Применение вокально-исполнительских навыков при разучивании с младшими школьниками - методическая страница - ассоль. Формирование вокально-хоровых и исполнительских навыков в хоре

ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует со­блюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не при­слоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленя­ми. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягать.

Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мыш­цы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных усло­вий для лучшего усвоения ими материала и для развития музы­кальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающие­ся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руко­водителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапа­зона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь по­ступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспита­тель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продири­жировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

♦ правильному звукообразованию;

♦ правильному дыханию;

♦ хорошей дикции;

♦ чистоте интонации;

♦ ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование

Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети на­чинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообра­зование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить де­тей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни,например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствуют м большей протяженности звучания. Развитию протяжною звукоообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и мед­ленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносим слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежед­невной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между му­зыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети ды­шат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководи­телю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В стар­ших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правиль­ная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе ис­полнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдо­ху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция

Выразительность исполнения песни зависит не только от инто­национно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: и нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивании текста появляется излишнее напряже­ние, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи и детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных туков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить так­же и за четким произношение согласных.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполне­ние текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в рус­ской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Без­ударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не -корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).



Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, мож­но петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: ого-нъки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце сло­ва, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меня­ют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо-пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хо­чется, снек, а не снег, отчего, а не отчего, рынка, а не рыбка.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является по­нимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мело­дическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на вы­соком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучи­вании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера.

Дети и младшего, и старшего возраста часто неправильно произно­сят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осто­рожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональ­ное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не пре­вращалось в сухую формальную тренировку.

Хорошее пение, как искусство, является результатом продолжительной и кропотливой работы. Для того чтобы донести до слушателя всю глубину своих эмоциональных переживаний, решить важнейшие художественные задачи, исполнитель должен в полной мере владеть вокальными навыками. Поэтому первостепенной задачей вокального обучения уже на начальном этапе является формирование правильных приемов певческой деятельности. Пение является сознательным процессом, в котором ученик должен отдавать себе полный отчет.

1) система основных специфических знаний и навыков;

2) опыт творческой деятельности учащихся;

3) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся вместе со знаниями и умениями условием формирования у детей системы ценностей

Очевидно, что все компоненты системы обучения пению находятся в тесной взаимосвязи, но ее основой, базовым элементом являются именно вокальные навыки.

К определению навыка походят по разному – как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка, как упроченного, доведенного в результате целенаправленных, многократных упражнений до совершенства выполнения действия. С.Л. Рубинштейн в своей работе “Основы общей психологии” дает следующее определение: “Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью” .

Выделяются три основных этапа формирования навыка:

1) аналитический - овладение элементами действия;

2) синтетический - образование целостной структуры действия;

3) автоматизация - закрепление и совершенствование целостной структуры.

Применительно к области музыкального исполнительства определение навыка конкретизируется. Так, А.Л. Готсдинер приводит следующее определение музыкально-исполнительского навыка: “Музыкально-исполнительский навык – это система сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, позволяя этим реализовать музыкальные знания и умения в целенаправленной музыкальной деятельности”



В.И.Петрушин отмечает, что “о сформированности навыка говорят тогда, когда память действия переходит на мышцы. Этот переход разгружает сознание, и музыкант, выучив технически трудный пассаж, может заботиться о его более тонкой нюансировке”

Таким образом, обращаясь непосредственно к понятию вокальных навыков, можно дать следующее определение: вокальный навык – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта. В основе вокальных навыков лежит создание и упрочение условно рефлекторных связей, образование систем этих связей.

Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этих действий постоянно отражаются в сознании.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками, что является не совсем точным. Действительно, в пении всегда присутствует мышечное движение, без которого невозможно воспроизвести звук. Однако главным в формировании певческих навыков является слух. При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные действия как моторные вокальные навыки. Слух и голосовая моторика в процессе пения физиологически неотделимы, хотя, по сути, являются в анатомическом плане разными системами.

Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику, которую регулирует и побуждает к действию слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук. Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики классифицируются в психологии как сенсомоторный навык .

Уточнение вида вокального навыка дает возможность глубже понять его сущность и точнее определить методику его формирования.

Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его включает сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип, по И. П. Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.



Л.Б. Дмитриев говорит о трех этапах формирования певческого навыка:

2) Сохранение и уточнение этих навыков верной работы в различных музыкальных заданиях и при произношении различных слов на всем диапазоне. Этот этап охватывает усвоение различных типов звуковедения, перенесения верных принципов работы на весь диапазон и сохранение их на слове;

3) Автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов этой верной работы. Это этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного раскрепощения голосового аппарата и приобретение возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, т.е. развитие нюансировки .

При всем разнообразии толкования понятия о правильном и неправильном пении следует указать на его главный критерий. Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. Правильное пение - это такое пение, когда певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать.

К основным вокальным навыкам Г.П. Стулова относит следующие:

1) звукообразование;

2) певческое дыхание;

3) артикуляцию;

4) слуховые навыки;

5) навыки эмоциональной выразительности исполнения

С.Миловский в пособии “Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы” несколько упрощает и конкретизирует этот перечень (в связи со спецификой применения пособия в условия общеобразовательной начальной школы) и выделяет навык певческого вдоха и выдоха, развитие протяженности дыхания, навык правильного формирования гласных звуков, навык кантиленного пения, дикционные навыки, подвижность голоса. Отдельно выделяется навык многоголосого пения (в ансамбле)

А.Г. Менабени выделяет следующие виды вокальных навыков:

1) Певческое дыхание;

2) Атака звука;

3) Певческая артикуляция и дикция;

4) Пение без сопровождения инструмента

При дальнейшей характеристике отдельных видов вокальных навыков примем за основу перечень навыков, предложенный Г.П. Стуловой, дополнив его навыками многоголосого пения и пения без сопровождения инструмента.

1) Звукообразование понимается как целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу определенного регистрового механизма. Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным. Он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей владение разнообразным тембром, что обеспечивается умением использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции. Звукообразование - это не только атака звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и тесно связано с владением регистрами. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

2) Навык дыхания в пении распадается на отдельные элементы, главными из которых являются:

Певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

Глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

Момент задержки дыхания, в течение которого мысленно готовится представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положение вдоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

Фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

Умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

Умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр.

3) Навыкартикуляции включает в себя:

Отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

Умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

Умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

Умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

Умение сохранять уровень гортани в одном положении в процессе пения различных гласных;

Умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.

4) К слуховым навыкам в певческом процессе относятся:

Слуховое внимание и самоконтроль;

Слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения;

Вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования.

Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, динамического, тембрового и т. д.), а также эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку.

5) Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

Мимики, выражения глаз, жестов и движений;

Динамических оттенков, отточенности фразировки;

Чистоты интонации;

Разборчивости и осмысленности дикции;

Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.

6) Навык пения без сопровождения инструмента является необходимым условием развития внутреннего слуха. При пении без поддержки инструмента звуковые представления певца создаются произвольно, осознанно, а не за счет непроизвольного восприятия (при подыгрывании мелодии), и успешно воспроизвести звук он может только тогда, когда ясно и четко мысленно его себе представит. Предслышание дает возможность самостоятельно осуществить сравнение полученного звучания с предварительно представленным, а осознанность слуховых представлений облегчает это действие. Следовательно, пение без сопровождения усиливает сознательный фактор при певческом голосообразовании, способствует развитию самостоятельности и самоконтроля (способности без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук).

7) Навык пения в ансамбле (многоголосного пения) подразумевает развитие ладового чувства, чистоты интонации, гармонического слуха, умения слушать и слышать других членов ансамбля. Интонационный унисон, который вырабатывается в процессе правильной вокализации, служит основой красивого пения в ансамбле. В классе сольного пения ДМШ введение в программу ансамблевого пения предусматривается на 3-4-х годах обучения, но вполне целесообразно предложить детям разучивание нетрудных ансамблей и на начальном этапе.

Существенными признаками формирования вокальных навыков являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика.

Основными направлениями, в которых должно происходить развитие основных свойств звучания голоса, являются:

1) Звуковысотный диапазон - от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче, т. е. ближе к фальцетному.

2) Динамический диапазон - от “рр” до “f”. Расширение его происходит не за счет “f”, а за счет формирования активного “р”, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование.

3) Тембр - от бедного тембра по обертоновому составу к более богатому и затем к его разнообразию при исполнении за счет произвольного использования различных регистров голоса. Постепенно выравниваются регистровые переходы и позиционное звучание гласных.

4) Дикция - развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз.

5) Подвижность голоса формируется от медленного к среднему и затем к более быстрому темпу и связана с умением выбрать нужный регистровый режим работы гортани: чем быстрее темп, тем легче звук за счет приближения способа колебания голосовых складок к фальцетному типу.

6) Неточности интонирования также связаны чаще всего с регистровой перегрузкой. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонации. В натуральных голосовых регистрах добиться точности интонации легче, чем при пении микстом.

Формирование вокальных навыков - это единый педагогический процесс. Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, любое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для ученика – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.


Вокальные навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
В их основе лежит создание и упрочение условнорефлекторных связей, образование систем этих связей – динамических стереотипов с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой.

Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этпх действий постоянно отражаются в сознании. Автоматизм навыков дает воэможность при пении решать более важные – исполнительские, художественные эадачи.

Не владея вокальными навыками, певец не может достичь вокального мастерства.

Поэтому первостепенной эадачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведение их до автоматизма.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. Но это не совсем верно. Дествительно, в пении всегда присутствует мышечное движение, без неro невозможно воспроизвести звук. Но доминирующим в формировании певческих навыков по своей значимости является слух.

При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные дсйствия – как моторные вокальные навыки. Слух голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы, ибо раздельно функционировать не моrут.

Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовузо моторику побуждает к действию и реrулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.

Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики, при котором двигательные акты выполняются под контролем слуха, классифицируется в психологии как сенсомоторный навык. Уточнение вида вокального навька дает возможность глубже понять его сущность и более верно определить методику его формирования.

В психологическом механизме навыка различают две ocнoвные части: ориентировочную и исполнительскую.

Первая определяет способы выполнения действия, а вторая их реализует. Успешность выполнения действия зависит or ориентировочной части, так называемого регулировочного образа.

Поэтому ero формированию придается первостепенное значение при обучении навыку.

В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен.

Отсюда самым первым этапом формирования вокального навыка как сенсомоторного является создание ведущего сенсорного – слухового – звена, т. е. вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике.

Следовательно, основной задачей начального этапа формирования вокальных навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у обучающегося реrулировочный вокально-музыкальный образ.

Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи магнитофонной записи. Такой метод весьма эффективен.

В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования:
движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок.

Все это обязательно должно сочетаться с объяснением.

При этом показ, являющийся средством чувственного познания (первая сигнальная система), объединяется со словом (вторая сигнальная система), благодаря чему восприятие звука и образующиеся на этой основе представления становятся более осознанными, устойчивыми и лучше запоминаются.

В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, оптимальная близость и сила, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильнго звучания.

Таким образом, у обучающегося в единстве с чувственным познанием голосообразования формируются знания об основных закономерностях вокального звучания и его воспроизведения.

Обучающийся знакомится с профессиональной терминологией, которая затем может использоваться уже без показа.
В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения.

Это, прежде всего, слуховые ощущения от спетого им звука. Обучающийся сравнивает их со слуховыми ощущениями, на основе которых он воспроизводил звук.

При наличии разницы между этими ощущениями (ошибка) делается новая попытка (проба) спеть правильно нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата. Пробы заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.

Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки.

Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить.

Усвоение вокального навыка происходит в несколько этапов. Нa начальном этaпe создается регулировочный вокально-музыкальный образ, складывается понимание способов выполнения вокальных действий и делаются попытки их осуществить.

Но у начинающего певца эти попытки еще неустойчивы и неточны, много ошибок и лишних движений. Ему приходится внимательно следить за всеми компонентами воспроизведения звука, его внимание очень напряженно.

На следующем этапе идет образование условнорефлекторных связей в соответствии с заданной акустической нормой. По мере тренировки эти связи упрочиваются, устраняются лишние движения и ошибки, выполнение отдельных действий становится четким, качество их повышается. Они автоматизируются и сливаются в единый певческий акт.

Так складываются системы условнорефлекторных связей – динамические стереотипы. Внимание поющего в значительной мере переносится на конечньй результат – улучшение качества звучания. На этом этапе в процессе голосообразования наряду со слухом все 6ольшее место начинают занимать вибрационные и мышечные ощущения.

Далее идет пластическая приспособляемость процесса голосообразования (сложившихся динамических стереотипов) к изменению ситуации воспроизведения звука (например, освоение звучания и способа голосообразования в верхней или нижней части диапазона, изменение звучания в зависимости от эмоционально-смыслового содержания исполняемого произведения и др.).

На последнем этапе вокальные навыки приобретают гибкость, идет процесс их совершенствования.

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

2. Дирижёрский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

Внимание

Дыхание

Начало пения

Окончание пения

Менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

3. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

4. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

5. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

6. Строй, ансамбль. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение а капелла.

В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Вокальное воспитание в хоре -- важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания -- подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса наиболее распространены следующие:

1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

·слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

·сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

·пение «по цепочке»;

·моделирование высоты звука движениями руки;

·отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

·настройка на тональность перед началом пения;

·устные диктанты;

·выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

·в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

·вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

·вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

·при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

·расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

·целенаправленное управление дыхательными движениями;

·произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

·беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

·вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

Певческая установка непосредственно связано с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширения грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. «Ключечное» дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимы. С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звучания, а также является необходимым условием чистоты интонации. Но не надо забывать, что результаты могут быть обратными: дети напрягаются, сопят, поднимают плечи. Дыхание при пении можно брать по фразам, если фразы превышают физические возможности певческого голоса, необходимо применять цепное дыхание:

· не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

· не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

· брать дыхание незаметно и быстро;

· вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой интонационно точно;

· чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Механизм дыхания отрабатывается рядом упражнений. Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки животных, птиц, слух совершенствуется, если обучение поставить правильно.

Произношение в пение строится на общих правилах орфоэпии.

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоги к началу следующего за ним слогом, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных несколько не должна преуменьшаться, чтоб произношение не затруднило восприятие слушателя. Навык четкой дикции можно использовать работу артикуляционного аппарата.

Приемы, способствующие правильному произношению слов:

· Выразительно чтение текста, песни взрослыми в процессе разучивания песни.

· Часто при пении неправильно произносят окончания слов. Необходимо применять приемы правильного произношения слов по слогам (всем классом или по одному).

Формируя навык высокой певческой позиции необходимо научиться:

· Различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильно произвести голосом. Развивая звуковысотный слух у детей, развивается мелодический, гармонический и ритмический слух.

· В развитие звуковысотного представления у детей используется две основные системы: абсолютная и относительная. В обеих системах необходимо широко использовать наглядность в обучении.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. С первого урока необходимо детей знакомить с дирижерским жестом - ауфтактом (внимание). Необходимо формировать певческую установку. Человек хорошо сидит, значит, хорошо поет.

Комплекс обязательных требований: стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Эти требования способствуют правильному звукообразованию, формированию певческой установки - очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У» и Ы».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.

Формирование согласных, в отличие от гласных. связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, мы ставим сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание мы обращаем на работу над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким, работаем над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка используем разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произноситься твёрдыми губами, при активной работе языка.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста. Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять. Развитие ритмического чутья начинают с первого же момента работы хора. Длительности активно отсчитываются, используя следующие способы счета: вслух хором ритмический рисунок; простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни. После этой настройки солфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука.

Чтобы добиться выразительности и точности ритма мы применяем упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

Завершающими этапами формирования хоровых навыков являются отработка певческого дыхания и собственно разучивание песен. По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых). Наиболее распространенные недостатки пения у детей неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание. Развитие вокально-хоровых навыков хорового пения проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.

Задачи обучения пению

Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, что-бы помочь детям правильно понять содержание музыкальных обра-зов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колы-бельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,
что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять се надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бод-рость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, под-черкивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.
Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствую-щие выразительному исполнению;
учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само-стоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле-ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотон-ное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
помогать проявлению творческих способностей, самостоятель-ному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен-ка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини-циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Певческие навыки и умения

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слег-ка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразо-вания, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра-ботка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз-раста имеет ряд особенностей.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершен-ство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго

Таблица 5

Певческие навыки как средство обучения выразительному пению

Вокальные и хоровые навыки

Возрастные группы

2-я младшая

подготовительная к школе

Вокальные навыки

Выразительное пение без напряжения, плавно:

Звукообразование

Легким звуком:

Петь легким подвижным звуком:

Брать дыхание между короткими музыкальны-ми фразами:

Брать дыхание между му-зыкальными фразами

Брать дыхание перед нача-лом
пения, между музыкаль-ными
фразами, не поднимать плечи,
удерживать дыхание до конца
фразы

Внятно произносить слова

Произносить слова внят-но, правильно

Отчетливо произносить слова

Произносить отчетливо сло-ва,
правильно передавать
глас-ные звуки:

Отчетливо произносить со-гласные звуки в конце слова:

Хоровые навыки

Строй (чистота интонации)

Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так
как усложняются песни, то все время повышаются и требования.

Ансамбль (слаженность)

Петь, не отставая и не опережая друг друга

Вместе начинать и за-канчивать песню

Одновременно начинать и заканчивать песню; петь уме-ренно-громко и тихо

Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя:

Примечание. В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп:
1. Петушок (русская народная песня).
2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой).
3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка).
4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой).
5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова).
6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой).
7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой).
8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко).
9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан).
11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской).
12. Веснянка (украинская народная песня).
13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук).
15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен).
16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской)

Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание:

Смягчать концы музыкальных фраз:

Точно выполнять ритмический рисунок:

и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма-лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.
Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис-того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин-ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо-димо работать над развитием этого навыка.

Развитие певческих навыков и умений

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо-изменяются по мере разучивания все более слож-ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при-меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.
К концу года дети должны уметь:
2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль-ным сопровождением наиболее простые песни;
средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);
старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со-провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль-ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли-тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;
подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин-дивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру-гих во время пения и исправлять ошибки; различать движе-ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва-ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металло-

фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас-положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.
Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про-цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа-тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна-чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.
В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко-торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы-зывают необходимость развития этих навыков.

Подготовка к обучению пению по нотам

Ребенок 6—7 лет постепенно подготавливается к пе-нию по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух
музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способ-ности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить нагляд-но, что более высокий звук изображается выше, что широкая кар-точка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т. д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием зву-ков и т. д.
Вот несколько примеров песен, разучивая которые дети при-обретают навыки: различать звуки по высоте и длительности, оп-ределять направление движения мелодии.
«Петушок», русская народная песня:
[Не спеша]


Дети протягивают последний звук в каждом такте и отмечают его длительность (звучит дольше предыдущих). «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой:
[Живо]


Дети отмечают, что мелодия движется вниз. «Майская песня», музыка Е. Тиличеевой:
[С движением]

Мелодия движется сначала вверх, а затем вниз.
Все эти навыки закрепляются также при обучении игре на дет-ских музыкальных инструментах и при разучивании музыкально-ритмических движений.
Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, из-ложенная в «Музыкальном букваре», которая будет описана в по-следующих параграфах.

Песенное творчество

Возможность развития песенного творчества у де-тей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже ма-ленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваи-вают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т. д.
Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание пере-кличек («Лена, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Ма-рина» и т. д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и
ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
Таким образом, в процессе обучения пению:
реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некото-рые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме про-изведения (запев, припев, вступление, фраза);
развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздни-ках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.