Презрение к людям. Значение слова презрение

Словарь Ушакова

Презрение

презре ние , презрения, мн. нет, ср. Такое отношение к кому-чему-нибудь, которое вызывается признанием кого-чего-нибудь недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально-низким, ничтожным. Испытывать чувство презрения к кому-чему-нибудь. Относиться с презрением к кому-чему-нибудь. «Конечно: быть должно презренье ценой его забавных слов.» Пушкин .

| Такое отношение к кому-чему-нибудь, которое оновано на признании кого-чего-нибудь недостойны внимания, недостойным того, чтобы с этим считаться, бояться этого. «Сохраню ль к судьбе презренье? понесу ль навстречу ей непреклонность и терпенье гордой юности моей?» Пушкин . Презрение к смерти.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Презрение

Презрение

♦ Mépris

Отказ в уважении или внимании. Так, можно презирать опасность или условности. Чаще, однако, слово употребляется по отношению к человеческому существу. Презирать кого-нибудь значит отказывать ему в уважении, которое мы обычно должны испытывать к ближнему, либо потому, что считаем его недостойным, либо потому, что не способны – обоснованно или без всяких на то оснований – воспринимать его как равного себе. Следует отметить, что, если все люди равны в правах и достоинстве, презрение всегда несправедливо, следовательно, заслуживает только одного – презрения.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Презрение

Я, ср.

1. Чувство неуважения, пренебрежения к кому-н.

* Презрение к предателю. *

2. Полное безразличие к чему-н. из-за отсутствия боязни, страха.

* Презрение к опасности. Презрение к смерти. *

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ожегова

ПРЕЗРЕ НИЕ, я, ср.

1. Глубоко пренебрежительное отношение к кому-чемун. П. к предателю. Облить презрением когон. (выразить крайнее презрение).

2. Подчёркнутое безразличие к чемун., пренебрежение чемн. П. к опасности. П. к роскоши.

Презрение

Эмоцию презрения рассматривают как одно из проявлений чувства враждебности. Однако даваемые этой эмоции определения и понимание ее сущности мне представляются не совсем адекватными. По С. И. Ожегову (1985), презрение - это глубоко пренебрежительное отношение к кому- или чему-нибудь. Но пренебрежение тем же автором определяется как высокомерное, лишенное всякого уважения и внимания отношение к кому- или чему-нибудь. Здесь нет и намека на проявление высокомерным человеком враждебности к другому человеку, а есть только сознание своего превосходства над ним в нравственном, культурном или физическом отношении.

Такой же подход к презрению имеется и у К. Изарда. Основным понятием у него является «победа», понимаемая как физические, вербальные и воображаемые преимущества одного человека перед другим. При этом он пишет, что «победа» предполагает наличие победителя и проигравшего и что первый начинает относиться ко второму с презрением. Исходя из этого, автор считает, что презрение возникает не только в межличностном общении, но и между соревнующимися командами и их болельщиками. Однако победа или поражение вовсе не приводят к презрению. Следствием явного превосходства над соперником может возникнуть пренебрежительное (высокомерное) отношение к нему, но отнюдь не презрение. Для последнего необходимо наличие чувства вражды, и это нельзя упускать из виду. Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает ее в действиях, полных сарказма (злой иро-нии) или ненависти.

Презирать можно и себя за недостойное в своих глазах поведение. Презрение также может характеризовать отношение одной этнической группы или расы к другой.

На мой взгляд, презрение - это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство.

Поскольку презрение является сложным по гамме переживанием, его мимика не сводится ни к экспрессии отвращения, ни к экспрессии гнева. Это комплексное пантомимическое выражение. Выражая презрение, человек выпрямляется, слегка откидывает голову назад и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови и верхняя губа несколько приподняты (или уголки губ сжаты, что, по мнению П. Экма-на и В. Фризена, 1986, является самым узнаваемым признаком презрения, независимо от этнокультурных различий). Презрение может выражаться также «презрительной» усмешкой. Эмоция презрения, по сравнению с гневом и отвращением, характеризуется самым низким уровнем физиологического возбуждения. Это «холодная» эмоция, сопровождающаяся крайне незначительными изменениями вегетатики. Процесс общения с презираемым человеком приобретает черты надменности, а не просто снисходительности.

Причины возникновения эмоции презрения в эволюции объяснить трудно. Создается впечатление, что эта чисто человеческая эмоция появилась как механизм уменьшения опасностей, грозивших человеку (презрение опасности), что делало его

190 Глава 6. Характеристика различных эмоций

более решительным и смелым. Эта функция презрения не потеряла своего значения и в наше время. Кроме того, презрительное отношение к врагу делало его в глазах воинов «недочеловеком», уменьшало риск проявления к нему человечности, жалости, что тоже повышало решительность в уничтожении врага. Возможно, что презрение явилось способом укрепления социальных норм общежития через выражение своего крайне пренебрежительного отношения к членам коллектива, нарушавшим эти нормы, что делало их моральными изгоями общества. Презрение может служить средством группового давления на отдельных людей.

6.5. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы

Под интеллектуальными эмоциями (чувствами) понимают специфические переживания, возникающие у человека в процессе мыслительной деятельности. Термин «интеллектуальное чувство» возник в первой половине XIX века в школе И. Гербарта (Herbart, 1834). Однако эти чувства рассматривались представителями данной школы или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. По существу, интеллектуальное чувство в их представлении есть не что иное, как сознательная оценка отношений между представлениями и ничем не отличается от познавательных процессов. Поэтому в качестве интеллектуальных чувств они выделяли чувство новизны, контраста, перемены, удивления. Вообще у разных ученых состав интеллектуальных эмоций (чувств) значительно расходится. У Р. Декарта (1950) и Б. Спинозы (1957) к интеллектуальным чувствам относятся удивление, уверенность и сомнение. А. Бэн (1906) относил к интеллектуальным эмоциям изумление, удивление, новизну, истину и ложность, а также чувствование внутренней согласованности и несогласованности. К. Д. Ушинский (1950, т. 9) ведущим умственным чувством считал «чувство» сходства и различия или «чувство» сравнения. К интеллектуальным чувствам он относил также ожидание, неожиданность, обман, непримиримый контраст, умственное напряжение, умственный успех или неуспех, удивление, сомнение, уверенность.

Об интеллектуальных эмоциях (чувствах) писали Т. Рибо (1898), Э. Титченер (1898), У. Джемс (1922). При этом если у первого из этих авторов говорится об изумлении, удивлении, страсти, которые можно отнести к аффективным реакциям, то у двух вторых за интеллектуальные чувства принимаются когнитивные процессы: либо суждения как результат логических операций, как у Э. Титченера - согласие, противоречие, легкость или трудность, истинность или ложность, уверенность или неуверенность; либо элементы мышления, не являющиеся образными, как у У. Джемса -сходство, импликация, совпадение, отношения между объектами мышления и т. д. Как видим, о переживаниях субъекта в этих случаях речь не идет. Поэтому можно считать, что перечисленные интеллектуальные феномены (познавательные процессы) отнесены К. Д. Ушинским, Э. Титченером, У. Джемсом и др. к интеллектуальным

6.5. Интеллектуальны* «эмоции», ипи аффективно-когнитивные комплексы 191

чувствам лишь только в силу недифференцированного использования термина «чувство», означавшего, по сути, осознание человеком мыслительных процессов.

И до сих пор к интеллектуальным эмоциям относят удивление, чувство догадки, уверенность, сомнение (см. цикл работ по интеллектуальным эмоциям И. А. Васильева, 1976-1998). Основанием для их выделения и отделения от «автономных» эмоций (страха, гордости, любви и т. д.) этот автор считает их особую функционально-генетическую связь с мыслительной деятельностью. «Они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, - пишет Васильев, - но и направляются на нее, оценивают ее успешность и неуспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта» (1976, с. 153). Несмотря на приписывание столь широких функциональных «обязанностей» интеллектуальным эмоциям, остается совершенно непонятным, чем отличаются эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности (радость, удовлетворение или, наоборот, разочарование, досада, злость), от тех же эмоций, связанных с результатом двигательной деятельности, добывания пищи и т. д. И почему оценка сделанного хода мыслительной деятельности (правильно - неправильно) непременно должна рассматриваться как эмоция или чувство.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Уверен, что многие в жизни сталкивались с таким неприятным проявлением как Презрение. Несколько соответствующих вопросов получил я на почту, приведу некоторые из них: Меня презирает мой молодой человек, что делать в такой ситуации? Не редко я ощущаю в себе презрение, отвращение к другим людям, как с этим справиться? и другие.

Поставим вопрос ребром: презрение это хорошо или плохо? Это станет понятным после того, как мы сформулируем определения и причины такой эмоции, как Презрение.

Что такое Презрение?

Некоторые определения Презрения:

Презрение – негативная эмоция, на основе высокомерия, осуждения и пренебрежительного (неуважительного) отношения к другому человеку (или к себе).

Основы Презрения: 1. . 2. Эмоции и пожелания Зла.

  • Тот, кто Презирает людей, тот не желает им Добра, даёт себе высокомерное право осуждать, судить других, заведомо ставя себя выше последних. Презрение, живущее в сердце человека – показатель отсутствия в нём простой Доброты и Уважения.
  • Так же, Презрение противоречит и является преградой Прощению и Любви, оно разрушает любые в душе человека (уважение, благодарность, любовь, преданность, дружбу, другие).

Хорошие определения Презрения в Интернет:

  • Презрительность (Презрение) как качество личности – склонность заведомо уничижительно, крайне неуважительно и высокомерно относиться к окружающим.
  • Из притчи: Презрение – это, прежде всего, риск оказаться на месте презираемого.
  • Из Википедии: Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того, оно легко переходит в , ярость и даже порождает ненависть…
  • Презрение – негативная эмоция, чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения, безразличия, пренебрежительного отношения к кому-л., или чему-л.

Подробнее о Презрении и Презрительности

Многие духовные светлые люди спрашивают себя: “Даже если человек поступил очень и очень плохо, будет ли Творец, или Христос презирать его за это?… Или любовь Создателя к своим несовершенным творениям – безусловна?” Если вопрос сформулирован правильно – ответ становится очевидным.

Сложно себе представить, что Бог-Творец, который есть и Любовь может испытывать в своём сердце негативную эмоцию Презрения по отношению к своим несовершенным, но всё же любимым детям-людям! Вероятно, Бог испытывает любовь и милосердие, проявляя мудрость понимания, что какая-то нерадивая Душа, совершив ошибку () пока не прошла свой жизненный урок. Он не перестаёт верить, любить и помогать заблудшему, чтобы тот, когда придёт время, обязательно справился с поставленными судьбой задачами достойно.

Нужно понимать, что невозможно сочетать внутри себя негативные эмоции презрения к человеку, даже если он сделал что-то ооочень плохое, и пожелание этой Душе Добра, пожелание осознать свою ошибку и исправиться. Там, где есть презрение – нет места прощению.

Хотелось бы напомнить, что Пётр три раза отрёкся от Христа, предал его, но Христос имел любовь, милосердие и мудрость, чтобы простить Петра, и Он простил. И Пётр стал одним из самых преданных учеников Христа, он научился на своих ошибках, а любовь и пример Христа бесспорно помогли ему в этом.

Так не лучше ли культивировать великодушие, истинную Доброту и милосердие в сердце, и желать заблудшему прозренья, осознания, искупления и очищения, чем наполнять своё сердце презрением и осуждением, что по сути является прямым пожеланием Зла?

Помните! Никогда, ни к чему хорошему вас не приведёт пожелание Зла другим, или себе! Особенно, если вы желаете Зла окружающим осознанно! Это всегда вернётся в вашу судьбу разрушением и несчастьем!

Кармические последствия Презрения, для того, кто презирает

  1. Тот, кто практикует Презрение к другим – обязательно попадёт в ситуацию, когда презираем будет он сам.
  2. Кто презирает других – через время будет восприниматься жалким и малодушным в глазах и сердцах других людей.
  3. Кто презирает людей – закончит потерей достоинства, уважения и доверия со стороны других людей.
  4. Кто презирает – не сможет быть полноценно счастливым и испытывать радость сердцем. Такой человек обрекает себя на страдания, даже если внешне он успешен.
  5. Кто презирает себя – никогда не сможет справиться с теми недостатками ли слабостями. за которые он себя презирает. Пока не заменит презрение – на доброе отношение к себе.
  6. Кто презирает себя – если не остановиться, рано или поздно разрушит себя и свою судьбу.

Теперь ответим на конкретные вопросы наших читателей:

Меня презирает мой молодой человек, что делать в такой ситуации?

Если презирает – значит не уважает. Во-первых – нужно выяснять конкретную причину, почему не уважает. Во-вторых – нужно понимать, что без взаимного уважения счастливых отношений не построишь. А в-третьих – стоит задать себе вопрос: нужен ли вам такой молодой человек? Ведь там, где правит , там нет светлых чувств и доброго отношения, а значит не может быть и счастья.

Как справиться с презрением к другим?

ФОТО Getty Images

Его называют «пощечиной на расстоянии» и «кипятком в ледяной кастрюле»… Хотя каждый из нас когда-то становился либо его жертвой, либо его источником, этот сложный комплекс негативных эмоциональных реакций сравнительно мало изучен.

Презрение не входит в список шести основных эмоций (напомним, что это гнев, счастье, удивление, отвращение, печаль и страх - почти как в мультфильме «Головоломка»). Хотя некоторые психологи все еще спорят на эту тему. Ведь презрение, как и все базовые эмоции, обладает уникальной, узнаваемой «мимикой». Оно легко считывается, даже если слова не содержат никакого негатива: закатывание глаз, кривая усмешка на одну сторону, издевательский и отстраненный тон голоса...

Но возможно, презрение действительно не эмоция, а личностный паттерн, черта характера? Психолог Роберта Шрайбер (Roberta Schriber) и ее коллеги из Университета Калифорнии в своем недавнем исследовании 1 настаивают, что склонность считать, что окружающие не соответствуют неким высоким стандартам, может быть не временным аффектом, а постоянной чертой личности. То есть люди с таким сложившимся паттерном поведения осуждают, осмеивают и унижают других регулярно и, скорее всего, будут делать это всю жизнь.

Презрительное отношение к людям - верный спутник знаменитой «темной триады» - нарциссизма, психопатии и особенно макиавеллизма

Презрение имеет две стороны. Хотя презрительные люди неприятны в общении, высокомерны и бестактны, в то же время им кажется, что окружающие к ним несправедливы и недооценивают их.

Презрительное отношение к людям, как установила Роберта Шрайбер, верный спутник знаменитой «темной триады» - нарциссизма, психопатии (равнодушия к чужим эмоциям) и особенно макиавеллизма (манипулятивного поведения). Это неудивительно, ведь использовать в своих интересах «низшие существа» совсем не сложно.

Семейный психолог профессор Джон Готтман (John Gottman) утверждает, что презрение со стороны одного из партнеров - первый знак того, что брак катится в пропасть 2 , и имеет колоссальный отрицательный эффект на отношения. Он даже утверждает, что пары, в которых сарказм и насмешки - обычное дело, чаще страдают от инфекционных заболеваний.

Замечено, что чаще подобное токсичное отношение транслирует жена, а не муж. Нейробиолог из Университета Техаса в Далласе Марион Андервуд (Marion Underwood) считает, что женщины чаще склонны выказывать презрение, чем мужчины. Им легче обдавать окружающих «холодным душем» молча или язвительными намеками, чем выражать агрессию в прямой форме 3 . И такая тихая война в итоге оказывается опасней открытых выплесков гнева.

Люди, нетерпимые к окружающим, обладают низкой самооценкой и в себе видят сплошные недостатки

Что же подпитывает презрение? Современные исследователи не могут выделить единственную причину, которая приводит к формированию презрительности к окружающим. Но они находят тесную связь между склонностью смотреть на людей сверху вниз и низкой самооценкой. Как правило, люди, нетерпимые к окружающим, и в себе видят сплошные недостатки.

Роберта Шрайбер предполагает, что презрительные и недоверчивые взрослые в детстве не могли рассчитывать на помощь и поддержку родителей и часто чувствовали себя несчастными и никому не нужными. То есть презрение - защитная реакция на травмирующую ситуацию. Так что источающего яд человека скорее стоит пожалеть.

1 R. Schriber et al. «Dispositional Contempt: A First Look at the Contemptuous Person», Journal of Personality and Social Psychology, June 9, 2016.

2 J. Gottman, R. Levenson «A two-factor model for predicting when acouple will divorce: Explanatory analyses using 14-year longitudinal data». Family Process, 2002, № 41.

3 M. Underwood «Glares of contempt, eye rolls of disgust and turning away to exclude: Non-verbal forms of social aggression among girls». Feminism & Psychology, 2004, № 14.