Первопроходец хабаров. Русский исследователь Ерофей Хабаров

Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667)

Родился в крестьянской семье в деревне Дмитриево недалеко от Великого Устюга (ныне Нюксенский район Вологодской области). Смолоду ходил за Урал на промыслы, побывал и на Таймырском полуострове. В 40-х гг. поселился в Западной Сибири недалеко от устья реки Киренги на «пустых землях», где занимался сельским хозяйством, соболиным промыслом, торговлей солью и другими товарами. Обширное хозяйство из 60 десятин приносило неплохой доход, и он занялся хлебной торговлей. Так, только в 1642 г. продал 900 пудов ржаной муки.

Но не только о торговле думал Хабаров. Плавая по рекам Ленского бассейна, интересовался, как люди используют сельскохозяйственные и лесные угодья Сибири, каким промысловым зверем богаты реки и леса. Искал залежи драгоценных камней и металлических руд, соляные источники. Постепенно в нем просыпался пытливый путешественник, от внимания которого не ускользнет ничего из того, что его окружает. Тем временем из похода на Амур вернулся . Хабаров, наслушавшись от его спутников о богатствах, которыми обильна амурская земля, решил повторить его путь и исследовать более обширные территории.

Весной 1649 г. Хабаров подал якутскому воеводе челобитную с просьбой разрешить поход на Амур. Вскоре он собрал отряд из 70 человек и летом 1649 г. выступил в поход. Погрузив на струги снаряжение, землепроходцы поднялись вверх по реке Лене до устья реки Олекмы.

Порожистая Олекма мешала быстрому продвижению судов. В устье реки Тунгир путешественников застигли морозы, и им пришлось зазимовать. Погрузив лодки на нарты, отряд Хабарова двинулся дальше и в начале марта 1650 г. добрался до верховьев реки Урка, впадающей в Амур.

Обладатель фамилии Хабаров, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Хабаров образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека.

В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Фамилия Хабаров, вероятно, восходит к прозвищу Хабар от диалектного «хабар», то есть «барыши, нажива, достаток». Следовательно, Хабаром могли прозвать либо отпрыска зажиточных и состоятельных родителей, либо рачительного и предприимчивого хозяина.

В ярославских же и тверских говорах слово «хабар/хабара» означало «гостинец, угощенье», а в Вологде - «счастье, удача, везенье». Поэтому вполне вероятно, что именование Хабар употреблялось в качестве пожелательного, охранительного. Видимо, нарекая младенца подобным образом, родители хотели, чтобы его жизнь сложилась удачно и счастливо.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

В «Ономастиконе» Веселовского отмечены: Иван Васильевич Хабар Симский Добрынин, воевода, 1508 г.; Хабар (Хабарец) Арапов сын Бегичев, 1579 г., Ряжск; Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1603 - после 1671 гг.) - русский землепроходец. Исследовал бассейн реки Лена , открыл соляные источники и пахотные земли. В 1649-1653 гг. Хабаров совершил несколько походов в Приамурье, составил «Чертеж реке Амуру».

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача - дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Хабар, со временем получили фамилию Хабаровы.

О точном месте и времени возникновения фамилии Хабаров в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Хабаров представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.).

Пассажиры дальневосточного поезда, проезжая Забайкалье, невольно обращают внимание на название станции «Ерофей Павлович». Не все знают, чьим именем русские люди назвали эту станцию. Но сведущий человек с гордостью пояснит, что станция названа именем отважного русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова. В его же честь назван крупный город Дальнего Востока - Хабаровск.

Ерофей Хабаров принадлежит к числу тех замечательных русских людей, которые свыше трехсот лет назад в короткий срок прошли от Уральского хребта до берегов Тихого океана, присоединив Сибирские земли к Русскому государству.

Сведений о времени рождения, детстве и молодости Хабарова не сохранилось. Известно только, что родом он был из Устюга и в начале XVII в. занимался варкой соли в г. Сольвычегодске. Но дела, вероятно, шли плохо; Хабаров пошел искать счастья на новых сибирских землях.

Поселившись вначале на Енисее, он вскоре перебрался на Лену, где занимался соболиным промыслом.

Найдя соляные ключи, Хабаров снова стал вываривать соль. Она была нужна всем, и дело шло успешно.

Впервые в этом крае Хабаров занялся и земледелием. Но вскоре якутский воевода отобрал у него соляную варницу, все пашни и 3000 пудов хлеба в казну, а самого Хабарова, неизвестно по какой причине, посадил в Якутскую тюрьму.

Выйдя из тюрьмы разоренным, Хабаров заинтересовался рассказами об Амурской земле, о ее неслыханных богатствах. Он решил попытать счастья в этой новой, недавно открытой стране, куда до Пояркова и его спутников никто из русских не ходил.

В 1649 г. в Якутске сменили воеводу, и Хабаров предложил новому воеводе Францбекову послать его с отрядом казаков на Амур для «прииску новых землиц». Воевода охотно согласился на предложение Хабарова и поручил ему подобрать отряд из желающих отправиться в Амурские земли, которые в ту пору были населены племенами тунгусов, дауров, дучеров, ачан, гиляков и др. Жили они разобщенно и испытывали немало бед от маньчжурских торговцев, которые нещадно их обманывали.

Охотников разделить с Хабаровым трудности походной жизни оказалось немного: казаки были напуганы рассказами спутников Пояркова о встреченных ими опасностях. Хабарову с трудом удалось набрать в отряд около 80 человек.

Воевода поручил ему не только собирать ясак с местных жителей, но также описать их жизнь и составить «чертежи» (карты) местности с описаниями природных условий.

Летом 1649 г. Хабаров выступил из Якутска. В то время в Сибири единственными доступными дорогами были реки. Хабаров решил добираться до Амура вначале по рекам бассейна Лены, а затем в том месте, где верховья ее притоков всего ближе сходятся с верховьями притоков Амура, перебраться волоком в бассейн Амура.

Из Якутска он плыл вверх по Лене до устья большого ее притока - Олёкмы. Медленно продвигались лодки вверх по быстрой и порожистой Олёкме. Порой на порогах люди совсем выбивались из сил. Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало…»

Только поздней осенью 1649 г. отряд добрался до устья правого притока Олёкмы - Тугира, где пришлось зазимовать.

В январе, сделав нарты и нагрузив на них лодки и все имущество, казаки двинулись через высокий Становой хребет. Тяжело было тянуть в гору нагруженные нарты. К тому же сильные ветры и вьюги затрудняли продвижение. Наконец, перевалив через хребет, Хабаров вышел на р. Урку и по ней спустился в Амур. Уже в верхнем течении Амура казаки встретили селения местных жителей - дауров. Это были хорошо укрепленные города, окруженные высокими деревянными стенами с башнями и глубокими рвами. Но они были покинуты жителями, напугавшимися приближения казаков.

В одном из таких городов отряд остановился на отдых. Однажды часовые доложили Хабарову, что к городу приближаются всадники. Это был местный даурский князь Лавкай. Он спросил через переводчика, что за люди заняли их город. Хабаров ответил, что они пришли в Даурию торговать. В то же время он предложил князю платить ясак, обещав за это покровительство русского царя. Лавкай дал уклончивый ответ и уехал.

Не решаясь идти вглубь страны с незначительными силами, Хабаров оставил в селении большую часть своего отряда, а сам отправился в Якутск за подкреплением. С восторгом он рассказывал воеводе о богатствах Даурской земли, о плодородии ее полей, о лесах, пушных зверях и рыбных богатствах Амура. Если заставить дауров платить ясак, говорил он, то Якутск будет полностью обеспечен хлебом с берегов Амура, так как эта земля «против всей Сибири будет всем украшена и изобильна».

На этот раз в поход удалось набрать около 180 человек. В июле 1650 г. Хабаров выступил со своим отрядом из Якутска и осенью добрался до Амура.

В его отсутствие дауры не раз нападали на оставленный отряд, которому пришлось выдержать не одну осаду. Но русские, значительно уступая даурам в численности, все же выходили победителями: дауры были вооружены луками и стрелами, а казаки - ружьями.

Весть о смелом казаке Хабарове дошла до Москвы. Для закрепления новых земель за Россией на Амур дополнительно послали в распоряжение Хабарова отряд из 132 служилых и промышленных людей с запасом пороха и свинца.

Летом 1651 г. Хабаров поплыл вниз по Амуру, покоряя даурские города и облагая население соболиным ясаком.

За Даурией начиналась страна ачанов, занимавшихся рыболовством. У одного из ачанских улусов (селений) Хабарова застала зима. Ачаны были сильнее дауров и оказывали Хабарову сопротивление. Выслеживая русских и выведывая их силы, они то и дело пытались нападать на них.

Остановившись на зиму, Хабаров отправил часть людей вниз по Амуру. Видя, что отряд Хабарова уменьшился, ачаны смело напали на русских. Но, несмотря на значительное численное превосходство, ачаны не могли устоять против казаков и в панике бежали с поля боя. Хабаров обложил их ясаком. Они платили его исправно, но в то же время тайно обратились за помощью к маньчжурским князьям. Весной 1652 г. маньчжуры выслали под Ачанский городок большое войско, хорошо вооруженное огнестрельным оружием. Завязался жестокий бой, который окончился полным разгромом маньчжур.

Пока Хабаров воевал с ачанами и маньчжурами, он не подавал о себе никаких вестей. Якутский воевода, обеспокоенный столь продолжительным его молчанием, решил выслать подкрепление. Посланный из Якутска отряд встретил Хабарова на пути. Хотя Хабаров получил в подкрепление 144 человека, ружья и даже пушку, о возобновлении похода вниз по Амуру не могло быть и речи. Стало известно от местных жителей, что маньчжурские феодалы, встревоженные проникновением русских на Амур, решили отправить против казаков большое и хорошо вооруженное войско. Хабаров рассудил, что ему рискованно вступать в бой с главными силами маньчжур.

Отряд Хабарова остановился около устья р. Зеи, где казаки собирались строить город. Часть отряда отказалась подчиняться Хабарову. Сто тридцать шесть казаков во главе с Костькой Ивановым поплыли по Амуру.

У Хабарова осталось всего около двухсот человек. Четырех казаков он послал в Якутск с донесением воеводе, прося у него совета и помощи. Хабарову было ясно, что без значительного подкрепления ему не удержать в подчинении такой обширный край.

В то же время Хабаров решил настигнуть бунтовщиков и наказать их. 30 сентября 1652 г. он явился под стены их городка и рядом построил свое зимовье. После тщательной подготовки Хабаров открыл военные действия. Целый день отряд вел обстрел городка. Наконец осажденные сдались. Они были жестоко наказаны; многих избили батогами до смерти.

Зиму Хабаров провел в захваченном городке, а весной, уничтожив его, снова поплыл вверх по Амуру.

Донесения о походе Хабарова шли в Якутск и в Москву. Правительство решило послать на Амур воеводу и 3 тыс. стрельцов. Сначала на Амур послали чиновника Сибирского приказа Зиновьева с отрядом в 150 человек, чтобы организовать новое Даурское воеводство и подготовиться к принятию на месте большого войска.

Пока Зиновьев добирался в Даурию, по Сибири быстро распространился слух о богатствах новой земли. Со всех концов необъятной Сибирской земли на Амур потянулись русские люди. Якутский воевода, обеспокоенный массовым уходом людей с берегов Лены, высылал за ними погоню, но и посланные зачастую присоединялись к переселенцам. Чтобы не пускать людей на Амур, воеводе пришлось устроить на Олёкме специальную заставу.

Зиновьев встретился с Хабаровым у устья Зеи в августе 1653 г. Раздав царские награды, Зиновьев заявил Хабарову, что ему поручено «всю Даурскую землю досмотреть». Иными словами, Хабаров устранялся от дел и начальником становился Зиновьев. Часть казаков, недовольная Хабаровым, воспользовалась этим. Хабарова стали обвинять во всевозможных притеснениях, а главное, в том, что он государственному «делу не радел, а радел своим нажиткам, шубам собольим…» Зиновьев забрал себе имущество Хабарова, арестовал его и повез в Москву, обвинив в государственном преступлении.

В Москве, в Сибирском приказе, начался разбор дела. В поданной царю челобитной Хабаров просил за свою службу, за то, что он «кровь свою проливал и раны терпел» и «4 земли привел под государеву руку», вернуть отобранное Зиновьевым имущество. Просьба Хабарова была удовлетворена. Кроме того, за заслуги перед Русским государством он получил награду и был назначен управителем поселений по Лене. Зиновьева же наказали за превышение власти и незаконное присвоение имущества Хабарова.

Позднее Хабаров не раз подавал челобитные воеводам с просьбой послать его снова в Даурские земли «для городовых и острожных поставок и для поселения и хлебные пахоты». Но всякий раз ему отказывали.

Как в дальнейшем сложилась судьба Хабарова,- точно неизвестно.

Ерофей Хабаров, присоединяя к России новые земли, прежде всего, стремился к хозяйственному использованию Приамурского края. В одном из донесений якутскому воеводе он писал о богатствах края: «И по тем рекам живет многое множество тунгусов, а вниз но славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амуре рыба - калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах луги великие и пашни есть, а лесы по той великой реке Амуре темные, большие, соболя и всякого зверя много… А в земле злато и серебро виднеется». Имеются даже сведения о том, что Хабаров пытался заняться на Амуре земледелием, организуя для этого слободы из русских переселенцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Хабаров Ерофей Павлович - один из самых знаменитых исследователей российских территорий. Благодаря его трудам было открыто большое количество новых земель, которые стали использовать в сельскохозяйственных целях. Первооткрыватель ряда соляных залежей. Сегодня мы поговорим о том, какую удивительную жизнь прожил Ерофей Хабаров. Что открыл этот человек, и какой след оставил в истории нашей страны.

Появление на свет

На сегодняшний день доподлинно неизвестно, где именно родился землепроходец. Единственное точно удалось узнать - это случилось в Вотложемской волости.

Согласно мнениям некоторых этнографов прошлого века, существует три варианта селений, где родился Хабаров:

  • село Курцево;
  • село Дмитриево;
  • посёлок Святица.

Но теорию ленинградского учёного Белова о том, что местом рождения Хабарова является село Дмитриево, в начале 21-го века опровергли. Это связано с тем, что современная территория поселения на тот момент не входила в Вотложемскую волость.

Краткие биографические сведения

Исследователь Ерофей Хабаров (годы жизни 1603-1671) умер в возрасте 68 лет. За это время он успел оставить огромный след в истории.

Хабаров был крестьянином, но, несмотря на все трудности, которые выпадали на плечи этой категории населения, он не переставал мечтать о путешествиях.

В возрасте 25 лет его мечта, наконец, осуществилась. Оставив достаточно крупное хозяйство, он вместе с другими зажиточными селянами, рыболовами, охотниками, казаками и просто любителями приключений отправился за территорию Каменного Пояса.

В 1628 году он уже прибыл к Енисею. На данной территории молодой человек быстро освоился и начал заниматься привычным для себя хлебопашеством, в круг его интересов вошла торговля. Через некоторое время Ерофей поступил на военную службу в Енисейске.

После окончания военной службы Ерофей Хабаров, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, вместе со своим братом Никифором хотел вернуться на родину, но из-за гонений вологодских и устюжских переселенцев, братья приняли решение отправиться в Сибирь. На новом месте жительства будущий исследователь снова занялся торговлей, и в течение короткого промежутка времени стал достаточно богатым предпринимателем.

Когда на территории Сибири появились слухи о природных богатствах возле берегов реки Лены, Хабаров вместе с небольшим отрядом отправился исследовать новую территорию.

Попадание в тюрьму

После переселения к берегам реки Лены, Хабаров Ерофей Павлович (кратко о его жизни известно каждому, интересующемуся историей нашей страны) решил заняться пушным промыслом и поэтому путешествовал по всем притокам реки.

В 1639 году его серьезно заинтересовали соляные ключи, которые были размещены поблизости с устьем Куты. Здесь он и принял решение остановиться. Поскольку с технологией изготовления соли мужчин познакомился ещё на своей родине, то единственное, что ему оставалось, это выкупить участок земли и построить на нём колодцы и варницы. В скором времени Хабаров наладил торговлю хлебом, солью и другими необходимыми продуктами.

Но поскольку мужчина не любил длительное время оставаться на месте, то через 2 года он решил перебраться к устью Киренги. На этой территории он тоже создал небольшое предприятие с солеварения, которое очень быстро развивалось.

Хабаров Ерофей никогда не жалел денег и еды для бедных и нуждающихся. В один из дней известный на тот момент военный деятель Иван Головин (воевода поселения, где обитал исследователь) попросил у Хабарова три тысячи пудов хлеба в долг для его отряда. Но по прошествии времени он не только не вернул взятое, а и с помощью силы отобрал у Хабарова его солеварню и землю с посеянным зерном, а самого исследователя отправил в заточение. Выйти на волю мужчине удалось только в 1645 году, но все его предприятия уже были изъяты.

Даурская экспедиция

В 1648 году Ерофей Хабаров, фото которого, как читатель сам понимает, с тех времен не сохранились, услышал о том, что на территории Даурии находится огромное количество природных богатств и имеется возможность построить значительный капитал. Поскольку самостоятельно отправляться на новую территорию у мужчины не было ни средств, ни желания, он решил воспользоваться поддержкой нового воеводы поселения - Дмитрия Францбекова.

Расписав воеводе все плюсы от данной экспедиции, Хабаров Ерофей получил взаймы казенное оружие (в состав входило даже несколько пушек), снаряжение для военных действий и ряд сельскохозяйственных принадлежностей. Из собственных финансовых средств Францбеков выделил каждому участнику экспедиции небольшую сумму. Для того чтобы Ерофей и его помощники смогли переплыть через реку, воевода предоставил им судно, отобранное у промышленников из Якутии. У этих же торговцев и был отобран хлеб в таком количестве, которого было достаточно, чтобы прокормить 70 человек (именно это число людей входило в отряд Хабарова).

Переправа по реке

Хабаров Ерофей, узнав о том, каким образом Францбеков нашёл весь необходимый инвентарь для его экспедиции, решил не медлить с отплытием, поскольку опасался недовольства со стороны якутских торговцев.

В 1649 году отряд исследователя уже направлялся в сторону устья Тунгира по рекам Лена и Олекма. В пути их застигли заморозки, поэтому участники экспедиции были вынуждены совершить остановку.

Вначале января 1650 года участники экспедиции перебрались в нарты и поплыли по Тунгиру в южном направлении.

Пересёкши отроги Олемкинского Становика, отряд достиг Урки (через промежуток времени там была построена железная дорога и поселение, названное в честь Хабарова).

Изучение земель

Жители Дауры узнали о приближении отряда Хабарова раньше срока, поэтому, собрав вещи, покинули своё место обитания. Таким образом, участники похода прибыли в опустевший город.

Исследовав город, Хабаров и его помощники обнаружили около сотни больших домов с широкими окнами. Согласно расчётам, в одном таком доме могло поселиться не менее 50 человек. Также на территории поселения находились глубокие ямы, в которых были скрыты запасы хлеба.

Затем мужчины решили отправиться к берегу Амура. На их пути встретилось несколько поселений, которые также были пустыми. В одном из таких жилищ участники отряда обнаружили женщину, которая рассказала о том, что на другом берегу реки находится большой город, правитель которого обладает сильным войском и несметными богатствами. Она описывала Маньчжурию.

Очередная экспедиция

Получив информацию от женщины, Хабаров решил оставить в освоенной территории 50 человек из своего отряда, а сам, вместе с оставшимися людьми отправился обратно в Якутию. В конце весны 1650 году он достиг своей цели.

На обратном пути в Якутию исследователь занимался составлением детального чертежа территории Даурии, который затем был отправлен в Москву.

Именно этот чертёж был основой при создании карт Сибири 17-го века.

В Якутии Хабаров начал собирать новый отряд, соблазняя людей несметными богатствами земель Даурии. В результате данной пропаганды ему удалось собрать 110 человек. При этом 27 из них были подручными Францбекова. Отряд был снабжён тремя пушками.

Вначале осени этого же года Ерофей снова вернулся к берегам Амура.

Захватнические действия

Прибыв на территорию Даурии, исследователь обнаружил оставшихся здесь людей у стен крепости Албазин, где они сражались с местными жителями. Увидев подмогу со стороны Хабарова, коренные жители решили отступить. Но люди Ерофея догнали их и взяли в плен.

Ерофей Павлович принял решение сделать базовый лагерь на территории крепости Албазин. Именно оттуда он курировал нападения на местных жителей. Стоит отметить, что участники отряда брали в плен даурийских женщин и делили их между собой.

Исследования берегов Амура

Вначале лета 1651 года Хабаров и его люди начали исследовать просторы Амура. Изначально участники отряда видели только покинутые поселения, но уже спустя несколько дней, они достигли хорошо укреплённого города. За его стенами к борьбе приготовился целый отряд даурийских воинов. Но, воспользовавшись пушками, отряд Хабарова преодолел препятствие и захватил город.

После этого исследователь занялся рассылкой гонцов в различные поселения Даурии для того, чтобы местные жители перешли под управление русского царя и начали выплачивать ему дань. Но большинство местных жителей отвергло предложение, поскольку они были подданными Маньчжурии и не желали выплачивать дань ещё одному правителю.

Добыв лошадей, отряд Хабарова направился дальше. На территории возле реки Зеи людьми исследователя было захвачено ещё одно поселение. Ерофей Павлович рассчитывал получить с пленных огромную дань, но местные жители предоставили ему только несколько соболей, пообещав, что к осени отдадут всё остальное. Казалось бы, отношения между отрядом Хабарова и местными жителями наладились, но буквально через несколько ночей коренные поселенцы сбежали. Исследователя это разозлило и он, сжёгши захваченную крепость, отправился дальше.

Начиная от устья Буреи, находились территории, заселенные гогулями - схожий с маньчжурами народ. Они также были захвачены и ограблены людьми Хабарова.

Территории нанайцев

В сентябре люди Хабарова достигли новых территорий и остановились в одном из крупных селений. Одну часть своего отряда мужчин отправил на вылов рыбы. Местные жители воспользовались этим и атаковали их. Но им не удалось получить победу, потеряв более 100 человек, они решили отступить.

В ответ на подобное поползновение Хабаров занялся укреплением поселения и остался в нём на зимовку. Именно оттуда люди исследователя отправлялись к местным жителям, грабя их или забирая дань.

Весной 1652 году Хабаров с людьми был подвержен нападению огромного отряда маньчжурских воинов, около 1000 человек. Но нападающие были повержены.

Ерофей Павлович Хабаров понимал, что количества его людей не хватит, чтобы захватить Маньчжурию, поэтому сразу же после таяния льда на реке он покинул место зимовки и отправился наперекор течению.

Раздор в отряде

Преодолев устье реки Сунгари, Хабаров и его люди встретили российский вспомогательный отряд. Но даже это не заставило его вернуться для завоевания территории Маньчжурии, поскольку он разведал, что правитель этой территории собрал против него шеститысячное войско.

В начале августа, возле устья реки Зеи, часть отряда Хабарова взбунтовалась, люди не желали просто так отступать от цели, поэтому, похитив 3 корабля, они бежали. Передвигаясь по просторам Амура, они занимались грабежом близлежащих территорий. Достигнув Гиляцкой земли, они решили создать там свой острог и изымать повинность из дауров.

Но подобный поворот ситуации не понравился Хабарову, поэтому, добравшись до данного острога, он уничтожил его. Изменники обещали сдаться при условии, если им оставят жизнь и добычу, но Ерофей Петрович не пошёл на договор и не только забрал добычу, но и избил предателей практически до смерти.

Очередная зимовка

Искоренив изменников, Хабаров остался на территории Гиляцкой земли для зимовки. Весной 1653 года он вернулся в Даурию, к устью речки Зеи, где и находился на протяжении всего лета. В этот период его люди ездили по прилегающим к Амуру территориям и собирали дань.

Немного позже к Хабарову и другим участникам похода прибыл посол российского царя, который привёз им награды. Он сообщил Ерофею Петровичу о том, что тот больше не имеет прав управлять отрядом, и отстранён от дел. После возражений исследователя он был избит и отправлен в Москву.

Зиновьев лишил мужчину всего.

Встреча с царем

В Москве Ерофей Хабаров, биография которого интересна современникам, предстал перед царём. Тот оказал ему достаточно хороший прием и дал приказ Зиновьеву вернуть всё имущество Ерофея Петровича.

Исследователь получил титул «боярского сына». Царь дал Хабарову возможность управлять несколькими поселениями, размещёнными на территории возле реки Лена, и подарил несколько сёл в Восточной Сибири. Он должным образом оценил вклад исследователя.

По прошествии времени на территории Дальнего Востока был создан большой край, центр которого получил название Хабаровск.

Последние свои годы землепроходец провёл на территории современного города Киренск (Иркутская область), согласно современным исследователям, именно там и расположена могила этого великого человека.

Ерофей Хабаров (кратко об этом человеке вы узнали из статьи) действительно заслуживает уважения, поскольку, несмотря на все жизненные тяготы, смог достигнуть больших высот и оставить своё имя в истории.

В биографии Ерофея Павловича Хабарова (прозвище Святитсякий) есть еще много неизученных моментов. Существуют разные версии и толкования его поступков и решений, которые позволяют видеть в человеке, именем которого назван дальневосточный край, более широкий спектр его жизненного пути. «Великий сын Великого Устюга», по другим данным — «сын сольвычегодской земли» , как иногда называют Е. П. Хабарова его биографы, был из той когорты землепроходцев, которые первыми проложили путь во имя России к богатствам Дальнего Востока.

Родился Ерофей Павлович Хабаров в семье крестьянина, по мнению его биографов, между 1601-1607 годами , а по мнению составителей Большой советской энциклопедии — примерно в 1610 году . Родился он предположительно, в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда, что в 60 километрах от Устюга Великого, на берегу реки Сухоны. Вероятно также, что юношеские годы Хабарова проходили в Великом Устюге.

В XVII веке Великий Устюг занимал исключительно выгодное географическое и экономическое положение между европейской частью России и сибирскими землями, через него пролегали основные торговые пути «восток—запад». Поэтому детство и юность Хабарова проходили в атмосфере экономического подъема устюжской земли. Многие крестьяне, бросая обжитой предками родной угол, под влиянием рассказов о несметных богатствах сибирской земли и вдохновленные реальным успехом охочих людей, то подавались в Сибирь, за Камень, на промысел в «сибирские торги», то подряжались к московским купцам, то на извоз с «собственными товарами». Пришла в движение и семья Павла Хабарова. Старший из сыновей, Ярко, умный и проворный, не смог усидеть дома, занимаясь традиционным землепашеством в нищете и вечных долгах, когда на его глазах происходило нечто более серьезное, и многие люди смогли вырваться из кабалы, побывав за Камнем всего год-два. По мнению С. Маркова, Ерофей Хабаров тоже попробовал испытать счастье, и уже в 1623-1624 годах «проведывал» земли на реке Лене и возвратился с «успехом». Зимой 1626 года братьев Ерофея и Никифора увлекла в путь «златокипящая вотчина» Мангазеи, и уже весной братья вышли из дома. Одного Ярко отец не хотел отпускать из-за опасности пути, а потому напутствие в жизнь давал сразу обоим сыновьям. Велел братьям помогать друг другу во всем, а Никифору, как младшему и менее опытному, — отдельно, во всем слушаться старшего брата . Это стало последним напутствием старого крестьянина «в жизнь» своим сыновьям. И эта воля отца будущего землепроходца по Сибири и Дальнему Востоку исполнялась братьями всю их совместную жизнь.

Ко времени отъезда в Сибирь Е. П. Хабаров был уже женат, имел дочь Наташу. Жена его, Василиса, проживала во время одиссеи мужа то у своих родственников в Соли Вычегодской, то в Устюге Великом .

Братьев Хабаровых, Ерофея и Никифора, влекла не только манящая даль. Существовала другая, основная, причина их сибирской одиссеи. Только в первую треть XVII столетия через Мангазейскую таможню ежегодно проходило такое количество шкурок соболя, что их стоимость равнялась годовым доходам царского двора . Как отмечает М. И. Белов, вплоть до второй половины 30-х годов XVII века каждый вложенный в Мангазее рубль в случае удачи приносил охотнику-промысловику 32 рубля чистого дохода .

Биограф Хабарова Сафронов описывает, что братья в этом путешествии сначала попали в Соликамск, затем — в Верхотурье и Тобольск. В Тобольске они наняли пятерых покрученников и примкнули к большому каравану кочей, во главе которого шли мангазейские воеводы Г. И. Кокарев и А. Ф. Палицын. Так, вместе со всеми братья пересекли Обскую и Тадовскую губы, поднялись по реке Тоз и остановились в Мангазее: на севере зима приходит рано.

Перезимовав в Мангазее, весной 1629 года Ерофей и Никифор дошли по Енисейскому волоку до Туруханска, оттуда по Енисею и дальше морем прошли в устье Пясины, а далее — волоком перебрались летом на реку Хету в Хетское зимовье. Здесь, в таможней избе, летом 1629 года Ерофей стал служить целовальником по сбору десятинной пошлины с торговых и промышленных людей, а Никифор с покрученными отправился в «нехоженые» земли южной и средней части Таймырского полуострова. В этих землях Никифору Хабарову и его покрученникам удалось добыть восемь сороков соболей (320 штук).

Через год, весной 1630-го, братья возвратились в Мангазею, а оттуда летом по морскому пути — в Тобольск. Именно здесь ярко проявился характер молодого Ерофея Хабарова: он был не только участником, но, как считают его биографы, организатором выступления торговых и промышленных людей против произвола воеводы Кокарева и, как подчеркивает М. Белов, действовал далее от их имени. Дело в том, что на обратном пути с Таймыра, где были братья Хабаровы, Ерофей стал свидетелем крупной ссоры между мангазейскими воеводами. Столкновение словесное завершилось весной 1631 года открытыми военными действиями обеих сторон. Хабаров с первых шагов не побоялся вступить в этот конфликт, примкнув к сторонникам А. Ф. Полицына, и стал в итоге организатором выступления против произвола Кокарева. Однако в выступлении сам лично уже не участвовал, так как не считал кровопролитие правильным решением вопроса и вообще был противником военного столкновения. Хабаров видел разрешение этого конфликта несколько иначе и поступал так, как велела ему совесть. Он понимал, что силой ничего не докажешь, и в поисках справедливого решения вопроса еще в конце 1630 года (по другим сведениям, в январе 1631) Ерофей Павлович отправился с братом в Сибирский приказ в Москву. По пути братья заехали в Великий Устюг (январь 1631 года), Никифор остался дома, а Ерофей сразу же поехал дальше, в Москву. Там он подал челобитную на мангазейского воеводу Кокарева, в которой обвинил его не только в грабеже торговых и промышленных людей, но и в недозволительной продаже вина, пива и меда, в незаконном содержании кабаков, в насильственных нападках на Палицына, стоявшего на соблюдении законности, а также в разорении Мангозейской «землицы» . В этой челобитной на имя царя от имени «мангазейского мира» Е. П. Хабаров, отстаивая «праведное дело», просил государя принять меры против произвола с тем, «чтобы.., мангазейская землица вконец не запустела». И выиграл спор. Так, в коридорах царского двора впервые прозвучало имя будущего великого амурского землепроходца.

Еще в 1630 году братья Хабаровы увлекли за собой своего племянника Артемия Петриловского, и будучи на Енисее, вблизи устья реки Тиса, вскоре от мангазейского воеводы Палицына узнали о возможностях развития на реке Лене «другой Мангазеи». А. Ф. Падицын излагал свои мысли царю на дальнюю перспективу и предлагал «послать сибирских людей», «поставить город или остроги» на Лене и других реках недалеко от нее с целью приведения «новых землиц людей» «под великую государеву руку», а «с них собирать ясак» для пополнения царской казны.

В этом деле Е. П. Хабаров решил попытать свое счастье и выехал. По вопросу о времени приезда братьев на Лену существуют разные мнения. Согласно одному Хабаров прибыл на Лену не позднее 1632 года, по другой версии — в 1638 году. Вместе с Ерофеем туда прибыли Никифор и их племянник Артемий Петриловский. Скорее всего, как считает Г. А. Леонтьева, все это произошло в 1632 году по возвращении братьев из Устюга Великого, где они немного отдохнули в кругу семьи и решили вопросы продажи привезенной рухляди — соболей.

Прибыв в Сибирь, Е. П. Хабаров после московской поездки подал челобитную с просьбой отправить его на Лену, нанял 27 рабочих — покрученников, произвел с ними предоплату, договорился с казной о выдаче разных продуктов и ждал разрешения. Из енисейского острога, после получения разрешения на свою челобитную, он отправился в дорогу и все лето провел в пути: плыл по Ангаре и ее притоку Илиму до Усть-Кутского острога. Там этот небольшой отряд обосновался на зиму, откуда они ходили по Лене к Якутску.

В это время якутский край был обжит промышленниками довольно слабо. Поэтому Е. П. Хабаров с артелью охотился на верхних притоках Лены: реке Куте, Киренге, Чечуе, Вилюе. Но это было недолго из-за наплыва промышленных людей, и Хабаров задумался об изменении направления своей деятельности. Он решил остановить свой выбор на обнаруженном им Усть-Кутском соляном месторождении .

Нужно отметить, что в будущем это месторождение, наряду с Иркутским Усольем, будет обеспечивать солью всю Восточную Сибирь. Здесь, на Усть-Кутском соляном месторождении Е. П. Хабаров основал соляные варницы, и уже к 1639 году артель хабаровцев обеспечивала потребности в соли не только близлежащие остроги, но и Якутск. Здесь же он параллельно обосновал соболиный и рыбный промысел, завел землепашество.

В эти годы Е. П. Хабарову посчастливилось еще в одном. Его отъезд на Лену в 1638 году совпал с отправкой туда же землепроходца Максима Перфильева с целью «проведывания новых землиц» в районе Витима — притока Лены. На этом пути землепроходцы познакомились лично и после встречи старались не терять связей. Вскоре Е. П. Хабаров стал одним из крупнейших хлеботорговцев в Якутском уезде . Его желанием было собрать более тысячи пудов хлеба в год и захватить хлебные рынки в Сибири.

Кроме солевой добычи и хлебопашества, рыбного и пушного промыслов покрученные Е. П. Хабарова занимались еще извозом через Ленский волок — от Илимского до Усть-Кутского острогов . Однако мечтам Е. П. Хабарова не суждено было осуществиться. Если бы не «желания» якутских воевод, возможно, не тронулся бы Е. П. Хабаров на амурскую землю, не гнала бы его судьба «встречь солнца». Все вышло не так, как замышлял промышленный человек Ерофейка, Павлов сын Хабаров. Первые якутские воеводы П. Головин и М. Глебов «заняли» у него в «государеву казну» 3000 пудов хлеба , затем они «отписали» в казну без всякого вознаграждения его соляной промысел, который Е. П. Хабаров передал десятнику Семену Андреевичу Шелковникову, тому самому, который в 1647 году основал первый русский порт на Тихом океане — Охотский острог. Отобрали у Хабарова и пашенные земли. Так, взятые в казну посевы Е. П. Хабарова положили начало казенной пашни по реке Лене .

Кроме «промысловой жилки» в это время, которое биографы Е. П. Хабарова называют Ленским периодом, по мнению Ф. Сафонова, Ерофей Павлович, «ища прибыли государям» и «прибытку себе», собирал сведения о Ленском бассейне, возможностях и времени хождения по Лене под парусами и греблей до устья, «какие люди по тем рекам живут», старался получить и перепроверить данные о различных народах этого бассейна.

После потери земли в 1641 году Е. П. Хабаров поселился в районе устья реки Киренги в Никольском округе. С появлением бесстрашного и предприимчивого человека на этой земле началась новая история Никольского острога. Вскоре он основал там селение, названное впоследствии Хабаровкой. Нужно отметить, что в этих местах до сих пор сохранились названия деревней: Хабаровка, Хабарово Поле, Хабарова Роща и т. д. У Е. П. Хабарова были свои заимка и мельница. Энергичный и деятельный человек, на новом месте он развел обширное хозяйство. Для якутских воевод, которые в своих «отписках» на имя царя постоянно затрагивали имя Е. П. Хабарова (уже вторично оно звучало в коридорах царских), он оказался «неудобным человеком», костью в горле. И повод для расправы с неуступчивым Хабаровым чиновники нашли быстро. В 1643 году за отказ «ссужать деньгами» воеводскую казну у него незаконно отобрали все владения, а самого бросили в якутскую тюрьму, где он просидел без всякого на то решения суда около двух с половиной лет, то есть до конца 1645 года . Но и это не сломило землепроходца.

Освободившись из заключения, он вернулся в Усть-Киренгу и вместе с братом и племянником принялся восстанавливать свое хозяйство . По случаю самоуправных действий воеводы П. П. Головина Е. П. Хабаров обратился к царю с челобитной на притеснения воеводы и просьбой «разрешить ему выезд на родину для освобождения своей семьи от правежа». И такое разрешение он получил, но с условием «оставления своей пашни брату Никифорке Хабарову» . Это был третий случай, когда имя Хабарова поневоле появилось на устах чиновников в Москве.

Описываемые события, связанные с отстаиванием своих прав против незаконных действий якутского воеводы П. П. Головина, совпали по времени с возвращением в 1646 году с Амура экспедиции В. Д. Пояркова. Слухи о богатствах Приамурья завладели Хабаровым. Он был осведомлен об экспедициях Перфильева, Бахтеярова и получил информацию о последней — поярковой, а также о путях, которыми отряд добирался на Амур. Однако сам он на подобный шаг до поры не решался, так как на организацию большой экспедиции нужны были большие деньги, а ими в тот момент Хабаров не располагал. Трижды ему пришлось поправлять разоренное Головиным хозяйство. Кроме того, на этой почве у Хабарова не сложились отношения с администрацией, поэтому думать о денежном кредите или о возможности получить из казны снаряжение не приходилось. Тем более что экспедиция В. Д. Пояркова, по оценке администрации, оказалась безрезультатной. Поэтому в сложившейся ситуации всякую мысль об экспедиции на Амур приходилось откладывать до более подходящего момента.

В 1646 году вместо смещенного за злоупотребления и самоуправство воеводы П. П. Головина из Москвы прислали православного ливонского немца по происхождению Дмитрия Андреевича Францбекова (Фаренсбаха), который, по словам С. Маркова, «обеими руками вцепился в государеву казну, которую он считал за свою собственную». Ждать чего-либо от Францбекова также не приходилось, и Е. П. Хабаров, понимая выгодность Амурской экспедиции, предложил совершить ее за свой счет. Францбеков согласился и отдал «оптовщику» наказ о походе в Даурию.

Как считает А. Алексеев, Хабарову не удалось собрать нужного числа людей . В своей челобитной он просил у воеводы дать ему на Амур 150 человек, которых соберет за свой счет. Однако только около 70 добровольцев вызвались идти в далекий поход . Но это не задержало Е. П. Хабарова. Самое главное, на руках у него было разрешение воеводы на совершение Амурской экспедиции. А вот когда в период подготовки похода Хабарову нужны были деньги, воевода их давал «в заем» под 50 процентов.

В конце марта 1649 года отряд Е. П. Хабарова уже вышел из Илимского острога и весной 1650 года достиг амурских берегов. На пути к Амуру к отряду примыкали небольшие группы охочих и промышленных людей .

Обнаружив на Амуре опустевшие городки местного населения князца Лавкая, Е. П. Хабаров решил дальше не идти, а вернулся с небольшой группой в Якутск, доложил Д. А. Францбекову обстановку, пополнил запасы продовольствия и оружия, и с новыми людьми, присоединившимися к его отряду, осенью 1650 года снова был на Амуре. Здесь ему пришлось выручать из-под осады оставленных им членов экспедиции на амурской земле.

В 1651 году Е. П. Хабаров заложил первую русскую крепость Албазин, но сам в ней не остался, пошел дальше и спустился до устья реки Уссури. Установление российской власти на Амуре сопровождалось сооружением острожков: Усть-Стрелочный, Албазинский, Кумарский, Ачанский .

Хабаровцы прошли Амур до самого устья. Понимая важность колонизации земель на востоке, еще в 1651 году российское правительство по просьбе Е. П. Хабарова и Д. А. Францбекова собиралось отправить на Амур 3-тысячное войско под командованием князя Лобанова-Ростовского, но этот поход в связи с внешнеполитической обстановкой в России не состоялся.

С целью предварительной рекогносцировки на Амур к Е. П. Хабарову Сибирским приказом был направлен московский дворянин Д. И. Зиновьев. Встреча хабаровского отряда с представителем Москвы произошла только в 1653 году. Обладая воеводскими полномочиями, Д. И. Зиновьев официально подтвердил включение Приамурья отрядом Е. П. Хабарова в состав Российского государства, вручил Хабарову и «его людям» царские награды и, превысив всякие полномочия, самоуправно и безосновательно за «дерзость» (Хабаров потребовал у Зиновьева царского указа о его отстранении от дел на Амуре после «великой» государевой награды) приказал арестовать землепроходца. Он отстранил его от должности и дальнейшей работы на Амуре и велел передать полномочия приказного человека есаулу и пушкарю Онуфрию Степанову (Кузнецу), который с отрядом хабаровцев до 1658 года разъезжал по Амуру и собирал с местного населения ясак.

Спешность отправки Зиновьева в столицу со «свитой» для доклада объясняется его боязнью возможной голодной зимы на Амуре. Вместе с собой Зиновьев забрал находящегося «под присмотром» Хабарова для «объяснения» в Москве. На самом же деле, добравшись до Тугирского волока в октябре 1653 года, московский дворянин вдруг забыл о поспешности и остался зимовать до наступающей весны. Опасаясь того, что Е. П. Хабаров может уйти и вернуться на Амур, а он, Зиновьев, будет разоблачен в самоуправстве и невыполнении задания Сибирского приказа в подготовке прибытия 6-тысячного войска, Зиновьев отдал распоряжение изолировать Хабарова и в наиболее доступных для возможного побега местах надевать на землепроходца кандалы (смычки).

Поездка Е. П. Хабарова до Москвы была тяжелой и изнурительной. Зиновьев вымогал у землепроходца то соболью шубу, то шапку, то собольи пластины. Грабил московский дворянин и других охочих и промышленных людей: как встречавшихся на дороге, так и тех хабаровцев, забранных из отряда в качестве обвинителей приказного человека, кто грозился выступить в Москве. Потом они горько раскаивались в содеянном и вместе с Хабаровым написали и отдали в Енисейском остроге воеводе Пашкову челобитные на Зиновьева о его самоуправстве, грабежах и вымогательствах, а также в шантаже.

На основании этих челобитных и по настоянию Е. П. Хабарова Пашков вынужден был провести расследование и конфисковал у Зиновьева отнятое им имущество служилых людей, а также вместе с нарочным отправил все конфискованное в Сибирский приказ. Так, благодаря принципиальности и настойчивости Е. П. Хабарова было спасено награбленное Зиновьевым.

По дороге Е. П. Хабаров видел, как поток служилых и охочих людей по проторенным его отрядом путям двигался на Амур, несмотря на всевозможные запреты и преграды со стороны властей.

Какую-то часть пути до столицы Е. П. Хабаров проделал без Зиновьева, так как последний опасался обвинений и нагонял в дороге время. В декабре 1654 года Д. И. Зиновьев был уже в Сибирском приказе в Москве, где сразу доложил о проведенной работе на Амуре. Он подтвердил факт и значение присоединения Хабаровым Приамурья к России, но самого землепроходца охарактеризовал крайне отрицательно.

Что касается Е. П. Хабарова, он в Сибирский приказ не очень спешил. Землепроходец прекрасно понимал, что сразу его никто не станет слушать, а потому рассчитывал прибыть на высокий прием после отчета, сдачи конфискованного награбленного имущества и документов расследования по делу самоуправства и шантажа, отправленных нарочным от воеводы Пашкова. За это время Хабаров побывал в Великом Устюге и только в середине февраля 1655 года был расспрошен в Сибирском приказе в Москве его руководителем князем А. Н. Трубецким, а затем его помощником дьяком Г. Протопоповым.

Одержав победу в главном вопросе, Е. П. Хабаров подал на Зиновьева жалобу, к которой приложил документы на 1500 рублей, то есть на ту сумму, на которую его ограбил дворянин. Жалоба Хабарова и вина Зиновьева были настолько очевидны, что суд вскоре разобрался во всем и 13 июня 1655 года вынес вердикт. Первое: в действиях дворянина Д. И. Зиновьева по отношению к Хабарову усмотреть злоупотребление служебным положением и намерение обобрать и оклеветать землепроходца. Но учитывая, что подобное у Зиновьева случилось впервые, суд вынес в адрес «московского представителя на Амуре» предупреждение. Второе: дворянину Д. И. Зиновьеву следовало возвратить Хабарову отнятое у него незаконным путем имущество на сумму 1500 рублей.

Однако Е. П. Хабарову удалось получить только часть. Этим он смог рассчитаться с Соковкиным, должником которого был землепроходец. Относительно второй части долга, из-за бесчестности Зиновьева и волокиты в случае продолжения судебного процесса, Хабаров настаивать на возвращении денег не стал. 5 июля 1655 года по совету дьяка Протопопова он написал челобитную на имя царя Алексея Михайловича об официальном зачислении его на службу «в тот чин, в котором он пригодится».

Сибирский приказ удовлетворил челобитную Хабарова, но лишь частично. Он признал заслуги землепроходца, поверстал его в «дети боярские», установив оклад в размере 10 рублей деньгами, 10 четвертей ржи, 10 четвертей овса и полутора пуда соли в год . Так в Москве оценили заслуги землепроходца.

Нужно отметить, что факт зачисления Е. П. Хабарова в «дети боярские», минуя казачью или стрелецкую службу, был большой редкостью для Сибири. Однако возмещение Е. П. Хабарову материальных убытков, нанесенных Зиновьевым, Сибирский приказ игнорировал.

В Москве Е. П. Хабаров пробыл до осени 1655 года, то есть до момента организации 20 августа Амурского воеводства и назначения туда первым воеводой Афанасия Пашкова. Вероятно, потому, что, с точки зрения Сибирского приказа, Е. П. Хабаров уже выполнил свою миссию на Амуре и его нахождение там могло поставить воеводу в дискомфортное положение, туда его не пустили, а отправили в Илимский гарнизон «согласно реестру» : землепроходец был назначен управителем приленских деревень от Усть-Кута до Чечуйского волока . На Лену Хабаров возвратился в 1658 году и поселился в Киренге — своей деревне, которую местные жители называли Хабаровкой.

Еще в 1650 году, уезжая в Приамурье, Е. П. Хабаров по договору передал Панфилу Яковлеву на период экспедиционной работы эту деревню с мельницей, пашенными землями и сенокосами. Панфил Яковлев, как мог, поддерживал все, за что был ответственен, и даже сумел организовать распашку части новой земли. Вернувшись в родную деревню, землепроходец занялся благоустройством своего быта. Он поставил новый двор, «хоромы» и различные хозяйственные постройки, распахал под пашню 18 десятин земли на Киренском лугу, Байдановской и Русовской заимках, расширил свои владения на лугу, поставил две мельницы: одну на Чечуевском волоке, другую — против Усть-Киренского Никольского погоста за Леной. За все это Ерофей Павлович исправно платил оброк.

Хозяйство Хабарова в Сибири было поставлено на широкую ногу и носило многоотраслевой характер. У него сеяли хлеб, выращивали скот, занимались мукомольным, скорняжным и кожевенным промыслами. Хабаров сумел организовать и использовать труд как нескольких зависимых, работающих за часть урожая половников, так и наемных работников, которых он приглашал к себе на работу в пору страды. Из этих же людей Хабаров вербовал покрученников, которых отправлял на соболиный промысел в места хорошо знакомые: Олекму, Тугирь, Тугирский волок и его окрестности. Сам Хабаров в тайгу не ходил, так как по службе не мог отлучаться надолго. Он считался непосредственным представителем воеводской власти над крестьянами, а его полномочия, определявшиеся воеводской наказной памятью, были очень широкими. Как приказной человек он не только контролировал работу и наблюдал за государственным хозяйством, включавшим десятинную пашню и обрабатывающих ее крестьян, а также при необходимости вмешивался в личное крестьянское хозяйство, если того требовала обстановка, отвечал за моральные устои своих «подопечных» и их общественную благонадежность.

Однако, имея широкий круг обязанностей, он стремился к возвращению на «свой» Амур. И случай вновь пройти на Тугирский волок ему представился, но уже по воле якутского воеводы Михаила Лодыженского, который на основании грамоты из Сибирского приказа велел взять Хабарова под стражу и отвести его на Тугирский волок «для поиска» снаряжения, спрятанного там во время отправления Хабарова с Амура дворянином Зиновьевым для объяснений в Москву. Речь шла о порохе и свинце, которые следовало отправить в Нерчинск воеводе Афанасию Пашкову. Сопровождали Хабарова 30 казаков во главе с сыном боярским Федором Пущиным, в казенной памяти которого предписывалось отпустить землепроходца, если казну обнаружат, а в противном случае препроводить его в Якутск для объяснений.

Поездка результатов не дала, на волоке Е. П. Хабаров спустя столько лет ничего не нашел, да и отыскать было бы уже невозможно из-за большого промежутка времени и значительного потока людей, двигавшихся на Амур через Тугирский волок. Не было ни казны (свинца и пороху), ни серпов, ни кос, ни сошников, которые он когда-то прятал. А потому Хабарова доставили в Якутск и предъявили долг на сумму 4550 рублей, которых, естественно, у землепроходца на тот момент не было. После долгих переговоров с воеводой стороны пришли к согласию на уплату долга в казну частями: Е. П. Хабаров обязался посылать в Якутск ежегодно 1600 пудов хлеба. Свое слово землепроходец сдержал.

Из официальных документов переписки известно, что к 1660 году у Е. П. Хабарова имелись уже внук и два сына — Андрей и Максим . Хабаров действительно был любящим мужем и заботливым отцом. Находясь даже в самых трудных условиях, по долгу не имея сообщений из дома о своей семье, он использовал любой подходящий момент, чтобы побывать на родине. Сегодня найдены документы, согласно которым можно полагать, что в 1651 году его семья проживала в Сибири: либо в Якутске, либо в Илиме.

Жена Ерофея Павловича Василиса умерла до 1667 года. Именно в этом году Хабаров наказывал старцам Усть-Киренского монастыря ее поминать . В это время дети Хабарова уже с ним не жили и были «отделены», так как он не хотел их сделать наследственными должниками в казну. После похорон жены землепроходец стал реже и реже бывать в своей деревне, у него сократились посевные площади, которые были уже неоднократно защищены от посягательств со стороны.

В 1663 году в его деревне Хабаровке старцем Гермогеном был основан Усть-Киренский монастырь, с которым также были земельные споры.

Из документов также известно, что 28 октября 1666 года Е. П. Хабаров обращался с просьбой отпустить его снова на Амур к илимскому воеводе С. О. Аничкову (Оничкову) по службе или так, чтобы строить там «город» и завести пашни. Но воевода этот вопрос не решил и посоветовал ему обратиться с подобной просьбой к тобольскому воеводе Петру Годунову, который считался старшим (главным) по службе среди воевод Сибири, или в Сибирский приказ.

Перед отправкой в Тобольск, будучи уже в пожилом возрасте (56-60 лет), Е. П. Хабаров подарил монастырю мельницу, а затем ему же пожертвовал недвижимость своей деревни, на что старцы обещали в случае смерти землепроходца поминать его, Василису и их родителей. А насеянный хлеб, ценные вещи (медную посуду, изделия из железа) и скот Хабаров продал.

Осенью 1667 года с ясачной казной и документацией Е. П. Хабаров прибыл в Тобольск и 15 октября подал челобитную с просьбой отпустить его на Амур. В ней землепроходец указывал, что «поднимет на своих проторях сто человек и на своих судах и хлебными запасами», а на Амуре поставит город (острог) и займется хлебопашеством .

Дать разрешение на эту челобитную Е. П. Хабарову, которого на Амур не пустил Сибирский приказ, воевода не решился и порекомендовал отправиться землепроходцу самому в Сибирский приказ. Он надеялся, что Хабаров по возрасту уже не пойдет на этот шаг и просто не поедет в такую даль, перестанет тревожить «начальство». Очень уж «известным» был Е. П. Хабаров в Сибири, и за ним на амурские земли могло потянуться большое количество людей, что было нежелательно для властей: Сибирь по сравнению с Амуром была в это время менее заселенной. Это оказалось второй причиной отказа землепроходцу. В Сибирском приказе, как и следовало полагать, никто не стал хлопотать перед царем за Хабарова. Он им был просто не нужен. Ограничились лишь повышением ему оклада за безупречную службу перед царем и Отечеством, а остальные вопросы, в том числе и просьбу о разрешении уехать на Амур, оставили без внимания.

Ничего не добившись, Е. П. Хабаров вновь возвратился в ставшую родной Киренгу, в свою Хабаровку, так как по условиям завещания, написанного землепроходцем перед отъездом, она переходила в собственность монастыря только после его смерти.

Немолодые годы, нелегкая работа и быт землепроходца брали свое. По предположению А. Алексеева, Ерофей Павлович Хабаров свои последние годы провел в Илимском остроге или в своей деревне возле Усть-Киренги . Когда и как умер землепроходец, где похоронен — для историков пока остается загадкой.

По мнению Б. П. Полевого, Е. П. Хабаров умер в начале февраля 1671 года в возрасте 64-66 лет . По сведениям сибирских краеведов, он похоронен в ограде Усть-Киренского Троицкого монастыря. Однако 1 декабря 1981 года в газете «Тихоокеанская звезда» прошло сообщение, что в селе Калинино (бывшее название — Монастырщина) на Амуре была обнаружена плита с хорошо различимыми словами «Ерофей Павлович...», в связи с чем возникла версия, что землепроходец все-таки вернулся на Амур именно в поселок Калинино, где доживал свои последние дни, там же умер и похоронен. А благодарные потомки спустя время поставили эту надгробную плиту с высеченным на камне его именем [Тихоокеанская звезда, 1981. 1 декабря]. Дом Е. П. Хабарова не сохранился, но место это до сих пор в Киренге называют Хабаровским.

Таков очень краткий рассказ по имеющимся у историков в наличии архивным документам о судьбе амурского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова — устюжанина, крестьянского сына.

* В отдельных литературных источниках можно встретить данные «300 пудов хлеба». Возможно, это опечатка. — Прим. В. Павлика.