Росписи из гробницы нефертари в долине цариц. Кто такая Нефертари? «только у египтян была мать, а у всех прочих мать»

За более чем 3000 лет существования прекрасного, высокодуховного Древнего Египта бесчисленное множество правителей и правительниц увековечило себя на страницах его уникальной истории. Уже давно ни для кого не секрет, что своим величием и процветанием Древний Египет обязан не только мужчинам-фараонам, но и женщинам. К сожалению, до нас дошли сведения лишь о некоторых из них и чаще всего на слуху такие имена, как Клеопатра VII, Нефертити и Хатшепсут.

Однако весомый след о себе оставила еще одна загадочная и влиятельная египтянка, о происхождении которой практически ничего неизвестно, кроме того, что оно несомненно было королевским. Ее имя – Нефертари Меренмут. Чаще всего она упоминается, как главная супруга Рамзеса II (XIX династия), в честь которой этот великий правитель воздвиг храмовый комплекс Абу-Симбел в Нубии. Фасад святилища украшен с обеих сторон парными фигурами Рамзеса II, между которыми расположены колоссы царицы Нефертари, предстающей в образе Хатхор, богини неба, любви, красоты, женственности, которая, к слову, часто отождествлялась с греческой богиней Афродитой.

Нефертари… одно лишь это прекрасное имя, полное безграничной чувственности, намекает на несомненную обворожительность, ослепительную красоту и бесконечную женственность его обладательницы. По сей день интригующая история Нефертари неустанно будоражит, порождая немало самых смелых и дерзких легенд, ведь любопытно знать, какой была эта древнеегипетская красавица, каким образом ей удалось выделиться на фоне огромного количества других жен Рамзеса II (кстати, сохранились сведения, указывающие, что Рамзес II был отцом более 100 детей). Так все-таки каким образом Нефертари удалось заявить о себе и добиться той силы власти, которой она обладала? Очаровательная Нефертари горделиво носила титул великой царской супруги, причем уже на первом году самостоятельного правления Рамзеса II.

Добиться власти Нефертари помог статус Супруги бога. Здесь уместно отметить, что в Древнем Египте довольно долгое время наблюдались элементы матриархата и фараоны приходили к власти после брака с наследницей. Нефертари обратила на себя внимание Рамзеса II, когда тот еще был подростком и занимал статус соправителя. Однако для обретения власти Рамзесу II было необходимо божественное происхождение и для этого ему была нужна Супруга бога.

Во все времена женщины нередко прибегали к задействованию всех своих чар для достижения результата и Нефертари, как очевидно, не была исключением, ведь ей нужно было выделиться на фоне других обворожительных красавиц, наделенных не меньшим очарованием. Эту историю довольно часто трактуют цинично, однако при этом совершенно очевидно, что Рамзес II и очаровательная Нефертари были глубоко и преданно привязаны друг к другу, питая неугасаемую любовь и всеобъемлющую страсть, которые неподвластны времени.

Созерцание Нефертари на папирусах в моей коллекции, где чаще всего она изображена в сопровождении Хатхор (богини неба, любви, женственности и красоты), наводит меня на всевозможные философствования и размышления о том, какой все-таки была эта женщина, обладающая огромной властью и влиянием, причем на самого Рамзеса II, который буквально обожествлял ее и превозносил, выделяя среди всех своих многочисленных жен. «Та, ради которой сияет солнце» - эта изящная по своей красоте фраза превосходно демонстрирует, как велика, истинна и глубока была любовь фараона к своей Нефертари, а та в свою очередь несомненно была волевой и сильной личностью, учитывая ее положение.

Зачастую можно предположить, что политическая роль Нефертари в древнеегипетском государстве не сравнится с ее значимостью и положением, которое она занимала в жизни и в сердце Рамзеса II. Ни одной другой из его многочисленных красавиц-жен не удалось дотянуться до уровня Нефертари и завоевать любовь великого правителя. После смерти своей главной супруги Рамзес II царствовал еще 42 года, но так и не позабыл о ней, что бесспорно указывает на безграничную любовь фараона к Нефертари - она навеки осталась единственной любовью всей его жизни.

Однако при всем этом не стоит недооценивать политическое влияние Нефертари, поскольку определенные факты дают полное право предполагать, что эта волевая и амбициозная красавица имела огромное влияние на фараона и ее участие в государственных делах являлось беспрецедентным. Помимо всего прочего невозможно не принимать во внимание, что до Нефертари царские супруги никогда не изображались одного роста со своими мужьями-фараонами, только Нефертари удостоилась быть увековеченной наравне со своим царским супругом.

«Та, ради которой сияет солнце»… Прекрасная, чувственная история жизни и любви несравненной Нефертари по сей день сквозь века неизменно будоражит, манит, даря вдохновение и показывая, как истинная, подлинная любовь, не зная границ, торжествует вне времени и пространства. Явное доказательство этому – завораживающий и потрясающий своим величием и роскошью храм в Абу-Симбел, со всем размахом возведенный Рамзесом II в честь своей любимой главной супруги царицы Нефертари.

Ввиду того, что у нас на форуме Ассоциации возникла дискуссия о женах Рамсеса Великого, а площадка журнала куда удобнее для размещения старых материалов, предлагаю Вашему вниманию свою старую статью, которая была написана по мотивам моего выступления на одной из конференций ИВ РАН, посвященной юбилею М.Э. Матье и М.А. Коростовцева...

Нефертари. Фрагмент расписанного рельефа в гробнице Нефертари в Долине цариц. XIX династия. (с) фото - SCA

100-летию со дня рождения М. Э. Матье посвящается…

Труды Милицы Эдвиновны Матье, выдающегося российского востоковеда, посвященные мифологии и искусству древнего Египта имеют одну удивительную и редкую особенность: несмотря на десятилетия, прошедшие со времени их издания, они остаются поистине кладезем полезнейшей и оригинальной информации как для специалистов-египтологов, так и для всех интересующихся прошлым долины Нила. В своих фундаментальных искусствоведческих работах, которые до настоящего времени так и не были превзойдены в российской египтологии, М.Э. Матье, истинный историк по призванию, одновременно заложила основы глубокого исторического анализа наследия древнеегипетской цивилизации, сопряженного с источниковедением. Именно благодаря этому вниманию не только к письменным, но и к изобразительным источникам, М.Э.Матье порой высказывала во многом новаторские предположения, которые с течением времени подтверждались все новыми и новыми археологическими находками и исследованиями специалистов. В этой связи не стала исключением для интересов М.Э. Матье и древнеегипетская цивилизация второй половины Нового царства. В своих работах “Искусство Фив и Мемфиса времени XIX древнеегипетской династии” [i] и “Искусство древнего Египта” , она впервые в российской историографии высказала гипотезу о необходимости рассмотрения всей жизни Египта эпохи Рамессидов через призму контактов, взаимодействия и исконного противостояния двух крупнейших политических, религиозных и культурных центров страны – Мемфиса и Фив. Именно в этом ключе в настоящей статье мне хотелось бы сравнить биографии двух выдающихся женщин двора Рамсеса II – “великих супруг царских” Нефертари и Иситнофрет.

Первой законной женой молодого Рамсеса II была знаменитая красавица Нефертари “возлюбленная Мут”, считавшаяся царицей, как свидетельствует надпись в гробнице жреца Амона Небуненефа, уже в первый год самостоятельного правления супруга. Удивительно, но о происхождении царицы практически ничего не известно. Некоторые ранние авторы считали, что Нефертари была сестрой Рамсеса II [v] , однако эта гипотеза абсолютно не подтверждается источниками. В титулатуре царицы отсутствует какое-либо указание на то, что она была дочерью царя; титул rt pat свидетельствовал лишь, что она принадлежала к кругу высшей придворной знати и, видимо, происходила из семьи, хорошо знакомой представителям царского дома. Истории известны лишь две женщины дома Рамсеса II, носившие титул “сестры царя” – это Тиа , супруг которой, также Тиа, был смотрителем Рамессеума, и Хенутмира, изображенная у ног колосса матери Рамсеса, царицы Туйи из собрания музея в Ватикане.

Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари. Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами – Бентанат и Меритамон. [x] Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея. Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея. Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II . Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1259 г. до н.э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.

В 24-м году правления Рамсеса II строительство грандиозных храмов в Абу-Симбеле было завершено. Для освящения комплекса и основания культов божеств царский флот отплыл из Фив в Нубию. Рамсеса и Нефертари сопровождали царевна Меритамон и “царский сын Куша” Хеканахт. Об этом событии повествует стела Хеканахта, высеченная в скалах рядом с храмами. Вельможа изображен подносящим дары царице, сидящей на троне. Это было последнее событие, связанное с именем рано умершей красавицы Нефертари.

В 1904 году Эрнесто Скьяпарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам – разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов – хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Несмотря на всю скудность обнаруженного материала одна, на первый взгляд, совсем не примечательная находка вызвала нескончаемые дискуссии и гипотезы: известняковая, покрытая фаянсовой глазурью “пуговица” для опечатывания ларца или сундука, найденная в погребальной камере гробницы, носила на себе имя Эйе. Предпоследний царь XVIII династии, Эйе всей своей жизнью и карьерой был связан с наследием амарнской религиозной реформой и семьей фараона Эхнатона. Его супруга, Тейе, была кормилицей, а вероятно, и матерью царицы Нефертити, в то время как вторая (?) дочь, Мутноджемет имела статус придворной дамы и “сестры супруги царской” при Эхнатоне, а, кроме того, впоследствии стала женой последнего царя династии – Хоремхеба.

Ушебти царицы Нефертари, найденные в ее гробнице Э. Скьяпарелли. Дерево, смола, краска. Турин, Египетский музей. (с) фото мое, 2004 г.

Безусловно, что такой памятник не мог попасть в число вещей погребального инвентаря гробницы царицы случайно, и, скорее всего, доказывает тот факт, что покойный царь приходился ей родственником, хотя, конечно, это не более чем еще одна гипотеза. В любом случае, Нефертари по возрастным характеристикам не могла быть дочерью Эйе – Хоремхеб, унаследовавший после него престол, правил двадцать шесть лет. Если к этим годам добавить годы правления Рамсеса I и Сети I, становится ясно, что царица могла быть в лучшем случае лишь внучкой Эйе. Несмотря на то, что подобное утверждение может быть окончательно доказано или опровергнуто лишь в случае находки новых археологических памятников, компрометирующее родство с семьей “врага из Ахетатона”, как при Рамессидах называли фараона-еретика, могло бы объяснить, почему царица так тщательно избегала в надписях упоминания о своих родителях.

Если предположить, что Нефертари могла бы быть внучкой Эйе, то невольно возникает вопрос о том, дочерью кого из детей последнего она могла бы быть. Ввиду того, что вопрос о детях Эйе все еще остается открытым, вспомним, что помимо дочерей – Нефертити (?) и Мутноджемет у Эйе мог быть и сын. В Египетском музее в Каире хранятся два памятника – фрагменты знаменитой разбитой скульптурной группы военачальника Нахтмина и его супруги , а также хорошо сохранившаяся статуя не такого высокого художественного уровня, изображающая этого же вельможу. Мать Нахтмина, Иуйа, была “почитательницей Мина” и “певицей Исиды” в храмах Ахмима. Военный высочайшего ранга уже во времена правления Тутанхамона, связанный именем и родственниками с городом Ахмимом, Нахтмин, именуемый в текстах “сыном царя от плоти его”, был, судя по всему, сыном Эйе, не сумевшим по каким-то неизвестным нам причинам занять престол после смерти отца. Можно предположить, что царица могла бы быть внучкой Эйе, дочерью высокопоставленного военачальника Нахтмина, если учесть, какую тесную привязанность испытывали к городу Мина и Исиды дочери Нефертари, особенно старшая, принцесса Меритамон, великолепный семиметровый колосс которой был обнаружен в 1981 году в Ахмиме египетскими археологами. Учитывая все вышеприведенные факты, как и то, что памятники с именем Нефертари встречаются в основном в Верхнем Египте, можно с уверенностью говорит о том, что своими корнями царица восходила к знатнейшим семьям знати столицы и крупных близлежащих религиозных центров страны. В том же, что Рамсес II сделал своей главной супругой не принцессу, но просто знатную даму нет ничего удивительного: его мать, царица Туйа, обожествленная еще при жизни как ипостась богини Мут, происходила отнюдь не из царской семьи. Родители великой супруги Сети I хорошо известны: военачальник Райа и его супруга Руйа занимали достаточно высокие посты при дворе. Подобная традиция, возможно, может быть объяснена тем, что первые фараоны Рамессиды всячески подчёркивалисвоё нецарское происхождение, словно гордясь отсутствием близких родственников с сомнительными амарнским происхождением и <вычеркнув> амарнских царей из абидосского царского списка – перечня своих царственных предков. В этой ситуации царица Нефертари была исключением из столь демонстративного правила, что только ещё раз объясняет причину её вынужденного молчания. Вспомним еще один интереснейший факт: в эпоху уничтожения всего, что в той или иной мере могло бы быть связано с Эхнатоном и его преемниками, Рамсес II уважительно сохранил тексты с упоминанием Эйе у входа во второй двор Луксорского храма. Была ли это невнимательность, злостное упущение или же тайная дань уважения родственнику любимой супруги?

Царица Исетнофрет, сотрясающая систры перед Таурт, Тотом и Нут. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Второй великой царской супругой Рамсеса II была Иситнофрет, ставшая супругой Рамсеса II практически одновременно с Нефертари, однако, находившаяся в тени вплоть до кончины последней. И вновь мы сталкиваемся с тем, что ничего не знаем о ее происхождении. Среди ее титулов, как и у Нефертари, отсутствует эпитет “дочь царя” – в ее жилах не текла кровь фараонов. Ввиду того, что ее старшая дочь Бентанат носила сирийское имя, многие специалисты предполагали, что Иситнофрет не была египтянкой; однако эта гипотеза чересчур сомнительна. Интересно, что ушебти Бентанат были найдены экспедицией Дж. Мартина в Саккара, в гробнице, которая была подготовлена для Хоремхеба, когда он еще был только вельможей. Хорошо известно, что Бентанат была похоронена в Фивах; ее гробница, к сожалению, сильно пострадавшая от пожара, обнаружена в Долине цариц. Как тогда объяснить присутствие ее погребального инвентаря в гробнице человека, которого судьба сделала фараоном на стыке двух колоссальных династий? Не было ли какого-либо родства между Хоремхебом и матерью Бентанат, царицей Иситнофрет?

Исетнофрет, Хаэмуас и Бентанат, вместе с Рамсесом II перед Птахом и Нефертумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl 174.

Сам Хоремхеб происходил из города Гераклеополя, его родители неизвестны. Вступив на престол, он приказал высечь в гранитных скалах Гебель эль-Сильсилэ скальное святилище, посвященное Хапи – божеству разлива. Внутри сохранилось множество рельефных дополнений декорировки, выполненных при Рамессидах. Если образ Нефертари здесь отсутствует полностью, то Иситнофрет, наоборот, изображена неоднократно вместе с супругом. Было ли это намеренное подчеркивание родственных отношений, сказать сегодня крайне сложно. Во всяком случае, это место – одно из двух на юге страны, где присутствует Иситнофрет, все основные памятники которой связаны с севером Египта.

Исетнофрет и Хаэмуас вместе с Рамсесом II перед Хнумом. Прорисовка стелы из Гебель эль-Сильсилэ. LD, Abt III, Band 7, Bl. 175.

Иситнофрет показана вместе с Рамсесом II на стеле из Асуана, установленной в этом месте в честь второго празднования церемонии сед Рамсеса, на 33-34 году его правления. На этом памятнике, как, впрочем, почти на всех других, где встречается ее имя, она была изображена, видимо, благодаря усилиям своего знаменитого сына, Хаэмуаса, занимавшего пост верховного жреца бога Птаха в Мемфисе. Сам Рамсес уделял ей удивительно мало внимания. Известны замечательные скульптурные изображения царицы Иситнофрет – нижняя часть кварцитовой статуи превосходной отделки с рельефной фигурой принца Хаэмуаса сбоку (E 7500) и песчаниковый бюст (E 5924) – хранятся в Королевском музее искусства и истории в Брюсселе. Однако чести быть изображенной у колоссов супруга ее не удостаивали.

Приблизительно на 34-м году правления супруга Иситнофрет скончалась. Гробница царицы не идентифицирована. Совершенно несостоятельным представляется известное предположение, что Иситнофрет могла быть похоронена в шахте одной из незавершенных гробниц Долины цариц, особенно если учесть ту тщательность, с которой мастерами были выполнены гробницы цариц Туйи и Нефертари, а также усыпальницы всех принцесс дома Рамсеса. А могла ли царица Иситнофрет быть похороненной вне Долины цариц? На первый взгляд такой факт был бы абсолютным исключением из правил, так как практически все остальные супруги и дочери Рамсеса II обрели свое последнее земное пристанище именно в этом некрополе, носившем в древности название “Место красоты”. Впрочем, если обратиться к последующей истории XIX династии, то выяснится, что некоторые исключения, хотя и связанные с более поздними царицами, все же были. Все они связаны с погребением цариц по соседству – в Долине царей. Во-первых, это Тахат, супруга Сети II и мать Аменмесеса, а также жена последнего – царица Бакетверенре, для которых была частично изменена декорировка KV10 – гробницы Аменмесеса ; во вторых – супруга Сети II, царица Таусерт, после смерти наследников мужа захватившая престол (KV 14).

В тексте одного из остраконов Каирского музея (JE 72460), обнаруженного Говардом Картером в Долине царей, упоминаются гробница некоей Иситнофрет и одного из сыновей Рамсеса, Мериатума, сооружение гробниц для которых было завершено фиванскими мастерами. В тексте даже есть даже указание того расстояния, на котором гробницы находились друг от друга – 104,6 м. Следует отметить, что гробница принца Мериатума, в которой он был похоронен вместе с несколькими своими братьями, найдена, причем не где-нибудь, а в Долине царей. Вывод один: либо гробница великой царицы до сих пор не найдена в Долине царей, либо речь идет о другой, второй Иситнофрет – дочери или даже внучке Рамсеса II, по какой-то причине погребенной в одной из незавершенных гробниц некрополя; в пользу последней гипотезы свидетельствует тот факт, что в тексте остракона перед именем Иситнофрет отсутствуют какие-либо титулы, что вряд ли было бы приемлемо по отношению к “великой супруге царской”. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает К. Леблан, к XX веку весь ландшафт Долины царей в результате постоянной перекопки настолько изменились со времени правления Рамессидов, что о каком либо поиске гипотетической гробницы при помощи древних указаний сегодня говорить не приходится.

При анализе памятников, связанных с именем второй супруги Рамсеса Великого, в глаза бросается странное отсутствие надписей с ее упоминанием в Фивах вообще; она ни разу не была упомянута в текстах Карнака, Луксора или Рамессеума. Ее имя всего лишь однажды встречается в текстах заупокойного храма ее сына, Мернептаха.

Наоборот, в районе Мемфиса памятники, связанные с царицей, довольно многочисленны. В Саккара, в секторе Серапеума, экспедицией Ибрагима Али в 1986 году были выявлены блоки сооружения, возведенного здесь в честь царицы ее сыном Хаэмуасом; на этих блоках сохранились не только титулы и имя царицы, но и ее изображения. Отметим также, что на нескольких рельефах из этого святилища рядом с нильскими духами пятого и седьмого номов Нижнего Египта там, где в картуше должно было быть выписано имя царя, присутствует имя Иситнофрет; кроме того, какое либо упоминание о юге страны здесь отсутствует. Не отсюда ли происходит небольшая скульптурная группа , проданная в 1842 году в Лувр Н. Л’Отом, текст которой как нельзя лучше подтверждает исконные связи царицы с некрополем Мемфиса? В этой скульптурной группе Иситнофрет изображена вместе со своими сыновьями – “царским писцом, военачальником, царским сыном Рамсесом, правогласным” и “царским сыном, жрецом сем Птаха, Хаэмуасом, правогласным”. Надпись, типичная для заупокойных текстов, представляет собой молитву царя за свою супругу, чтобы она получила право достойного пребывания в мире ином:

“Жертва, которую дает царь Сокар-Осирису, владыке Анхтауи в отдохновении земли прекрасного Запада в Хут-Ка-хенем-нечеру , что скрывает тело распростертое временем жизни, объединяя его для вечности. Да живешь ты подобно Сириусу, о великая супруга царская, Иситнофрет! Да поднимешься ты в небеса звездные! Да воссоединишься ты с Орионом в месте этом! Да будешь ты выходить в облике звезды единственной меж бедер Нут, о Осирис-Иситнофрет, живущая, подобная тому, кто обрел защиту в Бусирисе!”

Суть этого текста не вызывает сомнений: это обращение к умершей Иситнофрет, которой посредством царской молитвы обеспечивается бессмертие и потустороннее существование в облике Исиды-Сириуса, появление которой на небе возвещало о новом паводке Нила и, соответственно, всеобщем возрождении. Этот красивый образ еще раз подчеркивает равенство в статусах между Иситнофрет и Нефертари: именно в облике Сириуса последняя была изображена на стене малого храма в Абу-Симбеле.

Упоминание же Сокар-Осириса, владыки Анхтауи – знаменитого района Мемфиса, издревле связанного с Ро-Сетау, путями, ведущими в мир иной, не только еще раз указывает на связь царицы с Мемфисом, но и то, что, возможно, ее гробница все еще покоится нетронутая или, по крайней мере, неизвестная археологам под песками одного из мемфисских некрополей. Это предположение подтверждается еще и тем фактом, что именно в районе Мемфиса были обнаружены стеатитовые, покрытые глазурью ушебти с титулами и именем “исчезнувшей” царицы , а также два фрагмента золотого ожерелья с именами Рамсеса II и “великой супруги царской” Иситнофрет.

Тот фактический материал, который мне удалось привести в этой небольшой статье, безусловно, не претендует на полноту и, увы, содержит в себе гораздо больше вопросов, чем ответов. Но все же, даже эти, столь фрагментарные источники, содержат в себе указания если не на происхождение и родственные связи двух великих цариц древности, то, по крайней мере, на те области Египта, к которым они тяготели. А если Нефертари принадлежала к родовой жреческой знати юга Египта, а Иситнофрет – к военной элите севера, то не были ли эти одновременные браки для Рамсеса II еще одной, попыткой “объединить” страну, которая уже спустя несколько десятилетий после его кончины находилась на грани политического кризиса и раскола на два враждующих лагеря? Ответ на этот вопрос можно будет дать лишь при продолжении археологических работ в Саккара, древнем некрополе Мемфиса, и знаменитой Долине цариц в Фивах.

[i] Труды ГЭ II. – Л., 1958. – С.27-41.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. – М.-Л., 1961. – С. 425-480.

Позднее это предположение М.Э. Матье было поддержано многими отечественными египтологами. В качестве примера см. Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор. Из истории Египта эпохи Рамессидов. – М., 1984. – С. 36; Перепелкин Ю.Я. Древний Египет.// История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. – М., 1988. – С. 563.

Солкин В.В. Солнце Властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. – М., 2000. – С.85.

[v] Budge W. A History of Egypt. Vol. V. – London, 1902. – P.69; Gauthier H. Le Livre des Rois d’Egypte. Vol. III. – Le Caire, 1914. – P. 75-77.

Troy L. Patterns of Quenship in Ancient Egyptian Myth and History. – Uppsala, 1986. – P. 169 (19.5).

Martin G.T. The Hidden Tombs of Memphis. – London, 1992. – PP. 101-115.

Leblanc Ch. Nefertari, “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 246.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – Abb.1.

[x] Например, колоссы в Луксоре: PM II, 304 (7), 311-312 (59) (61) (62) (67); 313 (70) (71); KRI II, 629-633; колоссы в Карнаке: PM II, 187 (582) (583); KRI II, 589-590.

Schmidt, Willeitner, 1994. – S. 21.

Ibid., s. 47.

Museumsinsel Berlin. Ägyptisches museum. – Mainz, 1991. – S. 146-147, № 88; Schmidt, Willeitner, 1994, s. 46.

Desroches Noblecourt Ch., Kuentz Ch., Le Petit Temple d’Abou Simbel. CEDAE, – Le Caire, 1968. 2 Vol.

Aménophis III: le Pharaon-Soleil. – Paris, 1993. – PP. 89-90.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 63.

Ibid., s. 50, Abb.63, 65.

После реставрации гробница Нефертари стала предметом многочисленных исследований и публикаций: Siliotti A., Leblanc Ch., Nefertari e la Valle delle Regine. – Firenze, 1993; Schiaparelli E., Relazione sui lavori della Missione Archaeologica Italiana in Egitto, anni 1903-1920, Vol. I: Esplorazione della “Valle delle Regine” nella necropoli di Tebe. – Torino, 1924; Thausing G., Goedicke H., Nofretari. – Graz, 1971; Dondelinger E., Der Jenseitsweg der Nofretari. Bilder aus dem Grab einer ägyptischen Königin. – Graz, 1973; La reconstitution photographique de la tombe de Nofretari.// Ramsиs le Grand. Catalogue. Galéries Nationales du Grand Palais. – Paris, 1976, pp. 207-221; Mc Donald J. House of Eternity: the Tomb of Nefertari. – London, 1996. Солкин В.В., 2000. – С.88-92.

Schmidt H., Willeitner J. Nefertari. Gemahlin Ramses’II. – Mainz, 1994. – S.12.

Saleh M., Sourouzian H., The Egyptian Museum Cairo. The Official Catalogue. – Mainz, 1987. N 195.

Leblanc Ch., Nefertari “L’aimйe-de-Mout”. Epouses, filles et fils de Ramsиs II. – Paris, 1999. – P. 25.

Ibid., p. 25-27.

Yahia El-Masry, Seven Seasons of Excavations in Akhmim.// Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 759-765; Freed R., Ramesses the Great. – Memphis, 1987. – P.28.

В этом контексте стоит вспомнить тот факт, что знать Фив и Ахмима уже давно находилась в родственных отношениях; вспомним хотя бы тот факт, что именно из этого города происходили Иуйа и Туйа, родители знаменитой супруги Аменхотепа III, царицы Тейе.

Sourouzian H., Les Monuments du roi Merenptah. – Mainz, 1989. – P. 2-6.

Martin, 1992, p. 82.

QV71. См: Groff W., La fille de Pharaon. – Le Caire, 1896. – PP. 306-309, 312-23; Desroches Noblecourt Ch., Abou-Simbel, Ramsиs, et les dames de la Couronne.// Fragments of a Shattered Visage, Monographs of the Institute of Egyptian Art and Archaeology, I (1991). – Memphis, 1993. – PP. 134-140.

Leblanc,1999, p.142.

Schmidt, Willeitner, 1994, s. 27, 60.

Ibid., s. 28-29.

Ibid., s. 27-29.

Krauss R. Untersuchungen zu König Amenmesse // SAK 5 (1977), s. 137-140.

Altenmüller H. Bemerkungen zu den neu gefundenen Daten im Grab der Königin Twosre (KV 14) im Tal der Könige von Theben.// After Tut’ankhamun. Research and Excavation in the Royal Necropolis at Thebes. – London, 1992. – PP. 141-164.

Leblanc, 1999, p. 86.

Weeks K., Les mystиres de la tombe N 5. // Le Monde de la Bible, N 102 (1997), pp. 51-52.

Известно несколько рамессидских принцесс, носивших это имя. Так, Иситнофрет (II), дочь Рамсеса II, присутствует в процессиях принцесс Абидоса и Луксора, а также изображена в Абу-Симбеле; она стала супругой своего брата Мернептаха. Именно ей Х. Сурузян приписывает упоминание в остраконе, что, впрочем, весьма сомнительно. Мумия другой Иситнофрет, также царской дочери, найденная в Ахмиме, была идентифицирована Г. Масперо и в настоящее время хранится в Испании (см. Llagostera E. The Mummy of a Daughter of Ramesses II in Madrid. // Orientalia Lovaniensia Analecta 82. Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists. (Cambridge). – Leuven, 1998. – PP. 691-696). Принцесса Иситнофрет (III), дочь Хаэмуаса, изображена на одной из статуй принца, найденной в районе Мединет Маади и хранящейся в замке Сфорцо в Милане. См. Gomaа F. Chaemwese, Sohn Ramses’ II und Hoherpriester von Memphis. – Wiesbaden, 1973, s. 85. Вероятнее всего, именно ее имел в виду автор текста Каирского остракона JE 72460. Об этой принцессе см. также Солкин, 2000, с. 95-96.

Тем не менее, сам факт упоминания гробницы Иситнофрет в тексте остракона вызвал очень оживленную дискуссию в литературе: Иernэ J. A Community of Workmen at Thebes in the Ramesside Period. – Cairo, 1973. – P. 82; Desroches Noblecourt, 1993, p. 132.

Leblanc Ch., 1999, p. 172.

Ibrahim Aly M. A propos du prince Khвemouaset et de sa mиre Isetneferet. Noveaux documents provenant du Sйrapйum. // MDAIK 49, 1993, p. 100-105.

Лувр Е.2272. Leblanc Ch. Isis-Nofret, sa famille et Nefertari. // BIFAO 93 (1993), pp. 314-316.

Обитель Ка соединяющегося с богами – еще один топоним, обозначающий часть мемфисского некрополя. См. Gauthier H. Dictionnaire des noms gйographiques contenus dans les textes hiйroglyphiques. Vol. IV. – Le Caire, 1928. – P. 139.

Pierret P. Recueil d’inscriptions inйdites du musйe du Louvre. Vol. II. – Paris, 1878. – P. 84.

Desroches Noblecourt Ch. Ramsиs II: la vиritable histoire. – Paris, 1996. – P.279.

Leblanc, 1999, p. 246.

Ibid., p. 173.

Цит. по: Солкин В.В. Нефертари и Иситнофрет: «великие супруги царские» и внутренняя политика Рамсеса II // «Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность». Материалы конференции кафедры всеобщей истории РУДН. М., 2001. С. 137–144.

Продолжаю писать о царях и царицах Древнего Египта, чьи имена наиболее популярны (известны) в современном мире.

Тутанхамон — египетский фараон. По одним источником сын Эхнатона, другие называют Тутанхамона младшим братом Эхнатона. Уж очень запутаны родственные отношения египетских фараонов, но как уже говорила ранее, что учитывая очень тесные родственные отношения в египетских династиях — всё возможно. Правил Тутанхамон приблизительно в 1332—1323 г. до н.э.

Тутанхамон родился и воспитывался в семье Эхнатона и , точное его происхождение не известно, но предполагается, что он сын Эхнатона и еще одной его жены Кийи. Учитывая, что Нефертити и Эхнатон поклонялись богу Атону, то естественно, что их ближайшее окружение, также свято верили в Атона, Тутанхамон не является исключением.

Тутанхамон при жизни Эхнатона и еще некоторое время после его смерти носил имя Тутанхатона (живое подобие Атона), но затем то ли по собственному желанию, то ли под натиском придворных-опекунов сменил свое имя на Тутанхамон и вернул народу прежнюю веру в Амона.

Тутанхамон стал фараоном в 10 лет и правил не полных 9 лет. Умер египетский фараон Тутанхамон в возрасте 19 лет. Много версий высказывалось о причине его смерти: и убийство с целью захвата власти, и тяжелая наследственная болезнь, и полученная во время охоты тяжелая травма, т.к. установлено, что у Тутанхамона был сильный перелом ноги, и такая болезнь как малярия. В последнее время все ученые согласились, что смерть фараона Тутанхамона была не насильственной и не вследствие тяжелых генетических заболеваний.

За свое правление египетский фараон Тутанхамон ничего выдающегося не сделал, возраст и период правления был слишком мал, даже наследников не успел оставить. Было у него с супругой Анхесенамон (дочь Нефертити и Эхнатона) два мертворожденных ребенка, которые были обнаружены в гробнице вместе с ним. Но широко известен стал Тутанхамон в 20 веке, благодаря археологической находке английских исследователей.

В 1922 году в Долине Царей, где казалось бы каждая гора и каждый камушек был на несколько раз исследован, просмотрен и переложен с места на место, под слоем рабочих лочуг, была обнаружена запечатанная гробница Египетского фараона Тутанхамона, практически не тронутая. Это редкий случай, когда гробница, дошедшая до наших дней не подверглась варварскому разграблению. Все найденное в гробнице Тутанхамона хранится в Каирском музее. Его знаменитый саркофаг, сделанный из чистого золота впечатляет и свидетельствует о богатстве Древнего Египта и его правителей.

Фараон Древнего Египта, его женой была первая красавица Египта — Нефертити. Годы жизни и правления 1375-1336 гг. до н. э. Ранее носил имя — Аменхотеп IV.

Фараона Эхнатона называют еретиком, так как при нём произошла религиозная реформа и был введен культ единого бога Атона. Верования в других богов безжалостно подавлялись. В начале своего правления Аменхотеп изменил имя на Эхнатон, что означает « полезный Атону» и начал строительство храма в честь бога Атона и нового города — столицы Ахет-Атона.

Введение нового культа единого бога и политика невмешательства в отношениях с прилегающими к Египту странами, вызывали широкое недовольство как среди жрецов, так и среди населения. Эхнатон не старался поддерживать отношения с соседними странами и не осыпал их подарками, как ранее делал его отец Аменхотеп III.

Ресурсы нужны были ему самому, на строительство новых храмов, на строительство города. В случаях военных конфликтов на приграничных территориях, Эхнатон так же не считал нужным вмешиваться в конфликт и отстаивать интересы Египта. Всё это привело к тому, что уже при жизни народ люто ненавидел своего фараона, а после смерти старался стереть историческую память о нём.

Правил Эхнатон на протяжении 17 лет (цифры, как и всё в египтологии примерные) и в конце своей жизни практически не был виден на политическом поприще. Так же его счастливая семейная жизнь с Нефертити, которая родила ему шесть дочерей и которая была не только супругой, но и соратником в его реформах, на четырнадцатый год правления угасла. Что произошло доподлинно не известно, но Нефертити исчезает с политической арены и супруги разъезжаются по разным дворцам и вместе больше не живут.

Эхнатон был незаурядной и неоднозначной личностью, про него много пишут небылиц и домыслов. Все в нем было необычно, начиная с внешности и до причуд в поведении и правлении. Тем не менее Эхнатона называют не только еретиком, но и человеком с поэтической и романтической душой. В его правление начали развиваться определенные виды искусств. В конце своей жизни Эхнатон стал отступать от своих взглядов и в его правлении чувствовалась апатия и безразличие к происходящему вокруг.

Причиной его смерти предполагают отравление, но также высказывалось предположение о длительной, серьезной болезни, возможно слепоте, которая не позволяла ему править страной. Несмотря на то, что Нефертити и Эхнатон не были вместе по прошедствии четырнадцати лет, тем не менее последние годы жизни Эхнатона Нефертити заботилась и ухаживала за ним.

Нефертари Меренмут - (1290 — 1255 г. до н.э.) первая и любимая супруга фараона Рамсеса II. Эта супружеская пара являлась эталоном семейных отношений. На всех изображениях, дошедших до наших дней Нефертари всегда следует за своим супругом Рамзесом.

Нефертари родила Рамсесу четырех сыновей и двух дочерей

Её память увековечена благодарным супругом Рамсесом II в удивительном комплексе — Абу-Симбеле, рядом с большим храмом Рамсеса воздвигнут малый храм, посвящённый Нефертари и богине Хатор, которая является богиней любви и олицетворением женственности и красоты.

После смерти Нефертари Рамсес имел еще жен, но любовь к первой жене, воздвигнута им в многочисленных скульптурах и памятниках. Нефертари для Рамсеса была та, ради которой светит солнце.

Похоронена Нефертари в Долине цариц, её гробница была обнаружена в 1904 году и к сожалению там осталось немного в результате ранних ограблений.

Считается одним из великих фараонов Древнего Египта, с именем которого связывают рассвет Египта и после смерти которого звезда Египта постепенно стала уходить с небосклона.

По имеющимся свидетельствам умер Рамсес II в возрастее 88 лет и правил Древним Египтом более шестидесяти лет. Как и все фараоны Египта Рамсес имел множество жен, но первая и самая любимая была Нефертари. Детей у Рамсеса насчитывалось в пределах двухсот. По крайней мере предполагают, что у Рамсеса было 111 сыновей и 67 дочек.

За время своего долгого царствования Рамсес II воздвиг множество храмовых комплексов в Мемфисе, Абидосе, в Фивах. Наиболее известен храмовый комплекс в Абу-Симбеле. Рамсесом было построено множество городов. Широкое строительство по всей стране угнетало народ, так как требовались большие средства, Рамсес стал прибегать к использованию в строительстве военной силы, что не способствовало военной мощи страны и так как не хватало материала для строительства, разбирались построенные предшественниками памятники, комплексы, города. Этим (уничтожением ранее воздвигнутых шедевров), к сожалению, грешили все правители Египта.

Известен Рамсес II не только строительной деятельностью, но и своими многочисленными военными походами. Во время царствования Рамсеса II происходили постоянные столкновения с Хеттским царством, не прекращались войны с Сирией, Финикией и Палестиной.

Рамсесом II был подписан первый мирный договор, официально оформленный с Хеттским царством. Подписание мирного договора положило конец многочисленным военным походам Рамсеса II и привело к активному развитию отношений с Азией.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.).

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбель.. У фасада храма есть шесть статуй, каждая 33 фута высотой, четыре из них представляют Фараона и две принадлежали королеве. Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

У Рамзеса II есть могила для Нефертари высеченная в Долине Королей, названная древними "Место Красоты", эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику.