Скорочтение. Плюсы и минусы скорочтения

Здравствуйте, мои любимые читатели! Недельку назад мы с вами познакомились с такой интересной техникой как , посредством которой можно буквально за считанные часы проштудировать громадный объём информации, усвоив для себя только самое необходимое.

Сегодня, в продолжение темы, мы постараемся с вами понять, нужно ли скорочтение для детей, применима ли такая методика для школьников и можно ли ей заниматься дома самостоятельно.

План урока:

Когда начинать учиться скоро читать?

Из предыдущего урока мы с вами уяснили, что скорочтение – это совсем не то, что школьное чтение на скорость. Это специальная техника, позволяющая среди информационного массива быстро найти нужные данные, усвоив их за короткий промежуток времени.

Согласна, что многие родители сталкиваются с плохой у детей, особенно в первом-втором классе. Но спешу вас огорчить, дорогие родители, что скорочтение в данном случае – не выход из положения.

При знакомстве ребёнка с чтением как таковым, главным для него становится научиться читать сначала правильно, а не быстро. А правильно – это значит, проговаривая все буквы, складывая слоги в слова, ничего не пропуская и главное! — понимая, про что. Скорочтение здесь – не помощник, более того, оно может и навредить.

Рано освоенная техника скорочтения станет выступать стимулятором для школьника поспешить, поторопиться. В результате мы получим абсолютно противоположный результат, когда смотрит в книгу, а видит определённую конфигурацию из пальцев рук, создаёт видимость, что читает, а на самом деле вовсе нет, либо читает настолько невнимательно, что на перечтение потребуется вдвойне больше времени. Надо ли это нам?

Более того, в основе скорочтения лежит и умение по первым слогам догадываться о «хвостике», по первым словам узнавать о том, что последует далее, а как, скажите мне, неопытный, ещё малоэрудированный школьник лет семи-восьми с этим справится? В результате возникнет неправильная интерпретация текста, недопонимание мысли автора и ошибки при пользовании полученной информацией.

Поэтому-то многие педагоги рекомендуют начинать обучение младших школьников скорочтению лишь тогда, когда ребёнок повзрослеет и начнёт ставить для себя цели получения информации самостоятельно, отделяя «зерна от плевел», информационный мусор от ценных данных.

Вот именно тогда методика скорого чтения сможет оказать ему незаменимую услугу. А этот период взросления, безусловно, у каждого свой, но обычно приходится на возраст не ранее 10-12 лет.

Причиной того, что не стоит торопиться с обучением скоро читать, становится также физиологическая особенность детей младше 10 лет усваивать лишь ту информацию, которая считывается со скоростью, как мы говорим. А это значительно медленнее, чем предполагает техника.

Ещё одним аргументом против раннего скорочтения в полном его смысле для младших школьников у многих педагогов является то, что в школе дети не читают отраслевую литературу, которую надо проштудировать быстро, как студентам в ночь перед экзаменом.

Ученики младших классов читают красивые художественные произведения, заслуживающие их пристального внимания, предполагающие наслаждение литературным текстом и книгой в целом, и должны от этого процесса получать удовольствие. А этого ну никак не сможет дать скорочтение, и мы с вами это уже проходили.

Какое скорочтение подходит для детей?

То, что скорочтение больше подходит для подростков и взрослых – это факт.

Однако, это вовсе не значит, что нельзя использовать упражнения на развитие быстроты чтения для детей, и уже в первом классе можно начать заниматься, что станет полезным подспорьем для развития читательских навыков. Хорошо и быстро читающие легко запоминают и пересказывают объёмные блоки информации, а для школьников это чрезвычайно важно. Низкая же скорость овладения данными затормаживает выполнение учебных задач, и мы с вами не понаслышке это знаем.

Основным условием для начала обучения является умение ребёнка свободно читать. Среди часто используемых приёмов для младших школьников большинство основано на игре. Они не требуют особенных усилий и напряжения и довольно просты для выполнения дома:

  • можно потренировать угол зрения, когда взгляд концентрируется в разных направлениях, особенно хороши для этого таблички Шульте, есть специальные программы, развивающие боковое и бинокулярное зрение, рассчитанные на тренировку восприятия текста сетчаткой глаза,
  • чтобы освоить «неправильное чтение» рекомендуется читать слова задом наперёд, это запустит процесс угадывания слов,
  • упражнение на поиск слова в тексте «кто быстрее» учит эффективно пользоваться текстом,
  • помогает наращивать скоростные темпы быстрое и лаконичное чтение скороговорками,
  • есть приёмы, когда после медленного выразительного чтения знакомого материала, например, сразу предлагается незнакомый текст, читать который следует ускоренным темпом.

Как подготовиться к наращиваю читательских скоростей?

Если вы поставили цель к определённому возрасту занять ребёнка освоением навыков скорочтения, то вот эти домашние заготовки вам помогут:

  • увеличьте не длительность чтения, а частоту тренировок,
  • запланируйте порционные пятиминутки чтения на каждый день с перерывами, когда ребёнок читает пару-тройку строк, а затем делает кратковременный отдых, для такого процесса хороши кадры с субтитрами наподобие ранешних диафильмов, когда ребёнок читает строчки к картинке, а затем, изучая её, отдыхает,
  • развивайте оперативную память написанием зрительных диктантов,
  • возьмите за правило читать перед сном,
  • устраивайте соревнования по чтению на время.

Сегодня существует множество методических пособий, позволяющих обучаться скорочтению дома, то есть бежать за знаниями и навыками куда-то совсем необязательно. Но для ленивых и тех, у кого терпения не хватает учить своё чадо самостоятельно, можно записаться на курсы и тренинги, где зачастую используются авторские методики.

Даже школы есть специальные по обучению скорочтению и развитию интеллекта. И обстановка там рабочая, дружеская, способствует тому, чтобы плодотворно и интересно поучиться. В общем, созданы все условия, было бы желание.

Желающие позаниматься дома, следите за нашими новостями. Скоро мы предложим вам практический набор упражнений, которые лежат в основе обучения детей технике скорочтения. Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить)

До новых встреч!

Плюсы и минусы скорочтения

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе?.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы скорочтения:

  • Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
  • «Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
  • Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.

Минусы скорочтения:

  • Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
  • Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.

Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…

Стоит понимать, что собственно скорочтение - лишь один из бонусов, которые можно приобрести, обучаясь в такой школе. В первую очередь вам постараются увеличить объем памяти, умение быстро воспринимать прочитанный материал, а лишь потом будут учить быстро читать. Правда, как отметила руководитель самарского филиала школы скорочтения Л.Л. Васильевой Е.Самарская , бывают случаи, когда в некоторых школах идет гонка за количеством знаков, в ущерб пониманию прочитанного. При этом в расчет принимаются запятые, точки, тире - то есть, по сути, идет «накрутка» знаков.

Как отмечает Е.Самарская, очень важно, чтобы преподаватель в школе скорочтения имел филологическое образование, в идеале - имел также квалификацию логопеда. «Психологи, социальные педагоги, другие специалисты, не имеют таких знаний языка, не «чувствуют» его так, чтобы в должной мере научить слушателей», - рассуждает она.

Еще одним немаловажным маркером качественного образования, по ее мнению, является количество занятий, которые необходимо посетить. «За короткий срок невозможно дать качественные знания, но, правда, нужно учитывать методики, которые предусматривают большой объем домашних заданий, - добавляет она. - В целом, без тщательной подготовки домашних заданий скорочтению нельзя научится. В этом главная проблема. Обычно для работы требуется лишь полчаса в день, но и их бывает сложно найти как взрослым людям, которые начинают обучение, так и родителям для занятий с детьми». Впрочем, Е.Самарская отмечает, что в ее практике не было случаев, когда невозможно было обучить быстрому чтению. «Результат всегда был, - говорит она. - Но он всегда лучше у тех, кто выполняет все наши рекомендации и домашние задания».

А куда жаловаться, если уровень получаемых вами услуг очень низок? Большинство школ, которые работают в Самаре, действуют на основании франшизы и относятся к крупным федеральным сетям школ скорочтения. Соответственно, туда и следует направлять свои жалобы.

Что проходят на занятиях?

Разумеется, для детей и взрослых занятия проводятся по разным системам. Собственно скорочтение начинают преподавать уже подросткам. Конечная цель занятий - повышение техники чтения в 2-5 раз с полным пониманием и запоминанием прочитанного.

На самом деле секреты просты - их цитирует множество сайтов, которые легко найти в Интернете. Одним из главных «секретов» является отказ от мысленного проговаривания каждого слова, а также от возвращения взглядом к прежде прочитанному. Также специалисты рекомендуют развивать перефирическое зрение, чтобы сразу «охватить» взглядом больший объем текста, не заострять внимание на служебных словах, а также перед прочтением текста, изучить оглавление, чтобы сразу выяснить главное содержание книги. Кстати, для тренировки переферического зрения очень полезны так называемые Таблицы Шульте, которые также можно найти в Интернете, с подробным объяснением, как по ним заниматься.

Занятия с дошкольниками представляют собой подготовительные курсы, причем большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и образной памяти. С детьми 7-11 лет преподаватели занимаются изучением синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, ребусов, загадок, шарад.

Недешевое удовольствие

В интернет-школе скорочтения и развития памяти Д. Городниченкова продолжительность курса для детей - 24 часа. При этом родители обязаны присутствовать на первом и последнем занятии, чтобы вместе с педагогами протестировать ребенка. Кроме этого, родителям предоставляют специальные компьютерные программы, по которым можно заниматься дома с ребенком. Стоит такая программа 12,7 тыс. рублей, но «только сейчас» есть возможность приобрести по акции - за 6,8 тыс. рублей.

А вот для взрослых курс обойдется в 13,6 тыс. рублей. Стоит также учитывать, что немалая часть занятий проводится при помощи интернет-программ, то есть придется самоорганизовываться. Зато, если в процессе занятий возникнут проблемы, можно рассчитывать на помощь не только преподавателя, но и психолога (его услуги входят в стоимость). И, кстати, если все занятия были добросовестно пройдены, а улучшения не наступили, деньги вернут - пообещали в школе.

Недавние выпускники довольны

Стоит заметить, что отзывы на результаты обучения в школах в основном положительные, хотя речь идет лишь о тех, кто обучался сравнительно недавно, и еще не успел позабыть то, чему обучился.

«Мы попали в «Школу скорочтения, развития памяти Васильевой Л.Л.» благодаря моим знакомым, дети которых там занимались до этого. И, что особенно мне понравилось, детки, не умеющие читать, на выходе с курса имели хорошее беглое чтение с грамотным пересказом», - рассказывает С. Сомова .

«Обучение проходит в несколько этапов, на которых развиваются отдельные виды памяти, - рассказывает самарец М.Корицкий. - Результатов достиг: тексты читаются действительно быстрее, даже если сравнивать в ситуациях, когда с другим человеком одновременно читаешь одну и ту же страницу, память стала работать более эффективно, стало проще запоминать нужную информацию».

Полезные советы по развитию скорочтения включают в себя подчеркивание всего, что вам кажется важным, и пересказ текста по памяти, который сразу позволит связать все прочитанные факты воедино и надолго запомнить текст.

Когда речь заходит о повальном внедрении «Скорочтения», нарастает внутренний протест: «Зачем это нужно?». Да. Возможен такой инструмент добывания информации, когда необходимо «перемолотить» горы словесной руды в поисках нужной информации. Но как можно «просмотреть» Пушкина, …, (добавьте сами)? А удовольствие от переживания действа любимой книги, что, уже никому не требуется? Станем просто «СКАНЕРАМИ»?!

Один из показателей культурного уровня человека – доскональное владение хотя бы одним языком, - родным. Я имею ввиду ни что иное, как элементарную грамотность. Для освоения грамматики просто необходимо побуквенное прочтение, хотя бы первые 20 лет жизни, когда идет формирование базы знаний. За это время человек многократно видит НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА (!), запоминает его и, после, пишет уже «автоматом» правильно. Следовательно – нужно больше читать, медленно, запоминая не только содержание, но и правописание, орфографию.

Вот история про соседа - 9-летнем возрасте «прогрессивная» мама отвела его за руку на платные курсы скорочтени я для детей (!). Мало того, что сегодня 25- летний парень абсолютно неграмотен, у него, к тому же, устойчивая «аллергия к письму» - он ручку без содрогания взять не может. Как говорила моя учительница русского языка: «Все очень было бы смешно, когда бы не было так грустно».

