Шамиль краткая биография. Имам Шамиль

Кавказских народов является Имам Шамиль. Биография этого человека позволяет сделать вывод, что жизнь его была полна крутых поворотов и интересных событий. Он долгие годы возглавлял восстание горских народов против Российской империи, а в настоящее время является символом свободы и непокорности на Кавказе. Биография Имама Шамиля кратко будет изложена в этом обзоре.

Происхождение героя

Без истории семьи не будет полностью доступна для понимания биография Имама Шамиля. Краткое содержание истории рода этого героя мы попробуем пересказать ниже.

Шамиль происходил из довольно древнего и знатного аварского или кумыкского дворянского рода. Прапрадед героя Кумык-Амир-Хан пользовался большим авторитетом и уважением у соплеменников. Дед Шамиля Али и отец Денгав-Магомед были узденями, что является аналогом дворян в России, то есть принадлежали к высшему сословию. Кроме того, Денгав-Магомед был кузнецом, а эта профессия считалась очень почетной у горцев.

Мать Шамиля звали Баху-Меседу. Она была дочерью знатного аварского бека Пир-Будаха. То есть и по отцовской, и по материнской линии у него были знатные предки. Об этом сообщает жизнеописание такой известной личности, как Имам Шамиль (биография). Национальность героя пока полностью не выяснена. Достоверно известно лишь то, что он является представителем горцев Дагестана. Точно установлено, что в его жилах текла аварская кровь. Но с некоторой долей вероятности можно сказать, что по отцу он был кумыком.

Рождение Шамиля

Биография Имама Шамиля, само собой разумеется, начинается с даты его рождения. Это событие случилось в июне 1797 года в поселки Гимры на территории Аварии. Данный населенный пункт сейчас расположен в западных регионах Республики Дагестан.

Изначально мальчика назвали в честь деда по отцовской линии - Али. Но вскоре он заболел, и малышу, согласно обычаям, чтобы защитить от злых духов, сменили имя на Шамиль. Оно является вариантом библейского имени Самуил и переводится как «услышанный богом». Так же звали брата его матери.

Детство и обучение

В детстве Шамиль был довольно худым и болезненным мальчиком. Но в итоге он вырос на удивление здоровым и сильным юношей.

Ещё с детства стал вырисовываться нрав будущего предводителя восстания. Он был любознательным, живым мальчиком с гордым, непреклонным и властолюбивым характером. Одной из черт Шамиля была невиданная храбрость. Обучаться владению оружием он начал с раннего детства.

Очень трепетно к религии относился Имам Шамиль. Биография этого человека неразрывно связана с религиозностью. Первым учителем Шамиля стал его товарищ Адиль-Мухаммад. В двенадцать лет он стал проходить обучение в Унцукуле под руководством Джамалуддина Казикумухского. Тогда он освоил грамматику, риторику, логику, юриспруденцию, арабский язык, философию, что для горских племен первой половины XIX считалось очень высоким уровнем образованности.

Кавказская война

Очень тесно связана с жизнь нашего героя, и об этом не раз упоминает биография Шамиля. Кратко описать этот военный конфликт между горскими народами и Российской империей стоит и в данном обзоре.

Военный конфликт между горцами Кавказа и Российской империей начался ещё во времена Екатерины II, когда шла русско-турецкая война (1787-1791 гг.). Тогда горцы под предводительством шейха Мансура стремились остановить продвижение и укрепление России на Кавказе, воспользовавшись помощью своих единоверцев из Османской империи. Но турки проиграли в этой войне, а был взят в плен. После этого царская Россия продолжила наращивать свое присутствие на Кавказе, притесняя местное население.

Фактически сопротивление горских племен не прекращалось и после заключения мира русских с турками, но особенной силы противостояние достигло после назначения генерала Алексея Ермолова командующим на Кавказе и завершения русско-персидской войны 1804-1813 гг. Ермолов попытался раз и навсегда решить проблему сопротивления местного населения силовым путем, что привело в 1817 году к полномасштабной войне, продлившейся почти 50 лет.

Несмотря на довольно жестокие боевые действия, русские войска действовали вполне успешно, ставя под свой контроль все большие территории на Кавказе и подчиняя новые племена. Но в 1827 году император отозвал генерала Ермолова, подозревая того в связях с декабристами, а на его место был направлен генерал И. Паскевич.

Возникновение имамата

Тем временем в борьбе с наступлением Российской империи началась консолидация кавказских народностей. В регионе распространяется одно из течений ислама суннитского толка - мюридизм, центральной идей которого был газават против неверных.

Одним из главных проповедников нового учения являлся богослов Гази-Мухаммад который был родом из того же селения, что и Шамиль. В конце 1828 года на собрании старейшин племен Восточного Кавказа Гази-Мухаммад был провозглашен имамом. Таким образом, он стал фактическим главой новообразованного государства - Северо-Кавказского имамата - и предводителем восстания против Российской империи. Сразу же после принятия титула имама Гази-Мухаммад объявил священную войну против России.

Теперь кавказские племена были объединены в единую силу, и их действия приобрели особенную опасность для русских войск, тем более что полководческий дар Паскевича все-таки уступал таланту Ермолова. Война разгорелась с новой силой. С самого начала деятельное участие в конфликте принимал и Шамиль, став одним из лидеров и помощников Гази-Мухаммада. Они плечом к плечу сражались в битве за Гимры в 1832 году, за их родное селение. Повстанцы были осаждены царскими войсками в крепости, которая пала 18 октября. В ходе атаки был убит имам Гази-Мухаммед, а Шамилю, несмотря на полученное ранение, удалось прорваться из окружения, изрубив нескольких русских солдат.

Новым имамом стал Гамзат-бек. Этот выбор был продиктован тем, что Шамиль на тот момент был тяжело ранен. Но Гамзат-бек пробыл имамом менее двух лет и погиб в кровопролитной борьбе с одним из аварских племен.

Избрание имамом

Таким образом, основной кандидатурой на роль главы Северо-Кавказского государства стал Шамиль. Он и был избран на собрании старейшин в конце 1834 года. И до конца жизни он именовался не иначе, как Имам Шамиль. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) его правления будет представлена нами ниже.

Именно избрание имамом знаменовало начало важнейшего этапа в жизни Шамиля.

Борьба с Российской империей

Все свои силы положил на то, дабы борьба с русскими войсками была успешной, имам Шамиль. Биография его полностью гласит, что сия цель сделалась едва ли не главной в его жизни.

В этой борьбе Шамиль проявил немалый военный и организаторский талант, он умел вселять в воинов уверенность в победе, не принимал поспешных решений. Последнее качество отличало его от предыдущих имамов. Именно эти характеристики позволяли Шамилю оказывать успешное сопротивление численно превышающим его воинство русским.

Управление имаматом при Шамиле

Кроме того, используя ислам как элемент пропаганды, Имам Шамиль сумел объединить племена Чечни и Дагестана. Если при его предшественниках союз племен кавказских народов был достаточно рыхлым, то с приходом к власти Шамиля он приобрел все черты государственности.

В качестве закона он ввел исламский шариат вместо древних канонов горцев (адата).

Северо-Кавказский имамат был разделен на округи, во главе которых поставил наибов имамам Шамиль. Биография его пестрит подобными примерами попыток максимальной централизации управления. Судебной властью в каждом округе ведал муфтий, который назначал судей-кади.

Пленение

Двадцать пять лет относительно успешно правил на Северном Кавказе имам Шамиль. Биография, краткая выдержка из которой будет помещена ниже, свидетельствует о том, что 1859 год стал переломным в его жизни.

После окончания и заключения активизировались на Кавказе действия российских войск. Против Шамиля император бросил опытных военачальников - генералов Муравьева и Барятинского, которым в апреле 1859 года удалось захватить столицу имамата. В июне 1859 года последние группы повстанцев были подавлены либо вытеснены из Чечни.

Национальное освободительное движение вспыхнуло среди адыгейцев, а также переместилось в Дагестан, где находился и сам Шамиль. Но уже в августе его отряд осадили русские войска. Так как силы были неравны, Шамиль был вынужден сдаться в плен, правда, на весьма почетных условиях.

В плену

А что может поведать нам о том периоде, когда в плену находился имам Шамиль, биография? Краткая биография этого человека не нарисует нам вей картины его жизни, но позволит составить хотя бы приблизительный психологический портрет данной личности.

Уже в сентябре 1859 года имам впервые встретился с российским императором Александром II. Это случилось в Чугуеве. Вскоре Шамиль был перевезен в Москву, где прошла его встреча со знаменитым генералом Ермоловым. В сентябре имам был доставлен в столицу Российской империи, где был представлен императрице. Как видим, к предводителю восстания при дворе относились весьма лояльно.

Вскоре Шамилю и его семье было назначено постоянное место жительства - город Калуга. В 1861 году произошла вторая встреча с императором. На этот раз Шамиль просил отпустить его для совершения паломничества в Мекку, но получил отказ.

Через пять лет Шамиль и его семья принесли присягу на верность Российской империи, таким образом, приняв российское гражданство. Через три года, согласно указу императора, Шамиль получил дворянский титул с правом передавать его по наследству. За год до это имаму разрешили сменить место жительства и переехать в более благоприятный по климатическим условиям Киев.

Невозможно описать в данном коротком обзоре все то, что пережил в плену имам Шамиль. Биография вкратце говорит о том, что плен этот был, однако, довольно комфортным и почетным, по крайней мере, с точки зрения русских.

Смерть

Наконец, все в том же 1869 году Шамиль сумел-таки испросить позволения императора на хадж в Мекку. Путешествие туда заняло больше года.

После того как Шамиль воплотил задуманное в жизнь, а случилось это в 1871 году, он решил побывать во втором священном городе для мусульман - Медине. Там же он и умер на семьдесят четвертом году жизни. Похоронен имам не на родной кавказской земле, а в Медине.

Имам Шамиль: биография, семья

Семья занимала в жизни этого человека значимое место, впрочем, как и у всякого кавказского горца. Давайте подробнее узнаем о родных и близких великого борца за независимость своего народа.

Согласно мусульманским обычаям, Шамиль имел право иметь трех законных жен. Правом он этим воспользовался.

Старшего из сыновей Шамиля звали Джамалуддином (родился в 1829 г.). В 1839 году он был отдан в заложники. Обучался в Санкт-Петербурге наравне с детьми родовых дворян. Позже Шамиль сумел обменять сына на другого пленника, но Джамалуддин умер в 29-летнем возрасте от туберкулеза.

Одним из главных помощников отца был второй сын - Гази-Мухаммед. Во время правления Шамиля он стал наибом одного из округов. Умер в 1902 году в Османской империи.

Третий сын - Саид - умер ещё в младенческом возрасте.

Младшие сыновья - Муаммад-шефи и Мухаммад-Камил - умерли в 1906 и в 1951 году соответственно.

Характеристика Имама Шамиля

Мы проследили жизненный путь, который прошел имам Шамиль (биография, фото представлены в статье). Как вы могли удостовериться, внешность этого человека выдает самого настоящего горца, выходца из Кавказа. Видно, что это смелая и решительная личность, готовая ради высшей цели поставить на кон многое. О твердости характера Шамиля не раз свидетельствовали его современники.

Для горских народов Кавказа Шамиль всегда будет оставаться символом борьбы за независимость. В то же время некоторые методы знаменитого Имама далеко не всегда соответствуют современным понятиям о правилах ведения войны и гуманности.


Имам Шамиль – знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен. Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, – Али – было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, – священной войны против русских – увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами. Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама. В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти. Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось. В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854 – 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях. После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга. В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство. В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев. В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку, где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия). Во времена СССР отечественные историки называли Шамиля «руководителем освободительного движения горцев Дагестана и Чечни», который «возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против царских колонизаторов». Во время Великой Отечественной войны на деньги, собранные жителями Дагестанской АССР, была даже сформирована танковая колонна «Шамиль», названная так именно в честь имама, причем Сталин поблагодарил жителей Дагестана за эту инициативу.

Шамиль (1797—1871) — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом. Объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против русской власти. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

По национальности аварец, родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении — Али — было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его односельчанина Гази-Мухаммада (1795—1832) (Кази-муллы), первого имама и проповедника "священной войны" — газавата, — увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. У Шамиля было две жены Шуанет и Заидад, первая была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по национальности .

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях (см. Взятие Гуниба).

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России. Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку, где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

ПРЖЕЦЛАВСКИЙ П. Г. "ДНЕВНИК" 1862 — 1865. Нижеследующие рассказы о событиях, сопровождавших домашний быт Шамиля в Калуге, как свидетельство очевидца, представляют самый полный характеристический очерк бывшего имама, портрет которого, гравюра на меди, приложен к “Русской Старине”, изд. 1877 г., том XVIII.

В доме Шамиля существуют две партии, а именно так называемая “Джомал-Еддиновская”, во главе которой стоит жена имама Заидат, поддерживаемая двумя родными братьями: Абдзфахманом и Абдурагимом, и партия сыновей Шамиля — пасынков Заидат: Кази-Магомета и Магомета-Шафи (до вступления моего на должность пристава, Магомет-Шафи был уже принят в Собственный Его Величества конвой — корнетом. - прим. П.). Обе эти партии друг перед другом стараются захватить в свои руки власть над слабым по характеру и до смешного не умеющим располагать своей волей, Шамилем... Влияние Заидат над мужем, как в нравственном, так и в материальном отношениях, так велико, что Кази-Магомет и Магомет-Шафи всегда остаются на заднем плане, в роли обиженных и признающих, что им невозможно бороться с женщиной, которая, умея держать в руках своих волю имама Чечни и Дагестана, не выпустит из них воли и калужского пленника....

Шамиль старается поддержать в своем доме правила строгого “мюридизма” и постоянно мечтает о переселении, со всем своим семейством, в пределы Блистательной Порты. Считая невозможным просить о том прямо, он изыскивает предлоги писать письма, то к военному министру, то к бывшему наместнику Кавказскому князю А. И. Барятинскому, косвенно напоминая ими о себе и о своем желании, которое он высказал лично в бытность свою в Москве и Петербурге. Справедливость заставляет меня заявить, что в одном калужском доме Шамиля столько фанатизма — сколько его нет ныне во всем Дагестане!... Для возбуждения к себе сочувствия влиятельных лиц, на письмах своих калужский пленник подписывался прежде: “Раб Божий, Шамуиль”, потом: “Раб Божий, бедный Шамуиль”, а теперь стал писать: “Раб Божий, бедный старец Шамуиль” (Стих 39-й главы 76-й Корана учит мусульман: “Если вы располагаете какой хитростью, то приводите ее в исполнение” (против неверных). В деле интернационализма, фанатики-мусульмане не уступят иезуитам. - прим. П.).

Кази-Магомет , старший сын Шамиля, — отъявленный фанатик, искусно маскирующийся в обществе с русскими, но для меня понятный. Желания и поступки свои он слепо подчиняет желанием отца. Впрочем, в случае выезда в Мекку, сын имама едва ли не попросит отпустить его по временному паспорту, для того, чтобы: если будет хорошо в Турции или Египте, остаться там; а не хорошо, — так возвратиться в Россию, где он рассчитывает получать от правительства огромный пенсион. Более знатные происхождением или делами мусульмане, при переселении из наших владений в Турцию, предполагают, что султан, обрадованный их появлением, возведет их в сан пашей, назначит правителями отдельных областей, и т. д.

Магомет-Шафи , второй сын Шамиля, доволен настоящим. В нем вовсе нет фанатизма, и он забыл бы о его существовании, если бы реже бывал в отпусках, в обществе отца и брата, отвергающих правило, что “в чужой монастырь со своим уставом не входят”.

Абдурахман , зять Шамиля, считающий себя “алимом” (ученым) и гордый происхождением от потомков пророка Магомета “Завидь-Курба” — фанатик в душе и хитер до наглости. При полном убеждении, что я хорошо знаю характер, обычаи и религиозные постановления магометан, он и меня старается иногда обмануть своими изворотливыми толкованиями и рассказами. Абдурахман не знает на что решиться: ехать ли с имамом в Мекку, или остаться в Дагестане? Разговоры его по этому предмету всегда полны задних мыслей, могущих быть понятыми как вопросы: “Сделает ли меня турецкий султан сановником?” или: “Если я захочу ехать в Мекку, не предпочтет ли русское правительство оставить меня здесь, и зачислить на службу прямо офицером, подобно Магомету-Шафи?” и т. д. Отрицательный ответ, что он не может рассчитывать ни на то, ни на другое — мучит тщеславного Абдурахмана.

— В таком случае, я лучше поеду в Турцию, — говорит он.

— Это еще вопрос, — отвечал я ему. — Если правительству будет угодно отпустить вас в Мекку, то это разрешение коснется только Шамиля и Кази-Магомета, как военнопленных, которым оказывается помилование. Ты же прибыл с имамом в Калугу по своей доброй воле, и ни более, ни менее, как житель Дагестана, а, следовательно, должен подчиняться тем правилам, которыми там руководствуются при увольнении жителей в Мекку; — по этим правилам, ты еще слишком молод для того, чтобы сделаться высокопочтенным “гаджием” (посетившие гроб пророка Магомета мусульмане секты “Сунни” получают звание “гаджи”, дающее им почет и некоторые преимущества в обществе. - прим. П.).

Абдурагим — зять Шамиля — молодой человек, чуждый фанатизма и претензии на ученость. Он большею частью проводит время в обществе с русскими, ведет себя прилично, и тайком курить папиросы, мало заботясь о выезде в Мекку и Медину. — Искреннее желание его в том, чтобы, поступив на службу в русскую кавалерию, дослужиться до офицерского чина. Оба зятя Шамиля самоучкою хорошо говорят по-русски, а Абдурагим порядочно читает и пишет.

Омар-Мехтев , житель селения Кумух, молочный брат дочери Шамиля, Наджават, — молодой человек относительно хорошей нравственности, без фанатизма, но нерешительный. Желание его заключается в том, чтобы быть отправленным на родину, и поступить там на службу в местную милицию.

Щуанет (ренегатка — из армян, Анна Ивановна Улуханова), жена Шамиля, женщина добрая, но в семейном быту бессловесная, уступчиво повинующаяся владычеству в доме имама второй его жены: Заидат. — Шуанет до того отатарилась, что в угодность мужу даже не хотела видеть приехавшего в Калугу по торговым делам дальнего своего родственника, моздокского армянина Халатова, и помочь ему несколькими рублями при его критических обстоятельствах.

Заидат , дочь ефендия Джамал-Еддина-Кази-Кумухского, пропагандировавшего некогда “таррихат” в Дагестане, — вторая жена Шамиля. Ее можно назвать главою всего дома. Ни одно дело не проходит без ее вмешательства; все промахи, какие только делал и делает Шамиль в Калуге, были отчасти следствием ее советов; все беспокоящие начальство письма, pro и contra его просьб и домогательств, писались по ее почину. Когда Шамиль, вопреки моим советам, написал письмо к военному министру с просьбою о переселении его из Калуги в другой город, и потом новое письмо, с просьбой об оставлении его в Калуге, то, по передаче мне этого последнего письма для отправки на почту, он спросил переводчика Мустафу:

— Что говорит полковник? Верно он сердится, что я не послушался его прежде?

— Полковник говорит, что вы, имам, напрасно слушаетесь женщин, — отвечал Мустафа!

— Это совершенно правда, — отвечал Шамиль; — они-то именно и не дают мне покоя!...

В мае месяце 1862-го года, сын Шамиля, корнет лейб-гвардии кавказского эскадрона Собственного Его Величества конвоя, Магомет-Шафи, прислал из С.-Петербурга в г. Калугу жену свою Аминат, с тем, чтобы она была отправлена далее, в Дагестан, с всадником того же конвоя, родственником ее, Исмаилом Халатау, которому для этой цели выданы были от казны прогонные деньги. Аминат в это время была на седьмом месяце беременности; при всем том, для поправления расстроенного здоровья, решилась посетить родину.

Шамиль, опасаясь, что Аминат, как женщина беременная, не выдержит трудности предстоящего ей пути в Дагестан, и более — отправку ее с Исмаилом, дальним родственником, находя делом противным “шариату” — оставил Аминат у себя, не смотря на то, что она со слезами умоляла имама или возвратить ее к мужу в Петербург, или дозволить продолжать путь на Кавказ, но никак не оставлять в Калуге, где она, в семье Шамиля, не встречая родственного расположения, обречена будет жизни затворнической и скучной.

Со своей стороны, я полагал лучшим отправить жену корнета Магомет-Шафи в Дагестан, но прибывший одновременно с ней в Калугу, для отвоза тела умершей жены Кази-Магомета, Каримат (Каримат, жена Кази-Магомета, дочь Елисунского султана генерал-майора Даниель-бека, умершая от чахотки, просила, чтобы ее тело было отправлено на родину, что и исполнилось на казенный счет.) в г. Нуху, корпуса фельдегерей капитан Гузей Разумов, передал мне, что желанием правительства есть оставить Аминат в России. Отправка Аминат на родину, по моему мнению, сократила бы Магомету-Шафи домашние расходы и, без сомнения, восстановила бы расстроенное здоровье этой бедной женщины.

В июне месяце, корнет Магомет-Шафи прибыл в Калугу, пользуясь данным ему отпуском. Из слов предместников моих, полковника Богуславского и капитана Руновского, сделалось мне известным, что Шамиль, при отправлении сына на службу, назначил ему содержание по 2 т. руб. в год. При окончании срока отпуска, корнет Магомет-Шафи, готовясь к выезду из Калуги, обратился к отцу с просьбою о выдаче ему положенных денег, но, получив отказ, должен был прибегнуть к моему содействию. На просьбу мою: выдать Магомету-Шафи обещанную сумму и дозволить, чтобы на время он оставил жену свою в Калуге, имам дал весьма странный ответ, удививший меня и уклончивостью, и отсутствием здравого смысла: в отношении денег, Шамиль, ссылаясь на их недостаток, отозвался, что давать сыну содержания не может и не хочет, потому что “он не его сын” (старик не сочувствовал определению сына на службу в ряды неверных. - прим. П.), и, наконец, предлагая 300 руб., заключил свою речь замечанием, что Шафи, будучи его гостем, три месяца держал пару лошадей, прокормление которых стоило ему, Шамилю, до 400 рублей. Убедив старика, что я сам, имея на конюшне три лошади, издерживаю на фураж в месяц не много более 30 р., а, следовательно, содержание лошадей Шафи стоило не 400, но 60 р., я с большим трудом упросил Шамиля отдать сыну тысячу рублей за прошлое полугодие. При вручении денег, вычета за содержание лошадей не последовало: присутствие мое стеснило старика.

1877 — всеобщее шариатское восстание в Дагестане как реакция на начало Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг. Спровоцировано вестями об успешной высадке мухаджиров в Абхазии и о наступлении сына имама Шамиля — маршала османской армии Гази-Мухаммада под Карсом. Основные центры восстания: Ичкерия, Согратль, Гази-Кумух, Цудахар, Телетль, Ассах и др. Краткосрочная реставрация большинства ханств. Несмотря на первые успехи (взятие Кази-Кумухской крепости и уничтожение русского гарнизона), восстание подавлено, основные зачинщики казнены, тысячи участников и подозреваемых с семьями высланы в разные регионы России (от Карелии до Иркутска).
_ _ _

Что касается северокавказцев, то эмигрантские представители объеденились под руководством Саида Шамиля , который был внуком имама Шамиля - легендарного лидера, возглавившего сопротивление горцев во время Кавказской войны 1860-х г.г.
Саид вырос в Турции, принимал участие в Первой мировой войне, а после нее, в 1917 г., приехал на родину предков и стал одним из лидеров так называемой "горской республики". Через некоторое время после взятия Дагестана и Чечни Красной армией Саид попробовал снова поднять восстание, но безуспешно.
Вернувшись в Турцию, Саид Шамиль организовал союз горско-азербайджанской эмиграции, а после - возглавлял Северокавказский коммитет, который вскоре активно начал сотрудничать с германским руководством. Он также пытался создать "Кавказскую неделимую добровольческую армию" как отдельное формирование в турецких войсках, но его план успеха не имел.
После 1936 г. некоторые его товарищи переехали из Турции в Германию, что отвечало замыслам германского коммандования в тот момент - уговорить некоторых лидеров эмиграции переехать в Берлин, чтобы упростить их взаимоотношения.

Э.Абрамян «Кавказцы в Абвере». Москва. 2006. С. 42.

Ранние годы

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; "Мюридизм", распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. Таким то избранным, горцы признавали Гази-Мухаммада, особенно отличавшегося своей набожностью. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры , Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это героическое сражение:

«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля. »

Семья

Имам Шамиль (сидит) с сыновьями

После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году . Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году . Она бросилась в реку Койсу , чтобы не попасть в руки неверных, по приказанию Шамиля, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.

У Шамиля было пять жен. Одна из них, Шуанет была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению .

Айман аз-Завахири о Шамиле

Память

Мемориальная доска в Киеве

  • Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана ;
  • Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе ;
  • колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района ;
  • Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала ;
  • проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт
  • улица Шамиля - улица в г. Избербаш
  • Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
  • улица Шамиля - улица в г. Буйнакск
  • улица Шейха Шамиля в центре Баку (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Закаталы (Азербайджан)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ш. Исаев: К генеалогии Имама Шамиля //Журнал Кавказоведение, № 2, 2002 г.
  • Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» (1860)
  • Мухаммад Тахир ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» пер. А. Барабанова. (1856)
  • Руновский А. «Записки о Шамиле» (1860)
  • Чичагова М. Н. «Шамиль на Кавказе и в России» (1889)
  • Рындин А. «Имам Шамиль в России» (1895)
  • Шульгин С. «Рассказ очевидца о Шамиле» (1903)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова.. - М .: Русская книга, Полиграфресурсы, 1995. - 208 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-268-01176-6 (в пер.)
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2010. ISBN: 5-235-02677-2
  • Шапи Казиев . Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в. Эпоха, Махачкала, 2008
  • О.-Д. А. Частное письмо о взятии Шамиля от 2 сентября 1859 // Русский архив, 1869. - Вып. 6. - Стб. 1045-1068.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Л., 1939.

Shamil Карьера: Военначальник
Рождение: Азербайджан, 26.6.1797 - 4.2
Имам Шамиль - предводитель кавказских горцев, Северо-Кавказский имам. Родился 26 июня 1797 года.В 1834 году Имам Шамиль был признан имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии. До заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против Российской империи. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, затем в Медину, где и умер.

Днем рождения будущего правителя Дагестана считается 26 июня 1797 года. Его папа Денгав Магомед, коваль аварского аула Гимры, как настоящий горец, был горд и счастлив появлению на свет сына-наследника. Во время благодарственной молитвы по поводу до того важного в жизни каждой семьи события дедуля младенца соответственно мусульманскому обычаю прошептал ему на ухо имя, звучавшее как Али. Впрочем, отрада по поводу прихода в существование нового человека оказалась недолгой малютка был настолько слаб и хил, что все сходилось к тому, что посреди живых он долговременно не задержится. Согласно преданиям, когда бытие маленького Али уже висела на волоске, в небе над аулом появился белый орел, о котором все знали, но которого никто ни в жизнь не видел. Орел долговременно кружил над селением, опосля нежданно-негаданно кинулся вниз и сей же час же взмыл вспять в небосвод, унося в когтях змею, пойманную им рядом с домом родителей Али. Это было расценено знающими людьми как знак свыше, дающий надежду на выздоровление младенца. Но вот имя ему нужно было вручить другое ибо только тогда злые духи, пришедшие за душой ребенка, будут обмануты и посрамлены. Новое имя, уместно сказать, необычное и редкое для тех мест, было найдено, и наследник кузнеца отныне стал Шамилем.

Трудно изречь, сколь тот самый расклад достоверен, да и доискиваться до истины не имеет смысла, хотя бы оттого, что с именем Шамиля, настолько почитаемого и уважаемого горцами и по этот день, связано ещё море легенд.

Так или по иному, но с того дня хлопчик, как подобно как в признательность за счастливое избавление от верной гибели, начал вырастать, крепнуть и крайне резво обогнал своих сверстников по всем статьям. В его характере и в отношении к окружающим необычайно раньше времени стали обнаруживаться черты непререкаемого лидера. Чем бы он ни увлекся, в какое бы дело, нехай и самое детское и невинное, ни погрузился все делалось им так, как словно от достижения в нем успеха зависит его существование. Незаметно подрастая, Шамиль практически все делал лучше своих ровесников. При этом проказы и шалости были у него не в чести, хотя отставать от окружающих он был абсолютно не намерен. Он удивлял взрослых необычайной меткостью в стрельбе и великолепным владением холодным оружием. Однако он чтил Коран, и священная книжка всех мусульман была при нем всю дорогу. Так и ходил молодой Шамиль с кинжалом в одной руке и с Кораном в иной. Опять же неясно, насколько

это правдиво, но вся его последующая бытие явилась подтверждением этому: стремясь существовать соответственно заповедям Пророка, он ни в жизнь не оставлял оружия...

Впрочем, безоблачной раннюю пору его жизни не назовешь. Неудачи, которые он все-таки терпел, стремясь к неоспоримому лидерству посреди сверстников, оборачивались для юноши, в памяти которого якобы запечатлелись картины его детских страданий, тяжелыми переживаниями. Периодически испытываемое им чувство собственной неполноценности, невозможности высказать себя до конца, по всей видимости, сыграли свою образ в его будущей жизни и судьбе, отразившись на его мировосприятии.

Известен эдакий эпизод из его юношеской биографии. Отчаявшись уболтать отца, тот, что, как-то раз вкусив прелесть хмельного забытья, очень пристрастился к употреблению вина, а главное упорствовал в этом пристрастии, юноша пошел на крайние меры. Он заявил отцу, что если тот не оставит паршивый и греховной привычки в самое ближайшее время и не перестанет позорить семейное имя в глазах соплеменников, то он, Шамиль, заколет себя прямо у него на глазах. Денгав неплохо знал нрав сына, сомнений в том, что опасность будет приведена в воплощение в жизнь, у него не было. Поэтому пить он кинул...

Главная стезя

И все же наряду со всем тем, что было свойственно характеру Шамиля, главной его чертой была охота знаний и влечение к духовному совершенству. Еще во время учебы в медресе, где Шамиль проворно постиг все науки, в единственный хороший день педагог позвал его отца к себе и велел ему захватить сына из школы, объяснив это тем, что обучаться тому больше нечему, потому что в настоящее время он сам может обучать...

С тех пор верными и, пожалуй, единственными спутниками жизни Шамиля стали книги. В них он черпал то, чего ему не хватало в действительности, в них он искал то совершенство, к которому стремилась его личность, хотя они нисколько не были для него способом забытья, ухода от реальности. Все узнанное Шамиль пытался взять в толк, принять и переосмыслить, примеряя полученные знания сообразно своим представлениям о том мире, тот, что он исподволь, ещё сам того до конца не осознавая, вознамерился изменить. Ведь без малого все, что окружало его, было сильно вдалеке от совершенства, конечно, в его понимании. И аккурат этими мерками он все последующие годы мерил все и свои мысли, и поступки, и мысли и поступки других. И беда тому, кто осмеливался стать у него на пути. Этого Шамиль не прощал никому...

За эти годы и Шамиль, и Магомед получили всестороннее образование, изучили арабский язык, в совершенстве знали Коран и шариат (церковный и правовой свод законов ислама). Своими учениками их называли лучшие умы того времени, а когда мудрецы сочли, что эти двое целиком дозрели до того, чтобы воспринять суфийский дорога к познанию истины (суфизм мистическое течение в исламе о слиянии с Богом сквозь интуитивное познание и аскетическую практику. Прим, ред.), их духовными наставниками стали самые почитаемые и уважаемые люди святой шейх Магомед Ярагинский и потомок Пророка Джамалуддин Казикумухский. Вот, истина, окружающий мир, по мнению, молодых суфиев, никак не становился ни гармоничнее, ни правильнее...

В преддверии

Однажды, возвратившись вслед за тем очередного паломничества в близкий аул, Шамиль встретил там взбудораженного Магомеда. Тот заявил ему, что, обойдя многие селения и увидев их бытие, не может больше оставаться покойным от мысли о том, что существование людская дошла до пределов неправедности, священные законы шариата забыты, мусульмане творят то, что неугодно Аллаху, в то самое время как иноверцы грозят поработить их родину. Шамиль отнесся ко всему услышанному с полным пониманием, и между ними было решено, что для того, чтобы определить в горах подобающий строй, нужно делать радикально, иными словами, любые убеждения, если таковые не будут приняты, должны подкрепляться кинжалом.

Деятельность двух шариатистов была бурной и всесторонней, хотя не разрешено произнести, что их пламенные речи кругом находили постижение, но друзья не собирались сдаваться они излишне ладно понимали, что достойное сопротивление могущественной Российской империи, одним духом превращавшейся в грозного врага, разрешается оказать только в том случае, если горцы будут сплочены одной идеей.

Эта миссия была крайне непростой, но к 1830 году большинство дагестанских образований сочли признание шариата единственно правильным в сложившихся условиях " законом жизни. В том же году на съезде представителей Дагестана Магомед, к чьему имени в настоящий момент прибавилось второе Гази, что означает воитель за веру, был избран первым имамом, верховным правителем Дагестана. Принимая на себя настолько почетное и обязывающее звание, Гази-Магомет, обращаясь к высокому собранию, патетично изрек: Душа горца соткана из веры и свободы. Такими уж создал нас Всевышний. Но нет веры под властью неверных. Вставайте же на священную войну, братья! Газават изменникам! Газават предателям! Газават всем, кто посягает на нашу свободу!

Хотя официально газават был объявлен только с момента провозглашения Гази-Магомеда имамом, формально он начат был горцами уже давнехонько. Чем больше крепло и ширилось движение шариатистов, тем больше беспокойства это вызывало у российских властей. Бесконечно вспыхивающие то тут, то там восстания горских племен сделали Кавказ всю дорогу кровоточащей раной. Гази-Магомед, побуждаемый все той же идеей освобождения своего народа от ига неверных, вечно был в первых рядах сражавшихся.

В 1832 году во время штурма русскими войсками его и Шамиля родного аула Гимры и единственный, и прочий, засев в построенной ими же немного лет вспять укрепленной башне, яростно отбивали атаки русских. Когда силы горцев были на исходе, Гази-Магомед, открыв ворота башни и улыбнувшись напоследок оставшимся в живых, устремился наружу и тут же рухнул, сраженный пулями неприятеля... Шамиль, снова же соответственно легенде, не желая сдаваться на милость победителя, выпрыгнул из высокого проема башни, да так неблизко, что оставил цепочка атакующих сзади себя. Но покинуть невредимым ему не удалось русские солдаты, вначале онемев от подобной дерзости, тут же набросились на него. Шамиль неотступно отбивался, хотя был уже неоднократно ранен. Говорят, что в тот день от неминуемой гибели ее спас Всевышний, потому что раны, полученные им в бою, были смертельными. Тогда ему, лежащему без чувств и истекающему кровью, явился все тот же белый орел, воспаривший над полуразрушенными Гимрами. Шамиль воспринял это как знак свыше он понял, что останется в живых, оттого что его миссия на земле ещё не закончена.

Раны же его на самом деле были ужасными. Их, после этого того как Шамилю, собравшему все оставшиеся силы и дошедшему до безопасного места, на протяжении нескольких месяцев лечил кунак его отца и, уместно сказать, его предстоящий тесть, именитый в тех местах лекарь Абдул-Азиз.

Гибель первого имама, тот, что ничем не опорочил своего имени и погиб несдавшимся с оружием в руках на поле боя, опечалила сердца горцев. И все же нужно было избрать нового верховного правителя. На тот миг главной кандидатурой на тот самый большой пост был Шамиль верный соратник Гази-Магомеда. Все, конечно, знали, что он тяжко болен. Но и сам Шамиль в тот миг чувствовал, что это не его время. Тогда он не был готов к настолько высокой ответственности и сделал все от него зависящее, чтобы оставить в тень, хотя бы на время...

Вторым имамом в том же 1832 году был избран Гамзат-бек, сынуля одного их беков Аварии и единственный из главных сподвижников первого имама. Его дело на посту верховного правителя Дагестана была недолгой. Вэтого сквозь 2 года потом своего избрания Гамзат-бек был предательски убит прямо в мечети, куда он направлялся для молитвы, аварскими ханами правителями последней, не желавшей повиноваться воле большинства области Кавказа, с которыми он повел борьбу в первую очередность.

Итак, основополагающий имам пал жертвой русских, второй своих же соплеменников. Это положение не могло не наводить Шамиля на размышления. Ему было ясно, что нет на его близкий земле ни достаточных сил, чтобы противостоять могущественному врагу, ни до того необходимого для этого противостояния единства...

Потеряв за до того недлинный срок двух имамов, население гор впал в оцепенение, граничившее с отчаянием. Главы горских общин понимали, что предположить повсеместного распространения подобных настроений запрещено не то время. Необходимо было в срочном порядке избрать преемника Гамзат-бека, и осенью 1834 года на собрании горских общин и всех почитаемых мужей и ученых, состоявшемся в ауле Ашильта, было решено передать политическая элита имама в руки Шамиля. Говорят, что и тогда он, понимая, сколь нелегкая ноша ляжет на его плечи, вначале отказался. Но позже того, как был укорен собравшимися в малодушии и нежелании спасти свой народонаселение, ответил согласием. Так настал его час...

Начало войны

В 1814 году, то есть когда Шамилю было 17, а Магомеду 19 лет, в Европе была отпразднована виктория над Наполеоном. Русский император Александр I получил вероятность направить свои взоры к Кавказу, обширнейшие области которого позже падения Персии, кроме остальных районов, где русское воздействие распространилось раньше, вошли в состав Российской империи. Таким образом, на практике весь Кавказ находился под властью неверных. До вторжения в Россию корсиканского чудовища император Александр ещё как-то пытался урегулировать взрывоопасную ситуацию на Кавказе политическими методами, но следом победного шествия по европейским городам военные показались ему куда как эффективнее. Поэтому занятие усмирения непокорных горцев было поручено герою Отечественной войны, генералу от инфантерии А. Ермолову. Генерал взялся за занятие преобразования этого дикого края с основательностью человека истинно военного. Ермолов славно знал историю завоеваний Кавказских гор и понимал, что покорить местный народонаселение не возбраняется только в том случае, если он будет разобщен и обескровлен. А оттого его политикой была мощь. Ермолов понимал, что в отдалении не все одобряют его методы, и более того император время от времени, хоть и не шибко совершенно, пытался его урезонить, но генерал был непреклонен: Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы словечко мое было для азиатов законом вернее неизбежной смерти.

Спустя год Ермолов отдал русским войскам инструкция перейти реку Терек и оттеснить от него горцев. То было начало Кавказской войны.

1557 Военно-политический союз между Россией и старшим князем Кабарды, Темрюком

1561 Династический брак царя Ивана IV (Грозного) и дочери Темрюка Гуашане (в крещении Мария)

1577 Строительство крепости Терки (левый берег Терека), основание Терского казачьего войска

1594 Первые попытки России расширить близкое воздействие в Грузии военные действия в Прикаспии супротив крымского хана шамхалы Тарковского, закончившиеся поражением

1604 Новый поход воевод Бутурлина, Плещеева и терских казаков супротив шамхалы Тарковского, кроме того закончившийся неудачей и без малого 100-летним ослаблением влияния России на Кавказе

1722-1723 I Персидский поход Петра I. Присоединение Дербента, западного и южного побережья Каспия

1736 Оттеснение русских войск за Терек, сооружение форпоста России на Кавказе, крепости Кизляр

1774 По условиям Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией к России отходят Кинбурн, Еникаде, Керчь, Кабарда и Северная Осетия

1778 Восстание кабардинцев и ногайцев супротив захвата их земель казаками

1783 Георгиевский контракт между Россией и царством Картли-Кахети (Восточная Грузия)

1796-1813 II Персидский поход русских войск в Дагестан и Азербайджан, присоединение Грузии и Азербайджана

1816 Назначение главнокомандующим на Кавказ генерала А. Ермолова

1817 Начало Кавказской войны

1817-1821 Закладка русского укрепления Преградный стан, основание крепостей Грозная, Внезапная, Бурная

1822-1826 Карательные операции русских войск супротив черкесов в Закубанье, подавление восстания Бей-Булата

1827 Назначение главнокомандующим на Кавказ генерала И. Паскевича

1830 Провозглашение Гази-Магомеда первым имамом Дагестана, призыв к газавату, священной войне супротив неверных

1831 Взятие отрядами Гази-Магомеда Тарки, Кизляра, Бурной, Внезапной и Дербента, а далее оттеснение их русскими войсками в Горный Дагестан

1832 Провозглашение Гамзат-Бека вторым имамом Дагестана

1834 Захват войсками Гамзат-Бека столицы Аварии Хунзах, истребление семьи аварских ханов, отказавшихся обозначиться супротив России, и последовавшее за этим душегубство Гамзат-Бека

1834 Провозглашение Шамиля третьим имамом Дагестана

1857 Назначение наместником Кавказа генерала Д. Барятинского

1859 Разгром войск Шамиля и его пленение на напасть Гуниб

1864 Окончание Кавказской войны, покорение Кавказа Россией

Реформатор

Реформатором Шамиль был отменным. Созданный им имамат стал невиданным раньше для здешних народов институтом власти, поддерживаемым и укрепляемым неуклонно и повсеместно. Казалось, он предусмотрел все. Было введено упорядоченное разделение территорий имамата на административные единицы, наибства, которые ещё в то же время являлись и военными округами. В обязанности наиба, наместника самого верховного правителя, входило совмещение нескольких должностей главу администрации области, судьи, священника и полководца. Централизованная административная политическая элита была сосредоточена в руках Верховного Совета (он же Совет Ученых), тот, что был органом, напоминавшим народное собрание, и действовал по принципу коллегиальности, хотя чем дальше, тем больше подпадал под непосредственное воздействие самого имама.

Этот Совет был средоточием высшей военной, административной и судебной власти, куда стекались все нити управления на местах и где решались самые насущные и важные вопросы, Казна имамата так-же стала примером неведомых доселе новаций кроме денежных поступлений в виде сурово определенной доли от традиционной добычи была введена организация налогообложения. Немало средств поступало в казну и за счет многочисленных штрафов, налагаемых в качестве платы за ломание правил законов шариата. Созданная Шамилем военная организация предусматривала присутствие регулярной армии и ополчения, действующих на основе рекрутского набора. Все имеющиеся крупные военные соединения входили в государственную систему, а до того любимые горцами спорадические набеги перестали носить стихийный нрав и кроме того подчинялись установленным правилам. В армии были введены военные чины, чего раньше также ни в жизнь не было. Связь с представителями имама на местах осуществлялась посредством Правительственной почты, соответственно правилам которой каждое селение обязано было по первому же требованию посланника имама предоставлять самых лучших лошадей, которые на протяжении пути менялись по мере необходимости. Такая для горцев диковинка, как перепись населения, кроме того производилась, ибо по иному нельзя было изведать число налогоплательщиков и военнообязанных в различных уголках имамата. В ряду всех прочих законов и уложений, призванных подсоблять соответственный строй на государственном уровне, на территории имамата был упразднен ритуал кровной мести. В этой вековой традиции ограждать честь имени с помощью бесконечной череды убийств, порой тянущейся из поколения в поколение, Шамилю виделась все то же анархическое, неуправляемое начало, которое противоречило его принципам управления. Заменив кровную месть уголовной ответственностью, подчиненной законам шариата, он всячески преследовал и жестоко карал непокорных наказанием за ломание правил этого закона была смертная казнь. И подобная мера воздействия применялась не только в этом случае. Смерть грозила всем предателям и смутьянам, которые осмеливались не подчиниться существующему порядку.

Одной из главных сил по его поддержанию в имамате являлась личная гвардия имама остов муртазеков, которые были набраны лично им из числа самых искусных и преданных воинов, коих было возле 1 000 джентльмен. Это была своеобразная тайная полиция, в обязанности которой входило не только обеспечение имама всей необходимой информацией о настроениях на местах, но и осуществление карательных мер по усмирению любых проявлений непокорности.

Эпоха немалый власти

Дело по объединению горцев, которое он добровольно взвалил на себя, было неимоверно сложным. Их разобщенность, манера к вольной, негусто чем регламентированной жизни, тяготение к независимости и в то же время подневольность от действий и условий, вечно выдвигаемых российскими властями, все это было препятствием на пути к тому видению порядка, которое сложилось в представлении самого Шамиля. Но он проводил свою политику железной рукой, будучи идеально уверенным в своей правоте. Одни страшились его, другие принимали как спасителя. Но как бы там ни было, уже в 1834-м под его властью находился на практике весь горный Дагестан, а в 1840-м он стал и имамом Чечни.

Созданный им имамат стал, в условиях неблизко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, править которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

Его планы были грандиозны самое малое того, что он хотел по возможности искоренить горскую вольницу и направить своих соплеменников на тракт истинно религиозной нравственности, он стремился сотворить империю, в которой все и вся должны быть подчинены одному закону подлинно религиозной нравственности. Именно в этом видел Шамиль близкое высшее предназначение. И как бы ни относились к его деятельности исследователи, надобно признать, что в деле намеченных им преобразований изготовить ему удалось беспрецедентно непочатый край. Он организовал такое среда, в котором все... разрозненные элементы были приведены к гармонии. Там, где раньше были племена, в настоящее время существует Государство; там, где раньше было уймище воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, ныне единственный верховный правитель; обычаи и традиции сменила верх закона и порядка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в неплохо отлаженную систему обороны с единым руководящим центром... Эта организация вызвана к жизни чрезвычайными условиями постоянной войны, в которых личная независимость по справедливой необходимости приносится в жертву общему делу независимости так охарактеризовал увиденное им на Кавказе в эпоху третьего имама агент самого демократического из демократичных обществ гражданин сша Д.М. Макки. Представитель куда больше консервативной державы, британец X. Тиррел, побывав там же и грубо в то же время, вынес для себя следующее: Отвага воина, красноречие проповедника, мудрость законодателя и репутация пророка позволили ему организовать нечто словно бы варварской монархии... Различные племена и народы объединились под его властью в борьбе за религию и свободу. И как бы ни предвзят был воззрение иноземцев, как бы немного они ни знали об истинном положении вещей в созданном Шамилем имамате, в этих вдали не беглых впечатлениях сосредоточена сама сущность того, что происходило на Кавказе в середине XIX столетия.

В то время, когда происходили хоть и постепенные, но довольно оперативные внутренние преобразования, Шамиль предпочитал в отношениях с Россией придерживаться политики нейтралитета. Он понимал, что, покуда не будет довольно укреплена его политическая элита и созданная им государственная агрегатина не заработает в полную силу, входить в военные действия со настолько грозным противником равносильно самоубийству. А потому что он выжидал, хотя ожидание это никак воспрещено было наречь пассивным, потому как Шамиль собирал силы. И только в конце 1843 года он начал делать. Почти 25 лет длилась схватка имама за свободу своего народа, без малого 25 лет имя Шамиля было на устах всех и русских, и горцев, без малого 25 лет ему удавалось противиться всем попыткам подчинить Кавказ.

Заложники отца

Во время обороны первой укрепленной столицы Имамата Ахульго, длившейся немного месяцев, в жизни Шамиля произошло событие, ставшее для него во многом роковым. Бесконечные бои, в которых горцы проявили исключительное мужество, не раз отбрасывая войска противника от стен Ахульго, закончились полной блокадой крепости, И тем не менее защитники не сдавались. Силы русских также были на исходе, и тогда было принято заключение сходить на переговоры с Шамилем. Командующий отрядом русских генерал-лейтенант П. Граббе выдвинул защитникам строй ультимативных требований, главным из которых была выдача в заложники старшего сына Шамиля, 8-летнего Джамалуддина, а ещё сдача самого Шамиля. В случае согласия Граббе гарантировал бытие и неприкосновенность всем оставшимся в живых. Шамиль ответил отказом, позже чего Граббе, собрав последние силы, пошел на штурм. Тяжелейшие бои возобновились с новой силой. Шквальный жар косил как оборонявшихся, так и нападавших. Женщины Ахульго надевали мужскую одежду, чтобы сформировать ощущение того, что защитников ещё невпроворот, разрушенные за темное время суток укрепления ночью возводились заново. Гора, на которой стояла крепость, содрогалась от взрывов, а на ее склонах росли горы трупов. Но надежды у Шамиля уже не было. Говорят, что он, понимая всю безнадежность своего положения, за дни последнего штурма нередко выходил на открытую, простреливаемую местность, ища пули как избавления от позора. Прошло ещё немного дней, и вконец обессилевший Шамиль решился выдать сына в надежде на то, что кровопролитие будет прекращено. Во время процедуры передачи Джамалуддина речь сызнова зашла о том, что одного его мало и что Граббе требует немедленной сдачи самого Шамиля. Но тот вновь ответил отказом.

После ещё нескольких дней боев и окончательного падения Ахульго маленький отряд, ведомый Шамилем, под покровом ночи пробрался из крепости на территорию Чечни, в безопасное местоположение. Джамалуддин же остался у русских. Вскоре его, названного Граббе мальчиком бойким и свыше лет умным, увезли с Кавказа в Россию. Там он в соответствии воле императора в первую очередь был определен в 1-й Московский кадетский остов, а потом в Александровский кадетский остов для малолетних сирот, находившийся в Царском Седва, там, где был мусульманский священнослужитель.

15 лет провел Джамалуддин в России, и все эти годы Шамиль мучался разлукой с сыном. Да, с ним оставались обычный и меньший сыновья Гази-Магомед, названный Шамилем в честь своего друга, первого имама, и Магомед-Шапи, с ним оставались две его дочери, но то, что старшой был от него оторван, находясь в далекой, неведомой и пугающей России, было для Шамиля незаживающей раной. За это время он похоронил свою первую жену Патимат, родившую ему трех сыновей и двух дочерей, а ещё свою вторую жену, юную Ждаварат, сообща с маленьким Саидом, его четвертым сыном, убитыми в одной из стычек с русскими. Но депрессия по первенцу не оставляла его сердца.

Встреча отца с сыном произошла только в 1855 году, когда пора его правления уже клонилась к закату, и стала возможной благодаря весьма необычному случаю.

Единственный шанс

В 1854 году Шамиль предпринял очередной поход, на тот самый раз на грузинскую Кахетию. Высланный им авангардный отряд, оказавшись в родовом поместье князя Давида Чавчавадзе Цинандали, которое располагалось в 60 верстах от Тифлиса (сейчас Тбилиси), захватил в плен отдыхавших там жену князя 28-летнюю Анну Ильиничну Чавчавадзе с двумя маленькими детьми, ее сестру 26-летнюю княгиню Варвару Орбелиани с полугодовалым сыном и племянницу Варвары, 18-летнюю княжну Нину Баратову. Шамиль, поняв, что за пленницы перед ним, решил, что, взяв в заложники до того высокородных женщин, он сможет достигнуть возвращения из России своего сына. После того как княгиням были объявлены условия их выкупа (передача Джамалуддина и миллион рублей серебром) и они написали необходимые письма родным, Шамиль приказал принести их в свою резиденцию, которая следом разрушения Ахульго была обустроена им в Ведено. Там узницы провели 8 месяцев, общаясь с тремя его женами и редко с самим Шамилем. Ему тогда было 57 лет, но, по отзывам пленниц, он выглядел значительно моложе своих лет. Вот как описывала его ещё оказавшаяся в плену воспитательница княжен Чавчавадзе француженка мадам Дрансе. Он высокого роста, черты лица его спокойны, не лишены приятности и энергии. Шамиль похож на льва, находящегося в спокойном положении. Русая и длинная бородка его навалом придает величественности его осанке. Глаза его серы и продолговаты, но он держит их полуоткрытыми, на восточный манер. Губы у него алы, зубы крайне красивы, руки малы и белы, походочка тверда, но не медленна; в нем обнаруживает человека, облеченного высокой властью. Шамиль относился к своим пленницам с должным уважением и всячески старался скрасить их заточение, но в своем решении оставался тверд он хотел заполучить сына. Дело осложнялось тем, что та самая сумма в миллион серебром, объявленная Шамилем по требованию его наибов, была по тем временам огромной. Князь Чавчавадзе делал все возможное и невозможное, но составить смог только 40 тысяч.

Весть о пленении княжон и об условиях, выдвинутых Шамилем, достаточно резво долетела до Петербурга. Николай I, постоянно относившийся к Джамалуддину с особым участием, повелел начать его из расположения Уланского полка, с которым он, произведенный к тому времени в корнеты, находился в Польше. По дороге в Петербург Джамалуддин, или, как его называли в России Джемал-Эддин Шамиль, узнал обо всех подробностях произошедшего и на вопросительный мотив, хочет ли он возвратиться к отцу, подумав мало, ответил согласием. Во время высочайшей аудиенции, произошедшей в Петербурге, царь поблагодарил его за верную службу и просил передать отцу, что зла на того не держит...

Когда стало известно, что Джамалуддин уже в пути, Шамиль, внутренне сгорая от нетерпения, но внешне оставаясь хладнокровным, заявил наибам, что он соглашается на предложенные 40 тысяч, хотя и вызвал этим ропот посреди своих приближенных. Но тогда перечить ему они не осмелились... Княгиням было объявлено, что они свободны и им только сейчас и останется, что прийти вкупе с Шамилем и его свитой к месту обмена. Это долгожданное событие произошло 10 марта 1855 года...

Джамалуддин, которому в тот самый миг было 23 года, хоть и вел совершенно европейский образ жизни, ни в жизнь не забывал о том, чей он отпрыск. Он прибыл на родину в мундире поручика, но его меньший брат, Гази-Магомед, которого он увидел первым из родных, привез ему черкеску и оружие и попросил переодеться перед встречей с отцом. Когда Шамиль увидел представшего перед ним сына, он был потрясен, хотя внешне никак этого не проявил, только обняв его, крайне длительно не отпускал.

По дороге домой их приветствовала ликующая гурьба, поздравлявшая со счастливым окончанием до того долгой разлуки. Отец и отпрыск были счастливы, ещё не зная, что пройдет 3 года, и Джамалуддин, так и не найдя ни понимания посреди родного народа, обвинявшего его в том, что это аккурат он склонил отца на сговор с неверными, ни применения своим силам, хотя он крайне старался подсобить в деле установления мира, негромко угаснет от неизлечимой формы чахотки...

Закат правителя

Говорили, что политическая элита имама была уничтожена коварством и изменой наибов и его приближенных, русским войском и золотом. Коварство и измена давнехонько уже зрели в рядах как близкого, так и дальнего окружения Шамиля, постоянные боевые действия русских все больше обескровливали остававшиеся верными ему войска, но зачем золото?..

После кончины в феврале 1855 года императора Николая и вступления на престол его сына Александра II наместником Кавказа через 2 года был назначен дружбан юности нового царя, князь А. Барятинский. Он бывал на Кавказе, воевал тут и не единожды отличался в битвах с горцами и неплохо знал их нрав, обычаи и нравы. Предложенный им проект покорения Кавказа был рассчитан на быстроту и натиск, но кроме активных военных действий Барятинский с большим успехом применял и другую тактику. Тактику подкупа. Он понимал, что золото в здешних краях может произвести то, что не сделали и по этот день бессчетные русские войска, присылаемые на Кавказ беспрерывно. А ибо, как мы помним, коварство и измена уже делали родное занятие, то оставалось окончательно негусто. В результате настал час, когда рядом с Шамилем оставались только самые верные и преданные сподвижники, которых было излишне всего ничего для того, чтобы продолжать борьбу...

Теснимый все больше и больше, Шамиль отходил к горесть Гуниб, которая считалась ещё больше грозной и неприступной, чем Ахульго. Понимая родное положение, Шамиль незадолго до этого возложил своему младшему сыну Магомед-Шапи укрепить ее, и вот в настоящее время, в начале августа 1859 года, он вкупе с 400 защитников, которые составили это цифра сообща с жителями аула Гуниб, и ещё с четырьмя пушками готовился удерживать оборону. Он возлагал на эту гору большие надежды, считая, что брать ее будет непросто и что у них есть шанс продержаться на ней не единственный месяц. Когда к горесть было стянуто больше 10 батальонов, прибывший в подножию горы Барятинский предложил Шамилю уложить оружие и заключить мир. Тот ответил: Гуниб высокая гора, я стою на ней. Надо мною, ещё выше, Бог. Русские стоят внизу. Пусть штурмуют.

Барятинский прилагал все возможные усилия, всегда шел на переговоры, только бы избежать кровопролития, но Шамиль упорствовал. Одни предлагали ему сдаться, другие убеждали, что нужно колотиться, он выбрал второе. Ответив на очередное предложение князя лаконичным Сабля наточена и длань готова!, Шамиль тем самым дал знак к началу штурма. Начавшись 22 августа, он был завершен 24-го. Силы были излишне неравны. Поднявшись ввысь, Барятинский увидел страшные последствия штурма, но в самом ауле за возведенными стенами и завалами ещё оставались те немногие, которых возглавлял Шамиль. Барятинский знал, что нужно нимало кот наплакал для того, чтобы сравнять аул с землей, но он еще раз, в тот, что уже раз, отменил решающий штурм и послал Шамилю окончательный ультиматум о сдаче.

Было ясно, что если штурм состоится, погибнут все, в том числе дети и женщины, но Шамиль молчал. И тут он понял, что, как когда-то его сынуля Джамалуддин стал заложником имама, так сейчас и имам должен сделаться заложником своего народа. Шамиль вышел...

Лицо его было непроницаемым, он твердо держался за кинжал, тот, что, хотя вообще-то, никто не собирался у него забирать. Говорят, русские войска, завидев его, в первую очередь замерли в оцепенении, а вслед за тем окрестности огласились их громким Ура!.

Встреча Шамиля с князем Барятинским произошла у ставшего уже знаменитым камня, тот, что лежал в березовой роще недалеко от аула. Князь почтительно приветствовал его и, заверив, что все, кто остался с ним, могут не волноваться за свою бытие, добавил, что фатум самого Шамиля в настоящее время всецело в руках государя императора. Тот ответил, что уповает только на волю Всевышнего...

15 сентября того же 1859 года Шамиль встретился с императором Александром II в городке Чугуеве вблизи от Харькова. Обняв его и подарив золотую саблю, царь сказал: Я весьма рал что ты в конце концов в России. Жалею, что это не случилось раньше. Ты раскаиваться не будешь...

Так началась последняя страничка жизни неистового Шамиля... Во всех русских городах, к немалому удивлению имама, его встречали как самого дорогого и почетного гостя. В Туле ему показали оружейный предприятие, подарили роскошное личное оружие и немалый самовар с именной надписью. Москва сразила его своим размахом, величием и красотой. В Петербурге, где его встречали на вокзале с почетным караулом и оркестром, была произведена иллюминация, великолепие которой, по словам очевидцев, превосходило более того те, что бывали по случаю коронации императорских особ. Шамиль не переставал поражаться тому радушию, с которым его встречали практически кругом от светских салонов, где в его честь устраивали несметные приемы, до городских улиц, где Наполеона Кавказа встречали как истинного героя.

Проводы Шамиля из столицы вылились в громадную демонстрацию еле-еле ли не любви, со всех сторон раздавались приветственные крики и просьбы не отбывать, экипажи запрудили близлежащие улицы, да так густо, что поезд, на котором он должен был отбыть из Петербурга, пришлось задержать. Шамиль был от души тронут таким вниманием и просил передать жителям города следующие слова: Скажите им, что участливость их...доставляет мне такое блаженство, какого я не испытывал при получении сообщения о победе в Дарго в 45-м году и какого не доставляли мне успехи 43-го года в Дагестане.

Так же читайте биографии известных людей:
Имант Судмалис Imant Sudmalis

Имант Янович Судмалис партизан. С шестнадцати лет Имант вступил на путь революционной борьбы в Латвии. Десять лет он находился на подпольной..

Иммануил Валлерстайн Immanuel Wallerstein

Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития.

Иммануил Великовский Immanuel Velikovsky

Еврейско-американский историк, утверждавший, что во II и I тысячелетиях до н.э. Земля пережила ряд катастроф, вызванных сближением с Венерой и Марсом.

Иммануил Кант Immanuil Kant

Иммануил Кант - выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 года.Иммануил Кант известен как один из ярчайших родоначальников немецкой..