Особняк зиминых и его культурное наследие.

Хорошие новости: ещё одним реставрированным особняком в Москве стало больше. В порядок на этот раз привели дом дореволюционного табачного фабриканта Зимина в Дегтярном переулке между Тверской и Малой Дмитровкой.

Нам удалось получить уникальные фотографии интерьеров дома до и после реставрации.

Просим ознакомиться с одним из интереснейших интерьеров Москвы —>

Большинство фотографий этого особняка в публикации сделано до или во время реставрации. Фото после реставрации ещё не показывались широкой публике. Спасибо огромное Вадиму Разумову за предоставленные материалы.

Дом в Дегтярном переулке снаружи выглядит довольно строго и скромно.

На фасаде значится год постройки здания:

В 1896 году по проекту архитектора Э.С. Юдицкого в переулке был возведен дом в популярном тогда эклектичном стиле. Перед Первой Мировой войной в 1913-1914 гг. капризная родственница фабриканта, Анна Зимина, радикально переделала интерьеры особняка, деньги у семьи nouveaux riche начала 20 столетия водились, и ей хотелось, чтобы всё выглядело «как в Версале».

Наслаждаться новым домом, правда, семье оставалось недолго, уже через три года после ремонта грянула революция, дом был национализирован, и в 1920-х здесь расположилось правление Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. Затем в Дегтярный переулок переехал Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. Сейчас дом занимает ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Рассмотрим интерьеры до реставрации.

Особняк откровенно деградировал

Более того, в советское время его ещё и сильно испортили косметическими ремонтами.

К счастью, большинство деталей сохранилось, но при этом требовало кропотливой реставрационной работы

Реставрация парадной лестницы:

Во время реставрации привели в надлежащий вид деревянную анфиладу. Восстановили облицовку стен мрамором на втором этаже. Воссоздали лепнину парадной лестницы и вестибюля.

Вернули на место и обработали специальным лаком кессонные потолки из цельного дуба. Отлили заново и отшлифовали латунные детали старинных русских печей и изразцы. Отреставрировали роспись на стенах и потолках.

В некоторые комнатах восстановили мозаичные полы, застеленные в советское время паркетом, а также заложили два пробитых в тот же период окна.

Несколько уникальных фото обновленных интерьеров:

Последние годы вообще радуют количеством грамотных реставраций, при этом многое делается за счет частных инвесторов – городские власти стимулируют их вкладываться в будущее и историю. Только в этом году в Москве отреставрировано 148 исторических зданий. Масштабы реставрации можно сравнить только с 1970 годами, когда, с одной стороны, Москва преобразилась под руководством Гришина, а, с другой стороны, нужно было готовиться к Олимпиаде-80 и также приводить город в порядок. Радует, что после разгромных 1990-х и начала 2000-х, когда масштаб разрушений можно вполне сравнить со сталинской реконструкцией города, теперь пришла эпоха созидания и исторической сознательности.

Ещё немного интерьеров

Главная лестница особняка после реставрации.

Кроме того, мы не показываем больше фотографий после реставрации по просьбе самого Вадима. Уже скоро, 15 ноября, в Музее архитектуры откроется фотовыставка, посвящённая реставрации особняка, где весь процесс можно будет увидеть наглядно. Следить за анонсами Музея архитектуры можно

Особняк Зиминых в Дегтярном переулке сегодня принимал важных гостей - мэра Москвы Сергея Собянина и главу Минкультуры РФ Владимира Мединского. Поводом стало завершение реконструкции в здании постройки конца XIX века, входящего в список памятников архитектуры федерального значения. МОСЛЕНТА вспоминает историю хоть и не крупного, но «достаточно симпатичного» особняка (по мнению Собянина).

Чудом сохранившийся облик

Особняк Зиминых впервые распахнул свои двери в 1896 году. Двухэтажное здание, расположенное в Дегтярном переулке, было построено для известного в Москве табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина. Потомственный почётный горожанин, он хотел иметь подходящие своему статусу жильё и к возведению усадьбы привлёк архитектора Эдмунда Юдицкого. Зодчий к этому времени уже успел поучаствовать в строительстве Доходного дома Толмачёвой в Камергерском переулке и пары других усадеб.

Сегодня особняк, выполненный в духе эклектики, считается редким образцом богатого особняка конца XIX - начала XX века. До наших дней хорошо сохранился архитектурный декор фасадов: он украшен ризалитом и колоннами тосканского ордера. В таком же хорошем состоянии сохранилось внутреннее роскошное убранство усадьбы: искусственный мрамор, лепнина, наборные паркеты, мозаичный пол парадной анфилады, деревянные подшивные потолки и живопись, которыми покрыты стены. Гостей усадьбы встречали бальный зал, и, как пишут некоторые СМИ, даже домашний театр.

Из рук в руки

За более чем столетнюю историю особняк неоднократно менял владельцев, и каждый привносил в его помещения что-то на свой вкус. Так, первые следы переделок интерьеров происходят уже в 1913-1914 годах, их приписывают родственнице табачного фабриканта Анне Зиминой.

В 20-х годах прошлого века здание переходит советским властям, и его помещения занимает Правление Коммунистического университета им. Свердлова. В этот период мозаичный пол закрывают паркетом, некоторые дверные проёмы замуровываются. Одним из последних обитателей особняка стал НИИ киноискусства ВГИКа. Институт находился в этих стенах до 2015 года.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Теперь же в особняке Зиминых размещается подразделение министерства культуры РФ, занимающееся восстановлением, обслуживанием и реставрацией памятников архитектуры федерального значения, которое долгое время «как сапожник без сапог находилось без собственного здания», сказал сегодня глава минкульта Владимир Мединский.

С нефтью под стеклом

В ходе реконструкции рабочие усилили несущие конструкции и перекрытия здания, восстанавливали кирпичную кладку. Также были воссозданы оригинальные облицовка стен из искусственного мрамора, лепнина, дубовый потолок конференц-зала и пол с мозаичным или паркетным покрытием.

В процессе строителями была сделана неожиданная находка: старинное нефтехранилище, представлявшее собой кирпичный резервуар трехметровой глубины. Он был похоронен под семью слоями асфальта. В резервуаре, по сведениям ТАСС , находилось чёрное вещество, которое было опознано сотрудниками МЧС как полуразложившийся мазут. Возможно, хранилище было необходимо для работавшей на мазуте котельной.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

По предварительной информации, хранилище вместе с нефтью собираются сделать туристическим объектом, добавляет агентство. Для этого резервуар закроют стеклянным колпаком.

Один из девяноста

Как сегодня журналистам сообщил мэр Сергей Собянин, в 2016 году, несмотря на финансовые сложности, была закончена реставрация 90 памятников, среди которых объекты Донского монастыря, Казанского вокзала, гостиницы «Дрезден», кондитерской фабрики «Большевик» и «таких небольших особнячков, как этот».

С 2011 по 2016 годы в Москве было отреставрировано 704 объекта культурного наследия, в результате чего доля памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилась с 39 до 6%.

Классицизм, модерн, неорусский стиль, эклектика, конструктивизм… Улицы Москвы сегодня можно читать как справочник по архитектурным направлениям. И с каждым годом становится все больше зданий, которые достойны внимания туриста, интересующегося московской архитектурой.

Список интересных московских исторических зданий пополнился еще одним особняком. В прошлом году была закончена реставрация Дома Зимина по адресу Дегтярный переулок, дом 8. Дом расположен в непосредственной близости от Тверской улицы. Снаружи небольшое двухэтажное здание с бледно-зелёным фасадом на первый взгляд ничем не примечательно, оно хорошо вписано в ряд бывших еще дореволюционных доходных домов по четной стороне старинного Дегтярного переулка. Но если присмотреться, то можно увидеть, что фасад дома хорошо отреставрирован и имеет ряд затейливых деталей: необычное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера, металлический козырёк с витыми подпорками, светильники в виде факелов, балкон с балясинами, над которым надпись «1896».

Самые ранние сведения о застройке домовладения 8 в Дегтярном переулке относятся к концу 18-го века. В 1889-м собственником участка стал московский предприниматель Николай Гаврилович Зимин. Есть предположение, что он занимался табачным бизнесом, но нет никаких подробных сведений о нем самом и его деле. Возможно, он как-то был связан с родом знаменитых купцов Зиминых, которые в основном занимались ткацким делом. Дом № 8 по Дегтярному переулку сегодня является памятником федерального значения, обозначен как Дом Зимина и на нем висит табличка с упоминанием имени Николая Гавриловича Зимина. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в том, что этот дом принадлежал именно ему. И такой вид особняк приобрел в 1896 году, когда он был оформлен в стиле эклектики по проекту архитектора Э. С. Юдицкого.

За свою долгую историю этот дом сменил много хозяев. После революции здесь располагалось правление коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. Потом особняк передали под научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК) ВГИК. После завершения реставрации в 2016 году в это здание переехало учреждение АУИПИК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». Именно это агентство как одно из подразделений Министерства культуры занимается эксплуатацией памятников федерального значения. Одной из его функций является поиск богатых предпринимателей, которые готовы взять в аренду руинизированные памятники истории на срок 49 лет по цене 1 руб. за 1 кв. м. и вложить в научную реставрацию несколько млн. долларов. Каким способом был отреставрирован в таком случае Дом Зимина, и как там оказалось Агентство, подробных сведений нет. Но утверждается, что реставрация была выполнена за внебюджетные деньги. С другой стороны, для того, чтобы памятник истории хорошо сохранялся, за ним надо хорошо ухаживать и агентство, наверное, знает в этом толк. Единственное, есть вопрос с возможностью посещения дома Зимина простыми любителями московской архитектуры. В 2017 году было всего пару экскурсий в Дом Зимина в дни культурного и исторического наследия в апреле—мае этого года и пару экскурсий в рамках проекта «Выход в город» в июле. Но этого явно мало. Воссозданные интерьеры Дома Зиминах стоят того, чтобы их увидеть.

За проект восстановления Дома Зимина реставраторы были удостоены премии «Московская реставрация — 2016». Реставраторами была проделана действительно большая и кропотливая работа. В вестибюле восстановлена согласно историческим чертежам парадная лестница, живописный плафон и остекление светового фонаря, лепной декор и полы из метлахской плитки. В помещениях второго этажа были выполнены работы по усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегородок, расчистке стен и потолков. Проведена полная реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов по сохранившимся единичным образцам, воссозданы латунные скобяные изделий, восстановлены утраченные элементы лепного декора и исторического паркета. В одном из помещений отреставрирована чудом сохранившаяся изразцовая печь-голландка, изготовленная в конце 19-го века «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», производившим знаменитый дулёвский фарфор.

Ниже несколько фотографий с нашей фотопрогулки по Дому Зимина в июле текущего года.

Поиски имущества региональных чиновников в России постепенно превращаются в своеобразный вид спорта. На этот раз журналистское расследование издания «ШАНС». привело к дому губернатора Хакассии Виктора Зимина.

Доподлинно неизвестно, является ли он владельцем дома, поскольку в последней декларации чиновника этот особняк примерной площадью в 1000 квадратных метров не фигурировал. Но и декларация была за 2017 год...

Однако, журналисты выяснили, что чиновник в этом доме точно живет. И, более того, даже переехал туда из городских элитных апартаментов. Впрочем, смущает даже не отсутствие дома в декларации, а его примерная стоимость. В первую очередь нужно понимать, что речь идет о целом маленьком жилищном комплексе, с участком, обнесенным кирпичным забором, домом для гостей и прочими постройками. Особняк, при этом, расположен в элитном районе Красный Абакан. Где земля стоит совсем не дёшево. В общем, по приблизительным подсчётам, «домик в деревне» обошелся Зимину, или его родственникам, если владельцы - они, примерно в 100 миллионов рублей.

Однако, декларация о доходах хакасского губернатора и его жены за 2009-2027 год дают совокупную сумму в 40 миллионов. И в связи с этим, всем очень интересно, где господин губернатор взял такие деньги.

Что касается проживания в этом особняке, то, живет там Зимин, как минимум, с зимы, поскольку фотографии с фрагментами строений этого дома и участка, стали появляться на странице губернатора в социальной сети примерно с февраля этого года.

К слову, площадь участка на котором стоит этот двухэтажный особняк составляет примерно 50-60 соток. На них разместились газоны, беседка, детская площадка и прочие хозяйственные постройки.

Интересно и то, что это не первый «загадочный дом» в биографии Виктора Зимина и его родственников. Как сообщает тот же «ШАНС», у сестры губернатора, был дом площадью 347 квадратных метров в поселке «Серебряные сосны», который в свое время продавался за 29 миллионов рублей. Это, конечно, не 100 миллионов, но тоже весьма внушительная сумма.

Интересно, кстати, в связи с этим домом, будут ли заданы губернатору Хакассии вопросы со стороны соответствующих компетентных и тщательно проверяющих органов? Кстати, сама по себе Хакассия не просто не богатый регион, а категорически наоборот.

К примеру, в 2017 году республика обращалась к федеральным властям с криком о помощи и выделении в бюджет 28,2 миллиардов рублей, поскольку, «сложилась катастрофическая ситуация в связи с потерями доходной части бюджета вследствие негативных тенденций в экономике прошлых лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». Долг региона на тот же год составлял 24,7 миллиарда рублей или 137% бюджета республики. То есть, фактически, Хакассия была одной из самых бедных территорий в России.

Однако, как показывает расследование «ШАНСа», далеко не все в республике бедствуют. Некоторые живут даже очень неплохо, и это очень, мягко говоря. С другой стороны, нужно отдать Виктору Зимину должное, он не особенно афишировал масштабы своего особняка, хотя и фотографировался на фоне построек на участке со своими собаками, и выкладывал эти фотографии в сеть.

Теперь, правда, широкая общественность увидела эти постройки и оценила, что называется, масштаб. Выборы в республике идут полным ходом и дело дошло уже до второго тура. А это значит, что Зимин воспринимается населением региона неоднозначно. Как повлияет это расследование и этот особняк на дальнейшие политические перспективы республиканского главы - вопрос нетривиальный.

В общем, кажется не всегда хорошо иметь домик в деревне. Особенно если его стоимость превышает семейные доходы за 8 лет более чем в два раза.

Немного истории родного края...

По пути вдоль реки Горенка к Акатово, есть Музей кузнечного мастерства. К сожаленью, как музей это место теперь не работает, а стало просто заброшенной дачей потомков создателя музея Зимина Юрия Анатольевича, которые даже разделили участок, планировали то ли застраивать, то ли продовать. Даже злой собаки не наблюдается, как гласит табличка. А ведь еще до конца 2000-х годов здесь было "тусовочное" место кузнецов со всей России.
Если найдутся родственники или последователи Зиминых, то с удовольствием размещу более объективную информацию про музей, самих Зиминых и т.п., чем эту, которую сумел собрать в Интернете. И очень хотелось бы чтобы музей был восстановлен! Музейный потенциал здесь есть, рядом дача художника Грабаря И.Э.

Иванович Зимин. Он родился в 1895 году в Гавриловом Посаде Суздальского уезда Владимирской губернии в семье Ивана

Ивановича Зимина - управляющего лесопильными заводами в городе Балахне, расположенного близ Нижнего Новгорода.

После окончания с серебряной медалью Первой Нижегородской классической мужской гимназии в 1913 году Анатолий поступает на

механическое отделение Императорского Московского Технического Училища (ИМТУ), с которым не расставался до конца своей

жизни. В годы первой мировой войны он, как и многие студенты ИМТУ, был направлен на оборонные заводы. Он работал в токарных, снарядных и шрапнельных цехах в Воронеже, Нижнем Новгороде (Сормово), Перми, на Высокогорском механическом заводе (бывш. заводе Демидовых) в Нижнем Тагиле.

В 1920 году в Московском Высшем Техническом Училище (МВТУ) состоялся срочный выпуск первых советских инженеров, среди которых был и успешно окончивший курс Анатолий Иванович Зимин. Он был оставлен в училище для преподавательской деятельности.

А.И. Зимин - основоположник научной школы в области обработки материалов давлением, кузнечно-прессового машиностроения,теори и пластических деформаций и кузнечно-штамповочного производства. Его практическая инженерная, научная и педагогическая деятельность началась в МВТУ на кафедре «Металловедение» под руководством профессора И.И.Сидорина, который одновременно был заместителем А.Н.Туполева в программе создания первых советских цельнометаллических самолётов. Под их руководством в 1922 - 1927 г.г. Анатолий Иванович вел работы по испытанию материалов, выбору и отработке конструкций элементов самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-4 и поэтому является участником создания первых отечественных цельнометаллических самолетов.

Но уже в следующие годы он полностью посвящает себя кузнечной науке, технике и производству. Кроме пытливого ума и неиссякаемой работоспособности, он обладал талантом создавать творческие коллективы, находя и привлекая к научной и педагогической деятельности способную молодёжь. Для работы, организованной в 1928 году, первой в стране кузнечной лаборатории Московского отделения Всесоюзного института металлов, которую возглавил Анатолий Иванович Зимин, он приглашал, главным образом, выпускников МВТУ. Через несколько лет это отделение было преобразовано в ЦНИИТмаш, а кузнечная лаборатория превратилась в один из ведущих отделов всемирно известного научно-исследовательского института. В 1930 году Анатолий Иванович Зимин в МВТУ основал первую в мире специализированную кафедру по обработке металлов давлением. В течение 44 лет, вплоть до 1974 года, он был её бессменным руководителем и все эти годы она безусловно была лидером среди родственных кафедр страны.

Анатолий Иванович - первый Председатель Всесоюзного научно-инженерно-технического общества кузнецов и штамповщиков (ВНИТОКШ), один из инициаторов создания головного института ЭНИКМАШ и отраслевого журнала «Кузнечно-штамповочное производство» . Так был создан творческий коллектив, в котором под руководством А.И.Зимина успешно трудились многие талантливые учёные-инженеры. Среди учеников Анатолия Ивановича, в разные годы окончивших кафедру МВТУ или работавших под его руководством, дважды Герой Социалистического Труда академик А.И.Целиков, академик АН БССР С.И.Губкин, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора Е.П.Унксов, В.И.Залесский, И.А.Норицин, Е.А.Попов, Б.В.Розанов, Г.А.Навроцкий, Л.И.Живов, А.Г.Овчинников, Е.И.Семёнов, Л.Н.Соколов, М.В.Сторожев, Л.В.Прозоров, Е.Н.Мошнин, Н.М.Золотухин, А.Д.Матвеев, И.И.Казакевич, Э.Ф.Богданов, Ю.А.Бочаров, Н.С.Добринский и др.

Сам Анатолий Иванович активно и плодотворно работал практически во всех направлениях кузнечной науки и техники. Он автор более 80 изобретений и 175 научных трудов, среди которых фундаментальные исследования по теории и расчётов паровоздушных молотов и винтовых фрикционных молотов (прессов), гидровинтовых и гидроимпульсных пресс-молотов и установок, процессов автоматизации, вопросов культуры и экологии кузнечно-штамповочного производства. Он был инициатором нового технико-экономического направления в мощном гидропрессостроении - создании специализированных одноцилиндровых гидропрессов силой 150 и 300 МН с давлением в гидросистеме до 1000 кГ/см2. Его система автоматизации на принципе штамповки в выносных блок-штампах-новое слово в комплексной автоматизации многономенклатурного производства. Его труды и мысли вложены в создание самых мощных в мире гидравлических штамповочных прессов и бесшаботного молота с энергией удара 1500 кДж. Его идеи о перспективности гидровинтовых молотов прекрасно воплощены фирмой «Hasenclever», создавшей гидровинтовой молот с усилием 315 МН.

А.И.Зимин создал «Периодическую систему энерготипов кузнечно-прессовых машин», которая даёт принципиальный и далёкий прогноз развития кузнечного оборудования. Изданный под его редакцией раздел «Кузнечно-прессовое оборудование» Энциклопедического справочника машиностроения отразил целую эпоху отечественного машиностроения. А.И.Зимин был членом экспертных советов секций «Машиностроение» и «Металлургия» Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. Он основатель и редактор сборников МВТУ «Машины и технология обработки металлов давлением». А.И.Зимин - кавалер двух орденов Ленина. Кроме того, он был человеком большой культуры, интеллигентом в самом высоком понимании. Его доброжелательность, отзывчивость и трудолюбие снискали ему уважение всех, кто с ним общался. А.И.Зимин был человеком разносторонних интересов: наряду с главным увлечением наукой и техникой он писал стихи, музицировал, рисовал. Это был человек высокой нравственности, создавший дружную семью. Он всегда с любовью и заботой относился к жене Елизавете Константиновне, детям и внукам.

Брат Анатолия Зимина - Зимин Алексей Иванович также был профессором МВТУ имени Н.Э.Баумана, преподавателем высшей математики. Оба похоронены на Николо-Архангельском кладбище.

Через год посел его смерти в 1975 году на даче А.И. Зимина в Салтыковке был создан не имеющий аналогов в мировой практике Музей кузнечной науки и техники. В те времена перед музеем располагалась огромная лопасть корабельного винта и огромный коленвал. Продолжателем дела отца стал его сын Зимин Юрий Анатольевич, который умер в 2008 году.

Юрий Зимин стал основателем и президентом Кузнечной академии. Участвовал в сстановлении современного оружейного дела. В 1988 году он продавил создание "Музея кузнечной науки и техники" в подмосковной Салтыковке. Действительно, продавил - за настойчивость и неуклонность его звали "Железный Феликс". Туда на Первый фестиваль-конкурс кузнецов съехались 200 самых неуемных энтузиастов кузнечного дела, со всего Союза, со всей России. Среди них были и очень нелегальные тогда оружейники. Встретились, познакомились, обрадовались и поняли, что они не одни такие.
Юрий Зимин был доктор наук, профессором кафедры «Обработка металлов давлением и металлургическое оборудование» Московского государственного металлургического института.
Интересен тот факт, что день смерти отца и защиты диссертации у Юрия Зимина совпали. Состояние на душе Юрия Анатольевича было вдвойне напряженным. Но, не смотря на это, он успешно защитил свою работу. Жаль, что отец немного не дожил до этого момента.

Музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостямиДом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Дом-музей стал культовым местом проведения одноимённых фестивалей, встреч и мастер-классов. Сообщество профессиональных кузнецов во главе с Зиминым не раз побывало в отдалённых уголках нашей необъятной родины, в том числе и на Байкале, где проходил Всероссийский фестиваль кузнечного искусства. Но всегда «укротители огня и металла» возвращались в Балашиху, в тёплый уютный дом семьи Зиминых, где они поистине чувствовали себя желанными гостями.

Мне удалось найти информацию о последнем фестивале кузнецов через год после смерти Юрия Зимина - в 2009 году.

Большинство фотографий под катом с профиля Изабеллы Николаевны Черкасовой, 1951 года рождения, она окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1975 г. канд. техн. наук, зав. лабораторией кафедры "Технологии обработки давлением" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор свыше 25 научных работ в области технологии горячей штамповки. Она собрала много материалов по кузнечному делу на своем сайте.