Количество прилагательных в русском языке. Что такое существительное, прилагательное, глагол, наречие

5-й класс

Краткие прилагательные

Цели урока:

1) знать способ образования кратких прилагательных;

2) знать грамматические особенности кратких прилагательных;

3) уметь различать полные и краткие прилагательные;

4) уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные прилагательные, определять роль кратких прилагательных в предложении;

5) развивать творческие и поисковые способности, общую эрудицию, речь учащихся.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент: знакомство, запись даты, темы урока.

2. Наблюдение за языковым материалом.

1) Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 1. Петя и Коля поспорили. Петя утверждает, что есть такое слово ценна, а Коля ему противоречит, считая, что цена пишется с одной н. Кто же разрешит их спор?

2) Низкая цена и “бандероль ценна”. Чем отличаются омофоны? Это разные части речи, и слово ценна – краткое прилагательное.

3. Объяснение нового материала.

1) Давайте посмотрим, как образовались краткие прилагательные:

чистый – ый = чист;

ясный – ый = ясн (?) = ясен;

ценный – ый = ценен, ценна.

Вывод: краткие прилагательные образуются усечением окончания. (Запись на ватмане.)

2) На какие вопросы они отвечают?

Вывод: полные прилагательныекакой? краткие – каков? (Запись на ватмане.)

3) Если воздух чист , то душа… (чиста), сердце наше… (чисто), помыслы… (чисты).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам и числам. (Запись на ватмане.)

4) А изменяются ли они по падежам? (Нет.)

Полная форма
прилагательного
Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

(ж. р.)
Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)
добрый брат сестра друзья
нежный голос улыбка слова
ясный вопрос задача небо
чистый воздух вода мысли
трудный путь работа испытания
близкий друг цель люди
быстрый бег река движения
нужный совет помощь данные
больной сын мать дети
грустный конец песня дни
похожий цветок девочка лица

4. Образование кратких прилагательных. Практическая часть. Орфоэпия.

От данных имен прилагательных образуйте краткие, согласуйте их с существительными, поставьте ударение. (По цепочке – каждый ученик).

5. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

1) Давайте сделаем синтаксический разбор двух предложений:

Как город прекрасен! (Повест., воскл., прост., нераспр., неослож.)

И светел небосвод, и огненна зарница. (Повеств., невоскл., сложное, из двух прост.)

Вывод: краткие прилагательные выполняют функцию сказуемого. (Запись на ватмане.)

2) Понаблюдаем с вами за двумя словосочетаниями: Петя утверждает, что в обоих словосочетаниях румяна – существительное, потому что написано с одной н, а Коля с ним не согласен. А вы? (Нанести румяна, красавица румяна.) Определите часть речи одинаковых слов. (Cуществительное, краткое прилагательное.) Как называется такое явление? (Грамматической омонимией.) Сделаем вывод.

Вывод: краткие прилагательные всегда относятся только к именам существительным.

Статья опубликована при поддержке игрового портала "Gamanoid". Видео обзоры игр , программы, статьи, игровые новости, лучшие игры на компьютер, XBOX, PS4, лучшие браузерные игры, последние новинки, крупнейшая база игр рунета, конкурсы с призами, репортажи с популярных гейминговых фестивалей и киберсоревнований и другие новости игровой индустрии. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://gamanoid.ru/.

6. Распределительный диктант.

В две колонки распишем краткие прилагательные (+ сущ.) и наречия (+ глагол).

Слова для диктовки:

Расстояние близко, живет близко, стоит дорого, дорого внимание, дешево продала, платье дешево, какао вкусно, приготовить вкусно, говорить резко, звучание резко.

Проверим себя. Ответ (слайд):

7. Н и нн в кратких прилагательных.

1) Вспомним, когда в прилагательных пишется две буквы н?

– На стыке морфем (истин а + н = истинный );

– в суффиксах -онн-, -енн- (искл. ветрен ый );

– в трех словах-исключениях с суффиксом -ян-: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) Когда пишется одна н?

– В суффиксах -ин-, -ан-, -ян-;

– в непроизводных прилагательных: юный, синий, зеленый, румяный, ясный, свиной и др.

8. Выполним задание “График”.

Отметьте на графике точкой, сколько н вы напишете в словах.

Слова для диктовки:

1) Длина рукава. 2) Платье длинно. 3) Девушка юна. 4) Озера туманны. 5) Цветы нежны. 6) Реки медленны. 7) Сплетни вредны. 8) Думы блаженны. 9) Поля просторны. 10) Знания истинны.

Ответ (самопроверка):

9. Наблюдение над языковым материалом.

1) Опять Петя и Коля спорят. Давайте посмотрим, в чем суть их спора. Петя утверждает, что слово колючь пишется так, а Коля говорит, что так: колюч. Кто из них прав?

Вывод: на конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется! (Запись на ватмане.)

2) Вспомним шипящие согласные. Ответ: ж, ш, ч, щ, ц.

3) А в каких еще словах не пишется ь после шипящих? У сущ. 1-го и 2-го склонения: (врач, рощ).

4) А когда же он пишется? 1) У сущ. 3-го склонения; 2) у глаголов (2-е лицо, инфинитив, повел. накл.).

10. “Магический квадрат”.

В клетки квадрата вы вписываете ь или ставите прочерк, если ь на конце слова не пишется.

Слова для справок:

1) Стричь, 2) колюч, 3) могуч, 4) задач, 5) грач,

6) режь, 7) свеж, 8) трескуч, 9) сыпуч, 10) горяч,

11) ветошь, 12) печь, 13) брошь, 14) ложь, 15) беречь,

16) глушь, 17) горюч, 18) пахуч, 19) блиндаж, 20) строишь,

21) мышь, 22) бежишь, 23) сжечь, 24) привлечь, 25) молодежь.

ь
ь
ь ь ь ь ь
ь ь
ь ь ь ь ь

Ответ: Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на “отлично”.

11. Краткие прилагательные и стилистика. Работа с пословицами. Пазлы.

Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи. Сравните: Ночь светлая и морозная. Ночь светла, пустыня внемлет Богу… Использование кратких форм помогает автору указать на постоянство изображаемого качества. Краткие прилагательные более конкретно, чем полные, обозначают качество предмета. Это очень важно для пословиц. И сейчас вам надо будет “собрать” пословицы.

1) ____ золотник, да ____ . 2) Корень ученья ____, а плод ____. 3) Всякому ____ своя сторона. 4) На чужой стороне и весна не ____. 5) ____ труд, когда порядка нет. 6) Не ____ свет, когда друга нет. 7) В зимний холод всяк ____. 8) Кто ____, тот и людям ____. 9) Цветок розы ____, да ____. 10) Рыбка ____, да уха ____.

Слова для справок: малый, дорогой, горький, сладкий, милый, красный, напрасный, молодой, аккуратный, приятный, пахучий, колючий.

Ответ:

Вывод: употребление кратких прилагательных характерно для книжных стилей. (Запись на ватмане.)

12. Этимологическая минутка. “Почему так говорят?”

Мал золотник, да дорог.

С давних пор на Руси так говорят о человеке, внешне не очень заметном, но имеющем много скрытых достоинств, хороших качеств.

Золотник – старинная русская мера веса (немного больше четырех граммов). Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера употреблялась для взвешивания драгоценного металла – золота, вот почему она названа золотником.

Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, как говорят, “на вес золота”.

13. Творческое (домашнее) задание.

А приходилось ли вам встречать в своей жизни такого человека, к которому можно было бы применить эту поговорку? Напишите об этом. Для характеристики используйте краткие прилагательные: скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и другие.

Тест “Проверь себя”
(для следующего урока)

1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

2. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

3. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего;

б) определения;

в) сказуемого.

4. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с наречием.

5. В краткой форме прилагательных пишется:

а) столько н, сколько в полной;

б) только одно н;

в) всегда два нн.

6. На конце кратких прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

б) всегда пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

7. К шипящим согласным не относится:

а) ж, ш;

б) ч, щ;

в) з, ц.

8. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж.р., во мн. числе р.п;

в) у глаголов на шипящий.

9. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля;

б) книжных стилей;

в) всех стилей речи.

Ответ:

1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – а, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – б.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

При общении мы используем различные слова, строим разнообразные предложения и словосочетания. И вряд ли кто-либо задумывается о том, какие именно части речи он использует в своих разговорах. При произношении того или иного слова не каждому придет в голову анализировать, что это: существительное, прилагательное, глагол или какая-нибудь его форма.

Другое дело, когда нужно разобрать предложение письменно на школьных занятиях. Тут и распределяются слова по разным категориям.

Что такое часть речи?

Все в мире делится на различные категории. Так уж мы, люди, привыкли раскладывать все "по полочкам", чтобы не было и намека на хаос. То же самое мы проделали с наукой. Мы разделяем различные предметы и явления на типы, виды, подтипы и так далее. Конечно, это очень удобно, когда все систематизировано.

Такой подход касается и частей речи. Ведь что они представляют собой? Это слова, которые разделены на различные категории по общим признакам, морфологическим и синтаксическим. Таким образом, они представляют собой (например, имя существительное, прилагательное, глагол и так далее). Каждая из них имеет свои особенности и играет определенную роль в предложениях.

Части речи в русском языке

Всего частей речи десять. Их тоже можно разделить по категориям. В первую входят: имя существительное (мама, подарок, солнце ), имя прилагательное (мамино, подарочный, солнечный ), имя числительное (одна, второй, трое ) и местоимение (она, я, мы, себя ). Они обозначают предмет и его признаки.

Есть части речи, которые называются служебными Они соединяют слова и части предложения. Частица придает смысловую и эмоциональную нагрузку.

Как мы видим, части речи (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) имеют свои определенные характеристики и выполняют определенные роли в структуре предложений.

Имя существительное

Что это за часть речи? Она предназначена для обозначения предмета. Отвечает на вопросы "кто" или "что". Например: папа, кошка, телевизор, цветы . Также она отвечает и на другие вопросы, в зависимости от склонения по падежам и числам. Например, "кем", "чем" - человеком, деревом .

Существительные бывают разных родов (женский: сила, воля ; мужской: баран, лес ; средний: полотенце, окно ; общий: плакса, врач) .

Различаются по числам (бывают единственного и множественного: книга - книги, облако - облака, козел - козлы, стул - стулья, дерево - деревья ).

Делятся на одушевленные (белка ) и неодушевленные (камень ). При этом бывает очень трудно определить, к какому именно виду относится Глагол, прилагательное и другие части речи не делятся на такие виды. Чтобы не ошибиться с тем, одушевленный предмет или нет, нужно выучить некоторые правила.

Что такое имя прилагательное?

Красивый, добрый, замечательный, ясный - все это признаки какого-либо предмета. Эти слова - имена прилагательные. Они отвечают на вопрос "какой".

Как и существительные, прилагательные изменяются по родам: светлый, светлая, светлое (бывают трех видов: мужского - плохой , женского - хорошая, и среднего - умное ); по числам: добрый - добрые ; падежам: доброму, доброго, добрым .

Бывают они качественные (показывают безотносительные свойства предмета, которые могут быть разной интенсивности, быть в краткой форме и отличаться разными степенями сравнения: белый - бел - белее ), относительные (относятся к чему-либо: железный, кирпичный, дверной, оконный ) и притяжательные (указывают принадлежность: сестрин, папин, бабушкин ).

Мы изучили, что представляют собой существительное, прилагательное. Глагол - следующая часть речи, которая будет рассмотрена в этой статье.

Что такое глагол?

Слова, обозначающие действия, отвечающие на вопрос "что делать" - глаголы. Они имеют признаки числа (сдала - сдали), лица, времени (делал - делаю - сделаю ), залога, рода (увидел - увидела ).

Многие неправильно обозначают количество частей речи русского языка, учитывая некоторые слова. Существительные, прилагательные, глаголы бывают разных видов. И некоторые принимают эти виды за отдельные части речи. Последние - глаголы - имеют разные формы, которые тоже часто воспринимают как части речи. Далее мы уделим им немного внимания.

Формы глагола

Причастие, деепричастие многие воспринимают как отдельные части речи. Но на самом деле они всего лишь являются формами глагола. Причастие обозначает действие (состояние) меняющегося во времени признака предмета. Например: читающий дед . Деепричастие - действие в качестве признака другого действия. Например: сказал, смотря вслед; сделал, оглядываясь назад .

По-другому обстоит дело с инфинитивом. Его, как правило, воспринимают как И правильно делают. Он не имеет признаков лица, времени, числа, залога, а также наклонения и рода. Например: думать, читать, писать, бежать, начать .

Причастие же имеет эти признаки. Оно по характеристикам похоже на прилагательное, глагол. Прилагательное, существительное предложение строят с помощью предметов и их признаков. Причастие же обозначает действие (состояние) в качестве признака предмета, способного меняться во времени. Такой характеристикой оно и отличается от имени прилагательного, с которым его тоже иногда путают.

Причастие бывает действительное (действие совершается самим носителем признака, например - играющий ребенок ) и страдательное (признак, возникший из-за воздействия на его носителя, например - гонимые беженцы ).

Что такое наречие?

Следующая часть речи, обозначающая признак действия, предмета, отличается хорошим качеством - неизменяемостью. Чаще всего оно относится к глаголу, обозначая признак действия. Например: говорила медленно, смотрела взволнованно . Также часто наречие обозначает признак признака (например: ярко накрашенные глаза, очень странный сюжет ), реже - признаки предмета (например: шаг вперед, чтение вслух ).

На различные виды делятся многие части речи. Например, существительное, прилагательное, глагол. Наречие же делится на разряды. Всего их шесть.

  1. Наречия образа действия. Они отвечают на вопросы "каким образом", "как". Примеры: спать плохо, готовить по-быстрому, кататься верхом, жить дружно .
  2. Наречия времени ("когда"). Примеры: учился вчера, встал сегодня, вышел утром, вернулся вечером, был летом, катался зимой, случилось накануне, отдыхаю сейчас и т. д.
  3. Наречия места, отвечающие на вопросы: "где", "откуда", "куда". Например: быть здесь, идти туда, выйти отсюда .
  4. Наречие степени и действия ("сколько", "насколько"). Сюда можно отнести такие слова, как много, мало, дважды, очень, весьма и т. д.
  5. Наречия причины, отвечающие на вопросы "почему" и "отчего" - следующий разряд. К нему относятся такие слова, как сдуру, сгоряча .
  6. Наречия цели, отвечающие на вопросы "с какой целью", "для чего". Например: отравил нарочно, подставил назло, оставил специально .

Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые части речи: существительное, прилагательное, глагол и наречие. Каждая из них имеет свои особенности и влияет на построение предложений, поэтому они так важны и нужны. Не зря они называются частями речи. Это компоненты предложения, без которых его нет.

Они делают наш язык намного богаче и красочнее, придают ему образность и яркость. В зависимости от функциональности их принято делить на разряды: относительные, качественные и притяжательные прилагательные. О последних поговорим более подробно в этой статье.

Почему они притяжательные?

Этот разряд заметно отличается от всех остальных. Ведь он - единственный, отвечающий на вопрос ЧЕЙ, ЧЬЯ, а не КАКОЙ. Отсюда и название этой группы: предметы как бы притягивают, присваивают себе эти прилагательные.

Указывают такие прилагательные только на принадлежность к живому, одушевленному существу. Например, мамин платок или лисий хвост. Эти вещи принадлежат маме и лисе.

Как правило, образуются притяжательные прилагательные от одушевленных имен существительных путем прибавления суффиксов: отец - отцов, Иван - иванов, сестрица - сестрицын.

Очень часто этот разряд прилагательных образует географические названия или фамилии: Иваново, Королев, Васильев, Пушкин.

Морфологические признаки таких прилагательных схожи больше с относительными, нежели с качественными: у них так же нет кратких форм, нет степеней сравнения (ну не может же быть хвост еще более волчьим, чем он есть), они не образуют существительных и наречий.

Как образовываются такие прилагательные?

Особенные способы словообразования имеют именно притяжательные прилагательные. Примеры таковых рассмотрим подробнее. Как правило, выделяют два способа:

  1. «Владельцы» названий: одушевленные лица, животные - притягивают к себе суффиксы -ин, -ев (-ов), -ск, таким образом образуя притяжательные прилагательные. (Бабушкин платок, ослиный хвост, братцев наказ, екатерининский переворот).
  1. Другой способ - тоже суффиксальный. Он предполагает прибавление таких суффиксов, как -ий, -ья, -ье. Их часто путают с окончаниями, поэтому, прежде чем выделить ту или иную морфему, нужно убедиться в правильности определения части речи и ее разряда. Например, прилагательное волчий (хвост) образовано путем прибавления суффикса -ий к основе «волк», а прилагательное синий тоже оканчивается на «ий», так как в данном случае оно ни от чего не образовано (является непроизводным), а потому эту часть выделяют как окончание.


Таким же способом отличается прилагательное "медвежий": это прилагательное, оканчивающиеся на -ий. Оно образуется от одушевленного существительного "медведь".

Выполняя морфологический разбор прилагательного, стоит быть более внимательным.

Коварный разряд


А в чем же, собственно, его коварство? Да в том, что его легко спутать с прилагательными других разрядов, например, с относительными. Такие формы - относительно-притяжательные.

Прилагательные баранья (шерсть) и баранья (шапка): казалось бы, и то, и другое принадлежит барану, и рассуждать тут не о чем. Но все не так просто: если внимательнее вдуматься в эти словосочетания, то станет понятно, что баранья шерсть - это та, что принадлежит барану, а вот баранью шубу сшили из этой самой шерсти. А потому первое прилагательное - притяжательное, а другое -относительное. Аналогичным образом легко спутать прилагательные в выражениях "лисья голова" и "лисья шуба". В первом случае оно отвечает на вопрос ЧЬЯ, а во втором - КАКАЯ. Теперь не составит труда определить, что притяжательные прилагательные - примеры номер один (лисья голова и баранья шерсть).

Можем сделать вывод: для того чтобы точнее определить разряд прилагательного, во-первых, нужно знать контекст, а во-вторых, грамотно задавать к нему вопрос.

Подводя итоги…

Что же особенного в этом разряде? Мы смогли выяснить, что:

  • это единственная группа, которая отвечает на вопрос ЧЕЙ, и поэтому их легко отличить от остальных прилагательных;
  • они не описывают предмет, не рассказывают о его характеристиках, а лишь указывают на какое-либо лицо, к которому они принадлежат;
  • образуются суффиксальным способом;
  • могут заманивать нас в ловушку, когда употребляются в переносном смысле, и тогда уже переходят в другой разряд.

Современная школьная программа предполагает, что изучает притяжательные прилагательные 6 класс.


К этому времени ребята готовы оценить ценность этого разряда для русского языка, смогут отличать его от других разрядов, не попадаясь на его уловки. Все-таки оно совсем не похоже на других.

Какое же увлекательное притяжательное прилагательное!