Переход с театральной на площадь революции эскалатор. Метролайфхаки: делимся секретами

15 мая 1935 года открылась первая линия, которая шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» , с ответвлением на «Смоленскую» .

За это время главная транспортная система, ежедневный пассажиропоток которой приближается к 10 миллионам, а ежегодный - к 2,5 миллиардам, успела обрасти не только еще десятком с лишним линий, но и огромным количеством секретов, тайн, мифов и легенд. Последние три «сущности» все же оставим на откуп гидам и экскурсоводам, которые будут рассказывать наивным туристам об огромным чудовищах, обитающих в тоннелях метро, станциях-призраках, мифическом Метро-2 для правительства и президента, многом-многом другом.

Мы же хотим рассказать читателям АиФ.ru о секретах московского метрополитена, которые носят не мифический, а более практический характер. Эти знания можно будет не просто применить на практике, но они реально способны сделать повседневную жизнь москвичей и гостей столицы легчи и приятнее.

Где остановятся двери вагона?

Один из самый очевидных «секретов» для тех, кто ездит на метро ежедневно одновременно является и одной из главных тайн мироздания для тех, кто спускается под землю время от времени - по мере необходимости. В какой-то момент руководство метрополитена даже решило пойти на встречу пассажирам, расположив на полу некоторых станций указатели места, куда подъедут двери. Но развития эта идея не получила и большинство станций остались без своих меток.

На самом деле, определить, в каком именно месте платформы следует ждать дверей вагона, чтобы как можно быстрее и комфортнее попасть внутрь, очень легко. Достаточно лишь повнимательнее присмотреться к полу у края платформы. Несмотря на то, что служба метро постоянно отлично убирается в своих владениях, какая-то часть края платформы будет чуть грязнее, а отдельные места будут не просто чистыми, а протертыми чуть ли не до блеска. Такими их сделали ноги выходящих из вагона и входящих в него пассажиров. Именно в местах этих потертостей и будут останавливаться двери вагона.

У края платформы. Станция «Таганская» Фото: www.russianlook.com

Как сэкономить на поездках?

Очередная хитрость, как и предыдущая, поможет скорее тем, кто пользуется услугами метро не каждый день, а вынужден постоянно покупать карточки на 1-2 поездки. После нескольких этапов цена на одноразовые поездки подскочила чуть ли не вдвое - до 50 рублей за поездку. Снижается она только по мере увеличения числа поездок на карточке - так при покупке карточки на 60 поездок стоимость одной поездки составит даже менее 25 рублей.

Но есть способ снизить цену одной поездки до 30 рублей. Учитывая, что при покупке карточки она составляет 50 рублей, выгода получается не такой и маленькой. Нужно просто купить себе карту, которая называется «Тройка». Вернее даже не купить, а взять ее себе в пользование. Нужно просто заплатить в кассе 80 рублей. За эти деньги можно получить карту с 30 рублями на счете, которых хватит на одну поездку. Карту потом в любой момент можно вернуть в кассу метро и получить 50 рублей залога назад. Секрет в том, что на эту карту можно класть любое количество денежных средств, хоть 30 рублей, хоть 3000 рублей. Но в любом случае стоимость поездки при ее использовании будет составлять 30 рублей. Теперь вместо покупки одноразовой карточки в кассе можно просто класть по 30 рублей на карту «Тройка», каждый раз экономя по 20 рублей.

Карта «Тройка». Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский

Как быстрее пройти к эскалатору?

Суть следующего секрета метро рационально объяснить было бы сложно. Да и применение его на практике, как, в принципе, и описание в этой статье, может вызвать негатив со стороны пользователей метро. Но, согласитесь, иногда возникает ситуация, когда необходимо как можно скорее протиснуться к эскалатору, а сквозь людской поток это сделать практически невозможно.

Мы, конечно, не расскажем вам, как телепортироваться на эскалатор, или как взмыть в воздух над толпой, пролетев до заветных самодвижущихся ступеней, но хотя бы посоветуем, как можно попасть к началу эскалатора как можно быстрее.

Секрет в том, чтобы держаться в левой части очереди к эскалатору. По каким-то причинам она движется заметно быстрее правой части очереди. Хотя, казалось бы, те, кто идут справа становятся прямо в нужный ряд на ступеньку и в лучшем случае через раз пускают «левых», которые пытаются зайти на эскалатор «без очереди». Но так уж получается, что бунтарская левая часть идет быстрее этичной правой.

Эскалатор в метро Фото: www.russianlook.com

Как сесть в пустой поезд?

Следующий секрет - вообще мечта любого человека, который передвигается по Москве с помощью метро. Оказывается, даже в самый час пик на отдельных станциях, не конечных, есть реальная возможность сесть в… пустой состав. Для многих это оказывается настоящей неожиданностью. Однако, если присмотреться, на таких станциях можно заметить определенное количество хитрецов, которые намеренно пропускают полные поезда, ожидая прихода пустого состава - они знают, что он скоро подъедет.

И знают они это наверняка по одной причине - на эту станцию приходят поезда либо из депо, либо из оборотного тупика, который служит для того, чтобы направить состав в обратную сторону, если по расписанию он следует не до конечной станции, что часто бывает.

По поводу депо все понятно - оно есть перед такими станциями, как «Каширская», «Сокол», «Чертановская», «Владыкино», «Партизанская», «Новые Черемушки», «Краснопресненская» и «Белорусская» кольцевые, «Печатники» . С оборотными тупиками сложнее - на карте метро, во всяком случае, доступной обычным гражданам, они не обозначены, поэтому приходится угадывать, где есть, а где - нет. Самым известным оборотным тупиком является ответвление линии метро неподалеку от станции «Пражская» . Именно на ней в часы пик можно заметить целые толпы пассажиров, пропускающих поезда в надежде на пустой состав. Со станциями «Чкаловская» и «Курская» , кстати, похожая история.

Пустой вагон на станции метро «Белорусская» Фото: www.russianlook.com

Какой вагон безопаснее?

Наш очередной секрет - для заядлых параноиков, которые, видимо, пересмотрели все фильмы из серии «Пункт Назначения» и теперь не могут спать, а то им снится катастрофа в метро. Такие люди просто мечтают знать, где же находится самый безопасный вагон в составе метро.

Так вот, считается, что самым безопасным вагоном в метро является предпоследний вагон по ходу движения поезда. Дело в том, что при столкновении поезда с впереди идущим составом, или со стеной, чего чаще всего опасаются излишне беспокойные пассажиры, чем дальше ты находишься от головного вагона, тем меньшей будет сила инерции, с которой ты ударишься о впереди стоящего пассажира, или о стену, или о дверь… Но в последний вагон таким пассажирам также садиться не рекомендуется, ведь в него теоретически может въехать поезд, идущий сзади. Поэтому, безопаснее всего будет находиться в предпоследнем вагоне.

Мы, конечно, понимаем, что ситуации, описанные выше исключены, но для полного успокоения своего подсознания, если оно все же пошаливает, рекомендуем выбирать именно второй с конца вагон.

Как быстрее и приятнее перейти со станции на станцию?

Следующие секреты - самые интересные. Оказывается, помимо официальных переходов, обозначенный стрелками и всевозможными знаками, в московском метрополитене на многих станциях есть «потайные» переходы, в которые людей не направляют, опасаясь давки. Но опытные пассажиры метро о них знают и частенько используют либо для быстроты передвижения, либо для удобства.

Самым популярным таким местом является станция «Театральная». Чтобы с нее попасть либо на «Охотный ряд» , либо на «Площадь Революции» официально надо воспользоваться лестницами в центре зала, ведущими в длинные коридор до необходимой станции. Но можно просто воспользоваться эскалаторами в обоих концах станции. Один из них приведет в общий павильон с «Площадью Революции», откуда по такому же эскалатору можно спуститься на соответствующую станцию, второй - на «Охотный ряд» - тем же путем. Если на этом и можно выиграть время, то немного. Но от ходьбы и таскания по лестницам этот путь вас избавит точно.

Вестибюль станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Слева - переход на станцию «Проспект Маркса» (ныне «Охотный ряд»). 1979 год Фото: РИА Новости / Борис Бабанов То же самое касается и двух «Павелецких» станций, кольцевой и радиальной . На них этот секрет, кстати, будет особенно актуальным, ведь многие в районе Павелецкого вокзала спускаются в метро с тяжелыми чемоданами, сумками, коробками. В таком случае, конечно, воспользоваться эскалатором было бы приятнее.

Это же, если верить комментариям пассажиров московского метро, касается и двух «Курских» станций. Там также частенько можно видеть людей с чемоданами, поэтому им легче было бы подняться и спуститься на эскалаторе.

Еще одна станция с похожей системой переходов и скрытым переходом в торце станции чрез общий павильон - между станциями «Тургеневская» и «Чистые пруды» . В этом случае, кстати, получается перейти не намного быстрее, чем по официальному пути.

Интересный переход между станциями «Красногвардейская» и «Зябликово ». Гораздо быстрее получается выйти с одной станции и зайти в другую через улицу, чем пользоваться официальным переходом. Но такой вариант подойдет исключительно тем, кто пользуется проездным, либо социальной картой, либо передвигается с помощью карты 90 минут, чтобы не пришлось лишний раз платить за вход.

Пассажиры на станции метро «Зябликово» Фото: РИА Новости / Алексей Куденко Интересный вариант с переходами касается «Третьяковских» и «Новокузнецкой» станций. Многим кажется неудобным длинный и витиеватый переход с «Третьяковской» станции «оранжевой» линии на «Новокузнецкую». Все стало проще после открытия «Третьяковской» станции «желтой» линии. Теперь можно просто и удобно перейти сначала со «старой» «Третьяковской на «новую, а потом из нее по короткому эскалатору практически в самый центр платформы на «Новокузнецкой».

Кросс-платформенные станции

Последний «лайфхак» касается кросс-платформенных станций - тех, на которые поезда на одну платформу приходят с двух разных веток. На них, чтобы перейти на другую ветку зачастую надо просто преодолеть две ветки и короткий, очень короткий переход над путями. Но можно и схитрить. Если проехать на одну станцию дальше нужной, а потом пересесть на встречный поезд, то ты приезжаешь на другую сторону такой кросс-платформенной станции. Это касается таких станций, как «Третьяковская», «Китай-Город» и «Каширская».

Обычным пассажиром это жизни не облегчит, но когда ты не хочешь идти по лестнице с детскими колясками, а тем более, когда ты инвалид-колясочник, этот секрет может оказаться очень даже кстати.

На каждом перроне можно заметить протоптанные светлые дорожки. Двери вагона останавливаются прямо напротив них. Лайфхак теряет ценность на «Пушкинской», где места остановки дверей вагона и так обозначены разметкой на полу.

В какой вагон сесть

На Кольцевой почти всегда свободнее в первых и последних вагонах. На радиальных ветках нужно выбирать вторые вагоны: в первые и последние набиваются те, кто хочет первым оказаться у эскалатора на выход.

Как прокатиться за конечную

После того как состав останавливается на конечной станции метро, дежурные должны «пробежать» поезд и проверить, не осталось ли в нем пассажиров. В часы пик на проверку выделяется всего 30 секунд, поэтому сотрудники обычно очень торопятся. В момент, когда вагон уже осмотрен, но двери еще не закрылись, можно заскочить в состав и прокатиться «под оборот» — доехать до тупика, сменить направление движения и снова вернуться на станцию.

Почему не прислоняться к дверям

Потому что это и в самом деле небезопасно! Есть такие неисправности, при которых двери начинают открываться и закрываться сами собой, без участия машиниста. Это редкость, но перестраховаться не помешает: при такой поломке на ходу можно запросто выпасть из вагона.

Как сократить переходы

На некоторых станциях опытные пассажиры пользуются совсем не теми переходами, куда ведет табличка. Потому что есть пути быстрее и короче. Так, с «Театральной» на «Охотный Ряд» можно пройти через эскалатор, помеченный «Выход в город на “Охотный Ряд”». Противоположный эскалатор на «Театральной» помогает таким же образом сократить путь до «Площади Революции». Переход с «Павелецкой»-кольцевой на радиальную можно сократить с помощью эскалатора в конце зала. Он ведет в круглый вестибюль, где в десяти шагах — второй эскалатор. С «Тургеневской» на «Чистые пруды» тоже можно перейти по эскалатору с указанием «Выход в город». При движении с «Тургеневской» после эскалатора нужно пойти налево, с «Чистых прудов» — направо и сесть на эскалатор вниз.

О чем говорят голоса

Остановки в метро объявляются женским и мужским голосами. Это сделано специально для невидящих пассажиров: диктор-мужчина произносит объявления, когда состав идет по направлению к центру, диктор-женщина — из центра. На Кольце женский голос включается при движении против часовой стрелки (женщинам лишь бы высказаться против), мужской — по часовой.

Как «прочесть» эскалатор

Вечный вопрос: почему поручни эскалатора движутся быстрее или медленнее ступенек? Поручни приводит в действие приводной блок, который из-за трения снашивается. Поэтому изначально диаметр блоков делается на 2% больше нужного, из-за чего поручни «бегут» быстрее. То есть если рука едет вперед ступенек, эскалатор новый. Если назад — эскалатор старый и нуждается в замене приводного блока.

Площадь Ревы – Театральная,3. Театральная – Охотный ряд,4. Чистые пруды – Тургеневская.Еще с БИЛ на Александровский Сад я хожу не через переход в середине станции, а через торец навстречу движения. Для хулиганов — можно с Третьяковской перейти на Новокузнецкую, если приехали с юга КРЛ, не через переход, а по одному из выключенных эскалаторов в торце станции.

Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы.

Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом.. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход.

Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор - Н. Н. Андриканис. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В конце перехода с «Охотного ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент.

Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, - через наземный вестибюль. Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки - подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты.

На мостике по прибытию поезда сразу толкучка начинается, так как переход узкий, и это единственный официальный путь перехода. Про переход в торце мало кто знает, и там перейти проще и быстрее. Посмотрел по схемам в программе pMetro, есть ещё переход через выход в город между Курскими АПЛ и КЛ. Но я не уверен, что путь там быстрее, как и в случае ЧП — Тургеневская. Я по цвету колонн написал.Так вот там в центре обеих станций переход, по которому с Белой на Красную прет тьма народа.

Курская АПЛ- Курская кольцевая, но там переход дольше получается, но зато не надо толкаться в узком переходе с лестницами. Если говорить о переходах через улицу, то в часы пик1. От Боровицкой до Александровского Сада быстрее пройти пешком мимо Библиотеки чем толкаться в двух переходах через БИЛ или Арбатскую.2.

Площадь Революции — Театральная — Охотный ряд

Ну и от Полянки конечно пешком до Третьяковской в сто раз быстрее, чем ехать туда через центр с пересадкой сначала на Чеховской. Он тоже более удобен, чем через середину станции. Опередил меня, тоже хотел об этом переходе написать.

В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Генеральный план реконструкции Москвы1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена.

Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Станция решена в тонах белого цвета. Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки. Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка.

К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно.

Может где и обсуждалось тема альтернативных переходов со станции на станцию. Входят в один пересадочных комплекс (прямого перехода с Охотного ряда на Площадь Революции и обратно — нет). Является довольно загруженной пересадкой в Московском метрополитене. Если по пунктам 1 — 3 я могу понять: официальные переходы намного длиннее и неудобнее, то зачем остальные?

Уважаемые гости столицы! А также москвичи (выяснилось, что многие москвичи тоже не в курсе. Да я и сам-то это обнаружил не так давно). Что в московском метро очень много кошмарных, длиннющих и утомительных переходов с ветки на ветку, особенно в центре – это, думаю, знают все. Особенно питерцы мне жаловались почему-то: насколько я понимаю, у них там большинство переходов устроено по тому же принципу, что у нас на «Китай-городе». Но не все знают, что иногда эту проблему можно легко обойти, надо только знать, где и как. Дело в том, что ветки московского метро обычно пересекаются под острым углом. И переходы с ветки на ветку в большинстве случаев представляют собой эскалатор, а чаще простую лестницу в центре зала. Поднявшись или спустившись по лестнице – огромное удовольствие, особенно если вместе с вами туда прется толпа народу, а у вас больные ноги, сумка на колесах или просто тяжелый рюкзак! – вы оказываетесь в более или менее длинном коридоре, ведущем в центр зала соседней станции. При этом – внимание, ноу-хау! – обе эти станции очень часто имеют общий наземный вестибюль. И эскалаторы, ведущие наверх (вот тут-то уж почти наверняка будет эскалатор!), выходят в общий зал, как правило, еще до турникетов. То есть вместо того, чтобы карабкаться вверх-вниз по лестницам и ходить по длинным тесным коридорам в толпе народа, можно просто пройти в конец зала, подняться по эскалатору, спуститься по другому, и вот вы уже на нужной станции. При этом эта возможность почти нигде не афишируется. На указателях значится: выход в город – в конце зала, переход на станцию такую-то - в центре зала. Топай, милый, по лесенке.

Самый яркий пример – «Павелецкая». Переход с «Павелецкой»-кольцевой на «Павелецкую»-радиальную – кажется, самый длинный в Москве. Плюс тесные крутые лестницы – фирменный знак «зеленой» ветки. Но я им уже несколько лет не пользовался. Эскалатор в конце зала ведет в круглый вестибюль, там буквально в десяти шагах – второй эскалатор, и все. На кольцевой выход в город один, не заблудишься, на радиальной – два, на переход – тот, что не к вокзалу. При этом на радиальной еще нарочно табличка висит у эскалатора: «Переход на Кольцевую линию в центре зала». Ага, спасибо. Я в курсе.

Или переход «Тургеневская» – «Чистые пруды». Коридор покороче, чем на «Павелецкой», зато в горочку. То же самое: выход в город (он там один на обеих станциях), от эскалатора с «Тургеневской» - налево, с «Чистых прудов», соответственно – направо, эскалатор вниз.

«Театральная» – «Охотный ряд». Вот тут посложнее. На «Охотном ряду» два выхода в город, и каждый раз приходится заново вспоминать, на котором из них можно перейти на «Театральную». Кажется, на том, что к Большому театру, но надо будет проверить. А «Театральная» вообще очень запутанная станция, там легко заблудиться – но, опять же, если воспользоваться нужным эскалатором, не придется карабкаться по лестницам и блуждать по переходам. Короче, путь проверенный, но нуждается в уточнении.

Есть, говорят, еще такой же переход с «Театральной» на «Площадь революции», но я там никогда не был.

«Пушкинская» – «Тверская» – в принципе, там и переход довольно удобный, но, если вам ломы подниматься по лестнице, И У ВАС ИМЕЕТСЯ ПРОЕЗДНОЙ С НЕОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ ПОЕЗДОК, или вам не жалко потратить лишнюю поездку, можно подняться на эскалаторе, и тут же войти обратно и спуститься на эскалаторе на нужную станцию. Насчет проездного – важно, потому что, поднявшись наверх, вы окажетесь за турникетами. Имеет смысл, если у вас, например, тяжелый громоздкий груз, который неохота таскать по лестнице.

«Пушкинская» – «Чеховская» - второй переход обозначен официально, но нельзя сказать, что он намного удобнее другого: и там, и там лестницы и коридоры. Разве что вам лично удобнее перейти в конце платформы, а не в центре зала.

«Комсомольская» кольцевая-радиальная – в принципе, так тоже сделать можно, там эскалаторы выводят в один зал, но смысла не имеет: по пути к эскалаторам куча лестниц и переходов. Имеет смысл, только если официальный переход забит под завязку: на выходе лестницы и коридоры шире. Но на выходе обычно и толпа гуще, три вокзала все-таки.

«Библиотека имени Ленина», переход на «Александровский сад» и «Арбатскую» - два официальных перехода, но пользоваться удобнее тем, что в конце зала. Там широкая лестница и короткий проход, а в центре зала – лестница и длинный узкий коридор, выводящий в тот же самый проход. В часы пик туда лучше не соваться.

Это пока все, что я вспомнил. Предлагаю дополнить, систематизировать, и, может быть, выложить куда-нибудь, если этого еще не сделали. Я пока не нашел.