Сучьи войны в ссср. Война воров на советских зонах: чья взяла (1 фото)

«Ночью бандеровцы вошли в барак и вывели двух бандитов. То поняли, что их убьют». В конце 1940-х в лагерях ГУЛАГа вспыхнули так называемые «сучьи войны». В центре криминальных «разборок» оказались и украинские политузники — «бандеровцы».

«На воле я слышал о бандеровцах только черные слова, — пишет поэт Анатолий Бергер в мемуарах „Этап“. В 1969-1974 годах он отбывал наказание за „антисоветскую агитацию и пропаганду“ в Мордовии. — Вероятно, и такие слова нелживы: убийств и жестокости у них хватало. Но в лагере эти люди производили сильное впечатление. Лица у них были не такие, как у полицаев. Эти лица светились, дышали убежденностью и верой. Среди них не было стукачей. Сидя те же 25 лет, они сносили тяжкое наказание достойно. К евреям в лагере относились дружелюбно. Да и вообще среди бандеровцев было много людей образованных, знающих европейские языки. Они твердо верили в свое предназначение, в грядущую независимость Украины, в правоту своего дела».

Во время Великой Отечественной войны в Красную армию мобилизовали около миллиона заключенных. Пришлось брать оружие в руки и «ворам в законе» — хотя их «кодекс» запрещал любое сотрудничество с властью. Когда через несколько лет рецидивисты вернулись на «зону», начались проблемы с теми, кто ее не покидал. Так возникло деление на «чесняг» — тех, кто придерживался «воровского закона», и «сук» — предателей. В лагерях начались так называемые сучьи войны.

Михаил Баканчук во время ссылки в Норильске, 1956 год. Арестован в 1947-м за сотрудничество со службой безопасности ОУН. Заключен на 25 лет. За противодействие лагерным бригадам срок увеличили на пять лет. «БУР — барак усиленного режима — был моим частым отелем», — пишет он в воспоминаниях. Амнистирован в 1956-м с запретом возвращаться в Западную Украину. Сейчас Баканчуку 85. Живет в Тернополе

«А однажды с этапом в ту зону попал случайно вор, и его узнали враги, суки, — описывает автор воспоминаний „Четвертое измерение“ Авраам Шифрин. — Мы видели через колючую проволоку, как озверелая толпа сначала била его, а потом пыталась сжечь на костре. Несчастный кричал нам: „Мужики! Передайте людям, что я вором умер!“ Вся эта вакханалии шла под аккомпанемент стрельбы в воздух с вышек. Потом надзиратели забрали этого вора и унесли, но вряд ли он выжил».

Постоянные конфликты заставили руководство а разграничить две уголовные группы. Сначала их разводили по разным камерам. Позже — даже по разным лагерям. Так, в БерЛАГе на Колыме «чесняги» отбывали наказание в основном на территории северного управления, «суки» — западного. На пересылках конвой спрашивал блатных, какой они «масти».

В конце 1940-х в лагерях появляется еще одна заметная группа — украинские политические заключенные, «бандеровцы».

«Они также отличались от всех, — вспоминает еврей Анатолий Радыгин в книге „Жизнь в мордовских концлагерях вблизи“. В 1974 ее издали в Мюнхене на украинском языке. — Когда вдруг к ковырявшейся массе подоходил мужчина подтянутый и аккуратный, спокойный и малословный, выбритый, в чистой рубашке и вычищенной обуви, в бережно разглаженной арестантской одежде, можно было почти без ошибки угадать его национальность, партийность и знамя, под которым он воевал».

Лагеря находились под полным контролем криминалитета. Часто под прикрытием администрации «воры» имели холодное оружие, которое направляли на разного рода «контру», в том числе и «бандеровцев».

Женщины из Западной Украины в лагере в селе Черновские Копи, близ Читы, 17 января 1950 года

«Большинство лагерного населения были западные украинки, в основном крестьянки, — пишет переводчик Майя Улановская в книге „История одной семьи“. — Эта, на первый взгляд, серая лагерная масса оставила о себе ярчайшее воспоминание. По всем лагере звенели их песни. Пели в бараках, пели на работе — если это была такая работа, как слюдяное производство, — пели хором, на несколько голосов. Эпические песни о казацкой славе, тоскливые — в неволе, в заброшенной семье, и бандеровские — всегда трагичные, о гибели в неравной борьбе».

«Воры в законе пытались держать в полном подчинении и остальных зэков, — пишет Валерий Ронкин в книге „На смену декабрю приходит январь“. — Коллега рассказывал и о том, как к ним в зону, где царил воровской закон, прислали большой этап бандеровцев. Те пошли к пахану и попробовали договориться с ворами, чтобы они не трогали политиков. Но на следующий день демонстративно был убит политический, не пожелавший делиться посылкой с ворами. После очередного убийства бандеровцы подожгли воровской барак, предварительно заколотив его двери. Выскакивавших из окон бросали обратно. С той поры воровская власть в зоне кончилась».

21 февраля 1948 года выходит постановление Совета Министров СССР, согласно которому для политзаключенных создают «особые лагеря»- «Особлаги». Их появление существенно изменило расклад сил. Здесь «бандеровцы» если и не составляли большинства, то могли образовывать большие сплоченные группы.

«Конфликты между враждующими лагерями „блатные“ — „суки“ были нам очень на руку, — вспоминает закарпатец Василий Рогач в воспоминаниях „Счастье в борьбе“. — После таких „разборок“ одних сажали в БУР (барак усиленного режима — А), других отправляли на этап. А в жилой зоне на некоторое время устанавливалось затишье — прекращались грабежи, кражи, опасные схватки. Позже мы даже старались провоцировать эти конфликты. И долгое время они нам удавались».

Рогач отбывал наказание в лагерях РечЛАГ вблизи Воркуты. Администрация решила завезти сюда две сотни уголовников, чтобы поставить на место «бандеровцев».

— Замолчать, стерва бандеровская! Скоро мы вам рога обломаем, — бросился авторитет Чернобров на украинца, который вечером играл на мандолине в бараке.

— Думать нечего — утром будет поздно. Целый барак освобождают, готовят для блатной швали, — решили его земляки после короткого совещания.

Через час Чернобров пошел в туалет и больше не вернулся. Когда утром привезли остальные «блатных», те узнали, что их «атамана» убили. Селиться в одном бараке с украинцами отказались. На следующий день их увезли в неизвестном направлении.

Мирослав Симчич, который отбывал наказание на шахте в Бутугычаке в 500 километрах к северу от Магадана, вспоминает: «В лагере администрация с помощью прихвостней бесчинствует, особенно достается каторжанам-украинцам от нарядчика Бубновского. Весь лагерь, огромная колонна невольников, стоит на разводе. Выкрикивают номера каторжан. Цимбалюк на свой ​​номер вышел из колонны и направился к нарядчику. Не успел Бубновский опомниться, как лежал с расколотой головой. Цимбалюк отдал топор конвоиру и отправился в режимную часть за новыми 25 годами».

«Не знаю, где и как, а у нас это началось с приезда Дубовского этапа — в основном западных украинцев, овцев, — пишет о сопротивлении уголовникам в романе «Архипелаг ГУЛАГ». — Для всего этого движения они повсеместно сделали очень много, да они и стронул воз. Дубовский этап привёз к нам бациллу мятежа. Молодые, сильные ребята, взятые прямо с партизанской тропы, они в Дубовке огляделись, ужаснулись этой спячке и рабству — и потянулись к ножу.

«Приведение в исполнение смертного приговора ворами», рисунок Данцига Балдаева (1925-2005). 58 родственников Балдаева погибли в застенках НКВД. Он воспитывался в детском доме. Несмотря на это, проработал треть века в органах внутренних дел, дослужился до звания майора. Исследовал тюремные татуировки. Его серия «ГУЛАГ в рисунках» — одна из самых полных рисованных историй советских лагерей

Солженицын также ввел термин «рубиловка». Так назвал очищение лагерей от прислужников администрации — жестоких бригадиров и «секретных сотрудников». В СтепЛАГе в Казахстане она проходила в одно время — в ​​5.00, когда надзиратели только открывали бараки.

Узник СтепЛАГа Михаил Король описывает в книге «Одиссея разведчика»: «Ночью бандеровцы вошли в барак и вывели двух бандитов. Те поняли, что их убьют. Один убежал, а второго так покалечили, что он остался лежать на месте. А бандеровцы пошли на вахту и доложили: „Идите, подберите блатного. Мы его убили“. На следующий день руководителя бандеровцев арестовали, повели на вахту и в тюрьму. Бандеровцы догнали повозку и отбили своего».

«В этом жутком спорте ушам заключённых слышался подземный гонг справедливости», — добавляет Солженицын.

«Беспощадному террору МГБ противостояли, насколько возможно, только бандеровцы — украинские повстанцы Степана Бандеры, — вспоминает венгр Ирани Бела. — Несколько месяцев они вели себя очень тихо, а потом сориентировались и начали действовать. Они были хорошими рабочими и везде завоевывали доверие руководства лагеря и дружбу членов бригады. Всех поразила невиданная доселе серия убийств людей, которых подозревали в доносах на своих товарищей. Виновников не смогли поймать, и это смущало политофицера».

Хладнокровие, с которым происходило уничтожение «сексотов», сеяло страшную панику. Многие умоляли о помощи руководство. Просились в этап или клялись прекратить «черные дела».

Такая работа требовала большой внутренней дисциплины. Еврей Давид Цифринович-Таксер в книге «Страна Лимония» описывает, что повар-«бандеровец» боялся себе налить порцию гуще, чем другим. А украинец, который нес сахар на целую бригаду, не удержался и попробовал немного, был вынужден ходить от барака к бараку с табличкой «Я у своих товарищей украл сахар». От предложения надзирателей закрыть его в БУР — барак усиленного режима — украинцы отказались. В лагере они сами могли вершить судопроизводство.

«Бандеры, что на этом лагпункте заправляют, — пишет Цифринович-Таксер, — мало того, что своему Богу молятся, так организовали и для евреев, и для мусульман их праздники. Выставляют людей на шухере, чтоб предупреждать, если надзиратель поблизости».

В последующие десятилетия криминальный элемент с удивлением и часто с уважением воспринимал политических осужденных. Мирослав Симчич после отбытия 25 лет продолжал сидеть — теперь уже по статье «лагерный бандитизм». Свой очередной срок он отбывал среди уголовников: «Неожиданно для них и для себя я стал в камере „авторитетом“ для воров. Они часто спорили между собой, а меня, как тюремного „долгожителя“, просили рассудить».

«Бандеровцы — это не хохлы. Хохлы живут в Полтавской области»

«За східним обрієм» — назвал книгу своих воспоминаний Даниил Шумук. В тюрьмах отсидел всего 42 года. Первый приговор получил, когда Галичина принадлежала Польше — за участие в коммунистическом подполье. Следующий — в , за борьбу в рядах . В книге приводит такой диалог:

— Ребята, кто мыло забрал с туалета?! — спросил санитар, когда вошел в комнату.

— У нас эстонцев нет и вообще прибалтийцев нет, так что мыла у нас некому кушать, — ответил русак.

— Действительно, какой-то дурной народ эти эстонцы. Как уж работает, то работает один за десятерых, а как попадёт в больничную, то уж прёт это мыло, пока и не подохнет, — сказал белорус.

— Эстонцы укорачивают свои мучения и издевательства над ними мылом, а русские и белорусы отрубывают себя пальцы на руках и на всю жизнь остаются калеками, — добавил узбек.

— А что делают хохлы? — с иронией спросил русак.

— Что делают хохлы? Вот в нашей бригаде один очень спокойный и вежливый хохол вылез из котлована и сказал: «Я больше в котлован не пойду!» К нему подошел бригадир и спросил: «Не пойдёшь?» — и ударил его по лицу. Хохол молча схватился руками за лицо и отошел. Бригадир закурил папиросу и сел возле котлована. А хохол взял кирку, тихонечко подошел и так стукнул этого бригадира, что тот прямо полетел в котлован, а из котлована его вытянули уже мёртвым. Вот что делают эти хохлы.

— Так это же сделал не хохол, а западник, бандера, — ответил русак.

— Разве западник, бандера — национальность? — спросил узбек.

— А чёрт их знает, кто они такие. Но это не хохлы. Хохлы живут в Полтавской области, — ответил русак.

203 000 лиц было выслано из Западной Украины за 1944-1952 годы. Такие данные указаны в постановлении Президиума ЦК КПСС «О политическом и хозяйственном положении западных областей Украинской ССР» от 26 МАЯ 1953 года.

После появления в начале 30-х "воры в законе" быстро закрепились на правах лидеров во всех системе ГУЛАГа и во многом определяли систему взаимоотношений в лагерях и тюрьмах, что не могло не стать причиной недовольства центральной власти, которая увидела в этом идеологическую подоплеку.

В августе 1937 года руководство исправительных учреждений получило приказ Н. И. Ежова39, в соответствии с которым требовалось подготовить и рассмотреть на "тройках" дела на лиц, которые "ведут активную антисоветскую, подрывную и прочую преступную деятельность в данное время". Основной удар обрушился и на криминальную элиту. Всего на основании этого приказа в лагерях НКВД было расстреляно более 30 тысяч человек, большинство из которых были лидерами воровского сообщества.40 Однако, несмотря на жесточайшие репрессии, сообщество, "воров в законе" продолжало крепнуть и представляло потенциальную силу в преступном мире. В 40 - е годы количество воров достигало десятка (возможно, более) тысяч человек, а вместе с окружением ("блатными") - 40-50-ти тысяч человек. Такое количество авторитетов оказалось явно излишним даже для гипертрофированной лагерной системы, которая перед второй мировой войной охватывала около 3 миллионов заключенных, что привело к возникновению новой напряженности в воровской среде.

Война с фашистской Германией только усилила противоречия между ворами, которые к тому времени проявились в открытом противостоянии. Причиной окончательного раскола стала объявленная в начале войны инициатива властей об освобождении от наказания лиц, которые пожелают искупить свою вину на фронтах Великой отечественной войны, в том числе и "воры в законе". В первые же дни свое согласие воевать изъявили 420 тысяч человек, более четверти всех заключенных, а к середине войны таких было уже около миллиона.41 На фронте воры служили в так называемых «штрафных батальонах» и использовались на самых трудных участках сражений, под контролем войск НКВД, которым был дан приказ, в случае чего «стрелять в спину».

Другая часть воров была категорически против участия в войне и отказалась изменить воровским правилам. Сохранять приверженность к воровским традициям и отказываться служить в армии тогда было очень трудно, так как сразу после начала войны в лагерях начался настоящий психологический прессинг, распространяемый в виде слухов о том, что все неоднократно судимые будут вывезены на Север и ликвидированы, как в 1937 - 1938 годах. В лагерях стали происходить вооруженные восстания, которые организовывались доведенными до отчаяния заключенными. Одна из повстанческих организаций сформировалась на лагерном пункте "Лесорейд" Воркутинского ИТЛ НКВД в январе 1942 года, но была скоро разгромлена с большим количеством жертв. Выступления заключенных возымели свои законодательные последствия. В феврале 1942 года властями была введена инструкция, в соответствии с которой упрощалась процедура применения оружия против заключенных, даже в случаях их отказа приступить к работе после двукратного предупреждения. Такой закон не оставлял ворам альтернативы: либо работать, либо быть расстрелянным за неповиновение. Завязалась тяжелая борьба воров с администрацией лагерей за свои принципы. Менее стойкие воры, которые поддались давлению и начали работать, были исключены из воровского сообщества.

За период Великой отечественной войны 1941-1945 годы, количественный состав воровского сообщества существенно сократился. Многие воры погибли на фронтах, а значительное количество - было ликвидировано в стычках с властями.

Однако сразу после войны ряды воров в тюрьмах и лагерях стали вновь пополняться. Многие из тех воров, кто воевал и выжил, стали возвращаться места лишения свободы и пытаться вновь интегрировать в преступную среду. Криминальный мир во главе с ворами, которые не изменили "вере" и не воевали на стороне государства, резко воспротивились возвращению воров-фронтовиков в ранг "полноценных воров и стали называть их продажными "суками". Между этими группами воров началось жесткое противостояние, которое было названо "сучьей войной".

Для восстановления в своих правах и привилегиях, "ссученные" воры стремились оправдать в глазах криминального сообщества свое участие в войне, как форс-мажорного обстоятельства и добивались внесения в воровской закон поправки, разрешающей при определенных обстоятельствах, (например в военное время) сотрудничество с властями. Такая поправка давала возможность реабилитировать себя и легитимировать свой статус в рамках воровского закона.42 Другие воры жестко оппонировали эту инициативу, стремясь не допустить конкурентов на вершину криминальной пирамиды.

Советские тюремные власти умело использовали "сучью" войну и, действуя путем стравливания различных группировок воров, смогли существенно ослабить криминальное сообщество. Кровопролитие продолжалось до тех пор, пока ортодоксальные воры не согласились изменить воровской закон и разрешить, при определенных условиях, сотрудничество воров с администрацией и государством (в частности, во время войны). Наряду с этим, в местах лишения свободы ворам было разрешено работать в различных службах, например парикмахерами, чтобы помогать другим ворам, а также иметь доступ к бритвам, ножницам и другим колюще – режущим предметам.

Тем не менее, несмотря на достигнутые компромиссы, возникшие в послевоенные годы в среде «рецидивистов-законников», противоречия продолжали усугубляться, что было обусловлено двумя основными факторами:

1. Процессом неконтролируемого разрастания криминального сообщества за счет интенсивного пополнения из числа беспризорных и осужденных за тяжкие преступления, характерного для военного времени. В этой связи обычная воровская касса (общак) перестала удовлетворять потребности "воров в законе", вследствие чего они были вынуждены повысить размер взимаемых с осужденных дани с 1/3 до 2/3 их заработка. Усиление эксплуатации со стороны воров привело к возмущению и открытому неповиновению основной массы осужденных ("мужиков"), среди которых появились свои лидеры.

2. Возникновением в лагерях новых криминальных группировок, которые пополнялись за счет осужденных за бандитизм, измену Родине и иные тяжкие преступления, число которых в военные и послевоенные годы было значительно увеличено. Эти группировки стали заимствовать у "воров в законе" неформальные нормы поведения, облагать осужденных данью. Такие группировки называли "отошедшими" или "польскими ворами".

Наиболее значительный раскол в воровском сообществе произошел во второй половине 50-х, когда к «отошедшим» было причислена большая часть классических воров. По существу это были те же "законники", объединившиеся в другую группировку. Так, в документах МВД СССР того времени отмечалось, что в среде воров-рецидивистов, составляющих ядро уголовно - бандитствующих элементов, действительно происходит расслоение: от их основной массы, именующей себя "ворами в законе", постоянно отходят "провинившиеся", оставаясь в сущности своей теми же уголовниками-рецидивистами. Поэтому факт расслоения имеет место, с этим нельзя не считаться.

Между указанными группировками среди осужденных, происходила жестокая борьба за лидерство и за право обладания общей кассой, которая нередко переходила в физическое истребление друг-друга. "Отошедшие", по данным В. Ветлугина, отказывались входить в зону, где лидировали "воры в законе", утверждая, что "воры их режут, жгут и гнут". Вместе с тем, "отошедшие" сами стали быстро утверждаться в своих правах, чему способствовала некоторая гибкость их поведения в отношении государства.

С одной стороны, они придерживались выгодных для себя воровских "законов", с другой - не отказывались работать, вступать в контакт с администрацией ИТЛ и даже быть активистами. Поэтому администрация некоторых ИТЛ признала "отошедших" позитивным формированием и стала оказывать им некоторое содействие в борьбе с "ворами в законе". Вражда между группировками использовалась работниками ИТУ как благоприятное условие для проведения профилактических и оперативных мероприятий по разложению воровского сообщества.

Следует отметить, что усилению позиций "отошедших" способствовали отсутствие единства в самой группировке "законников". Поводом к этому послужило принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении уголовной ответственности за хищения». В соответствии с Указом резко возросли санкции за имущественные преступления, а правоохранительным органам было предписано активизировать свою деятельность. Этот Указ в воровской среде был назван «черной бумагой», так как после него многие воры были убиты в столкновениях с милицией или брошены в тюрьмы, что заставило профессиональных преступников серьезно задуматься над смыслом воровской "идеи". Так, в Тбилиси в конце 40-х были убиты знаменитые воры "Бердзени", "Исако", "маленький Рафик", "Налбо" и другие, а в каждой камере тюрьмы сидело одновременно по 5-10 воров 43

Принимаемые властями меры, с одной стороны, усилили отход преступников от воровских традиций, а с другой, - привели к значительной концентрации преступных авторитетов в местах лишения свободы. Оба эти обстоятельства способствовали ускорению процесса разложения группировки и вражды между самими ворами, обусловленных борьбой за право обирать заключенных. На воровских сходках в местах лишения свободы часто пересматривалось "правовое" положение членов группировки. Причем изгнанные из нее сразу же переходили к "отошедшим" и включались в борьбу против своих недавних собратьев по воровской "идее".

Необходимо отметить, что уже в первой половине 50-х годов работники мест лишения свободы смогли целенаправленно организовывать работу по разложению группировки воров в законе и достигли значительных успехов.

В соответствии с законодательством того времени эти антагонистически настроенные группировки содержались в одних и тех же лагерях и война между ними «на истребление» активно продолжалась до середины 50-х годов. Ситуация изменилась после того, как в 1955 году в СССР были приняты новые законодательные акты по реорганизации исправительно-трудовых лагерей в исправительно-трудовые колонии и были установлены три режима содержания преступников: общий, облегченный и строгий,44. Благодаря этой реформе, администрации удалось развести враждующие кланы по отдельным специальным колониям.

В 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза СССР и Союзных Республик, содержащие ряд норм, изменивших исправительно-трудовое законодательство.45 В 1961 году было разработано Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР.46 Указанные нормативные акты предусматривали создание колоний четырех видов: общего, усиленного, строго и особого режима.47

Введение в ИТК нового «особого» режима стало еще одной попыткой государства полностью ликвидировать клан «воров в законе». В соответствии со статьей 26 ИТК ГССР в исправительно-трудовых колониях особого режима отбывали наказание осужденные к лишению свободы мужчины, признанные особо опасными рецидивистами и осужденные мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии. В ИТК особого режима заключенные содержались в условиях строгой изоляции и помещениях камерного типа, использовались, как правило, на тяжелых работах и носили одежду специального образца.48

Были разработаны инструкции, запрещающие начальникам колоний перевод воров из ИТК в ИТК. Через год в 1956 году МВД СССР образовало экспериментальную колонию ИТК-6 в г. Соликамск, именуемую в народе "Белый лебедь", где содержались только «воры в законе». Эта колония действовала до конца 80-х.49

Одним из интересных, но до конца не реализованных законодательных методов по борьбе с «ворами в законе» было положение «Об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»50 от 26 июля 1966 года, с помощью которого предполагалось осуществление наблюдения за поведением опасных преступников, освобожденных из ИТУ и обеспечение учета рецидивистов.

В конце 50-х г.г. после проведения ряда успешных операций. правоохранительные органы СССР отрапортовали об окончательном разрушении преступной организации «воров в законе». Это было стимулировано политическими установками ЦК КПСС во главе с Н. Хрущевым, который объявил об окончательной победе социализма и построении коммунизма к 80-тому году. В связи с этим правоохранительные органы СССР были подвергнуты кардинальным изменениям, приведшим к массовым увольнениям и ослаблению их влияния на криминальный мир. Администрация ИТУ, ориентируясь на задачу по быстрому достижению положительных результатов в деле перевоспитания криминалов, стала без серьезной подготовки и должного контроля активно поддерживать преступников, только внешне демонстрирующих отход от преступного сообщества, традиций и обычаев преступного мира. Пользуясь таким покровительством администрации, эти криминалы, обычно из «отошедших», путем выдвижения своих авторитетов, навязывания собственных законов и присвоения функций хранителей воровских традиций и обычаев быстро набрали силу и установили жесткий контроль над преступным сообществом. Представители же традиционных «воров в законе» были вынуждены отказаться от лидирующих позиций и раствориться среди других групп заключенных. Большинство из них ассимилировалось в группе «мужиков», самой многочисленной в тюремной иерархии современного преступного мира.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что, несмотря на самые "драконовы меры" и трансформацию основополагающих принципов, основной костяк «воров в законе», смог не только выжить, но и отлично адаптировался в новых политических и экономических условиях пост - сталинского государства. Конечно, это были не те «воры в законе», которые лидировали в лагерях ГУЛАГа 30-40 годах, но их высокая общественная опасность и приспосабливаемость сохранились и в следующих генерациях этого института ХХ века.

Еще по теме b. Трансформация воровского сообщества. Воровские войны в 40-50 годы ХХ века:

  1. a. Возникновение воровского сообщества в 30-50 годы ХХ века
  2. Глава V О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЯ ДЕНЬГИ А в ней 2 статьи
  3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИИ И ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ в 50-60-е годы

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право -

В лагерях стычки между честными и ссученными ворами проходили «стенка на стенку». Суки стремились держаться группами, избегая подлой заточки или удавки. Они были в меньшинстве, но этот недостаток им компенсировала власть, подаренная хозяином. Открытой вражды между воровскими кланами еще не наблюдалось, «сучьей войне» предстояло разгореться спустя несколько лет. А тогда шли местные разборки за власть в тюрьмах, лагерях и на пересылках. Воры в законе, несмотря на свою повышенную изоляцию и подконтрольность в зонах, ухитрялись обходить сук. Благодаря своей сплоченности и принципиальности, они еще до своего прибытия в конечный лагерный пункт расставляли там своих смотрящих, которые начинали подготовительную работу среди местной братвы и лагерного персонала.

Холодная война между ворами в законе и суками закончилась в конце 40-х годов. Началась откровенная бойня за власть в зоне. Государство, истерзанное войной и разрухой, озлобилось на тех, кто не хотел «становиться на путь исправления». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года, ужесточающий ответственность за корыстные преступления, породил очередную волну отказников. Многие законники стали отходить от традиционного воровского промысла и автоматически исключались из блатного ордена. После этого завязавший вор мог погибнуть при первом же удобном случае. Ему не оставалось другого выхода, как примкнуть к активу, который лелеяло и оберегало Главное управление лагерей.

Администрации исправительных учреждений получили приказ на формальное создание внутрилагерных структур, призванных оказывать ей помощь в наведении порядка. По оперативным данным НКВД, блатной орден уже насчитывал 6–7 тысяч воров в законе, имевших реальную власть в тюрьмах и лагерях. Карательная машина неуклонно поворачивалась против тех, кого создавала два десятилетия назад. Начиналась очередная гражданская война - «сучья», унесшая тысячи жизней и подготовившая почву для лагерного беспредела.

Самая кровавая разборка с суками произошла в 1949 году на пересылке в бухте Ванино. Три десятка блатных изгнанников попытались закрепиться на штатных работах в Ванинском порту. Они успели распределить между собой все «косячные» должности, но их планам не суждено было сбыться. Прибывшие по этапу воры в законе под благовидным предлогом выманили сук на сходку. События того дня даже отъявленные рецидивисты не могли вспоминать без содрогания. С изменниками не стали дискутировать или переманивать обратно в блатной орден. Их просто перекололи заточками.

Один из авторитетнейших законников произнес краткую вступительную речь, которая приговорила сук к смерти. Это послужило командой для воров, которых было втрое больше. Выхватив ножи, они устремились на своих бывших братьев. Расстановка сил была не в пользу последних. Бой длился несколько минут. Те, кто пытался отбиваться, умерли первыми. Некоторые суки пытались бежать, но их догоняли, сбивали с ног и вгоняли ножи в шею, грудь, спину. Остальные жертвы молили о пощаде, закрывались руками, падали на колени. Кто-то отчаянно визжал и проклинал палачей. Когда воры, брезгливо вытирая окровавленные руки и ножи, расступились, взору остальных блатарей открылась картина не для слабонервных. По земле были разбросаны истерзанные тела, которые уже не корчились и не стонали. На той сходке братва прикончила 28 сук.

Еще одна крупная стычка состоялась в 1950 году на Александровской пересылке. Добрая сотня сук захватила приморский пересылочный пункт под номером 3–10. Расставив своих придурков на все хлебные посты, активисты грабили и политзэков, и уголовников. Сучий отряд жестоко расправлялся с ворами в законе, которые прибывали по этапу во Владивосток. Одного из них, имевшего кличку Штуцер, суки забили отрезками арматуры прямо в бане. В середине лета тридцать активистов отправились по этапу на Сахалин в надежде отбить у правильных воров Александровскую пересылку. Возглавлял поход бывший вор в законе по кличке Татарин. На морской барже на сучий десант выпало первое испытание: политзэки, которых блатари называли фашистами, отказались делиться пайкой и шмотками. А один «враг народа» даже осмелился укрыть деньги. В трюме запахло поножовщиной. Суки выхватили заточки и вплотную подошли к строптивым зэкам. Но ряды политзэков, среди которых оказались армейские офицеры и контрразведчики, не дрогнули.

Первым получил в зубы Татарин, проявлявший наибольшую активность и стоявший ближе всех. Он растянулся на грязном полу и долго не мог встать. Суки ринулись в бой и ранили нескольких офицеров. В полумраке слышались удары, лязг зубов, матерщина, угрозы. Суки также несли потери: пять-шесть человек, избитых пряжками ремней, отдыхали на полу. Оклемавшийся Татарин приказал своей братве отступить и прекратить драку. Человеческие потери во время мореходного этапа были явно не на руку сучьему отряду, которого впереди ждала бойня с правильными блатарями.

Воровская почта действовала безупречно. Баржа еще шла к Сахалину, когда воры в законе получили информацию о сучьем десанте. На Александровской пересылке и Сахалинских стройках сук уже с нетерпением ждали. Добрая половина десанта из «3–10» полегла в первые же дни, остальных активистов принялись спасать бойцы ВНУС (внутренней службы). Чтобы внутрилагерных полицейских в конце концов не перекололи, администрация пересыльного пункта была вынуждена спешно этапировать их в лагеря.

В 50-х годах за суками укоренилось еще одно прозвище - польские воры. Польские стали привлекать на свою сторону тех, кого осудили за измену Родине, а также отъявленных бандитов, и грабителей. Идти против воров «в лоб» суки решались только при явном своем превосходстве. Когда физически расправиться с законниками не удавалось, они шли на хитрость: пытались их скомпрометировать, подорвать авторитет, засадить вора в сучий барак. Для этого распускались всевозможные слухи, порочащие честь блатного лидера.

Воры в законе стали первыми использовать торпед - зэков, которые своей жизнью уже не распоряжались. Это были смертники, выполнявшие любой приказ вора в законе. Чаще всего в «камикадзе» попадали за карточный долг, когда ставкой в игре была жизнь. Подобные игры назывались «Три звездочки» (иногда «Три косточки»). Смертельный кон наблюдался еще в лагерях довоенной эпохи. Психологи объясняли такую дикую ставку азартом, который переходил в болезнь. Игра на человека существовала веками и проходила под видом гладиаторских сражений, дуэлей, «гусарских рулеток» и т. п. Перед карточным поединком зэки могут оговаривать степень риска, которому будет подвергаться проигравший. В смертники попадали фраера, приговоренные блатным миром к смерти (за убийство блатного, стукачество). Торпеды засылались во вражеский клан и убивали наиболее активных сук. Если смертоносный гонец оставался жив, то его долг считался погашенным. Как правило, перед торпедой ставили задачу, которая сохраняла хотя бы минимальные шансы остаться в живых.

Воры в законе, свято чтившие устав блатного братства, отказывались от всех штатных постов и любых официальных привилегий, презирали подачки со стороны хозяина и продолжали бороться за власть в зоне своими методами. Они насаждали жесткий тюремно-лагерный закон, которому должны подчиняться все осужденные независимо от их рангов и званий. Воровской закон обирал зэков не путем грубого отъема личных вещей, а с помощью некоторого увеличения трудовых норм, жесткого налога с карточных игр и денежных переводов, а также мелких, но регулярных поборов. Общак позволял подкупать персонал тюрем и лагерей, получать неформальные привилегии, греть БУРы (бараки усиленного режима), карцеры, изоляторы, в которых содержалась лагерная элита - воры в законе, паханы, злостные отрицали (многие специалисты считают, что понятия «отрицаловка» и «отрицала» появились в середине 50-х, когда отказ трудиться и соблюдать режим стал для воров наиболее принципиальным).

В лагерном бараке на табуретке стоял худой заключённый со старой балалайкой в руках. Он ждал команды. Перед ним возлежал на шконке Сёма Бидон — авторитетный уркаган и смотрящий зоны. Одной рукой он лениво почёсывал пузо, второй медленно помешивал занку в жестяной кружке. Оторвавшись от этого занятия, Бидон скомандовал:
— Давай Шульберта нам вжарь, доходяга!
По команде Бидона заключённый, стоя на табуретке, стал делать странные пасы.

Малява

Этот музыкальный ритуал, как правило, предшествовал привселюдному зачитыванию, так называемой, малявы — тайного послания ворам от их братьев из соседних зон. Как правило, в таких малявах речь шла о решении сходняка, где верхушка уголовного мира карала и миловала, устанавливала правила игры. Выражаясь партийным языком, сходняк приравнивался к съезду Политбюро. Закончив рвать последние струны на дряхлой балалайке, худой заключённый, не сходя с табуретки, сделал театральный реверанс и Бидон властно щёлкнул пальцами. В барак, его правая рука Гриша Котёл, картинно, под общий гогот ввёл на поводке дурика по кличке Шибздик.

Шибздик

Это был беспомощный и бесправный зэк, который на свою погибель когда-то попал в блатную чёрную зону. Он сидел по политической 58-й статье — «враг народа». Да, к тому же воевал на фронте. Спасло от кровавой расправы Шибздика то, что, попав на чёрную зону он свихнулся, ежеминутно ожидая заточки в бок. Блатные не захотели марать об этого дурика руки и Шибздик стал посмешищем лагеря. Сейчас дурик изображал дрессированную собачку. Во рту у него была свёрнутая в четверо та самая малява, которую должны были огласить на толковище. Гриша Котёл торжественно извлёк из пасти бумагу. Развернул её и пробежал глазами по тексту. Вдруг лицо его перекосилось и Гриша с хрипом выдавил:
— Люди, к нам переводят Вову Варшаву с его ссученными шакалами!
Толпа урок моментально загудела, а Шибздик громко заржал. Бидон резко вскочил и пнул идиота ногой. После чего произнёс:
— Конец нашей спокойной житухе! Надо готовиться к достойной встрече!

Доклад

Уже через час после толковища, старший надзиратель отряда, которого зэки называли Пупкарь Игорёк, знал об этом известии от своего стукача и тут же прибежал на доклад к куму — начальнику оперативной части лагеря Никите Леонидовичу Матёрому. Кум уже давно ожидал чего нибудь подобного и теперь с сожалением отметил, что перевод в его хозяйство Вовы Варшавы прибавит ему седых волос. А ведь до пенсии оставался какой-то годок и резня в лагере могла подпортить ему послужной список. А то, что смертей не избежать старый служака ощущал спинным мозгом — Бидон не тот человек, который уживётся на одной зоне с Варшавой.

Грызлов Владимир Петрович

  • Из оперативной справки. По оперативным данным Грызлова Владимира Петровича, кличка Варшава, 1901 года рождения, осуждённого за кражу личного имущества, тайное собрание воров приговорило к смерти. В уголовном мире Варшава считается королём сук — заключённых, сотрудничающий с лагерной администрацией. В первую очередь в эту категорию входят уголовники, воевавшие с фашистами.

Сучья война

Именно после окончания кровопролитной войны, в прежде монолитном воровском мире произошёл крупнейший раскол. Он был грозным предвестником, так называемой, сучьей войны — кровавой резни между двумя группировками зэков. И именно этот раскол теперь не давал жизни Матёрому. В его хозяйстве пока всё было в порядке — побегов, убийств, бунтов, откровенной поножовщины и прочих безобразий в последнее время не случалось. Никита Леонидович был твёрдо убеждён — пока за лагерем смотрит Бидон, который держит всё лагерное кодло в подчинении, Матёрому опасаться нечего.

Рассказ основан на реальных событиях.

Причин, так называемой, сучьей войны было несколько — многие уголовники ушли на фронт в составе штрафных рот и батальонов, чтобы смыть свою вину кровью. Правда, такой патриотизм проявился в воровском мире уже ближе к концу войны, когда советские войска перешли в решительное контрнаступление и победа СССР над фашистской Германией стала очевидной.

Военщина

Для этого правоохранительные органы пошли на безприцидентный шаг, введя знаменитый указ от 4 июня 1947 года, который уголовники называли «четыре шестых (4/6) — Об усилении уголовной ответственности за хищение государственного, общественного и личного имущества». Этот указ по сути заменял высшую меру. Согласно новым правовым актам, сроки для профессиональных уголовников теперь повышались в геометрической прогрессии и доходили за любой рецидив до 25 лет. Лагеря начали быстро наполняться уголовщиной. Воров стали десятками тысяч грузить на пароходы и поезда и под строжайшим конвоем отправлять в многочисленные лагеря, деятельность которых ни на минуту не замирала во время войны.

Колыма и Воркута

С особым вниманием комплектовались два больших отдалённых лагеря — Колыма и Воркута. Суровая природа крайнего Севера, вечная мерзлота, 8-9-ти месячная зима в сочетании с целеустремлённым режимом создавали удобные условия для ликвидации уголовщины. В итоге, большая часть осуждённых, чтобы получить поблажку от лагерного начальства и обеспечить комфортную жизнь, пошла на сотрудничество с органами. Одно дело, как шутили урки, на одной ноге трёшник отстоять, а совсем другое дело тянуть мазу на четвертак. Такой срок ломал старых отчаянных сторонников воровской идеи и переводил их в разряд сук. Многие воры-фронтовики и осужденные по указу «4/6» вскоре заняли престижные должности хлеборезов, бригадиров, нормировщиков. Таких в Гулаге называли «дурилками».

Кроме того, не обученных уголовников-первоходок провоцировали и сами конвойные. Вот, к примеру, идёт такой зэк мимо вахты. Дежурный надзиратель кричит ему:
— Эй, ударь в рельс, позвони, мимо идёшь!
Если вор ударит в рельс — сигнал побудок и поверок — он уже нарушил закон, то есть подсучился.

Как правило, таких заключённых ожидала смерть. Но это в том случае, если зона чёрная. Но к концу 40-х стали появляться, так называемые, красные зоны. Власть там полностью принадлежала лагерной администрации и активистам из числа ссученных воров.

Вор-фронтовик

Матёрый до сих пор не мог забыть, как Бидон устроил показательную разборку над одним из зэков, воевавших с немцами. У несчастного нашли боевой орден, который он отказался выбросить в парашу. Тогда Бидон вытащил его за барак и избил до полу смерти. При этом он страшно орал:
— Ты, чмошник, был на войне, ты взял в руки винтарь, значит ты сука и подлежишь наказанию по всей строгости воровского закона. К тому же, ты трус и падла — у тебя не хватило силы воли отказаться от штрафной роты и дальше тянуть срок, возможно даже умереть с голодухи, но не брать винтовку. Тело замученного вора-фронтовика нашли через 2 дня в выгребной яме.

Правилки

Практически, во всех лагерях повсеместно проходили, так называемые, правилки. Воровской костяк вычислял военщину и переводил в разряд фраеров или мужиков. Многие из них перебрались из насиженных шконок в петушиный угол, пополнив ряды самых бесправных заключённых. Понятное дело, воры, прошедшие фронт решили дать самый жёсткий отпор. В их число входил и Вова Варшава — бывший крупный авторитет, который во время войны отказался от воровской идеи и пошёл воевать.

Грызлов Владимир Петрович Варшава

  • Из архива. Грызлов Владимир Петрович. Служил в пехотных войсках. Награждён орденами и медалями, чем заслужил полную амнистию и после победы над Германией был отпущен на свободу. Но уже через 2 года был пойман с поличным во время ограбления и получил 10 лет заключения. Уголовники в лагере встретили его крайне негативно. Определили худшие нары в бараке, заставили работать. Варшава не раз негативно отзывался о воровском мире и его законах.

Вова Варшава очень любил под косяк с травкой пофилософствовать перед корешами:
— Как вор может быть честным, если он уже вор. А то, что, мол, блатарям что-то там нельзя, типа работать, это полная туфта. Нынче все зэки на одно небритое стриженное наголо лицо в грязном ватнике и с номерком на груди. А эта старая гвардия уркаганов просто зажралась. Вот и всё, качают права, гонят какую-то ерунду про свои воровские порядки. Но настоящий порядок наведём мы с вами!

Вова Варшава король сук

И, нужно отметить, Варшава очень быстро стал чуть ли не легендой особлага. Отчаянный, не ведающий жалости, он стал иконой для ссученных воров. Вскоре за ним стояла огромная армия уголовников. С ним считалась администрация лагеря. Его откровенно побаивались, так называемые, правильные воры. Его уже давно приговорили к смерти на союзном сходняке за то, что он лишил жизни одного из корифеев воровского мира.

Однажды Вова Варшава одним ударом заточки – остро отточенного длинного гвоздя, кончил третейского судью Толика Бриллиантового и объявил тотальную войну всей чёрной масти.

Толик Бриллиантовый

Толик Бриллиантовый был в особлагере одним из главных хранителей воровских традиций. Он участвовал в разработке, так называемого, катехизиса вора, блюсти который, обязаны были все члены преступного сообщества.

Катехизис вора

Вор должен воровать, обманывать фраеров, пить, гулять, играть в карты, никогда не работать, не иметь паспортов, не жениться, участвовать в правилках. Тюрьма для вора, хоть и не родной дом, но это место, где он проводит большую часть своей жизни. Поэтому заходить в него нужно с чистой душой.

Из этого следовало, что в колонии блатные должны были обеспечить себе силой, хитростью, наглостью, обманом не официальные, но важные права – делёж чужих передач или чужих вещей, право на лучшее место, на вкусную жратву и так далее. Чёрной масти запрещалось работать. Для этого существуют остальные категории заключённых – это и аварийщики, виновные в ДТП, политические, пострадавшие в ходе различной подковёрной борьбы и осуждённые на основании сфабрикованных высосанных из пальца дел. Были даже «дон жуаны» – брачные аферисты или обвинённые в кражах у представительниц женского пола.

Сука Вова Варшава

Но для таких как Варшава отныне честные воры были не указом. И Вова сам стал устанавливать законы. В этом ему активно помогала тюремная администрация особлага. Целые этапы ссученных воров во главе с Варшавой переводили в лагерь, где те, имея численное превосходство и поддержку надзирателей и начальника оперативной части, устраивали самосуды и, уничтожая воровской костяк, перекрашивали зону в красную. Потом Вову сотоварищи бросили на следующий объект и резня продолжилась с новой силой.

У Варшавы была чёткая тактика и стратегия – в первую очередь уничтожали смотрящего за зоной и его ближайшее окружение, лишив тем самым, толпу заключённых, вожака. Далее под нож шли, так называемые, тридцатипятники – это воры-рецидивисты, осуждённые по 35-й статье. Нужно отметить, что человек в те годы мог не совершать никаких противоправных действий и получить срок только лишь за то, что ранее несколько раз привлекался к ответственности, то есть был рецидивистом.

По одному из нововведений того времени, заключённым разрешалось работать в лагерях или тюрьмах старостами, нарядчиками, десятниками, бригадирами, а также занимать целый ряд многочисленных лагерных должностей, которые давали серьёзные поблажки и привелегии.

Так Варшава очень быстро занял должность старосты лагеря, а его подручные стали командирами рот. Это позволяло им беспрепятственно передвигаться по лагерю и устраивать экзекуции носителям воровской идеи. Если возникали хоть малейшие сомнения в принадлежности к той или иной масти, подручные Варшавы быстро срывали с заключённого рубаху и искали на теле наколки. Татуировка – опознавательный знак. Играла она в таком случае роковую роль.

Череп, пробитый кинжалом или змея, обвивающая кинжал – принадлежность к касте воров. Корона над змеей – вор в законе, смотрящий. Накалывается на плече или на груди. Крест с цепью выкалывается в верхней части груди и указывает на веру в свой рок. Если крест изображён в виде трефовой масти, то хозяин наколки – рецидивист.

Крещение сук

После обнаружения такой наколки начиналась расправа – ногами, дубинками, кастетами, камнями подручные Варшавы на законном основании крошили в мясо почитателей старого воровского закона.
— Примешь, паскуда, нашу веру? – торжествующе кричал Варшава и подносил клинок к небритой морде испытуемого. Для перехода в новый воровской закон, им лично был изобретён церемониальный обряд, отмечающийся некоторой театральностью и более похожий на ритуал посвящения в рыцари.
— Целуй нож! – строго приказывал Варшава. К губам избиваемого блатного подносилось лезвие выкидного ножа. Если законный вор соглашался и прикладывал посиневшие губы к холодному железу, он считался принятым в новую веру и навсегда терял всякие права в воровском мире, становясь сукой навеки.

Всех, кто отказывался целовать нож жестоко убивали. Каждую ночь к запертым снаружи дверям пересыльные бараков перетаскивали новые трупы. Эти заключённые были не просто казнены. Этого было слишком мало Варшаве. На трупах расписывались ножами бывшие товарищи, поцеловавшие нож. Блатарей перед смерью трюмили – топтали ногами, всячески избивали, опускали, то есть насиловали или уродовали и только потом перерезали горло. Вести о беспредельных расправах мгновенно распространились по всей Воркуте-матушке. Гневные малявы о страшных расправах Варшавы чёрным вороньём летели в каждую зону и колонию.

Воровская война

Бидон прекрасно знал о жестоких действиях Варшавы и сразу объявил большой сход, на котором решили объявить массовую подготовку к будущей войне и выработали тактику обороны от головорезов Варшавы. Уже на следующий день зона ожила – вооружались кто как мог. Одни делали пики из кусков арматуры, другие точили ручки ложек и монет. Над изготовлением ножей и заточек тайком трудились все кузницы и слесарные мастерские зоны. Матёрый был прекрасно осведомлён о подготовке к войне, но пока ничего не предпринимал. Во время последней встречи с Бидоном, которая проходила в рамках строжайшей секретности, смотрящий уговорил начальника оперчасти закрыть глаза и дать пару дней на подготовку. Он уверял, что если до ушей Варшавы дойдёт, что противник вооружён, это может внести сумятицу в его ряды. Одно дело всем кагалом мочить беззащитного и совсем другое – идти против пера.

Ни для кого не секрет, что ножом уголовники владеют виртуозно, оттачивая своё мастерство во время пересылок и отбывания срока. И кум согласился с Бидоном – высокому руководству из особлага была выгодна поножовщина между ворами и суками. А ему, Матёрому, она никаким боком – пойдёт что-то не так и с него спросят по полной программе! А так хоть мизерный, но шанс. Поэтому начальник оперчасти провёл работу с надзирателями и приказал закрыть глаза на подготовку и не учинять шмоны.

Пупкарь

Надзирателей колоний или тюрем заключённые называли просто: пупкари. Очень необычная история появления этого прозвища. Ещё в 30-е годы оно прочно вошло в обиход заключённых тюрем. Дело в том, что когда надзиратель открывает окошко для выдачи еды или передачи, зэк, наклонившись к двери видит перед собой только пузо и пуп. Вот так и стали тюремные надзиратели пупкарями. Вскоре поганяло распространилось и на лагеря. Но там надзирателей чаще называли «цириками».

Бидон уже минут 10 втолковывал молодому вору прописные истины, гоняя по кругу чефир. Многое в жизни зэка зависит от пупкаря – пупкарь ведёт зэка на прогулку, к врачу. В его власти вовремя оказанная медпомощь, пусть она и примитивна. Он может передать и маляву на другую зону, и весточку послать родным – жив, мол, здоров, передайте немного курева и побольше сала. С надзирателем можно всегда договориться. За определённую плату или искусно выполненную финку или колоду карт он пронесёт в хату всё, что угодно – чай, водку, марафет.

Любому уголовнику известно, что пупкарь может на драконовских условиях обменять вещи или продукты на рыжьё. Но опытные сидельцы всегда приберегают золотишко на самый крайний случай и особо не светятся. Ведь если цирики учуют запах лёгкой наживы, могут учинить шмон и забрать золото себе. Что-что, а искать запрещённые предметы опытный надзиратель обучен досконально. К тому же, у него всегда есть в камере глаза и уши – так называемые, тихушники или стукачи.

Прибытие Вовы Варшавы

И вот настал тот день, которого так боялся кум Матёрый. В лагерь прибыл Варшава. По инструкции сверху, короля сук с прибывшим этапом полагалось поселить в отдельный барак. Туда же следует направить контингент заключённых, сотрудничающих с администрацией лагеря, вверенного Матёрому. Было понятно, что таким образом в одном месте собирают основной кулак, который в любой момент может нанести удар и тогда произойдёт резня. Если в этой войне победят суки, зона станет красной и тогда, считай, пропала спокойная жизнь.

Пресс-хата

Из архива. В сучьей или красной зоне обязательно наличие пресс-хаты – камеры или барака, населённого уголовниками, полностью подконтрольными и подчинёнными администрации колонии. Эти люди выполняют любые указания администрации, вне зависимости от степени законности последних. Такие уголовники называются прессовщиками. Если администрация прикажет прессовщикам опустить, то есть изнасиловать неугодного заключённого, это будет сделано.

Не редки были случаи, когда в красные зоны по одиночке доставляли авторитетных воров, помещая в такие пресс-хаты. Даже если вор не менял масть, его насиловали и распространяли эту весть среди уголовного мира. А по его законам никто из правильных бродяг даже рукой прикасаться к такому человеку не имел права.

Разговор Матёрого и Бидона

Никита Леонидович напряжённо думал – он никак не мог решиться какую сторону занять в конфликте Бидона и Варшавы. Только под утро, ополовинив в одиночку бутыль, он вызвал к себе Игорька и приказал тайно доставить к нему смотрящего.

Разговор получился тяжёлым. Бидон сначала даже подумал, что Матёрый ведёт какую-то свою игру, согласившись помочь. И хотя особой неприязни между ними никогда не было, но и дружбы также не водили – чисто деловые отношения. Но кум рассказал, что всё продумал до мелочей. Есть только один выход спасти свою карьеру и отвести от вверенного ему лагеря угрозу поножовщины – потихому убить Варшаву. После того, как стая лишится вожака, волки быстро превратятся в шакалов и подожмут хвосты.

По задумке, Бидон в кратчайшие сроки должен найти «торпеду» – смертника, который и замочит Варшаву. Этот зэк якобы согласится перекраситься в суку и, зная любовь Вовы к театральщине, он будет лично подносить нож для поцелуя. Именно тогда убийца и должен, спрятанной во рту заточенной монетой перерезать Варшаве горло.

Матёрый загибал пальцы – во-первых, никто и не подумает связать начальника оперчасти лагеря с таким чисто уголовным методом убийства, во-вторых, надзиратели дадут сукам на расправу с торпедой немного времени, в-третьих, потом нужно распустить слух, что парниша самолично решил завалить Варшаву и стать героем среди уголовников. Ударив по рукам, смотрящий и начальник оперчасти выпили по 100 грамм.

Разговор Варшавы и Шибздика

А спустя сутки за бараками произошёл совершенно другой разговор. Варшава тихо беседовал с Шибздиком. Но у того на лице уже не было идиотской улыбки. Он рассказал, что когда попал в чёрную зону сразу понял – проживёт не долго. Вот тога и решил изображать из себя идиота, свихнувшегося от страха дурика. Это его и спасло. Воры в серьёз не воспринимали Шибздика и иногда обсуждали при нём важные дела. Какой с урода спрос?! И вот таким образом Шибздик подслушал обрывок разговора Бидона и Гриши Котла, когда они обсуждали кандидатуру торпеды. Эту информацию он и выложил Варшаве как на духу.

Оказалось, что Шибздик, до заключения гражданин Михаил Плетнёв, осуждённый за убийство жены и её любовника, и Варшава ранее знали друг друга – успели повоевать во время войны в одной части. Варшава даже спас ему жизнь, вынеся тяжело раненого Плетнёва с поля боя. И вот теперь он решил отблагодарить своего спасителя.

Дальнейший разговор Шибздика ещё больше удивил Варшаву – он сообщил, что находится на последней стадии туберкулёза, и жить ему осталось всего ничего. Но умереть он хочет не лагерным Шибздиком, а Михаилом Плетнёвым. Поэтому он готов убить Бидона, отомстив за те надругательства и издевательства, которые смотрящий доставлял. Варшава хищно улыбнулся и благословил смертника на дело, передавая Шибздику заточку:
— Буду рядом, если успею, отобью у этих.
В ответ Шибздик лишь вяло улыбнулся – он понимал, что Варшава не успеет. И снова нацепил на лицо свою идиотскую улыбку.

Резня

В блатном углу как раз был обед. Бидону из столовки принесли горячий борщ с «бацилой» – наваристым мясом, и он собирался сытно отобедать. В это время к нему подбежал Шибздик и плюнул в тарелку. Все на секунду онемели от такой наглости, а Шибздик широко улыбнувшись, молниеносно достал из рукава заточенный кусок арматуры и вонзил в живот Бидону.

Уже через 5 минут в барак ворвался Варшава с вооружёнными подельниками. Первое что он увидел – на полу труп Шибздика с идиотской улыбкой. И началась резня. Суки, воспользовавшись фактором внезапности и замешательством блатных быстро закончили дело. Своим жертвам они нанесли более 300 ножевых смертельных ранений. Но даже лишившись смотрящего, урки смогли оказать достойный отпор беспредельщикам. Трое суток шла настоящая война.

Когда с обеих сторон количество стало исчисляться, руководство особлага поняло, что ситуация вышла из-под контроля. Был отдан приказ жестоко подавить, как говорилось в отчётах, спонтанный бунт. К операции были привлечены отборные войска и танковая часть.

Как умер Вова Варшава

Во время этой зачистки уцелеть смогли лишь несколько сотен заключённых. Они и собирали трупы товарищей. Во время подавления бунта был уничтожен и Вова Варшава, хотя некоторые заключённые уверяли, что тот вроде бы выжил и его уже потом застрелили. Матёрый понимал, что такой свидетель не нужен ни кому. А самому начальнику оперативной части влепили строгий выговор и спровадили на пенсию по состоянию здоровья.

Но этот случай всколыхнул весь воровской мир и подобные восстания стали возникать всё чаще. На самом высоком уровне власть решила отказаться от политики невмешательства в кровавые разборки и вскоре после страшной резни в особлаге, были созданы отдельные зоны для сук и блатарей.

Рассказ написан по материалам НТН.

Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) Сидоров Александр Анатольевич

Так кто же победил?

Так кто же победил?

Читателю, разумеется, хотелось бы узнать главное: кто же всё-таки взял верх в «сучьей войне» - «законники» или «бляди»? Если иметь в виду чисто количественные показатели, можно сказать, что резня завершилась «вничью». Потерь было достаточно как с той, так и с другой стороны. Пламя кровавых разборок удалось сбить даже не столько разделением лагерей на «воровские» и «сучьи», сколько амнистией 1953 года в связи со смертью Иосифа Сталина (подробнее о ней см. очерк «В бой идут одни «мужики»). Амнистия практически не распространялась на «политических», зато благодаря этому «гуманному акту» лагеря освободились от многих уголовников. Кто-то из «урок» вышел на свободу (при сроке наказания до 5 лет), кому-то сократили срок наполовину. Разумеется, многие «законные воры» не попали под эту амнистию, поскольку являлись особо опасными рецидивистами и сроки у них были приличные. Зато на волю вышло немало воровской «пристяжи». С другой, «сучьей» стороны, освободились многие: как крупные представители этого «раскольничьего движения», так и их прихвостни - «сучьи амбалы», «огу?дины» (здоровенные, но туповатые арестанты) и прочие. Лагерная война потеряла главное - свою массовость. А на свободе, на широких российских просторах накал страстей быстро поостыл. «Отколовшиеся» не совались в воровское сообщество, а у воров было достаточно своих серьёзных дел, чтобы ещё отлавливать «блядей» по всему Союзу. На нескольких сходках, разумеется, «сук» заклеймили, призвали «истинных босяков» бороться с ними и уничтожать - но и только. Конечно, при случае такой возможности не упускали, но специальной охоты не велось. Места для «работы» хватало всем - страна большая… А пересекутся дорожки - тогда и «запороть» «гада» не грех.

Но куда более важно обратить внимание на другие последствия массовой резни уголовников. Серьёзное изучение самых разных источников, беседы со старыми лагерниками (не только с «чёрными», то есть с блатными, но и с обычными «оленями» - в то время неопытными зэками) дают основание сделать вывод о том, что именно массовая резня «сук» и «воров» привела к значительному укреплению позиций воровского мира и возникновению романтического ореола вокруг «законников» как в местах лишения свободы, так и на воле. «Сучья война» укрепила изнутри, сплотила уголовное «братство», подтолкнула его к серьёзным, глубоким реформам. И в результате наша страна получила изощрённое, искусно организованное и мощное преступное сообщество.

Чего же ещё можно было добиться гулаговской администрации, поддерживая одних профессиональных уголовников в борьбе против других? Основная масса зэков настороженно и зло относилась как к «ворам», так и к «сукам», а заодно и к «начальничкам», поскольку именно в них видела представителей сталинской карательной машины, бросившей арестантов в лагеря.

Однако к «воровскому» миру большая часть «сидельцев» в период «резни» стала относиться лучше, чем к «сучьему». Объясняется это достаточно просто.

«Воры», конечно, были закоренелыми преступниками, - но они зато и не скрывали своих взглядов, готовы были принять за них мученическую смерть. В то время как «суки» поголовно были лицемерами, лизоблюдами, холуями, которые добивались такой же власти над «фраерами», как и воры. И в этом им способствовала ненавидимая арестантами администрация лагерей! Постепенно, в результате «трюмиловок» и обрядов «целования ножа», «воры» в глазах остальных заключённых приобретали мученический ореол, становились жертвами, «страдальцами». Такова уж русская душа - жалеть тех, кто подвергается гонениям…

Но даже не это главное. «Сучьи войны» заставили «воров» понять: нельзя, как говорится на блатном жаргоне, «переть по бездорожью». Нельзя открыто и беспредельно издеваться над всеми этими «мужиками», «оленями», «штымпами», «чертями» и т. д. Нельзя безнаказанно их унижать, грабить, «дербанить» их «сидоры», «кешари» и «баулы». Именно в простом арестанте надо искать своего союзника. Именно в умы рядовых «сидельцев» следует вдалбливать «идеи» о том, что «воровской» мир строг, но справедлив, что вор никогда не обидит «честного арестанта», не позволит сделать этого и другим, защитит от «беспредела». А если подобное произошло - жестоко накажет виновного. Надо, чтобы «мужик» сам принёс тебе то, что до этого ты у него вымогал.

До «сучьих войн» даже мысли об этом не было. «Фраер» существовал для того, чтобы кормить «блатного» и «пахать» на него. «Блатной» мог делать с «фраером», что захочет - вот основные правила довоенного «босяцкого» лагерного сообщества.

Теперь же всё стало постепенно поворачиваться по-иному. Тонко и умно. Теперь «вор в законе» провозгласил себя радетелем за арестантское благо, защитником и покровителем «сидельца». Простой зэк стал замечать что-то странное. Там у старика здоровые «лбы» отняли передачу - и вот уже на глазах у всех арестантов по приказу «вора» «беспредельщиков» забивают ломами. В камере наглые «урки» издевались над слабым, не умеющим постоять за себя интеллигентом. По приходе в лагерь им отрезали головы. Но заодно выяснили, кто сидел с ними в одной «хате», и зверски надругались над всеми - чтобы неповадно было молча наблюдать за «беспределом». Ещё вору сообщили, что у одного их «мужиков» умерла жена, и на воле сиротами осталось двое малолетних детей. Через некоторое время «мужик» узнаёт, что его ребят одели, обули, «подогнали» немного денег на первое время…Это не пустые байки - так действительно случалось! Правда, значительно позже, в конце 50-х…

Как?! Неужто это те же самые «законники», которые запросто могли мимоходом «подрезать» «доходягу» и глазом не моргнуть? Те же. Конечно, подобных случаев показного благородства было не так уж много. И все они были рассчитаны на театральный эффект, передавались из уст в уста, обрастали удивительными подробностями… Но мощная, хитроумная пропаганда давала свои результаты. Они ощутимы и по сей день. И сейчас в «зоне» «мужик» в трудную минуту скорее обратится за помощью к «вору», «смотрящему», «положенцу», а не к администрации. Ему помогут далеко не всегда. Однако внимательно выслушают и скажут пару нужных слов.

Добрых. Сочувственных. Особо «оборзевшего» «баклана», притесняющего арестантов, быстро «обломают». А уж если помогут «пассажиру» - об этом будет знать вся зона, и за зоной, и родственники, и знакомые…

Это - прямое последствие «сучьих войн». Правда, для того, чтобы урок был освоен окончательно, чтобы не возникало соблазна возвратиться к прежним традициям «блатного мира», «ворам» предстояло ещё усвоить горький опыт «мужицких войн». Но об этом - разговор особый.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4. 4. Кто победил в Троянской войне? Вообще, результат любых войн всегда интерпретируется летописцами воюющих сторон в свою пользу. Каждый старается приписать победу своему народу. Поэтому нет смысла углубляться в изучение вопроса – кто и в каком смысле оказался

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Кто победил при Лепанто? Знаменитый берберийский корсар Ульдж Али был родом из Южной Италии. По одной версии он был рыбаком по имени Джованни Диониги. Согласно другой - звали его Оччоли и был он монахом из Калабрии. Так или иначе, главное, что его захватили алжирские

Из книги Свет Победы [антология] автора Коллектив авторов

ТЫ ВРАГОВ ПОБЕДИЛ, ЛЕНИНГРАД! Лариса АЛЕКСАНДРОВА ИЮНЬ СОРОК ПЕРВОГО Июнь, над Невою витая, Белесо глядел сквозь окно, Всю ночь небесам помогая, Отбеливал их полотно… Уж лето цвело в полной мере: Июнь рисовал акварель, Захлопывал школьные двери, Включал соловьиную

Из книги Утаенные страницы советской истории. автора Бондаренко Александр Юльевич

Он победил Абвер Официальная история носит избирательный характер: в силу политических соображений и личных пристрастий сильных мира сего многие события, равно как их участники, оказываются как бы за кадром; и чем потом больше проходит времени, тем сложнее незаслуженно

Из книги Ленин. Соблазнение России автора Млечин Леонид Михайлович

Так кто же победил? Белая армия потерпела поражение. Ее остатки покинули Россию и эвакуировались в Турцию, занятую войсками союзников. Казачьи части были отправлены на остров Лемнос и на французский берег Мраморного моря - в Чаталджу. Пехотные части (корпус генерала

автора Зуев Ярослав Викторович

1.8. Ты победил, Галилеянин… Все самые влиятельные придворные, признанные знатоки в искусстве лести, высмеяли хорошо продуманные планы цезаря и тот успех, что им сопутствовал. Повсюду распространялись глупые шутки, например, что он «больше походил на козла, чем на

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

12.3. Пришёл, увидел, победил… Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома! Король Фридрих Великий Считается, первая российская масонская ложа была организована в 1731 г. при содействии Великой ложи Англии. Как пишет Олег Платонов, даже возглавлял ее англичанин на русской

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Почему победил Сталин? Историк Советского Союза не сможет не прийти к выводу, что политика правящей бюрократии в больших вопросах представляла ряд противоречивых зигзагов. Попытки объяснить или оправдать их «переменой обстоятельств» явно несостоятельны. Руководить

Из книги Как Зюганов не стал президентом автора Мороз Олег Павлович

Почему он победил «Россия тогда получила какое-то послание из космоса»Если оглянуться, охватить взглядом всю ту выборную эпопею в целом, что же стало решающим фактором, приведшим к победе Ельцина? Энергичные меры по выдаче зарплаты, по решению других социальных проблем

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Как победил католицизм? В 1534 году испанский дворянин Игнатий Лойола основал Орден Иисуса, целью которого являлось противодействие Реформации. В ВКЛ иезуиты появились в 1570 году - благодаря Люблинской унии. В 1608 году была учреждена Литовская провинция Ордена.В борьбе с

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. Ленинград 1941-1944 автора Ковальчук Валентин Михайлович

ЛЕНИНГРАД ВЫСТОЯЛ И ПОБЕДИЛ

автора Малышев Владимир

Сталин победил В Москве власть организовала пышные похороны. Военные оркестры играли траурные марши. Мёртвого Есенина носили на руках по городу, обнесли вокруг памятника Пушкину. На транспаранте Дома печати висел лозунг с невероятными для 1925 года словами: «Тело великого

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Кто же победил? Однажды в зимние дни конца 1943 года, когда холод сковал тундру и скалы Кольского полуострова, русские разведчики притащили из вражеского тыла здоровенного рыжего верзилу – майора. Фамилия его начиналась с приставки «фон». На допросах он молчал,

Из книги Отечественная война 1812 года автора Яковлев Александр Иванович

Кто же победил в Бородинском сражении? И во Франции и в России Бородинское сражение доныне празднуют как свою победу. Обе стороны имеют на то основания.Это было самое кровопролитное сражение того времени. Французская армия потеряла около 58 тысяч человек (по французским

Из книги Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Эймунд победил в Гардарики Эймунд и его товарищи вытаскивают тогда свои корабли на сушу и хорошо устраивают их. А Ярицлейв конунг велел выстроить им каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью. И было им дано все, что надо, из самых лучших припасов. Были они