Сведенборг о потустороннем мире. Ученый и мистик эмануэль сведенборг

Сведенборг, который жил с 1688 до 1772 г. г. родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира. Его последние работы дают описания того, что представляет собой жизнь после смерти.

Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет и тем о чем свидетельствуют другие лица, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает как он ощущал себя, когда останавливается дыхание и циркуляция крови. "Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире... Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое". Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела. "Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода моего сознания, т. е. духа, из тела".

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, - готов ли он умереть? "Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни". Однако, общение Сведеборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания.

"Духи общались со мной на универсальном языке... Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке... который представляет собой свойство духа. Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит также отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот к кому она обращена, потому, что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека..." Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, так как он еще находится в "теле", во многих отношениях напоминающем его физическое тело. "Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, так как он продолжает оставаться в рамках внешнего мира... Следовательто, он еще не знает ничего, что он находится в привычном ему мире... Поэтому, после того, как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире... у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад".

В то же время, духовное состояние менее ограничено, по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни. "Все духовные дарования являются более совершенными, это относится как к ощущению, так и к осмысливанию и удержанию в памяти". Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир. "Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь, друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни. Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться советы, относящиеся к его новому состоянию в вечной жизни..."

Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого и при этом нет никакой возможности для лжи или умолчания о чем-либо. "Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей, все, что человек когда-либо говорил, думал и делал, все, от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встерчался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним...

Все, что он сказал и сделал, как при свете проходит перед ангелами, ничто не остается скрытым из того, что было в его жизни. Все это проходит как некие картины, представляемые в свете небесного рая".

Сведенборг описывает также "свет Господа", который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека". Это свет истины и полного понимания. Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии и в сочинениях Платона и в Тибетской Книге Мертвых, мы находим много сходства с тем, что пережили наши современики, побывавшие на краю смерти.

Феномен Сведенборга (часть 1)

Отрывок из книги Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. "Время Бога. Голос из далека"

Трудно указать точную дату первого физического или психического проявления духовных сущностей высшего или низшего типа, оказавших ощутимо сильное влияние на мирские дела. У спиритов принято связывать начало проявления психических сил с 1848 годом. Но недаром говорят, что спиритизм столь же стар, как и человеческий род. Во все времена мы находим следы общения с духами и запоздалые признания истинности подобных явлений в истории человечества. Однако отцом нового учения о взаимодействии с потусторонним миром стал великий шведский мэтр -Эммануэль Сведенборг.
Артур Конан Дойль пишет: "Когда первые лучи восходящего солнца спиритического учения упали на грешную землю, то их свет в первую очередь озарил величайший разум, а потом уже и остальное человечество. Этот озаренный разум принадлежал великому религиозному реформатору и ясновидцу, которого его же собственные последователи понимали не более, чем понимали Христа его ученики.
Для того, чтобы в полной мере постичь Сведенборга, нужно обладать разумом, равным его собственному, а такой рождается только раз в столетие" .
Представляет интерес место Сведенборга в общей схеме психических исследований.

Выдающийся шведский ученый XXVIII века Эммануэль Сведберг (Сведенборг), обладающий поразительными парапсихологическими способностями, оставил систематизированный и подробный рассказ о мире за чертой нашего земного существования, который является поистине бесценной сокровищницей для наших современников.
Эммануэль Сведберг родился в Стокгольме 29 января 1688 года. Отец его, доктор Эспер Сведберг, происходил из старинной шведской фамилии. Епископ и профессор теологии постоянно бывал в неладах с церковными властями: он всегда настаивал, что прямой религиозный опыт человека важнее, чем выдохшаяся религиозная догма.

Эммануэль с ранних лет отличался неутомимым стремлением к приобретению знаний и получил блестящее образование в Упсальском университете. Для довершения своего образования Сведберг предпринял путешествие по Англии, Голландии, Франции и Германии, где в течение четырех лет посещал их знаменитые университеты.
Сфера его интересов охватывала филологию, философию, все отрасли математики, астрономию и вообще все естественные науки. Он был блестящим ученым и, будучи еще молодым, завоевал мировую репутацию. Достижения его как ученого были феноменальными. Задолго до Лапласа и Канта он предложил "небулярную" космогоническую теорию Солнечной системы, согласно которой ее возникновение произошло из гигантской завихренной массы, разреженной газовой туманности, сконденсировавшейся со временем в Солнце и планеты. Он сделал важные открытия, расширяющие наши знания о фосфоресценции, магнетизме, теории атомного строения материи, был пионером в кристаллографии.
В совершенстве владея девятью языками, Сведберг был, кроме того, изобретателем и искусным ремесленником. Он собственноручно изготовлял телескопы и микроскопы, конструировал подводную лодку, воздушные насосы, музыкальные инструменты, планер и шахтное оборудование, принимал участие в проектировании крупнейшего в мире сухого дока. Он создал слуховую трубку, огнетушитель и прокатный стан.
Как анатом и физиолог он наметил перспективы развития новой науки неврологии, особенно в области точного определения функций клеток мозга и коры головного мозга, спинного мозга. Он предвосхитил более поздние изыскания в области эндокринологии. Научные труды написаны им на латыни.
Из уважения к талантам молодого ученого в 1716 году король Швеции Карл XII назначил Сведберга чрезвычайным асессором королевской горной коллегии. С этого времени молодой ученый постоянно пользовался доверием короля и в 1718 году, при осаде Фридрихсгаля, сумел оказать Карлу особенную услугу "изобретением механического снаряда, посредством которого перекатил через горы и долины, отделяющие Швецию от Норвегии, на расстоянии двух с половиной миль две галеры, пять больших лошадей и одну шлюпку, употребленные Карлом для перевозки осадной артиллерии под самые стены Фридрихсгаля" .
Эта заслуга и научные труды были достойно оценены шведским правительством и признательная королева Ульрика Элеонора возвела его в 1719 году в дворянское достоинство, и почетно переименовала Сведберга в Сведенборга.
Чтобы на практике познать горное дело в 1721 году Сведенборг предпринял новое путешествие для ознакомления и исследования рудников и обработки металлов на горных заводах в Швеции, Саксонии Брауншвейге, Австрии и Венгрии.
После возвращения в Стокгольм деятельность Сведенборга сосредоточилась преимущественно на минеральном царстве природы, на философском исследовании и объяснении явлений стихийного мира, основанном на началах математики. В 1734 году Сведенборг был избран академиком Стокгольмской академии наук. И в том же году Санкт-Петербургская академия наук прислала ему диплом на звание члена-корреспондента.
Сведенборг не ограничивал свою деятельность теоретическими науками, он принимал активное участие в делах общества как правительственный чиновник и законодатель.
Примерно к пятидесяти годам он овладел всеми известными в его время естественными науками, и стал на пороге своего великого исследования внутреннего мира. Он начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, опубликовав его впоследствии в нескольких томах.
Следует отметить, что еще в юности Сведенборга стали посещать видения, но, обладая практическим умом и сильной волей, он долго и тщательно скрывал эту деликатную сторону своей жизни. Он был одержим тем, что обычно называли "странствующими видениями". В сегодняшнем понимание речь идет о способности к внетелесным перемещениям (ВТП).
Сведенборг был великим ученым западной цивилизации, владевшим замечательными парапсихологическими способностями и демонстрировавшим их.
Так шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидении Сведенборга, решила подвергнуть его испытанию. Пригласив его однажды во дворец, королева между разговором спросила у него: справедливо ли то, что он может общаться с умершими и, получив утвердительный ответ спросила его, не может ли он принять от нее поручение к недавно умершему ее брату (принцу Вильгельму). Сведенборг ответил, что исполнит это с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать от него, о чем говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом ее в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал этот разговор, и она сама никогда и ни с кем не говорила об этом.
Через несколько дней Сведенборг явился с ответом во дворец. И, по приглашению королевы выйдя с ней в особую комнату, в присутствии только государственного советника графа Шверина, оставшегося в некотором отдалении, передал ей разговор ее с принцем со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил.
Королева была так поражена этой неожиданностью, что почувствовала дурноту и только через несколько минут пришла в себя от изумления, каким образом Сведенборг узнал то, что было тайной для всех и известно только ей и ее умершему брату. Этот эпизод стал известен из нескольких источников. Прежде всего, это французский ученый академик Тьебо, который лично спрашивал у королевы о правдивости данного факта. Об этом же писал русский посланник при шведском дворе граф Мусин-Пушкин, этот факт описывался и в записках датского генерала Туксена .

Не менее интересно следующее происшествие.
В 1761 году после внезапной кончины датского посла при стокгольмском дворе графа Мартевиля к его вдове обратился серебряных дел мастер с требованием большой суммы денег за чайный сервиз, который был поставлен в дом покойного. Вдове было известно, что граф эти деньги уплатил, но полученной квитанции об оплате она не могла найти. Больше из любопытства, чем по другим причинам, вдова обратилась к Сведенборгу с просьбой узнать от покойного мужа, где находится квитанция. Через некоторое время Сведенборг пришел к ней и объявил, что виделся с ее мужем, который подтвердил уплату денег за сервиз и сообщил, что расписка находится в ящике бюро. Мадам де Мартевиль ответила, что уже тщательно обыскала бюро. Тогда Сведенборг описал ей секретное отделение, в котором хранилась частная корреспонденция и расписка. Именно там и была найдена злополучная расписка

Пожалуй, стоит отметить еще один интересный эпизод, связанный с парапсихологическими способностями великого ученого.
19 июля 1759 года в Геттенберге (который находится на расстоянии 50 миль от Стокгольма) Сведенборг обедал в обществе нескольких особ у одного из местных врачей. Около шести часов вечера он вышел из комнаты и воротился бледный и встревоженный, говоря, что в Стокгольме сильный пожар и что пламя охватило уже значительную часть города. В беспокойстве он несколько раз выходил из комнаты и, наконец, объявил, что дом его хорошего знакомого уже превратился в пепел, а его собственный дом находится в большой опасности. Выйдя очередной раз из комнаты около восьми часов, он вернулся со спокойным лицом и сказал: "Слава Богу, пожар погашен, огонь остановился за три дома от моего".
Его сообщение вызвало большое волнение в городе и на следующее утро губернатор, до которого дошли разговоры о пожаре, пригласил Сведенборга к себе, чтобы получить от него подтверждение всему сказанному, а также, если возможно, малейшие подробности. На следующий день из столицы приехал курьер с известием о пожаре, который действительно происходил так, как его описал Сведенборг.
В конце 1771 года Сведенборг был поражен апоплексическим ударом (инсульт), вследствие чего лишился речи и впал в состояние летаргии. Однако он вскоре поправился, снова мог говорить и уже до самой своей кончины сохранял во всей полноте четкость ума и чувство самосознания.
В продолжении болезни его навещали только наиболее близкие ему друзья, так как он заметно чуждался общества. Среди друзей часто бывал шведский священник Ферелиус. Во время своих посещений Ферелиус часто спрашивал Сведенборга о том, что он думает об исходе своей болезни. И каждый раз Сведенборг говорил ему, что он должен умереть.
Вследствие этого Ферелиус спросил его, не намерен ли он перед смертью для обнаружения истины отречься, может быть, от чего-нибудь из того, что им написано. На это Сведенборг, поднявшись на кровати и положив руку на грудь, свидетельствовал истину всего им написанного и добавил, что он мог бы написать гораздо больше, если бы ему это было позволено.
За несколько дней до смерти Сведенборга посетил доктор богословия Гартлей, который именем дружбы и вечности убеждал его открыто объявить, "точно ли истинно все, что написал он относительно предметов религиозных". На что ученый ответил: "Все мною написанное -чистая истина. И вы впоследствии с каждым днем будете более и более убеждаться в этом" . О чем шла речь между умирающим Сведенборгом, его духовником Ферелиусом и другом Гартлеем? О тех невероятных сведениях о потустороннем мире, которые получил Сведенборг благодаря своим уникальным способностям.

Пусть "невежество просветиться и неверие уничтожится"
В своих записках, не предназначавшихся для публикации, Сведенборг пишет, что в ночь на 7 апреля 1744 года он испытал ошеломляющее духовное потрясение. "В одну ночь мне открылся мир духов, ада и рая. Я встретил там многих своих знакомых во всевозможных обстоятельствах. С того момента Господь ежедневно открывал "глаза" моей души, которые стали видеть во всей полноте все происходящее в загробном мире. Я приобрел способность беседовать с ангелами и духами" . Говоря его словами, над ним "разверзлось небо" и он "увидел воочию" Иисуса Христа. Во сне ли это было? В тот день он лег спать около десяти часов вечера и спустя некоторое время вдруг почувствовал, что его захлестнула "могущественная сила, исполненная святости. Он пал ниц и стал молиться. "Пока я молился, какая-то могущественная рука сжала мои пальцы, и я увидел Его воочию. Это лицо было исполнено божественной силы, и его невозможно описать словами…". Проснувшись в то апрельское утро, Сведенборг долго молился, прося Господа простить его маловерие и гордыню. С этого момента к нему пришло новое восприятие жизни. Сведенборг указывал, что его новое состояние во время молитвы подобно состоянию эмбриона в материнском чреве
Позже описывая одно из своих видений, Сведенборг говорит о некоем "видимом глазу испарении из всех пор" его тела. "Это было настоящее истечение воды, ниспадающей на пол и проникающей даже сквозь ковер". По описанию это очень похоже на эктоплазму, которая является основой многих психических явлений. Сведенборг назвал это вещество "идеоплазмой".
Свои удивительные способности Сведенборг рассматривал исключительно во взаимосвязи с системой дыхания (индийская система йогов основана на той же идее), и каждый раз после очередного общения с духами ему с большим трудом удавалось в течение часа восстанавливать дыхание. За исключением этого обстоятельства при общении с духами Сведенборг чувствовал себя нормально. Он разработал собственную йогоподобную технику задержки дыхания и концентрации, тщательно исследовал гипногогические состояния, которые можно охарактеризовать как "нейтральную полосу" между сном и бодрствованием. Затем он стал записывать и толковать собственные сны .
Дневник, из которого мы узнаем о необыкновенных событиях в его жизни, Сведенборг начал вести за несколько месяцев до случившегося. Чудом уцелевший дневник, в котором автор рассказывает, главным образом, о своих снах, был обнаружен спустя почти сто лет после смерти автора и опубликован под названием "Дневник снов". Описывая свои сны, Сведенборг пытался проникнуть в глубинный смысл сновидений, а определенная их последовательность указывала ему на некий путь духовного познания. Вначале записи снов были сделаны не на латыни, универсальном языке ученых, а на шведском языке, явно наспех и явно для себя самого.
Начав записывать свои сны, Сведенборг вскоре убедился, что череда сновидений указывает ему на нечто очень важное в его жизненном предназначении. После нескольких месяцев его дневник внезапно обрывается, а спустя два года записи вновь возобновляются, но на сей раз уже на латыни. Да и тональность записей заметно изменилась. Теперь в них появляется все больше и больше рассказов о жизни на небесах, и продуманные оценки пережитого. На одной из первых страниц Сведенборг пишет: "Сон здесь означает разновидность видения, которое случается во время бодрствования, когда ум отвлечен от внешних ощущений и страстей"
В дальнейших снах ему открылось, что он не должен тратить время на изучение чужих богословских работ, и вообще писать о "земных проблемах". Он понял, что получил "дар духовидения" (способности медиума) и начал изучать духовный мир так же основательно, как изучал "земные науки".
С 1745 года деятельность Сведенборга приняла исключительно религиозное направление. Получив свободный доступ в мир духа, свободно перемещаясь в нем и беседуя с его обитателями, он вплотную занялся изучением новых измерений реальности. И в течение двадцати семи лет, до самой смерти ученого, Сведенборг, как он утверждал, находился в непрерывном контакте с миром духов.
Он много писал о своих путешествиях по потустороннему миру и опубликовал несколько книг с его подробным описанием. В книгах "Истина христианской религии", "Любовь к Богу и мудрость", "О небесах, о мире духов и об аде" и др. подробно описываются его разговоры с ангелами и с умершими людьми. За 27-летний период исследований "того" мира он написал 282 работы, изложив в них свой опыт необычных исследований.
Когда его спрашивали, как ему удается так много писать, он небрежно отвечал, что ему диктуют ангелы.
Занимаясь исследованиями потустороннего мира, Сведенборг использовал, по-видимому, несколько методов: это были сны и видения, а также выход из физического тела, при котором ученый многократно посещал "тот" мир, куда уходят люди после жизни на земле. Ясно одно: Сведенборг был величайшим медиумом, который не только легко и просто устанавливал контакт с любым умершим, но и получал важнейшие знания от духовных сущностей, как в свое время их получал от Господа Моисей.
Мир, в который все мы идем после смерти, он описывает подобным ряду сфер, представляющих различные оттенки света и счастья, причем каждая душа идет в ту сферу, к которой привела ее духовная эволюция. Человеку, еще не готовому идти в сферу более высокую, ее свет кажется болезненно-слепящим. Нами руководит и к нам благоволит некий духовный судия. На его окончательное решение влияет ход всей нашей прежней жизни, поэтому покаяние на смертном одре может не возыметь ожидаемого результата.
Сведенборг открыл в этих сферах существование гармоничной общественной системы с тщательно воспроизведенными декорациями и условиями земного мира. Описание жизни в сферах выполнено Сведенборгом с тщательностью ученого. Он обнаружил там дома, в которых жили семьи, соборы, где они молились, салоны, в которых собиралось общество. Он говорит об архитектуре, цветах и плодах, науке, школах, музеях, библиотеках и развлечениях.
В присутствии небесных существ, которые помогали вновь приходящим, смерть переносилась легко. Всем вновь прибывшим предоставлялся период полного покоя. Они приходили в сознание в течение нескольких дней (по земным меркам). Здесь встречались и ангелы, и дьяволы, но они ничем не отличались от нас с вами. Все они когда-то были людьми и жили на земле. Низшие духи были дьяволами, высшие - ангелами.
Сведения о потустороннем мире, которые Сведенборг дал людям, столь обширные и многогранные, что для краткого изложения имеет смысл их систематизировать.
Так что же представляет собой духовный мир в видении Сведенборга?

Продолжение следует…

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг, который жил с 1688 г. до 1772 г., родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием его современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира.

Его последние работы дают живые описания того, что представляет собой жизнь после смерти. Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет, и тем, о чем свидетельствуют другие люди, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает, как он ощущал себя, когда останавливаются дыхание и циркуляция крови.

"Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире... Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое".

Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела.

"Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода сознания, т.е., моего духа из тела".

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, готов ли он умереть. "Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни".

Однако общение Сведенборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания.

"Духи общались между собой на универсальном языке... Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке, который представляет собой свойство его духа.

Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит так же отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот, к кому она обращена, потому что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека..."

Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, т. к. он еще находится в "теле", во многих отношениях напоминающем его физическое тело.

"Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, т, к. он продолжает оставаться в рамках внешнего мира... следовательно, он еще не знает ничего, кроме того, что он находится в привычном ему мире... Поэтому после того как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире... у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад".

В то же время духовное состояние менее ограниченно по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются больше ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни.

"Все духовные дарования... являются более совершенными, это относится как к ощущениям, так и к осмысливанию и удержанию в памяти".

Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение своей жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир.

"Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь... друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни... Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться, советы, относящиеся к его новому состоянию вечной жизни..."

Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого, и при этом нет никакой возможности для лжи или для умолчания о чем-либо.

"Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей... все, что человек когда-либо говорил, думал и делал... все от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встречался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним... Все, что он сказал и сделал, как при свете дня проходит перед ангелами, ничто не остается сокрытым из того, что было в его жизни... все это проходит, как некие картины, представляемые в свете небесного рая".

Сведенборг описывает также "свет Господа", который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека. Это - свет истины и полного понимания.

Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии, и в сочинениях Платона, и в "Тибетской книге мертвых", мы находим много сходства с тем, что переживали наши современники, побывавшие на краю смерти. В то же время естественно возникает вопрос: действительно ли эти удивительные свидетельства являются параллельными? Может возникнуть, например, предположение, что авторы этих книг оказывали какое-то влияние друг на друга. Такое предположение представляется более или менее вероятным в одних случаях и совершенно исключается в других. В отношении Платона можно допустить, что в ряде своих прозрений он отчасти исходил из восточных мистических религиозных учений, так что возможно, что он находился под влиянием той же традиции, которая впоследствии привела к появлению "Тибетской книги мертвых". Идеи греческой философии, в свою очередь, оказали определенное влияние на авторов Нового Завета, так что можно утверждать, что рассуждения ал. Павла о духовном теле имеют своим основанием учение Платона.

С другой стороны, во многих случаях установить возможность такого влияния значительно труднее. Во всех этих древних свидетельствах имеется немало деталей, которые встречаются и в рассказах лиц, у которых я брал интервью и которые в то же время не могли быть взяты ими из более ранних авторов. Сведенборг, конечно, читал Библию и был хорошо знаком с произведениями Платона. Однако он несколько раз говорил о том, что только что умершие люди некоторое время еще не осознают того, что они умерли. Этот факт снова и снова встречается в рассказах тех, кто переживал непосредственную близость смерти, но об этом ничего не говорится ни в Библии, ни у Платона. В то же время об этом совершенно определенно говорится в "Тибетской книге мертвых", с которой Сведенборг никак не мог быть знаком, т. к. до 1927 года она даже не была переведена.

Возможно ли, чтобы древние свидетельства, которые мы здесь обсуждаем, оказали влияние на тех, кто пережил близость смерти? Все лица, с которыми мне довелось разговаривать об их переживаниях во время клинической смерти, были так или иначе знакомы с Библией, и двое или трое из них кое-что знали об учении Платона. С другой стороны, ни один из них не имел понятия о таких эзотерических книгах, как работы Сведенборга или "Тибетская книга мертвых". В то же время многие детали, которые отсутствуют в Библии или у Платона, постоянно встречаются в свидетельствах, которые я собирал, и эти свидетельства точно соответствуют тому, о чем рассказывают упомянутые никому не известные источники.

Следует признать, что существование сходных и параллельных мест в писаниях древних мыслителей, с одной стороны, и в сообщениях современных американцев, переживших близость смерти, с другой стороны, остается впечатляющим и совершенно необъяснимым фактом. Как могло случиться, - спрашиваем мы себя, - что предания тибетских мудрецов, богословие и откровения апостола Павла, странные видения и мифы, рассказанные Платоном, и духовные откровения Сведенборга так хорошо согласовываются между собой и со свидетельствами наших современников, побывавших ближе, чем кто-либо из живущих, к тому состоянию, которое называется смертью?

14. Любовь потому есть то Божественное начало, из которого состоят небеса, что она есть духовное соединение; она соединяет ангелов с Господом и их самих соединяет взаимно, так что они перед Господом составляют одно целое. К тому же любовь есть для каждого сама суть его жизни: любовью живет ангел, любовью живет и человек. Что самое внутреннее начало жизни в человеке исходит от любви, это при малом размышлении понятно всякому, и точно: человек от присутствия в нем любви воспламеняется, при отсутствии ее он стынет, а лишаясь ее вовсе, умирает. Должно знать, что жизнь каждого человека такова, как и любовь его.

15. На небесах есть два различных рода любви: любовь к Господу и любовь к ближнему; в самых внутренних, или третьих, небесах – любовь к Господу, а во вторых, или средних, – любовь к ближнему. И та и другая исходит от Господа, и та и другая составляет небеса. Каким образом эти два рода любви между собой различаются и соединяются, это с большей ясностью видно на небесах и только смутно понимается на земле. На небесах любить Господа не значит любить Его личность, но любить благо, которое исходит от Него, а любить благо значит хотеть и делать его по любви; любить же ближнего не значит любить его личность, но любить истину, исходящую от Слова, а любить истину значит хотеть ее и жить по ней. Из этого очевидно, что эти оба рода любви различаются как благо от истины и что они соединяются как благо с истиной. Но все это с трудом доступно мысли человека, который не знает, что такое любовь, что благо и что такое ближний.

16. Я иногда говорил об этом с ангелами: они удивляются, что люди церкви не знают, что любить Господа и любить ближнего значит любить благо и истину и по воле делать то и другое; меж тем как люди могли бы знать, что всякий доказывает любовь свою к другому, когда он хочет и делает то, что желает другой, что тогда только он любим взаимно и соединяется с тем, кого любит; а что любить другого и не исполнять его воли не доказывает любви, а, напротив, в сущности есть нелюбовь. К тому же люди могли бы знать, что благо, исходящее от Господа, есть подобие Его, ибо Он сам в этом благе, и что те люди становятся подобиями Господа и соединяются с Ним, которые усвояют себе благо и истину тем, что хотят их и живут в них; хотеть значит и любить делать. Что все это так, тому учит Господь в Слове, говоря: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Иоан. 14. 21, 23). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (15. 10, 12).

17. Что любовь есть то Божественное (начало), которое, исходя от Господа, проникает (afficit) ангелов и образует небеса, это там доказывается на опыте, ибо все живущие на небесах суть образы любви и благостыни (charitas); они являются в несказанной красоте, и в их лице, в их словах и в каждой частности их жизни светится любовь. Кроме того, от каждого ангела и от каждого духа исходят и объемлют их духовные сферы жизни, посредством которых узнается, иногда даже на большом расстоянии, каковы эти духи относительно чувств любви своей (quoad affectiones amoris); ибо сферы эти истекают от жизни чувства и затем помыслов или от жизни любви и затем веры каждого из них. Сферы, истекающие от ангелов, так полны любви, что они проникают до самого внутреннего начала жизни тех духов, в обществе которых ангелы находятся; мне случалось иногда ощущать их, и они точно так же проникали и меня. Что ангелы получают жизнь свою от любви, это стало мне ясно также из того, что каждый в той жизни обращается лицом смотря по любви своей. Те, что живут в любви к Господу и в любви к ближнему, постоянно обращаются к Господу; те же, напротив, которые живут в любви к себе, постоянно обращаются в противоположную от Господа сторону. Это случается постоянно и каким бы образом они ни обращались телом, ибо в той жизни расстояния отвечают в точности внутреннему состоянию жителей, равно как и стороны света, которые там не определены раз навсегда, как на земле, но смотря по обращению лица жителей. Во всяком случае, не сами ангелы обращаются к Господу, но Господь обращает к себе тех, которые любят делать все, что исходит от Него. Об этом с большей подробностью будет сказано впоследствии, когда будет говориться о сторонах света в той жизни.

18. Божественное (начало) Господа на небесах есть любовь, потому что любовь есть приемник всего небесного, т. е. мира, разумения, мудрости и блаженства. В самом деле, любовь принимает, желает и ищет все, что ей сродно, питается этим и постоянно хочет обогащаться и совершаться тем, что к ней относится. Это небезызвестно и человеку, ибо любовь в нем, так сказать, рассматривает все, что есть у него в памяти, и то, что тут находит сродного, извлекает, собирает и располагает в себе и около себя; в себе, чтобы оно было ее собственностью, и около себя, чтоб оно служило ей; а все остальное, не сродное ей, она откидывает и изгоняет. Что у любви есть способность принимать сродные ей истины и желание присоединять их к себе, это стало мне ясно через духов, вознесенных на небеса. Несмотря на то что они в мире были из числа простых, как только они вошли в общество ангелов, они достигли полной ангельской мудрости и блаженства небес. Это было дано им за то, что они любили благо и истину ради блага и истины и, усвоив то и Другое жизнью, приобрели через это возможность стать приемниками небес и всего, что есть там неизреченного. У тех же, которые живут в любви к себе и к миру, не только вовсе нет способности принимать благо и истину, но они даже им противны и отвергаются ими; так что при первом прикосновении или наитии благ и истин духи эти убегают и приобщаются в аду к тем, которые в одинаковой с ними любви. Некоторые духи сомневались, чтоб небесная любовь была такова, и желали знать, так ли это; вследствие чего по удалении препятствий они были приведены в состояние небесной любви и отнесены на некоторое расстояние вперед, к ангельским небесам. Они оттуда говорили со мной и сказывали, что испытывали внутреннее блаженство, которого они не могут выразить на словах, весьма сожалея, что им предстоит возвратиться в прежнее состояние. Другие были даже вознесены на небеса и по мере того, как уносились внутрь или выше, достигали такого разумения и мудрости, что постигали то, что прежде им было вовсе непонятно. Из всего этого ясно, что любовь, исходящая от Господа, есть приемник небес и всего, что в них есть.

19. Любовь к Господу и любовь к ближнему объемлют собой все Божественные истины. Это можно видеть из того, что сам Господь сказал о той и другой любви: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мат. 22. 37–40). В законе и пророках все Слово, а следовательно, и всякая Божественная истина.

Небеса разделяются на два царства

20. Так как небеса до бесконечности разнообразны и нет в них ни одного общества вполне сходного с другим, ни даже одного ангела с другим ангелом, то небеса и разделяются вообще на два царства, а в особенности на трое небес, в частности же на бесчисленные общества; обо всем этом будет сказано подробнее на своем месте. Здесь же общие отделы названы царствами , потому что небеса называются Царством Божиим .

21. Божественное (начало), исходящее от Господа, приемлется ангелами внутрь более или менее; приемлющие его более внутрь называются небесными ангелами, а те, что приемлют его менее внутрь, называются духовными ангелами; вследствие этого небеса разделяются на два царства, из которых одно называется Царством Небесным , а другое Царством Духовным .

22. Ангелы, составляющие небесное царство, принимая Божественное от Господа начало более внутрь, называются ангелами внутренними или высшими; по этому самому и небеса, которые они образуют, называются небесами внутренними или высшими. Ангелы, составляющие духовное царство, принимая Божественное от Господа начало менее внутрь, называются ангелами внешними и также низшими; по этому самому и небеса, которые образуются ими, называются небесами внешними или низшими. Сказано высшими и низшими потому, что они относительно могут быть также названы внутренними и внешними .

Теплым июльским вечером 1759 года на званом ужине в шведском городе Гетеборге, в доме купца Вильяма Кастеля, произошло странное событие.

В столовой, где собрались шестнадцать гостей, царила обстановка непринужденного веселья, бе­седа прерывалась взрывами смеха, слыша­лось позвякивание ножей и вилок. Неожи­данно один из гостей, 71-летний Эмануэль Сведенборг, который пользовался заслу­женной славой серьезного ученого, резко отодвинул от себя прибор и, побледнев, встал из-за стола. Беседа прервалась, на­ступила гнетущая тишина, в которой Све­денборг направился к выходу из столовой. Гости в недоумении переглядывались.

Прошло несколько минут, и ученый вновь появился на пороге. «В Стокгольме начался пожар! - задыхаясь, произнес он. - Огонь уже охватил ближайшие дома и теперь подбирается к моему». Это объяснение не слишком прояснило ситуацию. Никто из собравшихся не мог понять, каким образом Сведенборг узнал о пожаре, бушующем в Стокгольме, расположенном на расстоянии трехсот миль от города, где проходил зва­ный ужин. Может быть, это всего лишь фан­тазии старика, рассудок которого помутил­ся от нескольких рюмок спиртного?


Хозяин дома, как мог, успокоил гостя и попросил остальных продолжать трапезу. Однако на протяжении вечера Сведенборг еще несколько раз проявлял беспокойство - менялся в лице и, не в силах справиться с волнением, принимался мерить шагами столовую. И только в восемь часов ученый вдруг воскликнул: «Слава богу! Пожар уда­лось потушить в трех домах от моего! Мое жилище не пострадало».

На следующий день весть о странном поведении Эмануэля Сведенборга рас­пространилась по Гетеборгу. Люди в не­доумении пожимали плечами. Каково же было изумление горожан, когда вечером из Стокгольма примчался курьер и сообщил о большом пожаре, накануне охватившем город. По его словам, огонь удалось поту­шить лишь в восемь часов вечера.

Человек, далёкий от мистики

Личность Эмануэля Сведенборга, швед­ского ученого и теософа-мистика, пред­ставляется загадочной и в наши дни. Он появился на свет 29 января 1688 года в Стокгольме и умер в Лондоне на 84-м году жизни.

Эмануэль родился в семье священника, получил домашнее образование, а потом изучал в Уппсальском университете древ­ние языки, философию, историю, право и естественные науки. Будучи еще совсем молодым человеком, Сведенборг служил инспектором шахт в Горном управлении и так преуспел в этом, что король Карл XII сделал его своим советником по инженер­ным вопросам. Монарх с интересом изучал чертежи механизмов, выполненные молодым ученым, среди кото рыхбыли машины для пере­движения посуше, под водой и даже по воздуху. Кроме этого, Сведен­борг изобрел паровой котел, пневматичес­кое ружье, предложил новую техно­логию про­кладывания каналов...

В 46 лет Эмануэль Сведенборг стал почетным членом Петербургской Академии наук. Общеевропейскуюсла­вуученомупринесли«Труды пофилософиииминералогии», написанные им в 1734 году. Всего же его научноенаследиесоставляютпятьдесят томов, двадцать из них посвящены мате­матике и астрономии. У него были труды, посвященные также анатомии и геометрии. Современники считали Сведенборга очень практическим человеком, твердо стоящим на ногах и далеким от всякой мистики.

Однако главное событие, перевернувшее всю его жизнь, как записал Сведенборг в своем дневнике, произошло в 1745 году. Незадолго до этого он ощущал странное беспокойство, потом ему начали сниться эротические сны. А затем... Кто-то, воз­можно, решит, что Сведенборг просто впал в безумие...

Путешествие в рай и ад

Апрельской ночью ученый, возвращаясь домой, шел по пустынным лондонским ули­цам, когда услышал вдруг за собой чьи-то шаги. Оглянувшись, Сведенборг увидел не­знакомца, который молча следовал за ним. Сведенборг вошел в свою комнату и обна­ружил, что и его загадочный попутчик на­ходится здесь же.

На недоуменный вопрос тот ответил: «Я - Иисус Христос! - и, гля­дя прямо в глаза растерявшегося челове­ка, произнес: - Ты должен открыть людям, впавшим в грех, неверие и заблуждение, ут­раченную веру. Церковь приходит в упадок, ты должен создать новую Церковь, Церковь Иерусалима». Незнакомец заявил, что теперь дух Эмануэля сможет совершить путешествие в рай и ад, разговаривать там ангелами и демонами. Кроме того, он повелел ученому изучать Библию.

Позднее Сведенборг написал: «В этуночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, Господь Сам руководил моими записями об этом».

Прекрасная жизнь мёртвых

Послушный во ле высших сил, Сведенборг начал с изучения еврейского языка, чтобы читать священные тексты в оригинале. На это ему понадобилось два года. Изучив священное писание, он понял, что в нём заложена основа для его будущего учения.

Учение Сведенборга основывается на вере в бессмертие души и существование потустороннего мира. По его мнению, уме­рев, человек не теряет свободы воли. Пона­чалу он даже не понимает, что умер, потому что в его окружении ничего не меняется. Он ходит по тем же улицам, живет в том же доме, к нему приходят те же друзья. Одна­ко постепенно умерший начинает обращать внимание на то, что краски вокруг него ста­ли более яркими, а эмоции - более сильны­ми. Жизнь становится более насыщенной и, если так можно сказать, осязаемой. Чело­век начинает понимать, что до сих пор всего лишь прозябал, настоящая жизнь началась совсем недавно.

«Общество по своему вкусу»

Вскоре после того, как приходит это пони­мание, к человеку начинают являться анге­лы и демоны. Сведенборг пишет, что ангелы и демоны - это умершие люди, только одни из них возвысились, а другие пали. Чело­век, беседуя с ними, постепенно решает для себя, где ему будет лучше - в раю или в аду. В этом заключается его свобода воли. Об­ласть, в которой оказывается человек пос­ле смерти, является промежуточной меж­ду раем и адом - это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами.

Может пройти очень много времени, прежде чем человек решит, куда ему переместиться из области духов - в рай или ад. В конце концов, он выбирает себе «общество по своему вкусу». Если че­ловек при жизни был склонен к интригам и злым поступкам, он выбирает ад, несмотря на то, что это «страна болот с сожженными городами». Как ни странно, грешникам там живется весьма комфортно, только там они чувствуют себя по-настоящему счастли­выми. Бывает и так, что, ошибочно выбрав для себя местом обитания рай, человек, в жилах которого течет демоническая кровь, потом покидает его и с облегчением обос­новывается в аду.

Рай, как правило, выбирают люди с высо­ким интеллектом. По мнению Сведенборга, именно они отправляются в этот край все­общей любви и труда. В своей книге «О не­бесах, о мире духов и об аде» он подробно описывает все, происходящее в потусто­роннем мире. Он рассказывает о существу­ющем там социальном строе, занятиях оби­тателей. При этом тон повествования таков, что становится ясно - ученый никого ни в чем не пытается убедить. Он просто расска­зывает о том, что видел своими собствен­ными глазами.

Спасение человека – в его разуме!

Интересна описанная Сведенборгом ис­тория отшельника, который при жизни де­лал все, что, по его мнению, должно было помочь ему попасть, в рай. Он удалился в пустыню, отказавшись, от простых челове­ческих радостей, и всё свое время прово­дил в молитве о том, чтобы ему оказаться в раю. После смерти этот отшельник пришел рай, но его появление никого не обрадова­ло: он не смог стать достойным собеседником ангелам, потому что даже не понимал, о чем они говорят.

Проведя свои земные Дни вдали от человеческого общества, не развиваясь духовно, а лишь вознося молитву за молитвой, он сделался праведным, но" примитивным человеком. Пожалев беднягу, Господь сотворил для него кусочек пусты­ни, к которой тот привык при жизни, прямо в раю. И там он смог продолжить свои земные занятия. Отказавшись от радостей жизни, этот праведник сделался никому не нужным - ни на земле, ни на небе.

Сведенборг считает, что единственное спасение человека - в его разуме. Если ты не в состоянии понять, о чем разговарива­ют ангелы, разве достоин ты неба?

Путёвые заметки

Последние тридцать лет своей жизни Сведенборг общался с обитателями рая и ада. Его слуги утверждали, что сами не раз присутствовали при таких беседах. Однако он предпочитал ни с кем не обсуждать со­держание этих бесед: все, что ему удалось узнать о потустороннем мире, он изложил в своих трудах. Услышанное и пережитое ста­рый ученый излагает в скупой, сдержанной манере, напоминающей путевые заметки человека, который объездил много дальних стран и решил, никого ни в чем не убеждая, не навязывая своего мнения окружающим, просто поведать обо всем увиденном.

Просьба вдовы

Вскоре после ночного происшествия 1745 года у Эмануэля Сведенборга открылся дар ясновидения. Пример тому - случай с пожаром, приведенный в начале этой ста­тьи. Было и множество других подобных случаев.

Один, наиболее известный, произошел после того, как скоропостижно умер гол­ландский посланник при стокгольмском дворе, граф Мартевиль. Незадолго до кон­чины граф приобрел мебель, за которую рассчитался сполна. Однако вскоре к его вдове обратился поставщик, который якобы никаких денег не получал. Несчастная жен­щина, еще не оправившаяся после смерти мужа, не представляла, куда покойный по­ложил документ, подтверждающий оплату. В отчаянии она обратилась за помощью к ЭмануэлюСведенборгу,окотором ходили слухи, что он может устанавливать связь, с загробным миром. «Если только люди говорят о вас правду, вы можете спросить у моего мужа, где находятся эти бумаги. Сделайте это, умоляю», - просила она, захлебываясь слезами.

Сведенборг выполнял подобные просьбы неохотно, но на этот раз, жалея бедняжку, не смог отказать. Прошло несколько дней, и Сведенборг явился к вдове такими словами: «Ваш супруг поручил мне сообщить, что скоро сам укажет, где следует искать бумаги».

Через несколько дней вдова увидела сон, в котором ее покойный муж четко указал место, где лежала расписка. Там же она обнаружила бриллиантовую булавку, которую давно считала потерянной.

Королева упала без чувств

Прослышав о невероятных способностях старого ученого, шведская королева Луиза Ульрика пригласила его к себе, чтобы лично убедиться в них. Она попросила Сведенборга встретиться с ее умершим братом, принцем Вильгельмом, и узнать, о чем тот говорил с ней в день последнего свидания. Содержания разговора не знал никто, кроме королевы и ее покойного брата. Таким образом венценосная особа хотела убедиться в необычных способностях Сведенборга.

Через несколько дней Сведенборг сообщил королеве не только содержание разговора с принцем, но и обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. Луиза Ульрика была настолько потрясена услышанным, что упала без чувств.

Исследователь потустороннего мира

Эмануэль Сведенборг, инженер, учёный, мистик, предсказал дату собственной смерти. Незадолго до того, как отправиться в мир иной, он пригласил к себе друзей и сказал им, что за всю жизнь не написал ни одного слова лжи. Все изложенное в его книгах, истинная правда!

Известный аргентинский писатель Хор Луис Борхес так отзывался о Сведенборге: «Он гораздо более интересный мистик,чем все другие. Те говорят только, что o ни почувствовали экстаз, и пытаются передать его в литературной форме. Сведенборг - первый исследователь потустороннего мира, к которому надо относиться серьезно».

Юрий Золотов