В этой связи, если бы я имел возможность, то на обложке вашей книги и в первой строке каждого выпуска вашего проекта просто обязал бы автора (редактора) написать нижеследующее:

Господа оппоненты и оптимисты! Вы, наверное, слишком быстро читаете, пропуская смысл повествования? Я не призывал к категорическому отвержению. Я настораживаю от бездумного, неумелого использования инструмента познания – «Скорочтение». Разберитесь в сути «процесса», и сами поймете, где возникает проблема. Для начала выдержка из всем нам знакомого проекта:

[Сергей Михайлов]
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом удачи.

Я понял подвох, таившийся в тексте письма, только тогда, когда прочитал половину письма, споткнувшись на непонятном слове. Здорово этот пример показывает возможности мозга, правда? Вы думаете, что вы читаете буквы, ан нет, мозг смотрит на слово и пытается его понять сразу!

Почему бы не приучить себя смотреть на каждое третье слово в тексте, тогда скорость чтения должна возрасти втрое. Вы возразите, что мозгу будет трудно справиться с поставленной задачей, на это я могу возразить, что вы не подозреваете о мощи мозга и преуменьшаете его возможности…». "Скорочтение, память, диалектика". Выпуск от 30-09-2003.

Почему не сразу обнаруживается «подвох»? Так устроено наше мировосприятие. Мозг старается компенсировать недостающую, либо искаженную информацию, «достраиванием» (собственной работой; синтезом) логической структуры «потока» до какой-либо осознаваемой законченности. Принцип аналогий и ассоциаций, положенный в основу обработки информации в мыслительном аппарате человека, организация его памяти - тому причина.

Тот же эффект достигается если четверть слов в предложении вообще опустить. Сознание все равно с определенной достоверностью угадает смысл излагаемого. Вот и получается, что если с грамматикой ("НАЧЕРТАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ каждого отдельного СЛОВА") были проблемы, то «Скорочтение» их ни коим образом не решит, а, напротив, только усугубит. Не обученный как следует правописанию мозг, ошибок просто не замечает.

"Скорочтение" - инструмент извлечения полезной информации из многочисленной словесной руды. Вот я и призываю, как и всякий инструмент, использовать его по назначению. Не будете же вы кувалдой ремонтировать наручные часы, да и гвозди микроскопом забивать весьма неудобно. Скорочтение не вредно, даже полезно в определенной ситуации, но заниматься им нужно с определенного возраста. Мало ведь кому придет в голову трехлетнего ребенка нагружать штангой или усаживать за руль гоночного автомобиля. Просто человек должен проходить все образовательные ступени последовательно. Другой вопрос, в каком темпе это делается. Если же малыш в полтора года, благодаря методике Лищука, несколько лет назад описанному в моем проекте, бегло читает на русском и украинском, то кто может сказать, что это плохо? Прочтите внимательно эту статью. Ведь этого результата можно достигнуть, когда ребенок не просто просматривает текст, а ясно видит "НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ каждого отдельного СЛОВА" на карточке еще в восьмимесячном возрасте. Он еще не понимает, что существует грамматика, но ряд правильно написанных "закорючек" постепенно (медленно) связывается в его сознании с конкретным предметом, образом и понятием. Вот в чем изюминка и большая разница между методиками. Нет сомнений, что взрослый человек способен "тренировать мышцы", "накачивая" скорость, быстрее воспринимая уже давно знакомые "НАЧЕРТАНИЯ", а вот ребенка подобным тренингом можно просто "покалечить".

Я за то, что заниматься этим можно только после того, как грамматика перестает быть для человека проблемой (не зависимо от возраста; ну хоть с пяти лет; тесты нужно пройти), он быстро и без ошибок пишет и желательно ручкой, потому что ручная работа развивает мозг, - этот факт уже давно доказан наукой. Я за эволюцию. Революция, в данном случае даст тот же эффект как и в социальном развитии общества, а это, большинство из нас уже проходили, - "покалеченных", к сожалению, больше, чем хотелось бы.

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе? Об этом сайт Otebe.info хочет рассказать в этой статье.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы Плюсы скорочтения:

Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
«Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.
Минусы скорочтения:

Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.
Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.