Размышления о галифаксе.

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами —
Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

Алексей Константинович Толстой

Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям.

В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на дискуссии 1850—60-х гг., охватывавшие и социально-политические, и литературные темы. Вместе с тем оправдано появление более широкого толкования, согласно которому художественный текст отразил итоги философских размышлений автора о предназначении поэтического дара.

Возвышенные интонации зачина задают ориентиры лирической ситуации, представляя поэта как воина, пламенного борца. Им соответствует лексическое наполнение произведения, включающее в себя непременные атрибуты рыцарской тематики: «добрый меч», «клятва», «союз», «знамя». Обосновывая свои убеждения, герой привлекает комплекс аргументов, структура которых основана на иносказательной конструкции зачина.

Какие сомнения мучат благородную душу лирического «я»? Честный, взыскательный к себе, не знающий страха, он не считает возможным встать под чье-либо знамя. Виной тому — отсутствие полного согласия с любой из сторон противостояния, опасение за собственную духовную свободу, желание служить гуманистическим идеалам. Героя-рыцаря тяготит неопределенность положения, однако он не способен изменить себе. Справедливость, неподкупность и честность — категории абсолютные, не зависящие от личных симпатий.

Финальные строки вызвали недоуменный отклик И. С. Аксакова, спрогнозировавшего «вредный» эффект произведения. По мнению убежденного славянофила, позиция лирического героя может стать оправданием для малодушных и беспринципных людей. Время доказало правоту Толстого: хитросплетения новомодных теорий бессильны перед многовековой правдой вечных истин.

Спустя семь десятков лет мудрые толстовские строки перефразирует Марина Цветаева. Ее лирическая героиня полна решимости отстоять право на творческую самостоятельность. Она протестует против попыток низвести слово «до свеклы кормовой». Позиция, трактующая поэзию как помощницу пропаганды, убивает творчество.

Небольшое по объему, но достаточно ёмкое по своему содержанию в плане идеи стихотворение "Двух станов не боец" написал Алексей Константинович Толстой. Чтобы увидеть особенности убеждений автора, как поэта, можно процитировать часть строк, которые были написаны в 1858 году. Первую строку, например, которую открывает выразительная метафора, буквально можно считать афоризмом. Она показывает, какой позиции придерживается человек, дорожащий своим независимым положением и не желающим примыкать к той или иной партии или объединению.

Многие литературоведы сходятся во мнении, что Толстой своим произведением "Двух станов не боец", анализ которого мы проводим, поэтическим языком ответил на многочисленные дискуссии середины XIX века, которые охватили как социальные, так и политические рассуждения, а также затронули область литературы. Хотя надо признать, что другие считают справедливым версию, согласно которой Алексей Толстой размышлял в стихотворении "Двух станов не боец" о том, каково предназначение дара поэта, и его философские рассуждения воплотились в этих строках.

Анализ стихотворения "Двух станов не боец"

Поэт предстает перед читателем, как воин и пламенный борец, что становится возможным благодаря возвышенной интонации, так хорошо очерчивающей границы лирики в этом произведении. Все это замечательно увязано с лексическим наполнением, которое включает в себя целый ряд атрибутов, напоминающих рыцаря. Толстой пишет о "добром мече", "клятве", "союзе" и "знамени".

Чтобы обосновать свою убежденность, герою приходится привлекать аргументы, основанные на иносказательной направленности, и во время анализа стиховторения "Двух станов не боец" это становится особенно очевидным.

Благородная душа, окутанного лирикой "я", мучается сомнениями. Герой честен и относится к себе весьма взыскательно, а кроме того он не ведает страха. Возможно ли для него занять чью-то сторону под тем или иным знаменем? Нет, он этого не приемлет, и причина такой позиции - он не согласен полностью ни с одной стороной, противостоящих друг другу, а кроме того герой опасается, что его собственная духовная свобода окажется под угрозой. Анализ "Двух станов не боец" нам также дает представление о том, что терзает благородного рыцаря-героя: его цель в жизни - это гуманистические идеалы, а то, что положение его в жизни весьма неопределенно, порой невыносимо.

Важно, что герой опирается на такие идеалы, которые не позволяют ему изменить себе самому, ведь он справедлив, неподкупен и честен!

Важные выводы в анализе

Интересно, что когда И. С. Аксаков делал анализ стихотворения "Двух станов не боец", он предсказал, что произведение может нанести определенный "вред", особенно, если смотреть на финал. Аксаков был несколько удивлен таким финалом, ведь ту позицию, которую занимает здесь лирический герой, могут взять, как оправдание, малодушные и беспринципные люди. Однако с течением времени стало понятно, кто прав, а позиция более справедливая и мудрая оказалась у Толстого: новомодные теории ничего не могут сделать правдивым вечным истинам, существующим многие века.

В заключении отметим, что по прошествии многих лет Марина Цветаева перефразировала строки из стихотворения Толстого. Если посмотреть на ее лирическую героиню, видно, как она решительно желает отстаивать права, чтобы быть творчески самостоятельной.

Анализ стихотворения "Двух станов не боец" Алексея Толстого подразумевает глубокое размышление над строками, прошедшими испытания временем. Надеемся, данный анализ оказался для вас полезным.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Двух станов не боец, но только гость случайный

Двух станов не боец, но только гость случайный

Начало стихотворения (1857) поэта Алексея Константиновича Толстого (1817-1875).

Иносказательно: о том, кто не принадлежит и не хочет принадлежать ни к одной из враждующих между собой групп людей, но по разным мотивам сохраняет отношения с представителями обоих лагерей.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гость Гость – термин, встречающийся наравне с «купцом» в древнейших памятниках русской истории: «мы от рода русского слы и гостье», читаем в договоре 945 г. Игоря с греками. Гость означает первоначально купца, который торгует, разъезжая по различным землям. Купцы в гости в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Гость Гость, 1) на Руси до 16 в. крупный купец, торговавший с др. городами или зарубежными странами. Г. некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др. 2) В конце 16 - начале 18 вв. член высшей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УП) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Каменный гость Из драмы «Каменный гость» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837).В финале этой пьесы появляется каменная статуя Командора, дона Альвара де Сольва, убитого Дон Гуаном (Дон Жуаном), который добивается любви вдовы Командора. Ожившая статуя уводит Дон Гуана за собой в

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика Из романа (гл. 8) «Черный обелиск» (1956) немецкого писателя Эриха Марии Ремарка (1898-1970), автора многих антивоенных романов, в которых говорится о судьбах так называемого потерянного поколения,

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

боец рядовой - Сынок, возьми, пожалуйста, моего бойца, ему скоренько в часть надо: там выправят документы и - в Союз… }