Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты. Тайм-менеджмент для школьников: как найти время для экзаменов Упражнения по тайм – менеджменту для школьников

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Ягринская гимназия»

Занятие для учащихся 10-11 классов

«Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем»

Петрушенко Ирина Викторовна

педагог-психолог

МАОУ «Ягринская гимназия»

г. Северодвинска

Содержание

    Пояснительная записка 3

    Основная часть 5

Литература 9

Приложения 10

Пояснительная записка.

На сегодняшний день учащиеся старших классов ведут активную учебную и творческую жизнь: уроки, элективные курсы, подготовки к итоговым экзаменам, посещение различных секций во внеурочное время. Многие старшеклассники утверждают, что зачастую не успевают выполнить поставленные на день задачи. Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что подростка поздновато учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

В цикле занятий для старшеклассников по психологической подготовке к экзаменам, проводимой педагогом-психологом в МАОУ «Ягринская гимназия», было разработано занятие по обучению способам успешной организации своей работы и отдыха « Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем».

Цель занятия:

Занятие построено в виде беседы, с элементами социально-психологического тренинга, самодиагностики и самоанализа.

На занятии используются такие формы работы , как психологические игры, беседа с учащимися, интерактивные упражнения и самодиагностика.

В качестве диагностических материалов используются разработанная нами анкета «Как я использую свое время» (см. Приложение 1) и методика «Хронометраж» (см. Приложение 2).

Так же для учащихся предлагается Памятка «Способы успешного использования времени» (см. Приложение 3).

Продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты:

    развитие навыков самоанализа и самоорганизации;

    приобретение учащимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;

    снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимое оборудование:

помещение со свободно перемещающейся мебелью, техника для демонстрации презентации, доска для записей, бланки анкеты и «хронометраж», раздаточный материал Памятка «Способы успешного использования времени».

Основная часть.

Содержание занятия.

«Тайм – менеджмент или умение управлять своим временем»

Цель: проанализировать эффективность использования времени и познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

    Разминка «Ассоциации».

Учащимся предлагается по цепочке назвать свои ассоциации на слово «Время». Ответы фиксируются ведущим на доске.

Затем ведущий знакомит старшеклассников с темой и целью данного занятия.

    Беседа «Искусство успевать».

«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом» Алан Лакейн.

Последний год в школе, год перед институтом посвященный зубрежке, подготовительным курсам и репетиторам, часто оказывается самым трудным в жизни школьников, даже труднее, чем само поступление в институт.

Если проанализировать все то, чем вы занимаетесь, можно выписать целый список. Кроме уроков и выполнения дом.задания что вы можете назвать? (домашние обязанности, тренировки, общение с друзьями и подругами)

На каждое из этих дел уходит определенное количество времени. Кто может сказать, что успевает сделать все, что нужно за день? Очень мало людей могут похвалиться этим.

Есть специальные техники, которые помогают людям в этом – «Тайм-менеджмент».

Эффективность означает выбор наилучшего варианта из имеющихся возможностей и выполнение его наилучшим образом.

Пожалуйста, запомните: дефицита времени нет! У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно работать, то имейте в виду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!

    Самодиагностика: «Хронометраж» и анкетирование.

Учащимся предлагается зафиксировать на специальных бланках (см. Приложение 2) все события от подъема до отбоя в течение одного рабочего и одного выходного дня.

После этого, проанализировав самостоятельно результаты, ученикам предлагается заполнить анкету «Как я использую свое время»(см. Приложение 1) .

А затем, поделившись на группы по 4-5 человек, проанализировать и обобщить результаты, и представить другим, на каком временном этапе происходит потеря времени и определить, на что конкретно было оно потрачено у членов каждой группы.

Ведущий обобщает данные всех групп, фиксируя основные тезисы на доске.

    Беседа «Возможные причины неэффективного использования времени »

Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Помехи извне - это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

    задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);

    задержки в дороге (Очередь на маршрутку);

    • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));

    неполадки с компьютером и доступом в Интернет;

    электронная почта (спам);

    поиск папок, ручек и т. д.;

    телефонные звонки;

Кроме существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.

Среди внутренних помех можно отметить:

    неумение отказывать и говорить НЕТ;

    привычка хвататься за все и сразу;

    неверная оценка сроков и объемов работ;

    желание всегда быть полезным и помогать всем;

    природная медлительность;

    www.improvement.ru

    Приложение 1.

    Анкета «Как я использую свое время».

    Планируете ли Вы свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?

    Успеваете ли Вы сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?

    Считаете ли Вы, что ваше время часто тратится впустую?

    На что у Вас уходит время зря? За какими занятиями у Вас теряется время?

    Сколько времени (примерно) у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

    Сколько времени (примерно) тратится на просмотр телевизора, за компьютером (игры, общение в чате)?

    Хотелось бы Вам научиться более рационально использовать свое время?

Приложение 2.

Хронометраж «Учет потерянного времени»

Дни

Приложение 3.

Памятка «Способы успешного использования времени».

Существует множество способов успешного использования времени. Их можно представить в виде принципов конструктивных действий по организации своей работы:

    точное определение целей. Начиная что-либо делать, необходимо как можно точнее определить, что вы конкретно хотите сделать;

    сосредоточенность на главном. Весьма полезно составить список всех дел, в соответствии с их приоритетом и срочностью;

    создание стимулов. Человек лучше всего делает то, что ему нравится. «Любимые» дела всегда делаются быстрее, чем «нужные». Если можно превратить «нужно» в «хочу», эффективность работы значительно повысится;

    установка сроков. Лучший способ взять на себя обязательство - установить срок выполнения того или иного задания;

    решительность. Постарайтесь приступить к работе как можно быстрее: обдумывайте, решайте, действуйте. Начав что-то делать, не нужно все время сомневаться - двигайтесь дальше;

    умение говорить «нет». Это позволит не отвлекаться на ненужные дела и разговоры;

    контроль времени, затраченного на разговоры по телефону и «посещение» Интернета ;

    умение слушать. Внимательно относитесь к информации, чтобы точно знать, что, где, когда и почему происходит;

    отказ от шаблонов и повторов. Если вы успешно справлялись с работой, используя всегда один и тот же метод, это не значит, что он самый лучший. Поинтересуйтесь, как эту работу делают другие. Может быть, ее можно сделать быстрее и эффективнее;

    внимание к мелочам. Ничто так не выбивает из колеи, как досадные мелочи. Будьте внимательны к, казалось бы, несущественным вещам и предметам в быту и на работе. Это позволит сэкономить вам массу времени и сил;

    полное использование времени. Время, которое вы тратите на поездки и ожидание, можно использовать на обдумывание дел и планирование дня.

Ничто в действительности не принадлежит нам,

кроме времени, которым мы владеем даже тогда,

когда больше ничего не имеем

Бальтасар Грасиан

Тайм-менеджмент (англ. time management) - процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 14-16 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента

  • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
  • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

Ход занятия.

  1. Введение.

Знакомство.

Упражнение «Ежедневник».

Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.

Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя - насколько точно они ощущают течение времени.

Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

  1. Основная часть

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.

Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

Упражнение «Запланируй субботу»

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

Работа в группах 10 минут. Обсуждение.

  1. Заключительная часть

Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

В статье рассматриваются специфические инструменты, помогающие управлению временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

Анализ обращений родителей, беседы со школьниками 2-4 классов в рамках консультаций, уроков психологии показали, что:

  • отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую;
  • многие дети сами не садятся за уроки, а многие из тех, кто садится сам, до последнего момента откладывают их выполнение;
  • некоторые школьники любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование;
  • многие дети не знают, чем себя можно занять в свободное время, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере;
  • многие дети смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время;
  • у отдельных школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются в процессе выполнения работы на посторонние дела;
  • около половины детей признаются, что не планируют свой день;
  • у значительного числа школьников отсутствует режим дня;
  • многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых -основное время занимает приготовление уроков.

Вот, что говорят наши дети по поводу управления временем:

«Свои выходные я провожу так:

Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

«…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«А вот это мой учебный день:

Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

«Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому».

«Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие взрослые обращаются к технологиям тайм-менеджмента – технологиям управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и в личной жизни. Значимость тайм–менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании.

Задачи:

  1. Формирование у школьников позитивной мотивации на изучение данного курса.
  2. Формирование у школьников представлений о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких ситуациях.
  3. Обучение школьников планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время.
  4. Организация пространства проживания и проектирования ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм–менеджмента:

  • анализ количества потерянного времени с помощью календарика- пинарика и листа–хронометража;
  • планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления времени; ведение ежедневника;
  • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

Исходя из специфических приемов понятно, что дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления времени:

  1. календариком–пинариком,
  2. хронометражем,
  3. планом на день.

I. Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе.

МЕТОД ПРОЕКТОВ и КОМАНДНАЯ РАБОТА.

Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают 2 проекта:

Пример. Карта к групповой работе «Секреты времени».

« Во вторник у Оли с Валерой намечалась контрольная за четверть по русскому языку, поэтому с родителями они договорились, что после школы будут готовиться к контрольной. Уроки у Оли и Валеры закончились в 13.00. 2 часа они шли из школы в соседний дом, а потом час обедали. Затем Оля вспомнила, что начинается ее любимый сериал, и убежала в зал, а Валера уткнулся в компьютерную игру. Вот так они и просидели до 21.00. В 21.00, за час до прихода мамы, дети вспомнили про контрольную и стали искать по квартире учебник русского языка. В 22.00 учебник был найден, и тут пришла мама. До 23.00 мама рассказывала про работу, а в 23.00 спросила про подготовку к контрольной работе. Дети честно рассказали, что ничего не делали. В итоге мама решила их проучить, и они легли спать с невыученными правилами. И в школе получили двойки ».

Данная работа используется нами на этапе введения правил управления временем – анализ текста логически подводит школьников к необходимости введения правил времени, чтобы в жизни у людей не получалось как у школьников из ситуации.

Анализ ситуаций происходит в рамках групповой работы школьников. По итогам выполнения анализа, представители команд презентируют найденные ошибки в тексте, а затем предлагают исправленные варианты.

2. Ситуации–сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время, не называя вслух ошибки. Класс определяет и называет ошибки, показанные в сценке, затем представители от класса показывают правильный вариант разрешения ситуации.

СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ.

В ходе курса «Тайм–менеджмент для малышей» мы также обращаемся и к такому виду работ как создание истории.

Так, мы предлагаем школьникам написать авторскую сказку или историю, в которой бы главный герой в начале терял время попусту, а потом изменился.

Смысл данной работы в том, чтобы школьники вместе с героем прожили правильные и неправильные образцы управления временем, в нестандартной форме актуализировали для себя правила управления временем, а также в тексте отреагировали те чувства, которые связаны у них с управлением времени.

Этапы работы:

  1. Введение школьников в создание историй.
  2. Создание текстов детьми в течение одной недели и их фиксация.
  3. Презентация работ и обсуждение заключенных в них идей.

II Теперь рассмотрим специфические инструменты, помогающие управлению временем.

КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь , где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок).

Идея инструмента

Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать ребенку то, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное использование времени. Использование календарика–пинарика в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Кроме того, дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени.

Это достигается за счет следующих эффектов:

  • Ребенок наглядно видит, сколько времени он потратил впустую, и это заставляет его задуматься. Получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах, в частности, были случаи, когда 41 час ребенок потратил впустую, которые можно было бы потратить с пользой, у многих детей наступает прорыв, и они начинают по–другому относиться во времени.
  • Ребенок собственноручно отмечает потерянные часы цветом, что дополнительно показывает ребенку, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени. Кроме того, здесь срабатывает и желание ребенка «быть идеальным», что выражается в том, что ребенку хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.
  • Календарик постоянно находится у ребенка перед глазами, ребенок постоянно видит и осознает, что ему надо будет его раскрасить – в данной ситуации календарик выступает своеобразным вынесенным контролем, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом, календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги».

По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Этапы работы:

  1. Объяснение назначения инструмента и способа работы с ним.
  2. Самостоятельная работа школьников по ведению каленадриков–пинариков в течение недели.
  3. Индивидуальная мини–консультация психолога по итогам ведения календарика-пинарика.
  4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных календариков–пинариков и планирование дальнейшей работы с ними.
  5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению кадендариков–пинариков в течение недели.
  6. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения ребенком календарика.
  7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Опыт работы с каленадриком–пинариком в 4-х классах показал, что целесообразно его ведение в течение 2-3 недель. Этого времени достаточно для получения отмеченных выше эффектов. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер и позволяет психологу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя и здесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля. Вторая и третья неделя - как раз благоприятный период для изменений, особенно, если после первой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками.

Примерные вопросы для обсуждения со школьниками:

  • Расскажите, ваши впечатления от заполнения календарика–пинарика.
  • На что вы впустую тратили время?
  • Было ли ведение календарика полезным? Почему?
  • У многих получились внушительные цифры потерянного времени. Как вы планируете бороться с потерянным временем на этой неделе?

Наряду с календариком-пинариком, для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное времени также можно использовать прием «Хронометраж».

ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометраж реализуется в виде 2 последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий, которые имели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного–двух дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с ним происходит

2. Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных событий. В отличие от календарика–пинарика анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более 1-2 раз, потому что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенку зафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной, т.к. по содержательному наполнению эти дни отличаются.

В целом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе с ребенком, где возможен детальный анализ. Вместе с тем, в рамках уроков психологии данный прием также эффективен, особенно в плане диагностики сфер, где ребенок теряет время впустую, а также в плане формирования мотивации для более рационального использования времени.

Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, где день был поделен на 2 части: до обеда он играл в компьютер, после обеда – телевизор. Ничего полезного в дне просто не было. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что он неправильно строил свой выходной день и в последствии стал по-другому планировать свой день.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Ваши впечатления от хронометража: что понравилось, что не понравилось, что было трудным?
  • Сколько времени вы потратили на просмотр телевизора, игры в компьютер, на приготовление уроков, прогулки?
  • Сколько времени потратили на помощь по дому и учебные дела?
  • Тратили ли вы время впустую?
  • На что вы тратили время впустую?
  • Как вы думаете, в выходной день нужно ли заниматься полезными делами или можно их забросить?
  • Полезным ли было для вас работа с Хронометражем? Если «да», то чем, если «нет», то почему?
  • Планируете ли вы что–либо изменить в планировании по итогам Хронометража?

ПЛАН НА ДЕНЬ

План на день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которому младшие школьники прибегают нечасто.

Работа со школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативные особенности планирования времени младшими школьниками:

  • К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы успеть все. Школьники, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.
  • Дети склонны просто наполнять свой день мероприятиями – им больше свойственно просто придумывать мероприятия под время, а не планировать время под заранее продуманные дела.
  • Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того, чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, в работе со школьниками нами используется такой инструмент тайм–менеджмента как «План на день»

План на день – инструмент планирования времени и фиксации выполнения запланированных мероприятий.

Работа с планом учит:

  • Планировать время и рационально им управлять.
  • Контролировать и оценивать результаты.
  • Анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации.
  • Выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому и т.д.).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающие эффекты.

  1. Осмысление и планирование предстоящих событий

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Для того, чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребенок включал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» -делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Если ребенок работает над преодолением какой–то проблемы или выработки определенного навыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

  1. Выявление наиболее важных дел. После того, как ребенок очертил круг мероприятий, важно чтобы он отметил для себя наиболее ВАЖНЫЕ мероприятия, которые необходимо сделать в первую очередь.
  2. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела. Ребенку целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Важно, чтобы главные дела стояли в плане в числе первых, а не откладывались на потом.
  3. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения в плане на день.
  4. Фиксация ребенком факта выполнения и невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.
  5. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.
  6. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.

ПЛАН НА ДЕНЬ

время

занятость

отметка о выполнении

8.00-13.00

уроки в школе

15.00-16.00

игра на компьютере

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

19.00-20.00

прогулка с братом

21.00-22.00

сборка модели

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те дети, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы –возможно они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Некоторые заметки из опыта…

Первоначально школьники демонстрируют достаточно подробные расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна, дети расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы дети фиксировали только самые основные мероприятия.

Также, когда мы начинаем работу с планами, часто школьники спрашивают, а кто мне будет напоминать, что я должен это сделать, да еще и лучше в это время.

СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей,

Мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать,

Метки на руке,

Приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом, на дневник или на холодильник.

Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним для ребенка:

1 . Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения . Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть.

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра . Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время . Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия . Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора, начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

  • Учебные дела,
  • Полезные дела, – помощь по дому
  • Свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).

6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении . Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»

7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет . Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

Ответь для себя на ряд вопросов:

  • Все ли из запланированного я сделал?
  • Что мне не удалось сделать? Почему?
  • Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…
  • Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.


Настает горячая пора выпускных и вступительных экзаменов и, бьюсь об заклад, желания готовиться к ним у тебя нет никакого. Да и выглянувшее наконец-то солнце не располагает к зубрежке. Как можно устоять перед соблазном насладиться первыми весенними лучами? Но деваться-то некуда. Слишком многое поставлено на карту, чтобы впустую тратить драгоценное время. Как раз о том, как грамотно использовать свое время и успеть все - и поучить, и отдохнуть, и с друзьями встретиться - мы и поговорим в этой статье.


Тайм-менеджмент

Для чего нужно учиться управлять временем?

Совсем скоро из упорядоченной жизни, подчиненной школьному расписанию, графику кружков, секций и родительского контроля ты перейдешь в самостоятельную жизнь, где ответственность за то, как распоряжаться своим временем, ляжет полностью на твои плечи . И, поверь, не так-то просто уместить в 24 часа все необходимые дела таким образом, чтобы хотя бы 8 из них можно было потратить на сон. Тем более, что в университете график не такой структурированный и четкий, как в школе. Пары могут начинаться и заканчиваться в разное время, а учебные нагрузки очень высоки.

Чем старше мы становимся, тем больше дел в нашем ежедневнике, тем быстрее бежит время и его, как правило, постоянно не хватает. Именно поэтому взрослыми была придумана такая техника управления временем, как тайм-менеджмент . Важно осознать, что это не просто набор обязательных для выполнения правил и техник, это стиль жизни.

Если ты задаешься вопросом, чего хочешь достичь в жизни, кем хочешь стать через 10 лет и осознаешь, что твоя цель - успех, без грамотного управления временем тебе не обойтись . Уже сейчас. На том этапе, когда вся жизнь впереди и ты можешь научиться грамотно ее проживать.

Основные правила тайм-менеджмента

Прежде, чем перейти к рассмотрению отдельных техник, применяемых в тайм-менеджменте, рассмотрим определенные правила, без которых невозможно грамотное планирование времени.

1. Анализируй в течение дня, на что расходуется твое время. Это, с одной стороны, позволит тебе научиться его «ощущать», с другой - поможет понять, сколько времени и на что тратится.

2. Планируй на бумаге! Все дела, которые не записаны в блокнот, ежедневник, с большой долей вероятности будут забыты и никогда не реализуются просто потому, что ты о них забудешь. Это же относится и к ведению школьного дневника. Он учит тебя систематизировать дела, наглядно демонстрирует планы на неделю и список дел на день. Его минус лишь в том, что относится он только к школьному времени, поэтому для более полной картины дня нужен дополнительный ежедневник.

3. Список дел на завтра не должен содержать более 10-12 пунктов . И один из них обязательно должен быть посвящен составлению списка дел на следующий день.

4. Ставь перед собой цели на день, неделю, месяц, год, 10 лет и достигай их!

5. Для того, чтобы наглядно визуализировать дела, используй разноцветные стикеры . Присвоив каждому виду дел свой цвет, ты сможешь легче ориентироваться в приоритетах и анализировать временные затраты.

6. До того, как приступить к выполнению домашнего задания, составь себе подробный список дел. Если это большая, сложная задача, разбей ее на подзадачи . Добейся того, чтобы страшное на вид задание стало разделено по пунктам, каждый из которых - маленький, несложный, выполнимый этап на пути к реализации запланированного.

7. Зачеркивай выполненные задания. Это принесет тебе не только чувство морального удовлетворения, но и наглядно покажет, насколько близок финал.

8. Контролируй достижение своей цели. Постоянно анализируй, насколько ты приблизился (-лась) к своей мечте, что ты для этого сделал (-а), а что еще предстоит выполнить.

9. Расставляй приоритеты. Для того, чтобы понять, с чего начать, нужно выделить самые важные и срочные дела и приступить к реализации задуманного с них.

10. Установи на смартфон приложения , с помощью которых можно не только составлять список дел, но и устанавливать напоминание о них. Они не позволят тебе забыть о важных вещах.

11. Отдыхать - тоже важно! И желательно на свежем воздухе. Смена физической и умственной деятельности поможет тебе переключиться, настроиться на позитив и набраться сил.

12. Не откладывай дела на потом! В какой-то момент ты поймешь, что этот снежный ком уже не остановить. А чтобы он тебя не придавил, выполняй дела вовремя. Это именно тот случай, когда ситуацию легче предотвратить.

Более конкретно о техниках тайм-менеджмента мы поговорим в следующей статье.

«Товарищ, запомни правило простое:

работаешь сидя – отдыхай стоя!»

В.В. Маяковский

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы начнем разговор с вами об очень важной вещи – тайм-менеджменте. Тема это занимает сердца и мысли каждой мамы в декрете, но сегодня мы вспомним об этой чудо-науке в рамках работы с нашими младшими школьниками. Итак, почему родилась эта тема? Потому, что у меня растет второклашка, потому что я часто получаю письма, как сделать так, чтобы: (дальше на ваш выбор)

  • ребенок вовремя делал уроки
  • ребенок успевал сделать то-то
  • ребенок не опаздывал
  • ребенок не делал в последнюю ночь проект перед сдачей

А еще потому, что я обожаю тайм-менеджмент и все успеваю! (шутка, не все я успеваю, но я близка к этому 😉)

Ну, довольно отступлений, давайте по сути. В чем наша с вами задача состоит? В том, чтобы научить наших младших школьников обращаться и распоряжаться своим временем на базовом уровне, научить их планировать!

Так как я люблю схемы, буду рисовать, можно?

Давайте посмотрим, какими шагам мы должны научить ребенка при знакомства с тайм-менеджментов.

Как вы видите из схемы, мы как по ступенькам должны пройти через мотивацию, планирование и контроль. Только так и только в таком порядке.

Начнем с мотивации , пожалуй, самой сложно части из всех.

Зачем мне учеба? Почему я должен делать уроки? Кому я должен?

А ведь и правда, почему мы всегда говорим должен делать? Кому должен? Учителю? Родителям? Когда я пошла в школу, мне мама сказала: «Учеба нужна тебе, мы свое образование получили. Если ты хочешь учиться – ты будешь, если не захочешь – мы заставить не сможем». И все! Уроков со мной никто не делал (ну один раз только, я попросила помочь, пожалела о своем решении и просить перестала и то это было классе в 7). Даша пошла у меня в школу с таким же напутствием, но она не я, и я не мои родители. Поэтому ситуации разные и Даша иногда просит о помощи, и я помогаю, но просит крайне редко, чаще это связано с уточнением формулировки задания (они правда написаны коряво иногда).

Так вот, мы должны донести до ребенка, что это надо ему. Только на днях читала рассказ мамы, которая учит сына дома. Она описывала, как мотивировала его. Несколько месяцев он не хотел ничего делать, абсолютно и она не трогала его. Потом она заметила, как он переписывается с кем-то и невзначай заметила, что важна в этом вопросе грамотность. И он стал спрашивать, как пишется то или иное слово и вот маленькими шажками они выучили правила русского языка. Вывод: мальчик понял, зачем ему они!

Другой пример, ребенок захотел себе купить планшет. Вопрос, сколько ему надо карманных денег копить, чтобы собрать на планшет, с учетом того, что иногда что-то купить по мелочи хочется. Нужна математика!

Примеры простые, но малышам такие и нужны, наглядные! Только лучше не тыкать их носом в эти примеры, как котят, которые лужу в коридоре надули, а рассказывать как бы истории из жизни (я знала мальчика, у меня была подруга и она и т.д. и т.п.). Понимаете?

Тебе надо учиться, потому что без знаний ты никто! Потому, что тогда ты будешь дворником! Кстати, часто слышу именно это. Но разве дворник плохая профессия? Разве человек, который делает наш город чище не достоин уважения? Это отступление, но я к тому, что не тыкайте в ребенка профессиями, как будто они ужасные! Есть прекрасная, удивительная писательница, я ее очень люблю, люблю ее книгу, люблю ее блог, я зачитываюсь ее заметками и вот она, имея престижную работу, почет и уважение подрабатывала уборщицей в аптеке. Потому что ей было интересно! Потому что она так решила, потому что ей это нравилось! Потому, что все профессии нужны. «Мамы всякий нужны, мамы всякие важны!»

Так вот вернемся к мотивации. Я не могу за вас найти ее для вашего ребенка, этот ключик вы должны подобрать сами, найти того медведя, который сундук держит, поймать зайца и не упустить селезня, а уж там и до ключика не далеко!

Главное показать ребенку на доступных ему образах, зачем нужно учиться, почему важно делать уроки. Когда вам это удастся, покажите ему, как он тратит свое время. Вот это уже процесс механический. Используйте хронометраж. Заведите блокнот и несколько дней записывайте в него все, что делает ребенок дольше 5 минут, даже если он 10 минут просто просидел, смотря в одну точку. Записали?

Посчитайте, сколько времени он потерял зря. Но тут надо быть аккуратным, ведь например игра в телефон или другой гаджет не кажется ему пустой тратой времени, она такая для вас, поэтому включайте свою фантазию (а кто сказал, что будет легко?) и на образных примерах снова показывайте ему, как жил ваш знакомый дядя Петя или тетя Света, когда она ….

Получилось? Пробили стену мотивации? Показали на примерах? Молодцы! Идем дальше!

Планирование! Что ж это за зверь такой? Очень мой любимый зверь. Блокнотики, записочки. Особенно девочкам должно понравиться, но и мальчишек придется обучить.

Нам нужно составить список! В него вы включаете

  • уроки
  • кружки
  • домашние дела и обязанности
  • свободное время

Ниже я показала пример, как я вижу (я пока точного расписания не знаю Дашиных кружков, но приблизительно) расписание обязательных дел на учебный год 2016-2017.

Как вы можете заметить, есть школа, есть прием пищи (утром он входит в сборы я его не выделяла отдельно), они на протяжении многих лет неизменны. Даже если мы в дороге или в гостях или в театре, я всегда планирую время так, чтобы +- 40 минут мы могли покушать в привычное время (бывает крайне редко график сбивается, но это единичные случаи, раза 2 в год не беда для меня). Я не буду объяснять, почему так, это не тема сегодняшней беседы, но для меня это важно!

Кружки тоже отметим, они имеют график и они важны. Главное, чтобы они были выбраны ребенком. Если не хочет ваш ребенок ходить на музыку, например, не заставляйте. Лучше бросить, чем заставлять! Толку не будет от того, что ребенку насаждают сверху то, к чему он не готов!

Столько у меня примеров перед глазами тех детей, которых заставляли или заставляют ходить и если мы говорим в прошлом времени, то результат более чем плачевный.

Я поменяла более 15 кружков в детстве, я могла за год позаниматься в 6 разных по месяцу или по 2. Но за что я по-настоящему благодарна родителям, они не заставляли, как только я говорила, это не мое, меня забирали и искали новый. И нашли! Я сама нашла, записалась в кружок и проходила в него 11 лет! Не пропуская занятий и сейчас я дружу с педагогом, ее внуки играют с Дашей, а мы болтаем, глядя на них и попивая чай на свежем воздухе. Она стала моим наставником и другом! Вот как должно быть! Только так!

Была у меня подруга, она могла по 5 часов играть на фортепиано, тренируя новую музыкальную пьесу. Я поражалась, а она играла. Она хотела!

А был знакомый мальчик, которого заставляли заниматься боевыми искусствами, а он был далеко не боец, он рисовать мечтал, очень! И так ребенку жизнь исковеркали, что ему еще лечиться и лечиться, не только травмы исправлять, но и психику.

Но вернемся к расписанию. Осталась последняя графа. Я назвала ее совместное чтение, но там же еще и подготовка ко сну (зубы, душ и все такое). Это ритуал. Я читаю Даше на ночь, иногда она мне (по ее желанию), но это отменить может только что-то гиперважное и экстренное, как моя болезнь, например. Если я могу читать, я читаю! И буду читать хоть до пенсии! Это лучшее время за день!

А теперь вы видите, сколько времени осталось, вставляем в расписание (когда я говорю вставляем, то имею ввиду ребенка), время на домашнее задание, время на то, что он выбрал. Даже если ребенок выберет время на подготовку дз на ваш взгляд позднее, не спешите одергивать, пусть попробует. ЧТО может случиться?

Он поймет, что устал и уже не может, но вы напомните ему, что он сам выбрал это время и т.к. дз это его зона ответственности (вспоминаем мотивацию), то сделать надо, но в следующий раз предложите выбрать другое время.

Ребенок может вставить в план игру на телефоне например или просмотр кино, чтение книги (тут тоже не стойте с секирой над головой, а то желание отбить можно).

И когда расписание будет заполнено дайте ему время на тестирование. Ведь это лишь набросок, его можно менять и нужно дать это понять ребенку. Менять не страшно, наша цель найти такой оптимальный вариант, чтобы ребенок успевал все, что нужно, все, что ему хочется и чтобы ваша душа была спокойно (ну хоть чуть чуть).

Если дел больше, чем часов в дне или дней в неделе, то учите расставлять приоритеты. Можно написать дела разными цветами, и смотреть, сколько у вас самых важных дел, сколько менее важных и какие только развлечения (помните, они тоже должны быть!!!)

Контроль . Вы, наверное, потираете руки, вот он тот момент, когда я выйду на сцену с дубинкой в руках. Шучу, но не совсем. Убирайте дубинку, вместо нее возьмите листок и займитесь своим расписанием, а контроль над планом ребенка оставьте ему. Научите его самого отслеживать успешность его выполнения. Вы же не можете ходить с ним за ручку до пенсии. Поэтому дайте ему нужные инструменты и отойдите в сторону, почитайте, посмотрите кино, вымойте окна, вы же наверняка думали, что сами не все успеваете. Вот вам шанс!

Отмечать дела можно разными способами. Выделять маркером разным цветом, заклеивать стикерами или наклейками. Найдите свое решение лучше веселое и яркое, чтобы можно было поулыбаться и порадоваться выполненному делу.

Если не все успели или сделали, проведите анализ, почему так получилось. Это лучше вместе делать. И мой личный совет. Привлекайте к анализу своего неуспевания ребенка, покажите ему на примере, что вы проводите такую же работу, как и он. Ищите пути решения вместе, это сблизит вас против общего врага — времени! А вы станете дружной командой, сумевшей время покорить и подчинить себе!

Подведем итог! Мотивация, Планирование, Контроль – вот три первых шага на пути к управлению временем, которым нужно учить не только взрослых, но и школьников!

Мы обязательно продолжим эту тему, у меня есть много задумок о том, что обсудить, а пока жду ваши вопросы в комментариях, чтобы знать, что вас интересует больше всего.

С уважением, Костюченко Мария

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.