Тире между подлежащим и сказуемым. Поставьте, где необходимо, тире

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже ,

например: Москва – столица России. Место сбора – плац (Шолохов).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения ,

например: Геология – наука о строении, составе, истории земной коры;
2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих характеристику, оценку предмета или явления,

например: Жизнь – особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития;
3) после однородных подлежащих,

например: Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев); Пространство и время – основные формы всякого бытия;
4) для внесения ясности в смысл предложения;

сравните: Старший брат – мой учитель; Старший брат мой – учитель.

Тире обычно не ставится, хотя подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного:

а) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи,

например: Моя сестра студентка;

б) если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п.,

например: Пруд как блестящая сталь (Фет); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов); У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов); Дома города точно груды грязного снега (Горький).

Отступления от этого правила связаны с желанием автора подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом,

например: Тишина – как льдинка, ее сломаешь далее шепотом (Леонов); Твои речи – будто острый нож... (Лермонтов); ...Такая фраза – все равно что большой шлем в ералаше (Тургенев);

в) если перед сказуемым стоит отрицание не ,

например: Офицер этот не чета вам... (Федин); Аналогия не доказательство. Сравните пословицы и поговорки: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь; Бедность не порок; Сердце не камень.

Но тире ставится, если имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое,

например: Но объяснение – не оправдание (Горький); «Кровь людская – не водица» (Стельмах); Жизнь прожить – не поле перейти (пословица);

г) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица,

например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная (Тургенев).

Сравните наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий:

Хлопчатник – важнейшая техническая культура. – Хлопчатник, как известно, важнейшая техническая культура (вставлено вводное сочетание).
Кино – самый массовый вид искусства. – Кино по-прежнему самый массовый вид искусства (вставлено наречие).
Кок-сагыз – каучуконос. – Кок-сагыз тоже каучуконос (вставлен союз).
Декабрь – начало зимы. – Декабрь лишь начало зимы (вставлена частица);

д) если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член предложения,

например: Степан нам сосед... (Шолохов);

е) если сказуемое предшествует подлежащему,

например: Прекрасный человек Иван Иванович! (Гоголь).

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное членение предложения на два состава,

например: Славные люди – соседи мои! (Некрасов); Хорошая сторона – Сибирь! (Горький); Психологический курьез – моя мать (Чехов);

б) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот,

например: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (С. Голубов).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола или если один из главных членов предложения выражен именительным падежом существительного, а другой – неопределенной формой глагола.

Например: Ученого учить – только портить (пословица); Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания... (Пушкин).

3. Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему.

Например: Кремль – это сокровищница русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории (Из газет). Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

Сравните: Самая поздняя осень – это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришвин) (в роли сказуемого выступает целое предложение).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены именительным падежом количественного числительного или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Например: Значит, девятью сорок – триста шестьдесят, так? (Писемский); Большая Медведица – семь ярких звезд; Удельный вес золота – 19,3 г/см3.

В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится, например Температура плавления золота 1064,4?; Грузоподъемность крана 2,5 т, вычет стрелы 5 м.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о, если между главными членами предложения делается пауза,

например: Готовиться к экзаменам – не так просто (Федин); Уступить – позорно (В. Тендряков); Это очень несносно – переезжать (Гончаров).
Но (при отсутствии паузы): Судить человека в немилости очень легко (Л. Толстой).

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом,

например: И женщина и мужчина – пятак пара (Чехов); А крыльцо – дай бог иному князю... (А.Н. Толстой).

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него.

Сравните:
а) Это – начало всех начал; Это – первое выступление актрисы; Это – одиночество (Чехов);
б) Это дом Зверкова (Гоголь); Это сетка для ловли перепелов (Чехов); Это очень сложная проблема.

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного,

например: ...Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов); Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Толстой); Он порча, он чума, он язва здешних мест (Крылов).

Тире в этом случае ставится при противопоставлении или при логическом подчеркивании сказуемого,

например: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик... (Чехов); Я – фабрикант, ты – судовладелец... (Горький); Не я, не я, а ты – вредоносный элемент (Федин).

9. Тире не ставится, если один из главных членов предложения выражен вопросительно-относительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением,

например: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

10. Тире, как правило, не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием.

Например: У нее сердце очень доброе, но голова бедовая (Тургенев); Вишневый сад мой! (Чехов). Спина у акулы темно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое (Гончаров).

Постановка тире в этих случаях имеет целью интонационно расчленить предложение и облегчить восприятие его содержания,

например: Зрачки – кошачьи, длинные... (Шолохов); Высота возле разбросанных домиков хутора – командная... (Казакевич).

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого.

Например: Лакшми – в индийской мифологии богиня красоты и богатства; Апис – у древних египтян считается священным животным.

№ 1. Поставьте, где необходимо, тире.

Я его сын. (Пушкин)

Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (Чехов)

Поэзия - антипод не прозы, но науки. (Колридж)

Пруд как блестящая сталь. (Фет)

Жизнь прекрасна и удивительна. (Маяковский)

Краткость есть первое условие художественности. (Достоевский)

Небо, видите ли, предмет тёмный и изучению не подлежит (Миранек)

Лесть и трусость - самые дурные пороки. (Л. Толстой)

№ 9. Упражнение на повторение. Расставьте знаки препинания.

Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него. (Гоголь)

Фандорин принадлежал к типу храбрых, логичных и замкнутых людей. (Акунин)

Егорушка долго оглядывал его, а он - Егорушку. (Чехов)

Она влюблялась в обманы и Ричардсона, и Руссо. (Пушкин)

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (Пушкин)

Нравиться - это дело юношей. (Тургенев)

Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (Горький)

Он, наконец, присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица: прокурора, почтмейстера, председателя палаты. (Гоголь)

То была первая, не замутнённая никакими опасениями радость открытия. (Гранин)

И преклонные годы, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам - всё давало ему перевес перед другими. (Гоголь)

Мы жили в подвале большого каменного дома.

Звонкий, тонкий шелест ручейка. (Блок)

Воспитание есть не что иное, как привычка. (Руссо)

Вчера Алексей намечал себе какие-то ориентиры: сосну, пенёк, ухаб на дороге - и к ним стремился. (Полевой)

Я давно посылал ему письмо, но от него ни ответа, ни привета.

№ 19. Исправьте ошибки.

Он стоял у витрины, разинув рот.

Позавтракав, ребята налегке вышли из дома.

Волнуясь и часто останавливаясь, он рассказывал о своей неудаче.

Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным. (Горький)

Рабочие не разбрелись по городу, а выйдя из вагонов, выстроились и пошли на завод.

Он смутился в первую минуту, но, заметив смущение и на лице Пьера, приободрился. (Л. Толстой)

Он потерял здоровье, мальчишкой выкупавшись в ледяном пруду.

Деньги потрачены исходя из сметы.

Вы нашли себе преданного друга, если возвысившись, он не раззнакомился с вами. (Лабрюйер)

№ 26. Расставьте знаки препинания.

Вообще я не понимаю, каким это образом вы здесь оказались. (Варнавский)

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л. Толстой)

Во-первых, бросалась в глаза запущенность; во-вторых, дома были не в самом лучшем состоянии, наконец, людей не было видно! (Невицкий)

И наконец уже на улице он воскликнул…

И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? (Достоевский)

Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь.

Однако мне пора было двигаться…(Яшин)

Лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в пикантной мимике. (Куприн)

К счастью, на дне оврага грудами лежал песок. (Тургенев)

Младшая - Анна - наоборот унаследовала монгольскую кровь отца. (Куприн)

Приходилось сидеть сложа руки и ждать.

Денег, по словам Натальи, прежде не знали куда девать... (Бунин)

Итак, мы собрались уже ехать, как громко и противно зазвонил телефон…(Стругацкие)

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твёрдо проговорил (Достоевский)

Спустя три недели приехала мать.

Действительно, близилась буря. (Короленко)

№ 35. Расставьте знаки препинания.

Но нет, нельзя после отдыха ещё труднее идти и работать. (Бунин)

Закуковала кукушка - сей ячмень.

Не бойтесь: она сейчас опять спрячется. (Гончаров)

Мать её была женщина необыкновенная: она говорила на нескольких языках.

Мы въехали в город с другой стороны - там уж кое-где зажигали фонари: начинались сумерки. (Гончаров)

Он гость, я хозяин.

Решению его помогло и ещё одно обстоятельство: трудно было вообразить себе, до какой степени не походила эта новая Настасья Филипповна на прежнюю лицом. (Достоевский)

А вору дай хоть миллион - он воровать не перестанет.

Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (Салтыков-Щедрин)

№ 44. Вставьте пропущенные буквы.

Беспомощный, взмолиться, нисторгнуть, испещрённый, иссякнуть, рассеять, рассчитываться, воззрение, исследовать, низринуться, восхождение, ниспослать, безбрежный, дизгармония, бессмысленный, воспылать, безбрежный, бессчётный, бесконечный, восседать, воспроизвести, близповерхностный, дисквалификация, бессрочный, бессмертный, безжалостный, близсидящий, бесперспективный, иссякший, разжечь, расчётный, чересчур.

№ 51. Исправьте ошибки.

Портьера, субъект, предъявить, въявь, арьергард, изъян, съязвить, сыграть, разъяренный, трехэтажный, объем, съездить, межъярусный, предъюбилейный, отъявленный, безъядерный, интерьер, контратака, сузить, павильон, трехъязычный, инъекция, мышьяк, четырехэтажный, отъявленный, фельдъегерь.

№ 58. Вставьте пропущенные буквы.

В медвежьей берлоге, с ним трудно согласиться, пятьсот, ничего не случится, вонзить, субъективный, предаварийный, инжир, чащоба, овощи, из задачи, тишь, цигейка, огурцы, мастерицын, неумолимый, палуба, удивительный, осквернить, извиниться, кормежка, полновесный, расписаться, предынфарктный, панисламизм, блеснуть, злостный, ровесник, с мудрецом.

№ 65. Составьте словосочетания со словами. Выберите правильное написание.

Пре/ибывать, пре/идать, пре/изирать, пре/итворить, пре/иходящий, пре/идел, пре/иклонить, пре/иступить.

Предел желаний Милый сердцу придел

Преклонить колени Приклонить ветку

Преступить закон Приступить к делу

Пребывать в печали Прибывать на станцию

Предать огласки Придать форму

Презирать врага Призирать инвалидов

Претворить в жизнь Притворить дверь

Преходящие ценности Приходящая няня

№ 72. Вставьте пропущенные буквы.

Юный, полужареный, бесчисленный, израненный, глиняный, поломанный, дискуссионный, линованный, длинный, подкованный, дровяной, золоченый, журавлиный, сказанный, земляной, сваренный, каменный, ломаный, карманный, фаршированный, картинный, посеребренный, клюквенный, вымощенный, кожаный, печеный, конный, перепуганный, монотонный, раскаленный недюжинный, вырванный, оловянный, мазаный, песчаный, гашеный, племенной, скошенный, полотняный, ободранный, революционный, травленый, румяный, свиной, плетеный, серебряный.

№ 79. Раскройте скобки.

Адрес-календарь, полстакана, конференц-зал, пол-аквариума, блок-схема, пол-лица, конармия, пол-Сибири, бортмеханик, экс-президент, крем-сода, лейб-медик, матч-реванш, ватт-секунда, вице-президент, газоснабжение, штаб-офицер, генерал-полковник, сорвиголова, жизнеописание, жертвоприношение, четверостишье, диван-кровать, землевладение, канцтовары, киловатт-час, фоторепортаж, овощехранилище, песнетворчество, нефтегазопровод, пресс-бюро, театроведение

№ 86. Вставьте пропущенные буквы.

Кусочек, банник, товарец, барабанщик, платочек, бетонщик, карманец, метелица, возчик, ключик, добытчик, амбарец, забойщик, зонтик, каменщик, алмазец, объездчик, кустик, перебежчик, заказец, переводчик, глазочек, переписчик, книжица, переплетчик, огонечек, рассказчик, билетец, учетчик, валёчек, фонарщик, лужица, букетец, просьбица, заливец, заявленьице, ружьецо, ущельеце, болотце.

№ 93. Исправьте ошибки.

Фламандский, алюминиевый, аббатский, натриевый, кандидатский, гостевой, гигантский, привередливый, калмыцкий, непоседливый, пермяцкий, середняцкий, уральский, брусчатый, консульский, веснушчатый, писчий, черепичный, без январского мороза, к прославившемуся вузу.

№ 100. Вставьте пропущенные буквы.

Ты посеешь, поправишь, увидишься, погасишь, постелешься, дремлешь, клеишь, борешься, колышешь, хвалишь, лепечешь, молишь, обожаешь.

Он веет, стелет, верит, слышит, успокаивает, тает, пылает, светает, дышит, воет, преодолевает, ищет, видит, близится, может, просит, жалит.

Они дремлют, тащат, стелют, отводят, строятся, грохочут, торопятся, покроются, сеют, рубят, тешатся, учат, травят, смотрят, кормят, любят, ходят.

Дышащий, пилящий, плещущийся, клеящий, колющий, борющийся, реющий, лелеемый, режущий, ненавидимый, пышущий, дремлющий, стелющийся.

№ 107. Придумайте контрастные примеры, в которых слово было бы наречием и прилагательным: ветер дует по-осеннему /определить погоду по осеннему дождю.

(По)домашнему, (по)старинному, (по)прежнему, (по)тогдашнему, (по)новому.

По домашнему распорядку сестра должна была убирать в спальне.

Мама приготовила котлеты по-домашнему, с луком и чесноком.

По старинному обычаю невесту выкупает жених.

Мы пили чай из блюдца по-старинному, или, как говорила бабушка, по-купечески.

По прежнему следу в лес не пройти.

Дела идут по-прежнему хорошо.

По-тогдашнему дезертиров надо было расстреливать.

По тогдашнему обычаю следовало обедать не раньше шести вечера.

По новому телеканалу идут интересные передачи.

Все в кабинете сделано по-новому.

№ 114. Исправьте ошибки.

Отложить дела на завтра, скакали врассыпную, мы с ним запанибрата, убирайся восвояси, скажу напоследок, держать втайне, одеть шляпу набок, вывернуть наизнанку, рубить с плеча, люблю досмерти, перейти реку в брод, уходящая вдаль дорога, по-немецки, поставить в тупик, по тогдашнему обыкновению, справа, изредка, шли по двое, вздремнуть вполглаза.

№ 121. Раскройте скобки.

Были ли вещи? Скажи-ка… Ты бы подождал. Он-таки пригласил тебя! Ты же знал! Ну-тка! Он-де устал! Да-с! Прямо-таки. Уехал-таки.

№ 129. Расставьте ударения.

Банты, торты, шарфы, много лосей, все прогнило, вкус миндаля, нагреть сковороду, аэропорты, бухгалтеров, иксы, краны, лекторы, средствами.

№ 135. Определите тип переноса. Установите содержание ассоциативных связей мотивирующего и мотивированного значений.

1) И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром (А. Пушкин); метафора (схожесть пушкинского снега и ковра)

2) …На золоте едал…(А. Грибоедов);метонимия (перенос по смежности: золото - золотая посуда)

3) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); синекдоха (перенос по количеству)

4) Звери, звери. придите ко мне В чашки рук моих злобу выплакать (С. Есенин). метафора

№ 140.Определите стиль текстов.

1) Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради бога на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните с боку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат, серебро, огонь! Господи, боже мой! Николай чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил её ещё, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя. РАЗГОВОРНЫЙ

(Н. Гоголь)

2) «Наши части прикрытия, переходя в контратаки, задерживают противника до подхода наших главных сил». Эту скромно, по-деловому звучащую фразу мы не раз читали в сводках Информбюро. Но что скрывается за этой фразой, какие подвиги, какая железная выдержка стоят за простыми словами - «задержать противника до подхода наших главных сил», - это не все ясно представляют. Военный язык лаконичен. В приказе сказано - задержать противника. Но слово задержать в нашей армии значит - задержать во что бы то ни стало. Слово драться в нашей армии значит - драться до последней капли крови. Части прикрытия - это значит части, которые приняли на себя первый удар врага, первыми на ходу, во время боя, научились новым приёмам борьбы с ним. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО

(К. Симонов)

3) Символ основан прежде всего на живом созерцании действительности. Следовательно, он есть её отражение. Но уже тут мы сталкиваемся с явлением символизации. Самый простой образ, отражающий собою действительность, самое простое представление необходимым образом символично и именно потому, что и образ, и представление уже указывают на то, в отношении чего они являются образами и представлениямиНАУЧНЫЙ

(А. Лосев)

4) Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

(Из Конституции РФ)

№ 141. Определите вид слова с точки зрения сферы распространения (профессионализм, жаргонизм, диалектизм).

1) Мишка советовал полежать в дурдоме, чтоб вальтом ж признали (БСЖ);

2) «Сименс » п ни в чём не уступает «Нокиа » п;

3) От дождя вода сбежит в бакалду [‘яма на дороге’]; д

4) Когда играешь на баяне, не тряси мехами ; п

5) Приморили, гады ж [‘милиционеры’], приморили! Загубили молодость мою. (Из песни);

6) Сплошная ваучеризация п россиян [«Смена»];

№ 146. Укажите средства выразительности и охарактеризуйте их. 1) Мама!

Ваш сын прекрасно болен.

У него пожар сердца ! метафора

(В. Маяковский)

2) И больно, и сладко , оксюморон

Когда, при начале любви…

(Е. Ростопчина)

3) Теперь на нас одних с печалью

Глядят бревенчатые стены . олицетворение

(Б. Пастернак)

4) Дымилось тело

вспаханных равнин . метафора

(А. Ахматова)

5) Не ждите ни суда,

Ни милости . противопоставление

(М. Цветаева)

6) Нежный друг мой, беспощадный враг , оксюморон

Так благословен твой каждый шаг…

(Н. Гумилёв)

7) Дул север, плакала трава олицетворение

И ветви о недавнем зное…(А. Фет)

8) В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я… метонимия

(М. Лермонтов)

9) Золотою лягушкой луна сравнение

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет , седина сравнение

У отца пролилась в бороде . метафора

(С. Есенин)

10) …Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал … антитеза

Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

      знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

      научиться правильно ставить его.

Развивающие

      развить у обучающихся умение применять полученные знания;

      обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

      формировать интерес к предмету;

      способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

    фронтальный опрос

    Назовите главные члены предложения.

    Что такое подлежащее?

    Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

    Какой член предложения называется сказуемым?

    На какие виды делятся сказуемые?

    работа у доски по карточкам

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

    Жизнь прекрасна и удивительна!

    Сияют переливаются купола собора.

    Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

    Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

    запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;

    запись опорных схем в тетрадь.

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Д евятью сорок - триста шестьдесят .

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться -это дело юношей (Тургенев).

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

  1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

    Наша задача – хорошо учиться.

    Ум без книги как птица без крыльев.

    Старость не радость.

    Человек – вот правда жизни.

    Люди как реки.

    Великое дело новость.

    Пятью пять – двадцать пять.

    Погода несносная, дорога скверная.

    Татьяна не дитя.

    Говорить не думая – стрелять не целясь.

    Он порча, он чума, он язва здешних мест.

    Сердце не камень.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

    Распределительный диктант

I команда. Записывает предложения с постановкой тире. II команда. Записывает предложения без постановки тире.

    Книга – источник знания.

    Книга будто друг.

    Слово – одежда всех фактов.

    Хорошие книги – вот верные друзья.

    Любимая книга словно сказка.

    Чтение научной литературы не шутка.

    Я писатель.

Проверить, объяснить.

5. Тест на первичное усвоение знаний.

Вариант 1

    Ученье – вот чума, ученость – вот причина…

    Самые счастливые люди невежды, а слава – удача.

    Федор знал, что Артем свой парень.

    Море чудесное, синее, нежное.

    Лень есть лень, слабость есть слабость.

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

    Моя солдатская шинель как печать отвержения.

    Но объяснение не оправдание.

    Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.

    Твои речи будто острый нож.

    Преодолеть препятствие – вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание