без предупреждения как снег на голову появился у дядюшки на Старой Басманной. С того дня, как Василий Львович отвёз мальчика в Петербург, прошло больше пятнадцати лет. Неузнаваемо переменились дядя и племянник. Ещё недавно молодившийся Василий Львович стал сдавать на глазах. По воспоминаниям современников, в те годы это был уже «старик, чуть движущийся от подагры…»

Тонкий знаток биографии и творчества А. С. Пушкина Т. Г. Цявловская, изучая листы рукописей поэта, заполнявшиеся в ноябре 1826 г. (когда Пушкин возвратился в Михайловское), определила 8 профильных зарисовок, сделанных Пушкиным, как попытку запечатлеть этот новый облик Василия Львовича – «перепуганного дяди опального поэта».

В последние четыре года жизни Василия Львовича Пушкина отношения с племянником были неплохие. Бывая в Москве, А. С. Пушкин неизменно посещал дядюшку. Так, ещё до появления в печати своего «Путешествия в Арзрум» он рассказывал о поездки на Кавказ в доме Василия Львовича. Известно, как любил Пушкин слушать и записывать рассказы людей уходящих поколений о прошлом. В этом смысле Василий Львович не был для него исключением. Надо отдать должное и дядюшке-поэту:с упоением декламировал произведения Пушкина в Обществе любителей российской словесности, перевёл на французский язык и напечатал «Чёрную шаль» и даже пытался в стихотворной повести «Капитан Храбров», над которой работал в конце 20-х годов, подражать «Евгению Онегину».

Самым последним его произведением оказалось послание к А. С. Пушкину. Василий Львович защищал племянника-поэта от несправедливых нападок, предрекал ему великую славу и поздравлял с предстоящей женитьбой. Но свадьбу А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой пришлось отложить из-за траура:20 августа 1830 г. Василий Львович скончался. Родителей Пушкина в Москве не было – они жили тогда в Михайловском, да Пушкин и не хотел волновать отца (он написал лишь хозяйке Тригорского П. А. Осиповой с просьбой осторожно подготовить Сергея Львовича к печальному известию). Хлопоты и расходы по похоронам Пушкин взял на себя. Современники рассказывают, что всю дорогу за гробом от Старой Басманной до Донского монастыря он прошёл пешком – мрачный и подавленный. Так что не следует слишком доверяться ироническому тону некоторых его писем того времени. Уход Василия Львовича племянник-поэт переживал болезненно. Автор недавних работ о В.Л. Пушкине Н.И. Михайлова делает справедливый вывод: в лице дядюшки-поэта «А.С. Пушкину открывался колоритнейший тип эпохи, человек разносторонний и одаренный». Теперь, через полтора столетия после смерти Василия Львовича, все, так сказать, распределено по справедливости: отмечены и то относительно скромное место, которое он занимал в истории русской словесности, и та существенная роль, которую он сыграл на ранних этапах формирования творческой личности своего племянника.

Основная литература

    Поэты-сатирики конца XVIIIначала XIX в. (1959).

    Н. И. Михайлова. Читая «Опасного соседа». – «Литературная учёба», (1981).

    Н. И. Михайлова. «Парнасский мой отец». (1983).

    В. В. Кунина. «Друзья Пушкина I». (1986).

18-летним юношей блистал в московских салонах ; служил в Измайловском полку , поручиком вышел в отставку и поселился в Москве. 1803-1804 гг. Пушкин провёл за границей, главным образом в Париже . Его поездка в Париж иронически описана И. И. Дмитриевым в стихотворении «Путешествие N.N. в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия ». Именно дядя научил Александра Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого племянника в Лицей .

Напишите отзыв о статье "Пушкин, Василий Львович"

Примечания

Издания сочинений

Стихотворения изданы в 1822 и 1835 гг. Лучшее издание в XIX веке - под редакцией и со вступительной статьей В. И. Саитова (СПб., 1893); сюда вошли прозаические статьи, письма и все стихотворения, за исключением ещё неудобного тогда для цензуры «Опасного соседа»; последний был напечатан в Лейпциге (1855, по авторской рукописи).

Литература

  • Михайлова Н. И. Василий Львович Пушкин. - М. : Молодая гвардия, 2012. - 405, с., л. ил. - (Жизнь замечательных людей ; Вып. 1578 (1378)). - 5000 экз. - ISBN 978-5-235-03548-5 .
  • Н. К. Пиксанов . // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. - СПб. , 1910. - Т. 15: Притвиц - Рейс. - С. 302-307.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
Дом-музей

Отрывок, характеризующий Пушкин, Василий Львович

Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.

Ровно 183 года назад, 20 августа (1 сентября) 1830 года в доме на Старой Басманной, 36 умирал пожилой человек. Ему было 64 года, его давно мучила подагра. К нему приехал племянник. Умирающий пришел в себя, попричитал, что ему осталось мало. Помолчал и вдруг вымолвил:

– Как скучны статьи Катенина!

Это были его последние слова. «Бедный дядя Василий! – писал потом племянник в письме другу. – Вот что значит умереть честным воином на щите le cri de la guerre a la bouche! (с боевым кличем на устах (франц.). – прим. ред.)».

Племянником был поэт Пушкин, Александр Сергеевич. А дядей – тоже поэт Пушкин, Василий Львович (1766 – 1830). Он вошел в историю как дядя «того самого» Пушкина: из его литературного наследия известность получила только фривольная поэма «Опасный сосед» (1811). Зато он вдохновил многих поэтов (в том числе и своего племянника) на создание колоритных героев. А уж готовность на смертном одре говорить о литературе (Павел Катенин (1792 – 1853) – поэт, драматург и критик) тем более заслуживает уважения. Дмитрий Быков написал в «Элегии на смерть Василия Львовича»:

Дядюшка Василий Львович!
Как держался! Тяжело ведь –
Что там? – подвигу сродни –
С адским дымом, с райским садом,
Говорить о том же самом,
Что во все иные дни (…)
Это славно, господа!
Вот достоинство мужчины –
Заниматься в день кончины
Тем же делом, что всегда!..

«Вечерка» предлагает вспомнить 10 самых любопытных фактов из жизни «дядюшки Василия Львовича» .

1. Дядя Пушкина мог послужить прототипом «Графа Нулина», который «из чужих краев» «себя казать, как чудный зверь,/ В Петрополь едет он теперь/ с запасом фраков и жилетов,/ шляп, вееров, плащей, корсетов,/ булавок, запонок, лорнетов…». Василий Львович смолоду был страшный щеголь. Однажды он не поленился съездить в Петербург из Москвы только для того, чтобы увидеть французского дипломатического агента Дюрока и познакомиться с последним писком французской моды. В 1803 – 1804 гг Василий Пушкин побывал в Париже. Еще до того, как он туда отправился, баснописец Иван Дмитриев сочинил ироническое стихотворение «Путешествие N.N. в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия». Его герой, в котором все узнали Василия Львовича, предвкушал, чего он там накупит: «Какие фраки! панталоны!/ Всему новейшие фасоны!». Но Василий Львович в Европе посещал не только модных портных, но и брал уроки декламации у знаменитого актера Тальма, общался с известными поэтами.

2. Василий Пушкин был женат, однако уже через 3 года после свадьбы, в 1802 году, затеял бракоразводный процесс. По тем временам это было редкое и скандальное событие. Оформить развод удалось лишь в 1806 году, на Василия Львовича наложили церковную эпитимью. Зять Василия Пушкина, сын его сестры Елизаветы Матвей Сонцов, говорил, что у Василия Львовича только три привязанности: сестра Анна Львовна, князь Вяземский и однобортный фрак, который Василий Львович выкроил из старого сюртука.

3. До 1810 года Василий Пушкин занимался литературной деятельностью не очень активно: создал всего 20 стихотворений. А в 1811 году вдруг блеснул поэмой «Опасный сосед». Евгений Баратынский написал эпиграмму, в которой предположил, что эти «складные страницы» появились среди «тетради чепухи» благодаря «сделке с лукавым», т.е. с нечистой силой.

