Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Милый друг мой! румянцем заката Облилось мое небо, и ты, Как заря, покраснела за брата Прежней силы и юной мечты. Не красней ты и сердцем воскресни: Я ничем, кроме ласки...
- «О, ангел милый, дорогой, ты страшных песен сих не пой и темнотой меня не мучь, мне этот вечер так тягуч, и да, и нет — один ответ, и да, и...
- Еще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой!.. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю...
- И мы простим, и Бог простит. Мы жаждем мести от незнанья. Но злое дело — воздаянье Само в себе, таясь, таит. И путь наш чист, и долг наш прост: Не...
- А что есть Муза? Друг мой милый, порой она – милиционер, тебя резиновой дубиной не убивший, например. Или неодетая девчонка вопящая из «воронка», что любит, любит, любит черта… – Он...
- Еще мы можем накрениться, А улететь уже не можем. Мы были все, как будто птицы, А стали вроде бы деревья. Но мы встречаемся без фальши Мы просто больше пьем и...
- В темной чаще замолк соловей, Прокатилась звезда в синеве; Месяц смотрит сквозь сетку ветвей, Зажигает росу на траве. Дремлют розы. Прохлада плывет. Кто-то свистнул… вот замер и свист. Ухо слышит,...
- Спустилась мгла, туманами чревата. Ночь зимняя тускла и сердцу не чужда. Объемлет сирый дух бессилие труда, Тоскующий покой, какая-то утрата. Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем...
- Не греет любовь и не светит Сквозь времени круговорот. Любовь не живет на планете, А тачку с планетой везет. В пути ни конца, ни начала — Как будто бы замкнутый...
- Еще необходимо любить и убивать, Еще необходимо накладывать печать, Быть внешним и жестоким, быть нежным без конца И всех манить волненьем красивого лица. Еще необходимо. Ты видишь, почему: Мы все...
- Был кем-то разведен Костер В лесу. Кругом шумела осень. Стояли холода, и ветер был несносен, Снег мокрый изморозь по веткам распростер. Быть может, человек здесь у огня сушился И, уходя,...
- В этоть вечер над Невою Встал туман!.. И град Петра Запахнулся с головою В белый плащ из серебра… И тотчас же, для начала, С томным криком, вдалеке, Поскользнулась и упала...
- Хоть мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но хорошо бы отдохнуть от этих дел – да ну их к богу! Уйти от суеты, как Фет. Скитаться в поисках покоя, а...
- О, берегитесь, убегайте От жизни легкой пустоты. И прах земной не принимайте За апельсинные цветы. Под серым небом Таормины Среди глубин некрасоты На миг припомнились единый Мне апельсинные цветы. Поверьте,...
- Просыпаюсь рано. Чуть забрезжил свет, Темно от тумана, Встать мне или нет? Нет, вернусь упрямо В колыбель мою,- Спой мне, спой мне, мама: «Баюшки-баю!» Молодость мелькнула, Радость отнята, Но меня...
Стихотворение «Легкомыслие! - Милый грех» написано 3 марта 1915 года. Для юной Цветаевой это был период романтики, полный противоречивых устремлений, эгоистичных суждений, внезапных решений… Стабильность семейных отношений привела к охлаждению чувств между супругами, когда-то вдохновляющих ее на поэтическое творчество.
Утраченное вдохновение поэтесса стала искать вне дома, в кругу многочисленных в то время друзей и поклонников. В 1914 году она знакомится с поэтессой Софией Парнок, в которой обретает умную собеседницу и духовную подругу: они вместе путешествуют, посещают творческие и молодежные встречи, развлекаются как две свободные женщины. Для обеих поэтесс 1915 год был наиболее плодотворным. В этот период, кроме цикла «Подруга», посвященном Парнок, Марина Цветаева пишет множество прекрасных стихов, исполненных жизненной силы, легкости и уверенности в себе. В 1916 году Цветаева снова возвращается к мужу, с которым ее связывают истинные чувства и общая дочь Ариадна, а дружба с Софьей Парнок постепенно сходит на нет.
При жизни Марины Цветаевой стихотворения этих лет редко появлялись в печати. В 1919 году поэтесса собиралась издать книгу «Юношеские стихи» 1913-1915 годов, но предреволюционные события и сама революция разрушили ее планы. Сборник издан не был.
Это стихотворение посвящено женщинам, которые в силу своей утонченности не могут утвердиться в современной жизни, выстоять, а порой - и выжить в ней. Жизнь - не место для слабых! Поэтесса делится своим секретом выживания: когда нельзя изменить жизнь и людей - можно научилась не принимать ничего близко к сердцу, не замечать того, что способно причинить боль, не зацикливаться на боли, которая уже была испытана. Марина Цветаева называет свой секрет легкомыслием, но в данном случае речь идет о легкомыслии умышленном, избирательном - о способе защиты, как сказали бы психологи.
Считается, что легкомыслие - отрицательное качество личности, выраженное в необдуманности, неосновательности, незрелости и так далее. Но это качество имеет огромное множество степеней! В легкой степени оно не только не вредно, но даже полезно. Женский артистизм породил такое понятие как «напускное легкомыслие», за которым умные и деловитые женщины, умеющие глубоко и ясно мыслить, прячут свои истинные чувства и привязанности.
Стихотворение похоже на правило, выстраданное день за днем. Многие фразы из него давно уже стали крылатыми. Оно популярно и любимо, и за сто лет своего существования помогло не одной сотне девушек.
Данное стихотворение представляет собой монолог лирической героини, обращенный к одному из качеств своего характера - к Легкомыслию. Образ Легкомыслия героиня олицетворяет до уровня своего спутника и даже учителя («научил не хранить кольца»). Она ясно дает себе отчет, что это качество и «враг» ее, и «грех», но оно является для нее и лучшим другом, перевешивая этим все свои недостатки.
Произведение состоит в основном из понятий и действий, именно поэтому такое важное значение приобретает единственный эпитет, употребляющийся трижды подряд:
Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
В Малом академическом словаре русского языка слово «милый» имеет множество положительных определений: славный, хороший, приятный, привлекательный, родной, дорогой и так далее. Все недостатки своего легкомыслия лирическая героиня намеренно сглаживает определением - «милый», которое само по себе подразумевает не только положительный смысловой подтекст, но и положительное отношение. Выражение «милый спутник» звучит естественно, «милый грех» - звучит невинно, но выражение «МИЛЫЙ ВРАГ» содержит в себе взаимоисключающие понятия. Это сочетание является в стихотворении источником всех последующих противопоставлений: стебель-сталь и начало-конец.
В целом все стихотворение представляет собой метафору - нельзя разговаривать с тем, кого не существует в действительности. Легкомыслие - персонаж неодушевленный! Поэтому в стихотворении так много скрытых образных сравнений, типа «ты в глаза мне вбрызнул смех, ты мазурку мне вбрызнул в жилы». В нем содержатся и явные сравнения («как»). В основе всего стихотворения лежит противопоставление, которое выражается формулой - «быть как стебель и быть как сталь».
По объему это стихотворение небольшое, но оно богато стилистическими фигурами, такими как обращение, умолчание (предложение с многоточием), повторы. Кроме повторяющегося эпитета «милый» в первом катрене стихотворения есть еще один повтор-обращение «Ты», называющийся анафора (единоначатие). Этот повтор акцентирует внимание и усиливает значение сказанного. Более того, в данном контексте он подчеркивает множество достоинств легкомыслия, начиная длинный список перечислений.
Стихотворение преимущественно восклицательное: одно предложение с многоточием, два - повествовательных и четыре – восклицательных. Однако повествование только усиливает предыдущее восклицание, подчеркивая его естественность и несомненность.
Стихотворение написано трехударным дольником на основе трех – и четырехстопного анапеста. Дольник образуется благодаря пропуску слогов в третьих стопах каждой строки. Исключение составляет третья строка первого катрена, где - два пропущенных слога (во второй и третьей стопах).
Рифмовка - перекрестная (АВАВ). Рифма в большинстве своем точная: грех-смех, милый-жилы; кольца́-конца́, венчала-начала; сталь-печаль, можем-прохожим.
Поэтическая фонетика в стихотворении представлена не ярко. Бросается в глаза только обилие сонорных согласных, то есть непарных звонких звуков: [л] - 20 звуков, [н] - 18 звуков, [м] - 15 звуков. Их количество намного превышает все другие звуки: [г-к] вместе 19 звуков, [д-т] - 16 звуков, [з-с] - 13 звуков. Это выделяет самое первое и главное слово стихотворения - «ЛЕГКОМЫСЛИЕ», включающее сразу 3 сонорных буквы. Надо отметить, что все буквы этого слова являются преобладающими. Таким образом, оно является ключевым не только по содержанию, но и по фонетическому составу.
Среди гласных звуков тоже есть значительные преобладания: [а] - 20 звуков, [и-ы] - 15 звуков. Звук [а] имеет твердый и настойчивый характер, склонный к доминированию. Звуки [и-ы] - в противоположенность предыдущему идентифицируются со звуками плача. Их отличает слабость (мягкость) и неуверенность. Это является фонетическим подтверждением смыслового противопоставления: стебель-сталь.
«СТЕБЕЛЬ» и «СТАЛЬ» - эти слова представляют собой удивительное сочетание. Они используются как антонимы, но – как омонимы очень близки по своему фонетическому звучанию, а точнее - по двум первым и последним буквам. Метаморфоза формы и содержания! Так в одной человеческой оболочке могут одновременно присутствовать совершенно противоположенные качества, активируясь каждое в свое время.
Анализируя стих «Легкомыслие», написанный Мариной Цветаевой весной 1915 года, начнём с раскрытия темы стихотворения. Тема строк – это монолог лирической героини, которая по-своему исповедуется перед читателем и выносит на его суд собственное легкомыслие, называя его «милым грехом».
Источник вдохновения
В 1915 году прошло 3 года после замужества поэтессы, в этом момент отношения приобретают стабильный и спокойный характер. Больше нет ярких вспышек страсти, семейная жизнь течет размеренно, насколько это возможно, учитывая взрывной характер Цветаевой. Чувства между супругами не то чтобы охладели, но стали спокойными и лишёнными эмоций. Семья больше не даёт энергии для творчества, отсюда недостаток вдохновения, которое Марина пытается компенсировать вне дома.
Отчасти, по этой причине 1915 году Цветаева и Эфрон временно расстаются, автор строк близко сходится с Софией Парнок, с которой они вместе путешествуют и открывают для себя мир. Есть легенда и о физической близости Марины и Софии, но эту тему мы опустим, так как она не имеет прямого отношения к анализу стихотворения.
Кому посвящается
Строки «Легкомыслие… милый мой грех» посвящается тем женщинам, которым слишком тяжело идти по жизни в силу своей утончённости. Цветаева делится в ними своим секретом выживания и советует, как богиня Фаитири, как защититься от невзгод. Один из секретов – это легкомыслие, ведь оно позволяет пропустить мимо сердца невзгоды и избежать душевной боли.
Отметим, что речь не идёт о «легкомыслии по жизни», секрет поэтессы – это напускное легкомыслие, своеобразный щит от невзгод. Его можно поднимать для защиты от неприятностей и опускать, когда небо жизни проясняется. Психологический трюк, уже не девушки, а женщины.
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.
В строках Цветаева преподаёт урок женщинам, но и предостерегает их от чрезмерности, ведь
легкомыслие – это грех и враг.
поэтому нельзя чтобы оно стало главной чертой характера – щит, не более.
Стилистика стихотворения
Пор большому счёту все стихотворение – это одна большая метафора, ведь нельзя обращаться к тому, кого не существует, а Цветаева обращается именно к легкомыслию, предмету неодушевлённому и аморфному. По этой причине строки наполнены множеством образных сравнений, в основе их лежит, как правило, противопоставление, пример ниже:
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.
Быть как стебель и быть как сталь.
Для небольшого объёма в строках много стилистических фигур, что делает его восприятие более ярким. Написаны строки трехударным дольником, основа трёх – и четырёхстопный анапест. Рифмуются строки перекрёстно на основе точной рифмы.
Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!
Главное, чтобы шоколада не было много, а то грозит полнота, а смех в лица прохожих не стал вульгарным и грубым.
Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.
Научил не хранить кольца, -
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать еще до начала.