Раушская наб. Примечательные здания и сооружения

раушская набережная 16, оэк раушская набережная
Россия

Город Округ Район

Замоскворечье

Ближайшие станции метро

Новокузнецкая

Номера телефонов на OpenStreetMap на Яндекс.Картах

Координаты: 55°44′54″ с. ш. 37°37′54″ в. д. / 55.74833° с. ш. 37.63167° в. д. / 55.74833; 37.63167 (G) (O) (Я)

Ра́ушская на́бережная (Ро́ушская , до 1870-х гг. Заяи́цкая набережная ) - набережная Москвы-реки в районе Замоскворечье Центрального административного округа города Москвы. Лежит между улицей Балчуг и Большим Устьинским мостом. Нумерация домов ведётся от Балчуга. Соединена с Садовнической улицей 1-м и 2-м Раушскими переулками.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 История
  • 3 Примечательные здания и сооружения
  • 4 Транспорт
    • 4.1 Автобус
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Происхождение названия

Получила современное название в 1-й половине XIX века по находившимся в этой местности с XV века ровушек - канав, отводивших воду из пойменных земель Замоскворечья (засыпаны в 1835 году). Существовала также форма Роушская набережная.

Происхождение прежнего названия - Заяицкая набережная - неясно. Вероятные версии - известной с XVI века церкви святителя Николая Чудотворца в Заяицком, от торговых гостей, приходивших «из-за Яика» (из Средней Азии), или от яицких казаков, обосновавшихся здесь в Смутное время (см.). Изменение названий замоскворецких набережных в 1870-е гг. связано с постройкой новых мостов на Москве-реке, в том числе впервые построенного Устьинского моста.

История

В 1495 году напротив Кремля был основан государев сад. Его работники селились в слободах Верхние Садовники (Берсеневская набережная), Средние (Софийская набережная) и Нижние Садовники (к востоку от Балчуга). К востоку от Балчуга между Москвой-рекой и старицей был прокопан канал, сохранившийся при устройстве Водоотводного канала в 1780-е гг. и окончательно засыпанный в 1876 гг.

В конце XIX века Раушская набережная индустриализуется. 1896 году на набережной строится действующая по сей день электростанция (архитектор Н. П. Басин), впоследствии перестроенная И. В. Жолтовским и В. Е. Дубовским. Здесь же в наши дни - головная контора Мосэнерго.

Современная Раушская набережная - «необитаемый остров»: в окру́ге осталось лишь два жилых дома, стоящих в стороне, по Садовнической улице. конце набережной, у Большого Устьинского моста в 1928 году был выстроен большой жилой дом (№ 32) по проекту архитектора Б. В. Ефимовича, однако в послевоенные годы он пришёл в аварийное состояние и был снесен в 1989 году; огороженная площадка между мостом и храмом свт. Николы Заяицкого до сих пор пустует.

    Электростанция, фото 1896

    Электростанция, корпус 1911 г., фото 2000-х гг.

    Дом причта Храма свт. Николая Чудотворца

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне находится Москва-река.

По чётной стороне:

  • № 2 - гостиница Балчуг-Кемпински, бывшая просто «Балчуг», до 1917 - Ново-Москворецкое подворье (полностью перестроена в 1990-е гг.)
  • № 4 - бывшая гостиница Хрулёвой
  • № 8 - Электростанция Общества электрического освещения (1905-1907, архитектор Р. И. Клейн)
  • № 10, 12 - Московская городская электростанция (МГЭС-1; «Раушская») «Общества электрического освещения 1886 года» - ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича МОГЭС (конец XIX в. - 1-я треть XX в., архитекторы Н. П. Басин, Н. Н. Благовещенский, И. В. Жолтовский, В. Е. Дубовской, инженер-технолог А. Г. Бессон и др.), объект культурного наследия регионального значения. Ныне - ГЭС-1 ОАО «Мосэнерго»
  • № 10, стр. 1 - Главный корпус с машинным залом и котельными (1896-1897, 1907, 1911, 1926, 1928, архитекторы Н. П. Басин, Н. Н. Благовещенскийколай Николаевич (архитектор)|Н. Н. Благовещенский]], И. В. Жолтовский, инженер-технолог А. Г. Бессон, гражданский инженер В. В. Николя, военный инженер Н. В. Смирнов);
  • № 10, стр. 2 - Контора с насосной станцией (1896 , 1911, архитектор Н. П. Басин);
  • № 12 - Корпус с машинным залом синхронных преобразователей (1925, 1928).
  • № 22/21 - жилой дом XVIII-XIX веков, выявленный объект культурного наследия. Ныне - здание управления ГУП «Мосгортранс».
  • № 24 - двухэтажный дом XVIII-XIX веков
  • № 26/4 - дом причта храма Николы Заяицкого, середина XVIII века
  • № 26/1-3 - Храм святителя Николая в Заяицком, 1749-1759
  • № 28 - Жилой дом И. В. Целибеева М. А. Арсентьева (1789 г., 1802 г., 1835 г., 1892 г.), выявленный объект культурного наследия.

Транспорт

Автобус

  • № 6. От Большого Устьинского моста до улицы Балчуг и обратно
  • К. От Большого Устьинского моста до улицы Балчуг

Примечания

  1. 1 2 3 Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. - С. 478. - 688 с. - ISBN 978-5-699-33874-0.

Литература

  • Сытин, П. В. Из истории московских улиц. М., 1948. с.155-160

Ссылки

  • История Никольского храма
  • Фото дома № 32 1970-х гг и обсуждение обстоятельств сноса
  • Фото всех домов по Раушской
  • Фотографии Раушской набережной на gorod-Moscow

оэк раушская набережная, раушская набережная, раушская набережная 16

Раушская набережная Информацию О


Раушская набережная находится между Москворецким и Большим Устьинским мостами. В начале XIX века набережная называлась просто Набережной улицей, затем до 1877 года – Заяицкой набережной, по церкви Николы Заяицкого, стоявшей на ней с XVI века. Название «Раушская» впервые появилась на плане Москвы 1874-1877 годов. Название это произведено от «ровушек» - небольших рвов, по которым во время половодья и больших дождей вода стекала из переполнявшейся ею «старицы» реки Москвы (не ее месте с 1783-1786 годов – Водоотводный канал). Расположены были эти «ровушки» вдоль восточной стороны современной улицы Балчуг, и от них собственное и начиналась в XVI-XVIII веках современная Раушская набережная. Засыпали их в 1830-х годах.
Местность этой набережной известна с 1495 года, когда Иван III поселил здесь садовников «государева сада», устроенного рядом, напротив Кремля. Скорее всего, что для предотвращения наводнений от разливавшейся во время половодья и больших дождей «старицы» реки Москвы садовники и прокопали «ровушки», чтобы направить воду в реку Москву, то есть таким образом дренировали местность, занимаемую их дворами. Такой проток был устроен и выше по реке, на месте современного Фалеевского переулка.
В XVIII веке большая часть дворов стала ставить лучшие свои здания по , превратив набережную реки Москвы в задворки с заборами и огородами. Не было даже прямого проезда с Москворецкого моста на набережную: деревянный мост через «ровушки» находился только напротив , им пользовались и для проезда на набережную.
Во второй половине XVIII века дворы по набережной принадлежали уже не садовникам, которых после перевода в 1713 году столицы из Москвы в Петербург освободили от обязанностей, а богатым дворянам и купцам.
В 1836 году обрубы на Москве-реке у Раушской набережной заменили каменными стенками, как и у Софийской. В связи с постройкой на реке Москве и Водоотводном канале плотин в 1835 году и открытием судоходства «Роушский канал», как теперь называли древние «ровушки», стал не нужен, был засыпан и бывшая под ним земля пошла на расширение Балчуга .
Засыпку канала («ровушек») производил купец А.Г. Телепнев на условии, что ему за это будет отдана вся засыпанная им территория бывшего протока. Однако Городская дума взяла эту землю себе, пообещав Телепневу денежную компенсацию. Но до самой смерти купца она не была выдана, и лишь по ходатайству его дочери Н.А. Постниковой Дума в 1879 году постановила выдать ей вознаграждение как наследнице.
В 1883 году в конце Раушской набережной, ниже ее по реке, был построен Большой Устьинский мост, сделавший ее более оживленной. Еще большее оживление внес перенесенный в 1899 году с Новой площади в Садовники за Устьинский мост «толкучий рынок».
Самые знаменитые на Раушской набережной – разнокалиберные строения московской электростанции (№6,8,10,12,14). Одно из самых красивых мест Москвы, с прекрасными видами и удобное для престижной застройки, было выбрано для построек заурядных фабричных зданий. Ближе к Стрелке поднялась кондитерская фабрика, на Софийской набережной обосновался завод, а тут, на Раушской – электростанция. Все они работали на угле или мазуте и немилосердно дымили. На открытке, изданной в 1925 году, над электростанцией красуются пять огромных конических труб, из которых поднимается черный дым.
В конце XIX века Москва требовала все больше и больше новых источников энергии - в городе развивался трамвай, на предприятиях паровые машины уже не отвечали новым требованиям, газовое освещение на улицах подвергалось все большей критике, и единственным выходом был переход на электрическую энергию. В 1887 году началось строительство первой электростанции на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, в декабре 1888 году она дала ток для частных владельцев в центре города, а линии городского освещения от нее начали протягивать в 1893 году, когда были установлены первые 20 электрических фонарей.
Для значительно более крупной электростанции выбрали местно на Раушской набережной. Новая станция взяла на себя обслуживание клиентов Георгиевской станции, а также обеспечила ввод в строй первых линий трамвая и нужды многочисленных предприятий и жилых домов. 28 ноября 1897 года состоялось торжественное открытие электростанции. Заведовал новой станцией выдающийся инженер Роберт Эдуардович Классон, известный, в частности, тем, что впервые предложил и наладил гидродобычу торфа.
В советское время комплекс зданий занимает почти половину набережной. Основное здание существенно перестроили, справа и слева от него возвели новые сооружения. Один из корпусов (№6) выстроил известный архитектор И.В. Жолтовский. Он, как правило, работал в классических традициях, однако тут, на Раушской набережной, он, чтобы быть в «струе» общей моды, занялся постройкой конструктивистского здания. В результате на набережной в 1928 году появился уродливый монстр: здание сравнительно небольшое, но выделяется своими грубыми выступами с какими-то нахлобученными козырьками неясного назначения. В книге-апологии, посвященной Жолтовскому, эта его работу даже не упоминается.
На набережной находится интересный памятник прошлого – вмурованная в стену дома небольшая доска с горизонтальной чертой и надписью: «уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года». Наводнение это оказалось самым большим за все время наблюдений. В пасхальные дня 1908 года власти получили тревожные вести о том, что у подмосковных деревень Тереховой и Мневников Москва- река выступила из берегов, и 11 апреля вода быстро стала подниматься в переделах города. По сравнению с летним уровнем вода тогда поднялась на 9 метров. Наводнение охватило более 1500 га, то есть около 1/5 всей площади города, пострадали около 180 тыс. москвичей, две с половиной тысячи домов, еле-еле спасли картины Третьяковской галереи, электростанция оказалась под водой, и половина Москвы осталась без света. Долгое время Москва-река то текла сладкой водой - сахарный завод Гепнера потерпел убытки на 7 млн. рублей, то окрашивалась в желтый цвет – затопило химический завод Ушакова и громадные запасы краски растворились в воде. Еще долгое время нижние части домов на Берсеневской набережной «блистали» новой окраской.
За обширным участком электростанции и до 2-го Раушского переулка – дом № 22, связанный с известнейшей в Москве чайной фирмой «Петр Боткин и сыновья». Чай в Московию был завезен впервые в 1638 году: посол Василий Старков получил его от монгольского хана, буквально заставившего посла принять чай в обмен на шкурки соболя, и привез его царю Михаилу Федоровичу. Царю чай понравился и с тех пор начал понемногу распространяться в России, но самым излюбленным напитком он стал только в XIX веке.
Боткинская фирма была хорошо известна в России – одна из старейших, торговавших чаем с Китаем напрямую. Основатель фирмы Петр Кононович (1781-1853) происходил из посадских людей города Торопца Тверской губернии; переехав в Москву, быстро превратился в главу преуспевающей фирмы, которая торговала чаем через сибирский город, Кяхту. После кончины П.П. Боткина в 1907 году дела фирмы пошатнулись, пришли в упадок, и перед самой революцией боткинскую фирму ликвидировали.
Трехэтажный дом №22 по Раушской набережной был построен в 1903 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера для чайной фирмы «Петр Боткин и сыновья». В нем находились правление фирмы, контора, а также чаеразвесочная и склад. Четвертый этаж надстроен в советское время управлением московского трамвая.
За 2-м Раушским переулком – возрожденная после десятков лет запустения и пренебрежения одна из самых замечательных московских церквей –Николы в Заяицкой. Главный ее престол посвящен Преображению, а придельные – преподобному Сергию Радонежскому и Николаю Чудотворцу, по которому и всю церковь называют Никольской, прибавляя к нему и обозначение «что в Заяицкой». По поводу этого названия существуют самые разные мнения. Обычно утверждается, что это прибавление обязано «заяицким казакам», якобы основавшим церковь. Самое интересное, что таких казаков не существовало, были яицкие казаки, жившие на реке Яик и начавшие бунт против властей, после подавления которого Екатерина II вообще запретила такое название, повелев реку назвать «Урал», а казаков «уральскими».
Исследователем истории Замоскворечья Г.И. Меховой высказана гипотеза о возникновении этого названия благодаря ошибке переписчиков: вместо «Заяицкий» должно было быть «Заяузский», имея в виду, что «местоположение храма могло осмысляться как «Заяузский»(в течение столетий храм замыкал перспективу поймы Яузы)».
По документам церковь известна с 1625 года, когда она была деревянной, каменное здание построили в 1652 году. В 1741 году церковь «за ветхостью» пришлось разобрать. Объявился благотворитель, богатый купец Емельян Яковлевич Москвин, согласившийся пожертвовать на возведение новой церкви. Тогда же и началась постройка церкви, но благотворитель в том же году скончался, завещав все состояние своему компаньону Андрею Алексеевичу Турчинову «для окончания строения, церковного благолепия и иконного украшения». Заканчивали строительство церкви наследники Турченинова, но работы часто останавливались из-за недостатка денег и споров между наследниками. В 1754 году освятили Никольский придел, а в следующем году придел Сергия Радонежского. Окончательно же церковь была возведена в 1759 году, но даже тогда некоторые детали ее декора остались незавершенными.
В советское время церковь вознамерились снести, но понадобилось помещение для производственных нужд и там устроили трансформаторный цех, таким образом здание сохранилось, хотя в 1936 году купол церкви и два верхних яруса колокольни разобрали. Так же был уничтожен иконостас и многие росписи.

Как добраться до Раушской набережной: ст. метро Новокузнецкая

Раушская набережная располагается в Замоскворечье между улицей Балчуг и Большим Устьинским мостом. Нумерация домов на Раушской набережной ведется от улицы Балчуг. На набережную выходят 1-й и 2-й Раушские переулки. В прошлом набережную еще называли Роушской, а до 1870 года она была Заяицкой набережной, названной так в честь Николы Заяицкого, построенной в 16 веке. Что означает "заяицкий" точно неизвестно. Возможно, оно означало "из-за Яика" (из Средней Азии) или произошло от яицких казаков, поселившихся в этих местах во время Великой Смуты. По одной из версий, "заяицкий" это ошибка в слове "заяузский", то есть, расположенный за Яузой.

То, что в 1870 году название набережной сменили, связано со строительством на Москве-реке новых мостов, в том числе и Устьинского моста. На карте Москвы под названием Раушской набережная появилась после 1874 года. Слово это является производным от "ровушек" - небольших канав, по которым из переполнявшегося старого русла Москвы-реки отходила во время половодий вода. Ровушки были выкопаны государевыми садовниками в конце 1495 года, когда Иван III поселил их здесь для обслуживания своих садов. Таким способом садовники создали дренажную систему, отводящую воду из своих дворов. Эти ровушки располагались вдоль восточной линии нынешней улицы Балчуг.

В первой половине18 века было принято ставить дома лицом на Садовническую улицу, и набережная Москвы-реки превратилась в задворки с плетнями и огородами. В то время не существовало даже проезда на набережную с Москворецкого моста. Деревянный мост через ровушки располагался напротив Садовнической улицы. После того, как столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, надобность в московских государевых садах постепенно отпала, и во второй половине 18 века участки вдоль будущей Раушской набережной принадлежали уже не садовникам, а состоятельным купцам и представителям дворянского сословия.

Когда в 1835 году на Москве-реке и Водоотводном канале были построены плотины и открылось судоходство, надобность в "Роушском" канале, состоявшем из старинных ровушек, отпала, и было решено его засыпать. Засыпкой канала занимался купец А.Г. Телепнев. За осуществление этой работы ему было обещано отдать засыпанную территорию, но в итоге Госдума взяла землю себе, использовав ее для расширения Балчуга. Телепневу же должны были выдать денежную компенсацию, которую он при жизни так и не получил. Только в 1879 году по ходатайству его дочери Н.А. Постниковой Госдума выделила ей как наследнице положенную сумму.

Постепенно Раушская набережная благоустраивалась, и в 1836 году деревянные укрепления берегов заменили каменными. После того, как в 1883 году в конце Раушской набережной вниз по течению построили Большой Устьинский мост, жизнь на ней оживилась. Еще более людной набережную сделал "толкучий рынок", который в 1899 году сюда перенесли с Новой площади.

На Раушской набережной располагается ряд интересных объектов, среди которых комплекс строений московской электростанции (дома под №6,8,10,12,14). Интересно, что одно из самых живописных мест в Москве, которое могло бы стать территорией строительства престижного жилья, было выбрано для возведения обычных производственных зданий. В то время в этой части Москвы появилось много индустриальных объектов, которые работали на угле и мазуте и нещадно дымили. В Москве начал ходить трамвай, старые паровые машины на заводах уже не справлялись с нагрузкой, система газового освещения улиц также не соответствовала современным требованиям. Все вместе это говорило о необходимости перехода на электроэнергию. В 1888 году начала работать небольшая электростанция на углу Большой Дмитровки и георгиевского переулка, но она не могла покрыть нужды города в электрической энергии, и было решено строить еще одну, более мощную электростанцию на Раушской набережной. Элестростанция была построена по проекту архитектора Н.П. Басина. А впоследствии ее перестраивали и достраивали архитекторы И.В. Жолтовский и В.Е. Дубовский. В частности Жолтовскому принадлежит авторство здания электростанции №6. Отойдя от привычных ему классических традиций, архитектор создал здание в стиле конструктивизма. Опыт получился неудачным, и эта работа Жолтовского даже не была включена в книге-апологии, посвященной архитектору. Новая электростанция на Раушской набережной была открыта в ноябре 1897 года. Заведовал ею выдающийся инженер Роберт Эдуардович Классон, в списке заслуг которого числится разработка гидродобычи торфа. В наше время здесь размещается головная контора Мосэнерго.

На Раушской набережной сохранилось и еще одно свидетельство времени - в стену одного из домов вмурована доска с горизонтальной отметиной. Надпись гласит, что эта метка обозначает "уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года". Это наводнение было самым сильным за время наблюдений. Уровень воды в Москве-реке очень быстро поднимался, и в сравнении с летними показателями поднялся на 9 метров. Что касается площади, которая пострадала от паводка, то она превышала 1 500 гектаров (1/5 территории Москвы). Число пострадавших от паводка достигло 180 000 человек, едва удалось спасти картины из Третьяковской галереи, была затоплена электростанция и половина города осталась без освещения. Сахарный завод Гепнера понес грандиозные убытки, а вода в реке приобрела сладковатый вкус. Затем вода окрасилась в желтый цвет - это вылилась краска из затопленного химического завода Ушакова.

От территории электростанции и до 20-го Раушского переулка расположился дом №22. Его история связана с московской чайной фирмой "Петр Боткин и сыновья", напрямую сотрудничавшей с Китаем и очень известной во всей России. Чай в Московии появился в 1638 году. Его привез посол Василий Старков. Монгольский хан чуть ли не насильно вручил послу чай в обмен на соболиные шкурки. И доставил этот странный подарок царю Михаилу Федоровичу. С того времени чай постепенно входил в дома москвичей, но особую популярность он приобрел в 19 веке.

Сразу за 2-м Раушским переулком можно увидеть церковь Николы в Заяицкой. Главный престол церкви освящен в честь Преображения, но называют храм по одному из приделов - Николая Чудотворца. Согласно одной из легенд, эту церковь построили заяицкие казаки, но на самом деле такого понятия не существовало. Были яицкие казаки, жившие на реке Яик, которые подняли бунт против власти. Екатерина II после подавления восстания велела переименовать реку в Урал, а казаков называть уральскими, чтобы стереть даже память о тех событиях. Вероятнее всего, что храм изначально назывался Заяузским, так как долгие десятилетия он замыкал перспективу поймы реки Яузы.

Первые документальные упоминания об этой церкви встречаются в 1625 году. Тогда она была деревянной, а в 1652 году ее перестроили в камне. В 1741 году здание церкви пришло в ветхость, и его разобрали. Заботы о строительстве новой церкви взял на себя состоятельный купец Емельян Яковлевич Москвин, но из-за его смерти строительство было приостановлено, и достроили церковь только в 1759 году. Благодаря тому, что в советские годы церковь решили использовать для производственных нужд, она уцелела, хотя и значительно пострадала.

На Раушской набережной под номером 2 располагается известная московская . Это старинное здание, которое существует с 1898 года. Тогда здесь работал ресторан пивоваренного завода. С течением времени дом не раз перестраивался и достраивался, менял владельцев. После реконструкции 1992 года Балчуг стал первой пятизвездочной гостиницей в Москве.


Раушская набережная располагается в Центральном округе Москвы района «Замоскворечье». Начинается от улицы и, проходя вдоль берега Москвы-реки, заканчивается у . По пути к ней примыкает 2-ой Раушский переулок.

Протяженность - порядка 830 метров.

Раушская набережная - происхождение названия

До 1870 года Раушская набережная называлась Заяицкой. Топоним связывают или с расселением здесь жителей «из-за Яика», т.е. из Средней Азии (Яик - прежнее название реки Урал), или с проживание представителей Яицкого (Уральского) казачьего войска, перебравшихся в Москву во времена Смутного времени.

Существует и еще одна версия, в которой предполагают об образовании ошибки в произношении слова «заяузский», т.е. расположенный за рекой Яузой.

Название Роушской (Раушской) набережной появилось на картах города после 1874 года. Топоним является производным от слова «ровушки», которое обозначало небольшие канавы. Дело в том, что на острове последних действительно было много и связано это было с необходимостью отвода воды после сильных половодий на Москве-реке.

История Раушской набережной

В 1495 году на острове, где и расположена сегодня Раушская набережная, царь Иван III поселил садовников, которые обслуживали Государевы сады. Вот они то и понарыли «ровушек» для отвода воды из своих дворов.

В начале восемнадцатого столетия, на основании градостроительного плана, было принято решение ставить фасады новых домов лицом к формировавшейся Садовнической улице. Таким образом, на нынешнюю набережную выходили задворки владений с плетнями и огородами.

После переноса столицы в Санкт-Петербург Государевы сады были выкорчеваны, и надобность в садовниках отпала, после чего участки вдоль нынешней Раушской набережной, из-за близости к центру, начали скупать представители дворянства и состоятельного купечества. Все это происходило уже во второй половине все того же XVIII века.

К 1835 году на Москве-реке и устроенном Водоотводном канале, благодаря строительству плотин, открылось судоходство. Роушский канал, который находился в восточной части нынешней улицы Балчуг, за ненадобностью, решили засыпать. Средства на это выделил купец А.Г. Телепнев, которому Городской Думой и был обещан этот отсыпной участок.

Но власть есть власть. По окончании работ решение аннулировали, ссылаясь на необходимость расширения Балчуга. Купцу пообещали компенсацию из казны, до выплаты которой он так и не дожил. Правда, в 1879 его дочь - Н.А. Постникова - все-таки добилась от города возмещения ей, как наследнице, убытков от строительства.

В 1836 году на Раушской набережной заменили деревянные укрепления вдоль берега и возвели на их месте каменные. После постройки в 1883 году Большого Устьинского моста, а затем и переноса в 1899 на остров «толкучего рынка» с Новой площади, жизнь в этом районе Москвы заметно оживилась.

Интересно, что казалось бы зарождающийся престижный для застройки жилыми домами район города должен был обойтись без промышленных предприятий, но одно из них все же появилось - это Московская электростанция.

Дело в том, что вокруг это района города Москвы к моменту строительства станции образовалось много промышленных объектов, которые использовали для получения энергии уголь и мазут и, соответственно, нещадно дымили. К тому же, в городе уже запустили трамвай, а также требовался демонтаж газовых светильников вдоль улиц и установка электрических фонарей. Словом, энергии от обычных паровых машин уже не хватало.

Один из моментов истории Раушской набережной запечатлен в виде вмурованной в один из фасадов зданий металлической доски с надписью «уровень весеннихъ водъ 12 апреля 1908 года» и горизонтальной отметиной. Это напоминание о страшном наводнении, когда уровень в Москве-реке поднялся до отметки в 9 метров.

Последствия были страшные. Под водой оказалась пятая часть тогдашней Москвы, а это 1500 гектаров земли. В зону затопления попало более 180 тысяч человек. Была затоплена электростанция и Третьяковская галерея, в которой только чудо помогло уберечь имевшиеся там шедевры.

Вода в реке сначала стала сладковатой на вкус, по заверениям очевидцев, из-за попадания в реку продукции сахарного завода, принадлежащего промышленнику Гепнеру, а затем приобрела желтый оттенок от попавшей в нее краски с химического производства Ушакова.