Семейный архив. Вячеслав удовик - воронцов

Для самого Пушкина эпиграммы часто были лишь шалостью - он не всегда отдавал себе отчёт, как глубоко могут ранить его слова. Впрочем, ему доводилось использовать поэзию в качестве оружия и вполне осознанно. Такая литературная месть могла изрядно навредить жертве. Даже корректные и изящные эпиграммы Пушкина были очень обидны, ибо били не в бровь, а в глаз. Но очень часто они были ещё вопиюще грубы и откровенно неприличны, что, впрочем, делало их только смешнее.

1. Ланов

«Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождешься, друг мой Ланов,
Пощечин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей».

Иван Николаевич Ланов был сослуживцем Пушкина в Кишинёве. После многочисленных ссор, поэт раз и навсегда решил разобраться с ним при помощи оружия, которым он владел виртуозно. Результат превзошёл ожидания – эпиграмма намертво прилипла к «торжественной» физиономии Ланова, как и следущая оплеуха в пятой главе «Онегина»: «И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут».

2. Дондуков-Корсаков

«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж​**а есть».

Ходили упорные слухи, что своим назначением вице-президент академии наук князь Дондуков-Корсаков был обязан протекции министра просвещения Уварова, известного своими гомосексуальными наклонностями. Сила пушкинского слова такова, что до сих пор все уверены, что бедный князь был глупым как пробка, к тому же мужеложцем и хамом. Что странно – у Дондукова было десять детей, и человеком он был по крайней мере воспитанным и незлопамятным, а скорее всего и очень неглупым - по крайней мере не стал преследовать Пушкина, а напротив сделал много хорошего для его журнала.

Кстати, досталось Дондукову, потому что Пушкин считал, что князь чинит цензурные препятствия его стихам.

3. Воронцов

«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда...
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».

Знаменитая эпиграмма на новороссийского генерал-губернатора гр. Михаила Семеновича Воронцова, который был сыном русского посла в Лондоне и имел материальный интерес в операциях Одесского порта.

4. Аракчеев

«Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Б**и грошевой солдат».


«Комсомольская правда» (№ 33, 10 февраля 1937 г.) проиллюстрировала эпиграммы Пушкина рисунками

«Без лести предан» - девиз аракчеевского герба. Под «б**ю» подразумевалась Настасья Минкина - знаменитая жестокостью любовница Аракчеева и получившая известность благодаря изложению её истории в книге А. И. Герцена «Былое и думы».

Характерно, что у более зрелого Пушкина Аракчеев вызывал чуть ли не симпатию. Отзываясь на его кончину, Пушкин писал жене: «Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться». Хотя и эту цитату можно трактовать двояко – ведь неизвестсно о чём именно мечтал «наговориться» поэт.

5. Орлов и Истомина

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый, е* ».

Помимо того, что Истомина была выдающейся балериной, она считалась одной из самых красивых женщин Петербурга и была окружена толпами поклонников. По одной из версий мишенью поэта был генерал А. Ф. Орлов, к которому Пушкин ревновал красавицу-танцовщицу. Хотя и ей самой тут тоже досталось - он назвал её Лаисой, дав имя знаменитой греческой гетеры, прославившейся красотой и корыстолюбием.

6. Аглая Давыдова

«Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом её стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?»

Бойкая француженка, одна из многочисленных возлюбленных Пушкина, была объектом короткой, но мучительной страсти поэта. Похоже, она не приняла ухаживаний поэта и дала ему отставку - иначе с чего поэт он стал бы осыпать её такими колкими эпиграммами?

7. Сатира на Александра I, в которой больше достаётся Хвостову

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея в век забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вина на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;

Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.

Графа Дмитрия Ивановича Хвостова можно назвать ветераном бранного поля пушкинских эпиграмм – он неоднократно становился мишенью для остроумия поэта. Вот ещё одно хлёсткое четверостишье - эпиграмма на перевод Хвостова «Андромахи» Расина, изданный с портретом актрисы Колосовой в роли Гермионы:

8. Хвостов и Колосова

«Подобный жребий для поэта
И для красавицы готов:
Стихи отводят от портрета,
Портрет отводит от стихов».

