Второстепенные члены предложения - залог существования распространенных предложений

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Тема: Главные и второстепенные однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Цели:

1. Формировать навык оформления на письме предложений с однородными членами.



2. Учить анализировать по составу предложения с однородными членами.

3. Развивать речь учащихся.

4. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Карточки для составления схемы «Классификация членов предложения».

План урока

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний
  3. Чистописание
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Усвоение новых знаний
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

— Читаем предложение и объясняем, какие буквы вставили в слово, почему.

рЕбята (сл.сл), опИсания (пи шет), прИроды (сл.сл.), трАвинке (тра вы), цвЕтке (цве т), лИсточек (ли ст), интЕреснейшие (сл.сл.)

— Поставили ли запятые? Почему? (здесь есть однородные члены предложения, которые связаны интонацией перечисления)

— Давайте вспомним классификацию членов предложения. Какими могут быть члены предложения? (главными и второстепенными)

Главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?» — это… (подлежащее)

— Как мы подчеркиваем подлежащее? (одной чертой)

— Главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» — это… (сказуемое)

— Как мы подчеркиваем сказуемое? (двумя чертами)

— Как мы подчеркиваем второстепенные члены предложения? (волнистой линией)

— Если в предложении есть слова, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос, то какие это члены предложения? (однородные)

— Мы с вами уже знаем, что однородные члены предложения могут быть и главными, и второстепенными.

— Посмотрите, какая схема у нас получилась! Эта схема сегодня будет нам на уроке помогать.

3. Чистописание

О О О ОО Ш Ш Шш Шо Шо Шоко Ол

Словарные слова: Олень, шоколад

— Прочитайте слово. Какие буквы вы бы вставили? (две буквы о)

Подбор ассоциаций:

— В этом слове мы найдем спрятавшиеся слова: шок, кол. Если я получу кол, у мамы будет шок, и она мне больше не купит шоколада.

Шок кол шоко шоколад шоколадный

Подбор родственных слов: шоколадный

— Отгадайте загадку:

Я скажу, а ты — поверь.
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу зверь неспроста,
Два огромнейших куста,
Их ему носить не лень
Зверя же зовут?…(Олень)

— Какое место в слове олень опасное? Какую букву вставим? (о)

— Какое слово спряталось внутри? (лень) А как мы вздыхаем, когда нам лень что-то делать, но надо? (Ох) -> Ох лень

— Посмотрите, как еще можно запомнить: на рогах у оленя очень удобно можно положить букву О, и она никуда не укатится!

Ох ох лень лень оле оле олень оленина

Подбор родственных слов: олений, оленина

— Попробуйте составить предложение, в котором будет сразу два наших новых слова олень и шоколад . Запишите его.

4. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня мы продолжаем работать с предложениями, в которых есть однородные члены. Мы с вами будем находить однородные члены предложения и объяснять, являются они главными или второстепенными однородными.

5. Усвоение новых знаний

Учитель читает стихотворение.

— Понравилось вам стихотворение? Красиво описана природа? Какая радость произошла в стихотворении? (родился оленёнок)

Первое предложение разбирает учитель, показывая образец разбора предложения с однородными членами. Последнее предложение разбирает и комментирует ученик у доски.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала

Упр. 60. Составление предложений с однородными членами, разбор и составление схемы (1 ученик у доски)

Чтение текста учителем

— Из чего делали конфеты?

— Как делали конфеты в древнем Риме?

— А как их делали французы?

— Что используют сегодня при производстве конфет? Что добавляют в конфеты для аромата?

Составление плана (Учитель записывает на доске)

— У нас есть три абзаца, три части. Давайте дадим им название. Как назовем первую часть / вторую / третью?

— Опорные слова:

1 часть – полакомиться, финики, мёд, орехи

2 часть – древний Рим, орехи с мёдом и семечками; французы, засахаривали

3 часть – при производстве, для аромата, ванилин

Пересказ текста по плану на доске (2-3 ученика)

— Назови предложение, в котором есть однородные члены.

7. Итог урока. Рефлексия

— Могут ли однородные члены предложения быть подлежащим? А сказуемым? А второстепенными членами предложения?

— Кому было что-то непонятно на уроке?

8. Домашнее задание

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

И моя благодарность останется с вами!

Тема: «Однородные второстепенные члены предложения»

Цели и задачи урока:

Образование : научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложения

Развивающая : развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутье, интерес к предмету русского языка у учащихся, творческие способности.

Воспитательная : воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности.

Оборудование : учебник, тетради, карточки, ноутбук, интерактивная доска

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

На восток… ух…дила вверх под голубое небо снегов… г…ра. Др…мучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершин... д…ревьев еще д…ржалась длинная п…лоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л…сной ч…щи. А зу…чатый гребень г…ры купался в в…лнах з…л…того со…нца.

Ответ. На востоке уходила вверх под голубое небо снеговая гора. Дремучий темный лес поднимался у ее подножия. Кое-где на вершине деревьев еще держалась длинная полоса бледного тумана. День медленно продвигался в глубь лесной чащи. А зубчатый гребень горы купался в волнах золотого солнца.

3. Минутка чистописания.

На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Ш...ФЕР, В...ГОН, В...КЗАЛ

Найдите в данных словах общее?

(Имена существительные. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»)

Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН.

В словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН непроверяемая безударная гласная А.)

Значит, мы будем писать на чистописании букву А.

Гласную букву А мы напишем с буквами, которые встречается в двух последних
словах. (ва, аг, ал)

4. Словарно-орфографическая минутка.

К данным словам добавьте нужное количество букв так, чтобы получились слова. Запишите эти слова.

Бгж, всмь, дрвн, звтрк, крндш, клсс, мгзн, пссжр, рсскз, трмвй.

(Багаж, восемь, деревня, завтрак, карандаш, класс, магазин, пассажир, рассказ, трамвай)

Проверьте.

5. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Ю. Тувим

Есть ли здесь слова, которые мы произносим с интонацией перечисления?

Как называются члены предложения, которые произносим с интонацией перечисления? (однородные члены предложения)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. И цель нашего сегодняшнего урока научиться определять однородные второстепенные члены предложения и выделять их в предложении.

6. Работа над новой темой.

Прочитайте предложения.

Оживают поля, леса, луга. (Именительный падеж)

Солнце осветило поля, леса, луга. (Винительный падеж)

Какие слова совпадают по звучанию?

В каком падеже стоят слова в 1-м предложении, во 2-м предложении?

Разберите предложения по членам. Какую ошибку можно допустить при разборе предложения?(одинаковая форма слова)

По каким признакам определяют второстепенные члены предложения? (отвечают на вопросы косвенных падежей)

Какое из этих предложений нераспространенное? Распространенное?

Пронаблюдайте, каким членом предложения могут ещё являться однородные члены?(второстепенным)

Начертите схему второго предложения.

Сделайте вывод.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике?

Правильно ли вы сделали вывод об однородных членах предложения?

Прочитайте вывод в учебнике на с.108.

7. Физкультминутка с использование видеоматериала

8. Закрепление изученного материала.

Пользуясь правилом давайте выполним упражнение 245 на с.109 с комментированием.

9. Самостоятельная работа по слайду.

Ребята, Незнайка при письме допустил ошибки. Давайте ему поможем.

Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки.

В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

(1 человек устно объясняет у доски)

10. Итог.

Что нового узнали об однородных членах предложения?

С каким новым знанием вы уходите с урока?

Что знали до этого урока? Что знаете теперь?

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.

Выучить правило.

Второстепенные члены предложения, образуя сочиненный ряд словоформ, обязательно оказываются соподчиненными, так как они обнаруживают одинаковую синтаксическую зависимость от одного и того же члена предложения (главного или второстепенного) или всего предложения в целом, если занимают позицию детерминанта. Например, зависимость от глагола-сказуемого: Так вот мы тихо и мирно шли из театра (Сол.); зависимость от предикативной основы в целом: В глухой тайге, в холодной тундре, в сыпучих песках жарких пустынь и среди скалистых гор стали появляться тысячи строителей, возникали города (Закр.).

Однородные дополнения относятся к одному и тому же слову, находятся в одинаковых отношениях к нему и имеют форму одного и того же падежа: В тот вечер Александр Блок отмечал в своем дневнике этот дым, эти краски (Наб.); Спрятаться от дождя и ветра было почти негде (Сим.).

Однородные дополнения могут быть выражены и инфинитивом: Приказано было явиться на экзамен вовремя и отчитаться перед группой.

Однородные обстоятельства, обнаруживая одну и ту же синтаксическую зависимость, как правило, объединяются одним и тем же значением (времени, места, причины, образа действия и т.д.): Должно быть, от этого чужого воздуха, от помертвелых улиц и дождевой сырости я чувствовал полное одиночество (Пауст.) - три обстоятельства причины; Речь его лилась тяжело, но свободно (М. Г.) - два обстоятельства образа действия; Между окнами и по стенам висело около дюжины крошечных деревянных клеток...

(Т.) - два обстоятельства места. Однако возможно иногда объединение и разноименных обстоятельств при условии обобщенности значения сочетающихся слов: Где-то, когда-то я слышал эти слова, Зачем и почему мне необходимо здесь быть? В таком случае они не однородны, хотя обнаруживают сочинительную связь.

Обстоятельства могут давать довольно сложное семантическое объединение: В самую тихую зиму по какой-нибудь алой зорьке под вечер предчувствуешь весну света (Пришв.).

Однородные обстоятельства могут быть как морфологизованными, так и оформленными по-разному: Сердце у меня начало биться тяжело и быстро (Пауст.); Листья на деревьях задрожали от этого смеха или оттого, что ветер все метался по саду (М. Г.); ...Объясняла дама тихим голосом и не поднимая глаз (М. Г.); Макар вовремя и без особого усилия рванул на себя дверь (Шол.).

Однородные определения одинаково зависят от одного и того же определяемого слова и связаны с ним непосредственно, т.е. друг с другом вступают в параллельную синтаксическую связь с отношениями перечисления. Однородные определения могут быть согласованными и несогласованными. И те и другие могут сочетаться в одном сочиненном ряду. Примеры: Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову (Булг.); ...Землистые лица покрылись пятнами румянца, раздражения и злости (Сераф.); Впереди стоял комендант, старик добрый и высокого росту (П.);

В русском синтаксисе существуют члены предложения, которые, находясь в подчинении у главных членов предложения, играют роль пояснения, уточнения, дополнения грамматической основы предложения. Их называют второстепенные члены предложения. От их наличия или отсутствия в предложении зависит статус или нераспространенное. Зная, к какому слову из пары относится тот или иной второстепенный член, можно охарактеризовать предложение как полное или неполное.

Различают три типа второстепенных членов:

  • определение (и его разновидность приложение), отвечающее на вопросы прилагательного и распространяющее подлежащее или другой член предложения, выраженный именем существительным или местоименным словом;
  • дополнение выражено существительным или местоимением, отвечает на и распространяет сказуемое или другой член, выраженный глаголом, глагольными формами, существительным, местоимением или наречием;
  • обстоятельство (имеет несколько разрядов в зависимости от того, что означает и на что указывает) распространяет сказуемое и те же члены, что и дополнение, отвечает на наречные вопросы.

В простом предложении часто встречаются второстепенные члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы и относятся к одному главному члену предложения, а между собой связаны или сочинительной связью, или интонационно. В таком случае имеет место однородность второстепенных членов предложения. Синтаксическая характеристика такого предложения будет звучать так: простое предложение с однородными членами. Бывает, что в предложении одно и то же слово повторяется несколько раз с целью усилить представление читателя, тогда ни о какой однородности не может идти речи, а предложение будет охарактеризовано, как простое неосложненное.

Запятая обязательна, если:

1) отсутствует союз. Например: Весь город был украшен синими, зелеными, желтыми, красными фонариками.

2) имеют место Например: Да он ни рыба ни мясо.

Таким образом, чтобы точнее сообщить необходимую информацию, нужно использовать второстепенные члены предложения. Однако не стоит забывать и о знаках препинания при них. Только тогда вы сможете похвалиться своей красивой, правильной, грамотной письменной речью.