4. Поэма не могла быть напечатана в России из-за ее сюжета: драки в борделе. Но Василий Пушкин охотно читал ее знакомым. Кстати, одним из первых читателей стал 12-летний племянник автора. Поэма ходила по рукам в списках. Владимир Набоков писал, что первое издание поэмы появилось в 1815 г. благодаря тому, что русский дипломат Шиллинг решил испытать русский литографский станок – и не смог вспомнить ни одного стихотворения, кроме «Опасного соседа».

5. В поэме «Опасный сосед» есть черты серьезной литературной полемики, а фривольная тема придает ей особо пикантный вкус. Василий Пушкин был противником «архаистов» -- литераторов, которые выступали против новой лексики, заимствованных слов (самым известным представителем был адмирал Александр Семенович Шишков (1754 – 1841)). Герой и его «опасный сосед» Буянов мчатся в публичный дом на паре рысаков, причем герой называет ее старинным словом «двоица»: «Досель, в невежестве коснея, утопая/ Мы, парой двоицу по-русски называя,/ Писали для того, чтоб понимали нас./ Ну, к черту ум и вкус! пишите в добрый час!». Комедия одного из архаистов, А.А. Шаховского, «Новый Стерн», направленная против Карамзина, пришлась по вкусу героиням из «веселого дома»: «Две гостьи дюжие смеялись, рассуждали/ И Стерна Нового как диво величали./ Прямой талант везде защитников найдет!». Последние строки поэмы – тоже «шпилька» в адрес «архаистов»: «Блажен, стократ блажен, кто в тишине живет,/ И в сонмище людей неистовых нейдет, (…)/ Кто иногда стихи от скуки сочиняет,/ И над рецензией славянской засыпает».

6. В поэме в описании борделя есть загадочная для современного читателя строчка: «Херы с Покоями сцеплялись по стенам». «Хер» и «Покой» – названия букв «х» и «п» в старославянской азбуке. То есть стены либо были исписаны словами, начинающимися на эти буквы, либо изрисованы картинками, на которых присутствовали обозначаемые этими словами предметы. Слово «хер» стало уже с XIX в. использоваться как эвфемизм самого известного слова, которое начинается с буквы «х».

7. В 1812 году Василий Пушкин буквально бежал из горящей Москвы, без денег и теплой одежды. В московском пожаре погибли его дом, все вещи и драгоценная библиотека. Василий Львович поселился в Нижнем Новгороде, по его признанию, «жил в избе», но литературные проблемы волновали его куда больше житейских. После окончания войны Василий Львович возвратился в Москву.

8. Александр Пушкин намекнул на своего дядю уже в стихотворении «Городок» (1815): в библиотеке героя есть «и ты, замысловатый/ Буянова певец,/ В картинах толь богатый/ И вкуса образец». В стихотворении «Дяде, назвавшему сочинителя братом» (1816) он признается: «Вы дядя мне и на Парнасе». В «Евгении Онегине» среди соседей Лариных есть «мой брат двоюродный Буянов» – тот как бы «сын» его дяди. В то же время в письмах Вяземскому Пушкин невысоко отзывался об уме и таланте своего дяди и выражал беспокойство, что «Опасного соседа» могут приписать ему, Александру: «опасаюсь, чтобы двоюродный мой брат не почелся моим сыном» (2 января 1822), «он так глуп, что язык не повернется хвалить его» (6 февраля 1823), «посредственный, как Василий Львович» (28 января 1825 г.).

9. А вот Василий Львович отзывался о Пушкине хорошо: «необузданная ветреность пройдет, а талант его и доброе сердце останутся при нем навсегда» (Вяземскому, 23 сентября 1820 года). Правда, в поэме «Капитан Храбров» (1830), в которой высмеивается романтизм (Василий Львович был поклонником классицизма), упомянута главная пушкинская героиня: «Я очень занимаюсь чтеньем,/ И романтизм меня пленил./ Недавно Ларина Татьяна/ Мне подарила Калибана:/ Ах, как он интересен, мил!».

