Кто такая амазонка женщина. Амазонки - необычные истории из истории

Уверенность, что вы – «закоренелый холостяк» может прийти не сразу. Можно несколько раз упорно выходить замуж, расписываясь в ЗАГСе – как подтверждение того, что вы стремитесь к созданию прочной социальной ячейки. Иногда с приходом в жизнь ребенка все наконец-то становится на свои места: любовь и семья – это дети, а секс и прочие физические радости – это мужчины.

Вероятность, что появится уникальный персонаж, практически полубог, который отлично поладит с ребенком, договорится с сантехником и строителями на даче, оплатит Интернет, накупит вкусной еды и сухого вина, самостоятельно приготовит ужин, а также порадует сексуально, не создавая своим присутствием коммунальных проблем, конечно, остается.

Встретить принца или жить с мужчиной?

Но возможность возникновения столь возвышенных отношений с идеалом часто кажется вероятностью прямого контакта с инопланетной цивилизацией. Так незаметно может прийти уверенность, что вы – просто «закоренелый холостяк».

Кстати, вы обратили внимание на то, что нет такого понятия как «закоренелая холостячка»? «Одинокая женщина», «старая дева», «разведенка», «незамужняя» – как угодно, только не «холостячка». И знаете почему? Потому что принято считать: любая дама априори мечтает выйти замуж. А вот сильные мира сего жениться не спешат.

Проведя мини-опрос среди незамужних подруг в возрасте 30–40 лет, вы можете выяснить, что многие из них вообще не заинтересованы в регистрации отношений с мужчиной. Наверняка каждая мечтает о принце на белом коне , но когда начинается «разбор полетов», звучит мысль, что лучше иметь любовника, нежели связывать себя обязательствами. К тому же, есть ощущение, что жить с мужчиной долгие годы – каторжный труд. Уборка, готовка и мечты остаться одной и хоть чуть-чуть пожить для себя. Но как это сделать, чтобы не страдал ребенок? И как делить жилплощадь и прочее добро?

Реальные плюсы или сомнительные приличия?

Вот они – современные амазонки. В наше время уже пора распрощаться со стереотипами, что, мол, мужчины открещиваются от брака, а женщинам подавай только замужество! Кто же сейчас «закоренелый холостяк»? Женщина или мужчина? Кажется, роли поменялись.

Поискав в блогосфере мнения о том, хорошо ли живется свободной женщине, можно обнаружить множество доводов «за» и ни одного «против». Звучат и такие признания: «Женщина-холостяк всегда отлично выглядит и все потому, что высыпается – ей не нужно слушать ужасный громоподобный храп по ночам…»
Похоже, единственным негативным мнением является цитата из фильма: «Одинокая женщина – это неприлично!» И то она уже – чистый анахронизм.

Если мужчина нужен только для секса, возникают сомнения в том, что нужен брак. Всегда найдется какая-либо причина или претензия к претенденту. Если вы не готовы проявлять терпение и такт, у вас все есть и вы всем довольны, поиск мужа – это дань традиции.

Психологи говорят, что между свободным мужчиной и свободной женщиной огромная разница в мотивации их жизненных ориентиров. У «старого холостяка» есть некоторые тщательно скрываемые проблемы. Это могут быть прежние неудачные отношения с супругой, либо проблемы со здоровьем, либо сложности в бизнесе… Женитьбы для него – последний выход из надвигающегося тупика.

А «старая холостячка» – это женщина без проблем. Она ухожена, самодостаточна, финансово независима, обеспечена жильем, зачастую имеющая взрослых, устроенных по жизни детей. Такая женщина мечтает о любви… до встречи с реальным претендентом. Как только она близко присматривается к жениху, ее независимый ум начинает просчитывать баланс между трудностями и выгодой от новых отношений … И, конечно, пунктиков против новой связи оказывается намного больше.

Амазонками в древние времена именовали племя воинственных самодостаточных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, брали некоторых в плен (для продолжения рода), но в быту обходились без них. Похоже на красивую сказочку, правда? Но всё же, если о таких женщинах существуют прошедшие сквозь века мифы и легенды, если упоминают о них известные ученые древности (да и современные не оспаривают возможность существования амазонок), то, наверное, какая-то доля правды в этом есть.

Что значит «амазонка»?

По одним источникам «амазонка» - значит «a mazos» - безгрудая. Девочкам-подросткам из племени раскалёнными углями выжигали правую грудь, чтоб не мешала в бою. Но этот источник можно поставить под сомнение, потому как ни одно дошедшее до нас изображение амазонок не показывает безгрудых женщин. Другие источники утверждают, что это название происходит от иранского слова «ha-mazan» – воины. Ещё один вариант – от слова «a masso» – неприкосновенные (для мужчин).

Царство амазонок

Откуда же они пришли и где обитали? И тут ученые расхожи во мнениях. Одни говорят, что амазонки были кочевницами, другие – что у них было своё царство на побережье Средиземного моря (или в Крыму). Третьи источники утверждают, что пришло племя воинственно настроенных женщин из Малой Азии (где-то от подножия Кавказа) или с побережья Азовского моря.


Существует ещё такой миф: амазонки были настолько хороши в бою, что бог Дионис попросил у них помощи, чтобы низвергнуть титанов. После победы над ними Дионис… разбил амазонок. Немногим удалось спрятаться от коварного и мстительного бога в храме Артемиды. Далее отправились покорять Азию, воевали в Крыму, покорили Сирию, построили города Эфес, Смирна, и другие. На реке Фермодон амазонок захватили греки и хотели переправить по морю на родину. Но воительницы не хотели покоряться – перебили команду корабля, вскоре волею ветров судно с амазонками прибило к скифским землям. Скифы возжелали получить потомство от таких вот чудо-женщин, и отправили отряд красивых юношей, чтобы покорить их. Так появилась новая народность – савраматы.

Амазонки в мифологии

В греческой мифологии эти девы-воительницы вели своё происхождение от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Первой амазонкой считается Лисиппа. Своей покровительницей амазонки называли богиню Артемиду, и всячески почитали её. Во время Троянской войны амазонки воевали на стороне троянцев, и известный греческий герой Ахилл вынужден был убить их царицу. С амазонками воевали ещё Беллерфонт и Тесей. А Геракловым девятым подвигом было задание – отобрать у предводительницы воинственных дев волшебный пояс. Он должен был стать выкупом за похищение Ипполиты, дочери царицы Антиопы.


По преданиям, амазонки великолепно владели луком, небольшим двухсторонним боевым топором (лабрисом), коротким мечем и легким щитом. Доспехи и шлемы амазонки изготавливали сами.

Образы амазонок в изобразительном искусстве

Мифы об амазонках породили множество произведений искусства в живописи и скульптуре, изображавших дев-воительниц. Это популярный сюжет в античном изобразительном искусстве 7 века до н.э. и в живописи уже в наше время (эпоха барокко и классицизма). Сюжеты боёв с амазонками присутствуют в картинах Я. Пальмы Старшего, Я. Тинторетто, Г. Рени и пр.

Амазонки как персонажи литературы и кино

Амазонки и их подвиги вдохновили таких поэтов и драматургов Европы как Р. Гранье («Ипполита»), Тирсо де Молина («Амазонки в Индии»), Лопе де Вега («Амазонки»), Г. Клейст («Пенфесилея») и др. В 20-21 веке амазонки выступают персонажами фэнтези.


Многим, я думаю, известен популярный в 90-ые годы прошлого века сериал о женщине-воине и её спутнице Габриэль «Ксена – принцесса-воин».

«Амазонская» рота

Это явление имело место в апреле 1787 года. В Крыму ждали приезда императрицы Екатерины Второй. По приказу Григория Александровича Потёмкина к этому событию была создана рота, состоящая из женщин (100 человек). Императрица однажды услыхала от князя о невиданном чуде – греческих воительницах. Потёмкин решил удивить Екатерину, и ему это удалось. Императрица была искренне обрадована, и осыпала Потёмкина почестями.


За создание «Амазонской» роты в Крыму взялся Премьер-майор Балаклавского греческого полка по фамилии Чапони (грек по происхождению). Командование ротой он передал своей молодой жене 19 лет от роду, Елене Ивановне Сарандовой. Рота состояла из жен и дочерей благородных балаклавских греков. Женщин учили маршировать и приветствовать Екатерину Вторую. До нас дошли сведенья о том визите императрицы, описанные в «Записках об амазонской роте» Г. Дуси. Из этих воспоминаний мы узнаём, что увидев роту «при параде» - в зеленых бархатных куртках и малиновых юбках, в белых тюрбанах со страусовыми перьями (у «старших по званию» были даже ружья с тремя патронами), императрица Екатерина была очень обрадована и сказала Елене Сарандовой: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, - ваша рота исправна, - Я ею очень довольна». Вскоре после отъезда императрицы рота была расформирована. Эта забава стояла её свыше 100 000 рублей.


Воинственные девы современности

Думаю, у всех женщин бывало иногда чувство, когда хочется покорить и поработить весь мир. Каждая чувствует недюжинную силу, ей всё по плечу. Современные амазонки ходят по улицам, путешествуют, стоят во главе крупных корпораций и воспитывают детей. Они сильны, самодостаточны, умны и образованы. Они покоряют сердца и снисходят улыбнуться, тому, кто понравится. Они знают себе цену, и знают, что всё в их руках.


P.S. Легенды об воинствующих племенах женщин существуют у многих народов мира. Это либо предания об существовавших на самом деле племенах, либо распространённые античные мифы, обросшие новыми подробностями. И у меня лично большое подозрение, что, во-первых, амазонки были не настолько кровожадными (греки могли распространять о них ложную информацию), а во–вторых, они могли быть также и не столь изящными, как на изображениях, дошедших до нас из древности, или созданных в наше время. Огромные физические нагрузки в битвах и ранние тренировки (с 10-12 лет) делали их тела более мускулистыми, и менее «формистыми». Вспомните современных профессиональных спортсменок.


Амазонками в древние времена именовали племя воинственных самодостаточных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, брали некоторых в плен (для продолжения рода), но в быту обходились без них.

Похоже на красивую сказочку, правда? Но всё же, если о таких женщинах существуют прошедшие сквозь века мифы и легенды, если упоминают о них известные ученые древности (да и современные не оспаривают возможность существования амазонок), то, наверное, какая-то доля правды в этом есть.

Что значит «амазонка»?

По одним источникам «амазонка» - значит «a mazos» - безгрудая. Девочкам-подросткам из племени раскалёнными углями выжигали правую грудь, чтоб не мешала в бою. Но этот источник можно поставить под сомнение, потому как ни одно дошедшее до нас изображение амазонок не показывает безгрудых женщин. Другие источники утверждают, что это название происходит от иранского слова «ha-mazan» – воины. Ещё один вариант – от слова «a masso» – неприкосновенные (для мужчин).

Царство амазонок

Откуда же они пришли и где обитали? И тут ученые расхожи во мнениях. Одни говорят, что амазонки были кочевницами, другие – что у них было своё царство на побережье Средиземного моря (или в Крыму). Третьи источники утверждают, что пришло племя воинственно настроенных женщин из Малой Азии (где-то от подножия Кавказа) или с побережья Азовского моря.

Существует ещё такой миф: амазонки были настолько хороши в бою, что бог Дионис попросил у них помощи, чтобы низвергнуть титанов. После победы над ними Дионис… разбил амазонок. Немногим удалось спрятаться от коварного и мстительного бога в храме Артемиды. Далее отправились покорять Азию, воевали в Крыму, покорили Сирию, построили города Эфес, Смирна, и другие. На реке Фермодон амазонок захватили греки и хотели переправить по морю на родину. Но воительницы не хотели покоряться – перебили команду корабля, вскоре волею ветров судно с амазонками прибило к скифским землям. Скифы возжелали получить потомство от таких вот чудо-женщин, и отправили отряд красивых юношей, чтобы покорить их. Так появилась новая народность – савраматы.

Амазонки в мифологии

В греческой мифологии эти девы-воительницы вели своё происхождение от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Первой амазонкой считается Лисиппа. Своей покровительницей амазонки называли богиню Артемиду, и всячески почитали её. Во время Троянской войны амазонки воевали на стороне троянцев, и известный греческий герой Ахилл вынужден был убить их царицу. С амазонками воевали ещё Беллерфонт и Тесей. А Геракловым девятым подвигом было задание – отобрать у предводительницы воинственных дев волшебный пояс. Он должен был стать выкупом за похищение Ипполиты, дочери царицы Антиопы.

По преданиям, амазонки великолепно владели луком, небольшим двухсторонним боевым топором (лабрисом), коротким мечем и легким щитом. Доспехи и шлемы амазонки изготавливали сами.

Образы амазонок в изобразительном искусстве

Мифы об амазонках породили множество произведений искусства в живописи и скульптуре, изображавших дев-воительниц. Это популярный сюжет в античном изобразительном искусстве 7 века до н.э. и в живописи уже в наше время (эпоха барокко и классицизма). Сюжеты боёв с амазонками присутствуют в картинах Я. Пальмы Старшего, Я. Тинторетто, Г. Рени и пр.

Амазонки как персонажи литературы и кино

Амазонки и их подвиги вдохновили таких поэтов и драматургов Европы как Р. Гранье («Ипполита»), Тирсо де Молина («Амазонки в Индии»), Лопе де Вега («Амазонки»), Г. Клейст («Пенфесилея») и др. В 20-21 веке амазонки выступают персонажами фэнтези.

Многим, я думаю, известен популярный в 90-ые годы прошлого века сериал о женщине-воине и её спутнице Габриэль «Ксена – принцесса-воин».

«Амазонская» рота

Это явление имело место в апреле 1787 года. В Крыму ждали приезда императрицы Екатерины Второй. По приказу Григория Александровича Потёмкина к этому событию была создана рота, состоящая из женщин (100 человек). Императрица однажды услыхала от князя о невиданном чуде – греческих воительницах. Потёмкин решил удивить Екатерину, и ему это удалось. Императрица была искренне обрадована, и осыпала Потёмкина почестями.

За создание «Амазонской» роты в Крыму взялся Премьер-майор Балаклавского греческого полка по фамилии Чапони (грек по происхождению). Командование ротой он передал своей молодой жене 19 лет от роду, Елене Ивановне Сарандовой. Рота состояла из жен и дочерей благородных балаклавских греков. Женщин учили маршировать и приветствовать Екатерину Вторую. До нас дошли сведенья о том визите императрицы, описанные в «Записках об амазонской роте» Г. Дуси. Из этих воспоминаний мы узнаём, что увидев роту «при параде» - в зеленых бархатных куртках и малиновых юбках, в белых тюрбанах со страусовыми перьями (у «старших по званию» были даже ружья с тремя патронами), императрица Екатерина была очень обрадована и сказала Елене Сарандовой: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, - ваша рота исправна, - Я ею очень довольна». Вскоре после отъезда императрицы рота была расформирована. Эта забава стоила ей свыше 100 000 рублей.

Воинственные девы современности

Думаю, у всех женщин бывало иногда чувство, когда хочется покорить и поработить весь мир. Каждая чувствует недюжинную силу, ей всё по плечу. Современные амазонки ходят по улицам, путешествуют, стоят во главе крупных корпораций и воспитывают детей. Они сильны, самодостаточны, умны и образованы. Они покоряют сердца и снисходят улыбнуться, тому, кто понравится. Они знают себе цену, и знают, что всё в их руках.

P.S. Легенды об воинствующих племенах женщин существуют у многих народов мира. Это либо предания об существовавших на самом деле племенах, либо распространённые античные мифы, обросшие новыми подробностями. И у меня лично большое подозрение, что, во-первых, амазонки были не настолько кровожадными (греки могли распространять о них ложную информацию), а во–вторых, они могли быть также и не столь изящными, как на изображениях, дошедших до нас из древности, или созданных в наше время. Огромные физические нагрузки в битвах и ранние тренировки (с 10-12 лет) делали их тела более мускулистыми, и менее «формистыми». Вспомните современных профессиональных спортсменок.

Амазонки Древней Руси

Амазонки, легендарные женщины-воительницы, которые прижигали себе правую грудь, чтобы облегчить стрельбу из лука, страстно ненавидели мужчин и допускали их к своему телу лишь раз в год для продолжения рода. Длительное время учёные спорили о том, существовали ли амазонки на самом деле или были плодом фантазий древних историков и путешественников, однако последние находки археологов подтвердили их реальность.

Несмотря на последние находки археологов , об амазонках до сих пор известно очень мало. Ещё недавно многие историки довольно недоверчиво относились к свидетельствам о женщинах-воительницах греческого историка Геродота, который в своих трудах в качестве источников широко привлекал мифы и легенды. Если верить Геродоту, существовало гордое и свободолюбивое племя женщин-воинов, виртуозно владеющих оружием и презирающих мужчин.
Чтобы продолжить свой род, амазонки иногда всё же встречались с мужчинами, но из родившихся детей оставляли у себя только девочек.

Мальчиков, по одним источникам, просто убивали, по другим — отправляли их к отцам. Случалось, что амазонки до конца своей жизни оставались девственницами, ведь, чтобы познать мужчину, по словам Геродота, надо было убить хотя бы одного врага, конечно, им был представитель «сильного пола».
Стрельба из лука являлась у амазонок одним из главных воинских приоритетов, они даже шли на страшную операцию — прижигание правой груди, которая мешала им натягивать тетиву и прицеливаться. Возможно, значение лука для этих женщин-воинов заключалось в нанесении максимального поражения врагу на расстоянии, но и в рукопашной схватке амазонки были страшны, особенно когда со страшным визгом бросались на врага, размахивая боевыми топорами. Представьте себе шок мужчин, когда после града стрел на него обрушивалось такое вопящее, визжащее и грудастое воинство… Пока они приходили в себя, часто было уже поздно — амазонки одерживали верх.
Сомневаюсь, что амазонки выглядели так привлекательно, как их обычно показывают в приключенческих сериалах: отсутствие одной груди, боевые шрамы, поджарое мускулистое тело, кривые ноги от «кавалерийской жизни» — всё это вряд ли особо привлекало мужчин. Хотя, не исключаю, что я ошибаюсь, ведь похитил же легендарный Тесей, победитель Минотавра, царицу амазонок Антиопу. Тесей считал её прекрасной, что ж, давно известно, во все времена критерии красоты довольно сильно различались. Это похищение окончилось большой войной: амазонки, пытаясь отбить свою царицу , даже завоевали Аттику, потребовались определённые усилия, чтобы изгнать их оттуда. До сих пор в Афинах можно увидеть на северной стороне Парфенона барельефы, на которых изображены сцены сражения с амазонками.
Об амазонках упоминается в «Илиаде» Гомера, а поэт Павсаний (2-й век) даже утверждал, что женщины-воительницы приходили на помощь троянцам, но были разбиты греками. Согласно одним источникам, царство амазонок со столицей Фемискирой находилось в Малой Азии у реки Фермодонт, а древнегреческий историк Диодор Сицилийский помещал амазонок на границы обитаемого мира. Любопытно, что, по его данным, амазонки всё же жили с мужчинами, которые выполняли вместо женщин всю домашнюю работу: заботились о детях, готовили пищу… В военных кампаниях эти домовитые мужички не участвовали. По мнению же Плутарха, амазонки обитали в Причерноморье.
Очень многие писали об амазонках, но известные источники всё же не позволяют точно определить местоположение их царства. Может быть, это связано с постоянной миграцией женщин-воительниц? Сейчас это предположение находит некоторое подтверждение в находках археологов . Захоронения женщин с боевым оружием обнаружены даже на территории Казахстана. Считается, что они принадлежали к племени кочевников-сарматов и вполне могли быть искомыми легендарными амазонками. Именно к сарматским и скифским племенам кочевников, скорее всего, и принадлежали амазонки. Вероятно, они не вели оседлого образа жизни и постоянно кочевали, возможно, иногда на огромные расстояния из-за угрозы врагов или засухи. Этим и объясняется такое разночтение в определении места царства воинственных женщин.

Уцелевшие островки матриархата

Историки считают амазонок уцелевшими островками матриархата на заре человеческой истории. Практическое отсутствие исторических сведений о них довольно своеобразно объяснила одна из учёных-феминисток: «Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника».
Позволю себе не согласиться с этим мнением. Наоборот, экзотические женщины-воительницы всегда интересовали мужчин и обнаружение некого подобия амазонок в любой части света всегда отражалось вотчётах путешественников . Так, даже Христофор Колумб во время своего путешествия, узнав от индейцев о каком-то острове, где живут одни женщины, загорелся идеей открыть царство амазонок. Он даже назвал группу островов Виргинскими (острова Дев). Марко Поло также описал открытый им остров рядом с Южной Индией с чисто женским населением.
Любопытно, что и конкистадоры пытались разыскать в Южной Америке амазонок. Один из участников похода Франсиско де Орельяны даже описал сражение, которое произошло между испанцами и женщинами-воинами, вооружёнными луками и стрелами. По его словам, они были высокими и белокожими, с длинными волосами, заплетёнными в косы. Было это фантазией вояки или этот бой произошёл на самом деле, кто знает? До сих пор время от времени появляются сообщения об обнаружении племён женщин в малоисследованных районах бассейна реки Амазонки. Пока трудно сказать, являются ли они газетными утками или в них есть какая-нибудь доля истины.
О воинском искусстве женщин, о том, что амазонки вполне реально могли существовать, свидетельствуют и более конкретные данные. Известно, например, что у последнего царя Дагомеи была охрана из 4 тысяч чернокожих женщин-воинов, свирепых и беспощадных. Почти амазонки существовали в Чехии ещё в 8-м веке, их резиденцией был «Замок девственниц» на горе Видолве.
Они грабили окрестных крестьян и делали своими рабами мужчин. Предводителем этой женской вольницы была прекрасная Власта. Вместе со своими подругами-воинами она погибла в бою, когда мужчины наконец-то решили навести порядок.

Амазонки жили на Руси!

Пожалуй, не стоит искать страну женщин-воительниц на далёких берегах Амазонки и в жаркой Африке, она находилась на Руси. На карте Карла V, датируемой 16-м веком, между Волгой и Доном (район Азовского моря, Татарии, ниже Волго-Донского волока) написано «AMAXONYM», это и есть страна амазонок.
А вот что пишет историк Мавро Орбини (16-17 века) в весьма любопытной главе «Об амазонках — славных воинах славянских», помещённой в одну из его книг: «К светлости славы рода Славянского прилагается храбрость жён сего народа. А более всего — АМАЗОН, которые были жёнами сарматов славян; жилища их были при реке Волге». Согласно историку, «амазоняны» прошли всю Малую Азию, «под иго взяли Армению, Галатию, Сирию, Киликию, Перейду», принимали участие в Троянской войне «и пребывали тверды в державстве своём даже до времён Александра Великого ».
Есть упоминание об амазонках и в русской «Повести временных лет», только тут их называют «мазовняне». В этом древнерусском тексте идёт речь и о том, что амазонки постоянно не живут с мужчинами, а встречаются лишь с целью появления потомства, причём мальчиков убивают, а воспитывают только девочек. Вот этот отрывок: «И мазовняне же мужа не имут… но единою летом к вешним днём оземьствени будут, и сочтаются со окрестных… Аще родится отроча, погубятъ, аще ли девическъ полъ, то воздовать и прилежно въепитаютъ».
Конечно, можно приводить сколь угодно много самых различных письменных упоминаний об амазонках, однако при большом желании их все можно объяснить кочующим от народа к народу мифом о женщинах-воительницах. Неудивительно, что рассказ Геродота об амазонках высмеивал ещё древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), он писал: «Кто поверит, что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое — всё равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жён, а жены — мужей…».
Подобный скептицизм можно искоренить только вполне материальными доказательствами и они, к счастью, есть! Думаю, что останки амазонок в курганах находили уже давно, но одни курганы ещё в древности были разграблены, в других скелеты были значительно повреждены, не всегда находились специалисты, способные отличить сильно фрагментированные женские останки от мужских. Тем более в курганах находили оружие , что сразу наводило на мысль о мужском захоронении.
Амазонки были как среди скифов, так и среди сарматов. Их захоронения обнаружены на территории России и на Украине. Пожалуй, одно из первых захоронений амазонок было обнаружено при вскрытии кургана в Воронежской области в начале 90-х годов 20-го века. Это было захоронение скифского периода, в нём находился женский скелет, рядом с которым лежали дротики и колчан со стрелами. В могиле археологи нашли и бусы. Сначала учёные, конечно, не поверили в находку захоронения амазонки, они предположили, что в кургане первоначально были погребены мужчина и женщина. По их мнению, мужской скелет мог быть выброшен или перенесён при разграблении могильника. Однако в таком случае в захоронении наверняка бы остались фрагменты мужского скелета, но московским антропологам обнаружить их не удалось, получалось, что в кургане была погребена именно женщина, и оружие принадлежало ей.
В 1995 году учёные нашли в Краснодарском крае ещё два захоронения амазонок, рядом со скелетами лежали колчаны со стрелами, кинжалы для рукопашной схватки. Одна из захороненных, по оценке антропологов, была 14-летней девушкой, её кости ног выдавали в ней умелую наездницу — они были искривлены из-за постоянной езды верхом.
В 1998 году археологи нашли сразу шесть захоронений амазонок в Воронежской области (Острогорский район). Газета «Московский Комсомолец» так писала о данном открытии: «Как установили специалисты института, это были женщины 20-25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30-40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».
В 90-х годах 20-го века археологи проводили раскопки курганов в Поволжье, а в 2005 году в этом районе работала международная экспедиция. Хотя во многих курганах были погребены мужчины, встречались и женские захоронения, причём в них лежали добротное оружие и ценные, в том числе и золотые, погребальные дары. Исследование женских останков показало, что при жизни они много ездили верхом. В результате археологических раскопок оказалось, что из всех изученных в нижнем течение реки Волги курганов пятая часть принадлежала женщинам-воительницам.
А к 2006 году курганы с захоронениями амазонок были обнаружены археологами и на Дону. Доктор исторических наук В. Гуляев рассказал об этих находках следующее: «Наша экспедиция установила (благодаря постоянному присутствию антропологов), что в шести из 59 исследованных курганов у сел Терновое и Колбино были похоронены вооружённые молодые женщины из знатных семейств. Рядом с ними — обычный набор оружия: пара дротиков, копьё, лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками. Затем дорогие ювелирные украшения греческого производства и предметы чисто женского обихода — бронзовые зеркала, серьги, бусы, пряслица из глины и свинца».
Сейчас вполне можно сказать, что в 30 км от Ростова-на-Дону невдалеке от развалин античного города Танаис найдены захоронения целого отряда амазонок. В одном из таких захоронений был обнаружен скелет молодой девушки, рядом с которым лежали щит и короткий меч. Кости ног девушки были искривлены, что свидетельствовало о постоянной езде верхом. И подобных захоронений здесь найдено немало. Старший научный сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Чеснок уверен, что амазонки жили на территории современной России, ведь на древних картах реку Дон нередко называли рекой амазонок.
Любопытно, что по историческим меркам женщины-воительницы существовали на Руси совсем недавно, всего несколько столетий назад. Известно, что в 1641 году во время известного Азовского сидения в битве с турками помимо воинов мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.
На Руси женщин-воинов называли «полоницами» (в некоторых источниках — «поляницами»), они стали героями русских былин и сказок, а вот исторические сведения о них приходится собирать буквально по крупицам. Однако в свете последних находок в Поволжье и на Дону учёным явно предстоит пересмотреть нашу