Сообщение по географии тему реки. Что такое река в географии? Какие крупные реки вам известны

В 1910 году стартовала Британская антарктическая экспедиция на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом. Основной политической целью экспедиции было достижение Южного полюса. Экспедиция была разделена на два отряда: научный — для зимовки в Антарктике — и судовой. Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Научный отряд включал двенадцать учёных и специалистов. Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того, и другого. Но к собакам Скотт относился крайне отрицательно.

15 июля 1910 года «Терра Нова» отплыла из Кардиффа. Роберта Скотта на борту не было: борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами, он присоединился к команде только в Южной Африке. Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена — Леона: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие.

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела. Он отплыл из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе. С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.

1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой. 9 декабря начали встречаться паковые льды, 10 декабря экспедиция пересекла Южный полярный круг. Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток). Было истрачено много угля и провианта.

1 января 1911 года члены экспедиции увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.

2 Мыс Эванса

Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной — покорение полюса.

С конца января до начала апреля участники экспедиции осуществляли закладки продовольственных складов для похода к полюсу. 16 февраля 1911 года на 79° 29" ю. ш. в 150 милях от мыса Эванса был заложен склад Одной Тонны, названный по весу снаряжения, оставленного там. 23 апреля наступила полярная ночь. Началась зимовка.

13 сентября 1911 года Скотт объявил команде свои планы: к полюсу отправляются двенадцать человек, но непосредственно на Полюс должны были прибыть четверо, остальные — оказывать им поддержку по пути. В составе полярной группы должны были быть два навигатора (Скотт и Отс), врач (Уилсон) и опытный моряк (Эдгар Эванс).

Полюсный отряд был разделён на три группы. Группа на мотосанях стартовала 24 октября и должна была привезти три тонны припасов на 80°30" ю. ш. Первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить её 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.

Скотт выступил на пони 1 ноября, достигнув лагеря Корнер 5 ноября. Дневные переходы пришлось ограничить 15 милями, чтобы не перегружать пони. 7 ноября Скотта догнал Мирз, возглавлявший третий отряд, шедший на собаках. Склада Одной Тонны достигли 15 ноября, дав команде сутки отдыха. В тот же день команда лейтенанта Эванса обустраивала склад 80°30" ю. ш. В сутки они проходили до семнадцати миль.

3 Ледник Бирдмора

Первую лошадь пришлось застрелить 24 ноября. После этого Дэй и Хупер были отправлены на базу. В группе Скотта до 28 ноября оставалось восемь пони. 4 декабря экспедиция достигла «Ворот» ледника Бирдмора. 5 декабря началась сильнейшая пурга, продолжавшаяся четверо суток, и положение экспедиции было отчаянным. Путешественники смогли двинуться только 9 декабря, ненастье сбило экспедицию с запланированного графика на 5−6 дней. У подножья ледника пристрелили всех лошадей. Подъём на ледник был разведан Шеклтоном и имел длину 120 миль. Оставшиеся без тягловых средств двенадцать человек были разделены на три «упряжки». Подъём был крайне тяжёл: из-за рыхлого снега удавалось пройти не более четырёх миль в сутки. 17 декабря был устроен склад Середины Ледника. Далее переходы составили по 17 миль, но группа на пять дней отставала от графика Шеклтона. 20 декабря на базу были отправлены Аткинсон, Райт, Черри-Гаррард и Кеохэйн.

4 января должна была уйти последняя вспомогательная группа из четырех человек, однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды — Бауэрса. При том, что провиант и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек, включая место в палатке и число лыж (без них пришлось обходиться Отсу).

4 Достижение Южного полюса

5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы всё усложнялись: снег напоминал песок, скольжение почти отсутствовало. 15 января был заложен Последний склад, до полюса оставалось 74 мили. К этому времени члены команды были уже сильно истощены, а у Эдгара Эванса проявились признаки цинги. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на складе запас провианта на 9 дней.

17 января англичане достигли полюса через 34 дня после команды Амундсена. Для «окружения» полюса команда прошла одну милю прямо и три мили в правую сторону.

18 января Бауэрс обнаружил палатку Амундсена «Пульхейм» в двух милях от лагеря Скотта. Скотт поначалу считал, что норвежцев было двое, но в палатке были письма к Скотту и норвежскому королю, а также записка с отчётом норвежской команды, из которой выяснилось, что экспедиционеров было пятеро. Резко ухудшилась погода: начался снежный буран, заносивший следы, температура составляла −30 °C.

Скотт писал в своем дневнике: «Сбылись наши худшие или почти худшие опасения. Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

5 Обратный путь. Гибель

21 января началась сильная пурга, удалось пройти только 6 миль. 23 января Эванс обморозил нос и сильно повредил руки. Очередного промежуточного склада удалось достигнуть только 25 января. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в ледниковые трещины. Скотт повредил плечо, а Эванс, очевидно, получил сильное сотрясение мозга. Он больше был не в состоянии тянуть сани, а сил его хватало только чтобы не отставать от остальных.

Спуск по леднику продолжался с 7 по 17 февраля, причём последние три дня экспедиционеры голодали: выбившись из графика, они не могли дойти до склада. 17 февраля скоропостижно скончался Эдгар Эванс. Он был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль.

В лагере у подножья ледника Бирдмора экспедиционеры сменили сани и отправились в дальнейший путь 19 февраля. До Южного ледникового склада группа Скотта дошла только 24 февраля, обнаружив, что осталось мало керосина: он испарялся из негерметичных бидонов. Дневные переходы составляли 13 миль. Температура ночью опускалась до −40 °C.

К 1 марта экспедиционеры достигли склада «Середина ледника», вновь обнаружив катастрофическую нехватку керосина: его не хватало до следующего склада. К тому времени только Скотт продолжал вести дневник и отсчитывать время. Дневные переходы составляли не больше 1 мили, участники экспедиции катастрофически теряли силы. Отс получил сильное обморожение обеих ног, началась гангрена. 16 марта, Отс, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран. Больше его не видели. К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль.

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта у них закончилось топливо. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.

На вторую зимовку на мысе Эванса остались 13 человек, группа Кемпбелла (6 человек) находилась в полной изоляции на Земле Виктории. Зимовка на базе Скотта была крайне тягостной в психологическом отношении, ибо все понимали, что произошла катастрофа. Научные работы, тем не менее, продолжались в полном объёме.

Исполнявший обязанности командира Аткинсон 29 октября 1912 года начал поиски останков группы Скотта. 10 ноября поисковая группа достигла Склада Одной Тонны и двинулась на юг, предполагая идти до ледника Бирдмора (Аткинсон полагал, что несчастье случилось на перевале). Однако уже 12 ноября они обнаружили палатку Скотта, почти занесённую снегом.

Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции и непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж.

22 января 1913 года «Терра Нова» покинула пролив Мак-Мёрдо. 10 февраля экспедиция вернулась в порт Оамару (Новая Зеландия), откуда были посланы известия в Лондон и Нью-Йорк.

Роберт Фолкон Скотт - британский исследователь Антарктиды , капитан Королевского флота. Совершил две антарктические экспедиции, в ходе второй из них достиг Южного полюса.

Роберт Скотт происходил из семьи потомственных военных моряков. Родился в 1868 году в предместье портового города Плимут . До десяти лет мальчик обучался дома, в 13 лет поступил в военно-морское кадетское училище, тем самым начав морскую карьеру. Скотт отличался скромностью, честолюбием и усердием, поэтому учился хорошо, а по завершении обучения сделал неплохую военную карьеру. Уже в 1889 году он получил звание лейтенанта. В середине 1880-х годов произошло знаковое событие в жизни молодого офицера: он познакомился с Клементом Маркэмом, энтузиастом полярных исследований, будущим президентом Географического общества Великобритании . Согласиться на предложение Маркэма отправится в антарктическую экспедицию Роберта Скотта подтолкнула крайняя нужда: он стал единственным кормильцем для своей матери и незамужних сестёр. Поэтому возможность продвинутся по службе в случае успеха экспедиции показалась Скотту привлекательным вариантом.

Первая британская антарктическая экспедиция началась в 1901 году. Она более известна под названием «Дискавери» (по имени корабля). Неискушённые в делах полярных исследований британцы консультировались по поводу снаряжения у опытных норвежцев, в частности Фритьофа Нансена. Отряд Скотта высадился на побережье моря Росса, где построил базу и попытался проникнуть вглубь континента. Изнемогаемые экстремальными условиями, люди вынуждены были вернуться. Они не дошли до Южного полюса 850 километров, потеряли одного человека и несколько собак. Первооткрыватели исследовали часть Полярного плато, полуостров Эдуарда VII, барьер Росса и прибрежные горы. По прибытии в Великобританию (1904 год) членов экспедиции встречали, как героев.

Популярность Скотта ввела его в высшие круги общества, книги о путешествии имели бешеный успех. Скотт получил звание командора, получил массу наград, женился и стал вынашивать планы о достижении Южного полюса.

Экспедиция «Тера Нова» (1910-13 годы) в целом добилась поставленной цели - 17 января 1912 года отряд из пяти человек во главе со Скоттом достиг Южного полюса, но на 33 дня позже, чем экспедиция Руаля Амундсена. На обратном пути все члены отряда погибли. Их обнаружили другие участники экспедиции, которые не дождались возвращения Скотта на прибрежной базе.

Деятельность Роберта Скотта подняла моральный дух нации (мир был в преддверии Первой мировой войны), а сам командор долгое время считался национальным героем.

«Потом Иван Павлыч заговорил о капитане Татаринове, и, немного понизив голос, чтобы не услышала Катя, я рассказал некоторые подробности, о которых не упоминалось в печати…. На письме к Марии Васильевне было написано сперва: «Моей жене», а потом исправлено: «Моей вдове». Узнали цитату? Разумеется - «Два капитана». И письмо с неровной надписью карандашом Вениамин Каверин не выдумал. Только капитана звали иначе: Роберт Фалкон Скотт. Третий капитан - настоящий.


Вот она - дикая, как никакой другой край земли, невиданная и нехоженая".

Боже Всемогущий, какое ужасное место! Может ли быть что-нибудь страшнее, чем эта молчащая, исхлестанная ветром беспредельность?"

Полярная разница впечатлений понятна . Восторг Руала Амундсена, который финишировал у Южного полюса первым. И жестокое разочарование Роберта Фалкона Скотта - после трудного пути к полюсу, он увидел на нем норвежский флаг. Вообще-то говоря, Амундсен в Антарктиду не стремился. Его манил Северный полюс. Но туда он не поспел - опередили американцы Кук и Пири. Тогда Амундсен поменял географическую ориентацию. И тем самым - так вышло - вынес смертный приговор Роберту Скотту.

Опытный Амундсен удачнее выбрал точку старта, лучше просчитал маршрут и на месяц опередил английскую экспедицию.

Не могу сказать - хотя знаю, это прозвучало бы куда эффектнее, - что я достиг цели своей жизни, - писал позже Амундсен, - Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае".

14 декабря 1911 года красный флаг с синим крестом взвился над Южным полюсом и обогатил английскую речь выражением "увидеть норвежский флаг", то есть потерпеть фиаско. Офицер военно-морского флота Роберт Фалкон Скотт о Северном полюсе не мечтал. И в Антарктику шел не новичком: за его золочеными эполетами числилась антарктическая экспедиция на деревянном барке "Дискавери". Она обследовала берег Антарктиды в районе моря Росса и открыла антарктические оазисы, то есть области, не покрытые льдом на Земле Виктории.

15 июля 1910 года из Кардиффа отплыл барк "Терра Нова" с амбициозной целью - покорить Южный полюс во славу Британской империи. Скотт взошел на его борт в Южной Африке - задержали бюрократические препоны. В январе 1911 года экспедиция высадилась на берег Антарктиды, назвала место зимовки мысом Эванса в честь капитана корабля, и почти десять месяцев закладывала склады и вела разведку.

Бок о бок с английскими парнями работали двое русских - конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гирев, первые наши соотечественники, ступившие на берег Антарктиды. О том, что "Фрам" с командой Амундсена на борту направился в Антарктику, Роберт Скотт знал. Но надеялся, что выиграет полярные гонки.

С мыса Эванса выступили тремя группами. Эванс-лейтенант 24 октября на новейших мотосанях, Скотт 1 ноября на маньчжурских пони, и Мирз на собаках. Но… мотосани сломались, пони отощали и их пришлось пристрелить, собак отправили назад в базовый лагерь. Когда до цели оставалось 150 миль, 7 человек из группы сопровождения покинули основную экспедицию.

К полюсу отправились впятером : врач-художник Эдвард Уилсон, однофамилец лейтенанта, матрос Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоренс Оутс, лейтенант военно-морского флота Индии Генри Бауэрс. И самый старший - капитан флота Роберт Фалкон Скотт.

16 января, за двое суток до финиша, Скотт и его спутники поняли, что идут по следам норвежцев. Но до последней минуты надеялись на чудо. Его не произошло: на Южном полюсе полоскался норвежский флаг. В палатке под флагом обнаружились записка и письмо. Записка была адресована Скотту: " …поскольку вы, вероятно, будете первыми, кто побывает в этом районе после нас", а письмо - королю Норвегии Хокону - на случай, если Амундсен и спутники погибнут на обратном пути.

Письмо и записку Роберт Скотт взял. Потом их найдут около его тела, и это как раз послужит доказательством, что Южный полюс первым покорил Руал Амундсен. Всю оставшуюся жизнь победитель не мог простить себе своего триумфа:

Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни," - убивался норвежский полярник.

Мы…водрузили наш бедный оскорбленный "Юнион Джек" и сфотографировались - все это на морозе".

И двинулись в обратный путь - он оказался путем на Голгофу. Измученную и морально раздавленную экспедицию добила "оловянная чума". Это теперь о ней известно каждому семикласснику. А Скотт и его спутники не знали, что на морозе олово, которым запаяны банки с горючим, разрушится, и надежда на тепло утечет вместе с содержимым.

Он лежал в ледяной палатке без всякой надежды и из последних сил водил по бумаге карандашом:

Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм с ЗЮЗ и ЮЗ. 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. Скотт". Письмо Кэтлин капитан Скотт написать успел. Он начал его словами: "Моей вдове".