Творческое рассказывание в детском саду. Влияние возрастных особенностей развития речи на творческое рассказывание

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Творческое рассказывание - это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность - построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах :

В сочинении рассказов, сказок, описаний;

В сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

В словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

В формировании детского художественного творчества А. Ветлугина выделяла три этапа .

На первом этапе происходит накопление опыта . Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция . Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию .

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни . Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

3. Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей творческому рассказыванию

Речевые задачи :

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Требования к рассказыванию детей :

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность - умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет - это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды :

Рассказы реалистического характера;

Описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе , поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия :

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет :

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида - самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста).

Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

1. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа . Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Пример занятия: Придумывание детьми конца рассказа «Как папа и Ваня ходили в лес» .

Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.

Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?

Воспитательница. Говори.

Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне росло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.

Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновики, подберезовики. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.

2. Вспомогательные вопросы , по мнению Л.А Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 — 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Пример занятия: Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе». (Прием обучения: указания в виде вопросов .)

Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?

Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.

На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.Вот некоторые из детских рассказов.

Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять во двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.

Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.

3. Более сложный прием рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем».

Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко — о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

5. Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных : «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц».

Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях.

Воспитатель обращается к приемам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования : детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей

Пример занятия: Придумывание, продолжения сказки.

Программное содержание занятия : развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.

Ход занятия .

Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение. Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».

Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.

Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.

А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.

Вот некоторые из вариантов продолжения сказки , придуманных детьми:

Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.

Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.

В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием — придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.

6. Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы . Эффективной считается

такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя .

Приведем пример: «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные — осокорей, салатовые — ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит».

7. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Творческие рассказы - условное название рассказов, которые дети придумывают. Дети способны создать на основе накопленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Развитие воображения у детей - одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития творческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.
Придумывание рассказов доступно детям старшего дошкольного возраста, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, когда они накопили уже некоторый жизненны» опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе обучения. Приемы обучения и здесь те же: указания к составлению рассказа и образец-рассказ воспитателя, но для решения новой задачи - развития воображения - нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направление деятельности воображения детей, им предлагается конкретная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключение новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько возможных вариантов развития сюжета. Это облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.
Хорошим упражнением для развития воображения детей является придумывание конца рассказа, начало которого сообщает воспитательница. Она указывает, что каждый должен придумать конец по-своему.
Приводим для примера описания занятий, на которых воспитательницы применили разные приемы обучения детей творческому рассказыванию.
1. Придумывание детьми конца рассказа.
Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.
Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?
Воспитательница. Говори.
Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне ррсло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.
Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновые, подберезовые. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.
Юра. Я сам с папой был в лесу, и мы видели белку.
Воспитательница. Ну расскажи, Юра, как вы с папой увидели белку и как провели день в лесу.
Юра. В лес мы с папой пришли рано утром. Нам очень мало попадалось грибов. Вдруг папа мне говорит: «Посмотри, как часто падают сухие сучки; здесь поблизости белка, она прыгает с дерева на дерево, сухие сучки ломаются». Мне очень захотелось увидеть белку. И я попросил папу остаться здесь и наблюдать. Вскоре я увидел, что что-то мелькает. Папа сказал, что это и есть белка. Вскоре она спустилась ниже с веточки на веточку. Сама она маленькая, рыженькая, а хвост большой, пушистый. Она попрыгала и скрылась. Мне очень жаль, что она так скоро убежала.
2. Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».
(Прием обучения: указания в виде вопросов.)
Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?
Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.
На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.
Вот некоторые из детских рассказов.
Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять в» двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.
Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.
3. Придумывание, продолжения сказки.
Программное содержание занятия: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.
Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».
Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.
А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.
Приводим некоторые из вариантов продолжения сказки, придуманных детьми:
Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.
Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.
Саша. Когда медведица ушла, мишка пошел на речку. Стал купаться, а сапожки забыл снять. Когда вышел из речки, стал искать сапожки. На берегу стоял слон. Слон спросил: «Что ты, мишка, ищешь?» «Я потерял в речке сапожки»,- сказал мишка. «Здесь неглубоко»,- слон сказал.
Мишка попросил слона, чтобы он поискал сапожки. Слон залез в реку, поискал хоботом и скоро нашел мишкнны сапожки. Мишка обрадовался, и слон был рад.
Ира. Снял мишка сапожки и полез в воду. Сапожки он поставил близко к речке. Они упали и поплыли. Когда мишка искупался, вышел на берег и увидел - нет сапожек. Пошел искать. Идет около речки, устал. Видит пенек. Сел отдохнуть. Попросился у ежика ночевать, рассмотрелся - видит у пенька стоят его сапожки. Под пеньком жил еж. Он тоже купался. Увидел, плывут сапожки, и вытащил их и принес домой. Он отдал их мишке.
Таня. Стал мишка купаться. Забыл снять сапожки. Когда он вылез из виды, посмотрел на ноги. Пошел искать сапожки. Не нашел. Сел на пенек. Пробежала мимо лисичка, а мишка ее спросил: «Лисичка, ты не видела, где мои сапожки?» Лисичка говорит: «Нет». Пошел мишка опять купаться, нырнул. Увидел на дне что-то красное. Он очень обрадовался. Взял сапожки и побежал домой.
В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием - придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.
Приведем здесь также сказку «Кошкины именины», которую придумали две шестилетние девочки Люба и Рая и сами разыграли в кукольном театре для малышей. Готовясь к спектаклю, дети советовались с воспитательницей.
Кошка спала, потом проснулась: «Мяу-мяу, я сегодня именинница, надо скорей вставать». Она поднялась, убрала постель, умылась и начала готовить угощенье: торты, конфеты, фрукты. Кошка хлопотала и пела песенку. Потом начали сходиться гости: «Тук, тук, хозяйка дома?» - говорили они. «Пожалуйста, входите!» Гости входили с подарками: «Поздравляем, примите подарочек!» - «Спасибо! Мур-мур! Садитесь за стол, кушать будем». Гости ели, а кошка хлопотала около них.
«Почему нет Михаила Ивановича и Анастасии Петровны с Мишуткой?» - спросила она.
В это время раздался стук и вошла семья медведей.
«Здравствуй, кошечка! Поздравляем тебя! Мишенька, иди, поздравь тетю (Мишка упрямится). Стыдно так вести себя, на тебя смотрят».
Кошка подходит, гладит по голове Мишку и говорит: «Иди, Мишка, я тебе меду дам». Мишка бежит и говорит: «Поздравляю, поздравляю!»
Все едят угощенье, благодарят. Тетя кошка говорит:
«Давайте, потанцуем». Кошка берет бубен, все танцуют и уходят. Кошка говорит: «Хорошо быть именинницей!»

Дидактические игры

Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда упражнениям детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть короткие описания игрушек, открыток и других предметов, включенных в дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Почтальон принес почту», «Угадай, что мы задумали», «Магазин» и др.).
Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию, важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Можно, например, взять восемь - десять маленьких кукол, одетых в разные костюмы, разных цветов: в платье с фартучком, цветной сарафан с белой кофточкой, пальто и шапочку, штанишки и вышитую рубашечку и т. д., или матрешек разного размера и расцветки, открытки, содержание которых доступно детям.

Дидактическая игра «Угадай, кто это»

Программный материал. Учить детей описывать внешний вид человека, уточнить названия характерных признаков, развивать наблюдательность.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня я покажу вам новую игру. Она называется «Угадай, кто это».
Воспитательница выбирает водящего, предлагает ему сесть на стул возле себя и закрыть глаза. Затем она подводит другого ребенка к водящему и сама загадывает (дает детям образец описания): «Угадай, кто подошел: это девочка, у нее голубые глаза, светлые вьющиеся волосы, у нее синее платье и белый фартук, она знает много песен и стихов, эта девочка большая лакомка».
Водящий по описанию отгадывает, кто подошел к нему.
После этого загадывают сами дети (по очереди).
Если водящий угадал, он идет на место, а тот, кто загадывал, становится водящим. Если водящий ошибся, он должен рассказать скороговорку, стихотворение и т. д.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ

Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С. Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно выделяют следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. /3,126/:

  • 1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
  • 2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
  • 3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Ф.А. Сохин (6 с141) выделяет различные варианты творческих рассказов:

  • 1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).
  • 2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
  • 3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму.
  • 4. Самый сложный вид рассказывания -- это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

дошкольник творческий рассказывание обучение

Методы и приемы обучения

творческому рассказыванию

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами .

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имею­щихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фан­тазии и составить творческий рассказ.

Приемы обучения творческому рассказыванию:

Приемы зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.

Этот прием используется в качестве подготовительного этапа.

Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано задание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была в лесу и заблудилась».

2. Придумывание детьми продолжения авторского текста.

Сначала детям читают рассказ, затем они его перессказывают, затем дается задание продолжить рассказ. Можно дать образец.

3. По данному началу рассказа придумать продолжение и конец.

Начало рассказа должно быть таким, чтобы заинтересовать детей, познакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Например: Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать песни птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы были какие - то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она ведет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса

4. Вспомогательные вопросы являются приемом, когда воспитатель активно руководит творческим рассказыванием.

Вопросы помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. С помощью содержательных вопросов педагог активизирует память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая их к творческой деятельности.

Например, рассказ на тему «Случай во время ледохода»:

Воспитатель проводит с детьми беседу. Он говорит: * «Постарайтесь представить себе ледоход. Что можно увидеть на реке во время ледохода? Что можно услышать?» Дети делятся своими наблюдениями, а педагог одобряет и дополняет их. Если дети в ходе беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.

5. План в виде вопросов.

С планом педагог знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. Сам термин «план» не употребляется. При сообщении плана педагог сосредотачивает внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей, на полноте развития сюжета и т. д. Для плана лучше использовать 3-4 вопроса. Большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Например, детям предстоит придумать рассказ о том, как Гриша с друзьями ходил за грибами в лес. В процессе беседы дети знакомятся с основными пунктами плана:

«Как Гриша собирался в лес за грибами.

О чем он мог разговаривать с друзьями по дороге в лес.

Как он искал грибы и какие.

Что могло случиться с детьми, когда они собрались идти домой.»

Дети высказывают свои предположения по каждому из пунктов плана. Затем предлагается кому-то из детей повторить вопросы плана. После этого составляется рассказ.

6. Составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

Пример составления рассказа (сказки) по аналогии - фрагмент занятия по сказке «Бишка»

Оборудование: предметные картинки с изображением со­баки, кошки, коровы, курицы.

I. Чтение (рассказывание) логопедом сказки (басни) «Бишка».

-А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку да и прочь пошла.

II. Усвоение содержания - ответы на вопросы логопеда:

О чем попросили Бишку? Что сделала Бишка?

Как ответила Бишка, когда ее попросили почитать книжку?

Припомните и повторите ответ Бишки? Какие свои полезные дела назвала Вишка? Чему учит нас эта сказка (басня)?

III. Повторное чтение текста с установкой на запоминание. Пересказ по предложенному логопедом плану. Задание Бишке.

Отношение Вишки к чтению книжек. Рассказ Бишки о своих полезных делах.

IV. Придумывание такой же сказки о других домашних животных.

а) Выбор домашних животных для придумывания сказки по индивидуальной картинке (с помощью отгадывания загадок о кошке, корове, курице).

б) Придумывание выбранным животным кличек (кош­ка Мурка, корова Буренка, курица Пеструшка).

в) Словообразование существительных с уменьши­тельно-ласкательным значением (кошечка Муроч­ка, коровушка Буреночка, курочка Пеструшечка).

г) Закрепление представлений детей об этих домаш­них животных в игре «Кто что делает?» путем подбора действий с последующим составлением предложений с однородными сказуемыми.

кошка - мышей ловит, песенки поет, мурлычет, мяукает,

умывается, лакает молоко, лижет лапку... курица - яйца несет, цыплят выводит, зерно клюет, червяков

ищет, траву щиплет, кудахчет, цыплят защищает... корова - кормит людей, дает молоко, сметану, творог, масло;

пасется на лугу, мычит, сено жует, бодает...

д) Размышления и ответы на вопросы:

Что было бы, если бы мы попросили кошку (корову, ку-рицу) почитать книжку?

Что на это предложение ответила бы кошка (корова, курица)? е) Составление плана сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пеструшке).

Задание Мурке (Буренке, Пеструшке), Отношение Мурки (Буренки, Пеструшки) к чтению книжки.

Рассказ Мурки (Буренки, Пеструшки) о сво­их полезных делах.

ж) Варианты сказки (басни) о Мурке (Буренке, Пест­рушке), придуманные детьми.

V. Итог занятия. Вывод делается с помощью логопеда:

Каждый должен заниматься своим делом, которое он зна­ет и хорошо умеет делать.

(Собака - сторожить дом и охотиться, кошка - ловить мышей, корова - давать молоко и кормить человека, курица - нести яйца, а учиться грамоте и читать книжки - это дело детей.)

7. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом – более сложный прием.

Сюжет должен быть таким, чтобы он вызывал желание придумать рассказ.

Педагог может предложить сюжет для придумывания реалистического рассказа или для придумывания сказки (это сложнее).

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «Галя учится кататься на коньках», «Юра и Маша пускают весной кораблики», «Ира с Вовой смотрят по телевизору веселый мультфильм». Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержания: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера - мамина помощница», «Маша пришла, на помощь своему младшему брату», «Кто научил Катю переходить улицу». Некоторые сюжеты отражают интерес детей к живот ному миру, к природе: «Сережа вывел на прогулку своего щенка», «Вера помогает бабушке ухаживать за курицей с цыплятами», «Гриша с ребятами пошел в лес за грибами», «Забавные приключения рыжего котенка».

Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем «Подарок маме». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую ини­циативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не толь­ко с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие двух-трех персонажей дает, в частности, основание вво­дить в описание диалог.

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их лю­бимые игрушки - зайчики, медвежата, матрешки, куклы и т. д.

На занятиях воспитателю следует различными приемами (воп­росами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально за­интересованное восприятие сюжета, а также учебных речевых заданий; побуждать детей к предварительному обдумыванию сво­их ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов.

Методика занятий, проводимых в начальный период обуче­ния, когда у детей только еще начинает накапливаться опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее при­думывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий - непосредствен­ное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее исполь­зовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы.

8. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое сложное задание.

Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог может советовать, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине, и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед . Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Можно пояснить «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-то интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Приключения волка», «Что случилось в лесу с ежиком».

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей, советует план, начинает сказку, помогает вопросами.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Творческие рассказы многообразны по степени сложно­сти и самостоятельности.

Наиболее сложным в этом перечне является придумы­вание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на дос­таточно высокий уровень интеллектуальный и речевой зре­лости, а также в значительной степени зависит от природ­ной лингвистической одаренности ребенка, его способности к «сочинительству».

Литература:

1. , Яшина развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997

2. , Филичева. Екатеринбург, 1998.

Обучение детей творческому рассказыванию

Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Словесное творчество детей выражается в различных формах :

В сочинении рассказов, сказок, описаний;

В сочинении стихотворений, загадок, небылиц;

В словотворчестве (создании новых слов - новообразований).

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1.Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4.Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).

Методика обучения детей творческому рассказыванию

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет формирование словесного творчества и роли педагога. Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа :

На первом этапе происходит накопление опыта : педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных сҏедств). Важна установка на новую деʀҭҽљность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На тҏетьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтеҏесованность.

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим:

→1. придумывание пҏедложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) ҏеалистического или сказочного;

→2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостояҭҽљность в развитии содержания);

→3. придумывание рассказа по теме, пҏедложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития ҏечи не существует сҭҏᴏгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы ҏеалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

По ҏекомендации Коротковой Э.П. дети учатся наглядно и образно описывать пҏедметы, пеҏедавать ҹувства, насҭҏᴏение и приключения героев, самостояҭҽльно придумывать концовку рассказа.

Начинать обучение творческому рассказыванию луҹше с придумывания рассказов ҏеалистического характера.