Вандея франция восстание. Вандейские войны

начало:

Неудача y Манса обострила и без того критическое положение Вандейской армии, которая не могла теперь рассчитывать на помощь англичан, бретонцев или эмигрантов.

К тому же стояла суровая зима, и войска были обречены на большие лишения.

Остатки Королевской католической Армия Святых с боями отходили вдоль Луары, отчаянно пытаясь прорваться на юг, и накануне Рождества 1793 AD погибли окончательно под ударами “синих”.

Конец наступил в Саване недалеко от Нанта за два дня от Рождества. “Вандейский мясник”, генерал Вестерман, приспешник Дантона, рапортовал Конвенту:

“Вандея больше не существует … я похоронил её в лесах и болотах Саване… По вашему приказу я давил их детей копытами лошадей; я резал их женщин, чтобы они больше не могли родить бандитов. Меня нельзя упрекнуть в том, что я взял хоть одного пленного. Я истребил их всех. Дороги усыпаны трупами. Под Саване бандиты подходили без остановки, сдаваясь, а мы их без остановки расстреливали..Милосердие –не революционное чувство..”

В результате этой бойни уцелели лишь несколько отрядов, не участвовавших в нормандском походе, в частности, отряды Шаретта и Стоффле. Они продолжали действовать еще довольно долго, но "большая война" в Вандее практически уже закончилась.

К тому времени саму Вандею без устали опустошали генерал Клебер и республиканская армия, переведённая сюда с Рейна.

A между тем республиканцы 7 января 1794 AD овладели Нуармутье, после чего главнокомандующий республиканскими войсками генерал Тюрро, получив подкрепления, решил окончательно подавить восстание и для этого двинул в Вандею 12 летучих отрядов, известных под названием адских колонн, которые истребляли на своем пути дома, селения, леса и без пощады расстреливали всех пленных на протяжении всего 1794 AD.

Весной 1794 AD республиканцам в Нанте предстояло убить множество повстанцев из Вандеи, и они не знали, как это сделать. Они выпустили на захваченных адские колонны; они морили их голодом и зверски убивали; они расстреливали их тысячами. Но этого было “недостаточно”. Тогда им пришла в голову мысль –топить.

Нант был атлантическим портом работорговли; и здесь под рукой был целый флот огромных плавучих тюрем. Придумали ночью топить гружёную людьми баржу в реке, а потом снова поднимать её на поверхность –получилось не привлекающее внимания многоразовое устройство для казни. Это были ужасные noyades –порождение изобретателей кровавого левого режима по части технологий смерти.

В начале 1794 AD командующий Западной армией генерал Тюрро приступил к исполнению декрета о геноциде от 1 августа 1793 AD, решив покарать мирное население, поддерживавшее защитников престола и алтаря.

"Вандея должна стать национальным кладбищем", - заявил он.

Тюрро разделил свои войска на две армии, по 12 колонн в каждой, которым было предписано двигаться навстречу друг другу с запада и с востока. "Адские колонны", как их тут же окрестили вандейцы, с января до мая жгли дома и посевы, разрушали изгороди, грабили, насиловали и убивали во имя “республики”.

Адские колонны жестоко мстили “бунтарским” деревням.

Десятки тысяч были застрелены, гильотинированы, сожжены заживо в своих амбарах и церквях.

Счёт жертв пошёл на десятки тысячи. На каждую жертву Террора в Париже приходилось не меньше десяти убитых в Вандее.

В порту Рошфор несколько тысяч священников, отказавшихся присягнуть новой власти (неприсягнувших ), были замучены голодом, на баржах, где их держали в заключении.

В Анже несколько тысяч заключённых были расстреляны прямо на месте.

В Нанте – тысячи утоплены более систематически.

Особый размах массовые экзекуции приняли в Нанте, где организацией террора занимался член Конвента Каррье (Jean-Baptiste Carrier).

Около 10 тысяч человек, часто никогда не державших оружия в руках, а просто сочувствовавших insurgentеs - их жены, дети, родители, были казнены по его прямому приказу.

Однако гильотины и расстрелов было недостаточно для воплощения его грандиозных карательных замыслов. Тысячи людей расстреляно, тысячи утоплено, тысячи умерло от голода в тюрьмах.

Половина "осуждённых", так и не дождавшись суда, погибла в Луаре: людей, надеявшихся на обещанную было амнистию, усаживали в noyades, которые затапливались на середине реки, или просто сбрасывали в воду, связав руки.

Каррье, прозванный "нантским утопителем" отличился особо. Прибыв в Нант, он по-своему решил проблему перенасыщенности городских тюрем.

Вот некоторые из эпизодов его деятельности. В ночь с 16 на 17-ое ноября, его помощники погрузили около сотни священнослужителей на борт noyades. Связанные попарно, клирики подчинились, ничего не подозревая, хотя у них предварительно отобрали деньги и часы. Затем подручные Каррье пустили судно в дрейф по Луаре. Вдруг, один из пленников, Эрве, кюре из Машекуля, заметил, что баржа была продырявлена во многих местах, немного ниже ватерлинии. Священники, поняв какая участь им уготовлена, упали на колени и стали исповедовать друг друга. Через четверть часа, река поглотила всех несчастных узников, за исключением четырёх. Трое среди них были обнаружены и убиты. Последний был подобран рыбаками, которые помогли ему скрыться.

Каррье также ввёл в моду так называемые "республиканские свадьбы".

Мужчин и женщин разного возраста раздевали донага, связывали попарно и топили.

Беременных женщин обнаженными складывали лицом к лицу с дряхлыми стариками, мальчиков со старухами, священников с юными девушками.

Экзекуции часто проводились по ночам, при мерцающем свете факелов. Сам "нантский палач" любил наблюдать за их ходом: реквезировав себе изящное судёнышко, под предлогом надзора за берегами он раскатывал на нём по Луаре вместе со своими подручными и блядями...

Парижские мясники занялись и другими преобразованиями. Они поощряли политику дехристианизации: разгром соборов Нанта и Кемпера.

Так за свою непокорность левой тирании Вандея была потоплена в крови. Расправа длилась не один месяц.

Итог геноцида крайне тяжел для экономической и интеллектуальной элиты Вандеи и Бретани, сильно поредевшей в ходе массового уничтожения.

В марте 1794 AD подняли оружие против тирании нижнебретонские депутаты, причём восставшие роялисты, получившие название шуанов (Шуанерия 1793 –1799 AD), присоединились к вандейцам.

Примечательно, что cahiers de doleances (тетради жалоб) 1789 AD cвидетельствуют, что самые ожесточёные протесты против десятины и священства отмечались именно на западе, а не на востоке. Но очевидный экстремизм республиканцев достиг таких размеров, что первоначальные сторонники превратились в заклятых врагов.

Тогда для подавления народного восстания решено было перейти к учреждению так называемых укреплённых лагерей, которые, будучи постепенно переносимы в глубь Вандеи, могли бы служить надёжными пунктами для полевых войск.

К концу 1794 AD 13 укреплёных лагерей отрезали Вандею от внешнего мира, предоставив её своим собственным силам.

Между тем, в июне 1794 AD в военых действиях наступило затишье вследствие начавшихся полевых работ, a потому правительство распорядилось отправить лучшие войска на восточную границу.

Вслед за тем прав-ство (после термидорианского переворота) вступило с инсургентами в переговоры, которые окончились заключением мира в Ла Жонэ 5 февраля 1795 AD.

Стоффле, Сапино и ряд других лидеров уцелевших вандейских отрядов подписали с "представителями народа" мирный договор в Ла Жонэ.

