Шоколадом печаль и в лицо прохожим. Стихотворение "Легкомыслие — милый грех" Цветаева Марина Ивановна

Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научив не хранить кольца,-
с кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.

Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем…
— Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Милый друг мой! румянцем заката Облилось мое небо, и ты, Как заря, покраснела за брата Прежней силы и юной мечты. Не красней ты и сердцем воскресни: Я ничем, кроме ласки...
  2. «О, ангел милый, дорогой, ты страшных песен сих не пой и темнотой меня не мучь, мне этот вечер так тягуч, и да, и нет — один ответ, и да, и...
  3. Еще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой!.. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю...
  4. И мы простим, и Бог простит. Мы жаждем мести от незнанья. Но злое дело — воздаянье Само в себе, таясь, таит. И путь наш чист, и долг наш прост: Не...
  5. А что есть Муза? Друг мой милый, порой она – милиционер, тебя резиновой дубиной не убивший, например. Или неодетая девчонка вопящая из «воронка», что любит, любит, любит черта… – Он...
  6. Еще мы можем накрениться, А улететь уже не можем. Мы были все, как будто птицы, А стали вроде бы деревья. Но мы встречаемся без фальши Мы просто больше пьем и...
  7. В темной чаще замолк соловей, Прокатилась звезда в синеве; Месяц смотрит сквозь сетку ветвей, Зажигает росу на траве. Дремлют розы. Прохлада плывет. Кто-то свистнул… вот замер и свист. Ухо слышит,...
  8. Спустилась мгла, туманами чревата. Ночь зимняя тускла и сердцу не чужда. Объемлет сирый дух бессилие труда, Тоскующий покой, какая-то утрата. Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем...
  9. Не греет любовь и не светит Сквозь времени круговорот. Любовь не живет на планете, А тачку с планетой везет. В пути ни конца, ни начала — Как будто бы замкнутый...
  10. Еще необходимо любить и убивать, Еще необходимо накладывать печать, Быть внешним и жестоким, быть нежным без конца И всех манить волненьем красивого лица. Еще необходимо. Ты видишь, почему: Мы все...
  11. Был кем-то разведен Костер В лесу. Кругом шумела осень. Стояли холода, и ветер был несносен, Снег мокрый изморозь по веткам распростер. Быть может, человек здесь у огня сушился И, уходя,...
  12. В этоть вечер над Невою Встал туман!.. И град Петра Запахнулся с головою В белый плащ из серебра… И тотчас же, для начала, С томным криком, вдалеке, Поскользнулась и упала...
  13. Хоть мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но хорошо бы отдохнуть от этих дел – да ну их к богу! Уйти от суеты, как Фет. Скитаться в поисках покоя, а...
  14. О, берегитесь, убегайте От жизни легкой пустоты. И прах земной не принимайте За апельсинные цветы. Под серым небом Таормины Среди глубин некрасоты На миг припомнились единый Мне апельсинные цветы. Поверьте,...
  15. Просыпаюсь рано. Чуть забрезжил свет, Темно от тумана, Встать мне или нет? Нет, вернусь упрямо В колыбель мою,- Спой мне, спой мне, мама: «Баюшки-баю!» Молодость мелькнула, Радость отнята, Но меня...
Вы сейчас читаете стих Легкомыслие — милый грех, поэта Цветаева Марина Ивановна

Стихотворение «Легкомыслие! - Милый грех» написано 3 марта 1915 года. Для юной Цветаевой это был период романтики, полный противоречивых устремлений, эгоистичных суждений, внезапных решений… Стабильность семейных отношений привела к охлаждению чувств между супругами, когда-то вдохновляющих ее на поэтическое творчество.

Утраченное вдохновение поэтесса стала искать вне дома, в кругу многочисленных в то время друзей и поклонников. В 1914 году она знакомится с поэтессой Софией Парнок, в которой обретает умную собеседницу и духовную подругу: они вместе путешествуют, посещают творческие и молодежные встречи, развлекаются как две свободные женщины. Для обеих поэтесс 1915 год был наиболее плодотворным. В этот период, кроме цикла «Подруга», посвященном Парнок, Марина Цветаева пишет множество прекрасных стихов, исполненных жизненной силы, легкости и уверенности в себе. В 1916 году Цветаева снова возвращается к мужу, с которым ее связывают истинные чувства и общая дочь Ариадна, а дружба с Софьей Парнок постепенно сходит на нет.

При жизни Марины Цветаевой стихотворения этих лет редко появлялись в печати. В 1919 году поэтесса собиралась издать книгу «Юношеские стихи» 1913-1915 годов, но предреволюционные события и сама революция разрушили ее планы. Сборник издан не был.

Это стихотворение посвящено женщинам, которые в силу своей утонченности не могут утвердиться в современной жизни, выстоять, а порой - и выжить в ней. Жизнь - не место для слабых! Поэтесса делится своим секретом выживания: когда нельзя изменить жизнь и людей - можно научилась не принимать ничего близко к сердцу, не замечать того, что способно причинить боль, не зацикливаться на боли, которая уже была испытана. Марина Цветаева называет свой секрет легкомыслием, но в данном случае речь идет о легкомыслии умышленном, избирательном - о способе защиты, как сказали бы психологи.

Считается, что легкомыслие - отрицательное качество личности, выраженное в необдуманности, неосновательности, незрелости и так далее. Но это качество имеет огромное множество степеней! В легкой степени оно не только не вредно, но даже полезно. Женский артистизм породил такое понятие как «напускное легкомыслие», за которым умные и деловитые женщины, умеющие глубоко и ясно мыслить, прячут свои истинные чувства и привязанности.

Стихотворение похоже на правило, выстраданное день за днем. Многие фразы из него давно уже стали крылатыми. Оно популярно и любимо, и за сто лет своего существования помогло не одной сотне девушек.

Данное стихотворение представляет собой монолог лирической героини, обращенный к одному из качеств своего характера - к Легкомыслию. Образ Легкомыслия героиня олицетворяет до уровня своего спутника и даже учителя («научил не хранить кольца»). Она ясно дает себе отчет, что это качество и «враг» ее, и «грех», но оно является для нее и лучшим другом, перевешивая этим все свои недостатки.

Произведение состоит в основном из понятий и действий, именно поэтому такое важное значение приобретает единственный эпитет, употребляющийся трижды подряд:

Легкомыслие! - Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

В Малом академическом словаре русского языка слово «милый» имеет множество положительных определений: славный, хороший, приятный, привлекательный, родной, дорогой и так далее. Все недостатки своего легкомыслия лирическая героиня намеренно сглаживает определением - «милый», которое само по себе подразумевает не только положительный смысловой подтекст, но и положительное отношение. Выражение «милый спутник» звучит естественно, «милый грех» - звучит невинно, но выражение «МИЛЫЙ ВРАГ» содержит в себе взаимоисключающие понятия. Это сочетание является в стихотворении источником всех последующих противопоставлений: стебель-сталь и начало-конец.

В целом все стихотворение представляет собой метафору - нельзя разговаривать с тем, кого не существует в действительности. Легкомыслие - персонаж неодушевленный! Поэтому в стихотворении так много скрытых образных сравнений, типа «ты в глаза мне вбрызнул смех, ты мазурку мне вбрызнул в жилы». В нем содержатся и явные сравнения («как»). В основе всего стихотворения лежит противопоставление, которое выражается формулой - «быть как стебель и быть как сталь».

По объему это стихотворение небольшое, но оно богато стилистическими фигурами, такими как обращение, умолчание (предложение с многоточием), повторы. Кроме повторяющегося эпитета «милый» в первом катрене стихотворения есть еще один повтор-обращение «Ты», называющийся анафора (единоначатие). Этот повтор акцентирует внимание и усиливает значение сказанного. Более того, в данном контексте он подчеркивает множество достоинств легкомыслия, начиная длинный список перечислений.

Стихотворение преимущественно восклицательное: одно предложение с многоточием, два - повествовательных и четыре – восклицательных. Однако повествование только усиливает предыдущее восклицание, подчеркивая его естественность и несомненность.

Стихотворение написано трехударным дольником на основе трех – и четырехстопного анапеста. Дольник образуется благодаря пропуску слогов в третьих стопах каждой строки. Исключение составляет третья строка первого катрена, где - два пропущенных слога (во второй и третьей стопах).

Рифмовка - перекрестная (АВАВ). Рифма в большинстве своем точная: грех-смех, милый-жилы; кольца́-конца́, венчала-начала; сталь-печаль, можем-прохожим.

Поэтическая фонетика в стихотворении представлена не ярко. Бросается в глаза только обилие сонорных согласных, то есть непарных звонких звуков: [л] - 20 звуков, [н] - 18 звуков, [м] - 15 звуков. Их количество намного превышает все другие звуки: [г-к] вместе 19 звуков, [д-т] - 16 звуков, [з-с] - 13 звуков. Это выделяет самое первое и главное слово стихотворения - «ЛЕГКОМЫСЛИЕ», включающее сразу 3 сонорных буквы. Надо отметить, что все буквы этого слова являются преобладающими. Таким образом, оно является ключевым не только по содержанию, но и по фонетическому составу.

Среди гласных звуков тоже есть значительные преобладания: [а] - 20 звуков, [и-ы] - 15 звуков. Звук [а] имеет твердый и настойчивый характер, склонный к доминированию. Звуки [и-ы] - в противоположенность предыдущему идентифицируются со звуками плача. Их отличает слабость (мягкость) и неуверенность. Это является фонетическим подтверждением смыслового противопоставления: стебель-сталь.

«СТЕБЕЛЬ» и «СТАЛЬ» - эти слова представляют собой удивительное сочетание. Они используются как антонимы, но – как омонимы очень близки по своему фонетическому звучанию, а точнее - по двум первым и последним буквам. Метаморфоза формы и содержания! Так в одной человеческой оболочке могут одновременно присутствовать совершенно противоположенные качества, активируясь каждое в свое время.

Анализируя стих «Легкомыслие», написанный Мариной Цветаевой весной 1915 года, начнём с раскрытия темы стихотворения. Тема строк – это монолог лирической героини, которая по-своему исповедуется перед читателем и выносит на его суд собственное легкомыслие, называя его «милым грехом».

Источник вдохновения

В 1915 году прошло 3 года после замужества поэтессы, в этом момент отношения приобретают стабильный и спокойный характер. Больше нет ярких вспышек страсти, семейная жизнь течет размеренно, насколько это возможно, учитывая взрывной характер Цветаевой. Чувства между супругами не то чтобы охладели, но стали спокойными и лишёнными эмоций. Семья больше не даёт энергии для творчества, отсюда недостаток вдохновения, которое Марина пытается компенсировать вне дома.

Отчасти, по этой причине 1915 году Цветаева и Эфрон временно расстаются, автор строк близко сходится с Софией Парнок, с которой они вместе путешествуют и открывают для себя мир. Есть легенда и о физической близости Марины и Софии, но эту тему мы опустим, так как она не имеет прямого отношения к анализу стихотворения.

Кому посвящается

Строки «Легкомыслие… милый мой грех» посвящается тем женщинам, которым слишком тяжело идти по жизни в силу своей утончённости. Цветаева делится в ними своим секретом выживания и советует, как богиня Фаитири, как защититься от невзгод. Один из секретов – это легкомыслие, ведь оно позволяет пропустить мимо сердца невзгоды и избежать душевной боли.

Отметим, что речь не идёт о «легкомыслии по жизни», секрет поэтессы – это напускное легкомыслие, своеобразный щит от невзгод. Его можно поднимать для защиты от неприятностей и опускать, когда небо жизни проясняется. Психологический трюк, уже не девушки, а женщины.

Начинать наугад с конца,
И кончать еще до начала.

В строках Цветаева преподаёт урок женщинам, но и предостерегает их от чрезмерности, ведь

легкомыслие – это грех и враг.

поэтому нельзя чтобы оно стало главной чертой характера – щит, не более.

Стилистика стихотворения

Пор большому счёту все стихотворение – это одна большая метафора, ведь нельзя обращаться к тому, кого не существует, а Цветаева обращается именно к легкомыслию, предмету неодушевлённому и аморфному. По этой причине строки наполнены множеством образных сравнений, в основе их лежит, как правило, противопоставление, пример ниже:

Ты в глаза мне вбрызнул смех,
и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Быть как стебель и быть как сталь.

Для небольшого объёма в строках много стилистических фигур, что делает его восприятие более ярким. Написаны строки трехударным дольником, основа трёх – и четырёхстопный анапест. Рифмуются строки перекрёстно на основе точной рифмы.

Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!

Главное, чтобы шоколада не было много, а то грозит полнота, а смех в лица прохожих не стал вульгарным и грубым.

Легкомыслие! - Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
Ты в глаза мне вбрызнул смех,
Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научил не хранить кольца, -
С кем бы Жизнь меня ни венчала!
Начинать наугад с конца
И кончать еще до начала.