Проклятая жизнь.

Мой неприкаянный друг,
Вместо того, чтобы взять
Быка за рога,
Любит бегать вокруг.

Как полупьяный ковбой
Между Питером и Москвой
С банкой пива в руке
И молодой женой

Читает Ницше,
А потом бьет ей морду.
И так проходит
Проклятая жизнь.

Он берет инструмент,
Извлекает звук.
Словно мартовский кот
Вдохновенно поет.

Углубляется в суть,
Вонзается в плоть,
Ест сырой витамин,
А перед тем как уснуть

Читает Ницше,
А потом бьет ей морду.
И так проходит
Проклятая жизнь.

Он едет в метро,
Видит сладкие сны,
А на конечной его
Забирают менты.

Угрожая тюрьмой,
Конфискуют штаны.
Голодный, голый и злой
Он приходит домой

И читает Ницше,
А потом бьет ей морду.
И так проходит
Проклятая жизнь. My restless friend
Instead take
The bull by the horns,
Likes to run around.

As half-drunk cowboy
Between St. Petersburg and Moscow
With a beer in his hand
And his young wife

Reading Nietzsche,
And then beats her face.
And so it goes
Cursed life.

He takes a tool
Retrieves sound.
Like a tomcat
Enthusiastically sings.

Delves into the essence,
Pierces the flesh,
Eating raw vitamin
And before you go to sleep

Reading Nietzsche,
And then beats her face.
And so it goes
Cursed life.

He rides the subway,
Sees sweet dreams,
And in his final
Take the cops.

Threatening prison
Confiscate pants.
Hungry, naked and angry
He comes home

And read Nietzsche,
And then beats her face.
And so it goes
Cursed life.

княгиня алла

Проклятая жизнь

Проклятая жизнь

ПРОКЛЯТАЯ ЖИЗНЬ.

Мужу моему, ФЕДОРОВУ МИХАИЛУ ЕРМИЛОВИЧУ посвящается.

Вместо предисловия.

С легкой руки нашего президента страны Путина В.В. появилось новое выражение, ласково оскорбляюшее тружеников, которые и являются высшей ценностью любой страны. Выражение «Простой человек» стало определяющим для миллионов людей, живущих в России. А существуют ли простые люди? Каждый из нас, неизведанная планета. Кто-то должен управлять обществом, другому приходится создавать материальные блага. И не факт, что тот, кто управляет, достойнее и образованнее. Мой герой. «простой человек», сам стремился узнать о мире, в котором он живет, как можно больше. А господин Путин, имеющий высшее образование, окружённый советниками и референтами, будучи в Иркутской области, заявил, что стоки Иркутска попадают в Ангару, следовательно в Байкал. Получилось, Ангара впадает в Байкал. Это как надо было учиться в школе, чтобы не запомнить, что из Байкала вытекает только одна река, и это Ангара. Как надо не уважать народ, над которым ты влавствуешь, чтобы сказать такое, будучи в этом регионе. Имеющий четыре класса образования и курсы шоферов, Федоров, разбирался и в истории Российской империи, и в истории Византии. Он читал Монтеня и русскую классическую литературу. Живо интересовался современной политикой, имел собственное мнение по многим вопросам. Хотелось бы оставить память об этом человеке. Он не герой, не крутой, просто один из поколения детей военных лет. Его жизненный путь, путь дедушек сегодняшней молодёжи. Только уходят старики из жизни, и нет времени расспросить их о прошлом. В наш быстрый век у внуков нет времени послушать. Всё заменяет компик, телек и другие важные дела. Но придет момент, когда захочется узнать, откуда мы родом. Возможно, эта повесть о жизни одного из современников твоего деда, поможет понять себя.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР.

Говорят, сибиряки, народ особый. Этому могло быть много причин. Одной из них были суровые условия жизни. Выживали сильнейшие. Народ был здоровый. Надежность и независимость, выдержка, рассудительность были лучшими качествами новой общности. Коренное население земель вокруг озера Байкал состояло из бурят и эвенков. Они занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Русские первопроходцы и осевшие после каторжных работ, селились по долинам рек. Немногочисленным было русское население, но земли осваивались, границы охранялись, нашли уже золото в этих краях. Нерчинский завод стал строиться. Обеспечить продовольствием увеличивающееся население отдалённых окраин становилось хлопотным для казны и затруднительным делом. Не было ещё железных дорог, только лошадями вывозили всё, что требовалось для жизни. Долог был путь до Байкала. Возникла необходимость привезти в далёкие земли самих производителей. Крестьян из западных областей соблазнить поехать в далёкую страшную Сибирь, куда отправляли преступников на каторгу, было невозможно.

Местных жителей к земледелию приучить насильно нельзя, у них даже обувь была выполнена носками вверх, чтобы случайно не поранить землю. Могли ли они заняться её возделыванием? Хорошо, мясом снабжали заселяемые районы. Рыбу ловить тоже могли только переселенцы. Местное население было кочевым, охота и скотоводство позволяли им жить веками, не возделывая землю. Рабочие на приисках, служивый люд, строящиеся города, без хлеба и крупы прожить не могли. Всё надо было завозить обозами из западных областей. Необходимо было продовольствие для развивающейся окраины государства добывать на месте.

Вспомнили о гонимом уже более века непокорном народе. Это были старообрядцы, не принявшие новую веру в 1660 году. Ещё их называли раскольниками и жестоко преследовали. Своим монаршим указом 1762 года государыня Екатерина объявила полное прощение всем раскольникам, отправившимся осваивать новые земли. Обещалась помощь, отказ от преследования за веру, сохранение их обычаев и уклада жизни.С помощью людей, привыкших к тяжёлому крестьянскому труду, обречённых на вечное ущемление их интересов и постоянные преследования за веру, государыня решала множество проблем. Определила она и место для раскольников.

Двадцать лет продолжалось заселение прибайкальских земель переселенцами по государеву указу. От трёх до восьми лет добирались скитальцы до места проживания. Заканчивались средства и продукты, останавливалась семья на заработки. Продолжали путь тогда, когда были уверены, что не умрут от голода в дороге или на первом году жизни на новом месте. Ехали семьями, селились вместе. Первое время ни с кем не общались. Поэтому, и пришлось кстати, одно из названий таких общин, - семейские. Семейские, староверы, раскольники, все названия одной независимой общности, не принявшей новое толкование религии. Они продолжали проповедовать Старый Завет, в то время как официальной религией Государства Российского был принят Новый Завет.

Староверы были неоднородны в своей вере. Множество религиозных направлений порождало неоднородность и неприятие одного семейного толкования веры другими семьями. Каждая семья имела своего толкователя, уставщика. Темноверцы и светловерцы, поповцы и беспоповцы, единоверцы и общинники, это всё различные направления веры или толки. Они возникали по причине отсутствия общего руководства в толковании постулатов религии. Духовниками становились наиболее активные мужики из своей общины. У них хранилась старая религиозная литература, они умели читать, но понимали прочитанное, каждый по своему. Поэтому не было единого объяснения событиям, описанным в книгах. Это порождало споры и даже вражду в среде своего народа. С годами различие в толках становились всё непреодолимее.

Уже в новом веке в Загане построили первую старообрядческую церковь. Отличается она своей скромностью, покрашена в серебристый цвет. Стены внутри сплошь покрыты дощатыми древними иконами Сохранивший старинные иконы народ добровольно сдал свои ценности в храм… Службу в этом храме исполняет батюшка. Надобность в уставщиках отпала. Они сделали своё дело, сохранили веру в народе.

В сороковых годах прошлого столетия уставщики в семейских кланах были авторитетами и их наставления выполнялись. Невесту своему подрастающему сыну родители начинали подбирать заранее. Семейские села по всей Бурятии общались, семьи одного толка были знакомы между собой, не раз роднились. При создании новой пары, не любовь, решение уставщика было окончательным. Счастье в семейной жизни получалось, если просыпалась любовь у молодых после свадьбы. «Стерпится, слюбится», эта поговорка определяла отношение родителей к судьбе своих детей.

После революции гонению подвергалась любая религия. Политика государства была направлена на разрушение авторитета духовников всех направлений. Особо пропаганда безбожия работала в молодёжных организациях. Школа, училища, комсомол и пионерия в основе любых мероприятий несли отрицание веры в высшие силы. От постоянного давления, сдавались и люди среднего и пожилого возраста. Уже не совсем понятна была молодым история гонения староверов. Молодёжь выросла дерзкая, не верящая ни во что. Парень, присмотревший себе пару, и не думал просить совета у старших. Он должен жениться на любушке. А уж какого она толка, что у стариков на уме, его мало беспокоило.

Но одно оставалось незыблемо. Дружили между собой только семейские. Пусть из другого села, другого толка, но только свои, старообрядцы. Даже после многих лет агитации, невидимая граница между этими переселенцами и людьми другой веры оставалась. Во первых, за столетия они породнились между собой. Молодёжь дружила. Вместе ходили на одни вечеринки, там и встречались впервые глазами. Там и, ненароком, словом перекинуться можно было. На посиделках да на общих работах натягивалась первая хрупкая ниточка взаимной привязанности.

Особый характер староверов сибиряков не раз упоминается в литературе. Но в каждом народе имеются те, о ком складываются легенды, и те, о которых стараются не вспоминать. Сибиряки действительно отличаются от народов европейской части страны. Здесь происходил естественный отбор. В условиях сурового климата, при отсутствии врачей, безлюдья, выживали сильнейшие. Из восьми, десяти детей в семье, доживали до взросления меньше половины. Но это были самые сильные. Суровые условия рано делали детей умелыми помощниками в семьях. Основательность в делах позволяла не сделать опрометчивых шагов. Постоянная опасность, исходившая от беглых каторжников, учила быть не болтливыми. Жизнь рядом с дикими зверями, необходимость охотиться, не позволяла быть трусливыми. Надеяться только на себя и свою семью могли эти люди, защищаясь и добывая пищу для себя и семьи. Но была у них внутренняя вольница. Отсутствие видимого гнёта делало сибиряков более свободными в своих высказываниях. Каторжным трудом, добывая своё благополучие, уважали себя люди.

За несколько веков и выковала природа особый характер. Велика наша страна. Много красивых мест создано природой на её просторах. Есть горы высокие, равнины неоглядные, реки горные и равнинные стелятся в своих руслах. Но Бурятия собрала все сокровища. Горы с вечно белыми вершинами, воспетый в песнях Байкал, непроходимую тайгу с её пушным богатством, степи с их исцеляющим ароматом трав, сопки и заливные луга. Всё это было доступно для людей, имеющих только лошадей. С другой стороны, можно было ехать не один день, не встречая живой души. Простор, которого нет нигде, кроме Сибири. Свободным считал себя человек, привыкший жить за счёт своего труда на этом просторе. «До Бога высоко, до царя далеко», говаривали предки.

Самый злой бандит, варнак, по местному, получался из местных. Они промышляли грабежом, разоряя старателей, забирая пушнину у охотников. Поэтому своих бандитов опасались больше, чем беглых. Так вышло, что отец Михаила прошёл этот бандитский путь, изведал кривые дорожки. Ранний уход в изгнание, отсутствие материнской ласки и догляда, встреча с бандитами в возрасте становления характера, злость на власть, сделали из паренька уркагана. Не нам его судить, так сложилась его короткая жизнь. Успел полюбить честную сильную девушку, Ермила, оставить два сына для продолжения своего рода, и уйти в вечность в тридцать лет. За годы скитаний с отцом и за тюремные годы, он стал неуправляемым. Жениться он вообще не думал. Но встретил Аннушку, полюбил, и решил, что только она будет его женой. А уж, какого она толка, из какой семьи, никого не касается. Так и сказал своим старикам.

Тёмноверцами были Фёдоровы и беспоповцами Леоновы. Так случилось, что суждено им было породниться.

Введение социальной нормы потребления ресурсов в сфере ЖКХ снизит издержки перекрестного субсидирования, а следовательно, и финансовую нагрузку на бизнес.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев.

По данным Института проблем естественных монополий, в 2011 году каждый россиянин в быту ежемесячно расходовал чуть менее 80 кВт/ч.
(Из газет.)

Предисловие.
Данное письмо написано не мной, а откопано на просторах инета. Но мне оно показалось интересным и точно отражающим отношение власти к своим избирателям.
Все оценки данного опуса я честно отдаю человеку, который из скромности не подписался под этим письмом.

мирдверьмяч, часто употребляемый в письме, в вольном русском переводе означает писдубол.

Стилистика и орфография сохранена полностью.

ПИСЬМО ГОСПОДИНУ МЕДВЕДЕВУ

Господин Медведев,я прочёл новость о введении «социальной нормы потребления электроэнергии» в 70 кВт на человека в месяц. Эта информация побудила меня обратиться к Вам этим письмом, чтобы уведомить Вас о том, что Вы, на мой взгляд, невероятный мирдверьмяч. Как и Ваши дружбаны, с которыми Вы эту норму и собираетесь ввести.

Предлагаю Вашему мирдвермячному вниманию нехитрую калькуляцию.

Я живу один.
Допустите, что я пишу эти строки, сидя в комнате. Она освещается четырьмя энергосберегающими (как Вы и завещали) лампочками по 15 Вт каждая. Это не так и много. Не то, чтобы у меня в комнате было бы светло как днём. Но мне, допустим, хватает. Будем считать, что я жгу эти лампочки по 6 часов в сутки. 60 Вт х 6 часов = 360 Вт/ч, то есть 10,8 кВт/ч в месяц.

И на кухне у меня четыре точно такие же лампочки. Я вообще, как гиена, люблю полутьму. Понимаю, что Вам было бы лучше, чтобы я любил совершеннейшую тьму, как крот, но я пока только работаю над этим скиллом, и, честно говоря, полноценно порадовать Вас не могу.

Для сравнения - когда Вы даёте своё мирдверьмячное интервью очередному карманному телеканалу, на Ваш хобот светит сразу несколько приборов ватт по 500 каждый. Но я не такой транжира: 4х15=60 Вт как раз погружают мою кухню в приятный таинственный полусумрак. Этим полусумраком я пользуюсь, скажем, 3 часа в день. Итого - 5,4 кВт/ч в месяц.

На кухне у меня урчит холодильник. Я храню в нём продукты, господин Медведев. Я ими питаюсь. Особенно стараюсь напирать на морковку - она улучшает зрение в темноте. Так вот, эта тварь - я о холодильнике - относится к классу энергопотребления «А», то есть сжирает, по уверениям производителя, около 365 кВт в год. В месяц, стало быть, 30 кВт.

Несмотря на то, что я хотел бы жить исключительно духовной жизнью, мне, увы, приходится, господин Медведев, иногда срать. Допустим, что мой совмещённый санузел освещается двумя скромными лампочками по 20 Вт. В этом же помещении я моюсь, бреюсь и почёсываюсь. Дадите мне 2 часа в день на всё про всё? Итого 20 Вт х 2 часа = 40 Вт/ч в день, то есть 1,2 кВт в месяц.
Я мог бы срать и в темноте - резонно заметите Вы. На это я Вам возражу, что в таком случае резко возрастут расходы на туалетную бумагу, уборку и стирку белья, а я хотел бы экономить, потому Вы со своими мирдвермячными дружбанами настаиваете именно что на экономии.

Нет? Всё равно нет?! Вы - не просто мирдверьмяч, а жестокий мирдверьмяч. Но будь по–вашему. 1,2 кВт/ч я в месячную норму не включу.

Выходим из санузла, и я жестом обращаю Ваше мирдвермячное внимание на чайник. Он электрический. Его мощность - 2 кВт. Я стараюсь не включать его без нужды, но 20 минут в день уходит, как ни крути. Я пью чай. То есть, это мне кажется, что я пью чай, а Вы видите, как я буквально выпиваю 2кВт в 3 дня = 20 кВт/ч в месяц.

Подходя к чайнику, чтобы как следует рассмотреть эту электрическую сволочь, хапающую у страны столько тока, Вы, возможно, пройдёте мимо моего компьютера. На его блоке питания написано «600 Вт». Я не сильно разбираюсь в компьютерах и их блоках питания, поэтому если Вы свысока укажете мне, что это и есть его, компьютера, энергопотребление - я с Вами поспешно соглашусь. Четыре час в день, допустим, я работаю за компьютером. Я читаю, пишу, играю и разглядываю голых баб. Специально для Вас не упоминаю слово «торренты», а то некоторых Ваших мирдвермячных дружбанов это слово возбуждает сильней, чем меня возбуждают голые бабы.

Нет! нет! не уходите! я признаю, что я аморальный и разложившийся тип - но ведь мы сейчас об энергопотреблении, да? - а положительные, моральные типы, образцы добродетели, потребляют гораздо больше электроэнергии. Итак, на чём мы остановились? На компьютере! - 4 часа в день х 600 Вт. = 2,4 кВт/ч в день = 72 кВт/ч в месяц.

Вы всё–таки обиделись и решили уйти из моей подслеповатой, слабо освещённой квартиры, где духовность представлена только порнографией? - жаль, жаль…когда будете обуваться, обопритесь на стиральную машину. Да, увы! - она жрёт 1 кВт/ч, программа стирки идёт как раз около часа, а стираю я, допустим, 6 раз в месяц. Каждые, скажем, 5 дней. Это я чтобы не вонять. Я мог бы, конечно, вонять, господин Медведев, и стирать меньше, тут Вы правы. Спешу попросить прощения сейчас, пока Вы ещё тут. Сколько там у нас ещё приехало? - 6 кВт/ч в месяц. Ну всё–таки постарайтесь меня понять: я только хочу, чтобы бы эта проклятая одежда выглядела чистой. У меня в квартире, благодаря освещению, ВСЯ одежда выглядит чистой, но естественное освещение на улице выдаёт меня с головой.

Простите, отвлёкся. Что у нас получилось–то?

10,8 + 5,4 + 30 + 20 + 72 + 6 = 144,2 кВт/ч в месяц.

Заметьте! - я ничего не делал! Я только ел, сидел за компом, пил чай и немного стирал. А срать и мыться Вы мне приказали в темноте.

Я не смотрел телевизор, не включал DVD, не слушал музыку, не пользовался электробритвой, не сушил условные волосы феном, а условную обувь - электросушкой, не заряжал телефон, не пылесосил квартиру. Я запрещал дамам включать бра и ночники, не говоря уже о романтической подсветке чего–нибудь. Я и думать не стал об электродрели и прочих электроинструментах. Я - клянусь! - не заряжал никакие аккумуляторы. Я демонстративно отказался от принтеров, сканеров и плоттеров. Лечиться я стараюсь травами, поскольку чувствую, что включённый в сеть какой–нибудь медицинский электроприбор, типа ингалятора, опечалит Вас, господин Медведев, и тем самым сократит Вашу мирдвермячную жизнь.

Ну и, конечно, я не включал ни кондиционер (2 кВт/ч) летом, когда давящая жара накрывает мой город, ни обогреватель (1,5 кВт/ч) зимой, когда этот же самый город немного промерзает до синих соплей.

А готовил я на газовой плите и в газовой духовке, избегая потребления электричества. Даже зажигал я их не пьезоподжигом, а спичками.

И всё равно я превысил предложенную Вами норму более чем в 2 раза.

Понимаете теперь, почему я считаю, что Вы - мирдверьмяч?

Уже уходите?

Старайтесь не расквасить рыло у меня в прихожей.

Там нет света.

Во всяком случае, я Вам его в счёт не включал.

Слышал историю в 1990-х, поэтому не удивляйтесь, что здесь упомянут
«видеомагнитофон», а не DVD-плеер. Уже немолодая женщина рассказывала,
как в детстве и юности она училась в школе. Это было уже после 1945
года, но ещё при Сталине.
По кинотеатрам показали некоторое количество американских фильмов,
переданных по ленд-лизу, и народ на них валом валил смотреть, как там за
границей иностранцы живут, развлекаются и приключения имеют на свою
голову.
Кроме прочих посмотрел один из заокеанских фильмов 1930-х или 1940-х годов
и директор школы, в которой она, ещё девочка, училась. И на директора
просто огромное впечатление произвела одна сцены из фильма: красивая
ногастая американка, в чулках сидя перед героем фильма - этаким
суперменом, сексуально кладёт ногу на ногу и нагло затягивается
сигаретой, высокомерно с ним разговаривает. На голове у той молодой
женщины - шляпа.
Эта сцена и эта американка настолько поразили бедного советского
школьного директора, что он не мог спокойно жить. Он думал об этом,
пытался снова попасть на этот фильм, но тогда фильмы редко повторяли.
Как было сказано, «сейчас бы мужчина просто купил кассету с фильмом и
смотрел бы его хоть каждый день, но тогда это было невозможно».
Тот директор мучался страшно, та проклятая гражданка из сцены не
выходила из головы и из фантазий. А наша героиня-школьница как раз была
в старших классах, может даже в выпускном - не помню точно. Опять таки
не помню, как он ей это предложил и что пообещал - деньги, хороший
аттестат, какой-либо подарок? Но закончилось это тем, что директор её
одел почти как ту американскую актрису, в похожую шляпу и платье
(насколько сумел достать подобное). И в закрытом кабинете (или дома у
него) эта старшеклассница раскуривала перед ним сигарету и дословно
повторяла слова героини из голливудского фильма, разыгрывая ту же самую
сцену. Директор соответственно «играл» роль актёра - главного героя.
Мужчина был счастлив от этого, его фантазия была реализована.
Старшеклассница обещанное тоже получила, и поняла на всю жизнь, что
мужская психология и желания сложней, чем ей кажутся и чем изображаются в
советских книжках. Все остались довольны.
И хотя формально секса между ними не было (по крайней мере женщина в
1990-ые этого не упомянула), но для меня эта история служила
доказательством того, что никакой Сталин и советская власть «души
прекрасные фантазии» в мужских душах убить не смогли. Даже в самое
мрачное время.