Соглашение подтверждало, что Вандея признавала республику, республика же в свою очередь обещала освободить непокорные департаменты на 10 лет от рекрутского набора и налогов, приостановить преследование неприсягнувших священников.

Генерал Лазар Гош (1769 –1797 AD),покоривший Рейнскую область (однажды он даже направлялся для захвата Ирландии) и командовавший в то время республиканскими войсками в Вандее, выступал против мирного компромисса, мотивируя это тем, что руководители эмигрантов и английский кабинет Питта неусыпно стараются снова разжечь пламя восстания.

В самом деле, в поддержку высадки эмигрантов на Кибероне, инсургенты вновь начали неравную борьбу за правое дело с карателями в середине июня, овладели несколькими республиканскими постами и расстреляли попавшихся им в руки “синих”.

Между тем республиканские войска в это время были заняты участием в отражении Киберонской экспедиции, снаряженной английским правительством для оказания поддержки роялистам Вандеи и Бретани.

Главное руководство экспедицией было поручено графу д"Артуа (впоследствии король Карл X); войска экспедиционного отряда состояли из эмигрантов и одной английской морской бригады.

Немедленно по окончании высадки была произведена раздача оружия, одежды и продовольственных запасов явившимся крестьянам и шуанам, из коих было сформировано три отряда (16 тысяч).

Получив известие о высадке роялистов в Бретани, Гош с ничтожными силами поспешил в Ванн, где успел собрать до 13 тысяч, и 6 июля начал наступление.

Отбросив передовые неприятельские отряды к Понтиевру, он предпринял блокаду Киберонского полуострова занятием укреплённой позиции на Фалезском перешейке y Сен-Барб.

Через несколько дней атака была повторена, но столь же неуспешно.

15 июля инсургенты получили подкрепление, в виде нового транспорта эмигрантов, и вновь предприняли наступление на позиции, занятые войсками генерала Гоша. Республиканцы отразили эту атаку с большим уроном для противника.

Между тем, генерал Гош 20 июля предпринял ночной штурм Понтиевра, который после нескольких кровопролитных атак был взят, отчего правое дело было окончательно проиграно .

Военный суд, наряженный над сдавшимися инсургентами, приговорил к смерти всех эмигрантов старше 16 лет .

В местечке называемом Toulbahadeu, около болота Керзо, стоит часовня в память о 953 расстрелянных эмигрантах и шуанах. Это место носит имя "поля Мучеников".

Пока происходили указанные выше события, военные действия продолжались в западной Вандее.

10 августа в С.-Жильскую гавань прибыла английская эскадра с оружием и военными припасами, которые были доставлены в Бельвиль, куда была перенесена главная квартира инсургентов.

30 сентября Гош (15 тысяч) тремя колоннами двинулся к Бельвилю, но Шаретт (François-Athanase de Charette de la Contrie 1763-1796 AD) , один из народных вождей, избегая встречи с республиканскими войсками, ограничивался лишь мелкими партизанскими действиями; разбитый при Монтегю, он был отброшен к Бельвилю; другой же народный предводитель - Стофле (Jean-Nicolas Stofflet 1751 –1796 AD), оперировавший в Анжу, изменническим образом был захвачен в плен и 4 февраля 1796 AD расстрелян в Анжере.

Еще некоторое время счастие благоприятствовало Шаретту, но, окружённый при Сюльписе превосходными неприятельскими силами, после мужественной обороны он попался в плен и 18 марта был расстрелян в Нанте.

К весне 1796 AD, после казней Стоффле и Шаретта, Вандея была окончательно обезглавлена.

Последовательно осуществляя геноцид народа, уничтожив как в Вандее, так и в Бретане последних бойцов из шуанских отрядов Жоржа Кадудаля и Корматена и внося всюду дух террора, Гош в июле 1796 AD мог донести Директории, что война в Вандее окончена.

Позднее, в центре Вандеи была возведена огромная военная крепость с гарнизоном 20 000 человек (1808 AD – Наполеон –Вандея, сейчас Ла Рош-сюр-Йон).

Неподалеку, в открытом поле, виден крест в память о том, что здесь перед карателями стоял последний командир вандейцев шевалье де Шаретт де ля Контри (François-Athanase de Charette de la Contrie), и здесь он погиб с криком Vive le roi!

Вандея была побеждена, но до конца не смирилась и не перестала бурлить, сохранив в себе стойкую привреженность правому делу на протяжении всего XIX века. Возможно, в известной степени, она сохраняет их и до сих пор.

Невероятная ожесточенность столкновения людей и бесов левого изврата, небывалый масштаб репрессий, обрушившийся на непокорные департаменты в конце XVIII столетия, глубочайшим образом воздействовали на психологию людей и придали последующим поколениям вандейцев совершенно особые черты.

Сформировалось специфическое региональное сознание, "особое лицо" Вандеи.

Мятежный дух и стремление к свободе ещё не раз давал о себе знать в особенно значимые моменты истории:

  • в 1814 и в 1815 AD Вандея поднималась против узурпатора Буонапарте
  • в 1832 AD - в поддержку легитимного монарха

В XIX-XX веках местная политика западного региона была сугубо правого направления с долгой антиреспубликанской традицией

Впоследствии на всех выборах, в отличии от la zone rouge –красной зоны) она исправно отдавала свои голоса, как отдает их и сегодня, наиболее правым политическим партиям и течениям.

Вероятно завтра у многих начнут гореть "предохранители" в голове от жестких реалий бытия.
Ясно одно (не смотря на галдеж и дымовую завесу, разрыв между телевизионной картинкой и реальностью разителен), что бизнес основанный на торговле денежными производными привел к тому, что объем рынка производных где-то в 5 раз превышает объем мирового ВВП.И видимо все это счастье скоро кончится.

Вероятно начнут убивать за любые операции, связанные с искусственным ограничением денежного обращения (взимание процента). Возможная перекройка наверное не будет безболезненной.
Вообщем давно вибрирует то в ноосфере неприятие ростовщичества, это впрочем и краеугольный камень христианской (и не только) морали. Ничего нового

Index liborum:

  • Crétineau-Joly, La Vendée militaire;
  • Bournisseaux, Histoire des guerres de la Vendée et des chouans
  • Chassin, La préparation à la guerre de Vendée
  • Duprez, Les guerres de la Vendée
  • Rambaud, Histoire de la Révolution
  • Lecharron, Expédition de Quiberon
  • Martin J.-С, Une guerre interminable. La Vendee deux cents ans apres, Nantes, 1985 AD
  • Martin J.-С, La Vendee et la France, Paris, 1987 AD
  • Martin J.-С, La Vendee et la Memoire, Paris, 1989 AD
  • Tilly Ch., La Vendee, Paris, 1970 AD
  • Мягкова Е.М.,"Необъяснимая Вандея": сельский мир на западе Франции в XVII-XVIII веках, Москва, Academia, 2005 AD
  • Жозеф Мари де Местр, Рассуждения о Франции, Москва, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997 AD
  • Эдмунд Бёрк, Размышления о революции во Франции, London, Overseas Publications Interchange Ltd, 1992 AD
  • Тихомиров Л.А., Религиозно-философские основы истрии , Москва, ФондИВ, 2007 AD

Présentation des portraits des généraux
(Cliquez dessus pour agrandir)

О проекте «Русская Вандея».
Добрый день, дорогие Друзья!

Разрешите Вас поприветствовать на страничках интернет ресурсов, посвященных одной из значительнейших частей истории Государства Российского – периода времени первой четверти 20 века. На мой взгляд, этот период времени является достаточно ключевым в Новой истории России. Правильное понимание происходящих тогда исторических процессов позволит нам сформировать видение дальнейшего развития нашей страны.

Что такое «Русская Вандея»?
Вандея - один из первых 83 департаментов, образованных во время Великой французской революции в марте 1790 г. Возник на территории бывшей провинции Пуату. Название происходит от реки Вандея. В 1793 г. здесь возник мощный очаг контрреволюции под предводительством Жака Кателино. В истории события того времени известны как «Вандейский мятеж».
Вандейский мятеж (фр. Guerre de Vendée), иначе «Вандейская война» - вооруженное контрреволюционное выступление крестьян, дворян и духовенства из западно-французского департамента Вандея под католико-монархическими лозунгами весной 1793 года.
Подробный материал из Википедии о «Вандейском мятеже» во Франции можно почитать тут: ru.wikipedia.org/wiki/Вандейский_мятеж
В ходе Вандейской войны и после неё печальную известность снискали так называемые «адские колонны генерала Тюрро», действия которых некоторые исследователи характеризуют как франко-французский геноцид. В ходе подавления восстания, а также в ходе последующих карательных операций против контрреволюционно настроенного населения Вандеи были без суда убиты более 10000 человек обоих полов, по другим данным, количество жертв составило от 400 000 до 1 000 000 человек[источник не указан 44 дня], в том числе родственники и члены семей участников восстания, священнослужители, монахи и монахини. Из фактов геноцида населения Бретани карательными колоннами наиболее известны «Нантские утопления», заменившие собой казни на гильотине за счёт большей скорости и массовости.
Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех»
Впоследствии сопротивление Вандейцев стало символом борьбы для Белого Движения в России.
«Русской Вандеей» обычно называют контрреволюционный мятеж на казачьем Дону в начале 20-х годов 20-го века.
Спорить о корректных правовых и исторических терминах можно долго, но очевидно одно: 90 лет назад там произошла страшная трагедия.
Три причины ставят ее на особое место даже на общем фоне жестокой Гражданской войны.
Во-первых, применение против граждан собственной страны химического оружия. За всю историю, кроме ленинцев, на такое пошел только Саддам Хусейн.
Во-вторых, массовое взятие и убийства заложников, которое все цивилизованное человечество считало военным преступлением, как минимум, с XVIII века. В 1907 году оно было официально признано таковым Гаагской конвенцией. Причем это было не эксцессами отдельных командиров, а официальной политикой государства, сформулированной в постановлениях и приказах.
В-третьих, подавление восстания произошло уже после Гражданской войны, которая официально закончилась в декабре 1920 года эвакуацией армии Врангеля из Крыма. Большевики воевали с трудовым народом, а не с «эксплуататорами». (Владимир Мединский)
В любом случае это была величайшая трагедия в истории нашей Страны, как и все контрреволюционное движение.
Мы даем более широкое толкование термина «Русская Вандея».
«Русская Вандея» в нашем понимании это все этапы Контрреволюционного движения в России в 1917-1921 годах и последовавшая за ним эмиграция и все связанные с этим движением события (от убийства Государя Николая Второго и его семьи до раскола РПЦ).

Мы стремимся реализовать две основные задачи в рамках проекта «Русская Вандея»:

  1. Дать объективную картину всем произошедшим в начале 20-го века в России событиям, вернуть утраченную Славу истинным Героям государства Российского, проанализировать причины, повлекшие Раскол и Смуту.
  2. Не допустить повторения новых революций в нашей стране, с учетом анализа и осознания ошибок прошлого. Привести Россию к покаянию и переосмыслению совершенных грехов. В первую очередь за казнь членов Царской семьи. И выстроить новую модель развития нашего общества, основанную на восстановление глубоких исторических моральных и нравственных ценностей Русского народа.

В рамках нашего проекта допускаются и приветствуются любые публикации и обсуждения материалов, относящихся к описываемому периоду времени.
Мы вместе должны сформировать путь развития нашей Державы и не допустить повторения ошибок прошлого.

Адрес нашей постоянной страницы в сети:
Адрес в Живом Журнале: http://rus-vandeya.livejournal.com/
Адрес постоянной группы в ФБ.

Отечественная историография долго хранила молчание о Вандее, ограничиваясь резким эпитетом «контрреволюционный мятеж». Впервые за многие годы Вандея предстала перед нами в «Документах истории Великой французской революции», среди материалов, объединенных заголовком «Антиреволюционное крестьянское движение на западе Франции». Однако и в этой подборке документов голос самой Вандеи звучит еще очень робко, заглушаемый дружным хором ее политических противников.

«Вандея» имеет несколько значений. В узком смысле это слово обозначает всего лишь одну из страниц истории Французской революции XVIII в., весьма краткую, хотя наиболее драматическую и кровавую — гражданскую войну, развернувшуюся в марте-декабре 1793 г. в четырех департаментах на западе Франции, один из которых и дал этим событиям свое имя. В более широком смысле понятие «Вандея» уже давно отделилось от своего конкретного историко-географического содержания и прочно вошло в современную политическую лексику как синоним контрреволюции низов. Именно контрреволюции, ибо якобинская, а затем и марксистская концепция революционного процесса долгое время слишком категорично наделяла приставкой «контр» любые движения, не совпадающие с восходящей линией революции. Впрочем, многие участники тех движений не видели в этой приставке ничего зазорного и с готовностью подписывались под ней, чтобы отмежеваться от своих противников. Сегодня, глядя издалека, мы уже готовы признать, что контрреволюция является неизбежной составной частью революции, что именно последняя и порождает первую и что разделить их весьма трудно, а порой просто невозможно.

Во Франции в 1789-1799 гг. революционные преобразования на протяжении всего десятилетия наталкивались на более или менее явные всплески сопротивления, которые можно было бы назвать встречными течениями революции. Верхушечное сопротивление, осуществлявшееся в первую очередь представителями старой дворянской аристократии, проявлялось в деятельности разного рода роялистских группировок и в эмиграционном движении. Сопротивление низов в форме различных народных выступлений было очень неодинаковым по своему характеру и лозунгам: в городах это движение санкюлотов, в сельских районах — «жакерии» и «шуанерии», традиционные для Франции «полуфеодальные» типы крестьянских войн.

Совершенно особое значение в масштабе Французской революции и в масштабе всей последующей истории Франции имела вспыхнувшая весной 1793 г. в нижнем течении Луары борьба крестьянства, а также части городского ремесленничества, представителей провинциальной знати и духовенства против революционных преобразований, вылившаяся в кровопролитную гражданскую войну, названную современниками «Вандеей».

В начале 1793 г. молодая французская республика, и без того раздираемая внутренними распрями, оказалась перед лицом возросшей внешней опасности: ее армии потеряли численное превосходство над силами антифранцузской коалиции Воровство, процветавшее среди поставщиков, которым покровительствовал генерал Дюмурье, вело к скверному снабжению республиканских войск. Полуголодные, плохо одетые добровольцы все чаще пользовались предоставленным им законом правом и покидали свои части, возвращаясь к родным очагам. К февралю 1793 г. республиканские армии насчитывали всего 228 тыс. человек против 400 тыс. в декабре 1792 г. Ставка на революционную сознательность и патриотизм не оправдывалась, и 24 февраля 1793 г. Конвент принял декрет о принудительном рекрутировании дополнительных 300 тыс. человек. Конскрипция распределялась между департаментами, куда для контроля за исполнением декрета были направлены наблюдатели Конвента. Набор солдат производился в коммунах путем жеребьевки среди холостых мужчин. В отличие от предыдущих армейских наборов 1791 и 1792 гг., осуществлявшихся в обстановке известного энтузиазма населения, декрет 1793 г. почти повсеместно вызвал глухое сопротивление. Кое-где возникали даже попытки мятежа, которые, впрочем, легко подавлялись. Особый оборот дело приняло, однако, на западе Франции, в Вандее. В действительности за этим словом стоят четыре департамента, расположенных вдоль нижнего течения Луары и к югу от него: собственно Вандея, Нижняя Луара, Мэн и Луара и наконец Де Севр.

Было бы неправильно утверждать, что причиной народного восстания в Вандее стал рекрутский набор. Он послужил лишь толчком, предлогом к открытому выражению недовольства, уже давно накапливавшегося в сердцах французов из глубинки, гораздо менее политизированных, чем жители крупных городов, по-крестьянски склонных к традиционализму и настороженно встречающих любые нововведения. Они многого ждали от Нового порядка в 1789 г., но революционные преобразования, как это всегда бывает, прежде всего повлекли за собой нарушение привычного уклада их жизни. Фискальные нововведения не облегчили, но усугубили налоговые тяготы, обременявшие крестьян. Распродажа национальных имуществ обошла их стороной. Реформы местного управления перемешали привычные границы прежних церковных приходов, карта департаментов не была издана. Особенно болезненно отозвались в душах глубоко религиозных жителей западной части Франции декреты о гражданском устройстве духовенства, последовавшие за ними преследования не присягнувших священников — «своих» — и их замена «пришлыми», «чужими». Все это в целом породило не столько ностальгию по недавнему прошлому, сколько глубокий протест против настоящего. И этот протест, естественно, не мог найти лучшего лозунга, кроме как «За короля и веру». Уже летом 1792 г. Вандея забурлила, однако тогда попытки восстания были подавлены. Принудительный набор в армию 1793 г. (а не казнь короля, как можно было бы ожидать) стал последней каплей, переполнившей чашу крестьянского терпения

Волнения начались в первых числах марта: в городке Шоле молодежь расправилась с командиром местной национальной гвардии. Спустя неделю противники рекрутского набора столкнулись с «истинными патриотами» в Машекуле: счет жертв среди последних пошел на сотни. На берегах Луары возник отряд повстанцев, возглавили который каретник Ж. Кателино и лесничий Ж.-Н. Стоффле. Вскоре, в середине марта, в стычке с ним была разбита небольшая республиканская армия в 3 тыс. человек. Конвент, обеспокоенный таким неблагоприятным развитием событий, в тот же день издал декрет, согласно которому ношение оружия или белой кокарды, символа «королевской» Франции, принятого вандейцами, каралось смертной казнью. Ответной мерой «белых» стало массовое вооружение крестьян и части горожан. Восставшие быстро находили себе вожаков среди местных дворян, знавших военное дело, таких как, например, Шаретт или Ларош-Жаклен. Отряды вандейцев выбрали себе пышное название: «Католическая королевская армия». На деле это было довольно аморфное объединение разрозненных полупартизанских, полурегулярных формирований. Постоянное соперничество вожаков, особенно обострившееся после гибели наиболее признанного из них, Кателино, весьма затрудняло совместные действия и серьезно ослабляло вандейцев. Все же в моменты наивысшего единства Католическая армия объединяла до 40 тыс. человек и представляла серьезную опасность для правительственных войск. Отряды восставших были спаяны кровными узами: это были родственники, друзья, соседи, все они прекрасно знали местность, имели отлично налаженную цепь связи, с пристрастием, а потому безошибочно, выбирали себе «капитанов».

Подобные преимущества вполне уравновешивали и отсутствие полноценной медицинской и интендантской службы в Католической армии, и слабости ее вооружения. Нехватка ружей компенсировалась, особенно поначалу, вилами, косами, дубинами. Собранные по замкам старинные пищали заменили восставшим пушки. Настоящее же оружие приходилось брать в боях, и оно успешно добывалось. Со временем вандейцы неплохо вооружились и даже создали постоянные военные формирования из числа республиканцев-дезертиров или иностранных наемников (немцев, швейцарцев). Это было немаловажно, поскольку Католическая армия, состоявшая более чем на две трети из крестьян, значительно редела в период сельских работ. Всего за три недели марта повстанцы захватили весь край, почти не встретив сопротивления. В мае вандейский штаб, объединивший командиров и вожаков разных отрядов, создал Высший совет, орган, призванный управлять «завоеванной страной» во имя «законного монарха» Людовика XVII, юного сына казненного короля. Обосновавшийся в Шатийон-сюр-Севр Совет стал чем-то вроде антиправительства и занимался изданием декретов, прямо противоположных по содержанию декретам Конвента. В июне войска вандейцев заняли город Сомюр, открыв себе дорогу на Париж, но идти на столицу не осмелились. Напротив, они повернули на запад, вошли в Анжер, покинутый властями и защитниками, и в конце июня предприняли осаду Нанта, рассчитывая на помощь англичан.

Город отчаянно защищался, а среди атаковавших не доставало единства. Избранный генералиссимусом Кателино был смертельно ранен, и, проиграв уличные бои, деморализованные вандейцы сняли осаду. Летом 1793 г. в Вандее наступило затишье. Перевес сил оставался на стороне повстанцев. Мятежные крестьяне вернулись на свои поля, но по первому же сигналу были готовы вновь взяться за оружие. Республиканские власти никак не могли отважиться на решительные меры. Наконец, 1 августа, заслушав доклад Б. Барера, Конвент решил «уничтожить» Вандею, направив туда армию под командованием генералов Клебера и Марсо. Однако 19 сентября республиканские силы были наголову разбиты. Барер вновь добился направления в непокорные департаменты новых частей, на этот раз Западной армии, требуя «к 20 октября покончить с гнусной Вандейской войной». В середине октября у Швле, в самом сердце восстания, отряды мятежников потерпели сокрушительное поражение. Разгромленные «белые» во главе с Ларош-Жакленом стремительно отступали к Луаре, увлекая за собой свои семьи, которым грозило «революционное возмездие». Переправившись на другой берег, они начали тяжкий поход на север, в Нормандию, в надежде встретить там обещанную англичанами помощь.

Огромная толпа беженцев в 80 тыс. человек — женщин, детей и стариков, дворян и простолюдинов, — охранявшихся 30-40 тыс. солдат, растянулась на многие километры, грабя по дороге города и деревни в поисках хоть какой-нибудь пищи. Но дойдя до Гранвиля, вандейцы убедились, что город на берегах Ла-Манша неприступен, а английского флота нет и в помине. Изнуренные беженцы потребовали, чтобы командиры вернули их к домашним очагам. Толпа с трудом двинулась обратно по уже опустошенному ими пути, оставив на нем 10 тыс. мертвых: голод, дизентерия, осенние дожди и заморозки добивали ослабевших людей. В декабре республиканцы захватили их, уже не способных сопротивляться, в Ле Мане и устроили резню. Остатки Католической королевской армии бежали вдоль Луары, отчаянно пытаясь прорваться на юг, и накануне Рождества 1793 г. погибли окончательно под ударами правительственных войск. В результате этой бойни уцелели лишь несколько отрядов, не участвовавших в этом трагическом походе в Нормандию, в частности, отряды Шаретта и Стоффле. Они продолжали действовать еще довольно долго, но «большая война» в Вандее практически уже закончилась.

В начале 1794 г. командующий Западной армией генерал Тюрро приступил к исполнению страшного декрета от 1 августа 1793 г., решив покарать мирное население, поддерживавшее повстанцев. «Вандея должна стать национальным кладбищем», — заявил он. Тюрро разделил свои войска на две армии, по 12 колонн в каждой, которым было предписано двигаться навстречу друг другу с запада и с востока. «Адские колонны», как их тут же окрестили вандейцы, с января до мая жгли дома и посевы, разрушали изгороди, грабили, насиловали, убивали во имя республики. Счет жертв пошел на многие тысячи. Особый размах экзекуции приняли в Нанте, где организацией террора занимался член Конвента Каррье. Около 10 тыс. человек, часто никогда не державших оружия в руках, а просто сочувствовавших повстанцам — их жены, дети, родители, были казнены по его прямому приказу. Однако гильотины и расстрелов было недостаточно для воплощения его грандиозных карательных замыслов.

