Сообщение об одном из предков человека неандерталец. Неандертальцы

Прихожане РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон в Греции из-за разрыва общения между Московским и Константинопольским патриархатами. Об этом сообщил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями», — сказал Волков.

Звучит весьма безапелляционно. Внутри РПЦ усилилась оппозиция экуменистическому сближению с Римской католической церковью. Позиции отвечающего за это направление митрополита Волоколамского Илариона ослабли. Решение Константинополя по Украине укрепило позиции критиков близких отношений между властью и РПЦ, включая роль Светланы Медведевой, которая была инициатором и лоббистом сближения с католиками. «Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване состоялась при содействии Кремля», - пишут эти критики.

Что это может значить для Афона, куда в паломнических целях ездят тысячи россиян? Где на их деньги восстановлены и живут многих храмы и скиты? Афонское братство давно стал ареной экуменистических войн внутри православия. Американцы эти войны поддёргивают через оппозиционный к афонскому правительству в Кариесе монастырь Эсфигмен, который встал в оппозицию ко всем сразу, пишет ТГ-канал "Пяр во время чумы".

Афон всегда находился в сложных отношениях с Варфоломеем, ситуация обострилась в последние годы.
В 2017 году более 100 иноков отказались поминать патриарха Варфоломея в ответ на решения Критского собора Константинопольского патриархата, который прошёл в 2016 году.

Соборное послание провозгласило лидирующую роль патриарха Варфоломея. Варфоломей в открытом письме настоятелей ряда афонских монастырей был обвинён в том же, что побуждает его вмешиваться в дела РПЦ на Украине: в экуменизме, в частности в диалоге с Римской католической церковью, а также в диктате и единоначалии. Были признаны церквами Римская католическая церковь, ряд протестантских, были разрешены к освящению браки между православными и католиками.

Многие поместные церкви (Черногорская, Антиохийская, другие) не приняли решения Собора. Более того, внутри РПЦ многие начали возмущаться политикой экуменизма и сближения с Римом внутри РПЦ. Возвысились голоса о том, что вопросы мирового православия должны решаться в Москве, а не Стамбуле.

По окончании Собора на Крите более 50 монахов-келиотов (в том числе авторитетный старец Гавриил Карейский) в открытом письме Священному Киноту (административному органу управления Афоном) и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского патриарха Варфоломея.

Они заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма. В письме также говорилось о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму. Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.

Обратим внимание на то, что в большинстве указанных монастырей находятся священные для православных артефакты, периодически ввозимых в Россию на средства высокопоставленных жертвователей. В ответ на позицию подписантов письма Варфоломей потребовал их выселить с Афона.

Что будет сейчас, предположить трудно. Например светское греческое правительство проводит планомерную политику по подчинению Афона правилам экономической жизни государства и однозначно выступит на стороне Варфоломея.

Единство Церкви рвут на части крысы,
Её терзают душу, гложут плоть.
наёмники взыскуют компромиссы,
молчаньем предаётся Бог Господь.

Тот, кто с апостасией ищет мира
теряет Веры Православной чистоту
с потерей чистоты уходит сила.
без силы соль не надобна Христу.

Соблазн Афону дух апостасии.
Игуменья испытывает боль.
Пророка слышен плач Иеремии.
Афонская теряет силу соль.

Инок Михаил


После окончания Критского лжесобора пять человек из братий Афонского Сербского монастыря Хиландар обратились к наместнику монастыря архим. Методию и открыто и твёрдо озвучили свою позицию: На Критском лжесоборе экуменизм «принят» как учение Православной Церкви, в связи с этим мы не сможем приходить на службы и причащаться там, где поминается ересиарх Варфоломей, который насадил эту всеересь.

Наместник сразу ничего не ответил, а сказал, что их вопрос будет рассмотрен на монастырском соборе, который назначил на 5 июля. Во вторник, 5 июля 2016 г., монахов Дамиана, Луку, Онуфрия, Николая и послушника Даниила вызвали на монастырский собор. Их спросили, остаются ли они при своём мнении. Они ответили твёрдо: Да. Тогда наместник архим. Методий сказал, что их позиция ясна, и объяснять ничего не надо.

Наместник дал слово соборному старцу (соборный старец означает член монастырского собора) хорвату иером. Серафиму, который начал излагать какие наказания последуют за выбранный ими путь: до воскресенья, 10 июля, они должны покинуть монастырь Хиландар; им запрещается селиться в какой-либо келлии на Хиландарской земле или в Карьесе (Карьес или Карея - столица Святой Горы) ; их лишат Греческого гражданства и изымут Греческие документы (каждый иностранец, который принимает монашеский постриг на Святой Горе, по законам Святой Горы получает Греческие документы и гражданство) ; их имена будут удалены из монахология (книга, в которую вписывают монахов принявших постриг на Святой Горе) и они будут считаться расстригами, мiрянами.

Братия сказали ему, что они давали монашеские обеты Богу и Божией Матери, и остаются монахами. Хорват о. Серафим начал их укорять, что у них нет нужного понимания происходящего: «Папа Франциск – это лучший папа. В сравнении с теми, которые были до него, он отвергает примат о непогрешимости папы, он покается, и католики с православными будут вместе» . Братия Сербы не потерпели латиномудрование о. Серафима и в лицо назвали его иезуитом, который предаёт Христа.

Сказали ему, что для него «папа римский» дороже, чем его братия во Христе, с которыми он подвизается в одной обители. На монастырском соборе никто из остальных членов собора за Исповедников не заступился. Набравши в рот воды, все согласились с беззаконными судом и решениями, в отношении монахов, восставших против ереси за Православную Веру.

Хиландарские братия – мон. Дамиан, мон. Онуфрий, посл. Даниил и мон. Лука по милости Божией и Царицы Небесной ныне претерпевают гонение от лжебратий за исповедание Православной Веры. Монах Николай остался в монастыре.

Для вас, дорогие братия и сестры, читатели Третьего Рима, покажется невероятным, то, что вы сейчас читаете и прочтёте далее, но это горькая правда, которая даже для нас – Русских Афонитов также невероятна, как и для вас. Для нас это сердечная скорбь и слёзы, и стыд, ибо трудно поверить, что всё это происходит на Святой Афонской Горе, в Уделе Пречистой Божией Матери, в Райском Саду, в котором как цветы должны расти Небожители – Святогорцы, Охранители Святого Православия. Разве Святой Афон – этот Остров Молитвы, Маяк и Форпост Православия может предать Веру Святых Мучеников, Исповедников и Святых Отцов?!

Афонская соль теряет силу! Мы становимся свидетелями того, что сегодня на защиту Святоотеческого Православия восстают единицы из более 2500 Святогорцев. Пока ни один из 20 Афонских монастырей (кроме Эсфигмена, имеющий особую позицию) не осудил ни Варфоломеевское сборище на Крите, ни подписанные еретические экуменические документы и не разорвал общение с ересиархом Варфоломеем.

Никто из «святогорцев» не оправдается, что он не знал, не слышал и не имел информации о происходящих отступлениях. Ибо сегодня геронда Савва Лавриот обходит все Святогорские обители, келлии и каливы, и призывает всех к подвигу за Веру, но преобладающее большинство «святогорских» монахов боятся подписаться под его обращениями, выступить открыто и идти исповедническим путём. Преобладающее большинство «святогорских» монахов боятся скорбей и гонений ради Христа, и хотят любой ценой сохранить тихую размеренную жизнь, в безмолвном, намоленном комфорте.

Но не получится! Компромиссы и попрание Святой Веры еретиками Православные монахи не терпели и не потерпят никогда! Православные монахи всегда исповедуют Святое Православие, всегда борются за Святое Православие и когда Господь призовёт, за Святое Православие умирают! Выбор Верных или трусость неверных, это - Верность Христу или боязливое молчаливое соглашательство и незаметное принятие антихриста! За молчаливое предательство Святоотеческой Веры «святогорцы» примут наказание от Игумении Святой Горы. Если не покаются за свое малодушие, страх и безпечность к охранению чистоты Веры, последует гнев Божий.

На Варфоломеевский лжесобор руководящий орган Святой Горы – Священный Кинотис послал своего представителя, который вместе с остальными «немыми» наблюдателями, т.е. не имеющими право голоса по регламенту нечестивого сборища, был немым свидетелем принятия беззаконных еретических документов и решений.

Представитель Святой Горы не покинул совет нечестивых, когда слушал и видел нечестивые дела, он не крикнул громко: «Да запретит вам Господь, нечестивцы, разорять Святоотеческую веру!», не сокрушил богохульные уста Варфоло-змея. Нет, ничего подобного «святогорец» не сделал. Он всё проглотил и вернулся на Афон, даже не осознавая, что своим молчаливым согласием он возложил непомерную вину за принятые ереси не только на себя, но и на весь Священный Кинотис, и на всех Святогорцев.

Зная заранее об экуменических документах, которые хотят «утвердить» на этом нечестивом сборище, Священный Кинотис ни в коем случае не должен был посылать туда своего представителя. Соучастие в нечестивых делах делает участников сопричастными нечестию и ответственными за последствия. Священный Кинотис был обязан перед всем Православным мiром обличить и осудить еретические документы и ересиарха Варфоломея, и не дать ему возможность созвать это сборище, безчинствовать и глумится над Святым Православием.

Но вся беда в том, что это проблема не сегодняшнего дня. Священный Кинотис Святой Горы уже не одно десятилетие пишет увещавательно-просительные письма «Его Божественнейшему Всесвятейшеству Всечестному Отцу нашему и Владыке Варфоломею», а он в ответ на эти письма не прекращает совершать нечестия, одно хуже другого:

Он безчисленное количество раз молился с папистами и еретиками разных мастей, с нехристями и язычниками.

Он сослужил с «папами» мессы и во время Литургии воздавал «папам» положенное только Православным Архиереям почтение и достоинство.

Поминание «папы» на Литургии

Неоднократно во время совместной молитвы, на ектеньях во время службы сначала поминали «папу Римского», а потом Варфоломея – это реальная уния и признание главенства «папы»!

- он посещал и молился в жидовской синагоге, принимал от жидов дары.

«Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго». 65-е правило Святых Апостолов

«Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». 45-е правило Святых Апостолов

Священный Кинотис знает про все экуменические проделки Варфоломея. Да, в письмах и посланиях Кинотис не перестаёт свидетельствовать о чистоте Православия, ссылаясь на Святых Отцов, обличая все, что Варфоломей неправильного сказал или сделал, но при этом молитвенно-евхаристическое общение с ним не прекращает.

На Афоне придумано новое учение, метастазы которого распространились по всей вселенной – по всем Поместным Православным Церквам:

Мы боремся с всеересью экуменизма, но экумениста Варфоломея мы не трогаем, он не еретик, а Православный.

Мы отвергаем экуменизм, а главного экумениста Варфоломея поминаем, трепетно-благоговейно встречаем, принимаем и сослужим с ним.

Мы не обращаем внимания, что ересиарх Варфоломей попирает постановления Апостольские и Вселенских Соборов, но если нарушит наш «канон», который мы придумали, т.е. будет «причащаться от единой чаши с папой», тогда перестанем его поминать.

Что это? Наивность, так удобно или страх? Наивность сразу отпадает, потому что монахи в Кинотисе начитанные и образованные, и как я уже выше упомянул, они видят все нарушения канонических правил, которые совершаются. Представители Священного Кинотиса всё видят, но никаких мер не предпринимают, а Варфоломею и всем еретикам этого только и нужно: «пишите письма, обличайте, только поминайте и общение с нами не прекращайте».

Примите к сведению: Главному редактору иезуитского журнала La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), Антонио Спадаро Варфоломей сказал: «Я благодарен иезуитам», потому что «я был вашим учеником в Папском Восточном институте», и говорил о «необыкновенном лидерстве Франциска», как о «диаконии на служении общения».

Кто такие иезуиты? Смотрите: злой дух чище иезуитов . Иезуиты поступают по-иезуитски, т.е. по-диавольски – лукаво и лживо.

Отцы-антипросопы (антипросоп – представитель Афонского монастыря в Священном Кинонтисе) , не дождетесь поймать еретика с поличным, которое вы ему подложили. Он уже обворовал ваше дерзновение встать на защиту Истины Христовой, и обратил его против вас, поступая с еретической наглостью и дерзостью перед вами, а вы скованы перед ним малодушием и трусостью.

Какая причина, что к ересиарху не применяются меры отсечения его от церковного общения? Удобство и страх. Но как же, - скажите вы, - это же Святогорские монахи? Какое удобство и какой страх может связать Святогорцев – они же воины Христовы? Удобство полной обезпеченности, удобной келлии, тишины и покоя, размеренного устава и Богослужений, комфортной машины, поездки, уважаемое имя «Святогорца» и миллионы евро, которыми еврЕ союз купил духовную свободу «святогорцев» в монастырях.

Настоящие Святогорцы становились Мучениками, когда паписты пришли на Афон и хотели подчинить их «папе». Святогорцев сжигали, вешали, топили, отрубали им головы, но они оставались верными Господу нашему Iисусу Христу и Божией Матери. Ибо Пречистая Богородица сказала про папистов: «грядут враги Мои и Сына Моего». Святогорцы были верны Христу даже до смерти и стали Святыми не по одному только имени Святоименной Горы, а на деле.

Святогорцы выбирали смерть ради Христа, но нечестивого «папу» не поминали; сегодня смертью никто не угрожает, но «святогорцы» поминают ученика иезуитов и папистов – униата, ересиарха Варфоломея. Некоторые «святогорцы» проявляют верность ересиарху Варфоломею более, чем Господу нашему Iисусу Христу: боятся еретика больше, чем Бога Живаго; прилепились к комфорту и покою, и боятся изгнания и страданий ради Христа; ложное послушание и неосуждение еретика поставили выше сохранения чистоты Святого Православия.

Святогорцы несут главную ответственность за все еретические беззакония Варфоломея, в том числе и за Критский лжесобор. Решимость и применение к Варфоломею меча Веры вовремя, остановили или сдержали бы его еретические похождения, которые сегодня уже превратились в разнузданные сатанинские шабаши. А если бы даже и не остановили, то мужественное стояние Святогорцев против ереси и еретика, послужило бы лучшим примером нашим братиям в мiру, которые также мужественно бы встали на борьбу с экуменистами в своих Поместных Церквах, отсекая их от Церковного общения.

За неделю до Критского лжесобора Батюшка Рафаил, я – грешный Онуфрiй и еще двое монахов из нашего Братства посетили Старца Гавриила Карейского. Батюшка Рафаил и Геронда Гавриил искренне любят и уважают друг друга, в исповедании Истины Христовой имеют единомыслие и единодушие. Батюшка Рафаил поведал Старцу Гавриилу о разногласиях, которые возникли в нашем Братстве в связи нашей исповеднической позицией – непоминания ересиархов Кирилла и Варфоломея по 15-му правилу Двукратного Константинопольского Собора.

Некоторые из наших иеромонахов и монахов не согласны с нашей позицией непоминания; не согласны, что мы называем документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» еретическим, экуменическим; не согласны, что мы осуждаем лжепатриархов Кирилла и Варфоломея, называем их еретиками и ересиархами. Обо всём этом мы беседовали со Старцем Гавриилом.

Геронда Гавриил подтвердил, что документ «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру» еретический, и что если его утвердят на Критском соборе, мы разорвём с экуменистами общение, мы не сможем последовать за ними. Геронда призывал нас потерпеть несколько дней до «собора». Но еще предупредил нас, что за исповедническое стояние и нас, и его самого будут изгонять с Афона. Старец во всём поддержал нас и укрепил идти исповедническим путём.

Сегодня, через две недели после окончания Критского лжесобора, мы видим, что предупреждения Геронды Гавриила сбываются. Монахов несогласных с лжесобором, экуменизмом, непоминающих Варфоломея и прекращающих общение с теми, кто поминает экуменистов, тех будут изгонят из обителей и келлий, будут прогонять со Святой Горы. На Афоне начинается гонение на Православных монахов, желающих отстаивать Истину Христову и бороться с всеересью экуменизма. Исповедников Православия на Афоне сейчас немного – 40-50 монахов.

Богу слава и благодарение Пречистой! Главное, что исповедники на Афоне есть! И даже, если бы их было двое или трое, то и они были бы достаточны для того, чтобы Божественная Истина возвещалась, и чтобы Православные Христиане во всей вселенной её слышали. Ибо Божественная Истина, Церковь Христова не в большинстве и не в официальных представителях, и не в патриархах и епископах, когда они выбирают путь компромисса с ересью и еретиками.

Церковь Христова, по слову преп. Максима Исповедника, это правое и спасительное исповедание Веры во Христа. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18:20) Мы желаем быть со Христом и в Церкви Христовой, а не с еретиками. «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). Имея благодатный пример исповедничества наших Старцев - Батюшки Рафаила и Геронды Гавриила, геронды Саввы, мы желаем сохранять Веру Христову в чистоте, и их святыми молитвами идём за ними Крестным путём исповедничества.


Мы поддерживаем во всём наших братиев – Хиландарских Исповедников, благословляем их и молимся за них, чтобы святыми молитвами наших Старцев Бог укрепил их Своею благодатию, да бы совершить им доброе исповедание до Победного Венца.

Сегодня не важно где находится человек – на Афоне, в России, в Сербии, в Греции, в Болгарии или Грузии, сегодня важно понять, что наступило исповедническое время, время благодатное, когда за Веру Христову придётся пострадать. Сегодня нам дана не просто возможность исповедовать Истину Христову, сегодня мы обязаны идти исповедническим путём, чтобы сохранить Православную Веру в чистоте и не оскверняться в общении с еретиками Варфоломеем и Кириллом, и единомудрствующими с ними. Враги Божии готовят единую мiровую религию для принятия сатаны в одержимом им жидовине - антихристе.

Для всех бдящих и трезвенно-молящихся Православных (ср. Мф.26:41) очевидно, что процессы глобализации и экуменизма - антихристовы. Поэтому зная куда, к кому и к чему приведут экуменисты, и продолжать за ними следовать – душепагубно. Следование за еретиками свидетельствует о теплохладности, в первую очередь о спасении своей души, а также о душах вверенной тебе Христовой паствы.

Епископы и священники, и все святогорцы, которые продолжают поминать ересиархов, даже после Шамбези 2016, после Архиерейского собора 2-3 февраля, после Гаванской унии, после нечестивого Критского лжесобора, идут на компромисс с ересью и еретиками.

Епископы и священники, которые в душе не согласны с ересью экуменизма и не участвуют в этом нечестии - не еретики, и церкви на Руси и на Афоне не еретические. Не еретики и Русские люди, которые ходят в храмы, а также и Православные Христиане в других Поместных Церквах. Но сегодня не достаточно отвергать ересь внутри себя, нужно исповедать это открыто и отгородиться от еретиков ибо: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10)


Священнослужители, которые остаются в подчинении у еретиков, попадают в зависимость от этих еретиков. Какой ответ даст Богу каждый за свое молчаливое предательство Православной Веры?! За то, что он не считал нужным или боялся защитить Православие, анафематствуя ересь? Заметят ли они сами, скажет ли им кто-то, что благодать Божия их покинула? Причиной потери благодати станет именно продление общения и следование за еретиками. Они незаметно даже для самих себя могут потерять Богообщение, спасение и Самого Христа.

Ересь лишает человека благодати Духа Святаго, а без благодати невозможно ни покаяние, ни единение со Христом, ни спасение нашей души. Когда они остановятся? И смогут ли остановиться? Успеют ли покаяться? Кто следует за еретиками попадёт в диавольский плен, за пренебрежение к Истине потеряет благодать Божию и примет обольщение бесовское. Свято место пусто не бывает, когда из-за смертного греха злочестия – из-за ереси Дух Божий покидает человека, приходит дух лукавый:

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, - и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи , да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2Фес.2:7-12)

Когда ересь поднимает главу – Православный выходит на войну! Ересь подняла главу и свила себе гнездо в сердцах лжепатриархов Варфоломея и Кирилла. Чтобы сохранить нашу Веру каждый Православный обязан встать на борьбу с многоглавым экуменическим змием. Всякая ересь – плод и измышление диавола. Экуменизм – диавольская лжерелигия, ласковое зло, обольщение душевных людей для принятия ими злохитрого антихриста. Именно поэтому для Православного Христианина недопустимы компромиссы и общение ни с ересью, ни с еретиками, ибо это компромиссы и общение с самим диаволом!

«Не сообщайтесь с неверными! Какое общение у праведности с беззаконием, что общего у света со тьмою и какое согласие у Христа с велиаром, или в чём доля у верного с неверным, как совместить храм Божий с идолами?» (2Кор.6:14-16)

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит. 3:10)

Изучите следующие материалы и стойте непоколебимо на страже Святого Православия!

15-е ПРАВИЛО - РЕВНОСТЬ ПО БОГУ, А НЕ РАСКОЛ! Письмо...

Так научает нас великий поборник и совесть Православия – Святитель Серафим Софийский: «Смотрите, братия, - говорит апостол, - чтобы кто не увлёк вас философиею, и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мiра, а не по Христу». (Кол.2:8)

Здесь великий Апостол высказывает не только пожелание, но и увещание, чтобы мы твёрдо и неуклонно держались Православной Веры и не вдавались ни в какие ереси. Апостол Павел предохраняет нас от самого великого зла, от самого тяжкого греха, каковым и является ересь. Это грех самого сатаны, который есть первый еретик, ибо неправославно помыслил о том, что он может быть равен Богу. В силу этого греха, денница восстал против своего Создателя и был лишен за это той величайшей благодатной славы, которую даровал ему Господь: он утратил своё блаженное единение с Богом, был низвергнут с неба на землю и определён на вечные адские мучения в геенне огненной.


Но и все еретики грешат тем же сатанинским грехом. Искажая и уничтожая то или иное учение Христа Спасителя, переданное Им Православной Церкви через Апостолов и Святых Отцов, они тем самым восстают против Бога. Поэтому и наследуют участь диавола – вечное адское мучение. Эта горькая истина свидетельствуется в жизнеописании Кириака отшельника. Здесь повествуется о том, как некоему иноку Феофану Господь через Ангела Своего открыл о загробной участи Ария, Диоскора, Севира, Нестория, Евтихия и других еретиков. Инок Феофан видел их в адских муках, объятых пламенем геенского огня.

Впрочем, еретики подлежат тяжкому наказанию не только в будущей жизни, но и в настоящей, земной. Тот же великий Апостол говорит: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал.1:8) . А что значит анафема? Это значит удаление от нас внутренней крещенской благодати. А в ней – источник истины и несокрушимой силы для нашей борьбы со злом. Она есть средство достижения нами истинного счастья и вечной божественной радости от единения со Христом.

Следовательно, Православные Христиане, принимающие иное благовествование, что то же – ту или иную ересь, отлучаются от общения с Богом, Источником нашего спасения, всякого истинного блага, и делаются орудием зла в руках диавола, т.е. самыми несчастными людьми в мiре.

Какой же следует из всего сказанного для нас вывод? Если ересь так пагубна, то будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, твёрдо и неуклонно держаться Православной Веры, которая исповедуется нашею Святой Церковью».

Мы этой ереси стеной противостанем
За Веру Правую соборно постоим!
И воинством Христовым грозным станем
И дух апостасийный поразим!

Мы против ереси на битву выступая,
Готовы биться до победного конца!
И заповеди Сына исполняя,
Исполним волю и Небесного Отца!

Христос Воскрес! Преткнись апостасия!
Мы со Христом под Знаменьем Креста!
Жив Русский Дух! Жива моя Россия!
Жива Её соборная Душа!

Инок Михаил

28 июня/11 июля 2016 г.
Икона Божией Матери, именуемой «Троеручица»
Препп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Иеросхимонах Рафаил (Берестов), Святая Гора Афон
Иеросхимонах Онуфрiй (Стебелев-Веласкес), Святая Гора Афон
Монах Лука (Василевич),Святая Гора Афон
Монах Онуфрий (Димитров), Святая Гора Афон
Монах Дамиан (Михалевич), Святая Гора Афон
Послушник Даниил (Дувньак), Святая Гора Афон
Иеродиакон Дамиан (Ценов), Святая Гора Афон
Монах Георгий (Амиров), Святая Гора Афон
Монах Ефрем (Пищиков), Святая Гора Афон
Монах Ермоген (Кобзарев), Святая Гора Афон
Монах Симеон (Берестов), Святая Гора Афон
Монах Сергий (Хожайнов), Святая Гора Афон

Монах Венедикт (Смышляев), Святая Гора Афон
Послушник Алексий (Третьяков), Святая Гора Афон
Послушник Иоанн (Август), Святая Гора Афон

«Я – Матерь Бога Слова и вместе с Ним сей обители Архангелов и святителя Николая Покров и Предстательство. И отныне пусть прибегают ко Мне при любой нужде. Я быстро услышу всех с благоговением прибегающих ко мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь»

(из кн. «Монастырь Дохиар на святой горе Афон», изд. Монастырь Дохиар, Святая гора Афон, 2012 г.).

Завещал похоронить себя без лишнего шума

Заснули до того, как голова коснулась подушки. И вдруг – колотушка. Колотит и колотит. И еще эти будильники на полчетвертого. Кошмар. Не пойти, что ли? Ну, разок-то можно пропустить. Какое там! Тарас сверху тормошит заботливо: «Павел, пора!» Ну, пора – так пора. Все честно, разве не за этим мы приехали? Греки тоже поднялись. На улице темень – глаз выколи. Некоторые келии освещены – монахи поднимаются на службу. Мы – за ними.

Заходим с другого входа. Это южные двери собора. Слева, на мраморном косяке, до сих пор видна надпись: «1664 год. Октября пятого. Пришли турки, и мы ушли».

В храме полумрак. Мы прикладываемся вслед за монахами к святым образам и становимся на «наши» места. Но что-то не так. Посередине храма стоят большие носилки с ручками. Похоже, в них кто-то лежит. Разум подсказывает, но сердце не верит. Спрашивать не решаемся. Все говорит в пользу того, что мы оказались на похоронах. Служба длится невероятно долго. И вот открывают лицо усопшего и монахи прощаются с ним. Некоторые плачут. Мы решаемся подойти. Судя по всему, это геронда Григорий. Царствие ему Небесное!

После семичасовой панихиды геронду переносят из храма к месту его упокоения: нише в стене храма, где до этого 400 лет лежали мощи другого настоятеля – геронды Германа. Мы были удивлены прозаичностью момента: никаких особых торжеств. Похоже, самый близкий круг друзей и – насельники монастыря. А еще нас поразило, что суровое монашеское пение сопровождалось радостными птичьими трелями канарейки из келии напротив.

Несовместимо. Совместимо. На душе – свет и тишина.

Сдержанные мужские рыдания. Монахи бросают по горсти земли. Мы – тоже… Земля здесь – дефицит, поэтому, по традиции, землей лишь присыпают усопшего. Когда все попрощались с герондой, сверху положили мраморную плиту. На нее ставят портрет геронды и лампадку, свет которой будет постоянно освещать дорогу монашеской жизни насельников Дохиара.

Всех приглашают на поминальную трапезу. Звучит много речей на греческом. Был кагор и коливо (кутья с гранатовыми зернами и корицей). Опять же, гостей – немного. И лишь позже отец Александр рассказал, что геронда Григорий завещал похоронить себя без лишнего шума и стечения народа. А ведь он был и остается одним из самых почитаемых старцев Афона, именно геронда поднял монастырь Дохиар буквально из руин в 1980 году.

Геронда Григорий. Фото: dmdonskoy.ru

Среди паломников также ходит рассказ, что недавно на Афон приезжал Вселенский Патриарх с предложением ограничить приезд русских. На что самые уважаемые старцы, геронда Григорий и настоятель монастыря Симонопетра, ответили решительным отказом. Мы верим, что так оно и было.

Два мешка факи – это вам не фунт изюма

Вот так начался новый день. Новый не только для нас. Надо сказать, что жизнь в монастыре Дохиар настолько отлажена, что никакой неразберихи мы не заметили. Все шло своим, давно заведенным, порядком.

А про нас то ли забыли, то ли примирились с нашим присутствием. Второй день кухня приняла нас известием, что надо чистить «факи». Пришлось переспрашивать. Оказалось, что «факи » – это чечевица. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Два мешка факи – это вам не фунт изюма. Проверка? Или наоборот, оказание особого доверия? В общем, эта факи напомнила нам сказку о Золушке… Ох, скорей бы служба!

Служба была не такой, как вчера. Это и понятно, и греческий тут ни при чем.

Мы выстояли ее, не заметив усталости, потрясенные утренним событием. Необходимо отметить, что геронда Григорий отошел ко Господу в день празднования памяти преподобного Амвросия Оптинского. Царствие ему Небесное!

А вечером, вместо ушедших греков, к нам подселили серба, а точнее черногорца. Вот этот черногорец Саша нас удивил так удивил! Началось с его признания, что он стал верующим благодаря Достоевскому, которого он перечитал от корки до корки. (К стыду своему, я, например, этим похвастаться не могу.) Кроме того, он прочитал Льва Толстого, Ивана Ильина, Алексея Лосева, Николая Бердяева, Игнатия Брянчанинова.

У него двое маленьких детей. Живут небогато, но он много путешествует.

– Как же тебя жена отпустила? – не удержался Тарас.

– А у нас считается, что тот, кто едет по святым местам, тот молится за весь род.

И поэтому Саша, с семейного согласия, уже поклонился многим православным святыням, а в России был у Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, даже у Александра Свирского.

А на следующий день с нами произошел вот такой конфуз.

На кухне нас ждали полтора мешка факи. Господи, помилуй мя, грешного, где набраться столько терпения? Греки-паломники, сидевшие рядом за факи, что-то запели. А потом как-то незаметно пересели на переборку лука. Надо было что-то предпринимать кардинальное. И мы отказались от принятого здесь способа переборки чечевицы: высыпаешь горку в железную миску и выбираешь шелуху, камешки и семена сорных трав. Это – на целый день без продыху. Где же наша русская смекалка?

И мы ее применили. Пока наш добрый ангел, послушник Серафим, смеялся над русским названием этого зерна – «че-чече-ччче-чччче-ви-чча?», мы предприняли мозговую атаку. В результате был найден ускоренный способ переборки данного продукта, и мы все-таки справились с поставленной задачей. Глядя на быстрый рост горки чистой факи, Серафим недоверчиво подошел к нам и тщательно переворошил семена. «О’кей?» – спросили мы. «О’кей, гуд», – задумчиво ответил тот.

Наша взяла! Душа ликовала. «Эх, Тарас, а давай-ка теперь споем нашу, русскую!» – на волне вдохновения нас просто распирало.

Тарас смутился, и петь пришлось одному. «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны!» Рядом здоровенный грек Янис укладывал мелкую рыбку на большой противень для жарки. Он даже завис с рыбкой в руке.

Ободренный произведенным впечатлением, я не удержался и вдарил: «Ой, да не вечер, да не вечер!» Успех был ошеломляющий. Все греки перестали работать, а Янис вежливо спросил у Тараса: «Это тропари?» Тарас смутился: «Нет, это фолк, народное». «А-а-а-а, хорошо. Но - нельзя». Вот такой конфуз!

Отступать было некуда, и дальше мы пели то, что хоть как-то напоминало тропари. И, несмотря на то, что на службу мы опоздали, но, с разрешения патере Ефрема, мы все-таки добили эту «ччччче-чче-ччче-…», короче, «факи»! Провожая нас на трапезу, патере Ефрем улыбнулся. Фух, кажется, задержимся еще на сутки. А там, глядишь, еще факи подбросят…

И – подбросили. Тарасу – окончательное укоренение на кухне, где ему, как повару, самое место, а меня отец Александр, с благословения и.о. настоятеля монастыря, познакомил с местным садовником, отцом Онуфрием. Эх, вот радость-то: заниматься любимым делом! Теперь каждый день Тарас после службы уходил на кухню, а я, взяв пластиковое ведро, секатор и химикаты – к своим любимым растениям, коих в монастыре большое изобилие, тем более, что погода стояла чудесная, около 25 градусов. Но к концу дня, проголодавшись, я все-таки бежал к Тарасу на помощь. (Патере Ефрем или Янис обязательно чем-нибудь да угостят!)

Мы почувствовали: молимся вместе!

Еще одна удивительная встреча: отец Александр познакомил нас с русскоязычным монахом, живущим в монастырском скиту. Монах Феодорит оказался молодым человеком тридцати двух лет, родители – из Калининграда, верующие. Уже четыре года живет в скиту один. Взгляд чистый, как источник, добрая улыбка, тихая речь. Жаль расставаться, но его ждет попутная машина.

Один вопрос: «Не скучно одному?» – «Нет, я сам попросился в скит у геронды Григория. А в монастыре – уже 14 лет», – улыбнулся Феодорит. Спаси и сохрани Господи тебя, Феодорит, на твоем нелегком монашеском пути!

Икона Божией Матери
“Скоропослушница”

Утро, тревожный гул будильника. Полчетвертого. Пора. Теперь рядом с нами – паломники из Румынии. До этого были москвичи, петрозаводцы, украинцы. А вот трудниками здесь – только греки. Ну и мы как-то затесались… Зато среди монахов есть несколько русских. Но на контакт они идут неохотно, что вполне объяснимо, так как у монахов – своя жизнь. С группами русских и украинских паломников мы уже несколько раз отстояли акафист Скоропослушнице. Разве могли мы об этом мечтать!

Поднимаемся и выходим на улицу. Освещения хватает, чтобы не сбиться с пути. Наша цель – попить водицы из святого источника архангелов Гавриила и Михаила. Уже вошло в традицию, что мы перед каждой службой и после нее подходим к чудотворному источнику, местоположение которого было указано архангелами в момент большой нужды монахов в питьевой воде. Глубина колодца – метров 25. Как можно было его найти, да еще прямо у северной стены храма?! Только по молитве. Вкусно пить из оловянного ковша прохладную, хрустальную водицу, исцеляющую и укрепляющую. Слава Богу!

В храме – привычный сумрак, раздвигаемый только светом потрескивающих свечей. Монахи черными тенями передвигаются между чудотворными образами. Помню, в первый приезд на Афон эти крылатые тени меня сильно пугали.

А сегодня произошло то, ради чего, может быть, мы прибыли сюда. Только встали на «свои» места, как само собой вырвалось: «Слава Богу – на молитве!»

И неважно, на каком языке, и неважно как, мы почувствовали: молимся вместе! Вместе с этими древними стенами, вместе с Матушкой Скоропослушницей, с Архангелами, с чутким и внимательным послушником Серафимом, с добрым патере Ефремом, строгим архондаричным патере Христопулосом, отзывчивым отцом Александром, со всеми насельниками монастыря Дохиар. Вместе с герондой Григорием, благословение которого нас согревало и ободряло, помогало не унывать. Царствие ему Небесное! Ведь у Бога все живы.

И говорит по-русски: «Спасибо, брат!»

Наверное, ничего оригинального нет в утверждении, что в монастыре нет часов, нет времени в обычном его понимании. Все сливается в общую нить молитвенного стояния, в котором свое, особенное течение жизни. День – как миг. И наши «трудовые успехи» для монахов – лишь эпизод в бесконечной смене лиц посетителей монастыря.

Так думал ваш покорный слуга, покидая монастырь Дохиар после недельного проживания в его древних и гостеприимных стенах. И вдруг при прощании меня обнимает садовник, грек, отец Онуфрий, и говорит по-русски: «Спасибо, брат!» Это – не забыть. А Тарас остался в Дохиаре. Не пугайтесь, не насовсем – еще на сутки. Он не захотел покидать полюбившуюся ему кухню.

А мне не терпелось узнать, как нынче живет русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Тем более, что пешком от Дохиара до Пантелеимонова монастыря – всего час ходу.

Последний раз я был здесь четыре года назад. И теперь снова был поражен величием храмовых комплексов, обустроенностью и ухоженностью территории монастыря. А как хороша здесь аллея с розами – просто радость садовника! Даже пара бананов растет. Чудеса, да и только.

Интересно, что в дверях монастыря меня встретил молодой монах, чтобы проводить в гостиницу. И знаете, как его звали? Догадайтесь с трех раз. Пантелеимон. А еще он угостил меня несколькими плодами дерева фейхоа, которое растет на территории монастыря. Мол, здесь йода в воздухе много и плоды эти особо целебные. Дай Бог тебе здоровья, Пантелеимон.

И вот – я у своих. Главное отличие от греков: на трапезе подают первое, второе и третье. Перловый суп с грибами, на вторую трапезу был борщ со сметаной. Ну и главное: две последние службы на Афоне прозвучали для меня на славянском языке.

В это посещение Свято-Пантелеимонова монастыря обратил внимание, сколько сюда приезжает болящих людей помолиться о своем исцелении. Господи, спаси и сохрани нас, грешных.

После утренней трапезы готовлюсь к отъезду. Вот, наконец, паром, который заберет паломников, едущих обратно в Уранополис. Почему-то вспомнился молодой парень из предыдущей поездки, который отчаянно мычал, обращаясь к пассажирам. Оказалось, он – немой, пропустил свой самолет и теперь не знал, как дальше быть… Да, многое увидишь здесь. Даже такое:

У источника на пристани

«Осторожно, паром отправляется, следующая остановка – монастырь Дохиар».

На пристани Дохиара на паром подсаживается Тарас. Ого! Он не один, с ним наш старый знакомый, Роман. За 8 дней он обошел 12 монастырей, покорил вершину Афона, и – вернулся к нам, в Дохиар. Ну точно, железный человек! Так что мы возвращались тем же составом: Тарас, Роман и Павел.

Держи меня, а то – улечу!

А на следующий день мы уже были дома. Привет, Москва. Как быстро это произошло. За все путешествие мы ни разу нигде не задерживались. Чудеса!

И вот – снова у Скоропослушницы, снова коленопреклоненный у иконы, написанной афонскими монахами. Да-да, я не обмолвился: только теперь – это список с афонского образа. Ровно три года назад его привез в храм Святой Троицы г. Пушкино настоятель, благочинный города, протоиерей Иоанн Монаршек. На собранные прихожанами средства была заказана на Афоне эта чудесная икона, которая ныне является связующим звеном со Святой афонской землей. И сегодня, 22 ноября – праздник, в храме чествуют Скоропослушницу. Собрались священнослужители со всего Пушкинского благочиния!

Какая торжественная служба, душа ликует. «Держи меня, – говорю Гале, жене моей, – а то – улечу!» Она крепко взяла меня за руку и держала так всю службу.

Вот так, по молитвам Скоропослушнице и с благословения отца Александра Ильяшенко, отца Иоанна Монаршека и отца Фомы Дица, благополучно завершилась наша бесконечно волнительная поездка на Афон, где мы потрудились во славу Божью в греческом монастыре Дохиар, под теплым солнцем Халкидиков и благословенным покровом Пресвятой Богородицы Скоропослушницы.

Октябрь, ноябрь 2018 г. Афон – Москва – Пушкино

Записал Павел Барышников

Р.S. Благодарим за помощь в организации поездки протоиерея Фому Дица и Михаила Юрьевича Маламу.

1. Как добраться из аэропорта города Салоники до Афона

Если группа большая, можно заранее связаться с Ларисой Бушко, по словам одного из паломников, она занимается перевозками «афонитов» в Уранополис.

Скайп: labush2

Почта: [email protected] . Микроавтобус, легковая машина.

Если один-два человека, предлагаем наш вариант: от аэропорта – автобус 1Х, до остановки Площадь Аристотеля (Platia Aristotelous) (2 евро), дальше – вверх по площади до отеля Orestias Kastorias (забронировать можно заранее) – 5 минут ходу. Переночевать в отеле на двоих – 55 евро/сутки. Утром, в 5 часов – вызвать такси (11 евро). В 5.20 мы уже на станции Ktel Xalkidiki (Ктел Халкидики). А в 5.30 автобус отправляется в Уранополис (билет – 13 евро). Паром – в 9.30 (9 евро).

Получение ранее заказанного диамонитириона – 25 евро.

Примерно так же обратно: автобус из Уранополиса до станции Халкидики. Затем автобус № 45 A, B до ост. А.Z.A.R.D (Площадь Аристотеля). Отель. Посещение базилики Димитрия Солунского. Утром – автобус 1Х до аэропорта. Самолет. Дома.

2. Как постараться не быть просто туристом на Афоне

Один монах из скита Пантелеймонова монастыря на этот вопрос ответил, что «не надо стараться строго выполнять намеченный план, на Афоне надо идти туда, куда тебя ведет Богородица».

Любопытство - определяющая черта человеческой сущности. Не было бы его, не было бы и удивительных открытий и изобретений. Среда обитания людей и в XXI веке ограничивалась бы пещерой и близлежащей территорией, используемой, как полигон для охоты на животных. Каменные ножи, топоры, скребки - вот тот инструмент, который способен был произвести на свет человеческий разум, не отягощённый научными знаниями, но неуклонно к ним стремящийся.

Именно это стремление и сделало человека, в конце концов, полноправным хозяином всей планеты. Он стал единственными и неповторимым совершенным венцом природы, безраздельно распоряжающимся на подвластных ему землях. Казалось бы, такой ход событий вполне закономерен. Не мышечная масса, не быстрота и ловкость одержали верх в борьбе за господство над бескрайней сушей, а интеллект, который, в итоге, и обеспечил безоговорочную победу.

Человек неосознанно шёл к власти над миром, отметая всех тех, кто становился у него на пути. Впрочем, расправляться с противниками было не сложно, так как они представляли собой существ с более низкой умственной организацией. То есть, по сути, достойных конкурентов у людей на Земле и не было. Мудрая природа, создав несчётное количество видов и подвидов среди животных, почему-то напрочь упустила человека из зоны своего внимания.

Такая точка зрения в корне ошибочна: природа никогда ничего не упускает - у неё всё рассчитано, взвешенно и рационально. Люди, жившие в глубокой древности, были не единственными разумными существами, населявшими голубую планету . Об этом стало известно совсем недавно - всего каких-то 150 лет назад.

Как нашли останки неандертальца

Столь сенсационному открытию предшествовала скучная и нудная рутина, заключающаяся в тяжёлых работах на каменоломнях. Производились они в Германии в Рейнской провинции, в долине реки Дюссель (приток Рейна). Называлась та долина Неандерской в честь пастора, теолога и композитора Иоахима Неандера (1650-1680). Много хорошего он сделал людям при жизни, в данном же случае уже его имя поработало на благо науки и просвещения.

В один из жарких летних дней 1856 года, вырывая гранитные глыбы из гористой тверди, рабочие добрались до небольшого выступа скалы. Сразу за ним шла ровная стена, плавно сходящая к берегу реки. После пары ударов киркой выяснилось, что это глина. Она легко поддалась лопате, и вскоре открылся просторный грот. Дно его было покрыто толстым слоем наносного ила.

Пещера представляла собой уютное и прохладное местечко, где труженики кирки и лопаты устроились пообедать. Расположилась компания у самого входа, соорудив небольшой костерок и поставив на него котёл с похлёбкой. Один из рабочих случайно разворошил ил под ногами, и на свет божий явилась длинная, пожелтевшая от времени кость, за ней ещё несколько.

Мужчина взял в руки лопату, снял слой ила с каменистого дна пещеры и вытащил из углубления человеческий череп. Это уже попахивало преступлением, поэтому вызвали полицию. Та же затруднилась определиться с останками, хотя сразу было видно, что они древнего происхождения.

На счастье, в ближайшем городке жил очень образованный человек Иоганн Карл Фухлротт . Он и прибыл к месту происшествия по настоятельной просьбе представителей закона. Являясь школьным учителем, вышеназванный господин преподавал естественные науки. Ему не составило труда после тщательного осмотра заявить, что найденному черепу и костям не одна сотня лет.

Такое заключение искренне порадовало полицейских, и они поспешили ретироваться, оставив археологическую находку учителю. Тот же, в свою очередь, обратил внимание на странную форму черепной коробки. Она вроде как была и человеческой, но в то же время имела ряд признаков, несвойственных Homo sapiens (человек разумный).

Объём черепа, по своим размерам, превосходил обычный. Лобовые кости имели покатую, сильно скошенную назад конфигурацию. Глазницы выглядели крупными; над ними нависал костяной выступ в виде дуги. Массивная нижняя челюсть не выступала вперёд, а обладала обтекаемыми плавными формами и очень мало напоминала человеческую.

Только несколько оставшихся зубов полностью совпадала по своему виду с привычными зубами людей. Это наталкивало на мысль, что это всё-таки череп человека разумного, а не какого-то животного, умершего в пещере много тысячелетий назад.

Господин Фухлротт показал столь необычный предмет специалистам. Случайная находка из грота вызвала фурор в научных кругах. Она действительно во многом отличалась от человеческого черепа, но в то же время имела и ряд схожих признаков. Невольно напрашивался вывод: найден далёкий предок ныне живущих людей.

Уже в 1858 году этот гипотетический прародитель получил название неандерталец (по аналогии с долиной Неандерской) и прекрасно вписался в теорию Дарвина, овладевшую научными умами в последние десятилетия XIX века.

Чарльз Дарвин (1809-1882) создал довольно стройную и убедительную концепцию, утверждающую, что человек произошёл от обезьяны путём биологической эволюции. Именно неандертальцы и стали переходным видом между обезьяноподобными предками и людьми. Сторонники Дарвинизма наделили их примитивным разумом, умением создавать инструменты из камня и жить организованными общинами.

Эволюция человека по Дарвину

По прошествии времени выяснилось, что данная теория грешит множеством изъянов, а предками современных людей являются кроманьонцы . Последние существовали в одно время с неандертальцами, имели такой же уровень интеллектуального развития, но вот повезло им больше. Они выжили, а неандертальцы канули в лету, оставив после себя только скелеты и примитивные орудия труда.

Почему неандертальцы вымерли?

Почему же вымерли неандертальцы, что послужило причиной? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден, хотя различных гипотез и предположений существует великое множество. Чтобы хоть как-то приблизиться к разгадке, необходимо, для начала, познакомиться поближе с этими древними разумными существами. Имея общее представление об их внешности, образе жизни, общественном устройстве и среде обитания, гораздо легче найти объяснение таинственному исчезновению целого человекоподобного вида с земной поверхности.

Воссоздание внешности неандертальца по его черепу

Неандертальцы являлись отнюдь не слабыми созданиями , не способными постоять за себя. Рост взрослого мужчины не превышал 165 см, что совсем немало (средний рост современного человека равен той же цифре). Широкая грудная клетка, сильные длинные руки, короткие толстые ноги, большая голова на мощной шее - так выглядел типичный неандерталец в период своего существования на Земле.

Руки не достигали колен, ступни ног были широкими и длинными. Объём мозга составлял 1400-1600 куб. см, что превосходит человеческий (1200-1300 куб.см). Черты лица не отличались правильными пропорциями, зато выглядели грубоватыми и мужественными. Широкий нос, толстые губы, маленький подбородок, мощные надбровные дуги, под которыми прятались небольшие, но умные глаза. Про высокий лоб можно даже не заикаться. Он имел покатую форму и плавно переходил в затылочную часть.

Слева череп кроманьонца, справа неандертальца

Вот творение рук природы, щедро одарившей своих разумных детей всеми возможными достоинствами. Неандертальцы максимально приспособились к суровому миру, в котором благополучно и обитали многие-многие тысячи лет. По самым скромным подсчётам появились они на Земле 300 тысяч лет назад. Исчезли же 27 тысяч лет назад.

Срок существования огромный. Сменилось более миллиона поколений. Казалось бы ничто не предвещало трагического конца - и вдруг ни с того ни с сего он наступил. Деградация, вырождение вида? Почему же тогда не вымерли кроманьонцы? Они жили столько же на земле, но перешли роковой рубеж и стали людьми, заполонив всю планету.

Биологические особенности организма неандертальца и образ жизни

Может отгадка лежит в биологических особенностях организма неандертальцев? Максимальный срок жизни отдельного индивида не достигал 50 лет. К этому времени он превращался в дряхлого старика. Расцвет жизнедеятельности приходился на период от 12 до 35-38 лет. Именно в 12-ем возрасте неандерталец превращался в полноценного мужчину, способного к деторождению, охоте и выполнению других общественных функций.

До старческого возраста дотягивали единицы. Почти половина неандертальцев умирала, не дожив до 20 лет. Примерно 40% покидало бренный мир в период от 20 до 30 лет. Счастливчики жили в основном до 40-45. Смерть всегда шла рука об руку с палеоантропами и являлась делом привычным и обыденным.

Многочисленные болезни; гибель на охоте или в стычках с другими племенами; острые зубы и когти хищных зверей - выкашивали этих представителей семейства гоминидов тысячами. Женщины же рожали каждый год и уже к 25-30 годам превращались в старух. В своём физическом развитии они уступали мужчинам, обладая более хлипкой конституцией и меньшим ростом, зато в выносливости им не было равных, что лишний раз подчёркивает рационализм и здравомыслие природы.

Жили неандертальцы небольшими группами по 30-40 человек . Именно человек, так как по общепринятой классификации относятся они к роду людей, а вид у них - человек неандертальский.

В каждой группе имелся лидер - вождь. Он возлагал на себя все заботы о членах своей маленькой общины. Его слово являлось законом, невыполнение распоряжения - преступлением. Только вождь обладал правом делить добытую на охоте дичь. Самые лучшие куски он брал себе, чуть похуже отдавал молодым охотникам. Зрелым и слабым, а также женщинам и детям перепадало всё остальное.

Сила пользовалась уважением в этом общественном образовании, но слабых не угнетали, а всячески поддерживали и давали работу по силам. Это указывает на определённые нравственные принципы, высокую сознательность и зачатки гуманизма.

Умерших хоронили в неглубоких могилах. Труп человека укладывали на бок, колени подтягивали к подбородку. Рядом оставляли каменный нож, какую-то пищу, украшения из разноцветных камушков или зубов хищных зверей. Места захоронения никак не обозначались, а может что-то и делалось, но безжалостное время всё разрушило и уничтожило.

Так хоронили неандертальцев

Рацион неандертальцев не отличался большим разнообразием. Эти представители человеческого рода предпочитали мясо всем другим продуктам питания. Мамонты, буйволы, пещерные медведи - вот перечень тех животных, на которых с большим мастерством и искусством охотились взрослые и крепкие представители общины. Более слабые и юные ловили мелкую живность, но птиц не жаловали, отдавая приоритет грызунам и диким козам.

Не любили неандертальцы и рыбу. Ели её только в трудные времена, так как голод не тётка, а на безрыбье, как известно, и рак рыба. Впрочем, тут надо отметить тот факт, что не брезговали они и человечиной. На древних стоянках этих людей часто находят кости не только мамонтов и буйволов, но и кроманьонцев.

Справки ради надо заметить, что последние тоже далеко не ангелы. Кроманьонцы также ели неандертальцев, видимо считая подобное чревоугодие обычным явлением.

Для полноты знакомства с представителями данного вида, необходимо коснуться и среды их обитания. Жили неандертальцы в основном в Европе . Любимое их место - Пиренейский полуостров. На втором месте пожалуй стоит южная часть Франции. В Германии неандертальцев было гораздо меньше, зато они с удовольствием расселились в Крыму и на Кавказе.

Ближний Восток тоже не избежал внимания этих древних людей. Населяли они также Алтай; их поселения встречаются и в Средней Азии. Но основная концентрация находилась именно в Пиренеях. Здесь проживало две трети всех неандертальцев. Это были их земли, на которые не смела ступить нога кроманьонца.

Последние восполняли такую потерю другими территориями, сделав Апеннинский полуостров своей исконной вотчиной. В остальных районах Европы неандертальцы и кроманьонцы жили вперемешку. Нельзя сказать, что это было дружное соседство. Многочисленные кровавые стычки между представителями одного биологического рода были обычным явлением.

Оружием неандертальцам служила дубина и заточенный с обеих сторон каменный нож. Обращались они с этими незамысловатыми предметами очень ловко. И на охоте, и в стычках с врагами та же дубина была надёжным средством как защиты, так и нападения.

Группа невысоких мощных крепышей представляла из себя грозное боевое образование, способное не только защищаться, но и нападать, обращая тех же кроманьонцев в позорное бегство. Последние были гораздо выше неандертальцев: их рост достигал 185 см, но такое достижение мало помогало. Предки современного человека имели длинные ноги, руки, мускулистое тело, но всё это не отличалось массивностью форм.

Кроманьонцы проигрывали в своём физическом развитии неандертальцам. По ловкости же, быстроте реакции и умственному развитию они были равны. В результате побеждала сила. Далёкие предки современного человека либо отступали, либо погибали, а могучие коротыши праздновали победу, поедая тела убитых врагов. Общались они при этом посредством коротких фраз или отдельных слов.

Речь неандертальцев действительно не отличалась красноречием, а предложения состояли из двух-трёх слов . Это отнюдь не означало, что древние люди тяготели к молчаливому созерцанию окружающего мира и обладали великим даром - умением слушать других.

Всё упиралось в строение носоглотки и гортани. Именно в гортани находится голосовой аппарат, благодаря которому можно долго и речисто рассуждать об абсолютно разных вещах, поражая присутствующих своими обширными знаниями и оригинальным образом мышления.

Устройство этих важнейших органов не позволяло могучим крепышам произносить длинные витиеватые фразы. Природа обделила их такими возможностями от рождения, чего нельзя сказать о кроманьонцах. У тех с речью всё было в полном порядке. Впрочем в этом можно легко убедиться, посмотрев на окружающих.

Может ли слаборазвитая речь служить причиной вымирания огромного количества людей? Вряд ли. Те же обезьяны прекрасно чувствуют себя в суровом и опасном мире, не обладая должным искусством многоречивого общения. Да и сами неандертальцы прожили почти 300 тысяч лет, передавая информацию посредством отдельных слов или коротких фраз. Всё это время они вполне комфортно сосуществовали и отлично понимали друг друга.

Взаимоотношения неандертальцев и кроманьонцев

Если составить примерную хронологию событий столь древнего периода, то проясняется следующая картина. Первые неандертальцы появились на Пиренейском полуострове 300 тысяч лет назад. Примерно в это же время в Юго-Восточной Африке появились первые кроманьонцы. Эти два человеческих вида никак не пересекались, существуя на разных материках 200 тысяч лет.

Первые предки современного человека перебрались на Ближний Восток где-то 90 тысяч лет назад. Неандертальцы уже жили в этих землях. По всей видимости их было немного, и новоприбывшие не составили им конкуренцию в охоте. Окружающий мир изобиловал разнообразной живностью, но кроманьонцы, кроме мяса, употребляли с большим удовольствием и растительную пищу, а также рыбу и птиц.

Со временем они проникли в Европу, но, устраиваясь на этих землях, опять же не помешали неандертальцам. Те, в основном, кучковались на Пиренеях и юге Франции. Предки современного человека облюбовали Апеннинский полуостров и стали активно расселяться на Балканском полуострове. Такое мирное сосуществование продолжалось 50 тысяч лет. Огромный срок, если учесть, что современной цивилизации не более семи тысяч лет.

Проблемы и столкновения между этими палеоантропами начались где-то 45 тысяч лет назад. Что этому способствовало - наступление льдов с севера? Они доползли до 50 градуса с. ш. и значительно повлияли на флору и фауну окружающего мира. Похолодало и в Пиренеях, и на Апеннинах. Минусовая температура стала обычным явлением в зимний период. Правда снежный покров был маленьким и давал возможность травоядным животным беспроблемно питаться.

Где много сытых животные - там у людей нет проблем с пищей. Поэтому прошла ещё не одна тысяча лет, прежде чем неандертальцы навсегда исчезли с поверхности голубой планеты. На них не мог повлиять ледниковый период, а мамонты - основной источник питания - вымерли только 10 тысяч лет назад.

Тогда может быть произошёл естественный процесс смешивания двух подвидов людей. Кроманьонцы и неандертальцы постепенно объединялись в единые сообщества, у них рождались дети от совместных браков, и, в конце концов, получился единый вид, ставший прародителем современного человека.

На такое предположение, ещё в 90-е годы, категорическое «нет» сказала наука. Учёные исследовали митохондриальную ДНК современного человека и аналогичную молекулу, взятую из останков неандертальца. Ничего общего между ними не было.

Митохондриальная ДНК передаётся только от матери и практически не меняется на протяжении тысячелетий. Отсюда следует, что всё человечество произошло от одной прародительницы (митохондриальной Евы). У невысоких крепышей оказалась совсем другая праматерь, давшая жизнь первому из них много-много тысяч лет назад.

Мелькали десятилетия, шли столетия, медленно уползали в вечность тысячелетия. Неандертальцы жили, размножались, охотились. Они сумели выстоять в тяжёлые времена ледниковых эпох, которых на их счету было целых три. Не растратили свою самобытность и силу в благодатные времена межледниковых периодов. И вдруг погибли все как один, не оставив в напоминание о себе никаких следов.

Вначале этот человеческий вид исчез на землях Германии, затем Франции и Ближнего Востока. В вышеназванных районах прочно обосновались кроманьонцы. Они не только не вымерли, но наоборот - активно стали размножаться, постепенно продвигаясь всё дальше и дальше на Восток.

Поселения неандертальцев остались, только, в Пиренеях. Это было их исконное место. Именно отсюда они начали свой путь, постепенно заселив Европу и близлежащие районы Азии. Их отдельные сообщества добрались даже до Алтая и до Средней Азии.

Последний оплот служил могучим крепышам надёжной защитой. Они продержались на родном полуострове ещё целое тысячелетие. Правда оставшиеся пять веков до своего исчезновения, милые сердцу земли пришлось делить с беспардонными кроманьонцами. Те очень быстро расселились на Пиренеях и стали теснить исконных хозяев.

Путь эволюции кроманьонцев и неандертальцев

Совместное проживание характеризовалось то вспышками вражды, то долгими периодами мира. Конец же был фатальным для одних и благополучным для других. Последние неандертальцы исчезли 27 тысяч лет назад . Кроманьонцы же, незначительно изменившись внешне, благоденствуют до сих пор. Они активно размножаются - их количество преодолело уже цифру в 6 миллиардов.

Тайна исчезновения неандертальцев

Так что же это за программа на уничтожение, включившаяся в определённый период времени? Тут нужно сразу отметить, что в своей трагедии неандертальцы были далеко не одиноки. Очень многие представители животного мира канули в вечность как раз 30-10 тысяч лет назад. В качестве примера можно привести тех же мамонтов, бесследно исчезнувших с планеты по непонятным причинам.

Наука, в наши дни, не может объяснить этого феномена. Существует ряд концепций, претендующих на абсолютную истину, но нет единой теории, способной объективно отразить весь спектр противоречий и сфокусировать его в единой и стройной системе, базирующейся на абсолютных и безошибочных доказательствах.

Процесс вымирания неандертальцев занял не одну тысячу лет. Их популяция то увеличивалась, то уменьшалась. В конце концов, люди исчезли, безоговорочно уступив место под солнцем более успешным и приспособленным к суровой и рациональной действительности.

Тайна исчезновения этого человеческого вида может лежать и в далёких от официальной науки областях. Может быть неандертальцы нашли вход в другие миры, в другие измерения. Покинув существующую реальность, они сейчас благоденствуют в иной действительности: развиваются, совершенствуются, а по уровне научно-технического прогресса даже превосходят современных людей.

Обитая же в подлунном мире, могучие крепыши, так же как и стройные кроманьонцы, мечтали, любили и ежедневно боролись за своё выживание на планете Земля. Они канули в лету, но, в любом случае, оказали определённое воздействие на предков современного человека. Кто знает, может быть какие-то положительные либо отрицательные черты характера, присущие ныне здравствующим, являются производной от того психологического типа, каким являлся неандерталец.

Всё это только догадки и предположения. Суть же проблемы такова, что неистребимое человеческое любопытство, в конце концов, сыграет и в этом вопросе положительную роль. Тайное станет явным, и нынешние поколения, а может их ближайшие потомки, наконец-то узнают всю правду о своих далёких сородичах.

Cтатью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий