Партизанское движение в 1812 году. Партизанское движение – «дубина народной войны

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Специальность "СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ"

Кафедра культурологии

по курсу "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ КАК СРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА

Выполнил студент:

Головачева А.В.

Группы_сод-21

Проверил преподаватель:

Петухова Т.В.

Ульяновск 2010


Введение

2. История

4. География

5. Философия

6. Историческая наука

7. Литература

8. Изобразительное искусство

9. Архитектура

10. Музыка

Список литературы


Введение

Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В научной литературе термин "Арабская культура" употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата. В последнем значении понятие "Арабская культура" иногда отождествляют с понятием "мусульманская культура" (т. е. культура мусульманских народов) и его употребление является условным.


Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма - веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций. Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы "наваждением сатаны". Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в IX-Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. "Несчастье тому, - читаем мы в комментариях к Корану, - кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени"; "Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы". История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции. Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху феодализма.

2. История

На территории Аравийского полуострова Арабской культуре предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование Арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали Арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8-9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё - с античной и древневосточной цивилизацией. С конца 7 в. до середины 8 в. наряду с Дамаском, столицей Омейядов, главными центрами, определявшими формирование Арабской культуры, были Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Религиозные и философские идеи, первые достижения науки, каноны арабской поэзии, образцы архитектуры и т.п. получали распространение и дальнейшее развитие в провинциях Омейядского халифата, на обширной территории от Пиренеев до реки Инд. С образованием халифата Аббасидов (750) центр Арабской культуры на востоке Халифата переместился из Сирии в Ирак, в основанный в 762 Багдад, который почти три столетия был средоточием лучших культурных сил мусульманского Востока. В 9-10 вв. Арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло). Разделение отраслей знания в Арабской культуре условно, т.к. для неё, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей Арабской культуры. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом. Важным фактором расцвета Арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов). Обогащению Арабской культуры способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между народами мусульманского Востока, а также оживлённые связи с многими странами Востока и Европы. Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужению сферы распространения Арабской культуры и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие так называемая арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры Арабской культуры перемещаются в Сирию, Египет, Испанию. В Сев. Африке при Фатимидах (10-12 вв.) и Айюбидах (12-13 вв.) продолжалось развитие лучших традиций Арабской культуры в области науки, литературы, искусства и материальной культуры, хотя и с меньшим влиянием на общий прогресс культуры народов мусульманского Востока, чем в 8 - 1-й половине 10 вв. К концу 10 в. Багдад уступил первенствующую роль Каиру. Значение Арабской культуры 8-10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные усилия деятелей Арабской культуры последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия. Хотя научные и эстетические традиции Арабской культуры не прерывались, но со 2-й половины 13 в. в творчестве деятелей Арабской культуры возобладало эпигонское направление, компилятивное в науке и подражательное в литературе. Отдельные исключения не могли повлиять на общее состояние духовного застоя и на всё более заметное отставание развития Арабской культуры от темпов культурного прогресса в др. странах мусульманского Востока (Иран, Средняя Азия в 14-15 вв., Османская Турция в 16 в.) и в Европе. Блестящий расцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10-15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии арабской философии [аль-Фараби, около 870 - около 950; Ибн Сина (Авиценна), 980-1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126-1198). В поэзии и литературе были созданы произведения, вошедшие в число лучших художественных памятников Арабской культуры Всемирную известность приобрели памятники испано-мавританского зодчества и прикладного искусства. Крупным достижением Арабской культуры позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332-1406) историко-философской теории общественного развития.

В 16 в. арабские страны превратились в провинции Османской империи. Арабская культура пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульманских учёных. Качественно новый период развития Арабской культуры начинается с 1-й половины 19 в. В обстановке экономического и политического возрождения арабских стран в новое время, в условиях начала развития национально-освободительного движения и, наконец, складывания независимых арабских государств происходит формирование современной Арабской культуры, преимущественно в рамках каждой из арабской стран.

3. Точные и естественные науки

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Запад Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Западная Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в арабском переводе дошли до нас "Механика" Герона и многие трактаты Архимеда. Через носителей Арабской культуры в европейский обиход вошли многие технические новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии. 9-11 вв. - период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. В связи с распадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-арабской культуры - Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в обсерватории трудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 - после 1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в. функционировал "Дом знания", в котором работали астроном Ибн Юнус (950--1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039); в 1004 здесь была построена обсерватория. На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение на арабском языке, посвященное арифметике, - трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль-Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль-Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. В сочинениях Абу-ль-Вефы (940-998), среднеазиатского учёного аль-Бируни (973-1048, по другим данным - после 1050), Омара Хайяма, Насирэддина Туей (1201-80, по другим данным - 1274 или 1277), Каши были разработаны и систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма - теорию и классификацию кубических уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и др. Большой интерес представляют геометрический трактат братьев "сыновей Мусы" ("бану Муса") 9 в., сочинения Абу-ль-Вефы по практической геометрии, трактаты Ибн Курры (около 836-901), трактат Ибн аль-Хайсама о квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, исследования ан-Найризи (9-10 вв.), Ибн Курры, Ибн аль-Хайсама, Омара Хайяма, Туей и др. по теории параллельных линий. Математики стран ислама превратили плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математическую дисциплину. В трудах Хорезми, аль-Марвази, аль-Баттани, Бируни, Насирэддина Туей были введены все шесть тригонометрических линий в круге, установлены зависимости между тригонометрическими функциями, исследованы все случаи решения сферических треугольников, получены важнейшие теоремы тригонометрии, составлены различные тригонометрические таблицы, отличавшиеся большой точностью. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийских астрономических сочинений - сиддхант. Центром переводческой деятельности был "Дом мудрости" и обсерватория при нём в Багдаде. Переводы индийских астрономических трактатов были сделаны аль-Фазари - отцом (умер около 777) и сыном (умер около 796), и Якубом ибн Тариком (умер около 96). Отправляясь от греческих методов моделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабские астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Даже в трактатах по астрологии содержались элементы важных естественно-научных знаний. Широкое распространение получили зиджи - собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии. До нас дошло около 100 зиджей 13-15 вв. Около 20 из них составлены на основании собственных наблюдений авторов в обсерваториях многих городов: Бируни в Газни, Баттани в Ракке, Ибн Юнуса в Каире, Насирэддина Туей в Мараге, Каши в Самарканде и др. Значительной точности добились арабские астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжалась дальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах - корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Многие учёные работали в области минералогии [сочинения Бируни, Хазини, учёного и врача ар-Рази]. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в "Каноне Масуда", "Минералогии" Бируни, в "Книге знания" Ибн Сины. "Оптика" Ибн аль-Хайсама была широко известна в Западной Европе. Большие успехи были достигнуты в медицине. "Канон врачебной науки" Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Западной Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864-925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии. Некоторое развитие получили химия и ботаника.

4. География

арабский культура цивилизация ислам

По обилию географических сведений, разнообразию жанров и количеству произведений арабской географии литература не имеет аналогии в средневековой географии. Арабские географы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, а также ряда стран, в том числе Европы, Сев. и Центр. Африки, побережья Вост. Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Их труды являются важнейшим, а иногда единственным свидетельством о многих народах средневековья. Характерным для арабской географической науки является то, что в своих теоретических построениях она исходила, вопреки накопленным ею реальным сведениям о географии Земли, из птолемеевской картины мира и его географической теории. Картографический материал обычно воспроизводил карты Птолемея или схематические карты, восходившие к древнеиранским прототипам. Географические представления доисламских арабов отражены в древней поэзии и Коране. Появление на рубеже 8-9 вв. переводов и обработок астрономо-географических трудов античных авторов, особенно Птолемея, положило начало арабской научной географии, применявшей расчётные правила и таблицы сферической астрономии. Высшим достижением этой отрасли арабской географии наряду с трудами Баттани и Хорезми являются астрономо-географические и геодезические сочинения Бируни. В 9 в. появились и первые образцы описательной географии [сочинения Ибн Хордадбеха (около 820 - около 912/913), Кудамы ибн Джафара (1-я половина 10 в.), аль-Якуби (умер 897 или 905)], а также рассказы о путешествиях, содержащие фантастические и реальные сведения о странах и народах за предлами Халифата (сборник Абу Зайда ас-Сирафи, начало 10 в.; соч. Бузурга ибн Шахрияра и др.). Жанр описания путешествий развивался и в последующем (записки Ибн Фадлана, 10 в., Абу Дулафа, 10 в.; дневники путешествий Абу Хамида аль-Гарнати, умер 1170, Ибн Джубайра, умер 1217, и Ибн Баттуты, 1304-1377, описание путешествия в Россию патриарха Макария Антиохийского и др.). Расцвет арабской географической литературы падает на 10 в. Особенно значительными были труды представителей классической школы арабской географии, посвященные описанию торговых путей и областей мусульманского мира и содержащие богатейший географический и историко-культурный материал (труды аль-Истахри, Ибн Хаукаля, 10 в., аль-Мукаддаси, 946/947 - около 1000). в 11-14 вв. возникли жанры географических словарей и общих описаний Вселенной - космографии, суммировавшие накопленный ранее географический материал (словари Якута, 1179-1229, аль-Бакри, умер 1094, космографии аль-Казвини, умер 1283, ад-Димашки, умер 1327, Абу-ль-Фиды). В Европе наибольшую известность получил алъ-Идриси (1100-1165 или 1161). Его сочинения с 70 картами считалось лучшим географическим трактатом в средние века. Помимо описания мусульманского Востока, оно содержит разнообразные сведения о странах и народах Зап. и Вост. Европы. Последующее развитие географии шло преимущественно по линии создания обширных компиляций, особенно космографий и историко-топографических описаний отдельных городов и стран (например, сочинения аль-Макризи). Большую ценность представляют географические разделы в сочинениях ан-Нувайри, аль-Умари, аль-Калькашанди и др. Крупным вкладом в арабскую географическую науку явились труды лоцмана Васко да Гамы - Ибн Маджида (15 в.) и аль-Мехри (16 в.), обобщившие теорию и многовековую практику арабского мореплавания.

5. Философия

Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков,исходивших из эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений. Предыстория возникновения на арабском Востоке собственно философской мысли относится ко 2-й половине 8 в. и связана с мутазилитами, ранними представителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждения вопросов о божественных атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религиозной проблематики, но и подрывавших веру в некоторые основные догматы ислама. Так, последовательно проводя идею монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительных атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорического толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой - расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков. В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874 - 935/936), направивших рациональную теологию в русло философской защиты догматов о божественном провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин "калам" и главным образом её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение. В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Используя вместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического пантеизма. Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-Газали (1059-1111) - крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. В своей критике "еретических" и "противоверных" взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистическую теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165- 1240). В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие античные учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточными перипатетиками открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толкования догматов ислама. Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди (около 800 - 879), который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой "отдалённой причине", развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологические и гносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения. В 12 в. центр философской мысли перемещается на Запад мусульманского мира - в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистического озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорической форме концепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе с ней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение. Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины. Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории. Арабская философия обрела вторую жизнь в Европе - в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда) и других борцов против официальной идеологии католицизма.

6. Историческая наука

Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Материалом для ранних памятников исторической литературы на арабском языке послужили историко-генеалогические предания арабских племён, полулегендарные сообщения о доисламских государствах в Южной Аравии и об арабских княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в арабской историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранического представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманских генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогическое дерево арабов с библейской "таблицей народов". Значительную роль в создании историографии сыграли развитие астрономических знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иранского историко-эпического предания (переводы "Книги царей" сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианских преданий. Средневековая арабская историография исходит из теологического истолкования хода всемирной истории как осуществления божественного замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческим опытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинством мусульманских историков, особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер 1030). Арабские историки не пошли дальше повествовательной истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению исторических событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества. Предшественниками профессиональных арабских историков были знатоки и собиратели родословий и устных племенных преданий. Эти материалы были систематизированы Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены и записаны его сыном Хишамом (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер 811), Сухайм ибн Хафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибн Баккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри (умер 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхана (около 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (умер 845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в средние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманских святых. Для 2-й половины 8 - середины 9 вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в Халифате 7 - начале 8 вв. [Абу Михнаф (умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и особенно аль-Мадаини (умер около середины 9 в.)]. Центром арабской историографии надолго стал Ирак. Со 2-й половины 9 в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связное историческое повествование. Наиболее значительными были труды аль-Белазури (около 820 - около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (умер около 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9 - 1-я половина 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской общины, описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого жанра - многотомная "История пророков и царей" ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзы аль-Исфахани (умер во 2-й половине 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн аль-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

В связи с формированием местного политического самосознания в государствах, сложившихся на территории Аббасидского халифата, в историографии со 2-й половины 10 в. преобладают династийная и местная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т.п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвященные истории секретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби. 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани, умер 971). Местную историографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций, например истории Мекки - аль-Азраки (умер около 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 - 893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульманской Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (около 796-853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (умер во 2-й половине 10 в.), в которой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и литературе Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведено биографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографических сочинений характерно соединение анналов с политической биографией.

Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси (умер 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Одно из главных мест в арабской историографии занимает собственно биографическая литература: общие биографические словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97 - 1363), своды биографий деятелей в области философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172-1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали не только в арабских, но и в других странах мусульманского Востока, в том числе в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха турецкого господства (16 - начало 20 вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 - 1632) и биографическое сочинение египетского историка аль-Хафаджи (умер 1659).

7. Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII--X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника "Хамаса" ("Песни доблести"), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология "Китаб ал-Агани" ("Книга песен"), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях. Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению. Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - "не знающий чувства меры". Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы. Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973--1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему изучить Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики "Обязательность необязательного", "Послание о прощении", "Послание об ангелах"). В X--XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок "Тысяча и одна ночь". В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи. Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048--1122), персидскому поэту, ученому, его стихи - философские, гедонические и вольнодумные рубаи. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII--IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских деятелей науки и культуры относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

8. Изобразительное искусство

Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность "языка" средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его "ковровостью", тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент - "музыка для глаз" - играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих - линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента - текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусу льманина праведным делом. Одна из основных особенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, (в отличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья), состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративный характер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.

9. Архитектура

Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок - подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты - башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе - здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) - декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема - особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Типы архитектурных сооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми памятниками зодчества являлись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) – гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колонной арабской мечети (мусульманский храм). Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы без обозначения главного входа. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды опор, расположенные поперек движения к михрабу (богато украшенная ниша в стене, обозначающая направление к Мекке). С древности рядом с мечетью воздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин – специальный служащий при мечети – созывает мусульман на молитву). Минарет непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другими городскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностью неба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собой форм минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с виду напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонное небо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление на современников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепными мозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены архитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри.

10. Музыка

Расцвет классической арабской музыки берет свое начало с конца У11 в. В эпоху Средневековья богатая светская вокально-инструментальная арабская музыка оказала сильнейшее воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на формирование некоторых видов европейских музыкальных инструментов. К этому времени высокого уровня развития достигает и арабская музыкальная наука. Традиционно классическая арабская музыка носит преимущественно вокальный характер. Это объясняется необычной восприимчивостью арабов к пению, такой сильной, что у многих как говорится "улетала душа". Самый популярный жанр в то время был вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежала певцу.


В целом можно выделить общие особенности исламского типа культуры и искусства:

· религиозный характер, строгий запрет на изображения Бога;

· новаторство не свойственно, ибо, как правило, используются приемы и темы искусства завоеванных народов;

· отсутствие единого стиля способствует развитию местных школ (турецкая, персидская, испано-арабская и т.д.);

· этому типу культуры и искусства не характерен реализм, так как ислам запрещает изображать живых существ.

Культура Арабского Востока, распространившись на огромную территорию оказала большое влияние не только на культуру, искусство и образ жизни многочисленных исламских государств, но и на культуру тех народов, с которыми контактировала на протяжении всей своей многовековой истории. Средневековая культура Арабского Востока на протяжении многих веков была фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию. В то же время – это своеобразный мост между двумя мирами, религиями и культурами, где встречаются, чтобы уже никогда не расстаться – Восток и Запад.


Список литературы

1) Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 480 с. - ISBN - 978-5-488-01034-5

Информативные ответы на все вопросы курса «История мировой и отечественной культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат

География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся

на VIII–XI вв.:

1) успешно развивалась поэзия;

2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»;

3) переводилось множество произведений античных авторов.

Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:

1) суннизм;

3) ваххабизм.

Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

Неудачное начало войны и отступление русской армии вглубь своей территории показали, что силами одних регулярных войск враг вряд ли может быть повергнут. Для этого необходимы были усилия всего народа. В подавляющем большинстве занятых врагом областей он воспринял «Великую армию» не как своего освободителя от крепостной зависимости, а как поработителя. Очередное нашествие «иноплеменных» и было воспринято подавляющим большинством населения как нашествие, имевшее целью искоренить веру православную и утвердить безбожие.

Говоря о партизанском движении в войну 1812 г., следует пояснить, что собственно партизанами были временные отряды из военнослужащих регулярных частей и казаков, целенаправленно и организованно создававшиеся русским командованием для действий в тылу и на коммуникациях противника. А для описания действий стихийно создававшихся отрядов самообороны поселян был введён термин «народная война». Поэтому народное движение в Отечественной войне 1812 г. является составной частью более общей темы «Народ в войне Двенадцатого года».

Некоторые авторы начало партизанского движения в 1812 г. связывают с манифестом от 6 июля 1812 г., как бы разрешавшем крестьянам взяться за оружие и активно включаться в борьбу. В действительности дело обстояло несколько иначе.

Еще до начала войны подполковником была составлена записка о ведении деятельной партизанской войны. В 1811 г. была издана на русском языке работа прусского полковника Валентини «Малая война». Однако в русской армии смотрели на партизан со значительной долей скептицизма, видя в партизанском движении «пагубную систему раздробительного действия армии».

Народная война

С вторжением наполеоновских полчищ местные жители первоначально просто оставляли села и уходили в леса и районы, отдаленные от военных действий. Позднее, отступая через Смоленские земли, командующий русской 1-й Западной армией призвал соотечественников взяться за оружие против захватчиков. В его воззвании, которое, очевидно, было составлено на основе работы прусского полковника Валентини, указывалось, как действовать против неприятеля и как вести партизанскую войну.

Она возникла стихийно и представляла собой выступления мелких разрозненных отрядов местных жителей и отставших от своих частей воинов против грабительских действий тыловых частей наполеоновской армии. Пытаясь защитить свое имущество и продовольственные запасы, население было вынуждено прибегать к самообороне. По воспоминаниям , «в каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами, а некоторые из них с огнестрельным оружием».

Французские фуражиры, посылаемые в деревни за продовольствием, сталкивались не только с пассивным сопротивлением. В районе Витебска, Орши, Могилева отряды крестьян совершали частые дневные и ночные налеты на обозы противника, уничтожали его фуражиров, брали в плен французских солдат.

Позднее разграблению подверглась и Смоленская губерния. Некоторые исследователи считают, что именно с этого момента для русского народа война стала отечественной. Здесь же наиболее широкий размах приобрело и народное сопротивление. Оно началось в Красненском, Поречском уездах, а затем в Бельском, Сычевском, Рославльском, Гжатском и Вяземском уездах. Первое время, до воззвания М.Б. Барклая де Толли, крестьяне опасались вооружаться, боясь, как бы их потом не привлекли к ответственности. Однако впоследствии этот процесс активизировался.


Партизаны в Отечественной войне 1812 г.
Неизвестный художник. 1-я четверть XIX в.

В г. Белом и Бельском уезде крестьянские отряды нападали на пробиравшиеся к ним партии французов, уничтожали их или забирали в плен. Руководители сычевских отрядов исправник Богуславский и майор в отставке Емельянов вооружали своих поселян отобранными у французов ружьями, установили должный порядок и дисциплину. Сычевские партизаны за две недели (с 18 августа по 1 сентября) 15 раз нападали на неприятеля. За это время они уничтожили 572 солдата и взяли в плен 325 человек.

Жители Рославльского уезда создали несколько конных и пеших крестьянских отрядов, вооружив селян пиками, саблями и ружьями. Они не только защищали свой уезд от противника, но и нападали на мародеров, пробиравшихся в соседний Ельненский уезд. Много крестьянских отрядов действовало в Юхновском уезде. Организовав оборону по р. Угре, они преграждали путь противнику в Калуге, оказывали существенную помощь армейскому партизанскому отряду Д.В. Давыдова.

В Гжатском уезде активно действовал и другой отряд, созданный из крестьян, во главе которого стоял , рядовой Киевского драгунского полка. Отряд Четвертакова стал не только защищать деревни от мародеров, но нападать на противника, нанося ему ощутимые потери. В результате на всем пространстве в 35 верст от Гжатской пристани земли не были разорены, при том что все окрестные деревни лежали в руинах. За этот подвиг жители тех мест «с чувствительною благодарностию» назвали Четвертакова «спасителем той стороны».

Также поступил и рядовой Еременко. С помощью помещика с. Мичулово по фамилии Кречетов он также организовал крестьянский отряд, с которым 30 октября истребил 47 человек со стороны неприятеля.

Особенно активизировались действия крестьянских отрядов в период пребывания русской армии в Тарутино. В это время они широко развернули фронт борьбы в Смоленской, Московской, Рязанской и Калужской губерниях.


Бой можайских крестьян с французскими солдатами во время и после Бородинского сражения. Раскрашенная гравюра неизвестного автора. 1830-е гг.

В Звенигородском уезде крестьянские отряды уничтожили и взяли в плен более 2 тыс. французских солдат. Здесь прославились отряды, руководителями которых были волостной голова Иван Андреев и сотенный Павел Иванов. В Волоколамском уезде подобными отрядами руководили отставной унтер-офицер Новиков и рядовой Немчинов, волостной голова Михаил Федоров, крестьяне Аким Федоров, Филипп Михайлов, Кузьма Кузьмин и Герасим Семенов. В Бронницком уезде Московской губернии крестьянские отряды объединяли до 2 тыс. человек. История сохранила нам имена наиболее отличившихся крестьян из Бронницкой округи: Михаила Андреева, Василия Кириллова, Сидора Тимофеева, Якова Кондратьева, Владимира Афанасьева.


Не замай! Дай подойти! Художник В.В. Верещагин. 1887-1895 гг.

Наиболее крупным крестьянским отрядом в Подмосковье был отряд богородских партизан. В одной из первых публикаций за 1813 г. об образовании этого отряда писалось, что «экономических волостей Вохновской голова , сотенный Иван Чушкин и крестьянин , Амеревской голова Емельян Васильев собрали подведомственных им крестьян, пригласили также и соседственных».

Отряд насчитывал в своих рядах около 6 тыс. человек, предводителем этого отряда стал крестьянин Герасим Курин. Его отряд и другие менее крупные отряды не только надежно защищали всю Богородскую округу от проникновения французских мародеров, но и вступали в вооруженную борьбу с войсками противника.

При этом следует отметить, что в вылазках против неприятеля участвовали даже женщины. Впоследствии эти эпизоды обросли легендами и в отдельных случаях даже отдаленно не напоминали о реальных событиях. Характерный пример - с , которой народная молва и пропаганда того времени приписали ни много ни мало руководство крестьянским отрядом, чего в реальной действительности не было.


Французские гвардейцы под конвоем бабушки Спиридоновны. А.Г. Венецианов. 1813 г.



Подарок детям в память о событиях 1812 года. Карикатура из серии И.И. Теребенева

Крестьянские и партизанские отряды сковывали действия наполеоновских войск, наносили урон живой силе врага, уничтожали военное имущество. Смоленская дорога, которая оставалась единственной охраняемой почтовой трассой, ведущей из Москвы на запад, постоянно подвергалась их налетам. Они перехватывали французскую корреспонденцию, особенно ценную доставляли в главную квартиру русской армии.

Действия крестьян были высоко оценены русским командованием. «Крестьяне, - писал , - из прилежащих к театру войны деревень наносят неприятелю величайший вред... Они во множестве убивают неприятеля, а взятых в плен доставляют к армии».


Партизаны в 1812 г. Художник Б. Зворыкин. 1911 г.

По разным оценкам, крестьянскими формированиями было взято в плен свыше 15 тыс. человек, столько же истреблено, уничтожены значительные запасы фуража и вооружения.


В 1812 году. Пленные французы. Худ. И.М. Прянишников. 1873 г.

За период войны многие активные участники крестьянских отрядов были награждены. Император Александр I распорядился наградить людей, подначальных графу : 23 человека «начальствовавших» - знаками отличия Военного ордена (Георгиевскими крестами), а прочих 27 человек - специальной серебряной медалью «За любовь к отечеству» на Владимирской ленте.

Таким образом, в результате действий войсковых и крестьянских отрядов, а также ратников ополчений противник был лишен возможности расширить контролируемую им зону и создавать дополнительные базы для снабжения главных сил. Ему не удалось укрепиться ни в Богородске, ни в Дмитрове, ни в Воскресенске. Была сорвана его попытка получить дополнительную коммуникацию, которая связала бы главные силы с корпусами Шварценберга и Ренье. Не удалось также противнику захватить Брянск и выйти к Киеву.

Армейские партизанские отряды

Большую роль в Отечественной войне 1812 г. сыграли и армейские партизанские отряды. Мысль о их создании возникла ещё до Бородинского сражения, и была результатом анализа действий отдельных кавалерийских частей, по воле обстоятельств попавших на тыловые коммуникации противника.

Первыми партизанские действия начал генерал от кавалерии , сформировавший «летучий корпус». Позднее, 2 августа, уже М.Б. Барклай де Толли распорядился создать отряд под командованием генерала . Он возглавил объединенные Казанский драгунский, Ставропольский, Калмыцкий и три казачьих полка, которые начали действовать в районе г. Духовщины на флангах и в тылу противника. Его численность составляла 1300 человек.

Позднее основная задача партизанских отрядов была сформулирована М.И. Кутузовым: «Поскольку ныне осеннее время наступает, через что движения большою армиею делается совершенно затруднительным, то и решился я, избегая генерального боя, вести малую войну, ибо раздельные силы неприятеля и оплошность его подают мне более способов истреблять его, и для того, находясь ныне в 50 верстах от Москвы с главными силами, отдаю от себя немаловажные части в направлении к Можайску, Вязьме и Смоленску».

Армейские партизанские отряды создавались преимущественно из наиболее подвижных казачьих частей и были неодинаковыми по своей численности: от 50 до 500 человек и более. Им ставилась задача внезапными действиями в тылу противника нарушать коммуникации, уничтожать его живую силу, наносить удары по гарнизонам, подходящим резервам, лишать врага возможности добывать себе продовольствие и фураж, следить за передвижением войск и доносить об этом в главную квартиру русской армии. Между командирами партизанских отрядов по мере возможности было организовано взаимодействие.

Главным преимуществом партизанских отрядов была их мобильность. Они никогда не стояли на одном месте, постоянно находясь в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны.

Широкую известность получили партизанские отряды Д.В. Давыдова, и др.

Олицетворением всего партизанского движения стал отряд командира Ахтырского гусарского полка подполковника Дениса Давыдова.

Тактика действий его партизанского отряда сочетала в себе стремительный маневр и нанесение удара на неподготовленного к бою противника. Для обеспечения скрытности партизанскому отряду приходилось практически постоянно быть на марше.

Первые удачные действия ободрили партизан, и Давыдов решил сделать нападение на какой-нибудь неприятельский обоз, идущий по главной Смоленской дороге. 3 (15) сентября 1812 г. у Царева-Займища на большой Смоленской дороге произошел бой, в ходе которого партизаны взяли в плен 119 солдат, двух офицеров. В распоряжении партизан оказались 10 провиантских повозок и повозка с патронами.

М.И. Кутузов внимательно следил за храбрыми действиями Давыдова и придавал очень большое значение расширению партизанской борьбы.

Помимо отряда Давыдова, существовало немало других известных и успешно действовавших партизанских отрядов. Осенью 1812 г. они сплошным подвижным кольцом окружили французскую армию. В составе летучих отрядов действовало 36 казачьих и 7 кавалерийских полков, 5 эскадронов и команда легкой конной артиллерии, 5 полков пехоты, 3 батальона егерей и 22 полковых орудия. Таким образом, Кутузов придал партизанской войне более широкий размах.

Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорты и обозы противника, захватывали курьеров, освобождали русских пленных. Ежедневно к главнокомандующему поступали донесения о направлении движения и действиях отрядов противника, отбитая почта, протоколы допросов пленных и прочие сведения о противнике, которые находили отражение в журнале военных действий.

На Можайской дороге действовал партизанский отряд капитана А.С. Фигнера. Молодой, образованный, прекрасно знавший французский, немецкий и итальянский языки, он нашёл себя в борьбе с иноплеменным врагом, не боясь при этом погибнуть.

С севера Москву блокировал крупный отряд генерала Ф.Ф. Винцингероде, который, выделяя мелкие отряды к Волоколамску, на Ярославскую и Дмитровскую дороги, преграждал доступ войскам Наполеона в северные районы Подмосковья.

При отводе главных сил русской армии Кутузов из района Красной Пахры выдвинул к Можайской дороге в район с. Перхушково, расположенного в 27 верстах от Москвы, отряд генерал-майора И.С. Дорохова в составе трех казачьих, гусарского и драгунского полков и полуроты артиллерии с целью «сделать нападение, стараясь истребить парки неприятельские». Дорохову предписывалось не только наблюдать за этой дорогой, но и наносить противнику удары.

Действия отряда Дорохова получили одобрение в главной квартире русской армии. Только за первый день ему удалось уничтожить 2 эскадрона кавалерии, 86 зарядных фур, пленить 11 офицеров и 450 рядовых, перехватить 3 курьеров, отбить 6 пудов церковного серебра.

Отведя армию на Тарутинскую позицию, Кутузов сформировал еще несколько армейских партизанских отрядов, в частности отряды , и . Действия этих отрядов имели важное значение.

Полковник Н.Д. Кудашев с двумя казачьими полками был направлен на Серпуховскую и Коломенскую дороги. Его отряд, установив, что в селе Никольском находится около 2500 французских солдат и офицеров, внезапно напал на противника, уничтожил более 100 человек и 200 взял в плен.

Между Боровском и Москвой дороги контролировались отрядом капитана А.Н. Сеславина. Ему с отрядом в 500 человек (250 донских казаков и эскадрон Сумского гусарского полка) было поручено действовать в районе дороги от Боровска к Москве, согласуя свои действия с отрядом А.С. Фигнера.

В районе Можайска и южнее действовал отряд полковника И.М. Вадбольского в составе Мариупольского гусарского полка и 500 казаков. Он выдвинулся к селению Кубинскому, чтобы нападать на неприятельские обозы и отогнать подальше его партии, овладев дорогой на Рузу.

Кроме того, в район Можайска был направлен также отряд подполковника численностью в 300 человек. Севернее, в районе Волоколамска, действовал отряд полковника , у Рузы - майора , за Клином в сторону ярославского тракта - казачьи отряды войскового старшины , у Воскресенска - майора Фиглева.

Таким образом, армия была окружена сплошным кольцом партизанских отрядов, препятствовавших ей проведению фуражировок в окрестностях Москвы, в результате чего в войсках противника наблюдался массовый падеж лошадей, и усиливалась деморализация. Это явилось одной из причин оставления Наполеоном Москвы.

О начавшемся выдвижении французских войск из первопрестольной опять-таки первыми узнали партизаны А.Н. Сеславина. При этом он, находясь в лесу у с. Фомичево, лично видел самого Наполеона, о чём немедленно доложил . О выдвижении Наполеона на новую Калужскую дорогу и об отрядах прикрытия (корпусе с остатками авангарда ) немедленно было доложено в главную квартиру М.И. Кутузову.


Важное открытие партизана Сеславина. Неизвестный художник. 1820-е годы.

Кутузов направил Дохтурова к Боровску. Однако уже по пути Дохтуров узнал о занятии Боровска французами. Тогда он пошел к Малоярославцу, чтобы воспрепятствовать продвижению противника к Калуге. Туда же стали подтягиваться и главные силы русской армии.

После 12-часового марша Д.С. Дохтуров к вечеру 11 (23) октября подошел к Спасскому и соединился с казаками . А уже утром вступил в бой на улицах Малоярославца, после которого французам оставалась лишь одна дорога к отходу - Старая Смоленская. А опоздай тогда донесение А.Н. Сеславина, французы обошли бы русскую армию под Малоярославцем, и каков бы тогда был дальнейший ход войны - неизвестно…

К этому времени партизанские отряды были сведены в три крупных партии. Одна из них под командованием генерал-майора И.С. Дорохова, состоявшая из пяти батальонов пехоты, четырех эскадронов кавалерии, двух казачьих полков при восьми орудиях, 28 сентября (10 октября) 1812 г. пошла на штурм г. Вереи. Противник взялся за оружие лишь тогда, когда русские партизаны уже ворвались в город. Верея была освобождена, а около 400 человек Вестфальского полка со знаменем были взяты в плен.


Памятник И.С. Дорохову в г. Верее. Скульптор С.С. Алешин. 1957 г.

Непрерывное воздействие на противника имело большое значение. Со 2 (14) сентября по 1 (13) октября по разным подсчетам противник потерял только убитыми около 2,5 тыс. человек, 6,5 тыс. французов было взято в плен. Их потери увеличивались с каждым днем в связи с активными действиями крестьянских и партизанских отрядов.

Для обеспечения транспортировки боеприпасов, продовольствия и фуража, а также безопасности на дорогах французскому командованию приходилось выделять значительные силы. В совокупности все это существенным образом сказывалось на морально-психологическом состоянии французской армии, которое ухудшалось с каждым днем.

Большой удачей партизан по праву считается бой у с. Ляхово западнее Ельни, произошедший 28 октября (9 ноября). В нем партизаны Д.В. Давыдова, А.Н. Сеславина и А.С. Фигнера, усиленные полками , всего 3280 человек, напали на бригаду Ожеро. После упорного боя вся бригада (2 тыс. солдат, 60 офицеров и сам Ожеро) сдалась. Это был первый случай сдачи целой воинской части противника.

Остальные силы партизан также беспрерывно появлялись по обеим сторонам дороги и беспокоили своими выстрелами французский авангард. Отряд Давыдова, как и отряды других командиров, все время следовал по пятам за неприятельской армией. Полковнику , следовавшему по правому флангу от наполеоновской армии, приказано было заходить вперед, предупреждая противника и совершать набеги на отдельные отряды при их остановках. Большой партизанский отряд был направлен к Смоленску в целях истребления вражеских магазинов, обозов и отдельных отрядов. С тыла французов преследовали казаки М.И. Платова.

Не менее энергично партизанские отряды использовались в завершении кампании по изгнанию наполеоновской армии из России. Отряд А.П. Ожаровского должен был захватить г. Могилев, где находились большие тыловые склады противника. 12 (24) ноября его конница ворвалась в город. А через два дня партизаны Д.В. Давыдова прервали сообщение между Оршей и Могилевым. Отряд А.Н. Сеславина вместе с регулярной армией освободили г. Борисов и, преследуя противника, подошел к Березине.

В конце декабря весь отряд Давыдова по приказанию Кутузова влился в состав авангарда главных сил армии в качестве его передового отряда.

Партизанская война, развернувшаяся под Москвой, внесла весомый вклад в дело победы над армией Наполеона и изгнания врага из России.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба ВС РФ

Война заканчивается победой, когда в ней присутствует вклад каждого жителя, способного противостоять врагу. Изучая наполеоновское нашествие 1812 года, невозможно пропустить партизанское движение. Возможно, оно не получило такого развития, как подполье 1941-1945 гг., но его сплоченные действия нанесли ощутимый урон пестрой армии Бонапарта, собранной со всей Европы.

Наполеон упорно шел к Москве вслед за отступающим русским войском. Два корпуса, отправленные к Петербургу, увязли в осадах, и французский император искал иной повод усилить свои позиции. , он посчитал, что дело осталось за малым, и даже сказал приближенным: «Компания 1812 года закончена». Однако Бонапарт не учел некоторые детали. Его войско оказалось в глубине чужой страны, снабжение работало все хуже, дисциплина снижалась, солдаты начали мародерствовать. После этого неповиновение местного населения захватчикам, носившее до этого эпизодический характер, приобрело масштаб всеобщего восстания. На полях гнил несжатый хлеб, попытки торговых сделок игнорировались, доходило даже до того, что крестьяне сжигали собственные съестные запасы и уходили в леса, лишь бы не отдать ничего неприятелю. Партизанские отряды, организованные русским командованием еще в июле, стали активно принимать пополнение. Помимо собственно боевых вылазок, партизаны были хорошими лазутчиками и неоднократно доставляли армии очень ценные сведения о неприятеле.

Отряды на базе регулярной армии

Действия армейских объединений задокументированы и известны многим. Командиры Ф. Ф. Винцингероде, А. С. Фигнер, А. Н. Сеславин из числа офицеров регулярной армии провели множество операций в тылу противника. Самым знаменитым предводителем этих летучих отрядов стал лихой кавалерист Денис Давыдов. Назначенный уже после Бородино, он вывел их деятельность за пределы планировавшихся мелких диверсий в тылу врага. Изначально под начало Давыдова были отобраны гусары и казаки, но совсем скоро их разбавили представители крестьянства. Самой большой удачей стал бой под Ляховом, когда совместными усилиями с другими партизанскими отрядами были пленены 2000 французов во главе с генералом Ожеро. Наполеон отдал особое распоряжение насчет охоты за дерзким гусарским командиром, но никому так и не удалось его осуществить.

Народное ополчение

Те жители деревень, кто не хотел покидать обжитые места, пытались защищать родные селения собственными силами. Возникали стихийные отряды самообороны. В истории сохранилось немало достоверных имен руководителей этих объединений. Одними из первых отличились помещики братья Лесли, направившие своих крестьян под командование генерал-майора А. И. Оленина. Жители Богородского уезда Герасим Курин и Егор Стулов за свои заслуги получили по Знаку отличия Военного ордена. К той же награде и чину унтер-офицера были представлены простые солдаты Степан Еременко и Ермолай Четвериков — оба независимо друг от друга сумели организовать на Смоленщине настоящую армию из обученных крестьян. Широко разошлась история Василисы Кожиной, которая создала партизанский отряд силами подростков и женщин, оставшихся в селе. Кроме этих предводителей свой вклад в победу внесли тысячи их безымянных подчиненных. Но когда