Но порой от безжалостного остроумия поэта страдали невинные. Самые яркие примеры – Кюхельбекер и Карамзин.

8. Кюхельбекер

«За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно».

Наверное, все помнят, как доставалось от великого поэта Кюхле - лицейскому товарищу Пушкина, Вильгельму Кюхельбекеру.

Когда в «Лицейском мудреце» появилась пушкинская эпиграмма, намекавшая на то, что Вильгельм пишет очень скучные и занудные стихи, несчастный Кюхельбекер хотел утопиться в пруду, но был вовремя оттуда извлечен. После другой известнейшей эпиграммы Пушкина - про «кюхельбекерно и тошно» - взбешенный Вильгельм потребовал сатисфакции. Но секунданты дуэлянтов зарядили пистолеты клюквой и никто не пострадал.

Вообще у Пушкина редкий год обходился без вызова на дуэль, причем повод к поединку нередко давал сам поэт. Недавно мы , которые упоминаются в исторических документах или мемуарах - воистину он впечатляет!

9. Карамзин

«В его „Истории“ изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута».

Несчастный Карамзин даже расплакался, когда получил от своего 18-летнего любимца такую квалификацию «Истории государства российского» – книги, которая до сих пор считается одной из лучших по истории России.

Впрочем, Александр Сергеевич и к самому себе относился с юмором. Эту шуточную эпитафию самому себе он сочинил, когда ему было 16 лет.

10. Пушкин

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

ЭПИГРАММЫ А.С.ПУШКИНА *

"Комсомольская правда" (№ 33, 10 февраля 1937 г.) проиллюстрировала некоторые эпиграммы Пушкина рисунками (художники, оформлявшие номер газеты - В.Брискин, В.Фомичев, В.Коновалов - кто конкретно рисовал не указано), снабдив их пояснениями.

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага:

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится:

Приятней. если он, друзья

Завоет сдуру: это я!

А.С.Пушкин
"Евгений Онегин"

Вперед! Всю вашу сволочь буду

Я мучить казнию стыда,

Но, если же кого забуду,

Прошу напомнить, господа!

О сколько лиц бесстыдно-бледных,

О, сколько лбов широко-медных

Готовы от веня принять

Неизгладимую печать!

А.С.Пушкин
"О муза пламенной сатиры..."

Разумеется, эпиграммы А.С.Пушкина при его жизни (да и многие годы после его смерти) в печатном виде не появлялись и были своего рода "самиздатом пушкинского времени".

А чего удивляться? Неблагонадежен был-с!

Ведь утверждал А.С. еще в 1822 году, что "Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство, а нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян".

А Радищева кто хвалил? Опять же Пушкин.

И еще писал Александр Сергеевич, что "Куда недосягает меч закона, туда достает бич сатиры".

И как всегда оказывался прав:

"Острая шутка не есть окончательный приговор. *** сказал, что у нас есть три Истории России: одна для гостиной , другая для гостиницы , третья для гостиного двора ".

"Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке".

А в передовице "Слава русского народа" из газеты "Правда" (№ 40, 10 февраля 1937 г.) приводился отрывок из дневника князя П.Долгорукого:

"Охота взяла Смирнова спорить с ним (с Пушкиным), и чем более он опровергал его, тем более Пушкин разгорался, бесился и выходил из терпения. Наконец полетели ругательства на все сословия. Штатские чиновники - подлецы и воры, генералы - скоты большею частью, один класс земледельцев - почтенный. На дворян русских особенно нападал Пушкин. Их надобно всех повесить, а если б это было, то он с удовольствием затягивал бы петли".

Конечно, то ли граф Долгоруков, то ли "Правда" оклеветали великого поэта. Ну не мог он такие экстремистские мысли высказывать. Долгоруков вообще тот еще персонаж был.

Но может и не оклеветали. Ведь как бывает, начнешь с каким-нибудь идиотом спорить, так такого наговоришь... Лучше уж эпиграммой его. Или еще как-нибудь иносказательно.

А что писал Пушкин декабристам: "Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье..."? Ну, что там дальше, вы все знаете, конечно.

Но ведь не только бич сатиры для властей бывает неприемлем. Даже иносказания бывают неприятны.

Сложной оказалась история "Сказки о попе и о работнике его Балде". Написал ее Пушкин в 1830 году, а издана она была только после его смерти в 1840 году, да еще В.Жуковский по цензурным соображениям заменил попа на купца Кузьму Остолопа. А подлинный текст был напечатан только в 1880 году П.Е.Ефремовым. И спасибо ему за это.

Не повезло даже "золотому петушку" , что Пушкина, конечно, огорчало:

" Цензура не пропустила следующие строки в сказке моей о золотом петушке:

Царствуй, лежа на боку

Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирюкова"

И поэт делал вывод, сохраняющий свою актуальность и сейчас:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежнуюЗакона.

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.


Остроумность Пушкина высоко ценилась в обществе его друзей, где он мог вдоволь поупражняться в этом мастерстве слова, придумывая все новые колкости.


«Здесь,в Кишинёве, в пёстрой обстановке захолустного города, поэт нашёл много мишеней для своего остроумия и щедрою рукой рассыпал остроты и эпиграммы, экспромты и сатиры, добродушные и злобные...
Он обладал невероятной способностью быстро реагировать на колкие замечания в свой адрес, хотя сам не очень любил, когда подшучивали над ним. От его язвительной иронии не мог скрыться никто из того круга, с кем общался поэт. Он находился постоянно в центре внимания, развлекая женщин из высшего света своим остроумием, унижая кавалеров и чиновников, высмеивая или ставя в неловкое положение своего оппонента.»

«Он … поставил себе за правило помнить злo и не отпускать должникам своим. ... Дамоклесов меч не снимался с повинной головы, пока приговор его не был приведён в исполнение» - эта характеристика, данная Пушкину Вяземским, - повод для сравнения поэта с его же героем, Сильвио, из "Выстрела".

Из высказываний современников мы узнаём о чрезмерной чувствительности Пушкина «ко всякой насмешке», он «за малейшую против него неосторожность готов был отплатить эпиграммой или вызовом на дуэль».

«Эпиграмма была его кинжалом. Он не щадил ни врагов правоты, ни врагов собственных, поражал их прямо в сердце, не щадил и всегда готов был отвечать за удары свои.» (А. Ф. Вельтман. Воспоминания о Бессарабии // А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1, с. 292).

Причем Пушкин, высказывая сатирические замечания, абсолютно не боялся наказания за это. Он мог с легкостью предупредить человека, что напишет на него эпиграмму и даже подпишется под ней, чтобы с ним было проще свести счеты. А потом, когда выходила эпиграмма, и высмеянный в ней человек просто негодовал, Пушкин заявлял, что ни одним словом не упомянул имя этой персоны, а если он заметил очевидное сходство с написанным стихотворением, то это не проблемы поэта.

"Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится;
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!"

Не всегда предавая эпиграммы гласности, он неизменно хранил их в своём арсенале. Говоpя о количестве своих эпиграмм, поэт часто называет большие цифры: "их всех около 50 и все оригинальные", "у меня их пропасть","И вылей сотню эпиграмм / На недруга и друга!" (I, 60). Последнее число как раз отражает количество дошедших до нас пушкинских эпиграмм - их около ста.

Вот примеры некоторых из них:

ПРИЯТЕЛЮ.

Не притворяйся, милый друг,
Соперник мой широкоплечий!
Тебе не страшен лиры звук,
Ни элегические речи.
Дай руку мне: ты не ревнив,
Я слишком ветрен и ленив,
Твоя красавица не дура;
Я вижу все и не сержусь:
Она прелестная Лаура,
Да я в Петрарки не гожусь.

(1821 г. Кишинёв.)

Стихи обращены к приятелю Пушкина по Кишинёву Николаю Степановичу Алексееву.
(«Твоя красавица» - М. Е. Эйхфельд. «Лаура» - возлюбленная Петрарки, в XIV веке воспетая в его сонетах. Строка «Нельзя ль найти подруги нежной» - цитата из послания Баратынского «Коншину», опубликованного накануне.)

В январе 1822 г. в Кишиневе между Пушкиным и статским советником И. Н. Лановым произошло столкновение, чуть не закончившееся поединком. Вместо выстрела поэт сочинил и пустил по рукам эпиграмму "Бранись, ворчи, болван болванов..." (1822).

Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождешься, друг мой Ланов,
Пощёчин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей.
***

Посылая эпиграмму на Аглаю Давыдову брату 24 января 1822 г., Пушкин писал: «Если хочешь, вот тебе еще эпиграмма, которую ради Христа не распускай, в ней каждый стих - правда»:

НА А.А. ДАВЫДОВУ

Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом ее стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?
***

У Кларисы денег мало,
Ты богат - иди к венцу:
И богатство ей пристало,
И рога тебе к лицу.
(Кишинёв. 1822 г)
***

ХРИСТОС ВОСКРЕС

Христос воскрес, моя Реввека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить -
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.
(Кишинёв. 1821 г.)
***

«КНЯЗЬ Г. СО МНОЮ НЕ ЗНАКОМ»
(Адресат эпиграммы неизвестнен.)

Князь Г. со мною не знаком.
Я не видал такой негодной смеси;
Составлен он из подлости и спеси,
Но подлости побольше спеси в нем.
В сраженье трус, в трактире он бурлак,
В передней он подлец, в гостиной он дурак.
***

НА ФОТИЯ

Полу-фанатик, полу-плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких, -
Полу-благих, полу-святых.
***

«НЕ ЗНАЮ ГДЕ, НО НЕ У НАС...»

(Эпиграмма на М. С. Воронцова,
Напечатана в «Северных цветах»,1823).

Не знаю где, но не у нас,
Достопочтенный лорд Мидас,
С душой посредственной и низкой, -
Чтоб не упасть дорогой склизкой,
Ползком прополз в известный чин
И стал известный господин.
Еще два слова об Мидасе:
Он не хранил в своем запасе
Глубоких замыслов и дум;
Имел он не блестящий ум,
Душой не слишком был отважен;
Зато был сух, учтив и важен.
Льстецы героя моего,
Не зная, как хвалить его,
Провозгласить решились тонким...
***

Ещё одна широко известная эпиграмма на графа Воронцова:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
***

ПРИЯТЕЛЯМ

(Эпиграмма адресована политическим противникам Пушкина.)

Враги мои, покамест я ни слова...
И, кажется, мой быстрый гнев угас;
Но из виду не выпускаю вас
И выберу когда-нибудь любого:
Не избежит пронзительных когтей,
Как налечу нежданный, беспощадный.
Так в облаках кружится ястреб жадный
И сторожит индеек и гусей.
(1825 г.)
***

ПРОЗАИК И ПОЭТ

О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!
***

Нет нужды расшифровывать тексты эпиграмм, они говорят сами за себя и отчётливо характеризуют мятежный нрав Пушкина.

«В эпиграммах Пушкину кого-то достаточно было только хлестнуть, кого-то - необходимо "прихлопнуть", а кого-то – освистать ("Недавно я стихами как-то свистнул...", "Я свистом гимны заглушил"), кому-то дать пощёчину ("В полученье оплеухи / Расписался мой дурак"), кого-то уязвить ("Готовлю язвы эпиграмм"), а на кого-то просто плюнуть ("Жив, жив Курилка!").»*

«СОБРАНИЕ НАСЕКОМЫХ» - эпиграмма на современных литераторов.

Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки.
(Крылов.)

Мое собранье насекомых
Открыто для моих знакомых:
Ну, что за пестрая семья!
За ними где ни рылся я!
Зато какая сортировка!
Вот Глинка - божия коровка,
Вот Каченовский - злой паук,
Вот и Свиньин - российский жук,
Вот Олин - черная мурашка,
Вот Раич - мелкая букашка.
Куда их много набралось!
Опрятно за стеклом и в рамах
Они, пронзенные насквозь,
Рядком торчат на эпиграммах.
(1830 г.)

Своими эпиграммами поэт-сатирик оставляет на лице адресатов вечный отпечаток:
"О, сколько лиц бесстыдно-бледных, / О, сколько лбов широко-медных / Готовы от меня принять / Неизгладимую печать!"

Поэт, имея своё мнение, мог его выразить в эпиграмме и на высокопоставленного сановника, на чиновника высокого ранга, и даже на самого царя.

Эпиграмма на Аракчеева А. А.:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Б..ди* грошевой солдат.

(*Речь идёт о любовнице Аракчеева - Минкиной Н.Ф.)

По словам Цявловского, "употребление Пушкиным в произведениях вyльгаризмов часто не просто черта времени, а вполне сознательно применяемый приём, которым он пользовался осознанно. Цель применения этого приёма Пушкин объясняет в одном из писем Вяземскому (декабрь 1823): "...я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую поxабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утончённости. Грубость и простота более ему пристали. Проповедую из внутреннего убеждения, но по привычке пишу иначе" (ХIII, 81). В своих эпиграммах поэт как раз не писал "иначе".

В третьей кишинёвской тетради Пушкина некоторые стихотворения небольшого объёма записаны под общими заголовками "Эпиграммы во вкусе древних". Присутствие среди них таких сатирических эпиграмм, как "Оставя честь судьбе на произвол...", вновь подтверждает, что «связь с древней, античной традицией в отношении к эпиграмме постоянно осознавалась поэтом. В этом плане для Пушкина грубость была одним из элементов, изначально присущих жанру - подобно тому, как торжественность свойственна оде, а грусть - элегии.»

Прилагаю список некоторых эпиграмм А.С. Пушкина разных лет, которые легко можно найти в интернете и прочитать:

Пушкин А. С.
Эпиграмма (Аптеку позабудь ты для венков лавровых)
Эпиграмма (Арист нам обещал трагедию такую)
Эпиграмма (Двум Александрам Павловичам)
Эпиграмма (Жалоба)
Эпиграмма (Князь Г. со мною не знаком)
Эпиграмма (Когда б писать ты начал с дуру)
Эпиграмма (Лечись - иль быть тебе Панглосом)
Эпиграмма (Лук звенит, стрела трепещет)
Эпиграмма (Охотник до журнальной драки)
Эпиграмма (Русскому Геснеру)
Эпиграмма (Супругою твоей я так пленился)
Эпиграмма (Твои догадки - сущий вздор)
Эпиграмма (У Кларисы денег мало)
Эпиграмма (Угрюмых тройка есть певцов)
Эпиграмма (Хоть, впрочем, он поэт изрядный)
Эпиграмма на А. А. Давыдову (Иной имел мою Аглаю)
Эпиграмма на А. А. Давыдову (Оставя честь...)
Эпиграмма на Александра I
Эпиграмма на Аракчеева - 1
Эпиграмма на Аракчеева - 2
Эпиграмма на Б. М. Федорова
Эпиграмма на Баболовский дворец
Эпиграмма на Булгарина - 1
Эпиграмма на Булгарина - 2
Эпиграмма на Великопольского
Эпиграмма на Воронцова - 1
Эпиграмма на Воронцова - 2
Эпиграмма на Воронцова - 3
Эпиграмма на Воронцова - 4
Эпиграмма на Гнедича
Эпиграмма на гр. А. К. Разумовского
Эпиграмма на гр. Ф. И. Толстого
Эпиграмма на Дондукова-Корсакова
Эпиграмма на женитьбу генерала Н. М. Сипягина
Эпиграмма на К. Дембровского
Эпиграмма на Карамзина
Эпиграмма на Каченовского - 1
Эпиграмма на Каченовского - 2
Эпиграмма на Каченовского - 3
Эпиграмма на Каченовского - 4
Эпиграмма на Каченовского - 5
Эпиграмма на Каченовского - 6
Эпиграмма на Каченовского - 7
Эпиграмма на кн. А. Н. Голицына
Эпиграмма на Колосову
Эпиграмма на Кюхельбекера
Эпиграмма на Ланова
Эпиграмма на модные унылые элегии
Эпиграмма на Надеждина - 1
Эпиграмма на Надеждина - 2
Эпиграмма на Надеждина - 3
Эпиграмма на Надеждина - 4
Эпиграмма на Надеждина - 5
Эпиграмма на Пешеля
Эпиграмма на поэтессу
Эпиграмма на Пучкову - 1
Эпиграмма на Пучкову - 2
Эпиграмма на Рыбушкина
Эпиграмма на смерть стихотворца
Эпиграмма на современную литературу
Эпиграмма на современных литераторов
Эпиграмма на Стурдзу - 1
Эпиграмма на Стурдзу - 2
Эпиграмма на трагедию гр. Хвостова
Эпиграмма на трех цензоров
Эпиграмма на Туманского
Эпиграмма на Ф. Н. Глинку
Эпиграмма на Фотия
Эпиграмма на Чирикова
Эпиграмма на Ширинского-Шихматова

Почему Пушкин "заверял" Липранди, что эпиграмма на Воронцова не была им написана, а лишь два или три раза повторена? Потому что Липранди не мог не упрекнуть поэта в сочинении им явного поклепа на всеми уважаемого генерал-губернатора. Подобные упреки Пушкин мог услышать и от доброжелательно относившихся к нему А. И. Левшина, поэта В. И. Туманского и других сотрудников воронцовской канцелярии. В свое оправдание он и хотел представить эпиграмму как острое словцо, сказанное им в каких-то компаниях.

Из слов Липранди следует, что он был знаком с двумя вариантами эпиграммы - и с первым вариантом, начинающимся словом "полумилорд", и со вторым вариантом со словом "полугерой". Первый вариант эпиграммы Пушкин не раз декламировал среди приятелей и знакомых, кем-то он был записан и дошел до нас в нескольких списках. А второй вариант был, видимо, сочинен позже. Липранди успел с ним познакомиться, но никто его не записал. Этот вариант Пушкин включил в письмо к П. А. Вяземскому от 8–10 октября 1824 года.

В первом варианте эпиграммы Пушкин называет Воронцова "полумилордом", "полукупцом", "полумудрецом", "полуневеждой" и "полуподлецом". И высказывает надежду, что тот "будет полным наконец". Да, конечно, Воронцова можно было назвать полумилордом, так как детство и юность его прошли в Англии, где он получил прекрасное воспитание и образование. Приложимо к нему и имя полукупец, так как на посту генерал-губернатора он не чурался ни торговых, ни иных экономических вопросов. Не было ничего обидного и в том, что поэт назвал его полумудрецом. Вполне очевидно, что граф не претендовал на то, чтобы его считали мудрецом.

Во втором варианте эпиграммы Пушкин отбрасывает слова "полумилорд", "полукупец" и "полумудрец" и добавляет уничижительное слово "полугерой". Обычно исследователи связывают это слово с тем, что в декабре 1823 года М. С. Воронцов не был произведен в полные генералы, то есть остался как бы полугенералом. Но если бы это было так, то Пушкин и должен был бы назвать Воронцова в эпиграмме "полугенералом", а не "полугероем".

Рождение слова "полугерой", конечно же, также связано с общением Пушкина с С. Г. Волконским. Это для Волконского Воронцов не был настоящим героем. Он, например, ставил под сомнение героизм Воронцова в сражении под Краоном в феврале 1814 года, когда корпус графа успешно противостоял превосходящим силам противника, которыми командовал сам Наполеон. За это сражение, как отмечалось выше, М. С. Воронцову был пожалован орден Св. Георгия 2-й степени - третий Георгий в его военной карьере. С. Г. Волконский, видимо, сумел убедить Пушкина в том, что Воронцова нельзя считать настоящим героем. И поэт называет героя Бородина и немалого числа других сражений "полугероем".

Можно сказать, что С. Г. Волконский стал своего рода "соавтором" Пушкина в сочинении злосчастной эпиграммы. Благодаря поэтическому гению Пушкина эпиграмма получилась выразительной в художественном отношении, а благодаря "соавторству" Волконского по содержанию она оказалась близкой к пасквилю или клевете. Таким образом, не те или иные действия М. С. Воронцова, как считают многие исследователи, а влияние С. Г. Волконского стало причиной того, что уважительное отношение Пушкина к генерал-губернатору сменилось враждебностью, стало причиной рождения злых слов поэта о наилучшем для него начальнике.

В письме к В. А. Жуковскому Пушкин пошел еще дальше в отрицании военных заслуг Воронцова: "Но полумилорд Воронцов даже не полугерой. Мне жаль, что он бессмертен твоими стихами, а делать нечего"22. Жуковский оставил без ответа сожаление Пушкина о том, что он обессмертил Воронцова своими стихами. Он не был предубежден против Воронцова, а потому и не жалел, что отдал должное его героизму в стихотворении "Певец во стане русских воинов".

Известный литературовед П. Е. Щеголев более 70-ти лет тому назад написал: "О Воронцове можно сказать, что и до сих пор он еще не разоблачен окончательно, особенно у пушкинистов. Уж слишком давил он исследователей авторитетом имени, сана, богатства, английского воспитания, и они никак не могли принять полностью на сто процентов высказывания о нем Пушкина: "Полугерой, полуневежда, к тому ж еще полуподлец!., но тут однако ж есть надежда, что полным будет наконец"23.

Слова Щеголева не пропали втуне. За прошедшие семь десятилетий пушкинисты "исправились" - многие из них не сомневаются в правоте Пушкина и считают, что М. С. Воронцов действительно был и полугероем, и полуневеждой, и полуподлецом, как говорится в эпиграмме.

Но есть и иная, противоположная оценка пушкинской эпиграммы. "Если называть вещи своими именами, - пишет Юрий Дружников, - "полуневежда" и "полуподлец" были бесстыдной ложью, а эпиграмма в целом клеветой, едкой, несправедливой, злобной, и от злобы - неостроумной"24.

При всем преклонении перед гением Пушкина, нельзя не признать, что его эпиграмма действительно была если и не клеветой, то, во всяком случае, поклепом, наветом, наговором на М. С. Воронцова. Михаил Семенович был отнюдь не полуневеждой, а образованнейшим человеком. Для него, якобы полуподлеца, честь и достоинство являлись важнейшими жизненными принципами. И он был не просто героем, а героем из героев. И Пушкин знал об этом. Знал и, как это ни прискорбно, постарался забыть и сочинил эпиграмму-поклеп. Кстати, при жизни Пушкина эта эпиграмма не была опубликована.

Считается, что Пушкин посвятил М. С. Воронцову еще одну эпиграмму. В ней рассказывается о придворном льстеце, который в разговоре с царем выразил радость в связи с казнью испанского революционера Риего.

Признать героем этой эпиграммы М. С. Воронцова значит объявить Пушкина автором еще одного поклепа на графа. Во-первых, М. С. Воронцов не был придворным льстецом, всю жизнь он стремился жить и служить подальше от Петербурга, от царского двора. А во-вторых, когда известие о казни Риего достигло России, Михаила Семеновича отделяло от Александра I более тысячи верст, и разговор между ними не мог состояться.

Известный петербургский филолог С. А. Фомичев, разделяя общее мнение, что в этой эпиграмме изображен М. С. Воронцов, пишет: "Придворный льстец" не вешал Риего, но он вслух надругался над падшим, чем нарушил не только христианские заповеди, но и принятые правила приличия"25. Эти слова являются очередным наговором на генерал-губернатора Новороссии. Ведь никто и никогда не обвинял М. С. Воронцова, человека глубоко верующего и порядочного, ни в нарушении христианских заповедей, ни в нарушении правил приличия. Не было причин для таких обвинений. Напротив, Михаил Семенович старался помочь "падшим", в том числе и С. Г. Волконскому, а не злорадствовал в связи с их судьбой.

Многие исследователи считают, что М. С. Воронцову посвящено еще несколько эпиграмм. В одной из них рассказывается о некоем лорде Мидасе с его непривлекательными качествами и низкими поступками. Однако в этой эпиграмме невозможно увидеть даже карикатурного портрета генерал-губернатора. А потому связывать ее и другие эпиграммы с именем М. С. Воронцова, значит обвинить Пушкина в авторстве еще нескольких поклепов на генерал-губернатора.

Пушкин назвал эпиграммой на М. С. Воронцова лишь одну - ту, в которой граф объявляется полуневеждой, полугероем и полуподлецом. Известный историк и археограф П. И. Бартенев пишет, что в конце жизни Пушкин раскаялся в сочинении этой эпиграммы. Собирая материалы к биографии поэта, Бартенев встречался и беседовал с оставшимися в живых его друзьями и знакомыми. От кого-то из них он, видимо, и услышал об этом раскаянии. От кого - неизвестно. Но вполне очевидно, что по прошествии времени Пушкин не мог не признать, что, наговаривая на М. С. Воронцова, он унизил не его, а самого себя.

Обратимся к последним неделям жизни Пушкина в Одессе.

"Я сделала запас научных книг, чтобы насыщаться ими в течение дня, - пишет В. Ф. Вяземская мужу 15 июля, - а Для развлечения у меня будет несколько романов, итальянские спектакли и Пушкин, который скучает гораздо больше меня: три женщины, в которых он был влюблен, недавно уехали. Что ты на это скажешь? Это в твоем духе. К счастью, одна возвращается на этих днях; я пророчу ему, что вы часто будете соперниками"26.

Три женщины, в которых был влюблен Пушкин, это, скорее всего, Амалия Ризнич, Каролина Собаньская и Е. К. Воронцова. Последняя вот-вот должна была возвратиться из Крыма, что и произошло 23 июля. А М. С. Воронцов из-за болезни вынужден был задержаться в Крыму. В письме Вяземской мужу, отправленном 25 июля, говорится: "Гр. Воронцова и Ольга Нарышкина возвратились два дня тому назад, мы постоянно вместе и даже более дружны. Во время отсутствия графини я играла на ее клавесине, которого нет у меня в деревне, пользовалась ее купальней и ее маленькими лошадками"27.

Из письма В. Ф. Вяземской от 27 июля: "С тех пор, как Ольга Нарышкина, ее муж и гр. Воронцова возвратились, мы неразлучны, и мой праздничный образ жизни восстановился; они очень заботливы по отношению ко мне. Я ежедневно обедаю и ужинаю у них, потому что они будут здесь только пять или шесть дней и потому что мы живем рядом; это не мешает мне заботиться о детях. Сегодня мы отправляемся морем на спектакль. После отъезда графини Николай получит в полное свое распоряжение ее маленький экипаж и 4 совсем маленькие лошадки, он сияет от этой надежды"28.

Ни в одном из писем В. Ф. Вяземской к мужу ни слова не говорится о встречах Пушкина с Воронцовой после ее возвращения из Крыма. Почему? Может быть, потому, что Пушкин ни разу не был на даче у графини до прощального визита 29 июля? Елизавета Ксаверьевна готовилась к поездке в Белую Церковь, где у А. В. Браницкой жили ее дочь и сын, и ей, возможно, было не до гостей. Кроме того, до нее, по-видимому, дошла эпиграмма Пушкина на ее супруга, и она, оскорбившись и посчитав Пушкина неблагодарным, могла не захотеть встречаться с ним.