Признаковое описание. Как образуются понятия — Гипермаркет знаний

Один из признаков различия объектов живой и неживой природы – способность к

  1. разрушению
  2. самовоспроизведению
  3. движению
  4. росту
Ответ

Объяснение

Способность к разрушению в результате возрастания энтропии - важное свойство всей природы, как живой, так и неживой. Горы, планеты, звезды пусть даже через тысячи, миллионы и миллиарды лет разрушаются и остывают, перерождаются в нечто иное. Живые организмы смертны, что можно рассматривать как аналогию разрушения. Ведь при этом утрачивается гомеостаз – способность сохранять постоянство своего строения. В результате организм перестает сопротивляться разрушающим его внешним воздействиям, в нем начинают идти другие химические реакции.

Самовоспроизведение - уникальное свойство живых организмов. Описывая свойства живого, под самовоспроизведением обычно понимают способность к размножению. Сложный организм может породить такую же сложную структуру как он сам. Ничего подобного в неживой природе нет.

В основе самовоспроизведения лежит передача генетической, или наследственной, информации, реализуемая через способность ДНК к самоудваиванию - репликации. Это не просто биохимическая реакция, а сложный «механизм», в котором участвует множество ферментов. Но даже это не идет в сравнение с многообразием последующих скоординированных процессов в клетках и организмах, которые приводят к появлению нового поколения клеток или организмов. Такая сложность в неживой природе, где молекулы имеют относительно простое строение и целенаправленно не катализируют превращения друг друга, невозможна по определению.

Движение не может быть различием живой и неживой природы. Двигаются излучения и молекулы, воздух, вода, горные породы, планеты и др. С другой стороны, не все живые организмы способны перемещаться. Например, растения и грибы можно считать неподвижными. Движение обычно вообще не выделяют как свойство живого.

Рост - важное свойство живого, которое выражается в увеличении размеров тела. Растет либо сама клетка, либо организм за счет увеличения количества клеток путем их деления. Однако в неживой природе также можно наблюдать рост объектов, если понимать под этим накопление ими массы. Например, растут кристаллы, постепенно присоединяя к себе группы атомов в определенной последовательности. Когда звезды и планеты формируются, то также накапливают массу. Даже горы способны к росту в результате тектонических процессов на планетах.

Понятно, что «механизмы» роста живой и неживой материи различны. Для одних это связано с целенаправленным поглощением из окружающей среды веществ, их биохимической переработкой и встраиванием в тело с сохранением характерной сложности своего строения. Для неживого рост есть следствие физических процессов, протекающих в природе. В данном случае его «механика» куда проще. Однако сам факт наличия роста в обоих случаях не позволяет указывать его как однозначное различие объектов живой и неживой природы.

Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

· Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия "человек" является наличие сознания.

· Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия "человек" является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.

Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: "вечный двигатель", "мировой эфир".

Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.

Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.

Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.

Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.

Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

· Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

· Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

· Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

· Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).

· Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

Первое определение предмета, которое необходимо усвоить ребенку, это то, что предмет можно потрогать руками. Это не относится к явлениям, в которых ребенок школьного возраста уже должен разбираться. Самым простым и легким объяснением будет понятие предмета, как вещи, то есть материального объекта.

Что представляет собой предмет

Проще всего, наглядно продемонстрировать ребенку два разных предмета, которые существенно отличаются друг от друга по форме, и объяснить в чем же их сходство. Или показать на примере картинок, которые представлены ниже, что представляет собой предмет.

На картинке изображено три ряда самых разнообразных предметов. Среди них есть игрушки, фрукты и овощи, вещи и предметы посуды - это как раз те предметы, которые ребенку легко определить. И недаром каждый ряд предметов закрашен определенным цветом.

  • Это помогает детям визуально определить свойства предметов.

Например, чашка и помидор - красного цвета, а чайник и огурец - зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами.

  • Что общего у шапки и матрёшки?
  • Чем отличается чайник от чашки?

На картинке мы видим, что эти вещи либо одинакового цвета, либо разного. Предметов можно найти очень много, но есть те, которые сразу же запомнятся ребенку и он сможете с первого взгляда вспоминать их название и их свойства. Такие предметы изображены на следующей картинке.

Форма и цвет предмета - основные свойства

Важным свойством также является и форма предмета, она тоже помогает малышу быстрее определить название или назначение предмета. Но для того, чтобы точно указать форму какого-либо предмета необходимо знать все географические фигуры и свободно в них разбираться.

Попробуйте выполнить такое просто упражнение, чтобы быстрее сориентироваться в свойствах предмета:

И еще одно упражнение, которое поможет разобраться в этой теме и закрепить ее:

Таким образом, можно научиться различать предметы по цвету и форме. Эти факторы и определяют наличие сходства или различие у совершенно разных предметов.

Группы предметов

Важно также объяснить, что есть и другие свойства предметов. То есть каждый предмет может относиться к большой группе предметов, у которой есть обобщающее название. На картинке мы видим сходство предметов по их отношению к той или иной группе. Например, птицы или звери, овощи или фрукты.

>> Как образуются понятия

Как образуются понятия

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.

Так, ребёнок, "разбирающий" игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как устроена игрушка); ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.

"Все познается в сравнении", - гласит народная мудрость. Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечения от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение - мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом. Примеры: класс носителей информации , класс устройств ввода информации , класс растений и пр.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий .

Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих классу однородных объектов.

Самое главное

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.
Анализ - мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез - мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование - мысленное выделение одних признак ов объекта и отвлечение от других.
Обобщение - мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.

Вопросы и задания


1. Вспомните, в каких ситуациях вы сталкивались с анализом на уроках русского языка, математики.
2. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
3. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке.

4. Внимательно проанализируйте условия следующих задач и дайте ответы.

а) На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
б) Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
в) Чем кончается день? Ночь? Чем кончается лето и начинается осень?

5. Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам.

а) Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.
б) На что не взглянет этот глаз - все на картинке передаст.
в) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
г) Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. Что это?
д) Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?

6. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.

7. Сравните между собой приведенные последовательности и найдите среди них такие, которые образованы при помощи одного и того же общего для них свойства. Что это за свойство?

а) 2, 4, 6, 8, 10, ... ;
б) 2, 4, 8, 16, 32, ... ;
в) 1, 2, 3, 4, 5, ... ;
г) 2, 5, 8, 11, 14 ...;

8. Найдите закономерности и продолжите последовательности.

а) а, б, в, г, ... ;
б) а, в, д, е, ... ;
в) Анна, Борис, Валентина, Геннадий, ... ;
г) о, д, т, ч, п, ... ;
д) Москва, Абакан, Норильск, Киев, ... .

9. Ученик собирался на вечер, когда погас свет в комнате, где в ящике шкафа лежали его коричневые и синие носки. Какое наименьшее число носков он должен взять из ящика, чтобы обеспечить себя парой одного цвета?

10. Какие числа закодированы кругом, треугольником, квадратом и прямоугольником, если верны приведенные ниже равенства?

Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 208 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Определения

Пусть - множество объектов (ситуаций, прецедентов). Что есть объект, определяется спецификой предметной области. Например, в задачах медицинской диагностики объектами являются пациенты. В задаче кредитного скоринга объектами являются заёмщики. В задаче обнаружения спама объектами являются письма электронной почты.

Признак

Признаком (feature) называется результат измерения некоторой характеристики объекта. Формально, признак - это отображение , где - множество допустимых значений признака. В зависимости от природы этого множества признаки делятся на следующие типы:

В прикладных задачах встречаются и более сложные случаи. Значениями признаков могут быть числовые последовательности, изображения, тексты, функции, графы, результаты запросов к базе данных, и т. д.

Если все признаки имеют одинаковый тип, то исходные данные называются однородными , в противном случае - разнородными .

Признаковое описание объекта

Пусть имеется набор признаков . Вектор называется признаковым описанием объекта . В машинном обучении не делается различия между объектом и его признаковым описанием; полагается, что .

Матрица объектов–признаков

Совокупность признаковых описаний всех объектов обучающей выборки , записанную в виде таблицы размером , называют матрицей объектов–признаков , матрицей информации или просто матрицей исходных данных :

Строки матрицы - это признаковые описания обучающих объектов. Столбцы матрицы соотвествуют признакам.

Матрица «объекты × признаки» является стандартным и наиболее распространённым способом представления исходных данных в задачах классификации и регрессии . Подавляющее большинство методов обучения приспособлены к обработке именно таких данных. Однако на практике встречаются задачи, в которых данные устроены сложнее. Например, в задаче обнаружения спама объекты (письма) представляются текстами произвольной длины; к тому же , в письмо могут быть вложены файлы произвольного формата. В таких случаях по имеющимся исходным данным вычисляются некоторые признаки, что позволяет привести данные к стандартному матричному виду. Этот приём называется извлечением признаков из данных (features extraction) или генерацией признаков (features generation).

Таким образом, признаки - это характеристики объектов, которые либо измеряются непосредственно, либо вычисляются по «сырым» исходным данным. Любое отображение из множества можно рассматривать как признак.

В том числе , любой алгоритм регрессии или классификации, как отображение вида , также может рассматриваться в роли признака. Хотя это наблюдение тривиально, тем не менее, оно даёт ключ к построению суперпозиций или композиций алгоритмов . Всегда имеется возможность, построив один или несколько алгоритмов, присоединить их к признаковому описанию в роли новых признаков и использовать при построении следующего алгоритма.