Скачать поурочные разработки по окружающему миру. Поурочное планирование по окружающему миру УМК Л.В

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету
«Окружающий мир» 2 класс

Рабочая программа по предмету «Мы и окружающий мир» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казаковым 2010 года издания.
На изучение курса отводится 68 часов в год, в том числе для проведения практических работ-7, самостоятельных работ- 5, тестовых работ-5.
Учебно-методический комплект:
1. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: учебник 2 класс-Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2012 год.
2. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс-Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федоров», 2012 год.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости свою Родину и ее народ;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям, к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа ре-шения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Поурочные разработки по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России»
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ!

Предметные результаты:

задавать вопросы об окружающем мире;

знакомиться с учебником иего персонажами, с рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя» и атласом-определителем «От земли до неба».

Метапредметные результаты:

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.

Личностные результаты:

понимать необходимость изучения окружающего мира.

Оборудование. У учителя - куклы Муравей и Черепаха (в дальнейшем не будут указываться в перечне оборудования, так как станут постоянными персонажами); учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя» (в дальнейшем также не будут указываться в перечне оборудования), атлас-определитель «От земли до неба», книги «Зеленые страницы», «Великан на поляне». У учащихся - учебник, рабочая тетрадь; карточки с изображением различных предметов, игрушки.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учитель предлагает детям рассмотреть обложку учебника и спрашивает: «Кто изображен на обложке? (Бабочка). А что вы можете рассказать о бабочках?». Учитель хвалит детей и говорит: «Вокруг нас очень много интересного и удивительного, о чем мы пока не знаем. Узнать все это нам поможет учебник «Окружающий мир» и его герои».

Затем учитель спрашивает: «Что вы хотели бы узнать об окружающем мире?» Дети высказываются. Выслушав их, учитель просит рассмотреть рисунки на с. 3.

Учитель: «Для того чтобы узнать что-либо, надо научиться задавать вопросы, спрашивать. Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано».

Проводится коллективная работа по составлению вопросов к иллюстрации на с. 3. Затем учитель просит подумать и сказать, с каких слов начинаются эти вопросы. Учащиеся называют вопросительные слова. В случае затруднений учитель помогает: повторяет для всего класса вопросы тех или иных учеников, делая ударение на вопросительных словах. Учитель говорит: «Эти слова - наши помощники. Вот что сказано о них в одном стихотворении:

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются внужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Р. Киплинг,

перевод С. Я. Маршака

Если в классе есть читающие дети, учитель просит прочитать вслух вопросительные слова в правой части на с. 3. Если читающих детей нет, учитель читает сам. Затем спрашивает: «Сколько у нас в учебнике слов-помощников - шесть, как в стихотворении, или больше?» Кто-либо из детей считает слова и сообщает, что их в учебнике девять. Учитель просит придумать к рисункам вопросы с каждым из этих слов. Он называет слово (в том порядке, как слова даны в учебнике), а дети предлагают вопрос с этим словом, относящийся к любому из изображенных предметов или живых существ.

Далее проводится самостоятельная работа. У каждого ребёнка имеется карточка с изображением какого-либо предмета или игрушка .Дети составляют и задают друг другу и учителю вопросы о нарисованном предмете, игрушке. При этом они говорят, какими словами-помощниками воспользовались.

Учитель предлагает рассмотреть фотографии на стр. 4 и с их помощью ответить на вопрос: «А как мы будем находить ответы на вопросы?». Дети высказывают свои предположения, а учитель обобщает все сказанное детьми и зачитывает выводы на странице 4.

Раскрыв учебник на с. 5, дети рассматривают Муравья и Черепаху. Учитель читает текст о них, показывает детям куклы Муравья и Черепаху , которые станут постоянными персонажами на уроках, приветствует ребят от их имени. Учитель спрашивает: «Как же зовут героев нашего учебника? Зачем Муравьишка и Черепаха пришли в школу?»

Далее учитель говорит: «Не только Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха будут помогать нам изучать окружающий мир. Нашими помощниками станут книги и тетради. Какие? Давайте узнаем». Дети знакомятся со с. 6-7 учебника. Работа с учебником сопровождается демонстрацией учителем и рассматриванием детьми соответствующих учебных пособий. В частности, учитель говорит: «Поможет нам не только учебник, но и рабочая тетрадь (Показывает, дает общие пояснения о работе с тетрадью, дети рассматривают тетрадь на своих столах и выполняют задание №1 на с. 3).

Учитель: «Еще нам понадобится тетрадь «Проверим себя» . (Показывает, дети рассматривают тетрадь.) Как вы думаете, в чём она нам поможет? (Поможет проверить наши знания.) Нам очень пригодится и особая книга - атлас-определитель». Учитель показывает атлас-определитель «От земли до неба» , читает вслух первые три абзаца на с. 3, поясняет значение слов «атлас» (книга, в которой собраны рисунки или карты) и «определитель» (книга, которая помогает определять, то есть узнавать, названия того, что нас окружает). Демонстрируются также книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» .

Учитель: «Ещё нашими помощниками будут условные знаки, с которыми мы сейчас и познакомимся. Откройте стр. 8 учебника и рассмотрите их». После знакомства с условными знаками по учебнику выполняется задание №2 в рабочей тетради (с. 3).

Выводы и обобщения. В конце урока проводится обобщение. Учитель: «Что мы учились составлять? (Вопросы.) Какие слова-помощники мы использовали? Для чего? (Чтобы больше узнать об окружающем мире.) Какие еще замечательные помощники будут у нас на уроках?»

От имени Черепахи учитель хвалит ребят, научившихся задавать вопросы, и сообщает, что на следующих уроках дети будут учиться отвечать на них.

Физкультминутки . Могут быть проведены в виде игры «Да - нет». Учитель называет предметы. Если названный предмет находится в классе, дети подпрыгивают, если за пределами класса, дети поворачиваются вокруг себя.

Вместе с ребёнком рассмотрите атлас-определитель «От земли до неба». Внём пять больших разделов. Найдите их. Подумайте, почему атлас называется «От земли до неба». Прочитайте ребёнку предисловие к атласу (с. 3-4). Попробуйте определить что-нибудь, например комнатное растение.

ЧТО И КТО?
ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать названия нашей страны и её столицы, а также название своего родного города (села);

знать, что Россия - самая большая страна мира, которую населяют многие народы, что в нашей стране разнообразная природа, много городов и сел;

обобщатьимеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

знать государственную символику России.

Метапредметные результаты:

работать с картинной картой России;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

Личностные результаты:

испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»;

проявлять уважение к государственной символике - гимну, флагу, гербу - через соблюдение социально принятых норм поведения.

Оборудование. У учителя - слайды, видеофрагменты о России, аудиозаписи гимна России, песен «Увезу тебя я в тундру...», «Под крылом самолёта...». У учащихся - цветные фишки.

Предварительная работа. На урок может быть приглашен сотрудник краеведческого музея. В этом случае заранее готовится его «визитная карточка».

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и обращает внимание на изображение Муравьишки на с. 10, просит посмотреть на обороте титульного листа учебника, что оно означает («Это условный знак «что узнаем, чему научимся»). Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на вопрос «Что такое Родина?»

Учитель: «Как называется наша страна? Расскажите, что вы о ней знаете. Как называется наш город (село)? Что мы знаем о нем?»

Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 10 – 11) и рассмотреть картину, где показана наша страна, спрашивает: «Что вы видите?» Происходит обмен впечатлениями; учитель обобщает сказанное: «Мы видим, как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всего гостит зима. Эту часть страны называют Крайним Севером».

Дети помещают фишку на соответствующую часть рисунка, а затем передвигают её по ходу путешествия. Беседа строится с учетом того, что уже известно детям и было сказано вначале. Учитель задает уточняющие вопросы, сообщает дополнительную информацию; могут быть использованы слайды, видеофрагменты, фрагменты песен.

Учитель: «Почему можно сказать, что это холодный район? Каких животных вы видите? Белый медведь и северный олень очень хорошо приспособились к холоду. Густая длинная шерсть защищает их в лютые морозы. А что надето на человеке? Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители собирают и свои жилища - чумы. А на чем люди ездят? Эти сани называются нарты. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы. Вместе с оленьей упряжкой мы быстро домчимся до берега моря. (Дети двигают фишку по ходу движения упряжки. Звучит фрагмент песни: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»; в этот момент может быть проведена физкультминутка .)

Та часть страны, куда мы прибыли, называется Дальний Восток. Кого мы видим на рисунке? (Рыбаков.) В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт. (Дети передвигают фишку на рисунок города-порта.) Сюда же на кораблях привозят много других грузов из разных стран. Из морского порта грузы развозят по всей стране. Полетим и мы вглубь страны на самолёте».

Демонстрируется видеофрагмент или слайд свидом тайги с высотыптичьего полета. Звучит фрагмент песни:«Под крылом самолёта о чем-то поет зеленое море тайги...»

Учитель: «Кто знает, что такое тайга? (Это огромный хвойный лес.) Какие деревья там растут? (Дети называют сосну, ель.) Какие животные живут в тайге? (Белка, лиса, медведь и др.) В этих краях люди издавна занимались охотой. Велики и подземные богатства этого края. Например, здесь добывают нефть. (Дети передвигают фишку сначала к охотнику, затем к нефтехранилищу.)

И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как называется столица России? Рассмотрим её на рисунке. (Дети называют знакомые объекты.)

А теперь из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город - Санкт-Петербург. Что мы здесь видим? (Дети рассматривают рисунок, называют знакомые объекты, учитель дополняет ответы детей.)»

Учитель: «Итак, мы заглянули во многие уголки нашей страны. Большая наша страна? Давайте еще раз скажем, как она называется».

Затем учитель или кто-либо из читающих детей читает вслух текст на с.11 учебника. Другие дети следят по книге.

После этого дети знакомятся с государственной символикой России: флагом, гербом и гимном. Учащиеся рассматривают на рисунке флаг и герб России. Говоря о гимне России, учитель поясняет: когда гимн звучит в торжественной обстановке, его слушают стоя. Дети встают и слушают исполнение гимна (можно прослушать первые два куплета).

Чтобы дети лучше запомнили цвета флага, выполняется задание №1 в рабочей тетради (с. 4).

Далее в парах выполняется задание №2 в рабочей тетради (с.4). На его основе проводится беседа о своем городе (селе), её может провести приглашенный сотрудник краеведческого музея , который по окончании беседы вручает детям свою «визитную карточку».

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Что же такое Родина? Что мы теперь знаем о нашей стране и своем городе (селе)?»

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с.11 учебника. Дети применяют условные знаки, за расшифровкой которых (если забыли) вновь обращаются к с. 8 учебника.

1. Почитайте ребёнку рассказы о природе, народах, городах России; поиграйте в «путешествие» по карте нашей страны.

2. Расскажите ребёнку о вашем городе (селе), почитайте доступные фрагменты из краеведческой литературы.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

находить информацию о народах своего края.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.

Оборудование. У учителя плакат с изображением народов России. У учащихся - клей, ножницы для выполнения задания рабочей тетради.
Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна и ее столица?»

Учитель говорит, что сегодня Муравей Вопросик хочет задать еще один вопрос: «Что мы знаем о народах России?». Дети высказываются. Учитель благодарит их, зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12) и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает детям назвать известные им народы нашей страны.

Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России. Учитель: «Кого вы видите? Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России». Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.

Учитель предлагает: «Назовите другие народы России. Расскажите, что вы о них знаете». Учащиеся перечисляют народы, которые не были представлены на рисунках, и рассказывают то, что знают об этих народах.

Далее в парах дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какие праздники отмечают народы России?» и выполняют соответствующие задания учебника. Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника, рассказывают по рисункам и личным впечатлениям о событиях и действии, происходящем на каждой фотографии. В зависимости от национального состава класса, можно подробнее остановиться на каком-нибудь одном празднике и рассмотреть его особенности и традиции, связанные с его празднованием.

Далее учитель предлагает вспомнить, в каких играх участвовали дети на праздниках. Школьники делятся впечатлениями и рассказывают правила игры. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, озвученных детьми, или предлагает разучить новую игру.

Введение 6
Урок 1. Задавайте вопросы 8
Урок 2. Что такое Родина? 12
Урок 3. Что мы знаем о народах России? 17
Урок 4. Что мы знаем о Москве? 22
Урок 5. Что у нас над головой? 27
Урок 6. Что у нас под ногами? 35
Урок 7. Что общего у разных растений? 40
Урок 8. Что растёт на подоконнике? 44
Урок 9. Что растёт на клумбе? 48
Урок 10. Что это за листья? 54
Урок 11. Что такое хвоинки? 60
Урок 12. Кто такие насекомые? 64
Урок 13. Кто такие рыбы? 68
Урок 14. Кто такие птицы? 74
Урок 15. Кто такие звери? 78
Урок 16. Что такое зоопарк? 84
Урок 17. Что окружает нас дома? 89
Урок 18. Что умеет компьютер? 93
Урок 19. Что вокруг нас может быть опасным? 98
Урок 20. На что похожа наша планета? 103
Урок 21. Как живёт семья? 107
Урок 22. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? 112
Урок 23. Откуда в наш дом приходит электричество? 117
Урок 24. Как путешествует письмо? 122
Урок 25. Куда текут реки? 129
Урок 26. Откуда берутся снег и лёд? 135
Урок 27. Как живут растения? 139
Урок 28. Как живут животные? 144
Урок 29. Как зимой помочь птицам? 148
Урок 30. Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? 154
Урок 31. Откуда берётся и куда девается мусор? 160
Урок 32. Откуда в снежках грязь? 165
Урок 33. Когда учиться интересно? 169
Урок 34. Когда придёт суббота? 173
Урок 35. Когда наступит лето? 177
Урок 36. Где живут белые медведи? 185
Урок 37. Где живут слоны? 189
Урок 38. Где зимуют птицы? 196
Урок 39. Когда жили динозавры? 201
Урок 40. Когда появилась одежда? 208
Урок 41. Когда изобрели велосипед? 214
Урок 42. Когда мы станем взрослыми? 219
Урок 43. Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? 227
Урок 44. Почему Луна бывает разной? 231
Урок 45. Почему идёт дождь и дует ветер? 236
Урок 46. Почему звенит звонок? 241
Урок 47. Почему радуга разноцветная? 247
Урок 48. Почему мы любим кошек и собак? 252
Урок 49. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 256
Урок 50. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 262
Урок 51. Почему их так назвали? 266
Урок 52. Зачем мы спим ночью? 270
Урок 53. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 276
Урок 54. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 282
Урок 55. Зачем нам телефон и телевизор? 291
Урок 56. Зачем нужны автомобили? 295
Урок 57. Зачем нужны поезда? 299
Урок 58. Зачем строят корабли? 305
Урок 59. Зачем строят самолёты? 310
Урок 60. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 315
Урок 61. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? 318
Урок 62. Зачем люди осваивают космос? 321
Урок 63. Почему мы часто слышим слово «экология»? 326
Приложение 329

Введение
Методическое пособие, предлагаемое вашему вниманию, содержит разработки всех уроков по курсу «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков) для 1 класса.
Учебно-методический комплект для предмета «Окружающий мир» включает несколько обязательных пособий, которые должны быть использованы на каждом уроке, и несколько книг, которые рекомендуется использовать дополнительно.
К обязательным пособиям относятся следующие издания:
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса четырёхлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.
К дополнительной литературе относятся:
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение.
Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение.
Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». - М.: издательство «Экзамен», 2011.
Обязательные пособия не указываются в списке учебных пособий, необходимых для урока. Подразумевается, что они должны быть у каждого ученика на всех занятиях. Также у детей с собой всегда должны быть цветные карандаши.
В предлагаемых разработках уроков не указано проведение физкультминуток. Их должно быть две. Каждый учитель сам выбирает время для их проведения по своему усмотрению.
Некоторые темы представлены в виде двух уроков. Это сделано для того, чтобы учитель мог запланировать экскурсию на природу, уделить
больше внимания разговору о сезонных изменениях в природе. Если количество часов не позволяет проводить 2 урока по указанным темам, то педагог «сворачивает» объяснение и отбирает материал объёмом на 1 час.
Если у педагога не хватает времени на выполнение каких-то заданий из рабочей тетради, то их можно предложить детям для домашней работы. Также дома ученики читают текст параграфа в учебнике, готовят стихи, мини-доклады и другие творческие задания, которые им может предложить учитель.