«Трудные» сочетания букв. Становление почерка и индивидуальные особенности школьника

В глубоко застойные брежневские времена учился я на кафедре теорфизики киевского университета. И курсе на третьем-четвертом перевели к нам студентку из Каракалпакии (каракалпаки - это такой народ в Узбекистане). Из узбекского университета (или каракалпакского, если он там был). Доучиваться на физика-теоретика.

Девушка молча просидела месяца полтора на всех лекциях и семинарах. То есть, по своей инициативе не говорила ничего, преподаватели ее не трогали, а на вопросы сокурсников отвечала лаконично. По русски и вполне разборчиво.

Но настал-таки роковой момент, когда на семинаре (по политэкономии, на которую тогда всем приходилось тратить часть учебного времени) ее попросили ответить на какой-то вопрос по теме. Девушка встала и сказала (по русски), что тему знает хорошо и готова ответить. На каракалпакском. Или на узбекском. Потому что русский она, мол, знает недостаточно хорошо. А украинский (на котором, кстати, велись многие лекции и семинары) не знает вовсе.

В ответ политэконом пообещал непременно выучить ради нее каракалпакский, но попозже. Может и выучил, но зря. Потому что недели через две девушка куда-то исчезла. По слухам, телепортировалась в Каракалпакию.

У одной моей подруги друг приехал к ней в гости в Санкт-Петербург из
Турции. Так вот - его каждый день брали в ментовку. Паспорт нужно было
сдать на прописку, и ему нечего было предъявить милиционерам.
Она с утра в университет, он - на улицу. И на самом первом практически
углу его сметали. Она каждый вечер после универа в милицию, его ещё
отпустят, потому что девушка красивая. Она его привезёт, чуть успокоит и
опять тоже самое!
Он в машине на всякий случай повороты считал - а вдруг передумает его
забирать? Потом отчитывался, сколько налево и направо.
Но самый пик был в том, что он в ментовке выучил песню «Пусть бегут
неуклюже... » Вообще его сажали со всеми вместе. И один раз напротив
него сидел то ли бомж, то ли нечто подобное. И целый божий день пел эту
песню, не умолкая вообще. Сидит на полу, и так разборчиво, в растяжку,
многозначно - «А вода по асфальту рекой.... » Сглотнёт: «И неясно
прохожим в этот день непогожий, ну ПОЧЕМУ я весёлый такой... »
У турецких ребят очень хорошо получается подражать русскому акценту. Так
вот этот парень теперь при случае поёт. Очень душевно. Очень трогающе.
Подражая первоначальному исполнению и вкладывая своё ментальное понимание
песни.

Принимаемый текст нужно записывать простым карандашом средней твердости. Выбор в пользу карандаша объясняется тем, что им можно писать при любой температуре окружающей среды: он никогда не "замерзнет" и не "потечет". Затачивать карандаш нужно с двух сторон, чтобы снизить риск потерять радиограмму при поломке грифеля.

Почему нужно писать разборчиво

Кодга мы читеам осымлсннеый тескт, чатсь инфроцамии мы моежм угдавытаь. К примеру, в предыдущем предложении было только два правильно написанных слова, но вам не составило большого труда прочитать его. Точно также мы довольно легко можем прочитать каракули своего товарища по парте. Но при чтении военных радиограмм угадывать не получится, т.к. все они передаются в зашифрованном виде. Именно поэтому для их успешной дешифрации писать нужно как можно разборчивее.

Высота букв должна соответствовать одной клетке ученической тетради, а цифры должны быть в полтора раза выше, чтобы их было трудно спутать с буквами. Каждые пять принятых знаков нужно объединять в группу и делать между ними интервал в одну клетку. На одной строке может умещаться до пяти групп. Для удобства тетрадку нужно разлиновать заранее - дополнительные разделительные линии между группами помогут не сбиваться во время приема. Если знак не был успешно принят, в соответствующей клетке нужно поставить точку. Если во время проверки радиограммы обнаружится ошибка, то этот знак нужно зачеркнуть, а над ним написать правильный.

Рис. Пример учебной радиограммы

Чтобы сократить временные издержки на запись букв, рекомендовано оптимизировать способ их написания, см. рисунок ниже. Крайне желательно именно так писать буквы в своей повседневной жизни, чтобы этот способ написания стал неотъемлемой частью вашего почерка. Записывать знаки нужно предельно разборчиво. Если у вас плохой почерк, не поленитесь вспомнить первый класс и исписать одну-две тетрадки прописями (прописи в формате pdf).


Рис. Оптимизированный способ написания букв и цифр

Почему нужно тренироваться писать с задержкой

Не смотря на все оптимизации движения руки в момент написания символов, на каждую из букв требуется разное количество времени, и не всегда длительность мелодии соответствует длительности написания знака. Например, буква "е" передается одной точкой, а выводить ее значительно дольше, чем цифру "1". Поэтому во время приема радиограмм нужно добиваться, чтобы запись принятого знака осуществлялась с задержкой, то есть с началом подачи очередного знака. Это помогает усреднить временные издержки на запись и способствует увеличению скорости приема.

Знающие люди говорят, что гуру телеграфного приема могут осуществлять запись радиограмм с задержкой на 10-15 знаков. В это трудно верится, но в жизни нет ничего невозможного. Когда-то мне казалось, что невозможно печатать на клавиатуре в слепую со скоростью 400 знаков в минуту, а теперь этот навык является частью моей повседневной жизни.

Ребёнок долго делает домашние задания, не успевает выполнять упражнения на уроках? Очень часто это связано с тем, что школьник медленно пишет, причём неважно, это будут буквы, слова или цифры. Как научить ребёнка быстро писать, как сделать так, чтобы его ?

Основные причины низкой скорости письма у младших школьников

Неправильный захват пишущего средства

Спеша научить своего ребёнка писать, родители часто не обращают должного внимания на формирование у него правильного захвата – то есть того, каким образом он держит ручку или карандаш. Если школьник держит их неправильно, то у него нет достаточного обзора той части листа, на которой он пишет, что приводит к замедлению темпа письма, частым помаркам и опискам.

Приступая к обучению письму, родители должны научить ребёнка запоминать правильное расположение пальцев. Если необходимо, можно приобрести специальные трёхгранные насадки на ручку либо карандаши с тремя гранями, использование этих приспособлений поможет сформировать правильный захват.

Недостаточное развитие мелкой моторики

Очень часто формирование неправильного захвата является следствием плохо . Этот недостаток необходимо корректировать, проводя следующие занятия и процедуры: пальчиковую гимнастику, массаж ладошек, игры со шнуровками и т.д. Отличным способом развить мелкую моторику и эффективно подготовить руку к правильному письму являются задания на начертание различной сложности узоров, рисование по точкам, и другие графические задачи.

Эргономика рабочего места

Стол, за которым ребёнок готовит дома уроки, степень его наклона, и расположение по отношению к источнику света, правильное соотношение высоты стула и рабочего стола – всё это непосредственным образом влияет на скорость письма, а соответственно, и на быстроту выполнения домашних заданий.

Необходимо также следить за состоянием осанки школьника, ведь если ребёнок сутулится или держит спину с наклоном на одну из сторон больше чем на другую, то его мозг не получает нужного питания. А чрезмерный наклон головы в сторону плеча может способствовать неправильной работе отдельных сосудов, из-за чего могут возникнуть головные боли и проблемы со зрением. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, как быстро школьник освоит чистописание.

Как научить ребёнка писать разборчиво и быстро

Осваиваем косую линию

Для того чтобы ребёнок чётко и правильно размещал буквы на строке ему необходимо научиться правильно оценивать пространство того места, где будет написана буква. Для этого предложите ему сначала обвести ячейку для буквы, обозначенную двумя вертикальными косыми линиями и двумя горизонтальными. Затем пусть он заштрихует это пространство. Повторите задание несколько раз. Это поможет научить школьника правильно размещать буквы на строчках, регулировать их размер при написании.

Пишем буквы по заданным маршрутам

Все буквы в прописях предлагается писать, придерживаясь определённой последовательности действий. Необходимо научить ребёнка придерживаться заданной последовательности в написании букв. Важно акцентировать внимание школьника на том, что неправильное написание букв приводит к увеличению числа помарок и описок, а это, в свою очередь, приведёт к снижению оценки, которую поставит учитель.

Пример:

Элемент овал – буква «О» участвует в написании ряда букв: «в, «д», «а», «б». Правильное размещение буквы «О» справа от косой линии и корректное её написание по заданному маршруту поможет в дальнейшем избежать ненужной обводки (к чему часто прибегают школьники) и плохо распознаваемых буквосочетаний.

«Трудные» сочетания букв

Есть определённые сочетания букв, которые школьники не могут писать быстро, поэтому нужно уделить повышенное внимание отработке их написания.

Это сочетания:

«КЛ», «ЯЯ», «НЯ», «МЯ», «ОЯ», «АЯ»

Трудности возникают в месте соединения этих букв, а именно в написании «хвостиков» букв «л» и «я» и их последующем объединении с другими буквами. Для того чтобы помочь школьнику необходимо поэтапное освоение письма этих буквосочетаний со строгим соблюдением маршрута. Научить эти сочетания писать быстрее будет проще, если сначала отработать на отдельной строке сам элемент соединения этих букв, потренировавшись несколько раз.

Также возможны проблемы при переходе от написания отдельных букв и слогов к написанию целых слов. Наиболее вероятными местами для многочисленных ошибок и помарок будут те слова или места в слове, которые содержат следующие буквосочетания:

«ШИ», «ИШ», «ИМ», «ЛИ», «МИ», «ШИШ»

Это вызвано тем, что ребёнок не всегда видит, где заканчивается одна буква, а где начинается другая, количество схожих элементов в буквах «И» и «Ш» сбивает его с толку. Чтобы помочь школьнику справиться с этой проблемой предложите ему выделить букву «Ш», « М», « И», в образце слова, которое он переписывает. Букву можно выделить, обведя в кружок. После того как ученик перепишет нужное слово, пусть он найдёт проблемную букву в уже написанном им образце и также её проанализирует – насколько она соответствует правильному написанию.

Меняем ручку

Если у ребёнка плохо развита зрительно-двигательная координация и мелкая моторика, то можно попробовать поменять шариковую ручку, которой он пишет обычно, на перьевую. Перо скользит по бумаге гораздо медленнее, чем шариковая ручка, и ребёнок успевает отследить и запомнить маршрут написания буквы, к тому же, чтобы такая ручка хорошо писала, держать её нужно правильно. Закрепление полученных навыков в этом случае будет медленнее, но эффективнее, так как школьник будет вынужден сам себя контролировать.

Упражнения и игры

Писатель-эрудит

Выберете определённый временной промежуток, в течение которого игрок должен написать: пять имён девочек или мальчиков, пять названий цветов, или машин, пять столиц государств, пять названий животных или рыб. Этот список можно варьировать до бесконечности: пять антонимов, пять синонимов, пять писателей или поэтов и т.д.

Также меняется и временной промежуток: если ребёнок быстро и успешно справляется с заданием, и и , то можно сократить время на выполнение до трёх минут либо увеличить количество словоформ – например, не пять, а семь.

Эту игру можно провести в виде конкурса, собрав ребёнка и несколько его друзей, и присвоив заданиям определённое количество баллов – за быстроту выполнения, за аккуратность написания и т.д. Победителем будет тот игрок, который наберёт большее количество баллов.

Сам себе контролёр

Попробуйте предоставить ребёнку больше самостоятельности. Перед началом выполнения им домашних задания по письму, поставьте на стол будильник и поинтересуйтесь, сколько времени ему понадобится для того, чтобы написать упражнение красиво и без помарок. Ребёнок определит для себя временной интервал, по окончании которого нужно проверить действительно ли он справился с заданием в указанные сроки.

Это задание хорошо тем, что стимулирует стремление ребёнка к самостоятельности, учит ответственному отношению к урокам и учёбе. Со временем школьник подберёт для себя оптимальную скорость выполнения домашних заданий, что позволит ему выполнять упражнения (в том числе по письму) быстро и качественно.

Становление почерка и индивидуальные особенности школьника

Как бы хорошо и старательно ни учились писать дети в младшей школе, к окончанию школы у каждого ученика формируется его индивидуальный почерк. Связано это со многими факторами: особенностями физиологии и темперамента школьника, уровнем домашней подготовки и личным стремлением научиться писать чётко и красиво.

Можно говорить о том, что не принципиально важно, какими буквами пишет ученик – большими или маленькими, округлыми или квадратными. Самое главное – это то, насколько сформировавшийся почерк окажется читаемым. Ведь риск получить неудовлетворительную оценку просто по причине того, что проверяющему не удалось разобрать то, что написано, достаточно велик.

Именно поэтому своевременные и правильные меры по формированию у ребёнка навыков чёткого, легко читаемого и быстрого письма совершенно необходимы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена