Технологическая карта урока русского языка по бабайцевой.

Пособие содержит технологические карты уроков русского языка в 5 классе, разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования и ориентированные на работу с учебно-методическим комплексом В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.
Использование технологической карты как универсального инструмента проектирования процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приемы и формы, осуществить интегративный контроль результатов деятельности.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям русского языка общеобразовательных учреждений.

Содержание книги: Русский язык. 5 класс. I полугодие. Технологические карты уроков по УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной

Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь) 3
Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке 3
Урок 3. Русский язык – один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке 7
Уроки 4–5. Орфограмма. Части слова 13
Уроки 6–7. Безударные гласные в корне слова 17
Уроки 8–9. Непроизносимые согласные 22
Урок 10. Гласные и, у, а после шипящих 27
Уроки 11–12. Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги 33
Урок 13. Разделительные ь и ъ 40
Урок 14. Диктант 45
Урок 15. Анализ диктанта, работа над ошибками 48
Урок 16. Части речи (самостоятельные и служебные части речи) 52
Уроки 17–18. Имя существительное 56
Уроки 19–20. Три склонения существительных, и–е в окончаниях существительных 65
Уроки 21–22. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» 71
Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь – первая половина апреля) 75
Уроки 23–24. Имя прилагательное 76
Урок 25. Падежные окончания прилагательных 80
Урок 26. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге 86
Уроки 27–28. Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами 92
Урок 29. Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов 98
Уроки 30–31. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ишь, -ешь в глаголах 105
Урок 32–33. Не с глаголами, -тся и -ться в глаголах 111
Урок 34. Наречие 116
Урок 35. Роскошь человеческого общения. (Как вести беседу?) 121
Уроки 36–37. Служебные части речи. Предлоги и союзы 128
Урок 38. Частицы и междометия 134
Урок 39. Диктант 139
Урок 40. Анализ диктанта, работа над ошибками. 142
Уроки 41–42. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний 146
Урок 43. Понятие о тексте. 151
Уроки 44–45. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа 157
Уроки 46–47. Виды предложений по цели высказывания 161
Уроки 48–49. Виды предложений по интонации. Связь предложений в тексте 168
Урок 50. Тема и основная мысль изложения 173
Уроки 51–52. Выборочное изложение по рассказу И. С. Тургенева «Воробей» 179
Урок 53. Члены предложения. Грамматическая основа 183
Урок 54. Подлежащее. Способы выражения подлежащего 188
Урок 55. Сказуемое. Способы выражения сказуемого 193
Уроки 56–57. Тире между подлежащим и сказуемым. 197
Урок 58. Распространенные и нераспространенные предложения. 202
Урок 59. Второстепенные члены предложения 207
Урок 60. Дополнение 213
Урок 61. Определение 218
Урок 62. Обстоятельство. 224
Урок 63. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор простого предложения 228
Урок 64. Диктант 234
Урок 65. Анализ диктанта, работа над ошибками. 237
Урок 66. Предложения с однородными членами 241
Уроки 67–68. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах 248
Урок 69. Текст: идея текста 253
Уроки 70–71. Изложение, близкое к тексту 260
Уроки 72–73. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением 265
Уроки 74–75. Предложения с вводными словами 269
Уроки 76–77. Сложное предложение. Союзное и бессоюзное сложное предложение 276
Урок 78. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное 283
Уроки 79–80. Предложения с несколькими придаточными: придаточное внутри главного 289
Урок 81. Разбор сложного предложения 293
Урок 82. Простые и сложные предложения (повторение) 299
Урок 83. Диктант 305
Урок 84. Анализ диктанта, работа над ошибками 308
Уроки 85–86. Для чего нужен план? 312
Урок 87. Прямая речь. 316
Уроки 88–89. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 322
Уроки 90–91. Речевой этикет 326
Урок 92. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» 335
Уроки 93–94. Как связать предложения в тексте? 340
Уроки 95–96. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» 345
Урок 97. Диктант 354
Урок 98. Анализ диктанта, работа над ошибками 357
Литература 361

Как универсального инструмента проектиро-вания процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структуриро-ванным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приемы и формы, осуществить интегративный контроль результатов деятельности.
Предназначено руководителям методических объединений, учителям русского языка общеобразовательных учреждений.

Пособие прошло испытание и получило сертификат Института содержания и методов обучения РАО и соответствует требованиям методическим, педагогическим, эргономическим, установленным в ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 1897
от 17.10.2010) и НД МТБ РАО 3-2006.

Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке 3

Урок 3. Русский язык – один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке 7

Уроки 4–5. Орфограмма. Части слова 13

Уроки 6–7. Безударные гласные в корне слова 17

Уроки 8–9. Непроизносимые согласные 22

Урок 10. Гласные и, у, а после шипящих 27

Уроки 11–12. Правописание гласных в приставках. Приставки и предлоги 33

Урок 13. Разделительные ь и ъ 40

Урок 14. Диктант 45

Урок 15. Анализ диктанта, работа над ошибками 48

Урок 16. Части речи (самостоятельные и служебные части речи) 52

Уроки 17–18. Имя существительное 56

Уроки 19–20. Три склонения существительных, и–е в окончаниях существительных 65

Уроки 21–22. Подробное изложение «Отважный пингвиненок» 71

Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь – первая половина апреля) 75

Уроки 23–24. Имя прилагательное 76

Урок 25. Падежные окончания прилагательных 80

Урок 26. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге 86

Уроки 27–28. Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами 92

Урок 29. Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов 98

Уроки 30–31. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ишь , -ешь в глаголах 105

Урок 32–33. Не с глаголами, -тся и -ться в глаголах 111

Урок 34. Наречие 116

Урок 35. Роскошь человеческого общения. (Как вести беседу?) 121

Уроки 36–37. Служебные части речи. Предлоги и союзы 128

Урок 38. Частицы и междометия 134

Урок 39. Диктант 139

Урок 40. Анализ диктанта, работа над ошибками. 142

Уроки 41–42. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний 146

Урок 43. Понятие о тексте. 151

Уроки 44–45. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа 157

Уроки 46–47. Виды предложений по цели высказывания 161

Уроки 48–49. Виды предложений по интонации. Связь предложений в тексте 168

Урок 50. Тема и основная мысль изложения 173

Уроки 51–52. Выборочное изложение по рассказу И. С. Тургенева «Воробей» 179

Урок 53. Члены предложения. Грамматическая основа 183

Урок 54. Подлежащее. Способы выражения подлежащего 188

Урок 55. Сказуемое. Способы выражения сказуемого 193

Уроки 56–57. Тире между подлежащим и сказуемым. 197

Урок 58. Распространенные и нераспространенные предложения. 202

Урок 59. Второстепенные члены предложения 207

Урок 60. Дополнение 213

Урок 61. Определение 218

Урок 62. Обстоятельство. 224

Урок 63. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор простого предложения 228

Урок 64. Диктант 234

Урок 65. Анализ диктанта, работа над ошибками. 237

Урок 66. Предложения с однородными членами 241

Уроки 67–68. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах 248

Урок 69. Текст: идея текста 253

Уроки 70–71. Изложение, близкое к тексту 260

Уроки 72–73. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением 265

Уроки 74–75. Предложения с вводными словами 269

Уроки 76–77. Сложное предложение. Союзное и бессоюзное сложное предложение 276

Урок 78. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное 283

Уроки 79–80. Предложения с несколькими придаточными: придаточное внутри главного 289

Урок 81. Разбор сложного предложения 293

Урок 82. Простые и сложные предложения (повторение) 299

Урок 83. Диктант 305

Урок 84. Анализ диктанта, работа над ошибками 308

Уроки 85–86. Для чего нужен план? 312

Уроки 88–89. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 322

Уроки 90–91. Речевой этикет 326

Урок 92. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» 335

Уроки 93–94. Как связать предложения в тексте? 340

Уроки 95–96. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» 345

Урок 97. Диктант 354

Урок 98. Анализ диктанта, работа над ошибками 357

Литература 361

▫ Челюсти питов- это да. Я видела, как он шину таскал в зубах, как легкую палочку, а потом прыгал в высоту метра на 2. Ему до лица высокого человека прыгнуть - пара пустяков. С такими собачками лучше не шутить.
▫ Здравствуйте, Сергей Викторович, есть ли реальная возможность включить службу в армии РФ, после 01.10.1993.Спасибо за иск.
▫ Вот кстати незнакомцы - не часто, но ситуации возникают. На улице, бывает, дети подходят: можно собачку погладить? Тут по ситуации. В наморднике - дело понятное. Но Джесс такого не любит. По ней сразу видно: `ирокез` поднялся по хребту - недовольна. Не, я её усажу (если не сильно лезут, обниматься - не надо, гладить - ну пусть уж немного). Она просто моську отвернёт, если что-то не так. А если кто-то более-менее знакомый - она и лапку даст сама, и спокойно себя ведёт. Погладили, пара слов туда-сюда - пока, Джесс, пока, дети. Но это не часто бывает. Некоторые на улице заговаривают - обычно из числа тех, у кого есть или были питы. Другое дело дома... Ей же как понимается? Зашёл в квартиру - всё: потенциальный если не друг, то желателен для хозяев (ну, раз зашёл!). Это надо бежать знакомиться и радоваться (питы вообще очень любопытны, особенно в привычных условиях). Родственников, соседей, тех, кто бывает часто - она прекрасно знает, а радость пита может просто достать порой) Это лизун, прыгун, хвостом колотун, носом тыкун и всякое такое. Все привыкли, жестом покажут, чтобы не напирала (Джесс не слышит, но мимику, жесты - понять может). Пальцем погрозишь - Нельзя! - она и уймётся. Ненадолго, правда) А вот если незнакомые... Вот на днях к нам несколько раз приходили мастера из `Ростелекома`, заменяли модем; время от времени газовщики с обходами - ну и так далее. Тогда приходится её закрывать в комнату: кто-то боится собак; кто-то совершенно не боится, но этот скун и друХ будет мешать, ибо возлюбит по определению: `О, ты пришёл к нам?! ЗдОрово! Это так классно, давай дружить, вот лапа, вот ещё одна, дай лизну - ведь ты друг!`. Так что пусть немного посидит одна. С ней ничего страшного не случится, зато суеты не создаст. Фиса - ну... Фиса - отдельная история. Порой её тоже приходится закрывать - но тут по иным причинам. Потому что всё, что не постоянно в доме - это повод для разборок и немедленной демонстрации `Кто в доме хозяин?! А что, ещё НЕ ПОНЯЛИ?!` - причём `хозяин` подразумевает `хозяйка`. И это не про НВ и не про меня... Хозяйка тут одна - это кошка. Дело даже не в иерархии (которую Фиса понимает). Её `стая` - это мы и Джесс. Остальные - это лишние. И церемоний не будет. А такого допускать не хочется - Фиса имеет сложный характер и цапнуть может за милую душу. По опыту собственному знаю: это ни-че-го хорошего. Да что там - прямо скажу: это, зараза, больно. =================== Джесс не кусака, но, когда играет - хоть силу и рассчитывает, стараясь не куснуть, а `пожать` руку - но там челюсти мама дорогая, клыки тоже. Она не специально, заиграется - чувствительно бывает. Но, повторюсь: силу рассчитывает и повреждений не наносит. Когтями может царапнуть. Тут без обид: она ж их втягивать не может и, хоть и не царапается специально, полоснуть может просто потому, что не понимает этого.
▫ Если хозяин способен не подпустить собачку к незнакомцам, какие проблемы, гуляй, где хочется... Все-таки собачий укус -это пытка не для слабонервных.
▫ Жара (как и холод) - `больной вопрос` для короткошёрстного стаффорда (а если ещё и окрас чёрный... у-у-у-у). У нас местность позволяет гулять с собакой так, чтобы было комфортно и тем, кто появится `на горизонте`, и нам с собакой. Мы живём в нескольких десятках метров от лесопосадки. Это не парк, гулять в саму посадку народ не ходит. Порой на своих местечках собираются не особо шумные мужички - эти `засидки` всем известны. На праздники компании порой в посадку приходят. Но не сидят же ноги к голове, да и не сутками напролёт. Посадка большая, всем хватает места. В жару Джесс охотно купается. Для этого мы ходим на `собачий пляж` - уютную отмель на набережной. Всё равно набережная - закрытое для купания место (у нас официально разрешенное место - городской пляж; но, собственно, любители и посидеть, и окунуться - всегда найдут местечко выше пляжа по течению - зато там собак никто не купает. Просто надо дно знать и не стараться махнуть через Волгу - она тут 4 км шириной). Если на `собачьем` народ (там песочек, порой детвора собирается) - мы или обходим стороной, или на поводке, если дети не близко. Тем более я постоянно рядом - мне ведь никто не запрещает зайти в воду по колено, а Джесс больше и не надо: из неё пловец тот ещё, больше лапами по дну). =========================== Вот таким образом и гуляем-купаемся. Что касается `комментариев` - с такими столкнулся один раз. Когда какие-то перегревшиеся дамы из числа отосланных на набережную работниц пройтись граблями по лужайкам (не факт, что из коммунальной службы - тут и у работников администрации могут субботник запросто засубботить) - когда дамы (а пуще всех одна) пытались мне что-то `за жисть` пояснить... Где гулять, где не гулять. Их вольные интерпретации правил и объективной реальности меня не тронули, а присутствие с ними двух помощников из числа мужчин (которые не проявляли никакого интереса к попыткам поскандалить) - не обеспокоило. Я даже объяснять даме не стал ничего, просто отошёл в сторону.