Польско-русский словарь. Русско-польские войны

Почему в российско-польских отношениях все так сложно

Вопрос взаимоотношений русских и поляков исторически непростой. Настолько, что практически любая тема, имеющая отношение к двум народам, может перерасти в ссору, полную взаимных упреков и перечисления грехов. В этой остроте взаимной привязанности есть что-то непохожее на тщательно скрываемую отчужденную враждебность немцев и французов, испанцев и англичан, даже валлонов и фламандцев. В отношениях русских и поляков, пожалуй, никогда не будет отрезвляющего холода и отведенных в сторону взглядов. «Лента.ру» постаралась разобраться, в чем причина такого положения вещей.
Начиная со Средних веков в Польше всех православных, живших на территории прежней Киевской Руси, звали руссами, не делая различий для украинцев, белорусов и русских. Даже в XX веке в документах министерства внутренних дел определение идентичности, как правило, шло по религиозной принадлежности - католик, православный или униат. В те времена, когда князь Курбский искал убежища в Литве, а князь Бельский - в Москве, взаимная связь была уже достаточно сильной, различия очевидными, но взаимного восприятия через призму «свой-чужой» не было. Возможно, это нормальное свойство феодальной эпохи, когда о национальной идентичности говорить еще рано.
Любое самосознание формируется в кризисные эпохи. Для России в XVII веке это была эпоха Смуты, для Польши - Шведского потопа (вторжение шведов в Речь Посполитую в 1655-1660 годах). Один из важнейших результатов «потопа» - изгнание протестантов из Польши и последующее усиление влияния католической церкви. Католицизм стал благословением и проклятием Речи Посполитой. Вслед за протестантами под удар попали православные, составлявшие немалую часть населения страны, а в государстве был запущен механизм самоуничтожения. Прежнее польско-литовское государство отличалось достаточно высокой национальной и религиозной терпимостью - вместе удачно сосуществовали польские католики, мусульмане, караимы, православные и язычники, литовцы, поклонявшиеся Перкунасу. Неудивительно, что кризис государственной власти, начавшийся при самом выдающемся из польских королей Яне III Собеском, привел к катастрофическому сжатию, а затем и гибели польского государства, потерявшего внутренний консенсус. Система государственной власти открывала слишком много возможностей для конфликтов, давая им легитимность. Работу сейма парализовало право liberum veto, позволявшее любому депутату своим голосом отменять все принятые решения, а королевская власть была вынуждена считаться со шляхетскими конфедерациями. Последние представляли собой вооруженное объединение шляхты, имевшей полное право при необходимости выступать против короля.
В то же время к востоку от Польши шло окончательное оформление русского абсолютизма. Потом поляки будут говорить о своей исторической склонности к свободе, а русские одновременно гордиться и стесняться самодержавной природы своей государственности. Последующие конфликты, как обычно в истории неизбежные для соседних народов, приобрели почти метафизический смысл соперничества двух очень разных по духу народов. Впрочем, наряду с этим мифом сформируется и другой - о неспособности как русских, так и поляков воплощать в жизнь свои идеи без насилия. Известный польский общественный деятель, главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник замечательно пишет об этом: «Раз от разу мы чувствуем себя как ученики волшебника, высвободившие из заточения никому не подвластные силы». Польские восстания и русская революция, в конце концов, украинский Майдан - бессмысленный и беспощадный инстинкт самоуничтожения.
Российская государственность крепчала, но это не было, как может показаться теперь, следствием территориального и человеческого превосходства над соседями. Наша страна тогда представляла собой огромную, плохо освоенную и малонаселенную территорию. Кто-то скажет, что эти проблемы есть и сегодня и, вероятно, будет прав. В конце XVII века население Московского царства превышало 10 миллионов человек, что немногим более, чем в соседней Речи Посполитой, где проживали 8 миллионов, а во Франции - 19 миллионов. В те времена у соседей-поляков не было и не могло быть комплекса малого народа, которому угрожают с Востока.
В российском случае все дело было в исторических амбициях народа и власти. Сейчас уже ничуть не кажется странным, что завершив Северную войну Петр I принял титул Императора Всероссийского. Но давайте взглянем на это решение в контексте эпохи - ведь русский царь поставил себя над всеми прочими европейскими монархами. Священная Римская империя германской нации не в счет - она не была примером или соперником и переживала свои худшие времена. В отношениях с польским королем Августом II Сильным Петр I безусловно доминировал, и по степени развития Россия начинает опережать своего западного соседа.


Буквально за столетие Польша, спасшая Европу от турецкого нашествия в 1683 году под Веной, превратилась в совершенно нежизнеспособное государство. Историки уже завершили споры о том, внутренние или внешние факторы стали фатальными для польской государственности в XVIII веке. Конечно же, все решило их сочетание. Но что касается моральной ответственности за постепенный закат могущества Польши, то тут вполне определенно можно сказать, что инициатива первого раздела принадлежала Австрии, второго - Пруссии, а завершающего третьего - России. Все поровну, а это не детский спор о том, кто первый начал.
Реакция на кризис государственности была хоть и запоздалой, но плодотворной. В стране начинает работу Эдукационная комиссия (1773-1794), которая была фактически первым в Европе министерством образования. В 1788 году собирается Четырехлетний Сейм, воплощавший идеи Просвещения практически одновременно с французскими революционерами, но гораздо более гуманно. Первая в Европе и вторая в мире (после американской) Конституция 3 мая 1791 года принимается в Польше.
Это было прекрасное начинание, но в нем не было революционной силы. Конституция признала польским народом всех поляков вне зависимости от сословия (раньше таковым считалась только шляхта), но сохранила крепостное право. Положение Литвы заметно улучшалось, но саму Конституцию никто не подумал перевести на литовский язык. Последовавшая реакция на изменения в государственном строе Польши повлекла два раздела и падение государственности. Польша превратилась, по выражению британского историка Нормана Дэвиса, в «игрушку Бога», а если говорить проще - в объект соперничества и согласия соседних, а порой и далеких держав.
Поляки отвечали восстаниями, главным образом на территории Царства Польского, ставшего частью Российской империи в 1815 году по итогам Венского конгресса. Именно в XIX веке два народа узнали друг друга по-настоящему, тогда же сформировалось взаимное притяжение, порою неприязнь, а зачастую - непризнание. Николай Данилевский считал поляков чужеродной частью славянства, и аналогичный подход позже появится у поляков в отношении русских.
Польские повстанцы и российские самодержцы видели будущее по-разному: одни мечтали о возрождении государственности любыми путями, другие мыслили категориями имперского дома, в котором найдется место для всех, и для поляков в том числе. Нельзя и недооценивать контекст эпохи - в первой половине XIX века русские были единственным славянским народом, обладавшим государственностью, и при том великой. Османское господство на Балканах рассматривалось как порабощение, а русская власть - как избавление от страданий (от тех же турок или персов, германцев или шведов, или же просто от туземной дикости). Такой взгляд на самом деле был не лишен резона - имперские власти очень лояльно относились к традиционным верованиям и обычаям подвластных народов, не пытались добиться их обрусения, а во многих случаях переход под власть Российской империи был настоящим избавлением от уничтожения.


Следуя своей обычной политике, российские самодержцы охотно интегрировали местные элиты. Но если говорить о Польше и Финляндии, то тут система давала сбои. Мы можем вспомнить разве что князя Адама Ежи Чарторыского, занимавшего в 1804-1806 годах пост российского министра иностранных дел, но больше думавшего об интересах Польши.
Противоречия накапливались постепенно. Если в 1830 году польские повстанцы вышли со словами «За нашу и вашу свободу», то в 1863-м помимо лозунга «Свобода, равенство, братство» раздавались уже совершенно кровожадные призывы. Методы партизанской войны внесли ожесточение, и даже либерально настроенная публика, поначалу симпатизировавшая повстанцам, быстро свое мнение о них изменила. Кроме того, восставшие думали не только о национальном освобождении, но и о восстановлении государственности в тех границах, что были у Речи Посполитой до разделов. А лозунг «За нашу и вашу свободу» практически утерял прежний смысл и теперь более был связан с надеждой, что другие народы империи поднимутся, и тогда она неминуемо рухнет. С другой стороны, давая оценку таким устремлениям, нужно не забывать о том, что и русские народовольцы с анархистами вынашивали не менее разрушительные планы.
Плотное, но несколько брезгливое соседство двух народов в XIX веке породило в основном негативные стереотипы. Во время петербургских пожаров 1862 года среди народа даже бытовало убеждение, что во всем виноваты «студенты и поляки». Это было следствием тех обстоятельств, при которых народы встречались. Немалая часть поляков, с которыми имели дело русские, были политическими ссыльными, нередко повстанцами. Их участь в России - постоянные скитания, нужда, изгойство, необходимость приспосабливаться. Отсюда представления о польской вороватости, хитрости, льстивости и болезненном гоноре. Последнее тоже понятно - эти люди пытались в трудных условиях сохранить человеческое достоинство. С польской стороны о русских формировалось столь же неприятное мнение. Грубость, жестокость, неотесанность, раболепие перед властями - вот что такое эти русские.


Среди повстанцев было много представителей шляхты, как правило, хорошо образованных. Их ссылка в Сибирь и на Урал волей-неволей имела позитивное культурное значение для отдаленных регионов. В Перми, например, до сих пор помнят архитектора Александра Турчевича и основателя первого книжного магазина Юзефа Пиотровского.
После восстания 1863-1864 годов политика в отношении польских земель серьезно изменилась. Власти стремились во что бы то ни стало избежать повторения мятежа. Однако в глаза бросается полное непонимание национальной психологии поляков. Российские жандармы поддерживали тот тип поведения населения Царства Польского, который лучше всего соответствовал их собственному мифу о несгибаемости польского духа. Публичные экзекуции, преследования католических священников лишь способствовали формированию культа мучеников. Попытки русификации, в частности, в системе образования, были крайне неудачные.
Еще до восстания 1863 года в польском обществе утвердилось мнение о том, что «развестись» с восточным соседом все равно не удастся, и усилиями маркиза Велепольского проводилась политика консенсуса в обмен на реформы. Это дало свои результаты - Варшава стала третьим по численности населения городом Российской империи, а в самом Царстве Польском начались реформы, выводившие его на передовые позиции в империи. Чтобы экономически связать польские земли с прочими российскими губерниями, в 1851 году было принято решение о строительстве железной дороги Петербург - Варшава. Это была четвертая по счету железная дорога России (после Царскосельской, Петербургско-Московской, и Варшавско-Венской). В то же время политика российских властей была направлена на ликвидацию автономии и отделение от Царства Польского восточных территорий, некогда бывших частью исторической Речи Посполитой. В 1866 году десять губерний Царства Польского были непосредственно присоединены к российским землям, а в следующем году ввели запрет на использование польского языка в административной сфере. Логическим итогом этой политики стало упразднение должности наместника в 1874 году и введение должности варшавского генерал-губернатора. Сами польские земли именовались Привислинским краем, о чем поляки помнят до сих пор.
Такой подход нельзя назвать в полной мере осмысленным, поскольку он актуализировал неприятие всего российского и, более того, способствовал миграции польского сопротивления в соседнюю Австро-Венгрию. Несколько раньше русский царь Николай I горько шутил: «Самым глупым из польских королей был Ян Собеский, а самым глупым из русских императоров - я. Собеский - потому что спас Австрию в 1683-м, а я - потому что спас ее в 1848-м». Именно в Австро-Венгрии в начале XX века получили убежище польские экстремисты, в том числе будущий национальный лидер Польши Юзеф Пилсудский.


На фронтах Первой мировой войны поляки сражались с обеих сторон в надежде, что конфликт ослабит великие державы, и Польша в итоге обретет независимость. В то же время краковские консерваторы рассматривали вариант триединой монархии Австро-Венгро-Польши, а пророссийские националисты, такие как Роман Дмовский, видели наибольшую угрозу для польского национального духа в германизме.
Завершение Первой мировой войны не означало для поляков, в отличие от прочих народов Восточной Европы, окончания перипетий государственного строительства. В 1918 году поляки подавили Западно-Украинскую народную республику, в 1919-м присоединили Вильно (Вильнюс), а в 1920-м совершили Киевский поход. В советских учебниках солдаты Пилсудского именовались белополяками, но это не совсем верно. Во время тяжелейших боев между красноармейцами и деникинской армией польские войска не только прекратили продвижение на восток, но и дали понять большевикам, что приостанавливают активные операции, тем самым позволив красным довершить разгром Добровольческой армии. В среде русской эмиграции еще долгое время это воспринималось как предательство. Далее - поход Михаила Тухачевского на Варшаву и «чудо на Висле», автором которого был сам маршал Юзеф Пилсудский. Поражение советских войск и огромное количество пленных (по оценкам видного слависта Г.Ф. Матвеева, около 157 тысяч человек), их нечеловеческие страдания в польских концлагерях - все это стало источником почти неиссякаемой враждебности русских к полякам. В свою очередь, поляки испытывают аналогичные чувства к русским после Катыни.
Вот чего не отнять у наших соседей - так это способность хранить память о своих страданиях. Практически в каждом польском городе есть улица, названная в честь жертв катынских расстрелов. И никакое решение проблемных вопросов не приведет к их переименованию, принятию исторической данности и внесению поправок в учебники. Точно так же в Польше будут еще долго вспоминать пакт Молотова - Риббентропа и Варшавское восстание. Мало кто знает, что старые уголки польской столицы на самом деле заново отстроены по картинам и фотографиям. После подавления нацистами Варшавского восстания город был уничтожен полностью и выглядел приблизительно так же, как советский Сталинград. Любые рациональные доводы, объясняющие невозможность поддержки повстанцев Советской армией, не будут приняты в расчет. Это часть национального предания, которое важнее, чем сухой факт потери во Второй мировой войне порядка 20 процентов населения. В свою очередь в России с грустью будут думать о неблагодарности поляков, как и всех прочих славян, за которых мы заступались последние три столетия.
Причина взаимного непонимания России и Польши в том, что у нас разные судьбы. Мы меряем разными мерами и рассуждаем, используя разные категории. Могущественная Речь Посполитая превратилась в «игрушку Бога», а находившаяся некогда на задворках Московия стала великой империей. Даже вырвавшись из объятий «большого брата», Польша никогда не обретет другой доли, как быть спутником иных держав. А для России нет иной судьбы, как быть империей или не быть вообще.

Дмитрий Офицеров-Бельский доцент НИУ Высшая Школа Экономики

08:23 — REGNUM

Официальные государственные отношения Польши и России остаются прохладными. На государственном уровне наблюдается своего рода замораживание контактов. Несмотря на тактичные и редкие встречи, которые касаются самых насущных вопросов, польско-российские отношения являются плохими уже в течение многих лет. Это, однако, не означает, что такое состояние следует принимать и оставлять безучастно на фоне эволюции безжалостной геополитической конъюнктуры, импульсы в которой посылают ведущие мировые державы, а иногда и просто на обычный случай. Отсюда и необходимость начать дискуссию и диалог, касающийся взаимоотношений.

Несомненно, следует расширять сотрудничество Польши и России в области культуры, науки и обмена молодежью. Это особенно важно в то время, когда польские и российские молодые элиты, воспитанные в совершенно иных политических и культурных условиях, чем их родители, бабушки и дедушки, лишены реальных знаний о стране-соседе, политической ситуации, истории или даже самом обществе. Поляки (несмотря на круг многочисленных экспертов) не знакомы с Россией, а россияне в еще большей степени не знакомы с Польшей. Это не означает, однако, что последние как-то особенно предвзято относятся к полякам. Многонациональная Российская Федерация, возвращающаяся к имперскому устройству (хотя и с разными результатами), не может позволить себе необоснованный этнический шовинизм в широком политическом масштабе.

В настоящее время ведется польско-российская «война» в экономическом измерении. Главным обликом этого столкновения, помимо санкций, является, прежде всего, «война» за «белого человека», то есть рабочих с Украины и из Белоруссии. Нет сомнений в том, что без дешевой рабочей силы с Украины было бы очень трудно добиться и поддерживать экономический рост польской экономики, который мы наблюдаем уже два-три года. Для Российской Федерации, многонационального государства, значительная часть украинцев культурно, лингвистически и ментально близка. Они однозначно ближе, чем работники из Средней Азии или с Кавказа. Их участие в российской экономике, хотя и не столь значительное, как в Польше, также играет значительную роль в применении soft power в отношении Украины и позволяет осуществить быструю русификацию.

Таким образом, польско-российские конфликты приобретают экономический характер, который игнорируют многие эксперты и наблюдатели. Очередной костью раздора, интегрально связанной с вышеупомянутой темой, является цивилизационная и политико-культурная принадлежность Белоруссии и Украины. В Варшаве и Москве границы этих ценностей воспринимаются по-разному, что создает все новые и новые конфликты, недоразумения и порождает вопросы в отношении намерений сторон. Особенно вопрос о реальных намерениях и их масштабах вызывает серьезную озабоченность обеих сторон.

Задачами, требующими разрешения, являются сложные исторические проблемы. Для нас, большинства поляков, Красная армия, НКВД, аппарат безопасности СССР и тому подобное с 1944 года и их присутствие на польских землях с тех пор связано с борьбой с Католической церковью, землевладельцами, предпринимательством и патриотически настроенным населением. Для Польши и большинства поляков наиболее важным является то, что произошло после 1944 года, то есть с момента появления Красной армии на польской территории. Период после 1944 года олицетворял абсолютную потерю независимости, подчинение и полный разрыв с культурой широко понимаемого Запада, чьей неотъемлемой частью являлась польская культура. К сожалению, что является наиболее трагической чертой многолетних и кровавых вооруженных конфликтов, солдаты Красной армии в Польше совершили ряд поступков, которые до сих пор вызывают у поляков отрицательные эмоции. Таким образом, память о солдатах Красной армии в Польше имеет много измерений и не основана лишь на сотрудничестве с Гвардией / Народной армией и так называемой «народной польской армией».

По моему мнению, освобождение польских территорий Красной армией (как тех, которые остались в границах Польши в 1945 году, так и тех, которые у нас забрали вследствие политического решения Сталина) и ее борьба с силами Третьего рейха остаются бесспорным фактом. Никто не должен приводить аргументы, отрицающие это. В связи с тем, что это является неотъемлемым элементом христианской цивилизации, кладбища советских солдат в Польше должны быть сохранены, и за ними должен осуществляться уход. В то же время всем следует помнить, что одна сторона не должна пытаться навязывать свое восприятие истории другой стороне. В речах нынешних властей, как Польши, так и России, можно почувствовать, что лишь их видение остается единственно правильным, а другая сторона должна это не только принимать, но и реализовывать. Вот почему поляки должны отказаться от факта навязывания русским того, как следует понимать роль Красной армии и коммунизма в целом, а русские — от навязывания полякам своей военной мифичности, апогей которой приходится на 9 мая.

И польские, и российские власти, желая начать работу по сближению, должны признать факт совершенно разных национальных и социальных особенностей жителей Польши и России. Постсоветская ностальгия, которая является выражением различных тенденций в России, скорее всего, не будет принята в Польше никогда и в полном объеме. Конечно же, понятным остается факт и необходимости формирования внешней политики со стороны властей и отдельных политических сил Польши и России как важного элемента воздействия на внутренний электорат, но это должно иметь определенные границы. Обе стороны должны попытаться найти элементы, связывающие поляков и русских в истории.

Власти в Варшаве, а именно политические классы, которые правят в Польше, должны смотреть на Россию как на государство, возможно, соперника на определенных уровнях, но не как на «мистического врага». С другой стороны, власти в Москве должны рассматривать Польшу как независимого субъекта международного права, имеющего прочные связи с ЕС и НАТО, а не как «пассивного исполнителя приказов этих субъектов». Неприемлемые взаимные обобщения и клевета еще больше усиливают неприязнь. Катастрофу же под Смоленском в 2010 году польские власти должны прекратить использовать для внутреннего воздействия, а Кремль должен вернуть останки президентского самолета. Детали реализации этого последнего проекта отдадим на усмотрение властей Кремля и Варшавы.

Об авторе: Михал Патрик Садловский (Micha ł Patryk Sad ł owski ) — специализируется на изучении истории Российской империи, безопасности постсоветского пространства. Член правления Фонда «Институт восточного права имении Шершениевича», аспирант факультета права и администрации Варшавского университета. Сотрудничает с военно-политическим журналом RAPORT: Wojsko-Technika-Obronność.

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные.

Федор Достоевский

После союза, заключенного с казацким гетманом Богданом Хмельницким в 1654 году, Россия начала войну с Речью Посполитой. Целью этой войны было желание защитить украинский народ от жестокостей со стороны Польши, и вернуть Украину к России. Руссок-польская война 1654-1667 годов, кратко описанная в данной статье, проходила в несколько этапов и закончилась победой России и присоединением части казацкой Украины. В данной статье мы рассмотрим основные причины русско-польской войны, ее этапы, а также результаты и историческое значение для России и Украины.

Причины войны между Россией и Польшей

В 1648 году украинский гетман Богдан Хмельницкий начал войну против Речи Посполитой. После неоднократных обращений к московскому царю Алексею Михайловичу с целью заключения союза против Польши, в 1653 году Земский Собор дает положительный ответ на предложения гетмана. В январе 1654 году в Переяславе, под Киевом, стороны оговаривают условия будущего союза, а в марте подписывают договор о «переходе казаков под царскую руку». Напомню, что Алексей Романов долго не соглашался на мольбы Украины о вступлении в состав России, поскольку понимал,что это означает войну с Польшей. Тем не менее это «присоединение» было совершено, поскольку Хмельницкий стал угрожать, что если Россиия не примет в свой состав Украину, то это сделает Турция.

Поскольку украинские земли были в составе Польши, то это автоматически означало начало русско-польской войны. Для России было несколько целей в этой войне:

  1. Возвращение Смоленска и земель вокруг него, потерянных в ходе Смуты.
  2. Помощь казакам в освобождении Украины от польской шляхты, и установления покровительства России над Украиной.

Хмельницкий обращался к Алексею Михайловичу с просьбой о помощи в 1648, 1649 и 1651 годах, но прошения были отклонены в связи с тем, что Россия в первой половине 17 века установила нормальные отношения с Польшей и не хотела их портить очередной войной. В 1653 году Россия решилась на помощь Украине, а значит на очередную войну с Речью Посполитой. Одной из причин, почему Россия пошла на войну с Польшей была слабость польского войска, вызванная участием в длительных и бесконечных войнах (с Россией, Тридцатилетней в Европе, с казаками). Учитывая этот факт, а также взгляды Хмельницкого на Турцию, Российское царство рассчитывало на успех. В результате начала сь русско польская война 1654 - 1667 годов, война весьма успешная для России.

Карта русско-польской войны 1654-1667

Ход войны и основные компании

Саму войну с Польшей 1654-1667 можно разделить на 3 военные компании, которые прерывались перемириями, а также войной со Швецией. Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

Компания 1654-1656


Поход Русского государства в 1654 году получил название «государев поход». Именно этим похходом началась русско-польская война. В мае российские войска двинулись в направлении Смоленска. 11 июня войска захватывают Полоцк, а в августе армия Матвея Шереметьева входит в важную белорусско-литовскую крепость Оршу. Штурм Смоленска оказался неудачным, однако, после двухмесячной осады в конце августа был захвачен Гомель.

Вторая попытка штурма Смоленска началась в конце августа, и уже 10 сентября царь Алексей Михайлович получил информацию о взятии Смоленска. В ноябре был захвачен еще один важный город – Витебск. Специально для этой войны на территории Белоруссии был сформирован отдельный белорусский казачий полк. Также в этом походе участвовали запорожские казаки и астраханские татары. Всего российская армия насчитывала около 13,5 тысячи солдат.

В декабре 1648 года началось контрнаступление литовских войск на Могилев во главе с князем Радзивиллом. Однако благодаря удачным действиям Хмельницкого и Ф.Бутурлина часть польско-литовских войск была перекинута на территорию Правобережной Украины. В результате удачных украинско-российских действий к концу 1655 года были захвачены Минск и Вильно. Однако в этот момент в войну с Речью Посполитой вступает Швеция, чем вынуждает Польшу пойти на переговоры с Россией о перемирии. Московское царство пошло на союз потому, что мог сформироваться антирусский польско-шведский союз, кроме того, для России приоритетнее был выход к Балтийскому морю, чем присоединение Правобережной Украины. В итоге в 1656 году Польша и Россия подписывают Виленское перемирии, начинается война со швецией. Русско-польская война 1654-1667 годов получила временное затишье.

Война со Швецией 1656-1658


Война проходила на территории Ливонии, в 1656 году Россия штурмует Ригу. После того как союзник России Дания заключили перемирие со шведами, Алексей Михайлович также начал переговоры. В декабре 1658 года стороны подписали перемирие, Россия захватывала себе небольшие территории в Прибалтике.

После перемирия России и Польши, последняя оставалась в состояние войны с казаками, поэтому украинский гетман Хмельницкий решил найти нового союзника. Он обратился за помощью к Швеции и Трансильвании, однако договор так и не был подписан, поскольку в августе 1657 года Хмельницкий умер. Следующий гетман Иван Выговский заявил о разрыве отношений с Россией и подписал с Польшей в 1658 Гадяцкий договор. Украина возвращалась в состав Речи Посполитой. Это означало начало нового этапа войны между Россией и Польшей. Тем более, в самой Украине многие не поддерживали Выговского. Рассчитывая на этот факт, Россия начинает вводить войска на территории Речи Посполитой и Украины.

Военная компания 1658-1662


В октябре 1658 году было несколько сражений на территории Белоруссии. В битве у села Верки армия князя Юрия Долгорукого разгромила польские войска, чем предотвратила наступление литовских войск и открытию второго фронта.

В 1659 году войска Выговского в союзе с крымскими татарами победили армию Трубецкого под Конотопом. Россия готовилась к контрнаступлению украинско-татарско-польских войск, однако гетман Выговский полностью потерял доверие казаков, покинул должность и сбежал. Еще одной причиной потери гетманства историки считают тот факт, что Выговский взамен на союз с татарами разрешил им грабить территорию Полтавщины, чем вызвал возмущение в среде казаков и крестьян. В итоге новым гетманом стал сын Богдана Хмельницкого Юрий, который в конце 1659 года подписывает с Москвой новый Переяславский договор.

В 1660 году российско-украинские войска начинают совместный поход на Польшу, который получил название «Чудновская компания», так как основная битва была в районе города Чуднова. Однако армия терпит ряд поражений, Юрий Хмельницкий подписывает с поляками перемирие – Слободищенский трактат. В середине 1662 году Россия теряет Вильно, а также контроль за территорией Литвы, Белоруссии и большей частью Украины.

Большое влияние на неудачи российской армии имело не только неоднозначная политика казацких гетманов, но и внутренние проблемы (Медный бунт, Башкирское восстание и т.д.). Однако несмотря на большое количество проблем и неудач, в конце 1662 года российская армия во главе с Ромодановским смогла нанести ряд поражений польско-украинской армии под Каневом и Переяславом, чем окончательно подорвала авторитет Юрия Хмельницкого в глазах казаков.

Военная кампания 1663-1667

В 1663 году русско-польская война возобновиласб. В Нежине гетманом выбирают Ивана Брюховецкого, который был союзником России, а на правом берегу Днепра гетманом стал Тетеря, союзник Польши. Осенью 1663 года польский король Ян Казимир начал большой поход на территорию левобережной Украины, а также в Белоруссию. Однако успешные действия украинско-российской армии под Гадячем и Глуховом смогли остановить продвижение польской армии. Одно из самых больших поражений полякам нанесла армия Ромодановского возле села Пироговка в начале 1664 года. После этого началось отступление польских войск и гетмана Тетери.

В том же 1664 году литовско-польские войска пытались организовать осаду Могилева, однако уже в конце февраля получили разгромное положение. В 1665 году Россия нанесла еще несколько поражений польской армии, главные из которых были под Белой Церковью и Корсунем.

В 1666 году новый гетман Правобережья П.Дорошенко заключил союз с Османской империей, вследствие чего началась польско-турецкая война. Это заставила Яна Казимира обратиться к России с предложением о перемирии. Руксско-польска явойна 1654-1667 годов уже во второй раз взялла паузу. Неа этот раз Россия не довольствовалась перемирием, а заключила выгодный для себя мир.

Мирный договор и его результаты

30 января 1667 года в селе Андрусово возле Смоленска был подписан договор, которым заканчивалась 13 летняя русско-польская война 1654-1667. Его основные условия:

  • Заключение перемирия на 13,5 лет. В 1678 году стороны продлили перемирие еще на 13 лет.
  • Россия получала Смоленскую и Чернигово-Северскую землю. Кроме того, устанавливался контроль за Левобережной Украиной.
  • Киев переходил к России на два года.
  • Запорожская Сечь становилась территорией совместного польско-российского управления.

Историческое значение войны

В 1686 году Россия и Польша подписала мир под очень символическим названием «Вечный». Этим документом стороны окончательно прекращали соперничество, переходя от войны, которая с перерывами длилась часть 17 столетия, к сотрудничеству. Результатом «Вечного мира» было следующее:

  • Киев полностью переходил в состав России, однако Польша получала компенсацию в 146 тысяч рублей.
  • Польша отказывалась от претензий на Смоленск, Чернигов и всю Левобережную Украину.
  • Сечь переходила под контроль России.
  • Московское царство отказывалось от претензий на Правобережную Украину.

Таким образом, в ходе русско-польской войны Московское царство не только вернула себе потерянные во время Смуты Черниговские и Смоленские земли, но и впервые установила контроль над частью Украины, что стало результатом союза с Богданом Хмельницким в Переяславе в 1654 году. Кроме того, мир между Польшей и Россией стал основой для союза против Швеции, подписанный Петром во время Северной войны (1700-1721) годов. Но это уже другая история, а русско-польская война 1654-1667 годов была завершена победой для России.

Тема этой статьи несколько необычна. Как правило, много пишется о долгой и бескомпромиссной борьбе польских патриотов против ненавистной им России. Борьбе затяжной и кровавой. Цель же этой статьи – рассказать о поляках, экзистенциальных врагов в русских не видевших.

Считалось, что поляки обладают неискоренимой антипатией ко всему русскому. Отчасти это правда. Даже помилованные или амнистированные участники польско-русских баталий и польских восстаний XVIII-XIX в. непременно принимались на местах за антироссийскую пропаганду. «Такой молодой, а уже поляк!», - так реагировал сибирский люд в XIX в. на появление молодых мужчин в заснеженной Сибири, которые отрекомендовались при знакомстве с местным населением поляками. В русском сознании слова «поляк» и «мятежник» были синонимами.


В те времена многие сотни поляков были отправлены в ссылку за антиправительственную деятельность. Некоторых из них помиловали, и, вместо Сибири, определили в харьковские учебные заведения, подальше от западных границ России. Но и там польская профессура продолжала исподволь внушать студенчеству идею о польском благородстве, украинском сепаратизме и русском варварстве. Сегодня Харьков иногда называют русскоязычной столицей украинского национализма. В самом деле, из всех городов, так близко расположенных у российской границы (всего 26 км!), именно в Харькове имеются пусть и пропорционально малочисленные, но агрессивные группки русскоязычных украинских национал-партикуляристов. Досужая молва утверждает, что это – отголоски пропагандистской работы польской интеллигенции XIXв.

Польский журналист Пётр Скверчинский, рассматривая проблематику польско-российских взаимоотношений, признавал, что поляков устроит только Россия, сжавшаяся до размеров Садового кольца. Но даже тогда, уверял он, большинство поляков будут недовольны. И если русские совершат разом коллективное самоубийство, поляков бы это несказанно обрадовало, хотя они бы всё равно не упустили повода обозвать русских «варварами» за столь странный поступок. Действительно, Россию и Польшу связывают целые века непростых и зачастую предельно конфликтных отношений, что не могло не найти отражения в польском массовом сознании. Польское историческое сознание, в отличие от русского, является более эмоционально окрашенным. Всё, что было трагического в польско-российских отношениях, в польском сознании абсолютизируется, принимает масштабные формы и непрестанно довлеет над нашей общей историей. Политика исторической памяти, другими странами рассматриваемая как непродуктивная и чрезмерно пессимистическая, в Польше является главенствующей формой взаимоотношений со своим самым крупным восточным соседом.

Этносоциолог Вильгельм Мюльман ввёл такое понятие, как этноцентрум. Этноцентрум – это осознание этносом самого себя в рамках пространства, где этот этнос обитает. Это форма этнического мышления, куда этносом включается всё, что его окружает: от рельефа местности (горы, реки, леса) до высокодифференцированных понятий (государственная идея, войны, союзы, экономические связи, культурные и дипломатические контакты). Каждый этноцентрум стремится к тому, чтобы сохраниться нетронутым. Этноцентрум боится понятийного раскола, раздвоения, т.к. раскол этноцентрума означал бы раскол этнического самосознания и видоизменения внутренней жизни народа. Отношения поляков и русских тоже возможно описать в этносоциологических понятиях. Польский этноцентрум подсознательно ощущает мощь этноцентрума русских, как более многочисленного имперского народа, к тому же, не католического.

Польский этноцентрум не настроен на миролюбивые отношения с русскими по той причине, что боится «впустить в себя» того, кто мощнее, энергичнее и многочисленнее. Как этноцентрум менее многочисленного народа, польский этноцентрум боится «утонуть» и раствориться в русском этноцентруме, боится быть им поглощённым или расколотым надвое, т.е. принять одновременно и католическую, и православную идентичность. Поэтому немалое число православных поляков или поляков, служивших Российской империи, а затем СССР, самой же польской историографией выносится за скобки, рассматриваются ею как идеологические антитела, как то, что несёт опасность прививки элементов этнического сознания соседнего народа (русских), и способствует расколу монопольно-католического антирусского сознания, свойственного полякам. Этноцентрум поляков видит только одно спасение – выстраивание таких отношений с русскими, при которых было бы абсолютно невозможно проникновение в польский этноцентрум чрезмерного объёма русского, не католического влияния. Это подсознательный механизм этнической защиты, под который уже подгоняется всё остальное – политика, культура, вероисповедание, СМИ. Поляки чувствуют себя в безопасности только при условии максимального культурно-политического отдаления от огромного русского народа, и для утверждения и закрепления данной парадигмы активно используют антироссийскую пропаганду. На самом деле вклад поляков, которые до 1917 г. были вторым по численности народом империи, после русских, в укрепление и становление российской государственности довольно значителен. Прискорбно, что об этом молчит, плотно сжав побелевшие от досады губы, сама польская историография. Поэтому попробуем об этом рассказать мы.

Сравнительно часто поляки в России начали появляться при царе Иване Грозном. Некоторые польские вояки добровольно приходили на службу к русскому царю. В ту эпоху кондотьеры были обычным явлением. Не прекращался тонкий «польский ручеёк» и позже. Юзеф Тауш – так звали польского дипломата, который находился при дворе Петра I. Полковник Тауш пользовался доверием российского монарха и его свиты. Об этом скупо упоминают даже современные польские источники. Рядом с Петром Великим Тауш прошёл сквозь многие битвы, а в 1709 г. ему было дозволено наблюдать за ходом Полтавского сражения, в то время как послы других держав были удалены подальше из-за боязни шпионства. Но Тауш был не единственным поляком в окружении Петра. Вспомнить хотя бы Павла Ягужинского, начавшего с карьеры царского денщика и закончившего генерал-адъютантом, получившим от Петра I в вечное владение остров на реке Яуза близ Немецкой слободы в Москве.

Отечественная война 1812 г. Поляки массово вливаются в ряды наполеоновской армии, чтобы участвовать в походе на Россию. В свите Наполеона – польские генералы, ждущие только команды, чтобы повести свои легионы на восток. Но в российском штабе их ждут такие же генералы-поляки: генерал-фельдмаршал М. Каменский, генерал М. Каховский, ген.-лейтенант И. Пржибышевский, ген. от кавалерии А. Ожаровский, ген. от кавалерии Н. Раевский (тот самый, знаменитый Раевский, который шагал навстречу французским ядрам вместе со своими сыновьями-подростками, взяв их за руки!) и ещё множество других, готовые вести своих русских солдат против французских полков. Иногда разыгрывались целые сражения между двумя польскими генералами: один вёл в бой французов, другой - русских. Кстати, тогда количество генералов-поляков в русской армии было больше, чем число поляков среди французского генералитета. Среди младшего офицерского и рядового состава русской армии поляков было ещё больше, чем среди генералов. Истории известны добровольцы-уланы Польского полка под командованием поручика К. Бискупского, которые партизанили вместе с русскими крестьянами, нападая на наполеоновских вояк, и поляки в составе казачьих формирований.

Многие поляки переходили в православие, особенно те, кто направлялся вглубь России. Между православным поляком и русским не оставалось и тени ненависти. Это дало ген. М. Муравьёву повод заявить, что «православные поляки ещё больше русские, чем сами русские». История карпато-русского движения Галиции знает имя Ипполита Терлецкого, поляка, перешедшего в православие и выступившего за очищение не только западно-украинского православия, но даже греко-католицизма от напластований латинской веры. И сегодня в Белоруссии множество поляков принимают православное крещение. Их соотечественники-католики по умолчанию перестают их считать поляками, записывая в русские.

В последующих войнах поляки тоже не так редко оказывались на стороне России. Генерал Адам Ржевусский – одно из таких славных имён. Участник Турецкой (1828-1829) и Крымской войны (1853-1856). В 1830 г. поляк Ржевусский, как сторонник ориентации Польши на Россию - активный участник подавления польского восстания. России верно служил не только Адам, но и многие другие представители этой славной фамилии.

Вообще, тема польских восстаний проходит красной нитью через всю официальную польскую историографию. И незаслуженно мало внимания уделяется при этом польским генералам и офицерам, оставшимся верными присяге, которую они давали Русскому Императору и Польскому Королю Николаю I. В 1841г. в Варшаве был торжественно открыт монумент в честь погибших польских офицеров, не нарушивших своей верноподданнической клятвы Русскому государю: графу Станиславу Потоцкому, генералам Юзефу Новицкому, Томасу Сементковскому, Станиславу Требицкому, Игнатию Блюмеру, Морису Хауке и полковнику Филиппу Мечисцевскому. По повелению Николая I надпись на монументе гласила: «Полякам, погибшим в 1830г. за верность своему Монарху». Сейчас этого памятника не существует. Он был разрушен в 1917г., потому что никак не вязался с официальной трактовкой польской истории, где «весь польский народ в едином порыве поднялся на борьбу с русскими угнетателями».

Во время Кавказской войны многие поляки были особо отмечены государственными наградами за личное мужество на полях сражений. Ген.- майор Феликс Круковский – один из них. В 1840-х он участвует в усмирении чеченцев и в стычках с кабардинцами. Командует Хоперским линейным казацким полком, затем - Нижегородским драгунским полком, с которым совершил ряд опаснейших экспедиций в Чечню и Дагестан. В 1848 г. Ф. Круковский (о, ужас для польской историографии!) был назначен наказным атаманом Кавказского линейного войска. Будучи католиком, Круковский (о, ужас для польского религиозного чувства!) каждое воскресенье вместе с казаками ходил в православную церковь. К сожалению, в одном из сражений Ф. Круковский получил тяжёлое ранение. Казак-ординарец (русский) бросился ему на помощь. Ф. Круковский приказал ординарцу спасаться самому, но казак ослушался и был изрублен шашками вместе со своим командиром.

Примечательна также история целого польского пленённого отряда, получившего свободу из рук горцев (те подумали, что освобождённые поляки, да ещё с оружием в руках, тут же бросятся партизанить и расстреливать русских солдат). Но отряд в полном составе вернулся в строй и продолжал так преданно биться за Русь-матушку, что некоторые из бывших пленных поляков были награждены Георгиевскими крестами.

Тысячи поляков проливали кровь за Россию в русско-японской войне 1904-1905 гг., когда Юзеф Пилсудский уже договаривался с японским правительством о формировании боевых групп из числа польских солдат российской армии для участия в войне на стороне Японии. Адмирал Генрих Цивинский, поляк, потерял тогда одного из своих сыновей в сражении при Цусиме. Второй сын адмирала погибнет позже, в Первую мировую, и тоже за Россию.
К слову, в Первую мировую в российском генштабе генералов польского происхождения было предостаточно: Владислав Клембовский, Анатолий Келчевский, Николай Кашталинский, Михаил Квецинский, Казимир Кетлинский, Пётр Кондзеровский и ещё десятки других.

В современной Польше не любят Феликса Дзержинского. Его жизненный путь не укладывается в узкие рамки официального польского патриотизма. Дзержинский был сторонником территориальной целостности Российского государства и выступал категорически против подписания Брестского мира, целью которого было расчленение России странами Четверного союза, куда входили Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария. Выходец из аристократической семьи, он учился в одной гимназии с известным русофобом Юзефом Пилсудским. Когда Юзеф в 1920 г. шёл войной на Советскую Россию, Феликс находился как раз в России и назначается на должность начальника охраны тыла и порядка. После войны, в 1921г. он занял пост наркома путей сообщения, где сразу принялся за наведение порядка: «На дорогах у нас в области хищений и бесхозяйственности один сплошной ужас… Хищения из вагонов, хищения в кассах, хищения на складах, хищения при подрядах, хищения при заготовках. Надо иметь крепкие нервы и волю, чтобы преодолеть это море разгула». Затем была борьба с беспризорностью, когда миллионы маленьких граждан были обеспечены кровом и бесплатным питанием и деятельность на посту глав ВЧК. Поэтому именно Дзержинского считают своим родоначальником российские спецслужбы, как до этого считали советские. Историки дают неоднозначную оценку деятельности Дзержинского в революционной России, но, абстрагировавшись от идеологических оценок, нельзя не упомянуть его искреннее служение делу, которое он считал для себя главным. Занимательно, что через много лет Дзержинский признавался: «В детстве я мечтал надеть шапку-невидимку, прокрасться в Москву и поубивать всех москалей». Преемником Дзержинского на посту главы ОГПУ тоже стал поляк – потомок аристократического рода Вячеслав Менжинский. Будучи тяжело больным человеком, с длинным перечнем заболеваний и травм, он продолжал усердно трудиться, проводя собрания оперативников на дому, покоясь на диване.

Становление советской власти в целом, и на землях, ранее принадлежавших Польше (Западная Украина, Западная Белоруссия), в особенности, подаётся польскими историками как сплошной кошмар. Безусловно, благоденственными деньками то время назвать сложно. Почему-то забывается, что на начало 1930-х годов доля этнических поляков в составе Компартии Украины была приблизительно вдвое большей, чем среди всего населения Советской Украины, а генеральным секретарем ЦК КП(б)У был поляк Станислав Косиор.

Нет места в современном пантеоне польских героев и маршалу Константину Рокоссовскому. В 1914 году 18-летний Константин, прибавив к своему возрасту ещё два года, добровольцем вступил в 6-й эскадрон 5-го Каргопольского драгунского полка 5-й кавалерийской дивизии 12-й армии и отправился на фронты Первой мировой. В боях с немецкими захватчиками отличился мужеством и смекалкой, за что был награждён Георгиевским крестом. Потом в его жизни была ВОВ и служба на должности министра национальной обороны Польши. В 1950 г. на жизнь Рокоссовского дважды покушались польские националисты из числа сторонников Армии Крайовой. Во время боёв с гитлеровцами на территории Польши палачи из АК вырезали взвод советских женщин – зенитчиц, служивших в армии Рокоссовского. Разведка выяснила, что убийцы пришли из соседнего села, где и скрылись после совершения преступления, пользуясь всемерной поддержкой местного населения. Узнав об этом, Рокоссовский приказал развернуть орудия в сторону польского села и накрыть его несколькими залпами. Не удивительно, что польские националисты не могли простить Рокоссовскому, что он верой и правдой служил не только Польше, но и России, ставшей его второй родиной. В 1962 г. Хрущев просил Константина Рокоссовского написать «почерней и погуще» статью против Иосифа Сталина. По словам главного маршала авиации Александра Голованова, Рокоссовский ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!», - и на банкете не стал чокаться с Хрущевым.

Можно ещё долго перечислять тех из поляков, кто способствовал процветанию России и возрастанию её мощи. Польского происхождения был Григорий Потёмкин (его дед носил фамилию Потемпковский и говорил по-польски), математик Николай Лобачевский, классики русской литературы Николай Гоголь (настоящая фамилия Гоголь-Яновский) и Иван Бунин, поэт Роберт Рождественский, художник Казимир Малевич («Чёрный квадрат»), философы Николай Лосский и Василий Зеньковский, путешественники и исследователи Средней Азии Николай Пржевальский и Леон Барщевский, родоначальник российской космонавтики Константин Циолковский, народный кумир 1930-х лётчик Сигизмунд Леваневский, академик Глеб Кржижановский. Кумиры советских детишек и подростков Янина Жеймо, исполнившая роль Золушки и Владислав Дворжецкий, сыгравший капитана Немо – тоже поляки.

Русский учёный Николай Данилевский отмечал удивительную «уподобительную силу» России. Многие иностранцы, попадавшие сюда и остававшиеся надолго, в короткий период переставали ненавидеть всё русское и постепенно начинали испытывать к нему симпатию. «Переваривая» инородные этнические элементы, Россия считала их своими, не отвергала их и не вытесняла на обочину исторической науки. К сожалению, в Польше всё наоборот. В Южно-Сахалинске стоит памятник этнографу Брониславу Пилсудскому, брату одиозного Юзефа Пилсудского, мечтавшего развалить Россию на дюжину мелких псевдогосударственных осколков. В Польше подобных памятников, поставленных в честь русских, практически нет. Монументы в память о погибших в 1944-1945 г. за освобождение Польши от нацизма советских воинах ещё стоят благодаря малочисленным активистам из числа пожилых поляков, которые помнят подвиг советского солдата. Да и побаивается ещё польская элита беззастенчиво сносить памятники борцам с гитлеризмом. Но по чуть-чуть пробует.

В своё время среди поляков даже ходила песенка со словами «Войско Польско Берлин брало, а советско помогало». Невинный детский фильм «Четыре танкиста и собака» и тот был запрещён к показу в независимой Польше, поскольку пропагандировал он немыслимо крамольные вещи - польско-советскую дружбу. Тяжело польскому этническому сознанию признаться самому себе в том, что без русского Ивана Польши, вероятно, не было бы на карте мира. Поэтому «напрягается» польский этноцентрум, выдавливает из себя любой намёк на приязнь к России.

Потому что это весело и полезно для учеников Польского! Это очень хорошая идея - делиться знаниями Польского с русскоговорящими в Польско-Русском словаре. Любой пользователь может сделать свой вклад в Русский словарь и все переводи будут учтены. Польский - это довольно сложный язык со многими диалектами, и поэтому требует непрерывный поток новых записей для постоянного обновления. Как только Польский перевод определенного слова был предложен, он отображается как "непроверенный" в Польско-Русском словаре. После чего, чтобы быть добавленным в словарь навсегда, это слово требует десять голосов подтверждения от других пользователей. Действуя таким образом, мы поддерживаем высокое качество Польско-Русского словаря.
Если Вы хотите принять в этом участие, Вам нужно зарегистрироваться, чтобы активировать Ваш bab.la аккаунт и поспособствовать развитию Польско-Русского словаря. Вот как Вы получаете очки, которые можно проверить на странице мирового рейтинга. Предложения новых Польских записей в Польско-Русский словарь или подтверждения уже записанных Польских слов - два пути накопления очков. Если у Вас возникли вопросы по теме грамматики, культуры или чего-нибудь другого, что касается языков, Вы можете проверить Польско-Русский форум и задать все вопросы там, а также ответить на те вопросы, которые были заданы Русскими или Польскими пользователями. Вы можете писать ответы как на Русском, так и на Польском языке.