10. 6 июня 2013 года в доме на Старой Басманной, 36 открылся Музей Василия Львовича Пушкина (филиал Государственного музея А.С. Пушкина). Василий Львович жил там с 1824 года до самой смерти. Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника. А каждое третье воскресенье месяца вход бесплатный!

Ещё в 18 лет блистал в московских салонах, затем служил в Измайловском полку и дослужился до чина поручика. Писал уже тогда стихи, романсы, песни, элегии, сатиры и т. д. В 1793 году начал печататься в журнале «С.-Петербургский Меркурий». К тому же времени относится его деятельное сотрудничество в «Аонидах» (1796-1799) и «Вестнике Европы». Выйдя в отставку в 1797 году, поселился в Москве.

Здесь он задумал жениться и выбрал известную красавицу, Капитолину Михайловну Вышеславцеву. Семейная жизнь оказалась неудачной и закончилась разводом. Фамильное предание Пушкиных обвиняло в том Капитолину Михайловну. Однако, сейчас опубликованы документы, рисующие дело в ином свете. Ходатайство о разводе пред московскими духовными властями возбудила Капитолина Михайловна в 1802 году, ссылаясь на незаконную связь мужа. Бракоразводный процесс тянулся до 1806 гожа.

До пожара в 1812 году в Москве Василий Пушкин вёл веселую, открытую жизнь гостеприимного и обеспеченного человека. Хорошо образованный, остроумный и находчивый, он блистал в салонах и славился своими экспромтами и каламбурами. Он знал языки: немецкий, французский, английский, итальянский, латинский. Любил читать наизусть оды Горация.

Ездил за границу, фактически 1803-1804 гг. Василий Львович провёл за границей, главным образом в Париже. По поводу его поездки за границу И. И. Дмитриев создал ироническое шутливое стихотворение «Путешествие N.N. в Париж и Лондон , писанное за три дни до путешествия».

Василий Пушкин был сторонником Карамзина и принимал участие в спорах с Шишковым (послания «К Жуковскому», «К Дашкову»).

К 1811 году относится его лучшее произведение – сатира «Опасный сосед». Написанная во вкусе Ренье, остроумная, хотя грубоватая и долгое время «неудобная для печати», сатира была популярна в российских литературных кругах того времени. В ней сочетаются язвительные выпады против «шишковистов» с реалистическими зарисовками нравов московского барства.

Сюжет сатиры таков:

Сосед Буянов героя её затащил в вертеп, затеял там драку, и пришлось бедному герою бежать, оставив кошелёк, часы, шинель. Он рад был, что дёшево ещё отделался:

Блажен, сто крат блажен, кто в тишине живёт,

С кем не встречается опасный мой сосед…

Поэма ходила по рукам, ею зачитывались, над ней от души хохотали.

Баратынский ценил «Опасного соседа» за энергию стиха за живость:

Панкратьевна, садись; целуй меня, Варюшка;

Дай пуншу: «Пей, дьячок». – И началась пирушка.

Дядиной сатирой восторгался А. С. Пушкин и вспомнил об «опасном соседе» в «Евгении Онегине»: «…мой брат двоюродный Буянов…».

Появление в Москве Наполеона застало Василия Львовича врасплох. Он писал князю П. А. Вяземскому 14-го декабря 1812 года про разорение Москвы:

«Я потерял в ней все движимое мое имение. Новая моя карета, дрожки, мебели и драгоценная моя библиотека - все сгорело. Я ничего вынесть не мог; денег у меня не было, и никто не помог мне в такой крайности».

После этого В. Пушкин вместе с другими погорельцами-москвичами переехал в Нижний Новгород, где образовалась скоро целая колония. Это был трудный период в его жизни; в письме к он говорит:

«Ты спрашиваешь, что я делаю в Нижнем Новгороде? Совсем ничего. Живу в избе, хожу по морозу без шубы, и денег нет ни гроша».

