Туманский она исчезла утопая в сиянье дня. Глава IV Русские сиятельства и высокоблагородия на высотах благородного абстракционизма и в сиянье посмертной славы

Убить великого поэта - все равно что стереть с лица земли целую цивилизацию, лишить мир мощного культурного слоя. Представьте себе, что в расцвете творческих сил убивают Гомера, и мы лишены возможности познать культуру древнейшей Греции за тысячу лет до Рождества Христова. Или Шекспира убивают, и некому написать Гамлета и Короля Лира. Великого поэта никто заменить не может. Его душа вмещает всю Вселенную, он открывает нам тайны, прежде неведомые миру:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха,пустыня внемлет Богу... В небесах торжественно и чудно.
Спит Земля в сиянье голубом...
Что за пустыня среди гор Кавказа, где было написано это стихотворение? Откуда Лермонтов знал, что Земля - в сиянье голубом, - это ведь только из космоса можно увидеть? А он и видел из космоса. Шел один по кремнистому Млечному пути среди бескрайней пустыни Вселенной, которая внемлет Богу, то есть послушна Его воле, и потому пребывает в величавой гармонии, торжествующей красоте. Все это знала великая душа поэта. Судите сами о ее масштабах. Это было одно из последних его стихотворений. Написано оно в начале июля 1841 года. Очевидно, что творческий потенциал Лермонтова не был исчерпан, наоборот, он только начинал свое восхождение к пророческому прозрению, к Богу. Его сбили на лету. Известно, что Пушкин написал свои самые зрелые произведения после тридцати лет. Лермонтов погиб, когда ему было двадцать восемь. Великий поэт всегда еще и пророк. Ему от Бога дано с раннего детства ясно все и всех видеть, чувствовать то, что другие чувствовать не могут. Этот дар, этот талант, и радость, и великая боль. Поэт именно "не от мира сего", ему в миру прижиться трудно. Он в нем чужой. "Такой уж мальчик уродился", - говорила о своем странноватом для посторонних внуке его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Она любила его без памяти и одна всю жизнь старалась защитить. Но силы были слишком неравны.

В 1838 году поэт пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом...
Что это за ошибки отцов, которые так мучили Лермонтова, лишали его душу гармонии, к которой он так стремился? Ошибки эти - предательство отцами веры предков, их отступничество от самого русского духа, служение масонскому братству на погибель России. Они еще пировали и праздновали в безумном ослеплении, некоторые из них, как Андрей Болконский и Пьер Безухов, даже искренне верили, что служат Отечеству и человечеству. Они заваривали кашу, которую нам, их потомкам, вовек не расхлебать, А их лишенные корней сыновья, подобно Онегину и Печорину, уже томились в безысходной тоске и предчувствии катастрофы. Лермонтов все это видел, он, как никто другой, страдал от торжествующей пошлости и предательства, и потому даже не пророчествовал, а просто знал:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет.
Сам он никогда в этом "братстве" не состоял, что было почти невероятно в дворянских кругах того времени. Лермонтов открыто обличил это "общество" в своем стихотворении "Смерть поэта", написанном после гибели на дуэли Пушкина, тем самым подписав себе смертный приговор: "Надменные потомки известной подлостью прославленных отцов", - так он сказал о них. Какой это "известной подлостью"? В те времена все сразу поняли: их отцы и деды были так или иначе замешаны в заговорах против законных Государей, Петра III и Павла I, а они, их дети и внуки, приумножали совершенные предками подлости. Они представляли собой круги самого "высшего общества" того времени. Говорят, Лермонтова там "не принимали". Скорее всего потому, что он сам не хотел быть там принятым.
Вы, жадною толпой стоящие у трона...
Пред вами суд и правда - все молчи!
Но есть и Божий Суд наперсники разврата!
Такими он их видел. И ему слишком ясно было, что Пушкина довели до безумия распространением клеветы на его невинную жену. Месяцами глумились над самым дорогим, что было в земной жизни поэта, оскорбляли почти открыто в этом самом "высшем обществе". Читаешь последние письма Пушкина и видишь, что их писал человек, доведенный до крайности, до последней черты: "Не вынесла душа поэта позора мелочных обид...". За что убили Пушкина? Именно убили, потому что измученный, пребывавший последние дни в постоянном напряжении, несколько суток не спавший поэт неизбежно должен был промахнуться. А "его убийца хладнокровно навел удар, - спасенья нет. Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет." Ныне уже многим ясно, что Пушкина убили за то, что он отказался служить "братству", кроме "звезды пленительного счастья" ничего для них не написал, а писал он в последние годы жизни православные и патриотические стихи и поэмы. Это ныне стихи почти никто не читает, а в XIX веке великие поэты формировали общественное мнение.
Кажется, один только Лермонтов в ту пору понял, что убийство Пушкина - трагедия страшная, открывающая собою число сатанинских жертвоприношений. Отныне свободы творчества в России уже не могло быть. Начался, как точно определил Достоевский, либеральный террор. Лермонтов не раздумывая, один, с отчаянной отвагой кинулся в битву. Он, поэт лирик, не мастер был писать воззвания. Просто прокричал, что наболело, промолчать не мог. Стихотворение "Смерть поэта" Михаил Юрьевич предварил эпиграфом:
"Отмщенье, Государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу!"
(Из трагедии "Венцеслава" Ротру)
Но кто-то передал Николаю I список стихотворения под заголовком "Воззвание к революции" и без эпиграфа. 18 февраля 1837 года Лермонтова арестовали. Царь приказал медику "посетить молодого человека и удостовериться, не помешан ли он?". Николай I и не догадывался, что новый заголовок стихотворению придумали как раз те, кто готовил революцию. Лермонтов же хотел, чтобы Царь, пока не поздно, обратил внимание на то, кто и зачем жадною толпою стоит у его трона. Николай I не защитил ни Пушкина, ни Лермонтова. А члены "общества" никогда не прощали тех, кто посмел выступить против них. Лермонтов понимал, что жить ему осталось недолго. Он писал:
Настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений...
Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый...
Он верил в бессмертие души. И он знал, что после смерти на земле на него будут клеветать, о нем будут сочинять небылицы: "Укор невежд, укор людей души высокой не печалит; пускай шумит волна морей, утес гранитный не повалит..." А что же Царь, к справедливому суду которого взывал поэт? Неужели он совсем ничего не видел и не понимал? Видимо, не понимал. Прозрел Николай I только во время Крымской войны, когда очевидно стало, что внешне могучая страна уже разложилась внутри. На всех ее ключевых постах были предатели, поставлявшие в армию негодное оружие и боеприпасы, тормозившие продвижение войск, отдававшие нелепые приказы во время сражений. Иначе как мы могли проиграть эту войну на своей территории заморским странам? "Братья" уже накинули сеть на беззаботно спавшую Россию. Голос поэта никого не разбудил. Жадная толпа, стоящая у трона русского Царя, невидимо для него служила Англии и Франции, а не России. Для революции уже тогда все было готово, кроме верного еще Царю русского православного народа.
Ожидая решения своей участи под арестом, Лермонтов писал: "И счастье я могу увидеть на земле, и в небесах я вижу Бога". Господь был с ним, и Он помог ему, приговоренному, достойно прожить эти последние четыре года своей жизни и написать свои лучшие произведения.
Царь приказал перевести Лермонтова из гусарского в драгунский полк и отправить на Кавказ, где шла война. Там поэт храбро воевал, но ни с кем близко не сходился, - почти как Печорин из "Героя нашего времени". Среди величественных гор Кавказа, на войне, он чувствовал себя в большей безопасности, чем в Петербурге.
Через год ему разрешено было вернуться в Петербург. Высшее общество, которому поэт "бросил в лицо" свой гневный стих, зазывало его на свои балы и вечера. Девицы переписывали его стихи. Он был окружен каким-то слишком большим вниманием и скоро заскучал. Просился на Кавказ, но ему отказали.
В это время усердно искал его дружбы Александр Иванович Тургенев, "серый кардинал" петербургских масонов, один из организаторов травли Пушкина. Зачем Лермонтов стал с ним встречаться, ездить на приемы в иностранные посольства, где Тургенев был своим человеком? Не мог же Михаил Юрьевич не знать, что общение с ним таит в себе смертельную опасность? Знал, конечно. Но, вероятно, хотел смотреть опасности в лицо, как привык на войне. Вскоре во Французском посольстве он встретил своего "Дантеса". Это был сын французского посла Барант, откровенно искавший с ним ссоры, якобы по той причине, что Лермонтов в своем стихотворении "Смерть поэта" оскорбил всю французскую нацию. Однажды он при большом стечении народа сказал, зная что в России дуэли запрещены законом:

Если бы я был в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело. - В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, - ответил Лермонтов. - И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно.

Барант вызвал поэта на дуэль. 18 февраля 1840-го года Михаил Юрьевич со своим секундантом Столыпиным поехал на поединок с французом к Черной речке, как Пушкин. Сначала сражались в глубоком снегу на рапирах, - так пожелал Барант, - потом стрелялись. Барант выстрелил первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в воздух.
Последствия дуэли: француз не был наказан, а Михаил Юрьевич был арестован. Бенкендорф, начальник III отделения, даже требовал, чтобы Лермонтов извинился перед Барантом, так как оскорбил его, выстрелив в воздух. Но Царь и Военный суд оправдали поэта, установив, что "он вышел на дуэль не по личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера". Николай I повелел перевести Лермонтова в пехотный полк и отправить на Кавказ. По дороге в действующую армию поэт останавливается в Москве и здесь наконец находит истинных друзей - славянофилов Хомякова и Самарина. Когда Лермонтов уехал из Москвы, Хомяков написал Языкову: "Боюсь, не убили бы его..." Поэта вполне могли убить и в бою. Его отряд воевал в Северном Дагестане, которому угрожал Шамиль. Лермонтов участвовал во многих боях, удивляя даже бывалых солдат своею храбростью. Казалось, в Петербурге и Москве его забыли. В начале лета 1841 года Лермонтов вдруг стал собираться в Пятигорск. Получил свидетельство от знакомого врача, что нуждается в лечении водами. Уговорил ехать с ним Столыпина, который, как его секундант на дуэли с Барантом, тоже был сослан на Кавказ.
В Пятигорске Лермонтова уже поджидал его будущий убийца, Мартынов. В Москве он попал в некую нехорошую историю. Пришлось выйти в отставку. "Братья" замяли его дело, но, вероятно, во избежании дальнейших неприятностей он должен был выполнить некое "задание". Чем выманили Лермонтова из действующей армии в Пятигорск, - совершенно непонятно, но Столыпин свидетельствует, что поэт стремился туда, преодолевая все преграды. Приехав в Пятигорск, Лермонтов и Столыпин сняли домик у подножья горы Машук. Здесь поэт много писал ночами напролет. Днем совершал одинокие прогулки. Во время одной из них к нему присоединился мало знакомый Михаилу Юрьевичу юнкер Павел Гвоздев. И Лермонтов вдруг сказал ему: "Чувствую, что очень мало мне осталось жить." Вспоминают, что в эти последние дни его жизни никто не смел смотреть ему в глаза. Даже Столыпин с ним почти не разговаривал. 13 июля вечером они приехали к Верзилиным, где собралось большое общество. Был здесь и Мартынов в черкеске и с невероятно большим кинжалом. На самом деле он был светский юноша и одеваться умел, чувство меры у него было.. Зачем он оделся так нелепо, "под Грушницкого"? Знал, что Лермонтов не выдержит и какую-нибудь остроту на его счет скажет? Михаил Юрьевич, взглянув на него, тихо отметил: "Горец с большим кинжалом". Мартынов, сверкая глазами, тут же подошел к нему, изображая глубокое оскорбление, и сказал: "Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!" Последовал вызов на дуэль. Рано утром 15 июля Лермонтов приехал к месту дуэли на склоне горы Машук. Началачь гроза. Поэт громко заявил, это слышали все секунданты, что он стрелять не будет. В такой ситуации Мартынов должен был или отказаться от дуэли или прямо согласиться стать убийцей. И он согласился. - Сходитесь, - крикнул секундант Мартынова. Лермонтов остался неподвижен и поднял пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал. Так вот просто убили великого русского поэта. Убийцу посадили в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца. Вот и все ему наказание на Земле. "В свете" его принимали и оправдывали тем, что этот дерзкий, несносный Лермонтов кого угодно мог привести в ярость. Так судят и многие современные литературоведы и биографы. "Но есть и Божий Суд..." В те времена закон приравнивал убитого на дуэли к самоубийце, и он лишался христианского погребения. Но в случае с Лермонтовым Православная Церковь судила иначе. Церковный суд признал его невинно убиенным. Михаила Юрьевича торжественно отпевали в храме. На его похоронах был весь Пятигорск, а также офицеры всех полков, в которых служил Лермонтов. Тело поэта было погребено на склоне горы Машук. Позднее Елизавета Алексеевна перезахоронила его в фамильном склепе в Тарханах. В качестве постскриптума: кто-нибудь заметил, что первой в самом начале перестройки вдруг почему-то, нас не спросив, переименовали станцию метро "Лермонтовская" в какие-то "Красные ворота"? Их даже построили, не поленились. Стоит незыблемо станция "Войковская", а вот "Лермонтовской" уже нет. Видно, кто-то не любит Михаила Юрьевича до сих пор.

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу.
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
- Ф. А. Туманский.

Часто люди пишут рецензии к фильмам. Шикарная картина. Хороший актёр. Просто шедевр. Я хочу написать рецензию к жизни. Вот я стою на собственных похоронах. На самом деле, это странно. Я будто раздвоилась. Вот я лежу в гробу, скрестив руки на груди, крепко сомкнув веки и никогда уже не посмотрю на мир этими глазами. Они навсегда закрылись. А вот я – тень. Или душа, как угодно. Я вижу своё мёртвое тело. Я вижу людей вокруг этого самого мёртвого тела.
***

В тот серый день мало кого можно было встретить на улице. Дождь лил стеной, он громко барабанил по крыше машины, мы ехали быстро, брызги воды под колёсами разлетались по сторонам. Городская местность уже давно успела смениться и пейзажи, которые попадались мне на глаза, казались для меня слишком скудными, хотя и до этого путь не представлял для меня особого интереса. Какой может быть интерес, если ты не испытываешь удовольствия от места, в котором скоро окажешься?
Дорога была очень долгой и как бы я не старалась её запомнить, я всё равно сбивалась на поворотах. В конечном счёте я перестала пытаться. Я была уверена, что никогда уже не смогу вернуться назад. Мой муж сидел спереди, я ощущала на себе его презренный взгляд очень часто, даже не смотрев в его сторону, я чувствовала, как он словно прожигал моё тело и знала, что ему в радость наконец избавиться от меня. И как бы я не боролась, он всегда был на шаг впереди.
Я помню всё в мельчайших подробностях. Я помню, как впервые передо мной предстал образ Вейстленда (~The wasteland). Сначала мы преодолели высокие ворота, при виде этих чёрных железных прутьев по коже пробежали мурашки. Мы проехали полукруг по размытой гравием дорожке, и водитель остановился перед главным входом. Нас уже ожидали. Мой муж, как всегда ловко действуя в любом обществе, вышел из машины первым. Он громко хлопнул дверцей, одёрнул чёрный вельветовый пиджак, обошёл машину и взглядом пригласил меня выйти за ним. Всё это, возможно, доставляло ему истинное наслаждение, а я старалась не самовольничать. Всё же, я бы так и сидела на месте, но его ладонь была уже протянута мне.
- Любимая, настало время, - его слова прозвучали омерзительно сладко, мне хотелось бежать со всех ног от его нежного и вместе с тем грубого голоса с хрипатом. Иногда он говорил со мной так, чтобы его не слышал никто другой, кроме меня. Это был именно тот случай. Я дотронулась до его руки холодными пальцами и вышла.
Теперь, наконец, я смогла полностью разглядеть здание Вейстленда. Оно сразу же показалось мне суровым и мрачным. На всех окнах были прикручены решётки, а стены выкрашены в белый цвет, но от того они не казались светлыми. Здание тянулось больше в ширину, чем в высоту. Я насчитала всего четыре этажа. Над главным входом возвышался козырёк, опорой которому являлись две белые колонны, величаво стоявшие на невысоком, просторном крыльце, а рядом в клумбах цвели белые розы. Мне сразу не понравилось такое количество белого цвета.
Я стояла в сером шёлковом платье с длинными рукавами, от талии тянулась юбка до пола, приятно развивающаяся на ветру, но в связи с тем, что лил дождь, ткань лишь прилипала к телу. Такой наряд выбрал для меня муж в честь этого события.
- Идём, - он взял меня под локоть и со спешкой повлёк внутрь.
Дверь, когда мы подошли ближе, стала ещё величественней, перед нами её открыл мужчина в сером костюме и чёрном плаще, тогда я ощутила на себе всю её массивность.
Как только мы вошли внутрь, первая моя мысль была о том, что всё здесь работает по особому механизму, как будто лучших кукол выставляют на передний план и управляют ими, дёргая за различные ниточки. В этом случае, ниточками оказались психотропные препараты и их разновидность могла вскружить голову. Я смотрела на людей в белых халатах и на других людей, которых здесь считали психами. Большинство из них в этот день просто походили на овощи, они сидели тихо, смотря в одну точку, некоторые разговаривали между собой.
Я нервно сглотнула. Я знала, что мне придётся остаться здесь. Знала, что вскоре стану таким же овощем. Я не боролась.
Кабинет доктора оказался достаточно масштабным, в нём располагалась небольшая библиотека, скорее всего состоящая из одних книг по психологии, а также диван, пару кресел и распростёртый ковёр посредине.
- Присаживайтесь, - доктор Лэмб указал на два кресла, расположенных напротив его громоздкого стола, заваленного различными бумагами и медицинскими карточками. Я отметила про себя, либо он очень рассеян, либо просто не привык поддерживать порядок.
- Мистер Лэмб, я уже рассказывал вам о своей, - Уолтер кашлянул, - жене. Как вы, должно быть, уже знаете, суд признал её невменяемой. Она не помнит и не осознаёт своих действий.
Краем глаза я взглянула на него и увидела, как он опустил взгляд и крепче сжал переплетённые пальцы.
- Да, я хорошо ознакомился с вашим делом, - ответил доктор, перебирая бумаги на столе, - мне известно мнение психиатра, мистера Далтона, который осматривал вашу жену, но я, прежде всего, сам осматриваю своих пациентов, ставлю им диагноз и провожу должное решение. Так что…
После его слов мне стало не по себе. Уолтер оставит меня здесь, Уолтер вёл меня под руку сюда, чтобы сделать это. Он ненавидит меня и больше всего хочет от меня избавиться.
- Если вы согласны с моим лечением и с требованиями нашей больницы, я прошу вас подписать этот документ.
- Да, - протянул он, причмокивая и пробегая глазами по листам бумаги, скрепленных скобами, - мы согласны, - он чиркнул ручкой на нескольких страницах, где требовалась подпись.
«Мы». Я не была согласна, но протестующее внутри меня никак не могло вырваться наружу. Моя рука слегка дёрнулась, но тут же ослабла на деревянной ручке кресла. Чувство борьбы иссякло, на тот момент я и не знала с чем мне бороться. Я видела это своими глазами, видела, как я сделала это. Я принимала это, как констатированный мне факт, но не осознавала. Будто бы этого вообще не происходило.
- Что ж, на этом мы берём контроль на себя. Всё будет проходить в рамках нашей больницы, можете не волноваться.
- Как пожелаете, - бросил Уолтер.
Доктор, всё это время, не обращая на меня никакого внимания, вызвал санитаров и двое из них взяли меня под руки. Я смотрела на мужа, хотела, чтобы он последний раз взглянул на меня, хотела посмотреть в его тёмные глаза, чтобы он понял, сколько во мне ненависти к нему. Но он так и не посмотрел на меня. А после я словно была в замедленной съёмке, я шла сквозь просторные залы, комнаты отдыха, через узкие коридоры, я видела много дверей, лица проносились сквозь меня и всё вокруг растворялось, в голове стоял шум, смешанный с громкой виолончелью (я часто играла на ней, когда ещё могла считать себя свободной) и далее громкий грохот, и пустота. Я оказалась в комнате, взаперти. В маленькой серой квадратной комнате с одной кроватью без окон.
Если бы вы встретили пустоту, то что бы вы ей сказали? Вы видели темноту? Но не такую, которая обладала теплом, например, когда вы засыпали в своей уютной постели. Я говорю про холодную, незнакомую вам темноту, хранящую в себе вечность, которая впоследствии превращается в клетку.
Клетка. Знаете, что случится с птицей, если запереть её в клетке? Она будет биться о железные прутья, в конечном итоге поранится и поймёт, что как бы она не пыталась взлететь, она здесь застряла. И весь её мир будет задействован лишь в этой клетке. Сможете ли вы когда-нибудь проснуться в этой темноте и почувствовать себя счастливым? А что вообще значит быть счастливым, как отличить это счастье?
Мои руки нащупали скрипящую железную кровать и чёрствый матрас. Я упала и свернулась калачиком, закрыв веки, я хотела заплакать, но слёз уже не осталось.
Я вспоминаю, как мы были рядом, как ещё несколько дней назад я находилась в нашем доме и считала, что я в полной безопасности. В нашем большом и просторном доме, в котором иногда блуждать по комнатам настолько завораживало; наблюдать за Уолтером, как он выходит из душа, целует нашу дочь и как читает ей сказки на ночь, чтобы она скорее заснула. А затем он идёт ко мне и обнимает; и я чувствую его запах, свежий запах и его кожу, от которой бегут мурашки, особенно когда он подкрадывается позади так незаметно и на шее ощущается только его дыхание; он переплетает наши пальцы и целует меня в висок. И Карэн, наша пятилетняя малышка, я помню её ребячий лепет, маленькие ручки, стремящиеся обнять тебя за шею. Карэн, моя малышка. Наши завтраки по утрам, я всегда сама готовила ей завтраки и никому больше не позволяла этого. Блюда могли быть самыми разнообразными, например, сандвичи с забавными рожицами или разноцветная яичница; Карэн обожала разноцветную яичницу, весь секрет был в том, что туда можно было набросать всякой всячины: ветчины, помидор, перца, да всего, чего вы пожелаете, а потом сверху залить это каким-нибудь вкусным соусом. Мы вместе ходили по магазинам, нам было весело. И честно признаться, я глупо верила в то, что наше счастье будет длится вечность. Сейчас всё закончится. Сейчас всё закончится. Сейчас всё закончится.
Проснувшись, я первым делом спешу проверить Карэн, но вдруг я вижу перед собой эти белые стены и железную дверь, я не сразу осознаю, где я нахожусь, но всё скоро становится очевидно. Мысли начинают проясняться и перед глазами появляются обрывки вчерашнего дня. Я не дома и больше Карэн не увидит меня, а я не увижу её. Это не был мой дом. Это был Вейстленд, психиатрическая больница. Я здесь, потому что я убила свою дочь.

Востребованное стихией стихотворение о справедливости написал Федор Туманский: «Вчера я растворил темницу Воздушной пленницы моей. Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей. Она исчезла, утопая В сиянье голубого дня, И так запела, улетая, Как бы молилась за меня». Туманский написал об абсолютно угодном творящей стихии деянии. Только такие деяния доходят до творящего абсолюта, признаются им как добро.
Молитвой птицы – освобожденной, отстрадавшей достигается вечная слава поэта прежде в природе, а потом – в человечестве.
Кому могла молиться птичка, «улетая» в бесконечность стихии? Только бесконечной, всемогущей природе. И только молитвой могла быть счастливая песня птички. Молитвой за поэта – потому что поэт всегда даритель свободы. Поэт парадоксальной метафорой, расширяющей пространство вдвое, дарит свободу и самой стихии. Птичка, выпущенная из клетки, оказывается в пространстве, вдвое увеличенном поэтом.
Поэт совершил абсолютно доброе деяние – он «рощам возвратил певицу». Поэт одновременно и «рощам возвратил певицу», и «возвратил свободу ей», потому что рощи, где вольно поет птица, и есть для нее свобода – в Боге. Обходились ли рощи без этой птички, когда она была еще в клетке? Совершенство мира, предусмотренное Богом, увидевшим птицу только в роще, не обходилось бы без нее. И тот, кто выпустил птицу из клетки, восстановил целостность Божьего мира, будто гениальное стихотворение написал. Закономерно, что именно тему обретения птицей свободы из рук человека выбрали для поэтического состязания Пушкин, Дельвиг и Туманский. И птица молитвенно запела не просто «улетая» из клетки, а прилетая в единственно предписанный ей мир, где она – истинно на своем месте.
Птица «исчезла, утопая в сиянье голубого дня», то есть – она слилась с бесконечностью, вернулась в свой контекст, где вновь стала обязательной частью бытия. Птица вернулась в прозрачность. Птичка Туманского – будто ангел, утопающий в сиянье. Не ангелом ли становится птица, получившая свободу из рук поэта? Ангельскую сущность дарует поэт вместе со свободой тому, кого насильно лишили божественной свободы. Ангельскую сущность дарует поэт и явлениям природы, впуская их в необъятное пространство метафоры, где они обретают новые и новые значения.
Первым свободу птице даровал Бог. И вот птица возвращена в рощу – после страданий в клетке возвращена, потому и становится ее дальнейшая жизнь ангельской, потому, улетая, она исчезает «в сиянье голубого дня». Исчезает, ведь и ангелы незримы, только по сиянию, в том числе – по сиянию «голубого дня» можно их узнавать в мире. Птичка «исчезла» там, где исчезнуть невозможно.
Туманский выразил в своем, почти единственном, стихотворении – рождение ангела стихии при участии поэта, даровавшего птице вслед за Богом свободу. Туманский это сделал – как дышал, как дерево шелестело листвой, как ручей звенел, как луна сияла. Пушкин это сделал легко – сочиняя стихотворение, занимаясь литературой, потому его «Птичка», написанная на заданную тему, уступила «Птичке» Туманского. «В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!». Птичка Пушкина осталась его птичкой, она не слилась с сиянием «голубого дня», она не стала ангелом стихии; она будто и не покинула клетку. Пушкин слышал себя, но не слышал птицу; Пушкин в голосе птички еще не услышал молящуюся стихию. Пушкин себе самому возвратил птичку, а Туманский – «рощам возвратил певицу», в тот момент, когда в роще песню – как молитву – ожидал Творец. Птичка издали за Творца молилась. И за поэта – за Туманского. И за Пушкина, который в то время был рядом с Туманским…

крыл. сл. Цитата из стихотворения Ф. А. Туманского (1802-1853) «Птичка» (1826):

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленницы моей:

Я рощам возвратил певицу,

Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.

Приведенное двустишие цитируется, когда с иронией говорят о ком-нибудь, быстро исчезнувшем, причем слово «она» заменяется соответственным данному случаю.

  • Словарь бизнес терминов

  • - англ. blue-sky law законы в США, требующие лицензирования деятельности брокерских фирм, а также предоставления определенной информации от корпораций-эмитентов ценных бумаг с целью ограничения мошенничества на рынке...

    Словарь бизнес терминов

  • - на фондовом рынке США это меморандум, который обычно готовится поверенными андеррайтеров...

    Большой экономический словарь

  • - популярное название законов многих штатов, сыгравших роль в защите общественности против обманов с ценными бумагами...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - см. Нильский синий...

    Большой медицинский словарь

  • - См. Законы голубого...

    Словарь бизнес терминов

  • - ЗАКОНЫ ГОЛУБОГО НЕБА Разговорное название законов некоторых штатов США, которые требуют, чтобы ценные бумаги регистрировались в данном штате до того, как начнется торговля...

    Финансовый словарь

  • - законы штатов США по ценным бумагам, регулирующие регистрацию и требования к эмитентам, брокерам/дилерам, их служащим и другим лицам, связанным с такими организациями, дабы стоимость ценных бумаг не была фиктивной, то...

    Большой экономический словарь

  • - законы в США, направленные на борьбу с мошенничеством на рынке ценных бумаг. Получили свое название на том основании, что ценность сомнительных акций сравнивается с ценностью небесной голубизны...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - Из стихотворения «Птичка» русского поэта пушкинской поры Федора Антоновича Туманского: Вчера я растворил темницу Воздушной пленницы моей: Я рошам возвратил певицу...
  • - Цитата из стихотворения Ф.А. Туманского "Птичка" : Вчера я растворил темницу Воздушной пленницы моей: Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей. Она исчезла, утопая В сиянье голубого...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - см. Она исчезла, утопая / В сияньи голубого...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - сверкание, ореол, нимб,...

    Словарь синонимов

"Она исчезла, утопая в сиянье голубого дня" в книгах

Глава IV Русские сиятельства и высокоблагородия на высотах благородного абстракционизма и в сиянье посмертной славы

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Исчезла…

Из книги автора

Исчезла… В конце 1954 года Мэрилин неожиданно исчезла.То есть, конечно, она не растворилась в воздухе, и ее никто не похитил. Просто она исчезла из-под объективов фотокамер, уехала в неизвестном направлении, и журналисты не знали, где ее искать. Впрочем, это тоже была

ФРЭНК ЗАППА: УТОПАЯ В МОРЕ НОВОСТЕЙ (Джон Винокур, 1992)

Из книги СБОРНИК ИНТЕРВЬЮ ФРЭНКА ЗАППЫ ДЛЯ ЮНЫХ ФАНАТИКОВ автора Заппа Фрэнк

ФРЭНК ЗАППА: УТОПАЯ В МОРЕ НОВОСТЕЙ (Джон Винокур, 1992) Я слышал, что Вы ведёте ночной образ жизни.Да, если я предоставлен самому себе, я работаю исключительно ночью, а сплю днём.Что Вы имеете против солнечного света? Кроме того, что он может быть опасен для здоровья -правда,

Почему исчезла Атлантида?

Из книги Дети индиго. Кто управляет планетой автора Белимов Геннадий Степанович

Почему исчезла Атлантида? Разговор об Атлантиде возник в наших беседах не случайно. По-видимому, слишком близка аналогия между той далекой эпохой и нынешним состоянием земной цивилизации. Близка тупиковостью своего развития. Правда, мы сами очень многое сделали, чтобы

Шлока (6) КОРЕНЬ ЖИЗНИ БЫЛ В КАЖДОЙ КАПЛЕ ОКЕАНА БЕССМЕРТИЯ (Амрита), И ОКЕАН БЫЛ СВЕТОМ ЛУЧЕЗАРНЫМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОГОНЬ, И ТЕПЛО, И ДВИЖЕНИЕ. ТЬМА ИСЧЕЗЛА И БОЛЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА; ОНА ИСЧЕЗЛА В СВОЕМ ЕСТЕСТВЕ, В ТЕЛЕ ОГНЯ И ВОДЫ, ОТЦА И МАТЕРИ

Из книги Комментарии к "Тайной Доктрине" автора Блаватская Елена Петровна

Шлока (6) КОРЕНЬ ЖИЗНИ БЫЛ В КАЖДОЙ КАПЛЕ ОКЕАНА БЕССМЕРТИЯ (Амрита), И ОКЕАН БЫЛ СВЕТОМ ЛУЧЕЗАРНЫМ, КОТОРЫЙ БЫЛ ОГОНЬ, И ТЕПЛО, И ДВИЖЕНИЕ. ТЬМА ИСЧЕЗЛА И БОЛЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА; ОНА ИСЧЕЗЛА В СВОЕМ ЕСТЕСТВЕ, В ТЕЛЕ ОГНЯ И ВОДЫ, ОТЦА И МАТЕРИ ВОПРОС - Каковы различные значения

2. «МАТЕРИЯ ИСЧЕЗЛА»

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Исчезла на поле боя

Из книги Участь свою не выбирали автора Малиновский Борис Николаевич

Исчезла на поле боя Носившая до войны имя К.Е. Ворошилова, 55-я стрелковая дивизия была создана и прошла славный боевой путь еще в годы гражданской войны. В числе военных комиссаров дивизии был Рахья Эйно, который осенью 1917 года сопровождал В.И. Ленина в деревню Ялкала около

2. «Материя исчезла»

Из книги автора

Она исчезла, утопая / В сияньи голубого дня

автора Серов Вадим Васильевич

Она исчезла, утопая / В сияньи голубого дня Из стихотворения «Птичка» (1862) русского поэта пушкинской поры Федора Антоновича Туманского (1802- 1853): Вчера я растворил темницу Воздушной пленницы моей: Я рощам возвратил певицу. Я возвратил свободу ей. Она исчезла, утопая В

Утопая в сияньи голубого дня

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Утопая в сияньи голубого дня см. Она исчезла, утопая / В сияньи гопубого

В лунном сиянье

Из книги Откровенный разговор про это для тех, кому за автора Котенёва Анна Николаевна

В лунном сиянье «Когда я был молод, звучал часто романс «В лунном сиянье снег серебрится…». Сейчас его не услышишь, а мы с родителями его часто пели по вечерам, в полумраке. И кажется, что этот романс так и шел со мной весь мой земной путь.Впервые я подумал, что он моя

Алексей Шорохов "В СИЯНЬЕ ЗВЕЗД..."

Из книги Газета День Литературы # 92 (2004 4) автора День Литературы Газета

Алексей Шорохов "В СИЯНЬЕ ЗВЕЗД..." *** Еще живут в Орле мои друзья, Еще плывут туманы над Окою, Но возвратиться мне уже нельзя Туда, где жил я каждою строкою. И все белей в полях моих, белей. Студеный ветер бродит по равнине. Какой же

На поклон, утопая в грязи

Из книги Литературная Газета 6435 (№ 42 2013) автора Литературная Газета

На поклон, утопая в грязи Ненастным осенним днём приезжаю в Тарусу. Путь до неё из Владимира, где я живу, неблизкий - более трёхсот километров. Два имени – Константина Паустовского и Марины Цветаевой давно притягивали меня в этот город. Вначале иду в Музей Цветаевой, где

Исчезла опухоль

Из книги Чудодейственная сила материнской молитвы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Исчезла опухоль В 1997 году у Татьяны Т. из г. Упеча Брянской обл. обнаружили опухоль; предстояла операция, так как болезнь прогрессировала. От верующих людей она услышала о великой молитвеннице о нас, грешных, святой блаженной Ксении Петербургской. Татьяна стала регулярно

Подушка исчезла

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Подушка исчезла -с-с-с…С каким противным свистом спускает всегда велосипедная шина, футбольная камера или резиновая надувная подушка! Кому нужна дырявая воздушная подушка? Да и какая она, собственно, воздушная, если воздух-то из нее весь вышел?!Но погодите. Давайте-ка