Подвиг крейсера «Варяг»: неизвестные подробности. Патриотические истории

В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую страницу. Его подвиг, а также подвиг «Корейца» навсегда останется в сердцах людей.

Русские моряки выдержали неравный бой с японцами, не сдались врагу, потопив свой корабль и не спустив флага. Этот легендарный бой с шестью крейсерскими судами и восемью миноносцами противника произвел неизгладимое впечатление не только в России, но и за ее пределами. Об истории крейсера «Варяг» мы и поговорим сегодня.

Предыстория

Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.

Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.

Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.

В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.

Отношение в обществе

Известие о том, что началась война, никого в России не оставило равнодушным. На первом ее этапе в народе преобладающим было патриотическое настроение, осознание необходимости дать отпор агрессору.

В столице, а также в других больших городах проходили невиданные манифестации. Даже революционно настроенная молодежь присоединилась к этому движению, исполняя гимн «Боже, Царя храни!». Некоторые круги оппозиции на время войны решили приостановить свои действия и не выдвигать требования правительству.

Прежде чем перейти к повествованию о подвиге крейсера «Варяг», поговорим об истории его строительства и характеристиках.

Строительство и испытания


Корабль заложили в 1898 году и построили в Соединенных Штатах, в Филадельфии. В 1900 году бронепалубный крейсер «Варяг» передали в русский военно-морской флот, и с 1901-го он находился в строю. Корабли такого типа были распространены на рубеже XIX-XX веков. Защиту их механизмов, а также орудийных погребов составляла броневая палуба – плоская или выпуклая.

Эта палуба представляла собой перекрытие корабельного корпуса, расположенное горизонтально в виде настила из броневых плит. Она предназначалась для защиты от бомб, снарядов, обломков и осколков, падающих сверху. Такие корабли, как бронепалубный крейсер «Варяг», составляли самую многочисленную часть крейсерского состава большинства морских держав на рубеже веков.

Базой корабля был Порт-Артур. Хотя некоторые исследователи утверждали, что он имел неудачную конструкцию котлов и другие дефекты, возникшие при строительстве, которые привели к значительному снижению скорости, испытания показали иное. На испытаниях, проведенных в 1903 году, корабль развил высокую скорость, почти равную скорости на первоначальных испытаниях. Котлы же исправно прослужили много лет на других кораблях.

Состояние войны

В 1904 году, в начале февраля, в порт Сеула, столицы Кореи, прибыли с дипломатической миссией два корабля из России. Это были крейсер «Варяг» и «Кореец», канонерская лодка.

Японский адмирал Уриу послал извещение русским о том, что Япония с Россией находятся в состоянии войны. Крейсером командовал Руднев В.Ф., капитан 1-го ранга, а лодкой – капитан второго ранга Беляев Г.П.

Адмирал потребовал, чтобы «Варяг» удалился из порта, а иначе бой будет дан прямо на рейде. Оба корабля снялись с якорей, через несколько минут они дали боевую тревогу. Чтобы прорваться сквозь блокаду японцев, русским морякам было необходимо с боем миновать узкий фарватер и выйти в открытое море.

Эта задача была почти невыполнимой. Японские крейсера передали предложение о сдаче на милость победителя. Но этот сигнал был русскими проигнорирован. Вражеская эскадра открыла огонь.

Жестокий бой


Сражение крейсера «Варяг» с японцами было жестоким. Несмотря на ураганную атаку, которую вели суда, один из которых относился к тяжелым, а другие пять – к легким (а еще – восемь миноносцев), русские офицеры и матросы вели по врагу огонь, закладывали пробоины и гасили пожар. Командир крейсера «Варяг» Руднев, вопреки ранению и контузии, не прекращал руководства боем.

Игнорируя большие разрушения и шквальный огонь, экипаж «Варяга» не останавливал прицельный огонь из тех орудий, которые еще оставались целыми. При этом «Кореец» не отставал от него.

Как сказано в рапорте Руднева, русские потопили 1 миноносец и повредили 4 крейсера японцев. Потери экипажа «Варяга» в бою были следующими:

  • Убито было: офицеров – 1 человек, матросов – 30.
  • Среди тех, кого ранили или контузили, офицеров – 6, матросов – 85.
  • Легкие ранения были приблизительно еще у 100 человек.

Критические повреждения, нанесенные крейсеру «Варяг», вынудили его через один час возвратиться на рейд бухты. После того, как была произведена серьезность повреждений, те орудия и оборудование, которые остались после боя, по возможности были уничтожены. Сам корабль затопили в бухте. «Кореец» же человеческих потерь не понес, но был взорван его экипажем.

Бой при Чемульпо, начало


На рейде у корейского города Чемульпо (ныне – Инчхон) находились суда итальянцев, англичан, корейцев, а также русские – «Варяг» и «Кореец». Еще там был пришвартован крейсер японцев – «Чиода». Последний 7 февраля, ночью, снялся с рейда без включения опознавательных огней и отправился в открытое море.

Около 16 часов 8 февраля «Кореец», выйдя из бухты, встретился с японской эскадрой, в которой насчитывалось 8 миноносцев и 7 крейсеров.

Один из крейсеров, под названием «Асама», перекрыл путь нашей канонерке. При этом миноносцами было выпущено в нее 3 торпеды, из которых 2 пролетели мимо, а третья утонула в нескольких метрах от борта русской лодки. Капитаном Беляевым была дана команда идти в нейтральную гавань и скрыться в Чемульпо.

Развитие событий


  • 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
  • 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
  • 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
  • 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
  • 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
  • 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
  • 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
  • 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
  • 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.

Рапорт капитана Руднева

Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:

  • Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
  • После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод - мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
  • После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
  • Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.

В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.

Оказание почестей


После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.

В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.

Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.

В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт. Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».

В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».

В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.

Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо


Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:

  • Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
  • Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.

Дальнейшая судьба корабля

В 1905 году крейсер «Варяг» японцы подняли со дна бухты и использовали его в учебных целях, назвав судно «Соя». В период 1-й мировой войны Япония и Россия являлись союзниками. В 1916 году корабль выкупили и включили в состав военно-морского флота Российской империи под предыдущим названием.

В 1917-м «Варяг» отправился в Великобританию на ремонт. Там его конфисковали британцы, так как вновь образованное советское правительство не стало оплачивать ремонт. После этого судно перепродали в Германию на слом. Во время буксировки оно попало в шторм и затонуло у берегов Ирландского моря.

В 2003 году удалось отыскать место гибели крейсера «Варяг». Рядом с ним, на берегу, в 2006-м установили мемориальную доску. А в 2007-м учредили фонд поддержки военно-морского флота, дав ему название «Крейсер «Варяг». Одной из его целей стал сбор денежных средств, необходимых для строительства и установки памятника в Шотландии, посвященного легендарному кораблю. Такой памятник был открыт в городе Ленделфут в 2007 году.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Эта известная песня посвящена описанному нами, ставшему самым знаменитым, событию русско-японской войны (1904-1905) – подвигу «Варяга» и «Корейца», которые вступили в неравный бой в бухте Чемульпо с намного превосходившими их силами японской эскадры.

Текст данной песни был написан в 1904 году австрийским поэтом и писателем Рудольфом Грейнцем, который находился под большим впечатлением от подвига российских моряков. Сначала стихотворение под названием «Варяг» напечатали в одном из журналов, а вскоре после этого было сделано несколько его русских переводов.

Самым удачным оказался перевод Е. Студентской. Он был положен на музыку Турищевым А.С., военным музыкантом. В первый раз песню исполнили на торжественном приеме в Зимнем дворце, о котором было рассказано выше.

Существует и еще одна посвященная легендарному крейсеру песня – «Плещут холодные волны». В газете «Русь» через 16 дней после того, как были затоплены «Варяг» и «Кореец», было помещено стихотворение Я. Репнинского, музыку к которому позже написали Беневский В. Д. и Богородицкий Ф. Н. У песни есть и неофициальное название, данное народом – «Кореец».

(G) 37.346667 , 126.522833 37°20′ с. ш. 126°31′ в. д.  /  37.346667° с. ш. 126.522833° в. д. (G) ) Итог Победа Японской империи Стороны Российская империя Японская империя Командующие Капитан I ранга В. Ф. Руднев Адмирал Уриу Силы сторон 1 крейсер ,
1 канонерская лодка 6 крейсеров,
3 миноносца Потери 1 крейсер, 1 канонерская лодка; убиты 1 офицер и 30 матросов; ранены 3 офицера и 70 матросов, контужено 15 матросов, еще около 100 человек легкоранены данные о потерях спорны

Обстановка перед сражением

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

  • 11 часов 45 минут .

Крейсер Асама с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. Кореец ответил огнём из правого 8-дюймового орудия фугасными снарядами, которые дали сильный недолёт. После нескольких выстрелов канонерская лодка прекратила огонь и вновь возобновила его, подойдя на достаточное расстояние к неприятелю. Огонь вёлся по крейсерам Асама и Такачихо из правого 8-дюймового и кормового 6-дюймового орудий.

  • 11 часов 47 минут.

Расстояние до японских крейсеров - 45 кабельтовых. На Варяге начали пристрелку и затем открыли огонь по неприятелю бронебойными снарядами с правого борта.

Одним из первых снарядов японцев, попавших в крейсер, разрушило правое крыло переднего мостика, при этом возник пожар в штурманской рубке и были перебиты фок-ванты. Погиб младший штурман - мичман граф Алексей Нирод, определявший расстояние; убиты или ранены все дальномерщики станции № 1. После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причём недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие № 3, причём вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен командир плутонга мичман Губонин, который продолжал командовать плутонгом и отказывался идти на перевязку пока не упал. Возник пожар на шканцах, который был потушен силами ревизора Мичмана Черниловского-Сокола; пожар был очень серьёзным, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом подбиты: 6-дюймовые орудия № VIII и № IX и 75-миллиметровое орудие № 21, 47-миллимитровые орудия №№ 27 и 28. Другими снарядами почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31 и 32. В рундуках жилой палубы распространился пожар, который вскоре удалось потушить.

  • 12 часов 5 минут.

При прохождении траверза острова «Yo-dol-mi» на крейсере была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирёв и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов.

Управление крейсером перенесено в румпельное отделение. При громе выстрелов отдаваемые в румпельное отделение приказания были плохо слышны, почему всё последующее время приходилось исправлять курс крейсера машинами. Крейсер плохо слушался руля на сильном течении.

Командир Корейца , опасаясь образовать вместе с Варягом единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход. Огонь с Корейца вёлся двумя орудиями: 8-дюймовым и кормовым 6-дюймовым (после разворота - левым 8-дюймовым орудием и кормовым 6-дюймовыми орудием, в конце боя только последним).

  • 12 часов 15 минут.

Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, Варяг начал поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. В виду близости острова «Yo-dol-mi» дал полный задний ход.

Крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время когда был перебит рулевой привод при положении «лево руля» около 15-20°.

Расстояние до неприятеля уменьшилось до 28–30 кабельтовых, огонь его усилился и попадания увеличились.

  • 12 часов 20 минут.

На Варяге сдвинулся с места котёл № 21, давший течь.

  • 12 часов 25 минут.

Появилась течь от пробоин в угольной яме № 10, через пять минут в угольной яме № 12.

После того, как крейсер полностью развернулся, снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в пробоину хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало быстро заполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы, которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода всё время выкачивалась, уровень стал понижаться, но крейсер продолжал крениться на левый борт.

Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. После этого пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом, причём осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращён. Серьёзные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему крейсер пошёл полным ходом на рейд, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.

Варяг под огнём в бухте Чемульпо

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Yo-dol-mi к северу и на параллели этого последнего острова остановилась. . Дистанция до крейсера Асама во время преследования была около 30 кабельтовых.

Согласно вахтенному журналу крейсера Варяг :

«В продолжении боя одним из выстрелов 6" орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведён на нём пожар, причём «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала.»

Повреждение кормового мостика таже отмечено в вахтенном журнале канонерской лодки.

  • 12 часов 40 минут.

При подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, они его прекратили и преследовавшие Варяг два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом «Yo-dol-mi». Огонь с Корейца был прекращён одновременно с японской эскадрой.

  • 12 часов 45 минут.

Снаряды перестали долетать до японских крейсеров, Варяг прекратил огонь.

  • Около 13 часов.

Кореец встал на якорь в 4 кабельтовых от острова So-Wolmi (Обсерватории), оставаясь в полной боевой готовности.

  • 13 часов 15 минут.

Подойдя к своему бывшему якорному месту, Варяг отдал левый якорь на траверзе крейсера Talbot на расстоянии от него около 1½ –2 кабельтовых. Был подведён второй пластырь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде.

В течение часового боя выпущено снарядов: 6-дюймовых - 425, 75-миллиметровых - 470, 47-миллиметровых - 210. Всего - 1105.

После постановки на якорь иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Разрушения

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  1. Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  2. Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  3. Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  4. Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  5. Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  6. Верхняя палуба пробита во многих местах.
  7. Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.

Затопление

  • 13 часов 35 минут.

Капитан крейсера на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить Варяг за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

  • 13 часов 50 минут.

Капитан вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

  • 15 часов 30 минут.

Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже его оставили. Решение о затоплении крейсера принято вследствии просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

  • 15 часов 35 минут.

Команда Корейца отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер Pascal . На лодке остались для взрыва добровольцы.

  • 15 часов 50 минут.

Командир со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули крейсер, отчалили от него на французском катере, который ожидал их у трапа.

  • 16 часов.

Лодка Кореец взорвалась двумя последовательными взрывами кормовой и носовой крюйт-камер, переломившись по миделю.

Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

  • 18 часов 10 минут.

Крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

Исход боя

Формально русский огонь был намного сильнее. За время боя, японцами было выпущено 28 - 8-дюймовых и 248 - 6/4,7-дюймовых снарядов. Русские ответили 22 - 8-дюймовыми и 452 - 6-дюймовыми снарядами. Из них все 22 - 8-дюймовых и 27 - 6-дюймовых выпущено Корейцем , а 425 - 6", 75 мм - 470, 47 мм - 210 (всего 1105) - Варягом .

По русским источникам, на двухтрубном крейсере были в ходе боя видны взрывы между труб. Крейсера Асама и Нанива после боя ушли в док для исправлений. Один из миноносцев был в ходе боя потоплен. После боя японцами были свезены в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.

По японским сведениям попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где Варяг был затоплен, а Кореец взорван; затоплен также и русский пароход Сунгари . Экипажи кораблей приняты на иностранные корабли, а затем через нейтральные порты переправлены в Россию. Варяг получил одну большую подводную пробоину и несколько мелких, выведено из строя десять 6-дюймовых орудий, семь 75-миллиметровых, все 47-миллиметровые, повреждена третья дымовая труба, боевая рубка, разбиты шлюпки и вентиляторы, пробита во многих местах боевая палуба, повреждён фор-марс .

Потери экипажа Варяга - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На Корейце потерь не было, имелась небольшая пробоина выше ватерлинии в таранном отсеке осколком

9 февраля Варяг и Кореец совершили свой подвиг. Как это было

Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!


В этот день "Варяг" и "Кореец" приняли неравный бой с японской эскадрой.
Он стал известен всему миру, как битва с японской эскадрой близ порта Чемульпо, после которой русские моряки затопили свой корабль, но не сдались врагу. Подвиг был совершен на глазах моряков со всего мира. Именно в этом случае понимаешь справедливость нашей поговорки "На миру и смерть красна". Именно благодаря этим многочисленным свидетелям и прессе их стран этот бой и стал известен.

В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде в нейтральном порту: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды не попали в цель), после чего вернулся на рейд.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.
В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России и объявил о решении прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

Командирская рубка Варяга.

"Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь. Она надежно преградила русским кораблям выход в открытое море.

Планы японцев и их эскадра

Японские суда: Asama в 1898 году

Akashi на рейде в Кобэ, 1899 год

Naniwa в 1898 году

У японской стороны имелся подробный план боя, доведённый приказом Уриу до командиров кораблей в 9:00 9 февраля. Он предусматривал два варианта развития событий — в случае попытки прорыва русских кораблей и в случае отказа их от прорыва. В первом случае, учитывая стеснённость фарватера, Уриу выделил три рубежа перехвата русских кораблей, на каждом из которых должна была действовать своя тактическая группа:

в первую группу был назначен Asama
во вторую — Naniwa (флагман Уриу) и Niitaka
в третью — Chiyoda, Takachiho и Akashi.

Asama как наиболее сильный корабль отряда играл основную роль. В случае отказа русских кораблей от прорыва, Уриу планировал атаковать их в порту торпедами силами 9-го отряда миноносцев (если бы нейтральные суда не покинули бы свои якорные стоянки), либо артиллерией и торпедами силами всей эскадры.

Если до 13:00 9 февраля русские корабли не выйдут с якорной стянки, то все корабли занимают позиции рядом с флагманом.
- в случае, если корабли нейтральных держав остаются на якорной стоянке, то вечером производится торпедная атака;
- в случае, если на якорной стоянке будут только русские корабли и небольшое количество иностранных кораблей и судов, то производится артиллерийская атака силами всей эскадры.

Ход боя

Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.


Варяг и Кореец идут на последний бой. Редкое фото.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Подбиты 6-дюймовые орудия — XII и IX; 75-мм — №21; 47-мм — №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости.

Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова.


Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


Итоги боя

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Израненный, но не побежденный "Варяг" (выше на фото "Варяг" после боя) вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв.

Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один японский миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял не менее 30 человек убитыми.

В этом бою принято забывать про "Корейца". В одном из документов прочитал интересные сведения. Перед боем, командир судна капитан 2-го ранга Г.П. Беляев приказал укоротить мачты корабля. Это была военная хитрость. Он знал что японцы знают подробные характеристики наших судов и понимал, что дальность до Корейца дальномерщики будут измерять по высоте мачт. Таким образом все снаряды японских судов благополучно перелетали через русский корабль.

Кореец с мачтами до и после боя.

А между тем, за время боя "Кореец" выпустил по противнику 52 снаряда, а единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было вовсе.

"Варяг" же кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван (выше на фото взрыв Корейца). Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

"Варяг" после затопления, во время отлива.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона.

Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача.

Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций. "

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом "Восходящего солнца".

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ.

Генерал барон Каульбарс приветствует моряков "Варяга" и "Корейца" по их прибытии в Одессу.

Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор-гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято-го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

Дальнейшая судьба крейсера "Варяг"

В 1905 году крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷).

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией.

4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции...

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Полностью историю песни и оригинальный тест можно прочитать

"Песня о подвиге Варяга" (на перевод стихов Грейнца) стала гимном русских моряков

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было ».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6-часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде Норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг»...

Инфа и фото (С) разные места инета... свой пост прошлого года дополнил новыми фото и подкорректировал.

Крейсер «Варяг», находившийся в день начала войны в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхонь), был по тем временам новейшим кораблем. Спущенный на воду в Филадельфии в 1899 г., он через два года вступил в строй. Водоизмещение крейсера составляло 6500 т, скорость хода достигала 17 узлов. На вооружении «Варяг» имел по двенадцать орудий 152– и 75-миллиметрового калибра, 10 мелких пушек и 6 торпедных аппаратов. Экипаж корабля насчитывал 550 матросов, кондукторов, унтер-офицеров и 20 офицеров. Командовал крейсером один из лучших офицеров русского флота, потомственный моряк капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев.

Канонерская лодка «Кореец», пришедшая в Чемульпо 5 января 1904 г., вошла в строй в 1888 г. Она имела водоизмещение 1334 т, скорость хода - 13 узлов. Ее вооружение - два 203–, одно 152–, четыре 99–, два 47–, четыре 37-миллиметровых орудия и одна десантная 64-миллиметровая пушка - по своим качествам не отвечало последним образцам артиллерийской техники того времени. Экипажем «Корейца», состоявшим из 11 офицеров и 168 матросов, командовал капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев.

К середине января обстановка в Чемульпо стала очень напряженной. Японцы захватили в порту телеграф, за действиями русских моряков постоянно следили японские шпионы. В ночное время с рейда тайно ушел в море японский крейсер «Чиода».

В этих условиях «Варягу» и «Корейцу» необходимо было соединиться с русской эскадрой в Порт-Артуре. Однако инструкция царского наместника требовала «ни в коем случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом». То же предписывал и начальник эскадры: «О важнейших переменах в политическом положении, если таковые последуют, он (Руднев) получит или от посланника, или из Артура извещения и соответствующие им приказания». Между тем связи с Порт-Артуром не было. Командир «Варяга» обратился к русскому посланнику в Сеуле за разрешением уйти из Чемульпо, но царский чиновник не осмелился взять на себя ответственность. Только 26 января, когда японская эскадра уже подходила к Чемульпо, посланник наконец решился отправить канонерскую лодку «Кореец» в Порт-Артур с донесением. Однако время было упущено: в этот день выходы из порта блокировала японская эскадра.

На следующее утро командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу в ультимативной форме, под угрозой открытия огня, предложил русским кораблям покинуть рейд. Это было неслыханным нарушением международного морского права.

Собравшиеся на совещание командиры стоявших в порту английского крейсера «Талбот», французского крейсера «Паскаль», итальянского крейсера «Эльба» и американской канлодки «Виксбург» решили в случае отказа русских оставить рейд, ради собственной безопасности вывести свои корабли в море. Это было явным попустительством беззаконию. Когда участники совещания спросили капитана 1 ранга Руднева о его намерениях, он ответил: «Сделаю попытку прорваться и приму бой с эскадрой, как бы она велика ни была, но сдаваться никогда не буду, так же и сражаться на нейтральном рейде».

Времени для подготовки к бою оставалось очень мало, но русские моряки успели сделать многое. Они осмотрели и задраили все люки и горловины, выбросили за борт все лишние горючие материалы, проверили противопожарные средства, привели в полную боевую готовность корабли. Перед выходом из порта на верхней палубе «Варяга» построился по большому сбору весь личный состав. Командир обратился к нему с краткой речью.

Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была, - сказал он. - Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать… Пойдем смело в бой…

В 11 час. 20 мин. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В 1 каб. за ним следовал «Кореец». На иностранных кораблях матросы, восхищенные изумительной смелостью русских моряков, шедших на верную смерть, стояли в строю и кричали «ура». Находившийся на борту итальянского крейсера очевидец боя позднее писал в неаполитанской газете «Маттино»: «Варяг» шел впереди и казался колоссом, решившимся на самоубийство. На мостике «Варяга» неподвижно и спокойно стоял его командир. Громовое «ура» вырвалось из груди всех и раскатывалось вокруг. На всех судах музыка играла русский гимн, подхваченный экипажами, на что на русских судах отвечали тем же величественным и воинственным гимном...».

Полные решимости защитить честь своего флота, моряки двух русских кораблей шли в бой с японскими броненосным крейсером, пятью крейсерами и восемью миноносцами, имевшими к тому же преимущество в скорости хода и в артиллерии. Даже один броненосный крейсер «Асама» по количеству артиллерии превосходил оба русских корабля. Японская эскадра имела четыре 203–, тридцать восемь 152– и шестнадцать 120-миллиметровых орудий против двух 203– и тринадцати 152-миллиметровых русских орудий. Торпедных аппаратов у японцев было в пять раз больше. Кроме того, их эскадра могла свободно маневрировать, в то время как русские корабли шли по узкому выходному фарватеру.

Вскоре наблюдатели обнаружили японскую эскадру, шедшую наперерез «Варягу» и «Корейцу». Уриу поднял сигнал, предлагавший сдаться в плен. Руднев не ответил. Тогда в 11 час. 45 мин. с дистанции 50–48 каб. крейсер «Асама» произвел выстрел из орудия главного калибра. Вслед за ним открыли огонь и остальные корабли японской эскадры. На «Варяге» и «Корейце» комендоры стояли наготове у заряженных орудий. Расстояние до врага все более сокращалось. Вот окутался пороховым дымом правый борт «Варяга» - прозвучал первый залп по врагу.

Неравный бой начался…

Темп стрельбы с обеих сторон непрерывно нарастал. Море вокруг «Варяга» бурлило от разрывов снарядов. Осколки их, со свистом рассекая воздух, ударялись в борта и надстройки. Один снаряд попал в верхний мостик, разрушил дальномерный пост и вызвал пожар в штурманской рубке. Другой снаряд, разорвавшись возле третьего орудия, вывел из строя почти всю прислугу. Но оставшиеся в живых комендоры, несмотря на тяжелые ранения, продолжали стрельбу.

Одним из снарядов сбило кормовой флаг «Варяга», но он тут же был водружен на место.

Помня наказ В. Ф. Руднева, артиллеристы крейсера действовали точно, спокойно и мастерски поражали неприятельские корабли. Точным огнем они разрушили кормовой мостик «Асамы», вызвали на нем пожар, вывели из строя кормовую артиллерийскую башню. Окутался черным дымом второй японский крейсер, затем еще один. Несколькими меткими залпами был потоплен вышедший в торпедную атаку миноносец противника. По свидетельству капитана 1 ранга Руднева, все комендоры показывали пример храбрости, мужества и спокойствия, раненые не оставляли своих мест, за исключением тех, кто не мог держаться на ногах.

Отважно действовали и другие члены экипажа. Раненный в спину рулевой Г. П. Снегирев, истекая кровью, до конца боя продолжал стоять у штурвала. Ординарец командира крейсера Т. П. Чибисов, который был ранен в обе руки, отказался идти в лазарет, заявив, что, пока жив, не оставит ни на минуту своего командира. Получивший несколько ранений машинист С. Д. Крылов подавал снаряды из порохового погреба до тех пор, пока не потерял сознание. Самоотверженно действовал на боевом посту и подшкипер А. И. Шкетник. А когда он был доставлен в лазарет, в его теле обнаружили 28 осколков. Ряды экипажа крейсера заметно таяли. Но непоколебим был боевой дух русских моряков. Пример мужества и самообладания показывал сам командир крейсера. Тяжело раненный в голову, он продолжал руководить боем. А когда ординарец доложил ему, что среди команды пронесся слух, будто командир убит, Руднев, как был, без фуражки, в запачканном кровью мундире, выбежал на мостик и крикнул: «Братцы, я жив! Целься верней!» Призыв командира еще больше воодушевил команду.

Палуба крейсера представляла собой исковерканное железо, залитое кровью. То в одном, то в другом месте возникали пожары, но их быстро тушили моряки под руководством лейтенанта Е. А. Беренса. «Варяг» продолжал наносить врагу урон.

Слева: Всеволод Фёдорович Руднев. Справа: Взрыв «Корейца»
На крейсере были сбиты оба дальномерных поста, разрушены формарс и все перекрытия на верхней палубе, вышло из строя большинство орудий. Снаряд перебил трубу, в которой проходили все рулевые приводы. Пришлось управление крейсером перевести на ручное, но в грохоте разрывов приказания из боевой рубки были плохо слышны в румпельном отделении.

Видя, что корабль в значительной степени утратил боеспособность, Руднев решил выйти из зоны огня и возвратиться в Чемульпо для исправления повреждений.

В момент поворота крейсера снаряд крупного калибра пробил левый борт ниже ватерлинии. Через подводную пробоину в котельное отделение хлынула вода. Она уже подбиралась к топкам котлов. Не растерявшись, кочегары Жигарев и Журавлев бросились в водопад холодной воды и задраили переборки. Тем самым они предотвратили затопление кочегарки.

Крейсер получил крен на левый борт. Моряки задраили горловины угольных ям, под градом осколков заделали пластырем пробоины. Однако крен продолжал увеличиваться. Так с креном на левый борт «Варяг» вошел на рейд в Чемульпо и стал на якорь.

Японцам не удалось ни потопить, ни тем более захватить русские корабли. В бою эскадра противника потеряла один миноносец, а три ее лучших крейсера получили тяжелые повреждения. По данным иностранных наблюдателей, японцы похоронили в бухте А-Сан 30 человек. На своих кораблях они насчитали более 200 раненых. Капитан 1 ранга Руднев имел все основания доложить, что «суда вверенного ему отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду». За время боя «Варяг» выпустил по кораблям противника 1105 снарядов, из них 425 шестидюймовых, 470 семидесятипятимиллиметрового и 21 сорокасемимиллиметрового калибра. «Кореец» выпустил 52 снаряда.

Осмотр «Варяга» на рейде Чемульпо показал, что его повреждения быстро исправить невозможно. Из строя вышли 76% артиллерии крейсера, рулевой привод, третье котельное отделение, дальномеры. Хотя работали все водоотливные средства, корабль продолжал медленно погружаться. На «Варяге» погибли в бою офицер и 30 матросов; 6 офицеров и 85 матросов получили ранения и контузии. Вышло из строя 45% личного состава, расписанного на верхней палубе. Продолжать бой в этих условиях крейсер практически уже не мог. Учтя все это, Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров, - взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага.

В 16 час. 05 мин. была взорвана канонерская лодка «Кореец». Со слезами на глазах герои «Варяга» покидали родной корабль. С последней партией команды был отправлен с крейсера часовой у флага боцманмат Петр Оленин, находившийся на своем посту в течение всего боя. Когда часовому предложили идти в шлюпку, он ответил, что снять с поста его может только командир. Об этом доложили Рудневу. Капитан 1 ранга снял с поста и обнял героя. Оленин был ранен в ногу, осколки посекли на нем обмундирование, разбили приклад винтовки. Он совершенно оглох от несмолкаемого грохота, но не покинул поста. Дважды во время боя снаряды сбивали флаг корабля, но каждый раз Оленин поднимал новый. Убедившись, что на крейсере никого не осталось, последним сошел с него командир, бережно неся иссеченный осколками корабельный флаг.

В 18 час. 10 мин. экипаж затопил свой гордый, непобежденный крейсер. Русские моряки перешли на французский и итальянский корабли и впоследствии были доставлены в Россию.

Моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вписали яркую страницу в боевую летопись отечественного военно-морского флота. Об их подвиге русский народ сложил прекрасные песни. На морском кладбище во Владивостоке на средства жителей города воздвигнут памятник матросам «Варяга», скончавшимся от ран. Мощная гранитная основа памятника олицетворяет несокрушимость и величие русского народа.

При Советской власти к парапету памятника была прикреплена медная доска с надписью:

«Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом. Спите спокойно, герои! Дело, за которое вы отдали свои жизни, восторжествовало. Отныне и навсегда над водами Тихого океана будет реять гордый флаг Родины нашей - России!»

По постановлению Советского правительства в Туле в 1960 году был установлен памятник командиру легендарного крейсера В. Ф. Рудневу, а один из современных ракетных крейсеров Военно-Морского Флота СССР носил славное имя «Варяг».

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде...

Владивостокский отряд «невидимок»

После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, - Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.

Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся - «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».

Рейды крейсеров

Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, - для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.

А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности...

На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца...

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» - сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда - наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».

Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».

А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.

О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»

На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал - эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого...

Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

Справка. «Рюрик» - головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия - 203-мм, 16 - 152-мм, 6 - 120-мм, 6 - 47-мм, 10 - 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.

Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда...

Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.

В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой... На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, - на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».

С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.

Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю...

Подвиг героев так и не увековечен

Печально, но факт: памятника, который увековечил бы подвиг рюриковцев, у нас по сей день так и нет. Очевидно, командованию ТОФ не хватило 100 лет, чтобы сделать это не на словах, а на деле. А от улицы, названной в честь крейсера «Рюрик» еще при царе-батюшке, которая пролегала от Покровского кладбища вниз к Амурскому заливу, нынче практически ничего не осталось...

Быть может, флот и новая городская власть, в отличие от своих предшественников, найдут время и рассмотрят вопрос по увековечиванию памяти крейсера «Рюрик» во Владивостоке. Очень хотелось бы на это надеяться.