Половина «осужденных», так и не дождавшись суда, погибла в Луаре: людей, надеявшихся на обещанную было амнистию, усаживали в большие лодки, которые затапливались на середине реки, или просто сбрасывали в воду, связав руки. С супругов срывали одежду и связывали их попарно, прежде чем утопить. Беременных женщин обнаженными складывали лицом к лицу с дряхлыми стариками, мальчиков со старухами, священников с юными девушками. Каррье называл такой способ казни «республиканскими свадьбами». Экзекуции часто проводились по ночам, при мерцающем свете факелов. Сам «нантский палач» любил наблюдать за их ходом: купив себе изящное суденышко, под предлогом надзора за берегами он раскатывал на нем по Луаре вместе со своими подручными и куртизанками…

Так за свою непокорность Вандея была потоплена в крови. Расправа длилась не один месяц. Лишь после термидорианского переворота (июль 1794 г.) политика репрессий была пересмотрена и начались поиски компромисса. В начале 1795 г. Стоффле, Сапино и ряд других лидеров уцелевших вандейских отрядов подписали с «представителями народа» мирный договор в Ла Жонэ. Соглашение подтверждало, что Вандея признавала республику, республика же в свою очередь обещала освободить непокорные департаменты на 10 лет от рекрутского набора и налогов, приостановить преследование неприсягнувших священников. Но высадка эмигрантов на Кибероне в середине лета вновь подтолкнула мятежных взяться за оружие и сорвала хрупкий мир. Республика направила против Вандеи генерала Л. Гоша. К весне 1796 г., после казней Стоффле и Шаретта, Вандея была окончательно обезглавлена.

Вандея была побеждена, но до конца не смирилась и не перестала бурлить, сохранив в себе ферменты политического брожения на протяжении всего XIX века. Возможно, в известной степени, она сохраняет их и до сих пор.

Невероятная ожесточенность столкновения двух встречных течений революционного процесса, небывалый масштаб репрессий, обрушившийся на непокорные департаменты в конце XVIII столетия, глубочайшим образом воздействовали на психологию людей и придали последующим поколениям вандейцев совершенно особые черты. Сформировалось специфическое региональное сознание, «особое лицо» Вандеи. Мятежный дух еще не раз давал о себе знать в особенно трудные моменты истории: в 1814 и в 1815 гг. Вандея поднималась против Наполеона; в 1832 г. — в поддержку легитимного монарха. Впоследствии на всех выборах она исправно отдавала свои голоса, как отдает их и сегодня, наиболее консервативным политическим партиям и течениям.

Список литературы

1. Манфред А.3. Великая французская революция. М., 1983.

2. Документы истории Великой французской революции, т. 1-2. М., 1990-1992.

3. Там же, т. 2, с. 229-259.

4. Cм. Les resistances a la Revolution. Actes du colloque de Rennes. 17-21 septembre 1985. Recueillis et presentes par Francois Lebrun et Roger Dupuy. Paris, 1987.

5. Tilly Ch. La Vendee. Paris, 1970.

6. Одной из редких попыток «политической реабилитации» Каррье, прозванного «нантским палачом», была книга: Gaston-Martin. Carrier et sa mission a Nantes. Paris, 1924.

7. Martin J.-С. Une guerre interminable. La Vendee deux cents ans apres. Nantes, 1985; idem. La Vendee et la France. Paris, 1987; idem. La Vendee et la Memoire. Paris, 1989.

Западные и северные департаменты Франции в 1793-1796 годы.

Вандейские войны 1793-1795 годов, гражданские войны во Франции в период Великой французской революции, борьба республиканского правительства с контрреволюционными роялистскими мятежами в сев.-зап. Провинциях страны. Назв. получили по деп. Вандея, одному из гл. очагов мятежей, где контрреволюц. роялистское дворянство и католич. духовенство имели особенно сильное влияние. Название «Вандея» стало нарицательным для контрреволюц. выступлений вообще.

Волнения в Вандее начались в 1791 и первое время носили религиозный характер, олицетворяя недовольство церковной реформой, провед. Нац. собранием. Наибольшего размаха они достигли в 1793, вылившись в открытое вооруж. восстание, в к-ром наряду с дворянством и духовенством участвовала и значит, часть крестьянства. Влияние революции на сев.-зап. провинции, наиболее отсталые в экономическом отношении, к этому времени было ещё очень слабым. Здесь сохранялись многие формы феод, эксплуатации крестьян (напр., аренда исполу, соединённая с барщиной). Крестьяне были обременены растущей дороговизной и новыми налогами, всё это усиливало их недовольство респ. администрацией.

Непосредственным поводом к мятежу послужил объявленный Конвентом 24 февр. 1793 декрет о призыве в армию 300 тыс. чел. Поддавшись контрреволюц. агитации, ок. 100 тыс. крестьян взялись за оружие. В марте вспыхнули мятежи в Бретани, Анжу, Пуату. Восстания в Бретани были быстро подавлены, но к югу от р. Луара выступления продолжались. Особенно большого размаха они достигли в Вандее. В начале восстания вождями были выходцы из низов: Кателино, Стофле, Гастон. Затем во главе восставших открыто становятся представители дворянства и реакционного духовенства: д"Эльбе, Шарет, Боншан, Ларошжаклен и др. Они стремились придать стихийно вспыхнувшему крестьянскому мятежу характер организов. выступления против республики за реставрацию клерикально-монархических порядков. Пользуясь малочисленностью правительств, войск в провинции, вандейцы захватили ряд районов. Крупные отряды мятежников (численностью до 20 и более тыс. чел.) врывались в города, грабили и убивали население, устраивали массовые расстрелы сторонников революции. Гарнизоны респ. войск вместе с городским населением оказывали сопротивление бандам вандейцев. Конвент не смог принять решит, мер для подавления мятежа; почти все лин. войска были обращены на защиту внешних границ.

В апреле 1793 для борьбы с мятежниками были сформированы всего 2 корпуса общей числ. до 20 тыс. чел. Они предприняли наступление на Вандею 5 колоннами с С., В. и Ю., но не смогли выполнить поставл. задачи и к середине июня отошли за пределы провинции. Борьба происходила с переменным успехом. В мае - июне мятежники овладели гг. Анже, Сомюр, Туар, Фонтене. Летом руководители мятежа решили перенести боевые действия к С. от р. Луара. 29 июня они попытались овладеть портовым г. Нант, чтобы обеспечить прямую связь с блокировавшим берега Франции английским флотом. При штурме Нанта 29 июня гл. силы мятежников, несмотря на числ. превосходство (38 тыс. чел. против 12 тыс. правительств, войск), потерпели поражение и в беспорядке отошли за р. Луара. Их главнокоманд. Кателино погиб. С установлением якобинской диктатуры руководство респ. армией улучшилось. В окт. правительств, войска, усиленные отрядами, переброшенными из Майнца и Валансьенна, вступили в Вандею и в сражении при Шоле нанесли поражение 40-тыс. армии вандейцев. Мятежники потеряли 20% лич. состава и своего второго главнокоманд.- д"Эльбе. Гл. силы республиканцев повели наступление на С. Для подавления мятежей в Бретани и Нормандии. В середине ноября к Ла-Маншу двинулись и вандейцы, рассчитывая на помощь англ, войск. Но англичанам не удалось высадиться. Войска мятежников были разбиты под Гранвилем, 12 дек. они потерпели решающее поражение при Ле-Мане (Мансе), где было уничтожено св. 10 тыс. вандейцев, а 23 дек.- при Савне. По приказанию Конвента в янв. 1794 респ. войска под командованием ген. Тюро приступили к окончат, подавлению мятежа в Вандее. Для этого были сформированы 12 «летучих отрядов», действовавших по отд. направлениям. Чтобы полностью изолировать гл. очаг мятежа, с весны 1794 вокруг границ Вандеи стали создаваться укрепл. лагеря, постепенно передвигавшиеся в глубь департамента.

В феврале 1795 правительство (образованное после термидорианского переворота) заключило с мятежниками мир. Однако в июне, после высадки на п-ов Киберон (в Бретани) экспедиц. отряда франц. эмигрантов, вандейцы нарушили мир и снова взялись за оружие (см. Киберонская экспедиция 1795). Против роялистов выступила респ. армия во главе с ген. Л. Гошем, к-рая к концу июля уничтожила экспедиц. отряд. Боевые действия по ликвидации многочисл. мелких отрядов мятежников продолжались до июля 1796. Попытки вновь поднять роялистские мятежи в Вандее предпринимались в 1799, 1813, 1815, 1832, но успеха не имели. В. в. велись революц. Францией в сложной обстановке, когда её осн. воен. силы отражали натиск коалиции монархических гос-в (Австрия, Англия, Пруссия и др.). Это определило затяжную борьбу в Вандее. В борьбе с внутр. контрреволюцией, так же как и в сражениях с внешним врагом, респ. войска отличались революц. энтузиазмом, решительностью и смелостью действий.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица)

Исторические лица Франции (биографический справочник)

Литература:

Godechot S.La contrerévolution,doctrine et action. P., 1961;

Montagnon A. Les guerres de Vendée. 1793-1832. P., 1974.

2

Конечно же стоит остановиться на том, что представляла собой Вандея, что представляли собой люди, населяющие ее, кто вдохновлял их на мятеж против революционного правительства и под какими лозунгами руководители восстания вели крестьян в бой.
Как пишет Виктор Гюго: «Вандея – это мятеж попов. Пособником этого восстания были леса. Тьма помогает тьме» 4 . В этих строках много справедливости: огромнейшую роль в сознании вандейцев, представляющими в своем большинстве крестьянство, играло духовенство, которое настраивало людей против новой власти, против новых идей; играя на суевериях и невежестве крестьян, священники представляли революционные идеи не чем иным, как происками Сатаны, они уверяли крестьян, что ничего хорошего те не увидят от новой власти, и что только король и религия принесут французам истинное счастье и благополучие. Возвращаясь после поражений к своим очагам, крестьяне, «подавленные, покрытые кровью и преследуемые страхом, готовы были отказаться от террора, который вел их в лабиринт несчастий» , однако появлялись священники, и тогда «эти лицемеры» начинали «оказывать влияние... которое они имели на эти суеверные существа. Проповеди, исповеди, обещания индульгенций, даже чудес, - все было использовано, чтобы оживить их ярость и возбудить их фанатизм» 5 . Многочисленные же леса, расположенные в мятежных департаментах, играли немаловажную роль в тактике вандейцев, успешно скрывавшихся в них и неожиданно нападавших на республиканские войска.
Говоря о влиянии, которое оказывали священники на крестьян, Виктор Гюго писал: «Их (крестьян Вандеи – С.З.) можно было уверить в чем угодно. Какой-нибудь священник показывал им другого священника с красной полосой на шее (для чего тот предварительно перетягивал себе шею бечевкой) и говорил: «Вот воскрес казненный на гильотине», и они верили». И далее с некоторым восторгом и горечью заключает: «Колоссы, но увы, - какая темнота!» 6
Со своей стороны, руководители восстания в своих прокламациях угрожали смертной казнью всем, кто окажет поддержку республиканцам, а также тем, кто откажется вступить в ряды борцов за королевское дело.
«Чтобы понять вандейское восстание, - пишет Гюго, - надо ясно представить себе это непримиримое противоречие: с одной стороны, французская революция, с другой – бретонский крестьянин. Поставьте рядом с грозным шествием разгневанной цивилизации, которую со всех сторон обступают враги, грозясь уничтожить все ее благодеяния, с этим стремительным, неистовым натиском прогресса, несущего с собой необъятные и непонятные улучшения, - поставьте рядом с этими великими, не знающими себе равных, событиями своеобразного, торжественно-серьезного дикаря, длинноволосого, светлоглазого человека, питающегося молоком и каштанами, прикованного к своему полю, к своему двору, к своей соломенной кровле, различающего по звуку колокола всех окрестных сел, пользующегося водой исключительно для питья, - человека в кожаной куртке, расшитой шелковыми арабесками, татуирующего свою одежду, как некогда его предки кельты татуировали себе лицо, почитающего в своем палаче своего господина, говорящего на мертвом языке, что равносильно погребению заживо своей мысли, - человека, который умеет только подгонять своих быков, точить косу, кое-как возделывать землю, печь гречневые лепешки, который прежде всего чтит свою соху, затем свою бабушку, который верит и в богородицу и в Белую даму , который преклоняет колени и перед алтарем и перед таинственным высоким камнем, торчащим посреди ланд, - пахаря, рыбака, браконьера, любящего своих королей, своих господ, своих священников, своих вшей, - который способен часами простаивать в угрюмом раздумье на плоском пустынном песчаном берегу, прислушиваясь к шуму моря, - поставьте их рядом и спросите себя, может ли этот слепец вместить это сияние, оценить этот свет?» 7
«Настоящая Вандея, - добавляет Гюго, - это Вандея у себя дома; там она неуязвима, неуловима. Вандеец у себя – и земледелец, и контрабандист, и пастух, и солдат, и браконьер, и вольный стрелок, и свинопас, и звонарь, и мирный поселянин, и шпион, и убийца, и причетник, и зверь лесной» 8 .
Говоря о тактике и оружии вандейцев, Гюго пишет: «Каждый мятежник имел при себе по длинному, футов в пятнадцать, шесту, которым он пользовался и в бою, для нападения на синих, и для перепрыгивания через рвы во время бегства. Если на поле битвы, хотя бы в самом разгаре общей свалки или во время атаки республиканского каре, крестьянам попадались крест или часовня, все они падали на колени, читали молитву под картечью, и, только помолившись, оставшиеся в живых поднимались и бросались на врага. Они заряжали свои ружья на бегу, проявляя в этом особенное искусство» 9 . И далее: «Правило вандейцев было действовать всегда неожиданно. Они могли пройти пятнадцать лье в полном молчании, совершенно бесшумно, не задев ни одной ветки, не смяв травы на ходу. С наступлением вечера вожаки собирались на военный совет, чтобы условиться на завтра, в каком месте напасть на республиканские посты, и, когда все было решено и условлено, весь отряд заряжал ружья, бормотал молитвы, затем снимал башмаки и, ступая босыми ногами по вереску и по мху, гуськом пробирался через леса и рощи, не произнося ни слова, задерживая дыхание, беззвучно, точно кошка, выслеживающая добычу в темноте» 10 .
Как пишет Тьер: «Их способ борьбы был тем же. Используя изгороди, неровности местности, они окружали неприятельский батальон и, находясь под прикрытием, открывали прицельный огонь. Поколебав уверенность республиканцев этим ужасным огнем, они, воспользовавшись первым моментом их нерешительности, устремлялись вперед, испуская сильные крики, опрокидывали их ряды, и либо разоруживали, либо убивали своими палками. Такова была в тот период вся их военная тактика; природа указывала им на эту тактику, и она лучше всего была приспособлена к этому краю. Войска, которые они (вандейцы) атаковали, выстраиваясь в линию без всякого прикрытия, подвергались огню, на который они не могли ответить, поскольку не могли ни употребить свою артиллерию, ни идти в штыковую атаку против рассредоточенного неприятеля. В этой ситуации, если только они не были ветеранами войны, они должны вскоре поколебаться от столь непрерывного и прицельного огня, с которым никогда не мог сравниться огонь регулярных линейных войск. Когда они видели, главным образом, устремившихся на них этих бешеных фурий, испускавших громовые крики, им было трудно не устрашиться и не позволить себя разбить. Тогда они (линейные войска – С.З.) были погублены, поскольку бегство, столь легкое для жителей этих местностей, было неосуществимо для линейных войск» 11 .
