Раскачивать лодку значение. Правило раскачивания лодки

[Куплет 1, Alphavite]:
Меня трясет весь день - чую: грядет пиздец!
Три утра. Бессонный стресс. Я сегодня особо трезв.
Но из моих окон веселый смех. Я на суете, значит всё успел.
Я потратил нервы, чтобы ёбнуть цели, на все движения зеленый свет.

Но ты за меня переживаешь и говоришь, мне нужен отдых.
Бросаешь спасательный круглый мне, но я нырнул уже поздно.
Я запасся глубоким вдохом. Мне на все по**й - La Vida Loca.
Люди мечтают спокойно сдохнуть. Да ради Бога! Но

Пусть этот бит мне вырвет сердце из груди -
Оно меня бьет изнутри под эту песню о любви!
(Чуешь мой) чуешь мой маяк, тогда плыви,
Пока в горьком море тонут корабли!

[Припев, Alphavite & Мазари]:



Пока Титаник тонет - наш оркестр играет.

Пока тихо тают мои дни -




Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);
Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);

[Куплет 2, Alphavite]:
Я вижу маяк. Я чую маяк. Чувствую, как он манит меня.
Плыть через моря. Море учит быть одиноким -
Глушит крики, съедает вопли, сушит слёзы, стирает сопли,
Тушит звёзды, кормит раны солью.

Берег волною умоет,
Не дождавшись отбоя прибоя нырну с головою,
Кораллы царапают стопы,
Но я не чувствую боли.

Акулий плавник нарезает круги.
Она приплыла на крик моей пролитой крови!
Зови на помощь хоть всю преисподню,
Ведь я тебе не сдамся без боя! Тррр!

Во мне адреналин кипит,
Когда вижу, что мерцает ориентир вдали.
Я не вернусь назад, не найти пути -
Я видел, как мой пирс проглотил прилив.

Осталось плыть среди диких льдин
И следить, как горит фитиль.
Я не иду ко дну в тени тихих тин,
Пока у любви есть приют в груди.

Пусть этот бит - сердце из груди
Меня бьет изнутри под эту песню о любви.
Чуешь мой маяк. Тогда плыви,
Пока в горьком море тонут корабли! Ага...

[Припев, Alphavite & Мазари]:
Пока Титаник тонет - наш оркестр играет.
Жизнь так плавно пролетает перед глазами.
Возьми мою руку, чтобы резко мир замер.
Пока Титаник тонет - наш оркестр играет.

Пока тихо тают мои дни -
Я вижу, как в черном небе зажигают маяки.
Я скрутил всю боль, дай мне подкурить -
Я хочу видеть огонь из каждой поднятой руки.

Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);
Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);
Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);
Давай, со мной раскачаем лодку, пойдем ко дну (все ниже ниже);

[Финал]:
Черное небо съедает комету. Оно растает сигнальной ракетой.
Я не закидал ничего, хоть у меня есть желание, но нет веры в приметы.
Умоляй - умоляю, мои молитвы оставь без ответа. Я должен научиться
Верить лишь в себя; Если я прошу помочь - не помогай мне в этом.

О песне Alphavite & Мазари - Раскачаем лодку

  • "Действительно долго ждали, и устали ждать, когда ты наконец-то выплывешь в ТОП", - прокоментировал Мишаня Золотухин одним из первых свежий релиз Никиты Алфавита "Горизонт событий. Разбег." Десять треков на тейпе! Дождались! Немного по сути: Семь совершенно новых композиций, из которых три фита: с Маша Hima, Майти Ди, Мазари; а так же ремикс на трек "Косяк", и два трека: "Amnesia Haze" и "Я Вас всех люблю", которые Алфавизи представил чуть ранее. Очень стильная обложка от земляка Артиста - Vitaliy Vaisman из Казахстана. Впечатляющий список ребят поучаствовавших на продакшене: Natevibez, Scott Supreme, Welcury, Blasian Beats, Majestic Drama, Prime Starz, Playfulfingers & Xwinner. Текст песни на сайт
Текст песни Alphavite & Мазари - Раскачаем лодку.
Авторы текста: Никита Alphavite и Мазари.
Альбом "Горизонт событий. Разбег."
rec/mix Art Jungle.
prod Natevibez.
Design by Diamond Templates & Vitaliy Vaisman.
Официальная дата релиза: Октябрь, 6, 2017.

Представьте себе, что я вам достаточно жестко и агрессивно говорю: «В конце марта мы с вами идем на Эверест!».
Представили? А теперь отмотайте ваше сознание на несколько секунд назад и скажите честно: какая была ваша самая первая мысль? что у вас мелькнуло в голове в первую секунду?

Руководствуясь своим опытом общения с людьми, утверждаю, что мелькнуло что-то одно из двух, и, по большому счету, люди делятся на два типа.

Либо – первый вариант – вы сразу начали думать, где купить билеты, как надо тренироваться, какое снаряжение достать, какую команду собрать и т.д., чтобы в конечном итоге забраться на Эверест.

Либо – второй вариант – вы подумали: работа, семья, опасность, риск, никогда этого не делал, не та физическая форма и т.д. Другими словами, вы сразу начали искать причины, почему это не получится.

Два типа: люди, которые думают, как решить проблему, и люди, которые сразу начинают искать оправдания тому, почему у них это не получится сделать.

Подавляющее большинство граждан России относится ко второму типу.
Люди имеют продолжительный негативный опыт, возникший при попытке самостоятельного решения различных проблем, и у них укоренилась мысль о том, что от них ничего не зависит, что все куплено, что все решено за них. Люди мирятся с проблемами, и не ищут путей их решения. Потому что есть сотни причин, по которым ничего не выйдет.

С одной стороны, очень грустно, что у нас таких людей большинство, но, с другой стороны, это очень удобно.
Удобно для Путина, удобно для патерналистской государственной идеи в целом, когда есть мудрые правители, которые знают, что лучше, а вы не рыпайтесь, у вас ничего не получится.

Ну а что делать, если хочется жить в России, населенной людьми первого типа, где люди верят в себя, верят в свои способности преобразовывать действительность и занимаются этим, улучшая мир вокруг себя?
Если хочется жить в стране личностей, а не в стране послушного стада? Можно с этим что-то сделать?

С одной стороны понятно, почему у нас в стране преобладает второй тип людей, почему больше людей пассивных, чем предприимчивых.
Очевидно, что это история всей 80-летней отрицательной селекции, от раскулачивания до геронтократии. Модель патерналистского государства хорошенько проехалась по четырем поколениям наших сограждан, и привела к тому, что мы имеем. Но это банальность. А небанальность, которую я хочу сказать, заключается в следующем: разбиение на первый и второй тип не вечно, люди из одного типа в другой переходят. Их можно переводить.

Как можно перевести человека из первого типа во второй?
Надо, чтобы он несколько раз крупно обломался: один раз попробовал – не получилось, второй – снова не вышло, разу к десятому у нормального человека отпадет всякое желание даже пробовать что-либо делать. В конце концов, он поверит во всемогущество власти или в мировую закулису, поверит в то, что лучше за него все решат, а ему следует лишь спокойно плыть по течению. Но произойдет это не с первого раза, а где-нибудь с пятого-десятого.

А как можно перевести человека из второго типа в первый?
Показать ему, что от него что-то зависит, что он может решить какие-то проблемы. Необходимо просто взять этого человека за ручку, провести с собой, преодолевая какие-то трудности, и сказать: смотри, вот так это делается. Это производит сногсшибательное впечатление. Кстати, люди, которые только что перешли из второго типа в первый – самые замечательные, с ними очень приятно работать, у них горят глаза, поскольку у них за плечами свежая, первая победа. Будут и следующие победы, но первая всегда – самая яркая.
Фишка заключается в том, что перевести человека из первого типа во второй – это довольно сложно и долго, а из второго в первый – легко и быстро, достаточно всего лишь одного примера. Дело за малым – создавать такие примеры.

Всю свою общественно-политическую деятельность я сейчас осознаю как историю создания таких примеров.

Мои выборы два года тому назад были таким примером, когда я показал, что можно прийти просто с улицы, провести кампанию, честно ее отработать и в конечном итоге избраться в гордуму.
Еще один пример – прошлогодний митинг за сохранение площади Труда, когда мы показали, что можно через интернет организовать и собрать много тысяч людей. После этого в Екатеринбурге не осталось людей, которые думали бы, что «митинги ничего не решают». Сбор подписей в поддержку выдвижения Дмитрия Горчакова – тоже яркий пример. Все говорили, что это невозможно, а мы просто взяли и сделали.

(Кстати, по этой же самой причине я занимаюсь созданием регионального отделения ПАРНАСа. Очень просто говорить про страшного Суркова, Путина и т.д., которые ни за что на свете не зарегистрируют партию. Однако чтобы получить моральное право так говорить, надо сначала выполнить все предусмотренные законом процедуры. Вот если мы будем знать, что мы сделали все, что было в наших силах, а нам все равно отказали, – это другой разговор, но заранее опускать руки - никак нельзя).

Деятельность по демонстрации людям того, что они могут что-то решать сами, я готов назвать двумя словами – раскачивание лодки.

Серая масса единороссов говорит, что раскачивание лодки – это что-то плохое и страшное: не надо раскачивать лодку, иначе мы черпнем воды и пойдем ко дну.
Может быть из духа противоречия, может быть, по другой причине, но мне очень хочется объявить, что здесь и сейчас, начиная с этого момента, я буду использовать эти слова исключительно в положительном смысле.

Лодку раскачивать надо.
Причем как можно сильнее и скорее. Любыми действиями, здесь все методы хороши, а особенно хорош метод демонстрации людям на конкретных примерах, что от них что-то зависит, и что нет неразрешимых проблем.

Почему же лодку надо раскачивать?
По одной простой причине: чтобы она затонула, не отплыв слишком далеко от берега. Ведь каждый год нахождения у власти путинской команды усугубляет положение. Наши институциональные проблемы – сырьевая зависимость, демографическая ситуация, отсутствие современных производств – все это усугубляется с каждым годом. Мы идем вниз по наклонной достаточно быстро. История нас учит – от Чили и Индонезии, до Туниса и Египта, – что движение по наклонной не может быть бесконечным.

Еще одно наблюдение: когда человек начинает что-то предпринимать и видит вокруг лишь произвол и коррупцию, видит несправедливость, то он перестает быть сочувствующим власти.
Вовсе не обязательно он становится активным оппозиционером, но действия оппозиции у него перестают вызывать отторжение. Количество таких людей со временем не уменьшается; власть, оттолкнувшая человека несправедливостью, перетащить его обратно на свою сторону не сможет. В результате критическая масса зреет, и в итоге – египетский вариант.

При движении вниз по наклонной в коррумпированном, авторитарном государстве, этот вариант рано или поздно реализуется.
Раскачивание лодки – это совокупность действий, направленных на то, чтобы он произошел рано. И это хорошо по очень простой причине: через 10 лет будет украдено гораздо больше, чем через 3 года. Если отсчет нового времени начнется с 2020 года, то построить экономику заново на нормальных принципах будет гораздо сложнее, чем, если начать, например, в 2013 году. Именно поэтому раскачивание лодки всеми возможными способами – это благое дело, и этот термин должен употребляться только в положительном ключе.

Давайте раскачивать лодку!

Свистать всех наверх! Начинается шторм!

В этой игре нужно сажать отважных пингвинов-пиратов на корабль. Корабль постоянно раскачивается, поэтому с каждым новым пингвином становится всё сложнее. В конце концов палуба переворачивается, и все слетают за борт, а потом весело прыгают по столу!

Аррр! Где мой корабль?

Внутри коробки — большой пиратский корабль, на палубу которого нужно будет ставить пингвинов. Он довольно крупный и заметный. Ставится он на специальный высокий конус с шарниром — и поэтому крутится и качается.

Отважная команда

На этот корабль пытаются попасть 16 храбрых пингвинов-пиратов. У каждого - повязка и деревянная нога. Пингвины довольно тяжелые, поэтому корабль с ними начинает раскачиваться сильнее. Нужно очень тщательно выбирать место для каждого нового пингвина: ближе к центру палубы, на мачту, на рею - в общем, ловкость очень важна.

Плюх!

В один прекрасный момент вы ставите пингвина на корабль... И он переворачивается, сбрасывая всех-всех-всех! В этот момент определяется победитель — тот, кто последним поставил пирата перед падением.

Для кого эта игра?

  • Для семьи: папе с сыном или дочкой будет весело.
  • В подарок малышу: пингвины-пираты просто безумно радуют наших самых маленьких посетителей магазина.
  • Отважному покорителю морей — на всякий случай.
  • Любителю вечеринок: игра здорово идет во взрослой компании на праздниках.

Состав

  • Корабль с тремя мачтами, на который надо сажать пингвинов.
  • 16 отчаянно храбрых моряков.
  • Подставка в виде морской волны (из двух частей).
  • на русском языке (вы их уже знаете).

Ну что, готовы к плаванию?

Вот это наверно лучшая вариация на тему Дженги. Если все разрушилось, можно за две секунды все починить. Потрясающие пингвинчики, которых обожают дети. Мои племянники, когда им надоедает просто играть, берут кораблик в ванну. Я могу в ней побеждать, потому что знаю, что пингвинчиков можно вешать за ушки (небольшой чит-код). Игра очень дружелюбная к детям, на мелкую моторику.

Иван Маслихин, координатор Москвы

Это игра на баланс. Крутая лодка, крутые пингвины. Детям очень заходит. Хороший сюжет и компоненты, играть можно каждый день. Я говорю про детей 6-8, а трехлетние просто могут ковыряться с лодкой. Это называется игра без игры, это отдельный бонус.

Максим Половцев, разработчик

Очень прикольная игра на ловкость и координацию. Приятно сделанные фишки — тяжеленькие пингвинчики. Расставляем их по лодке, у кого лодка навернулась, тот проиграл. Можно придумать фанты для проигравших, взять из «Дня вождей».

Дмитрий Кибкало, разработчик, учредитель Мосигры

Просто чума! Игра на ловкость, лучше Дженги. Цепляет детей и взрослых сразу. Партия короткая, на две минуты. Мы обычно берём карты из Ерша и Дня вождей, и если уронил пингвина — делаешь задание. Так можно играть до 15 человек. Это стабильная точка на корпоративе, где всегда движуха: люди выбегают, делают странное. Ещё круто заходит там, где музыка.

Сергей Абдульманов, руководитель маркетинга
  • Patch Products — США

Заключение психолога по игре Не раскачивай лодку!

«Правила игры предельно просты и практически не требуют объяснения. Яркий корабль с первых секунд привлекает внимание детей. Игровой процесс устроен так, что у детей развиваются движения и зрительные способности.

Игра способствует развитию внимания, требует быть сосредоточенным и аккуратным, контролировать свои движения, оценивать положение предметов в пространстве.

В процессе игры у детей начинают формироваться основы эмоционального отношения к окружающей действительности, сопереживание другим людям. Если видоизменить правила, поставив детям задачу собрать как можно больше пингвинов на лодке — появится коллективная деятельность, что обеспечит сплочение группы, создаст среду для активного взаимодействия. Это позволяет детям наладить общение друг с другом и выразить свои эмоции.

В процессе игры можно увидеть переход от более простых действий и движений к усложненным комплексным ситуациям. Дети стараются усложнять себе задачу, ставят перед собой все новые и новые цели.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. «Не раскачивай лодку» — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, быть терпеливым, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.»

Медведева Ольга Константиновна, педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1516»

Посмотреть полностью.

Правило раскачивания лодки

Существует закономерность: если мозги устроены так, что хочется честных выборов при отсутствии кандидата на выборы - то эти же мозги полагают, что умение рисовать в изобразительном искусстве не обязательно.

Казалось бы, для того чтобы плавать ("честно плавать"), нужно налить в бассейн воду. Для того чтобы выбирать ("честно выбирать"), нужно иметь альтернативного кандидата с программой. Для того чтобы создавать произведение изобразительного искусства ("честно создавать"), нужно изображать.

Трудно плавать вне воды, выбирать без альтернативной идеи, изображать помимо изображения - но эта трудность преодолевается шаманским способом.

Если долго раскачивать лодку - все само устроится.

Йозеф Бойс был солдатом нацистской Германии, принес зло русским людям, летал над Россией, потом сделался авангардным художником - рисовать не умел, составлял разные предметы вместе, это называется инсталляция. Он был эпатажный человек, все время что-то делал смешное; отечественные юноши, рисующие пенис на мосту и лающие в голом виде - идут по его стопам. Студенты в Дюссельдорфе его обожали - и сейчас любят цитировать пророческие слова: лучшее, что вы можете сделать, это взять топор и разрубить холст. Эту фразу, благоговея перед мудростью мастера, мне сказал в Дюссельдорфе юноша с оранжевыми волосами. Он тоже что-то свободолюбивое делал - писал или какал, не помню точно.

Бойс был забавник: то лежал в снегу Чикаго, изображая мертвого гангстера, то соединял разные трубки и гонял по ним мед и сало. Как и про всех такого рода забавников - про него распустили слух, что вообще-то он рисовать умеет, это он нарочно не рисует. Так точно говорили и про Кабакова, и про Ворхола. Никто из них, конечно, рисовать не умел - Кабаков рисует на уровне "Веселых картинок", где долгие годы был иллюстратором, а Бойс рисовал на уровне ученика второго класса. В Дюссельдорфе плохо преподавали рисунок - а таланта пластического у парня не было. Но Бойсу это умение было не нужно. Он хотел иного: ему хотелось самовыражаться (есть такое малопонятное слово), являть миру сокрушительную волю. Особого послания (как говорят: "мессиджа") у Бойса не было - он говорил загадочно, как юродивый: мед, сало, демократия, масло, дискурс. Если послушает такую речь неподготовленный - подумает про Бойса: идиот. А люди подготовленные уважительно скажут: пророк. Правда, что именно он пророчествует - неведомо. Но это и не важно. Важно раскачивать лодку. Бойса называют возвышенно и загадочно: шаман.

Бойс очень нравится мещанам: им вообще нравятся загадочные слова "демократия", "инсталляция", "деривативы", "дискурс" - мещанам кажется, что там, за этими высоколобыми терминами, сокрыто умное - а значит, и хорошее. Втюхивать мещанам демократию и инсталляции - работа легкая: надо рассказать, что авторитеты продукт ценят (в музее висит, богач купил, Черчилль похвалил, в лучших странах это носят) - и мещанин придет в неистовство…

Никогда мещанин не додумается до такой простой вещи, что никто бы не стал ему объяснять (и никто не объясняет) величие Сикстинской Капеллы - как никто не объясняет ему преимуществ любви к ближнему. Эти вещи самоочевидны - оттого как бы и не считаются за норму.

А вот то, что инсталляция есть искусство, а круговая порука обманщиков есть правовое государство - вот это мещанину втолковывает тысяча авторитетных специалистов.

Бойс занимался тем, что интриговал мещан, пугал их тем, что существует некая над-человеческая энергия (элементы, стихии) бытия. Это, вообще-то, абсолютно фашистская мысль - мысль неглубокая и пугательная. Вот вы, люди, вы просто живете - а есть стихийные силы, гуляющие по миру. И в подтверждение этих значительных слов Бойс показывал мещанам предметы, наделенные магической силой: мертвого зайца, сало, воск, мед.

Вот и все. И больше ничего.

Это очень бедная мысль.

Но мещанину она представляется грандиозной: стихии! образа нет! уууу! как страшно!

И то, что Бойс присовокуплял к этому набору слов громоподобные заклинания "демократия" и "свобода" - делало эффект сокрушительным.

Надо сказать, что обманщиков в мире много - не одни только банкиры. Спустя сто лет все более или менее разобрались в том, что Распутин был шарлатан. Надо надеется, что с течением времени все подобное политическое шаманство будет разоблачено. А вот сколько времени должно пройти, чтобы фашистский летчик, рассказывающий публике, что образ умер и настало время стихий - сколько времени надо, чтобы люди поняли, что на сцене перед ними обыкновенный Распутин - вот это науке неизвестно.

Людей вообще манит всякая гадость. Мальчики хотят попасть в дурную компанию и ругаться матом как большие; девочки едут к плейбоям на дачу, не заботясь о последствиях; а доверчивые мещане слушают рассказы о стихиях Бойса и о том, что образ умер - а потом идут и требуют честных выборов.

И если мещане будут себя хорошо вести, к ним в бассейн нальют воду.

«Интересно, каково это: раскачивать лодку в бассейне с водой - до сих пор мы раскачивали всухую».