Поди ты прочь мне не сын. «Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы»

Многие из нас переживают глубокую обиду из-за пушкинской строки "ты трус, ты раб, ты армянин". Реабилитация поэта в глазах армянского читателя назрела давно. Раздумывая так, я утвердился в мысли, что надо бы перевести на армянский поэму Пушкина "Тазит", из которой и взята злополучная строка, вызывающая столь острую реакцию, что и сделал. Опубликовав перевод в субботнем приложении к газете "Азг" за 4 июля, я надеюсь, что армяне, прочитав ее на родном языке, поймут истинный смысл фразы, введшей их в заблуждение.

Поэма написана под влиянием свежих впечатлений от поездки Пушкина на юг в 1829г., изложенных в путевых заметках "Путешествие в Арзрум". Но и до (знакомство с И.Айвазовским, дружба с автором книги "Обозрение истории армянского народа" С.Н.Глинкой), и после поездки у Пушкина были возможности составить представление об армянах. Минимальные знания о них могли быть почерпнуты Пушкиным еще в лицее, где углубленно изучались памятники древнерусской литературы. В частности, в "Сказании о Куликовской битве" повествуется об участии в сражении армянской дружины под командованием военачальника, именуемого здесь Андреем Саркисовичем; мимо внимания будущего автора стихотворений "Олегов щит" и "Песнь о вещем Олеге" не могла пройти повесть "О взятии Царьграда", с описанием героизма армянских отрядов и сведениями о павших при взятии Константинополя армянских воинах.

Безусловно, помимо древних источников Пушкин знал и более свежие труды русских авторов, тем более монументальный труд Н.М.Карамзина "История государства российского", где обширно цитируется "История Армении" Мовсеса Хоренаци, в т.ч. фрагмент, повествующий об участии армян в военной операции в Сицилии. Несомненно, Пушкин был знаком с книгой своих друзей А.С.Хомякова и Н.М.Бакунина "Жизнь генерал-лейтенанта князя Мадатова". О героизме и боевых заслугах Валериана (Ростома) Мадатова в Отечественную войну 1812г. поэт должен был знать и из книги другого своего друга - поэта-партизана Дениса Давыдова "Военные записки". Мадатов был включен в "Военную галерею героев войны 1812 года", бесспорно, известную Пушкину. Здесь кроме Мадатова в числе героев войны был представлен генерал Василий Бебутов, кавалер орденов Св.Анны 2-й и 3-й степеней.

Но не только книжные знания были для Пушкина источником сведений об армянах. Он имел и личные контакты с ними. Среди них сотрудник коллегии деятели науки, культуры и просто интересные личности иностранных дел, автор двухтомного армяно-русского словаря Александр Худабашьян, его брат Артемий Худабашьян, с кем Пушкин подружился в Кишиневе и, как свидетельствует другой кишиневский приятель Пушкина – И.П.Липранди, "при каждой встрече обнимался с ним и говорил, что когда бывает грустен, то ищет встречи с Худабашевым, который всегда "отводит его душу"; княжна Анна Боратынская, урожд. Абамелек – поэтесса, переводчица, фрейлина императрицы Александры Федоровны, пользующаяся славой первой красавицы Петербурга (известен ее портрет работы А.П.Брюллова).

Но здесь мы остановимся на тех из армянского окружения Пушкина, общение с кем никак не могло способствовать формированию мнения о трусости или рабской психологии армян. Это князь, генерал, участник войн с Наполеоном 1807–12гг., кавалер ордена Св.Анны 1-й степени Давид Абамелек. Пушкин был чуть ли не членом семьи Абамелеков, о чем свидетельствует хотя бы стихотворение, посвященное дочери Давида, упомянутой выше Анне Абамелек: "Когда-то (помню с умиленьем) // Я смел вас нянчить с восхищеньем". Он поддерживал тесные дружеские связи с представителями знатного рода Лазарянов (Лазаревых): Екимом, Ованнесом, Христофором и Лазарем. Они были активными участниками армянского национально-освободительного движения, а Лазарь еще и участником русских походов 1812–14гг., кавалером ордена Св. Анны 2-й степени. Кишиневский друг Пушкина епископ Григор Закарян, еще будучи архимандритом, отправился на русско-турецкий фронт, организовал отряд армянских добровольцев.

"Путешествие в Арзрум" – это дневниковые записи, позже доработанные. Все эпизоды путевых заметок, где представлены армяне, могли лишь укрепить мнение Пушкина об их свободолюбии и храбрости. Он с особой теплотой описывает, как в Карсе гостеприимный армянин принял его в своем однокомнатном доме, где жил он с братом и матерью, предоставив для ночлега лучшее место, у камина; как семнадцатилетний брат хозяина любезно сопровождал поэта, пожелавшего осмотреть город: "Заметя в нем охоту к войне, я предложил ему ехать со мною в армию. Он тотчас согласился. /…/ Через полчаса выехал я из Карса, и Артемий (так назывался мой армянин) уже скакал подле меня на турецком жеребце, с гибким куртинским дротиком в руке, с кинжалом за поясом и бредя о турках и сражениях". Другой фрагмент: "Мы /…/ увидели карабахский полк возвращающимся с осмью турецкими знаменами. /…/ Осман-паша, начальствовавший конницей, едва успел спастись". Из предисловия к заметкам узнаем, что здесь Пушкин общался и с уже упомянутым генералом Бебутовым (Пушкин приводит цитату из труда француза В.Фонтанье "Путешествия на Восток": "Среди начальников, командовавших ею (армией кн. Паскевича), выделялись /…/ армянский князь Бебутов /…/ и, наконец, г. Пушкин").
Как видим, Пушкин, будучи свидетелем храбрости и боевых качеств армян, не мог почти одновременно с описанием этих качеств иметь иное, полярно противоположное мнение о них и письменно закрепить его в поэме "Тазит". И впрямь, слова "ты трус, ты раб, ты армянин", хотя и вышли из-под пера поэта, все же не отражают авторского мнения. Ведь нелестные слова об армянах можно найти сколько угодно и у армянских писателей, причем самых патриотических, напр., у Раффи, в чьих исторических романах так и намного хуже выказываются враги армянского народа. Но, если эти выражения написаны рукой Раффи, вправе ли мы приписать ему такое мнение? Должны же мы научиться отличать авторское слово от слов его персонажей. Так вот, в поэме "Тазит" эти обидные слова вложены в уста кровожадного черкеса Гасуба. Тaк он обзывает и проклинает своего сына Тазита, который не научился, "как шашкой добывают злато", не умеет "в набегах отбивать // Коней с нагайскими быками // И с боя взятыми рабами // Суда в Анапе нагружать". Поводом для слов "трус", "раб" и "армянин" послужили, соответственно, три случая. Первый из них: Тазит не напал на встретившегося ему без стражи купца-армянина и не ограбил его. Второй: он не притащил на аркане бежавшего от них раба. Наконец, третий случай: он не убил заклятого врага, убийцу брата, потому что "Убийца был // Один, изранен, безоружен". Тут-то прозвучали злополучные слова: "Поди ты прочь – ты мне не сын, // Ты не чеченец – ты старуха, // Ты трус, ты раб, ты армянин. // Будь проклят мной!"

То, что своих героев Пушкин называет то черкесами, то адехами (адыгеями), то чеченцами, свидетельствует, что для автора важна не этническая их принадлежность, а вероисповедание – ислам. Оговорка эта к тому, что многие из иноверцев, в особенности из мусульман, к коим относится и Гасуб, считают и Христа, и христиан трусами и рабами потому, что их основные добродетели – кротость и смирение. Другим обстоятельством, на коем зиждется это предвзятое мнение, является то, что Христос был приговорен к казни, предусмотренной исключительно для рабов, – распятию. Наконец, третье обстоятельство сводится к тому, что христиане сами себя именуют "рабами божьими".

В путевых заметках есть и обширное описание черкесов: "Они /…/ никогда не пропустят случая напасть на слабый отряд или на беззащитного. У них убийство – простое телодвижение. /…/ Недавно поймали мирнoго черкеса, выстрелившего в солдата. Он оправдывался тем, что ружье его слишком долго было заряжено. Что делать с таким народом?" Ответ на этот вопрос есть во фрагменте, сохранившемся в первоначальном варианте путевых заметок, но почему-то изъятом из окончательного текста. Здесь лучшим средством преодоления диких нравов Пушкин считает проповедь Евангелия: "Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, и никто еще из нас не подумал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братиям, доныне лишенным света истинного. /…/ Нам тяжело странствовать между ними, подвергаясь опасностям по примеру древних апостолов и новейших римско-католических миссионеров. Лицемеры! Так ли исполняете долг христианства? С сокрушением раскаяния должны вы потупить голову и безмолвствовать. Кто из вас /…/ уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, без обуви, в рубищах, часто без крова, без пищи, но оживленным теплым усердием и смиренномудрием? Какая награда их ожидает? /…/ Обращение /…/ странствующего семейства диких, нужда, голод, иногда мученическая смерть".

В "Путешествии" Пушкин представляет армян как народ, одиноко пребывающий в жестоком и вражеском окружении иноверцев, но обретший истинный свет и с ликованием встречающий единоверцев, кто может сгладить это одиночество. Описывая обстановку в Эрзруме после вхождения туда русской армии, он сообщает: "Армяне шумно толпились в тесных улицах. Их мальчишки бежали перед нашими лошадьми, крестясь и повторяя: християн! християн!.. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия; с крайним изумлением встретил я тут моего Артемия, уже разъезжающего по городу, несмотря на строгое предписание никому из лагеря не отлучаться без особого позволения" (вот еще одно запечатленное Пушкиным свидетельство бесстрашия армянского юноши).

Упомянутые фрагменты из путевых заметок непосредственно соотносятся с поэмой. Тазит, 13 лет отсутствующий в родном ауле, возвратился с совершенно иными, отличными от соплеменников мировоззрением и поведением. Пушкин фактически представляет своего героя как носителя сугубо христианских качеств и добродетелей. Более того, он собирался в его лице показать принявшего христианство представителя именно этого дикого народа и перемены, которые при этом происходят и произойдут в более широких масштабах в результате проповеднической деятельности, об отсутствии которой автор сожалел в изъятой части "Путешествия". Вот сохранившийся план поэмы: 1. Похороны; 2. Черкес-христианин; 3. Купец; 4. Раб; 5. Убийца; 6. Изгнание; 7. Любовь; 8. Сватовство; 9. Отказ; 10. Миссионер; 11. Война; 12. Сражение; 13. Смерть; 14. Эпилог. Пушкин воплотил первые 8 пунктов плана. Согласно последующим пунктам, он собирался создать образ миссионера-черкеса, прозванного отцом трусом, рабом и армянином. Черкесу быть христианином само по себе опасно, несовместимо с трусостью и требует особого мужества, ибо в глазах соплеменников он еще и вероотступник. Намного опаснее ему быть христианским миссионером, которого может постичь участь более страшная, чем старцев-проповедников, упомянутых Пушкиным. В противовес мнению Гасуба о христианах Пушкин собирался, согласно плану поэмы, в ее продолжении представить читателю храбрость и боевые качества христианина в войне, в сражении и, наконец, его героическую смерть – возможно, как бойца, а возможно, как проповедника-мученика.

Трусость и раболепие, приписанные Гасубом Тазиту, должны были в продолжении поэмы предстать своими антиподами. А так как они приписаны и армянину, то и по отношению к армянам они обретают противоположный смысл, в ряду их национальных качеств выдвигая на первый план бесстрашие, готовность отстоять свою свободу и, наконец, их милосердие. Следовательно, как это ни казалось бы странным, именно этой, так обидевшей нас строкой - "ты трус, ты раб, ты армянин" - Пушкин фактически не оскорбил, а возвеличил армянский народ – единственный в этом регионе, кто, будучи малочисленным и окруженным враждебными иноверцами с дикими нравами и обычаями, веками героически сохраняет возгоревший в нем истинный свет. Эта строка должна была не обидеть нас, а напротив, занять достойное место в ряду источников нашей гордости: ею величайший из русских поэтов утверждает, что именно армянин как истинный христианин не может ограбить, обратить себе подобных в рабство, убить одинокого, раненого и безоружного человека, даже если последний является его самым ненавистным врагом.

Я очень хорошо помню тот день. Мне было восемь лет. Отец повел меня в кино смотреть «Вертикаль». Там были горы, бородатые мужики и песни, от которых почему-то по телу бежали мурашки. Я, как ни странно, очень остро помню сейчас то, абсолютно интуитивное, восприятие этих песен. Хотелось быть сильным и честным — и видеть таких же людей вокруг. А через два часа, когда пришли домой, отцу кто-то позвонил и сказал, что Высоцкий умер. Этот момент я знаю только со слов отца, сам его не помню и знаю почему: я совершенно не понимал, что такое смерть. И как мог «умереть» этот радист с гитарой, который только что пел «Так лучше, чем от водки и от простуд…»

Потом я не раз задавал себе этот вопрос: от чего, точнее, почему Высоцкий умер так рано? Я читал и про водку, и про наркотики, и про слабое сердце — но всех этих объяснений как-то не хватало. Ну, не от наркотиков на самом деле умер Джим Моррисон. И Пушкин не от пули погиб. И Есенин не от перелома шейных позвонков. «Просто время приспело. Из-за синей горы понагнало другие дела». А способ ухода — вопрос второстепенный. Я абсолютно убежден, что все люди приходят и уходят для того, чтобы исполнить некую миссию на этой Земле. У одних эта миссия — научиться любить, у других — научить любить других. Высоцкий, уверен, появился среди нас для того, чтобы Разбудить нас и научить Любви к Жизни.

Их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких

Недавно у меня в гостях был сын Владимира Высоцкого, Никита. Мы говорили о разном, в том числе и о причине раннего ухода его отца. «Знаешь, у меня создалось ощущение, что он словно чувствовал, когда его рукой водил Бог, а когда он его оставлял, — сказал Никита. — И когда он понял, что все, что ему свыше было дано сказать, он сказал, тогда он и ушел». Никита это сказал очень спокойно, без всякого сыновьего пафоса — и его слова только подтвердили то, что с некоторых пор думал я сам.

Есть вот такой ряд мощных личностей — Будда, Иисус, Махавира, Лао-Цзы. Их называют просветленными. То есть они сначала искали, потом нашли, а потом показывали путь другим. А есть другой ряд — эти вечно в поиске сами. Но их поиск настолько смел, искренен и красив, а способ, которым они делятся своими открытиями с миром, настолько талантлив, что для миллионов они становятся пророками в своем отечестве. Высоцкий — из таких. Он вне времени и вне пространства. Говорят: иностранец его не поймет. Я с некоторых пор не делю людей на своих и чужих. Перед глазами стоит лицо старика-ирокеза, которому я поставил «Парус». «Это голос бунтаря. Такие живут недолго, но горят ярко!» — сказал индеец. Он понял.

Конечно, кто-то слушает «Баньку по-белому» и пьет по-черному, жалея себя и проклиная весь мир в дешевой вселенской тоске. Кто-то хихикает под «Диалог у телевизора», а потом врубает очередную «Фабрику» и живет чужой жизнью, как и те, над кем только что потешался. Но еще я знаю человека, который шел продаваться в «Единую Россию», по дороге услышал «Охоту на волков», развернулся и ушел в оппозицию. Другой, слушая «я люблю и, значит, я живу», встал, собрал вещи, купил билет на самолет и улетел на другой конец страны к той самой единственной своей женщине. Как говорят на Востоке, один и тот же дождь поливает и садовые розы, и болотные колючки.

Как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни

Индийский мистик Ошо сказал: «Жизнь случается только с теми, кто живет опасно. Кто готов к приключениям. Кто храбр. Кто почти сорвиголова. Только с ними случается жизнь. Жизнь не случается с тлеющими людьми». Осознанно или нет, но именно ТАКОМУ отношению к жизни и к себе Высоцкий учил и продолжает учить меня. Хотел написать: «учил народ», а потом решил за народ не отвечать. Меня. Моих друзей. И еще очень многих людей, с которыми лично я разговаривал. Учить ведь не значит проповедовать.

«Разберись, кто ты — трус иль избранник судьбы, и попробуй на вкус настоящей борьбы». Конечно, он просто пел свои стихи. Но он делал это так, что, как и тогда, в восемь лет, я сегодня, слыша Высоцкого, хочу быть сильным и честным. И никогда не уставать от жизни.

А еще я сегодня нашел скан заметки, которую написал девятиклассником для молодежки «Орловский комсомолец». Это было в 1988 году, на пике официального признания Высоцкого: казалось, оживи он вдруг в тот год — его бы со всеми почестями похоронили прямо у кремлевской стены. Скан читать сложно и по сути необязательно — он по большому счету о том же, что и заметка выше. Мое отношение к Высоцкому не изменилось.

    «Здесь кровожадности чеченцев автор противопоставляет смирение и робость армянского народа. Приемный сын Тазит не может жить по законам чеченцев, чем приводит в негодование своего отца – сын не может убить одинокого, безоружного человек.»

    ТЫ не понял ничего из прочитанного умник. Тазит, как раз таки учился у чеченцев и научился благородству чеченскому, именно поэтому он не смог сделать всё то что от него ожидал его отец. В представлении у отца чеченцы были кровожадными убийцами, прям как у тебя…

    • Мне искренно жаль Вас умница, что даже почитав поэму вы так и нечего не поняли, не позорьте себя:D. И потом эту поэму не я написал а А.С.Пушкин, так что это не у меня такое представление. У меня даже есть друзья чеченцы, с которыми я иногда общаюсь и они прекрасные люди.
      Плохо видно? или плохо понимаете? почитайте еще и еще
      Сын.
      Убийца был
      Один, изранен, безоружен …
      Отец.
      Ты долга крови не забыл!…
      Врага ты навзничь опрокинул,
      Не правда ли? ты шашку вынул,
      Ты в горло сталь ему воткнул
      И трижды тихо повернул,
      Упился ты его стенаньем,
      Его змеиным издыханьем…
      Где ж голова?… подай… нет сил…
      — Но сын молчит, потупя очи.
      И стал Гасуб чернее ночи
      И сыну грозно возопил:
      «Поди ты прочь – ты мне не сын,
      Ты не чеченец – ты старуха,
      Ты трус, ты раб, ты армянин!
      Будь проклят мной! поди – чтоб слуха
      Никто о робком не имел,
      Чтоб вечно ждал ты грозной встречи,
      Чтоб мертвый брат тебе на плечи
      Окровавленной кошкой сел
      И к бездне гнал тебя нещадно,
      Чтоб ты, как раненый олень,
      Бежал, тоскуя безотрадно,
      Чтоб дети русских деревень
      Тебя веревкою поймали
      И как волчонка затерзали,
      Чтоб ты… Беги… беги скорей,
      Не оскверняй моих очей!»
      — Сказал и на земь лег – и очи
      Закрыл. И так лежал до ночи.
      Когда же приподнялся он,
      Уже на синий небосклон
      Луна, блистая, восходила
      И скал вершины серебрила.
      Тазита трижды он позвал,
      Никто ему не отвечал…
      ниже приважу ссылку на полный текст поэмы

      • Читай внимательно

        Не для бесед и ликований,
        Не для кровавых совещаний,
        Не для расспросов кунака,
        Не для разбойничей потехи
        Так рано съехались адехи

        Адехи = адыги, черкесы, но не чеченцы.

        Старик седой и отрок стройный.
        Дают дорогу пришлецу -
        И скорбному старик отцу

        «Прошло тому тринадцать лет,
        Как ты, в аул чужой пришед,
        Вручил мне слабого младенца,
        Чтоб воспитаньем из него
        Я сделал храброго чеченца.
        Сегодня сына одного
        Ты преждевременно хоронишь.
        Гасуб, покорен будь судьбе.
        Другого я привел тебе.
        Вот он. Ты голову преклонишь
        К его могучему плечу.
        Твою потерю им заменишь -
        Труды мои ты сам оценишь,
        Хвалиться ими не хочу».

        Тут старик говорит ГАСУБУ, что он воспитал из него ЧЕЧЕНЦА, старик судя по всему является Чеченцем.

        И дальше если читать внимательно можно увидеть, воспитанный стариком ЧЕЧЕНЦЕМ Тазит не смог убить раненного, слабого итп. это как раз таки и есть Чеченское благородство, которое адыгу показалась армянской слабостью, он ожидал увидеть терминатора …. если ты знаешь чеченцев, тогда чего пишешь что Тазит не смог жить по чеченски, ты должен был написать именно так как пишу тут Я. потому что Я чеченец и знаю о чем говорю.

        • ок признаю, убедил не чеченец а адыг, ты прав, буду исправлять, но суть этого поста был не в том чтоб оскорбить какую то нацию, а в том что некоторые не зная истинное значение этих строк все время злоупотребляют ею

      • Будь мужчиной, не удаляй комменты которые не соответствуют твоему интересу, если ты не раб, ты не трус, ты армянин!
        Давай лучше анализировать несколько фраз великих людей про армян:

        1) Адам Мец: «по происхождению швейцарский еврей, освещая историю и культуру халифата писал: ‘Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено… Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь’ (Адам Мец ‘Мусульманский Ренессанс ‘ М. 1966. с. 140-141)

        2) Н.и. Шавров: ‘Армяне, трусливо и гнусно убегающие с поля сражения от настоящих солдат, и чрезвычайно храбры и беззаветно отважны в нападениях толпою на одиночных безоружных, на стариков, на женщин и на детей’.

        3)Русский исследователь В. Л. Величко. ‘Кавказ’.
        ‘Армяне стирают и уничтожают следы грузин в принадлежащих грузинам храмах и монастырях, соскабливают или стирают грузинские надписи на камне, вынимают сами камни из строения и заменяют надписи на них — армянскими.’

        Выложить ещё, или достаточно? Скажем Пушкин оговорился, а как на счет других авторов этих фраз думаете, вы армяне?

        • во первых я удаляю те комменты где есть оскарбление
          А это линк где великие говорят про армян совсем другое
          смотри достаточно? или выложить еще?

          • Arxangelo: во первых, не сложно догадаться какие оскорблении вы удаляете, а какие оставляете. Во вторых, нисколько Вы меня не удивили с этой ссылкой. Я воспитывался в семье, где толерантность была неотъемлемая часть моего воспитания. И прекрасно понимаю, что в каждой нации есть и люди, есть и подонки.
            Меня удивляет другое: неужели вы действительно не понимаете, чем больше вы копаете ваше прошлое, то что было (а может и во все ничего не было, это просто фантазия историков), тем же вы сами себя отделяете от цивилизации. Знаете, я думаю было бы очень скромно с вашей стороны, если бы вы вообще не подняли этот вопрос про армян сказанным Пушкиным. Мало ли кто то, когда то, что то сказал. Говорят про всех, и хорошее, и плохое. Думаю оправдываются в подобных сказаниях те люди, которые страдают неполноценности. (простите, это моё мнение)
            Надо же в конце концов понимать, что самокритика нации, (которая у вас нету) -это для того чтобы вас, как члена этой наций уважали и ценили.

            • непровакатор: Да вы точно заметили нет такой нации где не было и людей и подонков. А поднял этот вопрос потому, что очень много представителей азербайджанской нации во многих форумах и комментах очень часто употребляют эти высказывание Пушкина, не вникая в суть, не зная откуда и почему Пушкин это написал. А по моему вы умный человек и если прочли поэму то понимаете, что Пушкин этим высказыванием не хотел оскорблять армянский народ, а совсем на оборот.
              А на счет какие комменты удаляю, то скажу вам, что удаляю те в которых есть нецензурные слова, есть оскорбление, а верить или не верить это уже ваша проблема.
              Ах да и на счет историков, может быть многое фантазия историков, но слава Богу до нас дошли неопровержимые исторические факты. Например в Риме на стене есть очень древняя мировая карта, можете найти в любом поисковике, посмотрите сами есть там Армения или нет, и смотрите на границы.

              • Arxangelo: Вот, видите, я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему:)
                Давайте, начну с другого, чтобы Вам более менее было ясно, о чём я хочу сказать. Я достаточно жил и в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане. Для меня все эти три Закавказские республики не безразличны, поверьте. И менталитет их знаю очень хорошо. По большому счету Закавказья, -это общий дом для грузин, армян и азербайджанцев и т.д. Грузию я считаю более независимой от великих держав, чем Азербайджан. С Азербайджаном более менее «считаются», потому что он владеет запасами нефти и газа, в чём и беда его. Армения, хотите ли вы это слушать, или нет, в отсутствие самостоятельности, полностью зависит от своей диаспоры и от России.
                Почему Вы все армянские интернет пользователи ссылками заваливаете инет, в которых содержится подтверждающие правдами-неправдами факты о первобытности армянского народа? Хотите быть первобытными, да ради Бога будьте им. Зачем иметь в 21 веке территориальные претензии почти всем соседям? России не была, когда на ее территории жили другие народы. США тоже самое. И что Вы предлагаете, все друг с другом должны воевать? Неужели не задумываетесь, о том, что это пустое трата времени? Неужели не понимаете Вами просто пользуются? Сколько лет решаете вопрос о геноцида. Сомневаетесь, если думаете к чему нибудь положительному финалу для Вас придете в этом вопросе. Этим вопросом богатеют Ваша диаспора, и в свою очередь великие державы решают свои региональные проблемы. Когда нибудь любые интересы становятся скучными и невыгодами. И Вам не избежать, того, что и Вы и Ваша диаспора когда то не нужными будете для этих держав.
                Задумывайтесь, пока не поздно. Есть вещи, иногда не возможно восстановить. Мы все живем ради своих потомков. Уважать нужно чужих, если хочешь быть уважаемым! Мир Вашему дому!

                • Мир и Вашему дому тоже!

        • Непровакатор: мадам Непровакатор, этот ваш адам мец – еврей, а сказанные евреями ни копейки не стоят, поэтому и их называют евреями 🙂)) а кто что сказал насчет разных наций, вооще не имеет значения (ну даже если перечислять все сказанное великими людьми насчет тюрксих наций, будет обидно за вас друзья… давайте не будем, по дружески а!)

          • анти-пастух: Вы написав про тюркских наций, имели ввиду меня?
            Если да, тогда считайте, что я еврей для вас:)

          непровакатор нашел чьи слова пупликовать русских вообще немцы называли свиньями про евреев мопчу аты сам откуда самокритичныи мои

          • Vagan, я вроде Вам не дал повода, чтобы Вы перешли со мной на «ТЫ».
            А зачем Вы про русских так оскорбительно? Я так понял, по вашей логике все народы конченные, кроме армян? Так?
            Что значит откуда я сам? Если Вы спрашиваете про национальность, должны были родители Ваши воспитать Вас от том, что неприлично спрашивать у незнакомых людей о его национальности.

    Самое главное ведь вырвали)))))) Кто воспитал ТАзита вот таким, ЧЕЧЕНЕЦ — посмотри.
    Уж труп землею взят. Могила
    Завалена. Толпа вокруг
    Мольбы последние творила.
    Из-за горы явились вдруг
    Старик седой и отрок стройный.
    Дают дорогу пришлецу -
    И скорбному старик отцу
    Так молвил, важный и спокойный:
    «Прошло тому тринадцать лет,
    Как ты, в аул чужой пришед,
    Вручил мне слабого младенца,
    Чтоб воспитаньем из него
    Я сделал храброго чеченца.
    Сегодня сына одного
    Ты преждевременно хоронишь.
    Гасуб, покорен будь судьбе.
    Другого я привел тебе.
    Вот он. Ты голову преклонишь
    К его могучему плечу.
    Твою потерю им заменишь -
    Труды мои ты сам оценишь,
    Хвалиться ими не хочу»

    КТО СКАЖЕТ КАК УБИЛИ БРАТА? Там нет врагу проклятья
    Смерть на всех одна.

    «Поди ты прочь – ты мне не сын,
    Ты не чеченец – ты старуха,
    Ты трус, ты раб, ты армянин!

    Я что-то вас не пойму… Здесь Пушкин восхволяет или унижает???
    По моему в этих словах:»Ты трус, ты раб, ты армянин!» — идёт сравнение.

    Поэтому лучше не надо что-то обьяснять и вообще создовать такой форум.

    • Лучше прочтите поэму полностью, а то узнав откуда то несколько строк делайте какие то неправильные выводы. я по моему очень наглядно объяснил. Сын не смог убыть беззащитного и безоружного врага отца, вот этот характер кровожадный отец сравнивает характером армянина, якобы тот кто не может убыть врага пусть даже беззащитного он трус и раб. Не знаю стало понятно или нет? И не знаю для вас тоже может быть это трусость и рабство?