Однако в том же письме, забыв про личные неприятности, он пишет:

«Кокошкин пишет из Ярославля, что он переводит "Федру". Читал ли ты подражание его пророку Аввакуму?»

Постепенно жизнь московско-нижегородской колонии наладилась, начались балы, маскарады, обеды, ужины, и Пушкин совсем повеселел.

В начале 1813 года, на короткое время побывав в , Василий Львович Пушкин снова водворился в Москве.

Все члены этого общества имели прозвища. Василия Львовича получил прозвище «Вот» (или «Вот я вас», «Вотрушка»).

Дядя Пушкина принадлежал к школе «классиков» и не сочувствовал романтическому направлению. В его элегиях, романсах, песнях, альбомных стихах заметно влияние сентиментализма. Он был приверженцем «лёгкой поэзии» и подражателем Дмитриева; писал «песни», эпиграммы, послания и т. п., подражал Тибуллу, Горацию, Катуллу, Парни и др., перевёл несколько басен Флориана, Лафонтена и др. Басни Василия Пушкина – преимущественно переделки и подражания иностранным авторам.

«Черты младенческого его простосердечия и малодушия,- писал его друг П. А. Вяземский,- могут составить любопытную главу в истории сердца человеческого. Они придавали что-то смешное личности его, но были очень милы».

Ф. Ф. Вигель так описывает В. Л. Пушкина:

«Сам он весьма некрасив: рыхлое толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок, как у Шарля Кена, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили. К тому же беззубие увлаживали разговор его, и друзья внимали ему хотя с удовольствием, но в некотором от него отдалении».

В 1822 издал сборник «Стихотворения».

В позднейшее время стареющий Василий Львович уже писал все бледнее и бледнее.

Пушкин Василий Львович родился 27.IV(8.V).1770 г. в Москве - поэт, родной дядя А. С. Пушкина .

Первоначальное образование получил дома. В совершенстве владел французским языком, писал и читал на английском, немецком, итальянском, латинском языках, прекрасно знал европейскую литературу, любил поэзию и театр, нередко сам играл на домашней сцене. Молодость Василия Львовича прошла в Петербурге , где он служил в гвардии (Измайловский полк). Здесь он сблизился с петербургской «золотой молодежью» и вошел в общество «Галера». В Петербурге Василий Львович занимался литературой и много писал.

В поэзии Василий Львович был продолжателем И. И. Дмитриева , в чем признавался сам. Он культивировал малые формы (мадригалы, эпиграммы, буриме), характерные для сатирической поэзии карамзинистов, в которых не требовалось широких обобщений, но обязательны хороший вкус, способность к легкому остроумию, изящному изложению, незлобивой «домашней» шутке.

В элегиях Пушкин утверждал легкость языка, разговорную речь, лиричность, повышенную эмоциональность.

В посланиях он предстает чувствительным собеседником и непринужденным острословом.

Его басни представляют собой короткую жанровую сценку или рассказ, исполненный в манере шутливого повествования, чуждого аллегории и сатире. Вслед за Дмитриевым он сближает басню с лирическими жанрами. Все это противоречило принципам классицизма, которые отстаивал А. С. Шишков и с которым Василий Львович вступил в полемику. В ответ на критику А. С. Шишкова, задетого в послании к Жуковскому, Пушкин написал «Послание Дашкову», а в поэме «Опасный сосед» высмеял своего оппонента:

Позволь, Варяго-Росс, угрюмый наш певец,

Славянофилов кум, взять слово в образец.

Поэма «Опасный сосед» принесла Пушкину В.Л. наибольшую известность. Современники сразу же оценили легкость, остроумие, веселую непринужденность этой правдивой картины «низких нравов», отметив «изящество» формы. Для современников была ясна и жизненная достоверность Буянова - героя поэмы. Поэма «Опасный сосед» (1811) выдержала несколько изданий у нас и за рубежом. При жизни автора она не могла быть напечатана в России ввиду ее фривольного содержания, но быстро разошлась в списках. В 1815 она была впервые издана за границей, в Мюнхене, но автор об этом даже не знал.