По словам Десормо, отряды вандейцев действовали следующим образом: когда начальники этих отрядов желали произвести сбор, мэрам коммун отсылались циркуляры с указанием пункта, а также «количество продовольствия, которым каждый человек должен быть обеспечен» ; били в набат и каждый отряд направлялся к месту сбора. Тактика вандейцев в бою представляла собой атаку либо одним из флангов, либо обоими флангами одновременно, чтобы выйти в тыл республиканским войскам; пока осуществлялись фланговые атаки, «большое количество стрелков занимали вас с фронта и атаковали с невероятной стремительностью. Ни ружейный, ни артиллерийский огонь не мог поколебать этих фанатиков, - продолжает мемуарист, - и... появившись на батареях, вооруженные палками, они валили с ног канониров и захватывали пушки; они мало применяли пушки, если это не касалось преследования или обороны пункта. Их кавалерия была скверно организована, плохо оснащена и сражалась – хуже некуда. Вандейцы использовали ее для патрулирования, на сторожевых заставах и для сбора своей пехоты, когда ей приходилось двигаться. Они (вандейцы) имели постоянное вооруженное ядро, состоящее из дезертиров различных легионов, набранных в начале войны, а именно из армий Севера и Германии, а также из военнопленных различных наций. Руководители называли эти войска – приверженцы» 12 .
Охарактеризовывая боевые действия в Вандее, Десормо говорит, что это была «война не в буквальном смысле, какой представляем себе, а беспощадная война стрелков» ; природа края, по словам современника, способствовала беспощадности и сложности этой войны; никакого другого театра боевых действий, по его словам, найти невозможно. «Анжу, Пуату, Бретань и некоторые другие местности, - добавляет Десормо, - представляют собой систему сельского хозяйства; каждый землевладелец окружал свое поле, фруктовый сад, луг глубоким рвом и из земли, получаемой от рытья рва, он возводит ограду в виде парапета высотой около пяти футов, на которой он устанавливает изгородь и вбивает деревья разных видов; таким образом вся местность представляет один непрерывный лес. Независимо от этих препятствий, Вандея и Дё-Севр прерываются большим количеством ручьев, болот и оврагов. Также встречается множество лесов... Почти все дороги, за исключением больших дорог, непригодны для артиллерии. Таким образом, легко предположить, какое преимущество должны иметь в такой местности люди, знающие любой выход, любую тропинку, против войск, которые могли передвигаться только с величайшими предосторожностями, если не желали угодить в засаду. Когда победа заявляла о своей благосклонности к ним, руководители (восстания) во главе некоторого количества войск и с одной или двумя пушками, имея по флангам дозорных и стрелков, преследовали и изводили вас с невероятным упорством; а поскольку они были намного более искусными в преодолении барьеров и рвов, знали лучше, чем наши солдаты все выходы со своих полей, имеющих форму лабиринтов, то вы оказывались вскоре в окружении. Тогда замешательство (в рядах руспубликанских войск) становилось большим и легко превращало отступления в ужасные поражения» 13 .
Как пишет Пажоль: «Причина необычайных успехов вандейцев кроется в рельефе местности, в их способности вести бой, в их находчивости и мужестве, наконец, неопытности или нерешительности республиканских войск. Никогда еще страна не была настолько неблагоприятна для наступательных действий. Природа, казалось, накопила там все средства для сопротивления» 14 .
Говоря о тактике вандейцев, Пажоль пишет, что они, «уверенные в превосходстве, которое давало им знание местности», придумали свой способ употребления огнестрельного оружия, нападали и изводили колонны, бывшие на марше, «всегда зная свое положение и никогда не позволяя заставать себя врасплох. Поколебав войска убийственным огнем, они устремляются против них, издавая сильные крики. Если вы оказываете сопротивление их атаке, если они вынуждены отступать, то отступали столь быстро, что очень трудно было их настигнуть, поскольку деревья и ограды никогда не позволяли применить кавалерию; они рассеивались, ускользая от вас через поля, зная обо всех тропинках, дефиле. Если же вы уступили их удару, то увеличиваете страдания, совершая свой отход: очень часто артиллерия, обозы, ружья, которые солдаты бросали, чтобы бежать быстрее, оказывались в их власти. Таким образом, вандейцы, которые начали войну с вилами и палками, всегда доставали оружие и боеприпасы. Их поражения ничего не оставляли республиканцам; каждая их победа стоила им значительной военной добычи» 15 .
Помощь вандейцам оказывали не только женщины, но и дети, выполняя роль разведчиков и шпионов, или служившие своеобразным телеграфом для передачи сообщений в разные концы края. Говоря об этом Гюго писал, что вандейцы были превосходно осведомлены обо всем, что происходит в округе. «Трудно поверить, - продолжает он, - до чего быстро сносились они между собой и какой тайной были обставлены их сношения. Они разрушили все мосты, разобрали все повозки и все-таки находили способы обо всем извещать и предупреждать друг друга. По всей стране, от леса до леса, от деревни до деревни, от фермы до фермы, от хижины до хижины, от куста до кустов, были расставлены условные посты сменяющихся дозорных и разведчиков» 16 . По словам Пюизэ: «Тайны, о которых знало больше четырехсот тысяч человек, свято хранились» 17 .
При таком положении вещей, когда вся местность была для республиканских солдат враждебной и опасной, отлучение солдат из своих частей для грабежа заканчивалась для них смертью; такая же участь ждала не только отставших солдат, но порой и весь арьергард. «Одним словом, - констатирует современник, - они (вандейцы) скрывались перед тем, кто был сильнее них и набрасывались на любого, кто был слабее них. Именно подобными засадами они также часто завладевали у наших конвоев продовольствием и боеприпасами.
Однако если они, атакуя с тем бешенством, которое может внушить только фанатизм, проявляя упрямство в своем сопротивлении, настойчивость в преследовании, однажды оказывались побежденными, тогда ничто не могло их задержать: оставив свои сабо, сломав свое оружие, каждый со своей стороны бежал с легкостью оленя, углубляясь подальше в леса... откуда, в последующие ночи, они возвращались поодиночке в свои хижины. Только самые преданные оставались иногда вокруг своих руководителей и, захватив первый выгодный пункт, который находили, они держались там до тех пор, пока не принималось решение о новом сборе» 18 .
Тем не менее, нельзя категорично утверждать, что все население мятежных департаментов взяло в руки оружие, чтобы бороться за дело короля. По словам современника, одна часть пошла драться против Республики, другая – продолжала безмятежно жить в своих домах и ожидала развитие событий, третья часть граждан последовала за республиканскими войсками, чтобы вести бой с мятежниками 19 .
Говоря об организации вандейской армии, современник писал: «Мятежники, кроме военной организации, имели гражданскую администрацию; у них была типография и клише для выпуска бумажных денег, но не для подделки наших ассигнаций, а от имени короля» 20 .
У крестьян не было недостатка в ловких и дерзких командирах: Кателино, простой каретник, Стоффле, лесничий, и Гастон, цирюльник – три выходца из крестьянской среды, которые, по словам Обинье, «заслужили своим талантом встать на одну ступень с наиболее выдающимися именами вандейского дворянства – Шареттом, Рошжакленом и д’Эльбэ. Прекрасное знание местности, насыщенной лесами, болотами, прорезаемой оврагами, ручьями и реками, - давало в первое время огромное преимущество для восставших крестьян» 21 .
В этой связи стоит немножко остановиться на наиболее колоритных фигурах вандейского восстания, руководителях так называемой Королевской Католической армии.
Говоря о военной организации Католической армии и ее руководителях, современник писал: «Мятежники имели довольно хорошо организованное военное управление. Д"Эльбэ был провозглашен... генералиссимусом армий, нет не потому, что его считали самым умелым из генералов, как он об этом говорил перед своей смертью, но потому, что ему приписывали меньше всего амбиций. После него, первоклассными руководителями считались Боншан, Ларошжаклен, Кателинье (имеется в виду Жак Кателино – С.З.), Мариньи, принц Тальмон де ла Тремоль, д"Отишам, Гастон, Лексюр, Пирон, Домманье, Дез Эссарт, шевалье де Тюрпен, де Логренье, де Сент-Илер, Шарет и Стоффлет; этот послений был простолюдином и некогда сторожем охотничих угодий. Он был возведен в степень генерала, благодаря большому доверию жителей своего края, знанием местности и чрезвычайной отвагой.
Боншан был тем, кого мятежники любили больше всего и за которым признавали в то же время наибольшие таланты. Ларошжаклен обладал в равной степени блестящими качествами и превосходным ведением боя. Мариньи был резким и жестким, впрочем, не слишком способным. Тальмон – превосходный человек, однако робкий. Шаретт, командуя всегда отдельными корпусами, может рассматриваться как сторонник армии, однако, не слишком уважаемый другими начальниками, он редко общался с ними...» 22
Болотистая местность, называемая Марэ, по словам Тьера, «пожелала быть под начальством Шаретта» 23 . Франсуа-Атанас Шаретт (Francois-Athanas Charette) родился 2 мая 1763 года в местечке Куффэ, недалеко от Ансени, в Анжу. Его семья относилась к старинному бретонскому дворянскому роду, который вел свое происхождение с XII века, когда его основал итальянский маркиз Галеас Каретто, сопровождавший короля Филиппа Августа в путешествии на Святую Землю, и после возвращения обосновавшийся в Нормандии. Отец будущего руководителя вандейского мятежа - Луи-Мишель Шаретт, сеньор де-ла-Контри, принадлежал к обедневшей ветви своего рода и был вынужден добиваться положения в обществе военной карьерой, которую завершил в чине пехотного лейтенанта. В 1779 году он поступил на службу в королевский военно-морской флот, что было хорошим тоном в те времена для дворян, не имевших протекции, и дослужился до звания капитан-лейтенанта.
Мнения о Шаретте разнятся: по словам одних современников, он отличался расточительностью и любовью к картежной игре, и, в то же время, у него было живое чувство чести, огромная выдержка в самых критических обстоятельствах; он был злопамятен и жестоко наказывал за неповиновение своей особе и малейшую оплошность. Современники отмечали в нем мало способностей для роли лидера, особенно в военном деле, однако признавали за ним хладнокровие даже в самых критических ситуациях и безумная храбрость и дерзость. Некоторые из современников охарактеризовывали Шаретта, как человека заурядного, не слишком образованного, с манерами провинциала и ленивого.
По словам Виктора Гюго, Шаретт «приближается к типу бандита» 24 .
«Слабого и хрупкого телосложения, - пишет о Шаретте Адольф Тьер, - он казался мало пригодным к тяготам войны, однако живя в лесах, где проводил целые месяцы, лежа на земле вместе с охотниками, он стал крепче, приобрел совершенные знания об обычаях края и способствовал тому, чтобы все крестьяне узнали о его находчивости и храбрости... Ловкий, хитрый, твердого нрава и неукротимого упорства, он стал самым ужасным из вандейских руководителей» 25 .
Шарль Боншан, маркиз де Боншан, родился 10 мая 1760 года в Жувертеле (Анжу). Сражался в Северной Америке за независимость Соединенных штатов. Когда вспыхнула Революция, он, будучи всецело за короля, удалился в свой уединенный замок, где ему было вручено начальство над анжуйскими инсургентами. По словам Тьера, Боншан был «умелым офицером и соединял в себе огромное бесстрашие и благородный характер» 26 . В битве у Шоле, 17 октября 1793 года, Боншан был смертельно ранен; отступившие в беспорядке вандейцы унесли его с собой и поклялись отомстить за его смерть; месть должна была пасть на 5 тысяч республиканских солдат, захваченных вандейцами ранее в плен, однако Боншан, уже умирая, отдал категоричный приказ не трогать пленных и этим спас им жизнь.
Шевалье д"Эльбэ, по словам Тьера, «соединял исключительную набожность с упрямым характером и большим пониманием в военном деле» 27 .
Пажоль, говоря о д"Эльбэ, пишет: «Приятный и изысканный внешний вид д"Эльбэ соединял с характером и талантами, необходимыми для лидера. Будучи военным, он ставил перед собой цель обучить вандейцев тактике в соответствии с их талантами и рельефом их страны. Он обладал даром речи, высказывался изящно и легко; его красноречие было слащавым и убедительным» 28 .
Анри де Ларошжаклен был представителем одной из самых старинных дворянских фамилий Франции, отличавшейся своей преданностью королевской власти. Родившись в 1772 году, он в 1791 году поступил офицером в конституционную гвардию короля Людовика XVI. Однако после событий 10 августа 1792 года он возвратился в Вандею, где стал одним из руководителей вандейского восстания. Проявляя во всех боях огромное бесстрашие, Ларошжаклен получил от своих приверженцев прозвище «герой Вандеи».
Охарактеризовывая трех главных вождей восстания в Вандее, - Боншана, Лескюра и Ларошжаклена – Гюго писал, что они отличались «гуманными чувствами, можно сказать, что они просто заблуждались» 29 .
Таков был край и люди, которые противились новым реформам в стране и которые желали оставаться ослепленными рабами своих господ и священников, использующих невежественный и забитый народ исключительно для своих целей.
Говоря о настоящем и будущем вандейского восстания, Гюго пишет: «Вандейское восстание – скорбное недоразумение. Колоссальная по своему размаху, смелая до дерзости авантюра, стычки титанов, широко задуманный мятеж, которому суждено было оставить в истории название Вандеи , - славное, но не доброй памяти название; Вандея, накладывающая на себя руки ради отсутствующих, жертвуя собой эгоизму, отдавая свое беззаветное мужество в услужение трусам, без расчета, без стратегии, без тактики, без плана, без цели, без ответственности, без головы, показавшая, до какой степени воля может оказаться бессильной, рыцарски благородная и дикая; нелепая в корне, пытающаяся возвести глухую стену тьмы, чтобы оградить себя от света; невежество, оказывающее истине, разуму, праву, справедливости, свободе упорное, глупое и великолепное сопротивление; восьмилетняя угроза Франции; четырнадцать разоренных департаментов, опустошенные поля, уничтоженные жатвы, горящие деревни, разрушенные города, разграбленные жилища, избиение женщин и детей, пылающий факел в соломенных крышах, меч в сердцах, пугало цивилизации... вот чем была эта война...» 30

Примечания

. Белая дама – по поверью, приведение, появляющееся в замках перед каким-нибудь важным событием в семье.